Легенда об основании киева краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Настольные игры онлайнМы предлагаем Вам сразиться в любимые настольные игры со своими друзьями, не отходя от компьютера. У нас вы сможете поиграть в дурака, преферанс, тысячу, нарды, шахматы, шашки, крестики-нолики, точки,
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

-Всегда под рукой

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

ЛЕГЕНДЫ О ВОЗНИКНОВЕНИИ КИЕВА

ЛЕГЕНДЫ О ВОЗНИКНОВЕНИИ КИЕВА

На месте нынешнего Киева существовали поселения со времен Геродота. Поселения эти то возникали, то исчезали в зависимости от исторической обстановки в районе. Говоря о Киеве, мы имеем в виду лишь тот город, который в результате непрерывного развития превратился в центр Киевской Руси.

Эта культура резко отличается от культур соседних славянских племен и тесно связана с городами Боспора, которые к этому времени перестали быть форпостами греческой культуры, с Херсонесом и Тмутараканью и имеет много общеевропейских форм. Рыбаков называет ее культурой русов, которых он считает одним из славянских племен, несмотря на приводимые им же данные, противоречащие такому утверждению.

Легенды об основании Киева сохранились у русского и других славянских народов, у германских народов и у армян. Сходные мотивы прослеживаются в легендах об основании Кракова и Праги - городов, лежащих на торговом пути Киев - Регенсбург.

Близкие по звучанию названия населенных пунктов в различных местах Польши и Литвы, сохранившиеся с древнейших времен, по-видимому, имеют это же происхождение. Например, в средней Польше есть местность Куява, с которой связаны легенды об основании Польского государства и где находятся древнейшие населенные пункты Киево, Киевица и другие со сходными названиями. В Новодомском повете есть село Киев. Села и города с подобными названиями есть в Силезии, Моравии, Угорщине, Сербской Лужице и других местах.

Русский эпос - былины - знает четыре наиболее древних образа, играющие первостепенные роли: Змей, Вольга-Волх, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Змей является отцом Вольги, главного героя наиболее древней былины, сложившейся в языческие времена, исследователи усматривают в этом проявление тотемизма.

В этой легенде нашел отражение нормандический период развития Руси: хотя зачатие и рождение богатыря происходит в Киеве, его деятельность не связана с определенной территорией. Волх - единственный из богатырей былин киевского цикла - не имеет отношения к князю Владимиру. Он атаман дружины, которую обеспечивает всем необходимым (вплоть до организации женитьбы своих воинов в чужой стране). Его имя созвучно названию двух важнейших речных торговых магистралей: Волге и Волхову, причем согласно легенде, записанной Ломоносовым, последняя и названа по его имени.

Эльдад Гадани (Давид Данит), еврейский путешественник, посетивший Испанию в 880 году, рассказывал, что евреи ряда колен, включая и колено Дан, к которому принадлежал он сам, проживают в местности, где протекает легендарная река Самбатион. Многие исследователи связывают эту территорию с районом Киева, а описанное им еврейское государство - с Хазарией.

Отметим, что Добрыня Никитич, прообразом которого считался дядя Владимира Святого, человек не только грамотный, но и хорошо образованный. По общему мнению, христианизация Руси способствовала развитию культуры и в первую очередь - грамотности, однако в былинах представитель младшего поколения богатырей, сын христианского священника Алеша Попович, безграмотен, что особо подчеркивается.


Кий — легендарный лидер восточных славян, первый князь и основатель Киева как города-государства.

Летописец приводит и вторую легенду (хотя и отвергает её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре.

Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей.

Содержание

Происхождение имен и названий легенды

Имя Щек сопоставляется с именем Чеха, легендарного предка чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название горы сравнивают с иранским словом Haraiva — название горной страны. Также название связывают с названием библейской горы Хорив, однако данная гипотеза мало соответствует действительности [1] .

При этом ряд учёных, в том числе проф. М. И. Артамонов, отмечают, что имена мифических братьев не носят никаких признаков славянской принадлежности. Так, гипотеза об иранских корнях имени легендарного Кыя (Кия из русской летописи) получила развитие в советской историографии Топорова В. Н. Также широко известна гипотеза американо-украинского востоковеда О. И. Прицака, который полагал, что возникновение Киева связано с хазарами и что Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе. Гипотеза О. И. Прицака была подвергнута критике, как заведомо необоснованная [2] [3] .

Археологические свидетельства

Исторические свидетельства о Кие

Армянский вариант легенды

Фрагмент Новгородской первой летописи

И бѧше ѡколо града лѣсъ и боръ великъ · и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смꙑслени и нарицахусѧ Полѧне · ѿ нихже єсть Полѧне в Києвѣ и до сего д͠не · бѧху же поганѣ · жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ · якоже прочии погани

В данном свидетельстве видны сходства с армянской легендой, в которой говорится об основании братьями не только города, но и храма.

Фрагмент Яна Длугоша

Польский историк Длугош (XV век), который широко использовал древнерусские летописи, не сохранившиеся до наших дней, показывает, что киевская династия до Аскольда и Дира представляется прямым потомством Кия и его братьев.

Между тем, историки высказывают сомнение даже относительно того, были ли Аскольд и Дир действительно соправителями и современниками, или же таковыми их сделал киевский летописец, писавший приблизительно спустя два столетия после их убийства князем Олегом, пришедшим к стенам Киева с дружиной и выманившим их за пределы городской стены (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов).

Параллели легенды

Среди многочисленных легенд о трех братьях и сестре, легенда о Кие наиболее часто сравнивается с готской легендой о борьбе Германариха с роксаланами в Северном Причерноморье в конце IV века.

Исходя из этимологии имени Кия историки, в частности Б. А. Рыбаков, сравнивают этого князя с Божьим Ковалем, кузнецом, который в разных вариантах легенды под разными именами выступает как змееборец. Он побеждает змея, берущего с народа дань девушками, запрягает змея в сделанный им плуг, и пашет землю, после чего появляется гигантская борозда, называемая Змиевы валы. Она указывает на границу между землями кузнеца и змея и тянется до моря, в котором змей и погибает. Змиевы валы — это древняя система оборонительных сооружений, защищавшая Среднее Поднепровье от набегов степных кочевников. Она создавалась со скифских времен и окончательно оформилась к XII веку.

Скандинавским аналогом Кия, как божьего кузнеца, может выступать бог Тор.

Образ перевозчика также часто встречается в славянском фольклоре (княгиня Ольга) и скандинавской (Харбард) и других мифологиях. Он связан с мировоззренческим спором между перевозчиком и тем, кого он перевозит.

В русском фольклоре с Кием также могут быть связаны образы Белого Полянина и Чурилы Пленковича. Последний по былине живет не в Киеве, а в Киевце.

Другие легенды об основании Киева

Поход Кия на Дунай и попытки отождествления

Историки неоднократно пытались выяснить, имеет ли легенда под собой какие-либо исторические основания.



Храм Кия

Раскопки киевского археолога В. В. Хвойко в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе каменный языческий жертвенник округлой формы с четырьмя выступами по сторонам света, рядом, к югу, горел костер для жертвоприношений. Сооружение сложено насухо из неотесанных камней. Размеры площадки 4,2х3,5 м, высота 0,4 м. Расположено оно на Андреевской горе, в средней части довладимирова города, в самой сердцевине княжеского двора. Хвойко объявил свою находку алтарем храма князя Кия.

Попытка отождествления двух идолов храма принадлежит Б. А. Рыбакову. По говорящему имени второй идол, Деметр, был отождествлен им как мужское божество плодородия. Имя первого идола, Гесаний, ни о чем не говорит, но поляне поклонялись Перуну, поэтому храм, вероятно, был посвящен и ему. Если основываться на дешифровке Рыбакова календаря IV века из села Ромашки, недалеко от Киева, то главными божествами летнего периода у полян были Перун и Купал. Если алтарь, действительно, имел форму креста, то Деметр скорее всего — Купал, так как кресты — это неотъемлемая часть солнечной купальской символики. Два креста включены в символ праздника Купала на календаре из Ромашек.

Смысл легенды и датировка событий

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

С антами письменных источников В. В. Седов связывает распространение пеньковской культуры, считая её продолжением черняховской культуры. Пеньковская культура датируется концом V—VII веков и распространяется вплоть до Дуная. В её ареале достаточно городищ, которые можно связать с легендарным Киевцем.

Хазарская гипотеза

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Г.В.Вернадский выдвинул гипотезу об основании Киева хазарами не ранее 830-х годов, когда в результате большой войны хазары завоевали вятичей, северян и радимичей. (Конечно не исключено, что на месте Киева было и более древнее поселение.) Согласно этой гипотезе три брата были хазарами, либо, что вероятнее, их вассалами – мадьярами.

Основание древнего Киева

Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI—VII веках на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские. Были обнаружены остатки укреплений, жилищ, керамика VI—VII столетия, византийские монеты императоров Анастасия I (491—518) и Юстиниана I (527—565), амфоры, многочисленные ювелирные изделия [5,6].

Основание древнего Киева

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане…

Основание древнего Киева


Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева

И бше коло града лсъ и боръ великъ · и бху ловща зврь бху мужи мудри и смислени и нарицахус Полне · нихже єсть Полне в Києв и до сего дне · бху же поган · жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ · якоже прочии погани

Основание древнего Киева

Польский историк Длугош (XV век), который широко использовал древнерусские летописи, не сохранившиеся до наших дней, показывает, что киевская династия до Аскольда и Дира представляется прямым потомством Кия и его братьев.

Народная этимология объясняет название Киева тем, что его первыми жителями были рабочие (кияне, кияны), которые обслуживали переправу через Днепр. Переправа представляла собой деревянный настил на столбах (киях) вбитых в дно. Сходные топонимы известны и в других славянских землях (например, Кийево в Хорватии, Куявия в Польше). Гарвардский учёный Омельян Прицак считал происхождение топонима тюркским или еврейским [10].

Основание древнего Киева


Аскольд и Дир приходят в Киев (древнерусская миниатюра).

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели в 872 году сына Аскольда в борьбе с болгарами, походах Аскольда на полочан, кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминается в сочинении вышеупомянутого польского историка XV века Яна Длугоша. В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева [13].

Основание древнего Киева


Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).

Основание древнего Киева


Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

Ссылки

М. Ю. Видейко Трипільська цивілізація. — Киев, 2003.

У. Брей, Д. Трамп (перевод Г. А. Николаев) Археологический словарь. — Москва: Прогресс, 1990. — 368 с.

В. В. Седов Славяне в раннем средневековье. — Москва, 1995. — 416 с.

Б. В. Магомедов Черняховская культура Северо-Западного Причерноморья. — Киев, 1987.

Енциклопедія історії України. Інститут історії України Національної академії наук України;

П. П. Толочко Новые археологические исследования Киева (1963—1978) // Новое в археологии Киева. — Киев, 1981. .

Новгородская первая летопись младшего извода

Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 52-53.

Вернадский Г. В. Древняя Русь

П. Б. Голден The World of the Khazars.

Новгородская Первая летопись. — Л., 1950.

Псковские летописи. – М. 2000. с. 10.

Ioannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. Liber 1-2. — Warszawa, 1964. — P. 121.

О нашей столице, ее истории и версиях основания сегодня и поговорим.

Версия Нестора

“Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве”.

Чтобы Кий и его братья не выглядели мифическими персонажами, летописец даже уточняет, что киевский князь ездил в Византию и его принимал сам император. При этом Нестор упоминает версию, по которой Кий был простым перевозчиком через Днепр, но сам ее и опровергает. Дескать, это все злые языки говорят.

Другие источники

Это же слово мы встречаем на надгробной плите, найденной археологами близ Константинополя, которая гласит, что здесь похоронен Хильбудий, сын Самбатаса. По свидетельствам Прокопия Кессарийского, Хильбудий был славянином-наемником, который служил у византийского императора Юстиниана I. Некоторые историки и вовсе склонны ассоциировать Хильбудия с Кием, но таких радикальных предположений мы делать не будет. Просто остановимся на том, что название Самбатас или Самватас фигурирует в источниках, относящихся к VI веку н.э., а значит Киев уже, возможно, существовал.

Хазарский след

А вот хазары, которые тогда как раз набирали вес в регионе, вполне могли это сделать. Жить в этом городе, естественно могли и хазары, и славяне, шла активная торговля, вот Киев и имел два названия. Версия интересная и заслуживает внимания в любом случае.

Экзотические версии

А вот Василий Татищев считал, что город основали сарматы до того, как были просто вытеснены славянами. В таком случае, Киев получается древнее веков на пять или шесть. С другой стороны, никто не мешал сарматам иметь на этом же месте какое-то укрепление или временную стоянку. Вот только городом это называть все-таки было бы преувеличением.

Что в итоге?

Не исключено, и даже очень вероятно, что разные племена могли возводить на берегах Днепра укрепления, временные дозорные пункты или даже относительно постоянные жилища.

Но вряд ли стоит считать эти поселения непосредственно Киевом. Бурное развитие города началось уже в VIII-IX веках, когда население было преимущественно славянским. С этих времен и стоит, по всей видимости, начинать отсчет истории Киева, как центра Руси и точки объединения местных славянских племен.

Читайте также: