Лекции по экстремизму и терроризму в школах

Обновлено: 16.05.2024

Экстремистская деятельность создает реальную угрозу жизнедеятельности государства, посягает на конституционные права и свободы граждан России, общественную безопасность и общественный порядок.

С момента начала системной борьбы с экстремизмом, он в значительной степени эволюционировал от редких, по большей части хулиганских проявлений, к массовым противоправным акциям, взрывам, поджогам, убийствам, иным тяжким преступлениям, а единичные субъекты экстремистской деятельности сменились экстремистскими сообществами, вовлекающими в свою деятельность значительное количество лиц, в первую очередь из числа молодежи.

В сущности, экстремизм является идеологически мотивированным деянием, направленным на достижение конкретной цели в виде посягательства на конституционные основы государственного строя, общественную безопасность или интересы общества, публично совершенное общеопасным способом.

(4) За совершение экстремистских действий законодательством Российской Федерации предусмотрена юридическая ответственность.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие основные правонарушения:

Статья 20.3 КоАП РФ Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами;

Статья 20.29 КоАП РФ Производство и распространение экстремистских материалов;
Статья 20.3.1 КоАП РФ Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

(5) Ответственность за данные правонарушения экстремистского характера предусматривается в виде штрафов в размере до 20 000 рублей для граждан (для юридических лиц – до 1 млн), а также обязательных работ на срок до 100 часов и административного ареста до 15 суток.

(6) Уголовный кодекс Российской Федерации включает в себя следующие основные составы экстремистских преступлений:

Статья 280 УК РФ Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

Статья 282 УК РФ Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

Статья 282.1 УК РФ Организация экстремистского сообщества;

Статья 282.2 УК РФ Организация деятельности экстремистской организации;

Статья 282.3 УК РФ Финансирование экстремистской деятельности.

(7) За данные преступления экстремистской направленности Уголовным кодексом Российской Федерации, предусмотрены наказания в виде штрафов до 800 тысяч рублей, обязательных работ до 480 часов, ограничение свободы до 2 лет, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 15 лет.

(9) Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к предста­вителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.

(11) Политический экстремизм – использование радикальных форм и методов борьбы с действующей властью, достижение политических целей крайними методами, вплоть до террористических актов.

Как уже было отмечено, экстремизм сегодня приобретает все более организованные формы, в частности выражаясь в деятельности экстремистских организаций.

(12) Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Список организаций, деятельность которых запрещена на территории РФ в связи осуществлением экстремистской деятельности, постоянно обновляется и публикуется на официальном сайте Минюста РФ.

(16) В качестве отдельного вида экстремизма можно выделить молодежный экстремизм – взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.

Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью, отсутствием четкой идеологической основы. Действия молодых экстремистов более жестоки, так как в силу своего возраста они не боятся смерти, тюрьмы, физических травм. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

Первым шагом на пути к членству в молодежной экстремистской организации зачастую становится вовлечение в асоциальные неформальные молодежные субкультуры (например, футбольные фанаты, сатанисты). Конечно, не все субкультуры оказывают негативное воздействие на личность подростка.

Также зачастую для молодежного экстремизма характерно совершение преступлений и правонарушений в сети Интернет.

(17) Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется Министерство юстиции России.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на официальном сайте Минюста РФ.

Нужно проявлять внимание и критически относиться к тому, что вы хотите разместить на своей странице в социальной сети, это касается и текстов, и аудиозаписей, и видеоматериалов и даже комментариев. Нужно иметь в виду, что ваша деятельность в сети Интернет отслеживается сотрудниками правоохранительных органов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Час общения, посвящен теме экстремизма, терроризма. Об актуальности,

которых говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной

почве. При этом объектами агрессии становятся представители практически

всех социальных групп, а также молодежных субкультур.

По признанию руководителей МВД, экстремизм, угрожает национальной

безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и

антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными. В

ходе общения учащиеся получают информацию по данной теме, учатся

критически оценивать сказанное в ходе обсуждения.

Цели : Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и

понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;

формировать негативную оценку таких явлений, как экстремизм, терроризм;

воспитывать чувства национального достоинства, уважения к представителям

других национальностей; побуждать к самопознанию, саморазвитию,

самореализации, к проявлению активной жизненной позиции.

Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и

терроризма и кто за этим стоит.

Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления,

подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы;

учить анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и

аргументировано доказать свою точку зрения.

Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к

насилию, терроризму и экстремизму.

Подготовительная работа:

- распределить участников в 2 группы;

- предложить участникам мероприятия подготовить компьютерную

презентацию об экстремизме, терроризме.

- провести анкетирование среди учащихся старших классов по теме

Оборудование: компьютер (для демонстрации презентаций, видео).

План мероприятия

I. Вступительная беседа с просмотром видео.

V. Просмотр видео

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Организационный этап

Под музыку клипа учитель читает стихи:

Родная наша мать!

Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

Какой великой славой

Венчать твои дела?

Какой измерить мерой,

Что ты пережила?

Ты всё перетерпела,

Познала всё сполна,

Поднять такую тяжесть

Могла лишь ты одна!

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

- Мы живём в России, в Российской Федерации. Россия – великая страна. Эта

страна победившая фашизм. 70 лет назад отгремели бои Великой

Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и

свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит

удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но

всеобщий мир так и не наступил. За последние пять тысяч лет зафиксировано

около 15000 больших и малых войн, в которых погибло несколько

Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с

религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу,

казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается в наш лексикон

Выступление 1 группы. Экстремизм – это сложная и неоднородная форма

выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:

· политический

· национальный

· религиозный

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего

ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к

инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние

годы обострилась проблема исламского экстремизма.

Политический экстремизм – это движения или течения против

существующего конституционного строя.

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что

общество перестает функционировать как целостный организм,

объединенный общими целями, идеями, ценностями.

-это нарастание социальной напряженности.

-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе,

что привело к утрате нравственных ценностей.

-это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и

перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и

ответственности за судьбу родины.)

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие

адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная

критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой

информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее

подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских

групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не

формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об

идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология,

внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя

творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает

многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать

надежный заслон распространению экстремизма.

Учитель: На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой

национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается

увеличение неформальных молодежных движений экстремистской

направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных

организаций (группировок) экстремистско-националистиче ской

направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко -

несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

Одним из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое

использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией

на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы,

стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо

недостижимых легитимным способом. Попробуем разобраться, что же такое

терроризм и определить кто же за этим стоит!

Выступление 2 группы . Терроризм (от латинского TERROR - страх, ужас) –

насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей

власти, осложнения международных отношений, политических и

экономических вымогательств у государств и корпораций. Терроризм – это

крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием,

угрожающее жизни и здоровью граждан.

Идеологический терроризм . Наличие двух лагерей (власть и недовольные

ей революционеры - террористы). Например: русские народники,

французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты,

теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная

Армия в ФРГ и т.д.

Этниче ский терроризм. Этнические меньшинства рассматривают

терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях,

когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным

способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые

яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские

армяне и чеченцы.

Религиозный терроризм . Выступают религиозные меньшинства или

активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа

образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и

современный исламский терроризм.

Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается

требованием полуполитического характера. Например: предоставление

средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону,

освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и

анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская,

сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.

Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка –

националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник,

а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред

Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам,

непредсказуемости и последствиям общественно - политических проблем.

Сегодня терроризм - это не только диверсанты-одиночки, угонщики

самолетов и шахиды-камикадзе. Современный терроризм – это мощные

разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в

мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.

Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России

обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное

влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей

предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами

правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан

противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

Классный руководитель. 80% российских экстремистов - старшеклассники,

учащиеся ПТУ и безработные. Как вы думаете, что же их привело к этому?

Примерные ответы:

- Желание быть крутым, погоня за модой.

- Экономический кризис, безработица, отсутствие перспективы.

- Стадный инстинкт - желание быть в стаде, в команде.

- Психологические проблемы, комплексы, неуверенность в себе, чувство

- Засилье инородцев в России.

- Демонстративное унижение коренных жителей инородцами.

- Разрушение системы воспитания молодежи (пионеры, комсомол, кружки,

секции, стадионы, спортплощадки и т. п.).

Учитель: Действительно, специалисты приходят к выводу, что главные

причины популярности экстремизма среди молодежи - экономический кризис

и развал системы образования. Но где истоки той ненависти, которая является

основной движущей силой? Вот мнение одного исследователя:

В России сложилось двухуровневое общество. На первом уровне

небольшой и благополучный слой власти и бизнеса, на втором уровне

остальное население, лишенное перспектив. В сознание большинства

населения внедряются ложные и алчные цели, иллюзии легкого достижения

личного успеха, однако реальность такова, что большинству придется до

конца своих дней влачить жалкое существование. Здесь и лежат корни той

ненависти, которая все больше охватывает общество. Именно эта молодежь,

перед которой закрыта дорога в достойное будущее, становится выразителем

Согласны ли вы с такой точкой зрения и какие методы борьбы с

экстремизмом, на ваш взгляд были бы эффективными?

(учащиеся работают в группах и отвечают) (Примерные ответы: нужно повышать

уровень жизни людей, интеллектуальный уровень, улучшать качество образования,

наладить воспитательную работу и т. п.)

Классный руководитель. Известная американская исследовательница

высказала мысль, что молодежь - это социальный бульдозер, расчищающий

путь для происходящих в обществе изменений. Согласны ли вы с этим?

Классный руководитель. Желание блага России - вот что движет

патриотами. Но благо это можно понимать по-разному, они друзья или враги

России? Озвучьте свою точку зрения.

- Далее предлагаю игру, в ходе игры очень красиво проявляется как

своеобразие каждого человека, так и общие черты, объединяющие с другими

членами группы. Пусть каждая группа составит список того, что объединяет

всех членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас

которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

— Узнали ли Вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других участников

— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех Вас в группе?

— Есть ли что-нибудь такое, что отличает Вас от всех в группе?

— Как Вы работали в своей команде?

— Нравится ли Вам быть похожими на других или Вы предпочитаете от всех

— Какими должны быть Ваши друзья - похожими на Вас или совсем

Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его

можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать

стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице

человека. Полны экстремизма события в Беслане в 2004году. Ненависть,

злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это

все те слова, которые характеризуют эти события. Посмотрите и попробуйте

проанализировать, и высказать свое мнение о том, что увидите на экране!

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю бесланской трагедии. Какие

эмоции она у вас вызвала?

Я предлагаю вам закончить следующий тезис: “Трагедия Беслана – это…”

Если у кого-то есть вопросы – спрашивайте. Если хотите что-то сказать –

Этот видеофильм не может оставить нас равнодушными. Но может пора

остановиться и прекратить эти безобразия! Все в ваших руках, руках

Группам учащихся выдаются карточки.

“ Закончи предложения, текст” Например:

Карточка №1 “При террористических актах может…”

Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………

Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”

Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”

Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”

Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”

Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы? Как вы

относитесь к терроризму и экстремизму?

- Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить.

VI. Заключение.

Мы еще раз убедились в том, что экстремизм, терроризм – это действительно

жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости,

подчиненной слепой вере.

И в заключение прочитаю стихотворение Зинаиды Юрчиковой "Пройдя

сквозь ад, останься человеком". Пусть оно будет добрым напутствием для

Пройдя сквозь ад, останься человеком

И не утрать душевной доброты.

Не прикрывайся временем да веком

И светлые не загуби мечты.

Все вытерпи потери и разлуки,

Утраченную веру обрети,

Преодолей боль тела, сердца муки.

Идти по жизни надо не ползти!

Когда вдруг слёзы душу омывают,

Ты слабости минутной не стыдись.

На свете судьбы разные бывают:

Твоя из трудных. Побеждай! Борись!

Неси ты гордо имя человека!

Не разучись надеяться, любить.

Живи мечтою будущего века

И верь, тогда ты сможешь победить!

- Я желаю вам добра и мира. Спасибо за работу!

1. Материалы сайтов:

2 . Видео с You Tube:

3. Нормативные документы

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 53 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1362 человека из 84 регионов


Курс повышения квалификации

Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 195 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.01.2016 11964
  • DOCX 30.2 кбайт
  • 44 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бэнчилэ Алла Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В конце урока у обучающихся должны сложиться следующие навыки, умения и знания:

  1. Мультимедийная доска
  2. Картинки, рисунки, памятки
  3. Плакат
  4. Раздаточный материал
  5. Фоновая музыка

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

как птицы, плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Современная молодежь - на данный момент самые активные участники конфликтов и различных деструктивных ситуаций, в наибольшей степени экстремистского толка. Склонность к терроризму и экстремизму подростков в современном мире увеличивается, поэтому эта тема в России требует пристального внимания и изучения. Нынешнее молодое поколение стоит перед лицом больших перемен, большой неопределенности и неизвестности. Боязнь за свое будущее рождает у подростков желание снять эту тревогу, но, к сожалению не всегда хорошими методами.

Что же такое деструктивное поведение?

Национальная педагогическая энциклопедия дает следующее понятие этому термину:

Основными формами деструктивного поведения являются:

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

Базовой основой экстремизма является агрессивность, наполненная каким-либо идейным содержанием (смыслом).

Под экстремизм могут попадать действия отчаявшихся или неуравновешенных людей, а также партий, преследующих четкие цели и использующих их в качестве тактики борьбы.

Учитель: Какие же формы экстремизма мы знаем?

Второй ученик: Одной из форм проявления экстремизма является распространение фашистской и неонацистской символики:

специфическая символика (свастика, символы фашистской Германии, изображение фашистского приветствия и т.п.;

специфические наименования, термины, обозначения и словосочетания;

В связи с этим можно сделать вывод: важным в современном мире является профилактика экстремизма в молодежной среде. Ведь по данным МВД России участниками группировок экстремистского характера являются люди в возрасте от 14 до 20 лет (редко до 25-30 лет). Чаще всего преступления совершаются сильной половиной нашего человечества – мужчинами, но часто членами таких группировок бывают и девушки. В националистические группировки все чаще попадают подростки более раннего возраста.

Родители, учителя, родные должны рассказывать детям об ответственности за осуществление экстремистской деятельности: Пропаганда нацистской атрибутики или символики – штраф от 500 до 1000 рублей, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности - штраф в размере до 300 тысяч рублей.

Какие бы вы, ребята, сделали выводы из всего сказанного?

Мы – одна страна, одна семья. Живем в одном обществе. Вокруг нас миллиарды различных людей. Каждый из них имеет свои взгляды, интересы, цели. Мы все выглядим по - разному, одеваемся и разговариваем по – разному, ведем разный образ жизни. Но в каждом из нас есть что – то неповторимое. Но не все могут это понять и принять.

Нам необходимо проявлять уважение к чуждым вещам, культурам, традициям и обычаям. Люди должны прислушиваться к мнению друг друга, поддерживать друг друга и научиться признавать свои ошибки.

Будущее мира за новыми поколениями.

Так давайте сделаем, чтоб этот мир был

полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках!

В руках каждого человека!

Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия.

Такие понятия как “терроризм”, “террорист” появились во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем, всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.

В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм этот термин употреблялся очень редко. Единичная ситуация, которая произошла – взрыв в метро в Москве в январе 1977 года. Этот случай унес более десяти жизней. В те времена обстановка в стране была совершенно другой, поэтому террористы знали, что такими действиями они своих целей не достигнут.

Наш народ в первый раз жестоко столкнулся с терроризмом в период перестройки. В 1990 году в стране произошло более 200 взрывов, которые унесли большое количество жизней людей. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?

Террористы выступают не против людей, а против государства, против политики.

Задачей их является подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить выполнять требования террористов.

В ходе поиска информации, мы нашли следующие сведения, из которых видно, что терроризма в нашем огромном мире становится с каждым годом все больше и больше:

Приводятся примеры террористических актов, показываются картинки

  1. 1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.
  2. Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.
  3. Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.
  4. 6 февраля 2004 год - взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.
  5. Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:
  6. 12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;
  7. 5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло - 17 человек, 74 получили ранения;
  8. 5 декабря взрыв в электричке в Есентуках – погибли 32 человека, ранено - 150.
  9. 9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)
  10. 2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.

Терроризм – это острейшая международная проблема, проблема всего мира, всего человечества. Учитель: Работая с интернет ресурсами, мы выявили страны, наиболее пострадавшие от терроризма (взяли 2015 год).


Данный час общения направлен на воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. Основная задача данного мероприятия - сформировать у подростков негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме, а так же формирование уважения и признания культуры других народов.

Содержимое разработки

Час общения

"Экстремизм – проблема современности"

Воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

формирование уважения и признания культуры других народов;

развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма.

Как вы думаете, каковы причины возникновения экстремизма?

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

большое имущественное расслоение населения, которое приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.

нарастание социальной напряженности.

снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.

отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодые люди, не способные критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер.

Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремальное поведение:

– это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных (социальное сиротство, низкий уровень жизни, группы риска и т.д.) социальных групп. Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а, следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию “интолерантности” - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.

Зачитывается и раздается

Памятка учащимся:

Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах (беседа).

- Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?

- Из-за чего вы огорчались?

- Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?

- Что такое терпение?

- Что такое толерантность?

- В чем их схожесть?

- Как вы понимаете выражение “толерантность в общении”?

- Все ли терпимо?

- Где границы терпимости?

Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен.

Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.

“Быть толерантным - это значит. ” (все ответы записываются на доске).

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

Эмпатия (греч. — “в” + греч. — “страсть”, “страдание”) — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Бывают разные ситуации – но надо оставаться человеком. Доброта спасет мир.

Читайте также: