Кюйши ильяс жансугуров краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цели урока: 8.2.3.1 – соблюдать синтаксические нормы, включающие правила согласования и управления, употребления причастных и деепричастных оборотов; 8.2.4.1 – создавать аргументированное высказывание на основе таблицы

Карточка-информатор Поэма – это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. В поэме ясно, что любит автор и к чему относится отрицательно, как он оценивает людей и их поступки. Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где рассказ о реально жившем человеке или историческом событии сочетается с элементами фантастики.



(Поэма )
(в переводе с казахского Вс. Рождественского, 1934)
I
Там, где плещет Балхаш, разметался аул.
В ханской юрте разносится струнный гул,
По домбре ударяя, сидит там кюйши,
Он, играя, к трепещущим струнам прильнул.


КЮЙШИ

VIII
Ярко осенью светит над степью восток,
Вся застыла земля; словно камень – песок;
Травы низко склонились своей головой,
И серебряный иней на стебли налег.
Чуть зарделась заря – весь аул на ногах,
Подняла его ханша, как стадо в степях.
И на холм пред аулом стекаются те,
Кто живет на равнине и в ближних горах.
И один только голос звенит в тишине.
Все внимают ему и молчат в стороне.
Кара-Шаш, как овец, собирает народ,
Красотою сияя на белом коне.
На лихих скакунах сарбазы перед ней, –
Все готово для встречи незваных гостей,
иконосцы, джигиты с клинком боевым,
Что срезает скалу остротою своей.
Луки в кожаных сумках, с тугой тетивой,
Копья, сабли, кинжалы, готовые в бой.
Храбрецы, как Ержан, как лихой Науан –
Ястреба, чьи ресницы мохнаты зимой.
Стало в линию войско, внушавшее страх,
Гнев живет в помутившихся кровью глазах,
Пушка, двигая дулом, свой глаз навела
На аул Алимкула в соседних холмах.
На защиту свою встали все, как один,
Будто враг в этот миг наступает с равнин.
Словно дробь барабанная – цокот копыт,
Гул идет по земле, как от грохота льдин.
Эхом выстрела голос гудит вдалеке,
И клинок исфаганский сверкает в руке;
Нетерпенья и гнева полна Кара-Шаш,
Словно волк, что отравлен и гибнет в тоске.
Кони землю взрывают ударом копыт,
И далеко их звонкое ржанье летит.
А к аулу дулатцев все скачут послы:
«Где преступник, который здесь вами укрыт?
И бегом к Алимкулу несется гонец.
Чтоб вражде положить до сраженья конец,
Пусть немедленно хану он даст свой ответ,
Пусть за дерзкого сына ответит отец!

Ильяс Жансугуров

Ильяс Жансугуров — писатель и мыслитель, классик новой казахской литературы — принадлежит к первой волне советской казахской интеллигенции. В его судьбе сыграли роль и возможности, предоставленные советской властью парню из глубинки, и трагические события в истории страны.

Ильяс Жансугуров: биография

В далеком ауле Семиреченской области, у которого вместо названия был порядковый номер — 4, родился 1 мая 1894 года мальчик Ильяс. Матери лишился рано, воспитывал сына отец — мастер и кузнец Джансугур.

Детство и отрочество Ильяса Жансугурова прошло в ауле. Системные знания получил в Карагашской школе, которую окончил в 17 лет.

Очень рано проявилась творческая натура мальчика. Ильяс научился играть на домбре, изучал народную словесность, сам импровизировал. Его привлекали айтысы между местными акынами. Вскоре он сам стал сказителем, любил участвовать в состязаниях-импровизациях, неоднократно побеждал в них.

В начале 1920-х годов Ильяс Жансугуров поступил на краткосрочные учительские курсы в Ташкенте, участвовал в экспедиции этнографа Абубакира Диваева, собиравшей фольклор в Туркестане и ряде областей края.

Во второй половине 1920-х гг. Ильяс Жансугуров три года живет в Москве — стал студентом Коммунистического института журналистики. Здесь появилась возможность вращаться в литературных кругах. Он встречается с Владимиром Маяковским, Демьяном Бедным, Эдуардом Багрицким, Михаилом Светловым и другими известными литераторами. Получив высшее образование, Жансугуров становится на родине первым профессиональным журналистом.

  • создает стихи;
  • осваивает новый жанр — поэму.

По мировоззрению он был советским интеллигентом, видел будущее Казахстана в социалистическом мире. Поэтому в его творчестве звучат темы промышленного развития страны: он романтически относится к советским достижениям.

Ильяс Жансугуров получил новое назначение в 1932 году — возглавил комиссию, готовившую съезд казахских писателей, а затем стал руководителем республиканского Союза писателей. В 1934-м участвовал в работе 1-го съезда советских писателей в Москве, выступал с докладом о том, как развивается национальная литература в республике. На съезде встречался с Максимом Горьким, обсуждал с певцом русской революции развитие метода соцреализма, особое значение придавали переводам произведений классической литературы на казахский язык.

Ильяс Жансугуров был редактором Казполитиздата с 1934 года и до ареста. В этот период активно писал художественные произведения.

Ильяс Жансугуров: биография и наследие

Насыщенной была и личная жизнь этого талантливого человека. Он четырежды был женат, воспитывал своих и усыновленных детей:

  1. Еще юношей его по традиции женили на вдове дяди. Но своенравный молодой человек не подчинился богатым родственникам жены, и супруги расстались через два года.
  2. В годы учительства Ильяс знакомится с красавицей Аманшой. Она стала его второй женой. Во время учебы Ильяса в Москве любимая жена, слабая здоровьем, умирает во время родов, погибает и новорожденный ребенок. Чувство боли и утраты от произошедшего поэт позже выразил в проникновенных строках.
  3. Третьей женой в 1929 стала Фатима Торебаева. В браке родилось двое детей — сын и дочь. Но Фатима уехала на учебу в Москву, и семья вскоре распалась.
  4. Жансугуров в 1932 году женился на интересной и образованной женщине Фатиме Габитовой, ставшей его музой. Она родила ему дочь Умут, мальчиков Ильфа и Булата. К тому же муж усыновил ее сыновей от первого брака. Многочисленная семья жила счастливо.

Но в стране в 1937 году поднялась волна репрессий, которым подвергались прежде всего видные представители интеллигенции, партийные и хозяйственные работники. По ложному доносу арестовали и Ильяса Жансугурова. Его обвинили в создании враждебной организации, попытке поднять национальное восстание и провести террористические акты. Он подписал признание под пытками, но никого из других людей за собой не потянул. Был расстрелян без суда в феврале 1938 года.

Ильяс Жансугуров: наследие

Творчество Ильяса Жансугурова разнообразно, осталось богатое литературное наследие, состоящее из текстов разных направлений и знаковых произведений:

После ареста Ильяса Жансугурова его произведения запретили, публикации изъяли из библиотечных фондов, а существование архива оказалось под угрозой. Но его часть хранил родственник в дальнем ауле. А еще часть архива обнаружили после смерти следователя НКВД. Он засвидетельствовал, что уничтожил документы, но тайно их сохранил.

Ильяс Жансугуров: биография и наследие

Ильяс Жансугуров — один из самых выдающихся казахских поэтов XX века. Мы решили рассказать о жизни и творческом пути этого удивительно разностороннего человека, его личной жизни, а также трагической гибели.


Будущий поэт и писатель родился в 1894 году в отдаленном ауле без названия, известном как аул № 4, в Аксуйской волости Копальского уезда Семиреченской области. Казалось, в этих краях не может появиться на свет и вырасти крупный культурный деятель. В становлении молодого Ильяса большую роль сыграл его отец, местный мастер и кузнец Джансугур. Не получив никакого образования, он, тем не менее, знал арабскую грамоту и собирал устные поэтические произведения. С юных лет будущий поэт познакомился с творчеством Абая, Шернияза, Махамбета, Базара, Акана, Биржана.

С детства проявилось творческое дарование Жансугурова. Он любил играть на домбре, в ходе импровизаций сочиняя свои первые стихи. Он изучил айтысы между семиреченскими акынами Суюнбаем и Кунбалой, Асетом и Рысжаном, Биржаном и Сарой. Поэт и сам любил участвовать в айтысах, часто выходя из них победителем.


В годы учебы в Ташкенте

Первый брак Жансугурова оказался неудачным и закончился уже через два года. Ильяса практически насильно женили на вдове его дяди Жамиге, дочери местного бая. Богатая семья невесты стремилась полностью подчинить себе Ильяса. Своенравный поэт часто конфликтовал с тестем и вскоре расстался с Жамигой.

Ильяс со студентами краткосрочных учительских курсов

В Ташкенте молодой Жансугуров знакомится с известным исследователем-этнографом Абубакиром Диваевым. Ильяс уговаривает ученого, чтобы тот принял его в состав экспедиции по сбору народного фольклора в Туркестанском крае, Сырдарьинской и Джетысуйской областях.

Саят Жансугуров

После окончания учебы он возвращается в родной уезд и учительствует в Белтоганской аульной школе. В это время поэт познакомился со своей второй супругой, юной красавицей Аманшой. О личной жизни и творческом пути своего знаменитого отца рассказывает первый сын поэта Саят Жансугуров:

— Со второй женой у папы были очень теплые романтические отношения. Родственник отца, Чукенов, рассказывал, как он встретил его везущим на саночках свою Аманшу, завернув ее в теплую шубу или тулуп. Оба были веселы, громко смеялись.

Съезд учителей Жетысу

В 1923 году, оценив преподавательские заслуги Жансугурова, его назначают сначала учителем, а затем и директором института народного просвещения в Алма-Ате. Он привозит молодую супругу в город. Желая продолжить свое образование, в 1924 году по протекции своих друзей Асфендиярова и Жандосова Ильяс едет в Москву для поступления в Коммунистический институт журналистики. Жена из-за слабого здоровья не может последовать за поэтом. Через год в жизни писателя происходит трагедия.



Одно из ранних изданий Жансугурова, 1928 год

Ильяс Жансугуров в Кисловодске

Копия издания 500 казахских песен Затаевича

Пьесы Жансугурова

Жансугуров на съемках фильма к 10-летию Каз АССР


Вместе с Фатимой Торебаевой и сыном Саятом

Сын поэта Саят

Через короткое время родилась дочь Сайра. Полгода спустя Фатима уезжает учиться в Москву. В это время начинают ползти слухи об отношениях Жансугурова и супруги прославленного педагога Биляла Сулеева Фатимы Габитовой, с которой он познакомился еще до своего третьего брака. Сын поэта Саят так вспоминает об этом времени:


Через несколько месяцев погибла сестра Саята Сайра. Этот случай внес окончательный раскол в отношения Фатимы и Ильяса.

Ильяс Жансугуров ( в центре), Фатима Габитова (справа) и их дети

Четвертая супруга поэта Фатима Габитова была родом из семьи татарского купца. Девушка имела хорошее образование, знала казахский, русский и немецкий языки. Она одевалась по последней моде и вела светский образ жизни. Возможно, именно поэтому Фатима так привлекала творческих личностей. После брака с педагогом Билялом Сулеевым и Ильясом Жансугуровым она вышла замуж за Мухтара Ауэзова. С Жансугуровым они поженились в 1932-м, после ареста Биляла Сулеева. По свидетельству очевидцев, брак был счастливым. Фатиме Габитовой Жансугуров посвятил немало любовной лирики. Он усыновил двоих ее детей от первого брака — Жанибека и Азата. В браке с Габитовой у него родились две дочери и сын: Умут, Ильфа и Булат Габитовы-Жансугуровы.

Жансугуров в кругу казахских литераторов

Жансугуров дружил со многими видными деятелями казахской литературы. Среди его близких знакомых были Ауэзов, Каратаев, Муканов, Жароков.

Вместе с Мухтаром Ауэзовым на жайляу

Однако самые тесные отношения он поддерживал с двумя своими коллегами по цеху — Сейфуллиным и Майлиным. Эту троицу постоянно видели вместе. Даже в периоды долгой разлуки они писали друг другу дружеские письма. В переписке Беимбет Майлин однажды пошутил, что таких длинных и подробных писем Жансугурову не пишет даже его жена.

Первый состав союза писателей Казахстана

В 1932 году Жансугуров был назначен на ответственный пост председателя организационной комиссии и 1-го председателя Союза писателей Казахстана. Почти сразу после своего назначения он выступил с докладом, где обозначил основные проблемы казахской литературы и высоко оценил деятельность руководителя республики Левона Мирзояна. На посту председателя Союза писателей Жансугуров помогал молодым авторам заявить о себе и напечатать первые произведения.

С Максимом Горьким

В 1934-м Жансугуров в составе делегации от Казахской АССР принимал участие в легендарном Первом съезде советских писателей, проходившем в Москве. На этом съезде с докладом выступили такие литераторы, как Максим Горький, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Николай Бухарин, Юрий Олеша, Илья Эренбург, Алексей Толстой. В число этих видных советских писателей попал и Жансугуров. В своем докладе он уделил особое внимание развитию национальной и казахоязычной литературы, как части советской литературы. Он ратовал за увеличение количества произведений на казахском языке и подчеркнул особую значимость переводов на казахский классиков мировой литературы.

Там же, в Москве, поэт познакомился с Максимом Горьким и часто говорил с ним о возможностях развития соцреализма в казахской литературе и поддержке казахстанских писателей на союзном уровне.

Копия приговора Жансугурову

В 1937 году Жансугуров был арестован по ложному доносу одного из своих близких знакомых. Ему было предъявлено совершено дикое обвинение в создании буржуазно-националистической организации, антисоветской деятельности, попытке национальго восстания и организации террористических актов против членов Политбюро. Под допросами и пытками поэта вынудили подписать признание. Однако он не стал подписывать обвинения в отношении своих друзей, родственников и знакомых.

Жансугурова расстреляли по приговору Выездной сессии Военной Коллегии Верховного суда СССР 26 февраля 1938 года. В это же время был приведен в исполнение приговор одному из его ближайших друзей — Майлину. Оба писателя были захоронены в братской могиле в Алматинской области.


Долгое время Фатима Габитова ничего не знала о судьбе своего мужа. Ей говорили, что он сидит в одном из многочисленных лагерей. Она неоднократно подавала заявления о пересмотре дела и освобождении Жансугурова. До 50-х годов, будучи уже пенсионеркой, она писала письма в различные органы, чтобы хотя бы узнать судьбу своего мужа. В 1957 году, спустя почти двадцать лет после расстрела Жансугурова, Габитовой наконец прислали справку, в которой говорилось о том, что ее супруга уже нет в живых. В этом же году по постановлению Верховного суда поэт был полностью реабилитирован.

В 1964 году поселок Абакумовка был переменован в Джансугурово. Имя поэта было дано Талды-Курганскому педагогическому институту, улицам в Талды-Кургане и Алма-ате. Памятники литератору были установлены во многих городах Казахстана.

Саят Жансугуров и Фатима Габитова

Благодаря стараниям Фатимы Габитовой многие произведения и архивы Жансугурова дошли до наших дней. Она с риском для жизни скрывала их у своих родственников до реабилитации супруга. Также часть архива поэта прятал у себя следователь НКВД Голубятников, который дал органам расписку об его уничтожении. Бумаги были найдены в его доме после смерти хозяина в 1980 году.



25 июля 1984 года музей посетило высшее руководство страны — Динмухамед Кунаев и Нурсултан Назарбаев. Они отметили хорошее оформление экспозиции музея и его важность в деле пропаганды биографии одного из самых видных деятелей советской казахской литературы.


В экспозиции музея представлено 673 экспоната. Среди них много личных вещей Жансугурова, включая его трость, плащ.


В музее сохранен рабочий стол из дома Фатимы Габитовой, а также подлинная чернильница и печатная машинка Жансугурова.


В экспозиции можно найти множество фотографий поэта, документов, связанных с его жизнью.


На стендах представлены самые ранние издания произведений Жансугурова и его личные письма.


На сегодняшний день работники музея проводят большую работу по сохранению наследия великого поэта.

Читайте также: