Кузьма чорны млечны шлях краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Внимание! Согласно законадательству вы можете скачать только часть произведения (не более 20% текста). Полную версию книги вы можете купить перейдя по ссылке ниже.

Похожие книги

Отзывы к книгам

Предыдущие два комментария к книге "Код 51. Новая эра" не имеют никакого отношения. Единственное, что в них верно написано: "Невероятно крутое произведение" и "Книга превзошла ожидания" - вот с этим я согласен на все 100%. А то, что пишут в этих комментах дальше - "от лукового".
Сама же книга представляет собой отличный конспирологический роман. Также книгу можно смело отнести к детективной и научной фантастике.
И ещё, "Код 51" читается очень легко. После каждой прочитанной страницы, сразу же хочется заглянуть в следующую, т.к. сюжет очень интересен и динамичен.

YouTube
Instagram

Прэм’ера на Першым нацыянальным канале Беларускага радыё

Гэта філасофскае прачытанне ваеннай тэмы як агульнага зла для ўсіх народаў Еўропы. Гэта роздум пра лёс чалавецтва і лёс цывілізацыі, якія цалкам залежаць ад людзей. А Млечны Шлях — сімвал вечнасці і чысціні, што аб’ядноўвае не толькі персанажаў твора, але і ўсе пакаленні, якія калі-небудзь жылі на Зямлі, з намі, сучаснікамі.

Ролі выконваюць: народны артыст СССР Генадзь Аўсяннікаў, народныя артысты Беларусі Віктар Манаеў, Арнольд Памазан, Марыя Захарэвіч, Мікалай Кірычэнка і інш.

КУЗЬМА ЧОРНЫЙ — НАШ СОВРЕМЕННИК

Современная белорусская проза довольно смело и широко выходит к проблемам глобального, общечеловеческого масштаба, но при этом в лучших своих образцах остается и развивается как литература национальных тем, типов, стилистики и т. д. К этому двуединому качеству она шла через творчество наших классиков, в том числе — через романы Кузьмы Чорного. Для нашего литературного развития уроки Кузьмы Чорного, так же как и Якуба Коласа, Максима Горецкого, имеют огромное значение. Русский и всесоюзный читатель, который сегодня больше знаком с произведениями современных авторов (Василя Быкова, Ивана Мележа, Янки Брыля, Виктора Козько и др.), постепенно, надеемся, приобщится и к нашей классике, ощутит своеобразную силу и свежесть первых истоков, криниц белорусской советской прозы.

После освобождения Белоруссии от белополяков Николай Карлович работал в низовых советских учреждениях, одновременно пробовал писать, печататься.

Кузьма Чорный был одним из первых белорусских советских писателей, которые прозу отдельных рассказов, близких народному анекдоту, прозу бытовых или лирических зарисовок постепенно преобразовывали и наконец преобразовали в современную белорусскую прозу, высокоразвитую, многожанровую, многостилевую. Эту задачу он выполнял вместе с Якубом Коласом, Максимом Горецким, Змитроком Бядулей, Тишкой Гартным и вместе с молодыми в то время прозаиками Михасем Зарецким, Кондратом Крапивой, Михасем Лыньковым, Платоном Головачом и другими.

Творческое развитие Кузьмы Чорного — процесс необычайно бурный, и в то же время непрестанный; каждое произведение его (если иметь в виду романы, повести) как бы ступенька к следующему роману. Даже больше: будто бы всю жизнь писатель шел к главному своему творению и все, что написано им, только материал к нему. Каждый роман как бы переливается в будущий, в новый, в предстоящий.

Такая неокончательность романов, повестей писателя может показаться и недостатком. Но не зря говорят, что недостатки часто бывают продолжением достоинств.

Каждое крупное произведение Кузьмы Чорного — это часть большого, грандиозного по замыслу романного цикла, в котором история белорусского народа становится материалом для художественного разговора о человеке и человечестве.

Чорны К. Аўтабіяграфія. — В кн.: Пяцьдзесят чатыры дарогі. Мн.: Беларусь, 1963, с. 525.

Кузьма Чорный (настоящее имя Николай Карлович Романовский) родился 24 июня 1900 г. в имении Борки, на Случчине (ныне Копыльский район Минской области). Род Романовских был крестьянским: кто-то работал на княжеской земле, другие отбывали панщину дома, занимаясь ткачеством. Например, деды Кузьмы Чорного Михал Парибок и Феликс Романовский были ткачами. Предки будущего писателя всегда жили в бедности и лишениях, но были трудолюбивыми, упорными и честными людьми.

Родители Кузьмы Чорного, Карл Феликсович и Гликерия (Глицера) Михайловна, служили батраками у пана Эдварда Войниловича. Семья Романовских была большая: пятеро детей, Николай старший. Вспоминая свое детство, он писал:


Пианино Кузьмы Чорного.
Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы.

В 1908 г. семья ради образования сына оставила панскую службу и переехала на родину Карла Феликсовича в местечко Тимковичи между Несвижем и Копылем. Здесь Николай Романовский окончил народное училище, где показал себя очень способным: он хорошо рисовал, чрезвычайно тянулся к музыке, даже сам научился играть на балалайке, фисгармонии, пианино, пел вместе с матерью в церковном хоре, очень любил книги.


Речка Мажа в Тимковичах.
Фото В. Паршина. 2010 г.


Несвижская учительская семинария, в которой учился К. Чорный в 1916–1919 гг.

В период учебы в Несвижской учительской семинарии Романовский много времени проводил за книгами, посещал Радзивилловскую библиотеку. К этому же времени относятся и первые попытки юноши в литературном творчестве. Свои ранние сочинения, в которых чувствовался стиль Максима Горького, Николай зачитывал друзьям. Они также интересовались литературой, пытались писать и обсуждали произведения друг друга. К сожалению, закончить образование К. Чорному не удалось: в декабре 1919 г. поляки закрыли семинарию, а после их отхода Несвиж остался на польской территории и финансирование учебного заведения прекратилось.

Николай вернулся в родные Тимковичи, где вскоре в 1921 г. от туберкулеза умерла его мать. Нужно было как-то жить дальше, помогать семье. Романовский много работал: сначала в Тимковичском волостном ревкоме, после служил в Слуцком уездном военном комиссариате, где занимался канцелярской работой, потом снова вернулся в Тимковичи, учительствовал в школе. Но вся эта деятельность была не по душе молодому человеку: он хотел учиться дальше, стремился к творческой среде, поэтому в 1923 г. поступил на литературное отделение педагогического факультета Белорусского государственного университета.


Кузьма Чорный в 1925 г.
Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы

В этот период молодой прозаик начал активно печататься в минских газетах под псевдонимом Кузьма Чорный. Почему возникло именно такое литературное имя? Известно, что Н. Романовский взял уличное прозвище своего деда по матери, Михала Парибка, которого называли Чорным. Поэт Рыгор Крушина о псевдониме рассуждал так:

“Чаму Чорны, а не Белы, скажам? Ён жа столькі светлага, прыгожага прынёс у беларускую літаратуру багаццем сваёй мовы, яскравым паказам вясковага быту, звычаяў і псіхалогіі беларускага народа. А ці не чорны лёс Кузьмы Чорнага?”




Литературным наставником Кузьмы Чорного был Змитрок Бядуля. Он рано заметил его талант, среди современников-прозаиков выделял именно Чорного и Зарецкого, отмечая: “гэтыя два паспелі ўжо выявіць свой уласны твар, а не адбітак кагосьці…”.





В ноябре 1927 г. Кузьма Чорный женится на Ревекке Сверановской. Первой его женой была поэтесса Ида Чырвань (настоящее имя Зинаида Кобрик), с которой его отношения не сложились.


Кузьма Чорный с первой женой Идой Чырвань, сестрами и братом. Осень 1925 г.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства


Кузьма Чорный с женой Ревеккой Сверановской. 1927 г.


Кузьма Чорный с дочерью Рогнедой. 1938 г.





Кузьма Чорный 1940-е гг.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства

14 октября 1938 г. Кузьма Чорный был арестован. Восемь месяцев писатель провел в минской тюрьме, шесть из них он находился в камере-одиночке. Пережил пытки и издевательства. Со страниц дневника автора мы можем представить себе, что пришлось выдержать людям его поколения.

После освобождения 8 июня 1939 г. писатель прожил совсем мало: чуть более 5 лет, но даже за это короткое время прозаик создал еще много замечательных произведений. Только творчество, в которое он с головой окунулся, придавало ему силы и радость жизни.



Рисунки Кузьмы Чорного периода Великой Отечественной войны.
Из фондов Литературного музея Кузьмы Чорного


Могила Кузьмы Чорного. Военное кладбище. Минск.
Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы

Кузьма Чорный сыграл значительную роль в белорусской литературе. Его творчество оказало сильное влияние на целый ряд белорусских писателей. Среди них Иван Мележ, Иван Шамякин, Василь Быков, Вячеслав Адамчик, Иван Пташников и многие-многие другие. Своим наследием Кузьма Чорный засвидетельствовал, что белорусская литература, белорусский стиль, богатейший литературный язык реально существуют и продолжают развиваться в творчестве литературных потомков великого прозаика.

Шчасце пісаць аб народзе: творческое наследие Кузьмы Чорного


Я стаў пісьменнікам. Больш таго, я пішу на мове тых простых людзей, сярод якіх я вырас. Гэтыя людзі сталі шчаслівымі на зямлі, іх мова стала дзяржаўнай мовай. Я пішу аб гэтых людзях у сваіх кнігах…

Кузьма Чорный прожил недолгую и непростую жизнь, но жил литературой и ради литературы. За 21 год творчества писатель создал множество рассказов, романов, повестей, пьес, произведений для детей, литературно-критических статей. Сегодня его творчество – один из лучших примеров белорусской прозы и драматургии.

Литературная деятельность Кузьмы Чорного началась в 1920-е годы. Свои произведения он подписывал самыми разными псевдонимами – Максім Алешнік, Ігнат Булава з-пад Турава, Сусед Вясёлы, Раман Талапіла, Арцём Чамярыца, Сымон Чарпакевіч и т.д., а также криптонимами – М.Р., К.Ч. и другими.

Поначалу К. Чорный выступал в печати как поэт. Это была лирика, посвященная красоте родной природы, рифмованные фельетоны. В лице автора белорусская поэзия могла бы получить не менее интересного лирика, но молодой литератор увлекся прозой.

Читайте также: