Лампа мафусаила краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Доллары сделаны именно из веры в то, что какая-то женщина в очках, чьё личное благоденствие совершенно не зависит от обменного курса, не сократит завтра утром все ваши сбережения в три раза, потому что у неё месячные и ей надо успеть сверстать перед выходными какой-то там бюджет. Понимаете? Деньги опираются не на боеголовки и авианосцы. Деньги опираются на веру в то, что завтра их не превратят в опилки по команде очередного папы Карло. Мы выращивали эту веру веками. И поэтому доллар – это мировая резервная валюта. А ваш деревянный – просто стрелка с выпученными красными нулями, указывающая в том направлении, где деньги лежат. Обменное табло, всё время занимающее в ваших новостях самую первую строчку, – это и есть лицо и главный символ вашей цивилизации.

Иллюстрация: GettyImages

Иллюстрация: GettyImages

Однако к началу XIX столетия побочные эффекты потешной модернизации вернули создание Русской Литературы на повестку дня. В непоротом сегменте российского населения забродила иллюзия собственного достоинства. Ее требовалось срочно канализировать куда надо, то есть выкачать из социально-политического дискурса и закачать в экзистенциально-эстетский.

Таким образом, до начала XX века Русская Литература исправно сублимировала благородный гнев образованной части российского общества. Вместо того чтобы сочинять прокламации, учинять манифестации, отстаивать права, ограничивать самодержавие и тем повышать конкурентоспособность Отечества на беду англосаксам, русский интеллигент писал философические оды или ронял слезу на страницы очередного гениального романа о непоправимой окаянности бытия.

Лишь к 1914 году стало ясно, что спустить всю гражданскую активность в литературный пар не удалось. Эпидемия собственного достоинства приняла угрожающие масштабы. Тогда на съезде Огранщиков Камней Сиона в Баден-Бадене было принято решение устроить мировую войну и под шумок перезапустить шутейную модернизацию России в особо живодерском варианте.

КАБАЧКОВ: Семьдесят восемь? Чего так низко берете? Девяносто пять же было в начале нулевых.

БАТЛЕР: Так вот же я про индексацию и говорю. Поколение выросло свежее, Миша. Постсоветское. Подлинных ценностей хочет, не важно каких. Нужен тонкий подход.

КАБАЧКОВ: Понятно. И в чем там тонкость, Кристева?

КРИСТЕВА (пренебрежительно): Да какая это тонкость. Батя героя вставила для сопереживания. Чтобы читарь мог с ним identify — как это на иврите?

КРИСТЕВА: Вот-вот, отождествляться.

БАТЛЕР: Я русского дворянина образца XIX века вписала вторым рассказчиком. Можайского. Тут, Миш, двух зайцев одним ударом: он и на человека похож, и весь прогрессивный дискурс через него можно так невинно обосрать, что никакая радфем не придерется.

КАБАЧКОВ: Какая еще радфем? Среди пелевинских читарей? Откуда, for fuck’s sake?

КАБАЧКОВ: И что, сильно стонет?

БАТЛЕР: Да нет, не сильно. Мы боялись, хуже будет…

КАБАЧКОВ (задумчиво): Это плохо, что не сильно. Не дорабатываем мы, не дорабатываем. Щас, сестрички, звоночек сразу сделаю на этот счет…

[Телефонный разговор с агентом Милоновым, полный воркования и воздушных поцелуев, опущен.]

Так, все, пардон. (Шуршат бумажки.) Где мы там с вами галочку еще не поставили… Философия. Что с философией у вас? Буддизм все? Эзотерика? Квасной марксизм конспирологический?

БАТЛЕР (несмело, после неловкой паузы, заполненной ерзаньем на стульях): Кристи аналитической добавила…

КРИСТЕВА: Потому что аналитическая в тренде! Кому сегодня на фиг буддизм нужен? Я тебя умоляю. Буддизм — это как про превед-медвед шутки шутить.

БАТЛЕР: Ну, философия сознания, свобода воли, инкомпатибилизм, интерпретация квантовой механики — вот это все… Чалмерс, Сёрл, Стросон, Хью Эверетт.

КАБАЧКОВ (нарочито спокойным голосом): Хорошо. Мы. Сами посмотрим… (Громкое постукивание пальцем рядом с микрофоном.) Почитаем, что вы там нафилософствовали…

ДЕ БОВУАР (явно пытаясь разрядить обстановку): Почитайте, почитайте обязательно, Миша. Вы же быстро читаете. Как раз пока в Крым летите. Мы с девочками старались. Такой язык хороший сделали! Такой образ автора разработали для говнокритиков! Вам понравится. Обещаю!

КАБАЧКОВ (с плохо скрываемым любопытством): Что еще за образ?

ДЕ БОВУАР: Крайняя битва писателя с языком! Представьте, Миша: автор, который может сказать все, не говорит ничего. Его проклятие — невозможность художественного высказывания в эпоху постпостпостмодернизма. Он же у нас теперь не просто отшельник. Он, Миша, у нас Холден Колфилд русской литературы! Повторяться ему противно, придумывать новое — слишком очевидно. Рассказать связную историю, не проблевавшись от пошлости художественного текста как такового, у него выходит лишь языком русской классической прозы и советской трэшевой фантастики. Он страдает, он стряпает романы-матрешки с пятерным дном, он бы и рад не писать или писать плохо, но физически не может ни того, ни другого, потому что он Самый Настоящий Русский Писатель начала XXI века, и никто не встанет на его место. По крайней мере, пока мы нашу авторку бритую не запустим весной. Какая высокая трагедия! Правда же, Миша.

(Пауза. Кто-то громко всхлипывает.)


07.02.2017


3035


3

Татьяна ЛЕСТЕВА

ОТСВЕТЫ ЛАМПЫ МАФУСАИЛА

Но хэппи энд был бы не полным, если бы Маркиан Степанович не узнал от прошлонавтов, что у него родится сын, который будет назван Мафусаилом, а в своём сарае не обнаружил бы плату за услуги, причём не зелёными баксами, а золотыми монетами николаевской чеканки. Благодатный XIX век!

Освещённые выше темы отнюдь не исчерпывают всего многообразия данной многоплановой энциклопедии современной жизни мирового сообщества, а не только России. Но у Пелевина практически во всех романах в большей или меньшей степени, но всегда присутствуют ещё две темы.

Фильтрует ли и сам Виктор Олегович? Возможно да, но даже того, что уже написано, вкупе с тем, что читается между строк, более чем достаточно, чтобы во всех красках палитры увидеть современный мир во всём его многообразии. Или безобразии?


Дендрофилия, гомосексуализм, влечение к дереву, наркотические мысли - что это. Читать невыносимо. Сумбурные мысли главного героя-гея, который вдруг воспылал сексуальным влечением к деревьям, доскам и всему деревянному. Затем какая-то параноидальная линия сквозь весь сюжет - теории заговора, массоны, управление высшими органами власти. Безусловно, роман подготовлен "для толпы", которая готова проглатывать готовые замысловатые высказывания и размышления, автоматически присваивая их себе. Основной психологический акцент данного произведения - разделение на "своих" и "чужих", что весьма притягательно для среднестатистического читателя, готового в любой момент начать говорить о том, какие Те плохие/глупые/неправильные (это я пытаюсь подобрать приличные слова). В общем, для любителей поливать грязью весь этот несовершенный мир.

В целом, общее впечатление от книги - вроде бы интересно местами, но совершенно отталкивает какой-то "хипстерский" стиль. Словно, перед написанием романа были поставлены задачи - 1. Определить целевую аудиторию - поклонники писателя + молодая современная аудитория; 2. Выделить интересы: "пелевнутые", мистика, политика, современные проблемы общества, тайна массонов и т.д. 3. Закрутить сюжет, акцентируя внимание на мысли - "все тлен" и "Они плохие". 4. Нажать кнопку "Писать". А когда автор старается вот так угодить, то чувствуется какая-то фальш. Но, безусловно, книга будет весьма востребована, поскольку "это же Пелевин". Хотя я считаю, что это какой-то винегрет. Если бы "Это" выпустили под именем другого автора, книга бы долго оставалась непрочитанной. Для меня осталась загадкой цель написания этой книги. Я не совсем поняла, что же хотел сказать автор своим произведением и какого настроения он добивался от читателя. Сюжет вроде бы прописан грамотно, но местами очень скучно читается.

В книге есть один показательный момент - когда один из героев отправляется в прошлое, то у него там спрашивают - а что с современной литературой, культурой, есть ли писатели вроде Толстого? На что этот герой отмалчивается и переводит тему. Я тоже помолчу.

Как известно, сложное международное положение нашей страны объясняется острым конфликтом российского руководства с мировым масонством. Но мало кому понятны корни этого противостояния, его финансовая подоплека и оккультный смысл. Гибридный роман В. Пелевина срывает покровы молчания с этой тайны, попутно разъясняя в простой и доступной форме главные вопросы мировой политики, экономики, культуры и антропогенеза.

В центре повествования - три поколения дворянской семьи Можайских, служащие Отчизне в XIX, XX и XI веках.

Предисловие:

Вот, кстати Можайский Александр Федорович и его самолет, о котором шла речь в книге.


Попала мне в руки новая книга Пелевина "Лампа Мафусаила или крайняя битва чекистов с масонами". Как попала, я добровольно выбрала её к прочтению. И. не угадала. Первое, что мне совершенно не понравилось, это направленность на публику: геи, эротика (порно?!), деньги, наркотики, даже бороды. Появилась стойкая ассоциация с "Духless". Сделала вывод - писано для того, чтобы покупало большинство. Впрочем, бороды вполне сойдут за юмор. Хорошо, книга, значит, для большинства? Не тут-то было. Многие разбираются в истории, знают, кто есть чекисты, кто есть масоны? Ладно, с этим ещё не так сложно. А вот что делать с валютами, трейдерами и котировками, волатильностью и фьючерсами? Лично я от финансов и политики далека настолько, чтобы практически ничего не понять в том, что же хотел сказать Виктор Олегович. И вот я читаю, и всё чего-то жду, читаю и засыпаю. Несмотря на то, что как эзотерик Пелевин мне близок, книга "не пошла". Ощущение, словно в холодильнике осталось много разных объедков, из чего-то одного полноценного блюда не приготовишь, а вот если кинуть все эти остатки и сварить суп, то может что-то и выйдет. Общее впечатление - не понравилось, для меня - пустота. Но для кого-то события в книге должны быть более читаемы и перевариваемы. @ShavrovaNathalie

Занудство жуткое. Всегда ждал новых произведений, поскольку каждое из них – неповтороимо. А тут – сборник старых идей ви новом оформлении, да еще и оформление так себе. @kimyanitov

Витя опять разочаровал(( После снаффа выходило сплошное УГ, но я всё-таки верю, что будут ещё крутые романы. А Лампа Мафусаила… да у меня слов таких нет. Структурно чем-то напоминает ДПП(nn), но начисто лишена юмора. Изредка встречаются каламбуры, но они редкие, плоские и убогие – на Пелевинские времён Generation "П" ничуть не похожи. Твёрдая двойка, короче. Жалею о впустую потраченных деньгах и времени. @dr.strelkovsky

Все бы хорошо, если бы не выбор главного героя… Огорчило, правда( Все-таки нужно держать курс, а не скатываться под запросы бестолковой публики или трендов((( @zara1959

Гей-эзотерическая повесть, после которой с подозрением будешь относиться ко всем бородачам. @Dmousov

На мой взгляд, это уже совсем не литература, а скорее политическая сатира на злобу дня, но юмора, как в ранних произведениях Пелевина, практически нет - поэтому и восторга нет. хотелось радости или печали, а получила сухой экономико - политический обзор, увы. @147ok

Ниже среднего Пелевинского уровня. Очень замороченный сюжет, и не слишком глубокие мысли и выводы. Обычно у него наоборот. @Юданов Роман

Читайте также: