Лекция по противодействию коррупции в школе

Обновлено: 05.07.2024

6 Наиболее распространенными формами коррупционных и экономических преступлений в образовании являются следующие: Нецелевое использование и хищение бюджетных средств. Злоупотребление и превышение должностных полномочий. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Получение и дача взятки. Изготовление и сбыт поддельных документов об образовании. Использование заведомо подложных дипломов о высшем образовании. Совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях.

7 Основные причины коррупции в образовании: Несовершенство законодательства и пробелы в правовом регулировании в области образования. Наличие недостатков организационно-контрольных механизмов. Наличие ряда социально-экономических проблем не разрешаемых на протяжении нескольких лет. Отсутствие последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли. Неразвитость институтов гражданского общества, гражданская пассивность (инфантилизм), правовой нигилизм граждан. Непрозрачность системы образования в целом, эффективности расходования бюджетных средств (отсутствие общественной экспертизы принимаемых решений). Отсутствие реальных механизмов участия общества в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. Очевидная разобщенность школы в широком понимании и общественных организаций, призванных обогатить опыт детей и молодежи реальной практикой гражданского служения обществу.

8 КИТАЙ Китай имеет многолетний опыт борьбы с коррупцией. Правительство Китая неоднократно разрабатывало на партийных и государственных форумах различные программы борьбы с коррупцией, которые в основном сводились к борьбе против коррупционеров. В результате таких кампаний на непродолжительное время уровень коррупции в государстве снижался, а затем резко возрастал. Главная причина неэффективности проведенных мероприятий заключается в том, что, процесс реформирования экономической системы проходил без необходимых изменений политической системы. В Китае сохраняется жесткий государственный административный контроль за функционированием рынка земли и недвижимости, ограничение передвижения граждан, особенно в свободные экономические зоны, сохранение элементов централизованного распределения ресурсов, судьба многих предприятий, производств зависит от организационных решений, принимаемых властями. Китай – типичный пример страны с переходной экономикой, где сохраняется сильная централизованная власть, которая, однако, не может обуздать коррупцию в силу объективных обстоятельств, связанных с переходным периодом. Можно ожидать, что шанс на реальное ограничение коррупции в Китае появится только после серьезной реконструкции политической системы и изменения принципов государственного присутствия в экономике.

10 СИНГАПУР Основным звеном в данной программе было существенное повышение заработной платы государственных служащих. Именно с это стало первым шагом экономической борьбы с коррупцией. С июля 1973 г. специальная антикоррупционная программа была развернута в Министерстве финансов Сингапура. Эта программа включала, в частности, следующие меры: совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения бумажной волокиты (сокращение процесса прохождения документов); совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения бумажной волокиты (сокращение процесса прохождения документов); обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими (подотчетности); обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими (подотчетности); введение обязательного передвижения чиновников по службе по истечении определенного срока службы на одном месте для избежания формирования устойчивых коррупционных связей; введение обязательного передвижения чиновников по службе по истечении определенного срока службы на одном месте для избежания формирования устойчивых коррупционных связей; проведение непредвиденных проверок; проведение непредвиденных проверок; обеспечение режима конфиденциальности (тайности) для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях; обеспечение режима конфиденциальности (тайности) для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях; введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет (обязательное изменение важных направлений деятельности). введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет (обязательное изменение важных направлений деятельности). Введя в действие в начале 70-х годов антикоррупционную программу, Сингапур достиг в этом впечатляющих успехов, и теперь занимает девятое место в рейтинге коррупционности. (Это значит, что менее его коррумпированы только восемь стран.)

11 СТРАНЫ С НИЗКИМ УРОВНЕМ КОРРУМПИРОВАННОСТИ Особо необходимо выделить страны с низким уровнем коррумпированности. Они входят в первую десятку или двадцатку стран по рейтингу коррупционности. Им, по-видимому, удалось создать эффективный механизм борьбы с коррупцией. К таким странам относятся (по увеличению рейтинга): Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Австралия, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Ирландия, Германия, Великобритания, Израиль, США, Австрия. Рассмотрим некоторые особенности организации антикоррупционной деятельности в таких странах: коррупция осознается правительствами этих стран как серьезная проблема национальной безопасности; коррупция рассматривается как внешняя и внутренняя угроза; коррупция осознается правительствами этих стран как серьезная проблема национальной безопасности; коррупция рассматривается как внешняя и внутренняя угроза; четко выделяются два аспекта коррупции: политическая и экономическая. Развитие политической коррупции может привести к неконтролируемости политической ситуации в стране и представляет угрозу существования демократическим институтам и балансу различных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Экономическая коррупция снижает эффективность рыночных институтов и регулирующей деятельности государства. Важно отметить, что усилия по ограничению коррупции в этих странах, как правило, институционализированы (регулируются законодательством страны) и впечатляют своим масштабом. четко выделяются два аспекта коррупции: политическая и экономическая. Развитие политической коррупции может привести к неконтролируемости политической ситуации в стране и представляет угрозу существования демократическим институтам и балансу различных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Экономическая коррупция снижает эффективность рыночных институтов и регулирующей деятельности государства. Важно отметить, что усилия по ограничению коррупции в этих странах, как правило, институционализированы (регулируются законодательством страны) и впечатляют своим масштабом.

12 Нидерланды 1. Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции и обсуждение последствий - наказаний за коррупционные действия. Ежегодно министр внутренних дел этой страны представляет доклад парламенту (законодательному органу) об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции. 2. Разработка системы мониторинга возможных зон возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях, и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих зонах. 3. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики, включая коррупцию. Эта система указывает также правила поведения по исправлению допущенных нарушений. 4. Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба, например пенсионного и социального обслуживания. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей. 5. Во всех значимых организациях, в частности в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, обязанностью которых является регистрация и выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и соответствующих последствий таких нарушений. Государственные организации стремятся поощрять позитивные действия должностных лиц. Система поощрений направлена на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном планах вести себя честно и эффективно.

17 РОССИЯ: АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРОГРАММА Меры антикоррупцинной программы Необходимые условия для ее успешной реализации

Типовая лекция антикоррупционного просветительского характера для детей разных возрастных групп в качестве методической помощи государственным служащим, осуществляющим проведение профилактических занятий с детьми и молодежью, в том числе в образовательных организациях

Типовая лекция антикоррупционного просветительского характера для детей разных возрастных групп в качестве методической помощи государственным служащим, осуществляющим проведение профилактических занятий с детьми и молодежью, в том числе в образовательных организациях

1 Файл

Текст типовой лекции

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

25 декабря 2020, 16:54

Типовая лекция антикоррупционного просветительского характера для детей разных возрастных групп в качестве методической помощи государственным служащим, осуществляющим проведение профилактических занятий с детьми и молодежью, в том числе в образовательных организациях

Типовая лекция антикоррупционного просветительского характера для детей разных возрастных групп в качестве методической помощи государственным служащим, осуществляющим проведение профилактических занятий с детьми и молодежью, в том числе в образовательных организациях

Тип урока: изучения нового материала.

Форма проведения: урок-практикум.

Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативного отношения к коррупции.

Задачи:

Межпредметные связи: история.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, подготовка класса к уроку, проверка списочного состава, организация рабочего места.

II. Переход к формированию новых знаний. Определение темы и цели урока

- Прочитайте пословицы, крылатые выражения, высказывания и попытайтесь определить явление, о котором говорится в них.

«Взятка – это административный восторг" (Ф.М.Достоевский)

Исходя из поставленных вопросов, учащимся предлагается самостоятельно сформулировать и записать цель урока. Например:

Итак, мы с вами узнаем, что такое коррупция, познакомимся с видами коррупции, а также способами борьбы с ней.

III. Работа над новой темой

Понятие коррупции.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единого канонического определения. Имеется множество определений коррупции.

По Российскому законодательству коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

2. Виды коррупции.

Работа с документом в группах.

1. К преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся следующие умышленные деяния, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации:

1) подкуп должностного лица – обещание, предложение, предоставление должностному лицу, принятие должностным лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица, иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

2) хищение – неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий;

3) злоупотребление влиянием в корыстных целях – обещание, предложение, предоставление должностному лицу или любому другому лицу, принятие должностным лицом или любым другим лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это должностное лицо или другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения какого-либо неправомерного преимущества;

4) злоупотребление служебным положением – совершение какого-либо действия или бездействия должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица;

5) незаконное обогащение – значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать;

6) воспрепятствование осуществлению правосудия – применение физической силы, угроз, запугивания; обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств, а также с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений;

7) отмывание коррупционных доходов – перевод, утаивание или приобретение имущества в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении коррупционного правонарушения;

8) сокрытие коррупционных доходов – умышленное непрерывное удержание имущества, полученного в результате коррупционного правонарушения.

(Разбор ситуаций – установление форм коррупции - фронтальная работа)

Коррупция в современной России.

Современные СМИ пестрят сводками:

  • мошенничество;
  • взяточничество;
  • незаконная продажа муниципального имущества;
  • клановость и семейственность в органах власти;
  • злоупотребление служебными полномочиями;
  • малообоснованные премии и бонусы;
  • чёрные риэлторы;
  • пострадавшие дольщики;
  • земельное рейдерство, махинации с землёй;
  • оборотни в погонах.

Последствия, порождаемые коррупцией

Социальные

Политические

Расширение теневой экономики;нарушение рыночной конкуренции; неэффективное использование бюджетных средств; потеря доверия к власти.

Уменьшение возможностей для решения социальных проблем; рост бедности; увеличение имущественного неравенства; укрепление организован-ной преступности.

Уменьшение доверия к власти; падение престижа страны на международной арене; возникновение угрозы разложения демократических институтов.

Коррупция угрожает национальным интересам России, подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряжённость, усиливает угрозу терроризма и экстремизма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

  • Безработица, малый доход, низкий уровень жизни.
  • Незнание законов.
  • Желание легкой наживы.
  • Нестабильность в стране.
  • Слабая развитость государственных институтов.
  • Неразвитость институтов гражданского общества.

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

3. Борьба с коррупцией.

право употреблять ее по своему усмотрению. Она утверждала, что народ содержит правительство, которое должно неукоснительно соблюдать и защищать права граждан. В европейских государствах по требованию населения в XVIII–XIX вв. были осуществлены либеральные реформы, закреплявшие положение о том, что государственная власть должна существовать для блага подданных, и чиновники должны неукоснительно соблюдать законы, а, следовательно, и не брать взяток. По мере дальнейшей демократизации политических систем европейских государств, благодаря существованию реальной многопартийной системы, целой сети различных общественных организаций, занимающихся защитой прав населения, уровень коррупции в развитых странах в течение XIX–XXI веков заметно уменьшился по сравнению с другими странами в различных частях мира. Вместе с тем, следует констатировать, что окончательно победить коррупцию развитым странам не удалось.

Существуют разные подходы к решению вопроса о методах борьбы с коррупцией:

Какой из них, по вашему мнению, наиболее приемлем, приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу: без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен. Применение только карательных мер борьбы не позволяет обеспечить действенный контроль над коррупцией и ее негативными проявлениями, о чем свидетельствуют, например, события последних лет в Китае (введение расстрела). Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что именно умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии.

Учащимся предлагается назвать формы работы с учащимися, которые можно использовать в школах для формирования антикоррупционного мировоззрения.

Возможные предложения: встречи со специалистами, участие в проектной деятельности, проведение социологических опросов и акций, участие в конкурсах и т.п.

IV. Подведение итогов урока

Решение проблемы коррупции.

Все вы знаете, что лучший способ лечения болезни – это ее предупреждение, то есть профилактика. Это относится и к коррупции, ее легче предупредить, чем лечить. Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастёт авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Автор: Клочкова Светлана Владимировна

Организация: ФМОУ СОШ с. Вадинск в с. Каргалей

Населенный пункт: с. Каргалей

Пояснительная записка

Актуальность: Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Активно внедряемая в России система антикоррупционного обучения и воспитания ставит перед школой новые задачи по пересмотру целей и содержания образования учащихся. Возникает не только потребность в углубленном изучении отдельных вопросов школьной программы по обществознанию, но и необходимость построения такого учебного процесса, который позволит осуществить специализированную подготовку учащихся по вопросам антикоррупционного поведения для дальнейшей успешной социализации во взрослой жизни. Информация о данной проблеме является важной и значимой для учеников всех возрастов. На школьных мероприятиях важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции, развивать навыки антикоррупционного поведения. Школа является тем образовательным институтом, который через антикоррупционное образование сможет воспитать такое мировоззрение, в котором коррупционный поступок будет считаться не нормой, а вызывающим общественное осуждение фактом.

Цель:

формирование у учащихся негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению.

Задачи:
- познакомить с явлением коррупции;
- дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления.

Формирование УУД:

Личностные:

- формирование активной жизненной позиции;

- формирование гражданской ответственности, самосознание важности таких понятий, как соблюдение закона, чести и честности, незапятнанной репутации и необходимости борьбы с коррупцией.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать необходимые действия;

- адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные:

- уметь искать и выделять необходимую информацию;

- осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- развивать творческое воображение.

Коммуникативные:

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- осуществлять совместную деятельность в группе.

Участники внеклассного мероприятия: педагог; учащиеся 5 класса.

Время проведения: 1 час.

Форма работы: беседа, инсценировка сказки. В мероприятии применяется фронтальная, парная и групповая форма работы.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки.

Реквизиты: раздаточный материал для выполнения заданий, толковый словарь С.И. Ожегова, карандаши, ручки, листы бумаги, элементы костюмов для героев сказки и необходимые предметы для инсценировки.

Используемые педагогические технологии:

Ход мероприятия:

Коррупция «есть корень, из которого вытекает

во все времена и при всяких соблазнах

Учитель:

С коррупцией нужно бороться,
Ведь тянет страну она вниз!

Учитель:

По нашему короткому вступлению вы догадались, что наше мероприятие посвящено коррупции, одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Коррупция – явление неоднозначное и очень сложное для понимания. (слайд 1,2)

Скажите, пожалуйста, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? (Ответы детей)

Я предлагаю написать, как можно больше слов или выражений, связанных, по вашему мнению, со словом коррупция (1 минута).

Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос (1 минута).

Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)
Попробуем систематизировать полученную информацию.

А вот одно из определений этого слова:

Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству.

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена.

Поэтому в первобытных обществах плата жрецу, или вождю была нормой. (слайд 3). По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Мы с вами разобрали, что такое коррупция. А теперь давайте узнаем причины коррупции.

Как у любого явления, у коррупции есть свои корни. Как вы думаете, что порождает коррупцию? (Ответы записываются на доске, составляется кластер)

Причины коррупции: (учитель помогает правильно сформулировать)

• Желание легкой наживы

• Коррупция как привычка

• Низкий уровень жизни населения

• Низкая заработная плата государственных служащих.

Работа в группах.

А сейчас давайте поработаем в группах.

Я попрошу вас расшифровать тарабарскую грамоту (литорею). Она заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные остаются без перемены. Так, например, фатоп = закон.

Используя шифр, найдите спрятанные слова. Так мы с вами узнаем самые опасные формы коррупции.

Ш Ф Я К Т А (взятка)

М А Л К М А К А (растрата)

(Ответы прикрепляются на доску, составляется кластер)

Как вы думаете, что такое взятка? (Ответы детей).

Из словаря С.И. Ожегова: ВЗЯТКА, -и, ж. 1. Деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. (слайд 4)

Учитель:

Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции. Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает в нашей стране 3000 рублей.

А как вы думаете, что такое растрата? (Ответы детей)

В толковом словаре Д. Н. Ушакова сказано, что растрата - это незаконное расходование с корыстной целью доверенных денег или имущества.

Работа в парах.

Наши предки отражали свое отношение к коррупции в пословицах и поговорках. Из данных слов вам нужно составит пословицу или поговорку на тему нашего мероприятия.

В, ногой, в, карман, суд, рукой.

Суд, судья, да, прямой, кривой.

Сухая, рот, ложка, дерет.

Рыба, головы, с, гниет.

Один, другой, для, закон, богатых, для, бедных.

Не, поедешь, подмажешь, не.

Лучше, да, честность, нежели, бедность, прибыль, да, стыд.

И, глупый, когда, берет, умный, дает.

Когда, всплывает, то, правда, золото, тонет.

Дай, будешь, грош, так, хорош.

Физкультминутка

Я попрошу вас встать. Сейчас я буду называть разные слова, а вы, если слово имеет отношение к коррупции, должны присесть, а если нет, то подняться на носочки. (Верность, дружба, жадность, власть, любовь, растрата, милосердие, мошенничество, благородство, обман, доброта, взятка, справедливость, подкуп, помощь, нажива). (слайд 6)

Учитель:

Ребята, а сейчас мы побываем в гостях у необычной сказки (сказку показывают заранее подготовленные ученики). (слайд 7)

Инсценировка

Учитель:

За дремучими лесами,

За высокими горами,

Было царствие такое

В этом царстве-государстве

Люди жили словно в сказке.

Каждый делом занимался,

Каждый там для всех старался.

Каждый думал о себе,

О своей родной стране.

Все прекрасно было в царстве,

В этом милом государстве

Царь разрешал у них все споры,

Скандалы дрязги и все ссоры.

Никого не обижал,

Во все жалобы вникал,

Решения честно принимал.

Но так было не всегда,

Была однажды чехарда.

Не хотелось вспоминать,

Но об этом надо знать.

Коррупция в страну пришла

И зло всем людям принесла.

Тяжелые настали времена,

И решил народ тогда

На помощь звать богатыря.

Люди:

Защитник ты наш, разберись ты с чудищем поганым- Коррупцией, беда от нее, державушку нашу подтачивает, и никакого сладу нет.

Богатырь:
-На что же она похожа?

Люди:
-Сами не видели, но, говорят, очень страшнюща, как смертный грех.

Богатырь:
-Как же я её найду, коли в лицо никто не знает?

Люди:
А кто и знает, тот помалкивает.

Коррупция (выскакивает из-за печки):
-Сами вы страхолюдины! Ну я вам покажу, кого надо бояться!

Учитель:

Выскочила она так быстро, что ее никто разглядеть не успел.

Собрала она своих слуг и повелевающим тоном объявила:

Коррупция:

Коррупсики мои, настал тот час,

Когда о нас узнать от единиц до масс

Должны от мала до велика.

Вы не жалейте сил своих,

На методы искусные вы не скупитесь!

Себя прославить вы поторопитесь!

Чтоб можно было вспомнить

О делах ваших больших.

Учитель:

А тем временем собрал богатырь своих людей верных, в делах проверенных и велел найти Коррупцию и обезвредить.
Только примета верная известна: кто с Коррупцией дела имеет, у того руки черными становятся, потому как грязная она очень.
Шло время, Коррупцию то там, то сям видели, а отловить никак не могли. Знали: вот тут только что была, а потом вдруг и следов ее не оставалось. Да и говорили про нее разное: одни уверяли, что страшнее ее никого в жизни не видали, а другие спорили, мол, очень она привлекательна, хотя и допускали, что при таких-то деньгах любую внешность себе закажешь.

И вот коррупсики идут далече

К народу мирному навстречу,

Который и не знал, что взяткам и откатам

Коррупсики все будут очень рады.

Народ на плечи возложил большое бремя,

Все измерять ценою стал в то время.

Каждый, кто хочет может совесть и честь вмиг продать,

Ведь за коррупсика готов он все отдать.

И стали все обманывать, хитрить

Опасно стало в том народе жить.

Учитель:

А богатырь бегал по чистому полю, махал сабелькой да булавой, да всё напрасно, только воздух рассекал, да тучи нагонял. Потом встретил свое войско и потребовал доложить о делах. Тут и увидел примету главную: руки черные, у кого по локоть, а у кого и по плечики.
Разгневался богатырь.

Богатырь:
Что же вы, братцы, дела неправые творите, заодно уж с врагом спелись.

Бойцы:
Как ты можешь, богатырь, о нас такое думать, подозревать нас в делах поганых? Верой и правдой мы Корр. тебе служим, а руки наши грязные оттого, что ухватить ее окаянную пытались, вот и измарались, но уж очень она скользкая. В двух местах её обнаружили и почти ухватили. В детском саду игрушек не досчитались, видно, в соседнюю страну как стратегический материал продали. Перекрыли ход Коррупции, сад закрыли. И в библиотеке: макулатуры то ли мало было, то ли наоборот много, уже не помним, тоже закрыли этот рассадник зла. Так что спи еще на печи сколько сможешь, страху мы на Коррупцию навели. А Коррупция в это время за их спинами пряталась, да злобно похихикивала.

Учитель:

И вот узнал народа царь о том,

Коррупсики все сферы царства захватили.

И чувства неравенства вражды в душах народа поселили.

Тогда создал большого стража он,

А имя ему дал Закон.

Распоряжение царь дал своим министрам,

Противодействие создать в тех сферах быстро.

Царь:

Учитель:

И началась серьезная война

Против коррупсиков без края и конца.

И длилась та война 15 лет,

Свели в том царстве всех коррупсиков на нет.

И вот опять в том царстве мир и благодать,

Честь и достоинство людей

Нельзя там больше продавать и покупать.

А каждый житель с мала до велика должен знать,

Не нужно выгоду везде искать,

Дела на совесть нужно выполнять.

Тогда и без коррупсиков в любом ненастье

Будет царить и мир и счастье.

Учитель:

Борьба с коррупцией началась во второй половине XXIV века до н.э. А может быть, и раньше. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. В настоящее время существуют и совершенствуются методы борьбы с коррупцией. Коррупция наказуема законом, это преступление! Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки. Бороться необходимо на всех направлениях. Борьба с коррупцией – дело каждого! По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. ( слайд 8)

Ребята, у нас на доске изображена черная туча (коррупция) и разноцветный зонтик (закон). Ваша задача: выйти к доске, взять одну карточку со словом и разместить ее на тучку или под зонтик. (Слова на карточках: взятка, подкуп, добро, правда, ложь, честность, растрата, порядок, зло, ненависть, обман, хищение, обогащение, доверие, совесть.)

Посмотрите, что у нас получилось. Где написаны наиболее ценные и важные слова?

Ребята, так что же означают слова: коррупция, взятка?

Создай паспорт

А сейчас я предлагаю вам создать паспорт коррупции (раздаются заготовки)

Наше мероприятие подошло к концу, я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор, будете достойными гражданами Российской Федерации и приложите все силы для борьбы с коррупцией.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть больше не будет коррупции в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России. (слайд 9)

Спасибо за внимание! (слайд 10)

Заключение

Уроки антикоррупции — новая для России инициатива, и ей уделяют внимание далеко не во всех школах. Кажется, что дети и так знают, что воровать плохо. Как показывает практика, на уроках коррупции дети в первую очередь учатся мыслить рационально и осознают, что у них есть права. Задача учителя показать детям, что с детства люди должны быть справедливыми, честными, порядочными, законопослушными, милосердными. Таким образом, данная методическая разработка стимулирует школьников к борьбе с коррупцией. Ведь в наших интересах вырастить здоровое поколение, как с физической стороны, так и с психологической. Лишь в этом случае мы сможем вывести страну на более высокий и престижный уровень развития образования.


Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся собственного мнения и позиции по отношению к антикоррупции, а так же четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

Задачи урока:

  • дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;
  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
  • сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Содержимое разработки

Антикоррупционный урок.

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся собственного мнения и позиции по отношению к антикоррупции, а так же четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

Задачи урока:

дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

__________________________ – консультант аппарата мировых судей по Нурлатскому судебному району РТ.

- А теперь я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Внимание на экран.


- Что вы увидели?

– Что вы думаете об этом видео?

-О чем это видео заставляет вас задуматься?

- Спасибо за ответы.


Слайд 2.

- Сегодня мы поговорим с Вами о Коррупции.


Согласно Российскому законодательству, коррупция – это: злоупотребление служебным положение; дача и получение взятки; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп; иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства.

- Ребята, как вы думаете, кто-нибудь занимается решением проблемы коррупции?

- Конечно ребята. Борьба с коррупцией является глобальной проблемой, потому что коррупцию можно найти как в богатых, так и в бедных странах, но при этом опыт показывает, в основном страдают от нее именно бедные слои населения. В мире огромное количество организаций борющихся с коррупцией на региональном и международном уровне.


Слайд 5.

В этом году БМК охватывает 42 страны.

С наиболее серьезными проблемами сталкиваются жители Армении, Боснии и Герцеговины, Литвы, Молдавии, Сербии, Украины и России.


Данные исследования свидетельствуют, что коррупция воспринимается россиянами как третья по важности проблема в стране после экономического положения и состояния здравоохранения.

- А сейчас предоставляю слово нашей гостье, она более подробно расскажет вам, о том как государство борется с коррупцией?

(Выступление приглашенных гостей)

Коррупция – это использование служебного положения в личных целях. Вятки могут давать не только деньгами, а в иной форме.

Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

Кто злоупотребляет служебным положением:

Кто выступает инициатором коррупционных отношений:

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица.

Подкуп по инициативе просителя.

Кто является взяткодателем

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы)

Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии)

Форма выгоды, получаемой от коррупции:

Обмен услугами (патронаж, непотизм)

Виды коррупционных правонарушений:

1) дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность;

2) административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность;

3) коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции, предусмотренные пунктом 1 статьи 1настоящего Закона;

4) преступления, связанные с коррупционными преступлениями, – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

Правовое регулирование в сфере противодействия коррупции осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

1) разработка и реализация ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;

4) антикоррупционные образование и пропаганда;

5) оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;

6) опубликование отчетов о реализации мер антикоррупционной политики;

7) иные меры, предусмотренные законодательством.

Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ

- Спасибо Анастасия Александровна

- Как граждане могут помочь государству в борьбе с коррупцией?


- Молодцы.

- С коррупцией необходимо бороться каждому из нас. А для этого необходимо обладать определенными качествами характера. Какими?

Конечно, необходимы все эти качества и обязательно быть ответственными и сейчас самое время продемонстрировать это качество.

- Каждому классу было дано домашнее задание. Я предлагаю выступить 7в классу, 7а классу, 7 б классу.

Слайд № 8,9,10

Стихотворение о борьбе с коррупцией:

Нужно взятки не давать,
Будет нечего и брать!
И коррупцию тогда
Победим, и все дела!

В День борьбы с коррупцией
Пользуйтесь инструкцией —
Уничтожить произвол,
Чтобы он навек прошел!

Мы поздравляем всех людей,
Неравнодушных к теме
Коррупции в родной стране,
Так любимой всеми.
Не остаться в стороне
От болезни этой,
Пресекать всегда везде
Беззаконья эти
Должен каждый гражданин,
С совестью и честью.
И неподкупным станет чин,
Ни рублем, ни лестью.

Всем людям в мире нужно честно жить,
Коррупцию пора искоренить!
Сегодня открываем мы сезон,
Мы будем соблюдать закон.

- Бороться с коррупцией должен каждый. Но можно ли победить её в одиночестве?

- Конечно нельзя. Бороться необходимо вместе, всем миром. Прилагая для этого много усилий. Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать этого же от окружающих. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.


-75%

Читайте также: