Лейтенантская проза краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Они были очень разными, эти писатели, и общего у них было всего ничего: талант, время рождения – двадцатые годы двадцатого века — да начало биографии. Первые три строчки у каждого ровно те же, что и у всех остальных: детство, школа, фронт.

О войне в нашей литературе, естественно, писали и раньше, но так о войне не писал никто.

Судя по всему, как ни старайся, но война, наблюдаемая с корпункта и война, увиденная из окопа, – это разные войны. И вот эту "окопную войну" невозможно ни понять, ни рассказать фронтовому корреспонденту, будь он хоть трижды талантлив, как Константин Симонов или Андрей Платонов.

Что это за война – некрасивая, неправильная, в жидкой грязи, вшах, стылой ледяной воде и с дракой насмерть не из геройских побуждений, а потому что так надо и без этого не обойтись?

Это была война не доблести, подвигов и славы, а тяжелая, часто неподъемная, на пределе человеческих сил работа.

Их признали, возвеличили, они стали прижизненными классиками.

Затхлость, мертвечина и официоз начала 80-х вообще очень сильно по ним проехались – начались игры в статусность, дрязги, склоки и прочие неприглядные вещи. Поссорились даже лучшие друзья — однокашники по Литературному институту Бондарев и Бакланов.

Они действительно были разными и разошлись очень скоро.

Кто-то осел в Москве, кто-то жил у себя на родине. Одни, как Юрий Бондарев, начали делать писательскую карьеру и стали "литературными маршалами".

С другими, как с Виктором Курочкиным, особо не церемонились - дико избили в милиции по пьяному делу, отчего писатель получил инсульт, от которого так толком и не оправился и умер в 52 года.

Третьи, как Евгений Носов, всю жизнь за вычетом войны тихо прожили в родном Курске, ни в телевизор, ни в народные трибуны не стремясь.

Перестройка развела их окончательно:

Все это, впрочем, уже прошлое.

Да, они по-разному жили, по-разному думали, и, наверное, каждому из них можно предъявить массу претензий.

Пусть даже не как писателей, ради бога, но как людей.

Подвиг фронтовиков действительно заболтали суетным каждодневным поминанием, завалили пафосом, замазали лаком и глянцем и практически не оставили от него ничего живого – одна позолота. Да и сами они в этом поучаствовали, чего уж там.

Но это ничего не отменяет.

Да, сегодня их рассказы и повести мало кто читает, и их книги, кроме тех, которым повезло попасть в школьную программу, не переиздавались лет пятнадцать как минимум.

Эта проза без прикрас. Что выстрадали, о том и написали. Строчка за строчкой о самом личном, самом сокровенном. О личном опыте участия в Великой Отечественной войне. Страшная исповедь не только перед Богом. В первую очередь перед собой. Перед всеми.

Любимый жанр авторов – повесть, часто написанная от первого лица. Пропитанная кровью, охваченная огнём. В своих произведениях писатели-фронтовики дают понять читателю, что исход войны решает герой. И героем может стать каждый. Молодой неопытный солдат или главнокомандующий. Главное понимать, что ты часть воюющего народа. Что один ты – ничто, а вместе – сила. Но и от тебя одного зависит так много, буквально всё. От тебя – мужественно несущего свой крест.

“Лейтенантская проза” требовала от автора высокого литературного мастерства. По выражению Василия Быкова строгая форма произведений чуждалась “псевдоромантики, псевдолиризма, стилевых изысков, иллюстративности”.

Константин Симонов говорил, что о войне нужно знать, как можно больше и искать правду на скрещении разных точек зрения. “Не разных правд, а именно разных точек зрения. Кстати, мы порой путаем понятие правды с понятием точки зрения. Конечно, точка зрения солдата на войну – одна, точка зрения командира полка – другая, даже на один и тот же бой. Потому что они ведь и смотрят на него с разных точек и имеют в нем, в этом бою, разные задачи. Я говорю не о политической задаче – общей, нравственной, патриотической, а о военной задаче в бою”. Истина находится где-то на скрещении всех этих точек зрения. Поэтому и формулировку “солдатская правда”, которая звучала в адрес “лейтенантской прозы”, Константин Симонов понимал только в одном смысле: “Это не какая-то отдельная, особая правда рядового солдата, а солдатская в смысле того, что это прямая, подлинная солдатская правда… Настоящий генерал, если его назовут солдатом, никогда не обидится. Наоборот, будет гордиться этим”. Архивные кадры Великой отечественной войны Как ни странно “лейтенантская проза” подвергалась сильной критике за то, что авторы “сузили” масштаб изображения войны до размера батареи, окопа… Эти книги называли “собственными биографиями авторов”.

Первой в ряду подобных произведений стала повесть Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда” (1946 г.). Повесть о безымянных защитниках Сталинграда, которые, забыв о себе, не думая и не жалея себя, отстаивали каждый сантиметр родной земли. Именно эта повесть и стояла у истоков “лейтенантской прозы”, более чем на десятилетие опередив последующие за ней произведения.

Началась же “лейтенантская проза” с романа Юрия Бондарева “Батальоны просят огня” (1957 г.). В его основу положены реальные события на днепровском плацдарме, в которых принимал участие сам автор. В романе речь идёт о двух батальонах пехоты, которые переплавляются на противоположный, занятый немцами берег Днепра и завязывают бой, чтобы дать возможность главным силам форсировать реку и начать мощное наступление. Но наступления не будет. Обстановка изменилась, и высшее командование приняло решение наносить главный удар в другом месте, и туда в срочном порядке перебрасывается дивизия полковника Иверзева, два батальона которой уже ведут бой в другой стороне Днепра. Не будет по этой причине и обещанной батальонам артиллерийской поддержки – артиллерия дивизии уходит вместе с ней.

“И Орлов снял людей, увел их с криком и руганью, на которую, привыкнув, давно никто не обижался, увел их, надежный, злой, горячий, налитый жизнью до краев. Ермаков, оставшись на КП с одним станковым пулеметом и одним противотанковым ружьем, на мгновение вдруг ощутил странную пустоту, будто оголилась земля и, нагая, отказалась защищать”. Архивные кадры Великой отечественной войны Обреченные на гибель батальоны не дождутся огня, и сколько бы они ни выпускали сигнальных ракет, они не дождутся помощи из родной дивизии.

В “лейтенантской прозе” война показана с самого близкого расстояния. Огромную роль в повествовании играет описание подробностей и деталей, часто ужасных… Ужасающих. Это идет от некрасовской традиции, от его “Окопов Сталинграда”.

В 60-е годы в военной повести происходит существенное видоизменение конфликта. Линия конфликта всё более смещается с лини фронта (свои и фашисты) на линию по эту сторону фронта, на линию столкновения и противостояния между своими. В повести Григория Бакланова “Пядь земли” показана нравственная ось конфликта. На войне приходилось форсировать реки, всегда двигаясь с востока на запад, с левого берега на правый. При этом левый берег у русских рек в европейской части страны всегда низкий, а правый – высокий, обрывистый, его труднее брать, на нем легче обороняться. И вот показан конфликт между теми, кто всегда правдами и неправдами старается остаться на левом, безопасном берегу, теми, кто не пытается скрыться за чужой спиной.

Повествование в “Пяди земли” ведется от первого лица, поле обзора сужено. Здесь, на крошечном плацдарме, на правом берегу Днестра, в стороне от основных битв, виден каждый солдат. И они здесь в первую очередь – живые люди, а не боевые единицы.

“Лейтенантская проза” вошла в состав “военной прозы” и задала главные ориентиры художественных поисков для этого жанра. Тема судьбы и нравственного выбора неразрывно связаны для тех, кто был там, кто стоял перед выбором каждый день, каждый час. Кто делал выбор: сказать правду или солгать, предать или погибнуть, но остаться верным. На войне, как и в жизни, человек делает свой нравственный выбор, разница лишь во времени. В обычной жизни у нас есть эта бесценная комбинация из двух слов – время подумать. А на войне этого времени нет.

Попытку создать эпопею о Великой Отечественной войне не удалось в полной мере осуществить Михаилу Александровичу Шолохову, который в 1943 году начал публиковать свой роман-эпопею "Они сражались за Родину". Главы, напечатанные в годы войны, обращали на себя внимание подчеркнуто агитационным, мобилизационным характером, подлинная же художественная глубина, на которую способен был Шолохов, в них отсутствовала. В 1960-е годы писатель вернётся к своему роману, введёт тему политических репрессий до и во время войны, раздвинет рамки повествования, но брежневское руководство не одобрит шолоховского "либерализма", и роман, претендовавший на роль "Войны и мира" двадцатого столетия, так и не будет завершён.

С началом хрущёвской оттепели появилась возможность рассказать "окопную правду", поэтому в 1950-1980-е годы появляется большое количество произведений писателей-фронтовиков, и все эти произведения объединяют характерные черты "лейтенантской" прозы":

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лейтенантская проза

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лейтенантская проза

Эта проза без прикрас. Что выстрадали, о том и написали. Строчка за строчкой.

Эта проза без прикрас. Что выстрадали, о том и написали. Строчка за строчкой о самом личном, самом сокровенном. О личном опыте участия в Великой Отечественной войне. Страшная исповедь не только перед Богом. В первую очередь перед собой. Перед всеми.

Любимый жанр лейтенантской прозы. Любимый жанр авторов — повесть, часто напис.

Любимый жанр лейтенантской прозы. Любимый жанр авторов — повесть, часто написанная от первого лица. Пропитанная кровью, охваченная огнём. В своих произведениях писатели-фронтовики дают понять читателю, что исход войны решает герой. И героем может стать каждый. Молодой неопытный солдат или главнокомандующий. Главное понимать, что ты часть воюющего народа. Что один ты — ничто, а вместе — сила. Но и от тебя одного зависит так много, буквально всё. От тебя — мужественно несущего свой крест.

“Лейтенантская проза” требовала от автора высокого литературного мастерства.

Бондарев Юрий Васильевич писатель. Родился 15 марта 1924 г. в городе Орске Ор.

Бондарев Юрий Васильевич писатель. Родился 15 марта 1924 г. в городе Орске Оренбургской области. В 1931 г. вместе с родителями переехал в Москву. Со школьной скамьи был призван в армию и закончил войну командиром артиллерийского орудия.

Демобилизовавшись после второго ранения (1945 г.), Бондарев в 1946 г. стал ст.

С конца 60-х гг. Бондарев занимал руководящие посты в Союзе писателей, был де.

С конца 60-х гг. Бондарев занимал руководящие посты в Союзе писателей, был депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом нескольких съездов КПСС. Награждён Ленинской премией (1972 г.) и дважды — Государственной премией СССР (1977, 1983 гг.). Умер днем 29 марта 2020 года в своем доме в Москве.

Василь Быков родился 19 июня 1924 года в небольшой деревне Бычки Ушачского ра.

Василь Быков родился 19 июня 1924 года в небольшой деревне Бычки Ушачского района Витебской области. Будущий писатель родился в достаточно бедной крестьянской семье. Позднее он говорил, что не любит своего детства. Это была голодная жизнь, когда надо было ходить в школу, было нечего надеть и нечего поесть. Единственной его отрадой в то время была природа и книги.

После окончания 8 классов Быков поступил в Витебское художественное училище н.

После окончания 8 классов Быков поступил в Витебское художественное училище на скульптурное отделение (будущий писатель помимо всего прочего достаточно хорошо рисовал). Но доучиться ему не удалось, ему пришлось покинуть училище и вернуться в родную деревню, после того как были отменены стипендии. В июне 1941 года Василь Быков экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала писателя на Украине, где он принимал участие в создании оборони.

Война застала писателя на Украине, где он принимал участие в создании оборонительных рубежей. Зимой 1941-1942 годов он жил на станции Салтыковка, а также в городе Аткарске Саратовской области, обучался в железнодорожной школе. Летом 1942 года был призван в армию, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года Василю Быкову было присвоено звание младшего лейтенанта. Он принимал участие в боях за Александрию, Кривой Рог, Знаменку. Во время проведения Кировоградской наступательной операции получил ранение в живот и в ногу (по ошибке был записан как погибший).

Воспоминания об этом и события после ранения легли в основу его будущей повес.

После демобилизации поселился в городе Гродно (с 1947 года). Здесь будущий пи.

Свои первые произведения будущий писатель опубликовал еще в 1947 году. Однако.

В конце 1997 года он вынужден был покинуть страну и уехать в Европу. Некоторо.

В 1948 году окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск. .

Всего из-под пера Бориса Васильева вышло более 50 различных художественных п.

Писатель умер 11 марта 2013 года в Москве.

Писатель умер 11 марта 2013 года в Москве.

Краткое описание документа:

Автор: Трубинова Ирина Викторовна, преподаватель русского языка и литературы.

Задачи: 1. Познакомить обзорно с творчеством Быкова, Бондарева и Васильева.

2. Развивать нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.

Тип занятия: урок изучения нового материала, смешанный.

Методы: объяснительно-иллюстративный

Оборудование: выставка литературы по теме, ноутбук, проектор, экран

ы2 (474x700, 248Kb)

Своеобразным духовным, творческим мостом, соединившим "мэтров" с юными лейтенантами стала "Судьба человека" М. Шолохова, где во главу угла ставилась трагическая судьба частного человека - солдата.

ы1 (500x500, 184Kb)

ы5 (405x640, 214Kb)

ы2 (224x317, 24Kb)


ы3 (318x453, 52Kb)

И это все при том, что нигде не погрешил автор против фронтовой правды. Именно за это очень ценил "Звезду" В. Астафьев, судья опытный и строгий. Военная тема прозвучит и в более поздних произведениях писателя. "Двое в степи", "Весна на Одере", "Дом на площади".


ы4 (333x500, 113Kb)

Богомолов поднял для себя планку очень высоко. Он создавал новую эстетику военной прозы. Абсолютная достоверность описываемых событий, при абсолютной правде человеческих характеров. Нарочитая документальность не должна была "засушить" сюжет. Как контрразведчику во время поиска, ему нужно было пройти по острию ножа – шаг влево, шаг вправо – провал.

С другой стороны автор с не меньшей тщательностью прорабатывал характеры героев - привычки, особенности поведения и речи, образ мышления. Богомолов резко менял ритм повествования, тем самым придавая своему рассказу напряженность и динамичность.

Я очень люблю тебя и твою прозу, о которой когда-то давно еще прочитал у Бондарева, что он не видит в ней недостатков. Я — тоже.

«. Я давно не читал произведения с таким чувством нетерпения узнать, чем же это кончится, произведения с такими неожиданностями. Я был загипнотизирован логикой действий и поступками персонажей, с нетерпением ждал очередного номера журнала и досадовал на то, что печатание затянулось на несколько номеров. Ваш реалистический роман о войне, о контрразведчиках показал, что умение на войне — очень существенная вещь, а пафос достоверности и документальности столь высок, что ничего подобного в нашей литературе еще не было. Уверен, что урок достоверности, урок мужества окажет благотворное влияние на умы и сознание читателей и сохранится на долгие времена.

Сцена со Сталиным, с Верховным Главнокомандующим — лучшая сцена, которая когда-либо появлялась в нашей литературе. В необычайно короткой и лаконичной сцене Вы сумели передать всевластие Сталина, когда три министра стоят и смотрят на его морщинистый затылок, а он. ходит. Холодок по хребту проходит, когда представляешь себя на секунду в том кабинете.

«Хороший детектив учит логическому мышлению, наблюдательности, умению сопоставлять и анализировать факты, строить и тщательно анализировать гипотезы. Настоящий детектив учит благородству, смелости, честности, преданности своему делу.

Сюжет повести должен вжиться в реальную обстановку и атмосферу, что позволит войти в образ каждого участника для понимания их внутреннего мира и мотивации их поступков. Точность изображения — первый признак художественной правды.

Из этого и исходи!

. Есть писатели умные, другие — вкладывают душу в произведение. А у меня ничего нет, и я пишу жопой. Нужно продумать свой сюжет, прочувствовать его. Хорошо пишешь то, что чувствуешь и знаешь лично. Носи свой сюжет долго, повсюду, спи с ним,в конце концов он придет. Нужно замкнуться в строгий план, развитый со всей возможной обстоятельностью, и не отходить от него ни на шаг.

Необходимо быть жестким и требовательным к самому себе, необходима ежедневная регулярная работа, которой все прочее должно быть принесено в жертву.

ы1 (300x451, 129Kb)

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

Точно в пропасть с обрыва,

И ни дна ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

ы5 (400x571, 128Kb)

5.


ы1 (313x429, 94Kb)


ы3 (438x700, 339Kb)

В его минуты роковые!

А мы прошли по этой жизни просто,

В подкованных пудовых сапогах.


ы4 (340x441, 347Kb)

ы5 (486x700, 250Kb)


ы8 (328x500, 162Kb)


ы2 (451x700, 408Kb)

Со многими фронтовиками, кто остался в живых, я не смог встретиться после войны: судьба разбросала нас в разные стороны. Но эти люди как бы все время жили рядом со мной: я и сейчас хорошо помню их лица, их манеру говорить, их смех или выражение гнева, их жесты и привычки.


ы4 (332x500, 165Kb)

ы1 (350x570, 166Kb)

Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно.

Ухожу из мира чужого, злобного, порочного.

ы1 (700x488, 191Kb)

Читайте также: