Лекция в школьном музее

Обновлено: 06.07.2024

Урок проводится с целью воспитания интереса к истории родного края, обычаям и традициям своего села.

Учащиеся знакомятся с основными функциями русской печи, а также с причиндалами русской печи.

Урок предполагает элементы поисковой деятельности учащихся (беседы с жителями села, сбор информации о причиндалах русской печи, анализ результатов своей деятельности).

Учитель при объяснении нового материала использует элементы лекции, которые легко усваиваются шестиклассники. Подчеркивается необходимость знать свою историю и передавать накопленные знания последующим поколениям.

В заключении урока учитель призывает изучать нашу историю, помнить и беречь традиции своего народа.

Содержимое разработки

В гости к русской печи

Форма урока: урок-путешествие.

Формирование представлений о жизни и быте русского народа.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, гражданское становление личности.

Сохранение бережного отношения к традициям и обрядам русского народа.

Сформировать у учащихся знания об основных функциях русской печи .

Познакомить с приспособлениями для русской печи.

Заинтересовать историей родного края, пробудить желание изучать, беречь традиции своего народа.

Привлечь внимание к музею, пробудить стремление посещать музей.

Пополнить словарный запас детей.

- Изучение литературы, подбор материала.

- Поисковая деятельность, работа с населением.

- Знакомство и практическое выполнение работ

- Накопление и систематизация творческих работ учащихся.

Ход занятия

I .Вступительное слово учителя:

Сегодня в школьном краеведческом музее собрались путешественники. Наш маршрут проходит по русской избе. Во время пути вы не только покажите свои знания, но и узнаете много нового, интересного из истории нашего народа, а чтобы узнать главную героиню нашего путешествия, отгадайте загадку:

Стоит девица в избе,

А коса на дворе.

Лето придёт –

Не глядят на неё,

(дети отгадывают загадку)

II . Путешествие по станциям.

1 ученик. Моя профессия – давать тепло.

Основные функции печи - это обогрев помещения. В холодную русскую зиму сохранить тепло в доме, значит перезимовать и выжить, поэтому печь всегда главный атрибут любого русского дома.

Русская печка всегда стоит практически в центре дома, чтобы обогревать все его уголки равномерно. Любой дом теряет тепло через двери, окна, пол, потолок, поэтому расположение печи в центре дома, позволяет прогревать его лучше всего.

2 ученик. Моя профессия – давать место для отдыха.

Ещё одна функция печи, это использование ее для сна. Полати, это приподнятые полки-лежанки для спанья, расположенные обычно между стеной дома и печью, либо между углом двух стен и печью. Обогрев полатей - тоже задача печи.

Летом, когда печь для обогрева не топится, на полатях сушили овощи и фрукты. В зимний же период, нет лучшего места для сна, чем на теплых, от долго остывающей печи, полатях.

Полати могли быть и двухэтажными, где снизу спали взрослые, греясь теплом от печки, а вверху дети - теплый воздух поднимается вверх и там тоже всегда тепло.

На больших печках на полатях помещается до пяти-шести человек, то есть по сути, полати, это общая спальня.

3 ученик. Моя профессия – банщик.

4 ученик. Моя профессия – лекарь.

Вот так печка-лекарь!

5 ученик. Моя профессия – осветитель.

Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.

6 ученик. Моя профессия - предсказатель погоды.

Как печка предсказывает погоду ? По ее поведению предсказывали погоду . Если сильная тяга в печи , то на мороз, а если слабая – на сырую погоду ; красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель .

ученик. Моя профессия – обряды.

Около печи давались клятвы, совершались различные обряды.

Во время грозы в печи разводили огонь, чтобы утихомирить бурю.

При переходе в новый дом нужно было перенести в новую печь угли из старой и трижды обойти вокруг печи, чтобы в доме всегда были достаток и тепло.

Чтобы домашние животные не болели, вновь народившийся молодняк приносили в избу и прикладывали к печи.

8 ученик. Моя профессия – жилище для домового.

Издавна считалось, что печка – это место проживания домового, поэтому на новоселье домового переносили из старого в новый дом в горшке с горячими углями, вынутыми из печи.

Учитель. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с функциями русской печи. И у русской печи есть еще одна профессия – готовить еду.

Русская печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печку три больших чугуна. Первый - для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей. Весь день печь пыхтит – старается.

Существуют и приспособления для работы с русской печью.

ученик. Приспособления для работы с русской печью.

Для приготовления пищи пользовались чугунками, ухватами, сковородниками и, конечно, сковородами. Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. Была так же специальная посуда для томления молока.

Иногда обходились и вовсе без посуды - например, для приготовления подового хлеба, который выпекался прямо на поверхности пода после топки.

Приспособления для русской печи:

кочерга - для лучшего укладывания дров в огне, перемешивания углей, очистки печи;

печной совок - для очистки печи от золы;

ухват или рогач - ставить и доставать из печи чугуны;

чапельник - для перемещения чапел;

сковороды и чапелы (сковороды без ручки);

садник - деревянная лопата для посадки и доставания из печи хлеба и выпечки;

чугуны - чугунная, реже алюминиевая, огнестойкая посуда;

печные горшки - чугунные либо алюминиевые для варки и тушения;

корчаги - глиняная посуда для нагрева воды;

крынки (кринка) - топить молоко;

утятницы (гусятницы) - тушить мясо, овощи, птицу;

противень или судок - для жаренья или выпекания, аналог сковороды;

помело - обметать перед посадкой на него хлеба;

ометалочка - обметать от золы и сажи шесток;

и другие нужные инструменты

Ученик 10. Как готовили в русской печи.

Конструкция печи позволяла использовать одни и те же ее части для различных видов тепловой обработки пищи. Пищу можно было варить или парить, жарить, печь или томить. Обычно:

жарили у входа в топку;

на шестаке подогревали ранее приготовленную пищу;

томили продукты внутри печи, после топки;

на поду - выпекали.

Блюда, приготовленные в русской печи, отличаются от современных блюд тем, что готовились они на остывающем жару, что создавало постоянный эффект томления продуктов, тогда как сейчас принято готовить на открытом огне, что дает постоянное увеличение температуры. При старом способе приготовления пищи, лучше сохранялись от тепловой обработки полезные свойства, качества, витамины исходных продуктов, что конечно сказывается на вкусе конечного блюда.

Учитель. На нашей станции вам надо выполнить несколько заданий.

Черный конь прыгает в огонь? (Кочерга)

Рогат, да не бык. Хватает, да не сыт. Людям отдает, а сам на отдых идет.

Если работает она, не будет голодная семья. (Печка)

Книзу узок, вверх широк, не кастрюля… (Чугунок)

Кашу из печи тащит, чугунок очень рад, что его схватил…(Ухват)

Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой, ждёт лошадка у ворот, открывай пошире рот. (Ложка)

2.Собери пословицы о русской печке.

3.Пронеси ухватом чугун (по времени).

Учащиеся поют частушки:

В русских избах отводили

Печке место главное:

Ею грелись, в ней варили,

Вот так печка славная!

Хорошо на русской печке

Вместе с бабушкой лежать:

Как нагреет свои кости,

Может сказку рассказать.

Говорят, что в каждом доме

Домовой в подпечке жил.

Если хлебушка оставят,

Он по-доброму шутил.

И в приметах образ печки

Дым столбом стоит - к морозу

А к теплу он - стелется.

Да, недаром чудо-печки

На Руси так славились,

В русской печке наши предки

Словно в бане парились.

Хороша ты, чудо-печка,

И бела и широка!

В русских избах отводили

Тебе место главное!

Зловещий призрак снова бродит.
Восходит ржавая трава.
И снова жизнью верховодит
Иван, не помнящий родства.

Но мы спасаем наши души,
Спасаем рвущуюся нить.
Возможно, здание разрушить,
Но души - не разъединить…

Домашнее задание

Напишите письмо о печке тем ребятам, которые будут учиться через 50 лет. К тому времени о печке будет известно только из книг. Поможем нашим друзьям узнать больше интересного из истории нашего народа. Вам надо заполнить пропуски. Получится письмо. Используйте подсказки (см. Приложение 1).

Используемая литература

1. Материал, собранный активистами школьного краеведческого музея МБОУ Моисеево-Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области

2.Рассказ методиста школьного краеведческого музея МБОУ Моисеево-Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области Сахарова Валерия Ивановича.

Лекция для учащихся 5-8 классов проводится в школьном историко-краеведческом музее "Живи и помни". Лекция о солдате-односельчанине, на которого пришла похоронка с войны.

ВложениеРазмер
ty_zhe_vyzhilsoldat_lekciya_o_budkove_p.f.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция по экспозиции

Руководитель: Матиенко О.Я.

экскурсовод: Павлинова С,

ученица 9 класса

  1. воспитанию чувств истинного патриотизма, заключающегося в уважительном отношении к подвигу своих соотечественников в годы Великой Отечественной войны, послевоенные годы;
  2. развитию интереса к истории Родины на примере судьбы односельчанина Будкова П.Ф.

1. Психологический настрой

Победа, как она досталась?

Каким путем мы к ней пришли?

И раны были и усталость,

И шрамы на груди земли,

Могилы братские, в которых

Бойцы погибшие лежат,

И въевшийся всем в лица порох

На безымянных рубежах.

В то утро 22 июня 1941 года у миллионов советских людей оборвалась мирная жизнь. Никто тогда еще не знал, что большая беда станет великим испытанием для всего народа. Свыше 27 миллионов человек погибло в той страшной войне. Среди живых не осталось ни одного, кто не изведал бы горечь потери.

Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание чувствуется и теперь. Ведь она круто изменила жизнь целой страны, вошла в каждый дом, в каждую семью.

Да, война отгремела давно. Но забывать об уроках того времени мы не вправе, забывать о тех, кто подарил нам право на жизнь, не смеем!

Герои Великой Отечественной войны всегда будут для нас примером мужества, героизма, истинного патриотизма, основанного на гуманности и человеколюбие.

2. Судьба человека.

В нашем музее сохранились некоторые документы, рассказывающие об интересной судьбе нашего односельчанина Будкова Петра Федоровича.

Начало войны Петр Федорович Будков встретил восемнадцатилетним юношей. 9 ноября 1941 года он был призван в ряды Советской Армии. Обучение воинскому делу он проходил в городе Бийске. Ввиду военного времени оно было недолгим, и уже в январе 1942 года Петр Федорович находился в рядах защитников Ленинграда.

Часть, в которой служил Петр Федорович стояла в городе Старая Русса, она входила в Северо-Западный фронт, ведущий тяжелые, кровопролитные бои, отстаивая Ленинград. Каждый день приходилось отражать многочисленные атаки фашистских войск.

Здесь, под Старой Руссой, Петр Федорович получил боевое крещение. В феврале 1942 года, во время атаки, он был ранен в руку, но части своей не оставил. В марте этого же года тяжелое ранение вывело его на время из строя. На этот раз Петр Федорович был эвакуирован в тыл. Госпиталь в котором он проходил лечение, находился в городе Красноярске. Раны зажили. И начало 1943 года Петр Федорович встретил в Туле, где был включен в состав маршевой роты, готовящейся к отправке на фронт. В это время на фронте уже явно обозначился перелом. Под Сталинградом фашисты потерпели сокрушительное поражение.

В начале лета 1943 года в районе Курской дуги советским командованием готовилось сражение, в котором наш земляк принял участие в составе мотострелкового батальона, входящего во второй Белорусский фронт.

5 июня немецко-фашистские войска предприняли массированное наступление в районе Курска.

Все это время Петр Федорович находился на передовой, обеспечивая связь командира роты с другими подразделениями. На третий день контрнаступления неподалеку от него взорвался тяжелый снаряд. Свет померк перед глазами, и наступила тишина…

Батальон продолжал наступление, а Петр Федорович перестал числится в списках своей части, как погибший смертью храбрых в боях за освобождение нашей Родины.

Домой, в Смирненькое полетела черная весть… Родные получили похоронку.

Всем смертям назло был жив солдат.

Контуженного, тяжелораненого, полузасыпанного землей, его подобрали солдаты другой части. Снова госпитальная койка. На этот раз в городе Горьком, где он находился на излечении 11 месяцев.

Стоял март 1945 года. Часть вела бои в Прибалтике. Нашим войскам предстояло овладеть городом Кенигсбергом. Город считался неприступной крепостью. Фашистская пропаганда заявляла, что советским войскам никогда не овладеть городом. Но город был взят, правда, ценой многих жизней. Это был последний город в штурме которого участвовал наш земляк. Их бригада была отправлена в г. Осиповичи на переформирование. Затем установление мирной жизни в Западной Украине и Белоруссии…

3. Письмо красных следопытов.

Началась мирная жизнь. Нашел свою половину, образовалась большая работящая дружная семья в которой росли 3 дочери и сын.

1975 год. Страна готовилась отметить 30-летие Победы над фашизмом, а в семью Будковых пришло письмо с орловщины, адресованное маме Петра Федоровича, но ее уже не было в живых и письмо прочел сам Петр Федорович.

Красные следопыты писали матери о том, что ее сын геройски погиб 14.июля 1943года на орловщине и похоронен со всеми почестями в братской могиле которая находится в деревне Мелынь Мценского района Орловской области. Просили его фото, написать каким он был.

Что чувствовал Петр Федорович читая это письмо ? Известно ему одному.С этим письмом он пришел к Ключниковой Вере Георгиевне и рассказал эту истории. Затем была статья в районной газете.( от 27 ноября 1975 года) Вместе они решили написать ответ, а вот съездить бывшему солдату к братской могиле не пришлось, хотя мечта такая была.

На экспозиции также представлены часть наград- юбилейные медали и орден Отечественной войны 2 степени с удостоверениями.

Личные документы подарены дочерью Валентиной Петровной Будковой (Войлоковой).

Ты же выжил, солдат

Хоть сто раз умирал…

Жизнь Петра Федоровича похожа на слова из этой песни.

Умирая несколько раз он остается живым в памяти своих односельчан.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час, посвященный Сталинградской битве "Ты же выжил, солдат!"

Классный час, посвященный Сталинградской битве "Ты же выжил, солдат!" Данная разработка классного часа может использоваться классным руководителем в целях улучшения патриотического воспитания детей.


Классный час "Ты же выжил, солдат!"

Классный час посвящен жителям села Никольское Троснянского района Орловской области, ветеранам ВОВ.


ДЕНЬ ПОБЕДЫ ("Ты же выжил,солдат!")

Сценарий праздничного театрализованного концерта, посвященного Великой Победе.реализован в Центре реабилитации инвалидов( ментальные нарушения) Может фрагментарно использоваться в школе.


Лекция в школьном музее ко Дню защитника Отечества

Расширить и углубить представления детей о празднике, посвященом Вооружонном Силам России.


День неизвестного солдата "Ты же выжил солдат!"

Данное мероприятие было посвящено Дню Неизвестного Солдата. Этот праздник отмечается с 2007 года по указу президента. Познавательное занятие интересное, материал подобран в соответствии с возрастными .


Презентация к познавательному занятию "Ты же выжил солдат!"

Презентация предназначена для проведения познавательного занятия ко Дню Неизвестного Солдата.


Литературно-музыкальная гостиная "Ты же выжил, солдат"

Гостиная подготовлена в сооавторстве с учителем музыки, Гуляевой Т.В. и учителем русского языка Ворониной Л.Ю. для ветеранов Великой Отечественной войны. Музыкальные номера перемежаются стихами и отры.

t1604330509aa.jpg

Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста умению воспринимать предметный мир культуры, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру, способности бережно относиться к культурному наследию, воспитание эстетических и нравственных идеалов, патриотизма и музейной культуры, сотрудничество с семьями детей.

Задачи игры:

повышение мотивации к познавательной деятельности;

активизация интереса воспитанников к отечественной и местной истории, истории семьи;

формирования навыка поиска необходимого ответа при смысловом восприятии полученной информации об экспонате музея;

развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы: знакомство с историко-культурной средой школьного музея;

создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства между школой и семьёй;

формирование у молодого поколения представления об историческом времени и пространстве;

формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, музейным ценностям;

развитие творческих и коммуникативных способностей детей, проведение полезного досуга детей с родными.

Место проведения игры: школьный историко-краеведческий музей.

Форма занятия: музейно-педагогические занятие в форме экскурсии-игры.

Участники : воспитанники ГДО, обучающиеся 1-4 классов, родители, бабушки и дедушки детей.

Педагогические приемы и методы:

- проектно-исследовательская: п роектно-исследовательская технология является ведущей и результативной в работе нашего школьного музея. Она заставляет ребят мыслить, учит анализировать, работать с дополнительным материалом, учит работать в команде, что непосредственно готовит детей к взрослой жизни и способствует развитию метапредметных компетенций учащихся. Учащиеся сами планируют свой путь поиска, учатся работать с различными источниками, исследуют проблему, создают непосредственно творческий проект, используя полученные данные, приводят необходимые аргументы в доказательство своей точки зрения;

-игровая технология: соревновательный момент и погружение в историю организовано в форме игры;

- технология критического мышления;

- эвристический метод работы;

- технология сотрудничества и коллективно-творческого дела.

Формы и способы организации деятельности на занятии: групповая работа в команде, работа в паре с родителями.

Ход мероприятия

- Приветствие гостей музея. Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным? Предлагаем вашему вниманию универсальные правила поведения в музее, соблюдать которые уместно в любом храме искусства, которые изложил С.Михалков:

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет,
Любую вещь, любой предмет,
Здесь сохранит народ.

- Какие правила поведения в музее можете добавить вы? Повторение правил поведения в музее: (перед походом в музей необходимо выключить звук телефона, вести себя скромно, культурно, не трогать экспонаты руками, слушать, стоять полукругом, не мешать экскурсоводу, не трогать ограждения, делать фото с разрешения).

- Зачем создают музеи?

- Как вы думаете, что будет храниться в музеях чрез 40-50 лет?

- А сейчас что храниться в музеях?

Участникам мероприятия отправляются на экскурсию по основной экспозиции музея, где ребята отвечают на вопросы интеллектуальной викторины, по описанию находят музейные экспонаты, отгадывают загадки и раскрывают секреты музея. В работе детям помогает Совет мудрецов, в который входят родители.

- Сейчас я прошу вас вместе со своими родителями пройти по музею, рассмотреть внимательно все экспозиции и предметы в музее. Потому что затем мы будем играть с вами в игру. Я буду загадывать вам предмет, описывая его, а ваша задача отгадать его, найти в музее и показать. Кто отгадывает, тот получает жетон за правильный ответ.

В жюри – Совет мудрых ( родители, бабушки, дедушки) можно обратиться за помощью и разъяснениям появившихся вопросов по ходу игры.

Вопросы-задания для экскурсии-игры:

t1604330509ac.jpg

1 ) Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой создания и мудростью, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в нем, никогда не отсыреет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат. В одних хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. В них хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко, наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло, И так научились мастера донышки ему подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.
С ними ходили в лес по ягоды - за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой, черникой. Так было раньше, в наше время они перешли в разряд сувениров, хотя и не утратили своего прежнего назначения (туес берестяной)

t1604330509ad.jpg

2) Сосуд для сыпучих или твердых продуктов из дерева. Людей, которые их делали, называли бондари. У них одно дно. Изготовить его опытному мастеру не составляет особого труда. Соединенные вместе и стянутые обручами деревянные боковики образуют основу изделия. Обручей два: один сверху, другой - снизу. В них держали зерно и муку, а в погребе — различные соления и квашения. (Бочонок деревянный выдолбленный с железными обручами)

t1604330509ae.jpg

3 ) Это изделие состоит из деревянного обода и спиц. Снаружи окованы металлической полосой (шиной). Использовали для передвижения телег, тачек. Сейчас используют другие железные. (колесо деревянное)

4) Глиняный сосуд для молока, а также другой жидкости – кваса, домашнего пива, простокваши. Из глины делали, потому что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига. По свидетельству археологов была известна ещё 11 веков назад. Она однотонная - от светло-кремового, до красно-коричневого и почти черного цвета. Имеет зауженное горлышко (крынка, кувшин)

5) Иногда их шили своими руками для своих детей, так же ка и эту.

В древности им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. С одной можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения.

Готовую укладывали в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что она оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Многие передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

Девочки-подростки делали таких себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу.

Делали их из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек, а также использовали и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д. (кукла тряпичная)

6 ) бытовой предмет, которые использовали сельские жители до начала 20 века, особенно женщины для расчесывания (волос, шерсти, волокна, пряжи) и прядения. делали из дерева, украшали с особой изобретательностью. Дарили, передавали по наследству (гребень деревянный)

7) приспособление для прядения — палка или доска, часто укрепленные в подставке (донце), на которую привязывают пряжу (кудель) — символ женского начала и оберег от нечистой силы. Гребень (льночесалка) применялся для чесания трёпаного льна и конопли, а также вымытой шерсти (Прялка деревянная)

!! В полной методической разработке представлен полный перечень, разработанных для игры заданий. Основная тематика вопросов-заданий: предметы быта семьи XIX и XXвв.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

(полученные задания выполняются совместно с родителями)

(Задание зависит от возрастной группы присутствующей на игре)

Группа дошкольного образования

Вылепить из пластилина тот, предмет который вам больше всего понравился, запомнился. Подготовить небольшой рассказ о нем.

(заранее заготовлены иллюстрации-шаблоны: танки, самолеты. Солнце, деревья, голуби, вечный огонь и т.д.)

(Обучающимся заранее сообщается о необходимости прийти с блокнотами) Задание: придумать вопрос-загадку о предмете в музее.

t1604330509ab.jpg

Полученные результаты:

- расширение и углубление знаний по истории семейного быта и формирование духовных ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения;

- развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы, приобретение учащимися новых компетенций;

- прививание первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы.

- проведение на базе музея мероприятия, тематического занятия с использованием экспонатов музея.

- сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;

- проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с историей семьи, семейных ценностей и традиций;

- расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, является связующей нитью между школой и семьей.

- Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Психолого-педагогические ресурсы музейной педагогики

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики: эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.


Практика проведения уроков, экскурсий и занятий в музее показывает интерес и высокий уровень мотивации учащихся к таким формам организации обучения. Это дает основания полагать, что такие уроки, внеклассные занятия имеют ряд важных психолого-педагогических ресурсов, повышающих успеваемость и качество усвоения материала учащимися.

Первое на что следует обратить внимание, это - большой воспитательный потенциал уроков, проводимых в музее, а также их направленность на развитие личности учащегося. Также отметим, что наблюдение за учащимися младших классов, беседы с ними, анкетирование доказывают, что поездка в музей, занятия в музее являются наиболее запоминаемыми событиями, проводимыми в течение учебного года (наряду со спортивными праздниками и посещением цирка).


Вторым психолого-педагогическим ресурсом можно назвать системность восприятия. Во время урока, проводимого в музее, включаются различные каналы восприятия информации: визуальные, аудиальные, кинестетические, развивается образное восприятие предмета или явления и художественный вкус, формируются условия для развития конвергентного и творческого мышления, актуализируются рефлексивные навыки и процессы.

В структуре урока или занятия в музее нами выделяются 3 важных этапа:

1) подготовка урока, экскурсии в музее;

2) проведение урока, экскурсии;

3) подведение итогов.

На всех этапах необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Тщательность подготовки и планирования - важный компонент организации урока в музее, от которого зависит эффективность и успешность проведения занятия. На первом этапе ставятся цели и формулируются задачи урока, проводится отбор содержания и подбор способов для активного восприятия информации (постановка серии проблемных вопросов перед началом урока-экскурсии; постановка творческих задач - сделать наброски заинтересовавших предметов, ответить письменно на поставленные вопросы) и т.д. Так, в начальной школе мотивация создается за счет комфортности образовательной среды (внешние условия и психологическая атмосфера занятий - внешний вид педагога, его голос, интонации, и т.д.). Для учащихся младших классов интересны соревнования со сверстниками, одобрение референтного взрослого (педагога, родителей). Истоками учебной мотивации в любом возрасте могут быть: интерес к информации (познавательная потребность); интерес к способу действия (понять, как что делается); интерес к людям, организующим процесс обучения; потребность в самовыражении и самопрезентации; актуализация творческой позиции; осознание значимости происходящего для себя и других (осознанная мотивация).

Отметим, что с психологической точки зрения, большое значение имеет воздействие экспозиции, которое должно быть полимодальным, т.е. построено таким образом, чтобы включались различные органы чувств (посредством цветового и светового оформления, включения материалов различной фактуры, звукового сопровождение и др.).

На этапе проведения любого урока важен благоприятный эмоциональный фон и психологический климат урока (доброжелательность, взаимоуважение, комфорт, сотрудничество). Психологически и физиологически обосновано включение в такие уроки игровых моментов - конкурсов, соревнований, физкультпаузы. Хорошо, если урок в музее организован не с целым классом, а с его частью (10-12 человек - оптимальное количество для полноценного усвоения информации). Это можно организовать в рамках факультатива, спецкурса или элективного курса. Проведение урока в виде лекции слабо актуализирует мотивационные процессы. По данным различных психологических исследований лекция дает небольшой процент сохранения информации.

Четвертый психолого-педагогический ресурс - возможность раскрытия творческого потенциала личности (как педагога, так и учащегося). Педагогу важно создавать условия для творческого самовыражения учащихся. Эта задача может решаться через систему творческих заданий учащимся: сочинение, рассказ, отзыв, эссе, рисунок, поделка, рассуждение, репортаж, статья и др. Необходимо побуждать учащихся к содержательному оцениванию увиденного и услышанного в процессе урока-экскурсии. Предъявляя материал для сравнения, возвращаясь к просмотренному, педагог активизирует размышления учащихся.

Особым видом развивающей и творческой работы в музее может стать самостоятельная подготовка учащимися (или группой учащихся) классного часа в залах музея или самостоятельная исследовательская работа (индивидуально или в группе).

Пятым психолого-педагогическим ресурсом, отражающим специфику урока в музее, является динамичность и вариативность организации процесса и содержания обучения.

Обобщая вышесказанное, отчетливо просматриваются психолого-педагогические ресурсы урока, экскурсии в музее:

реализация принципа наглядности обучения;

укрепление связи полученных знаний с жизнью;

повышение научности обучения;

развитие личности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный урок затрагивает тему, весьма актуальную в настоящее время, отражает повышение в обществе интереса к истории страны, возрождение её духовных традиций. Занятие способствует формированию у учащихся гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

Материал урока призван расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны и, что самое важное, вызвать интерес к самостоятельному поиску и анализу информации по этой теме, реализуя тем самым деятельностный подход в обучении.

Структура урока построена таким образом, что предполагает преобладание деятельности учащихся над деятельностью учителя. Учитель лишь направляет ход урока, акцентирует внимание на его особо значимых моментах.

Используемая на занятии форма работы в группе развивает коммуникативные навыки.

Продолжительность занятия: 1 урок (45 минут).

Форма проведения урока

Урок построен в форме урока-экскурсии (с элементами деловой игры).

Изучаемые элементы

Исторические факты Великой Отечественной войны, рассмотренные через изучение судеб ветеранов Нижегородского района города Москвы.

Место проведения урока

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, проектор, колонки, экран; презентация;

Использованные материалы.

Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33

Воспоминания ветеранов Нижегородского района города Москвы Крупеникова М.М., Кургузова В.Ф., Колесникова М.И.

Материалы семейных фотоальбомов учащихся школы.

Методическая разработка Полянской Е.Ю. ГБОУ СОШ № 1222

СЦЕНАРИЙ УРОКА (ПО ФГОС)

Класс: 10

Цели урока:

-деятельностная: развитие познавательной активности, умения самостоятельного поиска и анализа информации; формирование способности обучающихся к новому способу действия;

-образовательная: расширение знаний о событиях ВОВ.

Технологии: при проведении урока и подготовке к нему используются проблемная, исследовательская, информационная технологии

Формы работы: индивидуальная, групповая

Средства обучения: компьютер, проектор, звукозаписи, презентация, экспонаты школьного музея

1.Орг. момент

Учитель проверяет готовность класса к уроку.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

2.Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, определение темы занятия.

Деление можно провести по рядам (3 ряда- 3 группы)

Учащиеся после обсуждения дают свои ответы. Возможные варианты: слово, произведения искусства (музыка, живопись, книги и т.д.), память.

-Как вы думаете, о связи с какими событиями нашей истории пойдет сегодня речь. Обсудите в группе.

Учащиеся высказывают свои предположения (события Великой Отечественной войны)

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в деятельности учащихся, обеспечение настроя на восприятие материала

- Ребята! Вы на протяжении многих лет изучали многочисленные войны, выпавшие на долю нашего народа. Трудно найти такой век, когда нашим предкам не приходилось браться за оружие.

События Великой Отечественной войны занимают в истории нашей страны особое место. Как вы думаете, почему?

-Почему так важно сохранить память о ВОВ? Посовещайтесь в группах и дайте развернутый ответ.

Учащиеся совещаются в группах, отвечает представитель группы.

Сколько лет прошло после Великой Отечественной войны?

Учащиеся: 70 лет

Конечно, для истории 70 лет - всего лишь миг, но по меркам человеческой жизни – это довольно большой срок.

Учащиеся обсуждают и дают ответы, поясняя свой выбор.

Учитель: Подводит детей к проблемному вопросу.

- Ребята, вы конечно же знаете, что любая книга, картина, фильм- это субъективный взгляд автора на то или иное событие, а изучение истории по учебнику многим кажется скучным.

Как же сделать так, чтобы события военных лет стали ближе и понятнее нам и будущим поколениям?

Учащиеся высказывают свои предположения.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: обеспечение осмысления материала.

Учитель: Для того, чтобы приблизиться к ответу на поставленный вопрос, я передаю слово представителям нашего школьного музея.

Представитель музея(1)
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.

Слово представителя музея (2):

Сегодня мы предлагаем вам проследить за жизнью нескольких солдат этой войны.

5.Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: вызвать у учащихся интерес к дальнейшей самостоятельной работе по изучению событий ВОВ

1.Представитель музея (1):

Перед вами выступит наша одноклассница Настя Позднякова. Она проделала объёмную исследовательскую работу, выясняя обстоятельства и подробности жизни своего дедушки.

Выступление представителя музея (3)

Рассказ Поздняковой Анастасии о ветеране в ее семье ( см.: презентация, текстовые материалы)

Представитель музея (1):

Действительно, перед нами живая история. А сейчас еще одно выступление нашей одноклассницы с рассказом о своих бабушке и дедушке.

Выступление представителя музея (4)

Рассказ Целоватовой Марии о ветеране в ее семье ( см.: презентация, текстовые материалы)

Представитель музея(2):

Ребята, все, что вы узнаете, вы сможете рассказать своим детям и внукам, и нить, связывающая времена не прервется.

Участников той страшной войны становится, к сожалению, с каждым годом все меньше. Возможно, ваших бабушек и дедушек уже нет в живых. Но с нами рядом, в нашем районе живут ветераны, которые помнят военные годы. Очень важно успеть расспросить их обо всем, встречаться с ними как можно чаще. Наш школьный музей ведет в этом направлении активную работу. Сейчас экскурсоводы нашего музея расскажут вам истории еще нескольких судеб, связанных с войной.

Экскурсоводы (1,2)

Пролетели дни как полустанки,
Где он, черный сорок первый год?
Кони, атакующие танки,
Над Москвой горящий небосвод?
А снега белы, как маскхалаты,
А снега багровы, как бинты,
Падают безвестные солдаты
Возле безымянной высоты.
Вот уже и не дымится рана,
Исчезает облачко у рта.
Только может быть она не безымянна
Крошечная эта высота?
Не она ль бессмертием зовется.
Новые настали времена,
Глубоки забвения колодцы,
Но не забывается война.
Никуда от прошлого не деться,
Вновь война стучится в души к нам,
Обжигает, обжигает сердце
Благородность с болью пополам.

Выступление экскурсовода ( см.текстовые материалы, презентацию).

Рассказ о военной судьбе ветерана ВОВ Михаила Михайловича Крупеникова

Выступление экскурсовода ( см.текстовые материалы, презентацию)

Рассказ о ветеране ВОВ Колесникове Михаиле Ивановиче

Выступление экскурсовода ( см.текстовые материалы, презентацию)

Рассказ о военной судьбе ветерана ВОВ Кургузове Валентине Филипповиче.

В ходе выступления экскурсоводы показывают экспонаты музея (вещи, переданные в дар музею ветеранами района): ремень, записная книжка, фотографии, письма- треугольники, медали.

Сколько лет уж прошло, с той поры,

Как горела земля под ногами,

Многих нет ветеранов войны,

Но, мы помним о них, они с нами.

И, листая альбомы в семье,

Вдруг заметит нечаянно кто-то,

Притаилась война в уголке,

В пожелтевшем от времени фото.

С фотографий с улыбкой глядят,

Те, кто жизни своей не щадил,

В тех далёких жестоких боях,

От фашистов страну защитил.

Не померкнет их слава в сердцах.

Укрепляется память с годами,

У народа жить будет в веках,

Тот, кто бился жестоко с врагами.

6.Этап рефлексии

Цель этапа: подведение итогов занятия

Большое спасибо нашим экскурсоводам. Надеюсь, их рассказы нашли отклик в вашей душе, заинтересовали вас и дали ответ на вопрос о том, что нужно сделать , чтобы события военных лет стали ближе и понятнее нам и будущим поколениям?

Как бы вы сейчас ответили на него?

Учащиеся отвечают.

В заключение нашего занятия выполните следующие задания.

Задание для 1 группы. Напишите письмо ветерану. Сложите листок так, как это делали во время войны, когда отправляли письма с фронта. Эти письма станут также экспонатами нашего музея.

Задание для 2 группы

Составьте 10 вопросов ветеранам. Мы зададим их при наших следующих встречах с ветеранами ВОВ нашего района.

Задание для 3 группы

7. Домашнее задание

Заключительное слово учителя

Ребята, спасибо всем за активное участие в нашем занятии. Очень хочется верить, что оно вам запомнится. Связующая нить времен в ваших руках. Постарайтесь сделать так, чтобы она никогда не прервалась.

Использованные материалы.

Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33

Воспоминания ветеранов Нижегородского района города Москвы Крупеникова М.М., Кургузова В.Ф., Колесникова М.И..

Читайте также: