Лавкрафт гипнос краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Гипнос"

Описание и краткое содержание "Гипнос" читать бесплатно онлайн.

Говард Филлипс Лавкрафт

"Если же говорить о сне, этом зловещем и своенравном хозяине наших

ночей, то смелость, с какой люди раз за разом отдают себя в его власть, была

бы достойна великого удивления, не будь она результатом простого неведения и

Да хранят меня милосердные боги, если таковые действительно существуют в те часы, когда ни сила воли, ни какие-либо средства, изобретенные человеком, не могут развести овладевающих мною объятий сна. Смерть милосердна, ибо из ее владений нет возврата. Но тот, кто, выстрадав знание, вернулся из потаеннейших владений ночи, уже навсегда лишится мира и покоя.

Глупец, я был, что так неистово стремился погрузиться в тайны, не предназначенные для человеческого рассудка. Глупцом или богом был мой единственный друг, который вел меня этим путем, а в конце испытал все ужасы, которые могли бы достаться и на мою долю.

Я припоминаю нашу первую встречу на железнодорожной станции, где этот человек оказался в центре внимания толпы пошлых зевак. Он лежал без сознания, судорога свела его тело, придав ему уродливую неподвижность. На мой взгляд ему было около сорока лет; на это указывали глубокие морщины на изнуренном, со впалыми щеками, но безукоризненно правильном и красивом лице да еще редкие нити седины в густых волнистых волосах и небольшой аккуратной бородке, которая прежде была, вероятно, иссиня-черной. Высокий божественной формы лоб был точно высечен из белоснежного мрамора.

Внешность этого человека напомнила мне, скульптору по профессии, статую фавна, найденную в руинах храма античной Эллады и чудесным образом ожившую в наш удушливый век только для того, чтобы подчеркнуть холодную тяжесть напрасно прожитых лет.

И когда он открыл свои огромные, лихорадочно блестевшие черные глаза, я понял, что именно он способен стать единственным близким человеком для меня, у которого никогда не было друзей. Я знал, что именно такие глаза должны были видеть величие и ужасающую непостижимость царств, находящихся за пределами сознания и реальности; царств, которые я лелеял в своих грезах, но напрасно искал наяву.

Я разогнал толпу и предложил ему пройти со мной, быть моим учителем и проводником в призрачном мире фантазии. Он согласился, не сказав ни слова. Позднее я обнаружил, что у него удивительно мелодичный голос, в котором сливались пение скрипок и легкий звон хрусталя. Часто мы говорили дни и ночи напролет, пока я вытачивал его бюсты и миниатюрные головки из слоновой кости, дабы обессмертить различные выражения его лица.

Я не берусь передать словами суть наших занятий слишком уж эфемерной была их связь с обыденной человеческой жизнью. Они открывали перед нами огромную, неведомую вселенную, лежащую за пределами доступных нашему пониманию материи, времени и пространства. Вселенную, возможность существования которой мы ощущаем лишь иногда в тех особенных сновидениях, что неведомы заурядным представителям рода людского и лишь один или два раза в жизни являются к человеку, одаренному богатым воображением. Мир нашего бодрствующего сознания, рожденного из этой вселенной, соприкасается с нею не больше, чем мыльный пузырь с трубкой, из которой некий Арлекин выдул его по своей прихоти. Ученые мужи лишь смутно догадываются об этом, но в большинстве своем стараются этого не замечать. Мудрецы как-то вздумали истолковать эти грезы и развеселили своими речами даже бессмертных богов. Какой-то человек с восточными глазами сказал, что время и пространство относительны и люди осыпали его насмешками. Но этот человек высказал только предположение. Я же пытался превратить эти догадки в уверенность. Друг мой желал того же, и частично это ему удалось. С помощью разных экзотических наркотиков мы погружались в жуткие глубины сновидений в моей студии на верхнем этаже башни старинного особняка в туманном графстве Кент. Самой мучительной пыткой тех дней была невозможность выразить все, что я узнал и увидел в часы дьявольских занятий, ибо ни в одном языке нет подходящих для этого слов и символов. От начала и до конца наши открытия относились к области ощущений, которые нельзя сопоставить с деятельностью нервной системы обычного человека. И хотя они содержали некоторые образы времени и пространства, в основе этих ощущений не было ничего четкого и определенного.

Все, что доступно человеческой речи это передать общий характер наших опытов, определив их как погружения или полеты, поскольку во время каждого откровения какая-то часть нашего сознания отрывалась от всего реального и настоящего, смело паря над темными, внушающими ужас безднами, иногда прорываясь сквозь хорошо видимые препятствия, которые можно описать как густые плотные пары или облака.

Мы совершали эти бестелесные полеты то поодиночке, то вместе, и в последнем случае мой друг неизменно меня опережал. Я узнавал о его присутствии по картинам, всплывающим в памяти: его лицо, освещенное странным золотым светом и пугающее своей таинственной красотой, являлось мне с удивительно молодыми чертами, с горящими глазами, гордым изгибом бровей и чуть потемневшими волосами и бородою.

Мы не следили за временем: оно казалось нам иллюзией. И в этом, несомненно, была доля истины, ибо мы постоянно удивлялись, отчего мы не стареем. Наши помыслы были чудовищны, наше тщеславие не знало пределов. ни Бог, ни дьявол не могли позволить себе то, чего домогались мы. Меня и сейчас пробирает дрожь, когда я говорю о наших занятиях, и я боюсь рассказывать о них более подробно. Скажу лишь, что когда однажды мой друг написал на листке бумаги желание, которое он не посмел произнести вслух, я сжег этот листок и со страхом взглянул в ночное небо, усыпанное звездами. Это было я только намекну нечто вроде желания управлять всей видимой вселенной, движением планет и звезд, и судьбами всех живых тварей. Клянусь, я не имел ничего общего с подобными притязаниями и, что бы там ни говорил мой друг, он, в лучшем случае, глубоко заблуждался. Я не настолько сильный человек, чтобы рисковать тем немногим, что сулит мне реальную удачу.

В ту ночь ветры из неизведанных пространств неудержимо мчали нас к безграничным пустотам за пределы материи и мысли. Особые непередаваемые ощущения переполняли нас восторгом. Сейчас они почти стерлись в моей памяти. Но даже то, что осталось, пересказать почти невозможно. Липкие облака быстро проносились мимо, и наконец я почувствовал, что мы достигли области, где прежде никогда не бывали. Мой друг был далеко впереди, но когда мы нырнули в ужасающий океан первозданного эфира, я заметил мрачное торжество, которым светилось его поразительно молодое лицо. Внезапно очертания его расплылись и исчезли, и в то же время я почувствовал, что оказался перед непреодолимым препятствием. Оно походило на те, что встречались и прежде, но было неизмеримо плотнее какая-то влажная клейкая масса, если такое определение подходит к качествам нематериального мира. Меня задерживал барьер, который мой друг и учитель преодолел без труда. Я вновь попробовал прорваться, но вдруг действие наркотика кончилось, и я очнулся в своей мастерской. В углу напротив раскинулось бледное и все еще бесчувственное тело моего спутника, на редкость изможденное и показавшееся мне немыслимо прекрасным, когда золотистый лунный свет залил его мраморные очертания.

Вскоре мой бедный друг пошевелился, и не дай мне Бог вновь пережить то мгновение, когда я услышал его дикий вопль и почти воочию увидел жуткие картины, промелькнувшие в его обезумевших от ужаса черных глазах. Я упал без чувств и пришел в себя лишь когда мой друг начал исступленно трясти меня, желая избавиться от страха одиночества. Так закончились наши добровольные погружения в пещеры грез. Дрожа от дурного предчувствия, мой друг предостерег меня от возможных попыток снова отправляться туда, где мы только что побывали. Он не посмел рассказать, что именно он там видел, однако несколько раз повторил, что мы теперь должны как можно больше бодрствовать, даже если для этого придется прибегнуть к сильнодействующим лекарственным средствам. Вскоре по невыразимому страху, охватывающему меня каждый раз, когда сознание покидает мое тело, я понял, насколько он был прав.

Даже после самого краткого и непродолжительного сна я чувствовал себя постаревшим, а друг мой дряхлел с пугающей быстротой. Больно было видеть, как быстро на глазах у него появляются морщины и седеют волосы. Наш образ жизни теперь полностью изменился. Прежде затворник свое настоящее имя и происхождение он тщательно скрывал теперь мой друг испытывал неистовый страх перед одиночеством. Он совершенно не мог оставаться один, но мне казалось, что и компания не могла его успокоить, хотя его единственным утешением в последнее время были шумные, неистовые пирушки. Внешностью и возрастом мы настолько не соответствовали окружению, что в большинстве случаев это вызывало насмешки, которые больно ранили меня, однако друг мой считал их гораздо меньшим злом, чем одиночество. Особенно не любил он бывать один под открытым небом, а если такое случалось помимо его воли, то часто украдкой посматривал вверх, как бы ожидая возмездия. Я заметил, что направление этих взглядов менялось в зависимости от времени года. Так весенними вечерами он смотрел на северо-восток, осенью на северо-запад. Летом он искал глазами что-то почти над самой головой, а зимой взоры его привлекала восточная часть небосклона.

Перевод на русский: — А. Мороз, Г. Кот (Гипноз) ; 1992 г. — 1 изд. — И. Майорова (Гипнос) ; 1992 г. — 1 изд. — Л. Биндеман (Гипнос) ; 2000 г. — 25 изд. — В. Дорогокупля (Гипнос) ; 2010 г. — 11 изд. — О. Колесников (Гипнос) ; 2012 г. — 4 изд. Перевод на украинский: — О. Українець, Е. Дудка (Гіпнос) ; 2020 г. — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Мистика
  • Общие характеристики: Психологическое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Америка( Северная ) | Европа )
  • Время действия: 20 век
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Любой

Похожие произведения:

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

korsrok, 30 июня 2018 г.

Экстраординарная парочка употребляющая мощнейшие наркотики с целью выйти в эфир — проникнуть в астрал, подняться в высшие сферы, — относятся к своему увлечению весьма фанатично, желая докопаться до самой сути мироздания Вселенной. Однако, цена за тайные знания высока и путь исследователей опасный.

Стронций 88, 8 марта 2019 г.

тоже восточный наркотик, позволяющий проникнуть в глубины сознания и мироздания, и кара, преследующая за оную попытку… и тоже, кстати, проникающая в мир сквозь углы!

Но это всё похожести… А рассказ-то в концовке взял и выдал прекрасную чарующую неопределённость. Да причём такую, что захотелось даже ещё раз перечитать и найти хоть какой-то намёк –

а был ли этот самый таинственный друг реальным? Может, и не было его? Может он – порождение изъеденного наркотиками мозга? А если и был – то человек ли? Может он и был тем божеством сна, Гипносом, довёдшим до безумия главного героя?

chao reptans, 17 февраля 2019 г.

Рассказ, пропитанный безумием и похожий на кошмарный сон или сильнейший наркотический приход, повествует об одной из любимых тем Маэстро — столкновение ничтожного человека с могущественными невыразимыми силами. В произведении отлично передана человеческая страсть к познанию запредельного и неизведанного, и наказание, которое ждёт того, кто в своих изысканиях зашёл слишком далеко и посмел приравнять себя к высшему, запретному и недоступному знанию.

Потрясающий небольшой рассказ о сверхъестественном мистическом ужасе, достойный места среди лучших текстов Лавкрафта.

Orion-Seregil, 18 сентября 2019 г.

Велик и подчас ужасен мир сна — от безобидных блужданий по давно знакомым местам до полета над безднами и непознанными мирами. В погоне за новыми ощущениями, тайнами царства Гипноса двое мечтателей прибегают к любым изощренным методам лишь бы достигнуть желанной цели. Но порой цена достижения — это ваша собственная жизнь, о чем задумываются лишь единицы. Есть то, чему не дано быть изведанным смертными.

wertuoz, 21 августа 2013 г.

На самом деле смысл рассказа глубже, чем может показаться на первый взгляд. Это неких прообраз всех тех сюжетов про внутреннее я, про иллюзорность представления, про кардинально противоположные взгляды на одну и туже проблему, но в тоже время реальную угрозу для персонажа в целом.

При этом угроза может трактоваться по разному: либо это просто деструкция человеческой психики, либо это действительно что-то запредельное и необычное, неподвластное объяснению. Проще говоря: либо главный герой переборщил с дозой наркотиков, и ему нужна действительно серьезная медицинская помощь, либо в своих экспериментах с галлюциногенами он нашел или открыл что-то неведомое и непонятное, что погубило его окончательно, ведь человеческий мозг — это загадка, и множество почвы для теорий и версий, типа входа в параллельную реальность и т. п. И в этом основная суть рассказа. Автор очень подробно пытается описать ход мыслей такого персонажа, заставляет поверить в такую действительность, где для главного героя существует реальная угроза, а не просто так, что он переел каких-нибудь грибов и можно считать его безумным. Автор предлагает взглянуть на эту проблему под другим углом, глазами потерпевшего, где открывается другая правда о других мирах и другом чуждом пространстве.

Этот рассказ не претендует на что-то серьезное. Он не подрывает устои медицины, больных наркоманов будут лечить так же, как и лечат сейчас. Идея рассказа имеет все таки фантастическое начало. И относиться как-то презрительно в затронутым темам в этой работе не стоит. Стоит оценить по достоинству именно глубинный смысл, в образах которого всплывает иное измерение, где поджидает зловещая и непомерная сила.

По-моему этот рассказ можно смело относить ко вселенной Мира Снов Лавкрафта.

Это отличное произведение., где ставится вопрос ребром, где автор предлагает выбор о том, кому верить в сложившихся обстоятельствах, и при этом открывает чужой и запредельный мир Сна, жуткий и зловещий. Читать однозначно стоит, при этом понимая, что это все таки фантастика, но со смелым замахом на иную теорию о человеческой психике и человеческих возможностях.

Илориан, 7 июля 2014 г.

Vindermur, 6 ноября 2018 г.

Попадание в другой мир и друга как-будто и не было. Гипнос из далёкого прошлого открывает свои потусторонние врата для путников

Caspian, 30 сентября 2011 г.

Pickman, 5 мая 2008 г.

В рассказе встретились две излюбленные темы Лавкрафта: скитания сновидцев в потустороннем мире и мотив запретных для человека мест. Здесь больше литературы, чем чувства и фантазии, однако с концовкой (которая удивит всех, кроме поклонников Чака Паланика) этот флер искусственности спадает, и мы остаемся один на один с невеселыми мыслями о том, что каждый из нас обречен спать и видеть сны.

Сказочник, 2 апреля 2011 г.

Рассказ показался неприятным именно благодаря описаниям наркотических путешествий художника и его вымышленного друга. Показана негативная сторона творчества любого человека, в котором есть креативное начало, поскольку именно это начало является для многих источником слабости (в данном случае это привело к наркотической зависимости и деградации).

teamat_7, 14 октября 2010 г.

В данном произведение совершенно нет, ни чего примечательного, на чем можно заострить внимание. Автор рассказывает о наркотических глюках двух персонажей,(или одного я так и не понял) которые употребляют всякую дрянь, и видят не менее дренные картины.

Yazewa, 16 февраля 2009 г.

Психологическая работа, по сути своей — восхищение и ужас перед наркотическими видениями. Потрясающие картины и переживания, недоступные обычному смертному — и душевное опустошение, разрушение тела, потеря жизненного статуса. А существовал ли воистину заадочный друг — не суть и важно.

Читайте также: