Кузьма черный краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сафрон Дзядзюля, стоя на крыльце сельсовета, заприметил молодую женщину, которая зашла на кладбище. Ею оказалась Макаркавых Волька. Она была дочерью беженца. Лет десять назад Сафрон ухаживал за Волькой. Но замужество не было в планах девушки, так как она хотела учиться. Она резко отказала Сафрону. Тот затаил обиду и начал мстить. Когда Волька поступила на рабочий факультет, Сафрон написал донос о том, что отец Вольки был кулаком.

Вольку отчислили с рабфака, но она не вернулась в родную деревню, а нашла в городе работу. В своем другом письме (адресованном начальнику учреждения) Сафрон охарактеризовал отца Вольки как спекулянта. После смерти жены тот продал теленка, а деньги отдал дочери. Потом отца не стало. Судя по тому, что Волька не получила телеграмму о смерти отца, Сафрон понял, что девушки не было в городе. Сафрон радовался, что смог отомстить.

И вот спустя несколько лет Волька вернулась в деревню. Она окончила институт и стала врачом. Вечером Сафрон попал под дождь и простудился. Пришлось обращаться за помощью к Вольке. Чтобы выписать рецепт, Волька попросила бумагу. Жена Дзядзюли достала письма. На них Волька увидела свое имя. То были черновики кляуз Сафрона. Но она все равно лечила Дзядзюлю. А он сочинял новую кляузу на молодого доктора, в которой не забыл упомянуть о ее кулацком происхождении. Как призналась Волька в письме своей подруге, ей было противно прикасаться к человеку, который доставил ей столько страданий и унижений.

Кузьма Чорный (либо Чёрный), Максим Орешник и др.

писатель, публицист, драматург, переводчик

Николай Карлович Романо́вский (псевдоним Кузьма Чорный (Чёрный), белор. Мікалай Карлавіч Раманоўскі, Кузьма Чорны , 11/24 июня 1900, Борки, Минской губернии (ныне — Копыльский район Минской области) — 22 ноября 1944, Минск) — белорусский писатель.

Содержание

Биография

Творчество

Также писатель известен своими пьесами и переводами на белорусский язык произведений А. С. Пушкина, В. Г. Короленко, Н. В. Гоголя, М. Горького и Я. Гашека.

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 24 июня
  • Родившиеся в 1900 году
  • Родившиеся в Копыльском районе
  • Умершие 22 ноября
  • Умершие в 1944 году
  • Умершие в Минске
  • Кавалеры ордена Красной Звезды
  • Писатели Белоруссии
  • Писатели на белорусском языке
  • Писатели СССР
  • Репрессированные в СССР
  • Члены литературного объединения Маладняк
  • Члены литературного объединения Узвышша
  • Похороненные на Военном кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кузьма Чорный" в других словарях:

Чорный Кузьма — (псевдоним Николая Карловича Романовского) [11(24).6.1900, дер. Борки, ныне Копыльского района Минской области, ‒ 22.11.1944, Минск], белорусский советский писатель. Член КПСС с 1943. Родился в семье крестьянина батрака. Учился на литературно… … Большая советская энциклопедия

Чорный — Кузьма (псевдоним Николая Карловича Романовского) [11(24).6.1900, дер. Борки, ныне Копыльского района Минской области, 22.11.1944, Минск], белорусский советский писатель. Член КПСС с 1943. Родился в семье крестьянина батрака. Учился на… … Большая советская энциклопедия

ЧОРНЫЙ Кузьма — (наст. имя и фам. Николай Карлович Романовский) (1900 44) белорусский писатель. Романы Земля (1928), Третье поколение (1935), Поиски будущего (опубликован в 1950), Млечный путь (опубликован в 1954); повести, рассказы, пьесы, посвященные жизни… … Большой Энциклопедический словарь

Чорный К. — ЧÓРНЫЙ Кузьма (наст. имя и фам. Николай Карлович Романовский) (1900–1944), белорус. писатель. Ром. Земля (1928), Третье поколение (1935), Поиски будущего (опубл. в 1950), филос. ром. Млечный путь (опубл. в 1954); повести, рассказы, пьесы,… … Биографический словарь

Жилунович — Жилунович, Дмитрий Фёдорович Фотопортрет Тишки Гартного Тишка Гартный (настоящее имя Дмитрий Фёдорович Жилунович; 4 ноября 1887, Копыль ныне Минской области 11 апреля 1937, Могилёв) белорусский поэт, редактор, глава Временного рабоче… … Википедия

Зизаний, Лаврентий — Лаврентий Зизаний (Лаврентий Тустановский; о … Википедия




Покупай/Продавай на Capital-Market.by

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор


Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей


Благоустройство захоронений. Гранитные памятники



Военные мемориалы Беларуси

Кузьма Чёрный

Кузьма Чёрный – краткая биография


Чёрный Кузьма (наст. Романовский Николай), родился 24.06.1900 г. в имении Борки Слуцкого уезда (теперь Копыльский район Минской области) в крестьянской семье.

Награждён орденом Красной Звезды и партизанской медалью. Умер 22.11.1944 г.

Кузьма Чорный (настоящее имя Николай Карлович Романовский) родился 24 июня 1900 г. в имении Борки, на Случчине (ныне Копыльский район Минской области). Род Романовских был крестьянским: кто-то работал на княжеской земле, другие отбывали панщину дома, занимаясь ткачеством. Например, деды Кузьмы Чорного Михал Парибок и Феликс Романовский были ткачами. Предки будущего писателя всегда жили в бедности и лишениях, но были трудолюбивыми, упорными и честными людьми.

Родители Кузьмы Чорного, Карл Феликсович и Гликерия (Глицера) Михайловна, служили батраками у пана Эдварда Войниловича. Семья Романовских была большая: пятеро детей, Николай старший. Вспоминая свое детство, он писал:


Пианино Кузьмы Чорного.
Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы.

В 1908 г. семья ради образования сына оставила панскую службу и переехала на родину Карла Феликсовича в местечко Тимковичи между Несвижем и Копылем. Здесь Николай Романовский окончил народное училище, где показал себя очень способным: он хорошо рисовал, чрезвычайно тянулся к музыке, даже сам научился играть на балалайке, фисгармонии, пианино, пел вместе с матерью в церковном хоре, очень любил книги.


Речка Мажа в Тимковичах.
Фото В. Паршина. 2010 г.


Несвижская учительская семинария, в которой учился К. Чорный в 1916–1919 гг.

В период учебы в Несвижской учительской семинарии Романовский много времени проводил за книгами, посещал Радзивилловскую библиотеку. К этому же времени относятся и первые попытки юноши в литературном творчестве. Свои ранние сочинения, в которых чувствовался стиль Максима Горького, Николай зачитывал друзьям. Они также интересовались литературой, пытались писать и обсуждали произведения друг друга. К сожалению, закончить образование К. Чорному не удалось: в декабре 1919 г. поляки закрыли семинарию, а после их отхода Несвиж остался на польской территории и финансирование учебного заведения прекратилось.

Николай вернулся в родные Тимковичи, где вскоре в 1921 г. от туберкулеза умерла его мать. Нужно было как-то жить дальше, помогать семье. Романовский много работал: сначала в Тимковичском волостном ревкоме, после служил в Слуцком уездном военном комиссариате, где занимался канцелярской работой, потом снова вернулся в Тимковичи, учительствовал в школе. Но вся эта деятельность была не по душе молодому человеку: он хотел учиться дальше, стремился к творческой среде, поэтому в 1923 г. поступил на литературное отделение педагогического факультета Белорусского государственного университета.


Кузьма Чорный в 1925 г.
Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы

В этот период молодой прозаик начал активно печататься в минских газетах под псевдонимом Кузьма Чорный. Почему возникло именно такое литературное имя? Известно, что Н. Романовский взял уличное прозвище своего деда по матери, Михала Парибка, которого называли Чорным. Поэт Рыгор Крушина о псевдониме рассуждал так:

“Чаму Чорны, а не Белы, скажам? Ён жа столькі светлага, прыгожага прынёс у беларускую літаратуру багаццем сваёй мовы, яскравым паказам вясковага быту, звычаяў і псіхалогіі беларускага народа. А ці не чорны лёс Кузьмы Чорнага?”




Литературным наставником Кузьмы Чорного был Змитрок Бядуля. Он рано заметил его талант, среди современников-прозаиков выделял именно Чорного и Зарецкого, отмечая: “гэтыя два паспелі ўжо выявіць свой уласны твар, а не адбітак кагосьці…”.





В ноябре 1927 г. Кузьма Чорный женится на Ревекке Сверановской. Первой его женой была поэтесса Ида Чырвань (настоящее имя Зинаида Кобрик), с которой его отношения не сложились.


Кузьма Чорный с первой женой Идой Чырвань, сестрами и братом. Осень 1925 г.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства


Кузьма Чорный с женой Ревеккой Сверановской. 1927 г.


Кузьма Чорный с дочерью Рогнедой. 1938 г.





Кузьма Чорный 1940-е гг.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства

14 октября 1938 г. Кузьма Чорный был арестован. Восемь месяцев писатель провел в минской тюрьме, шесть из них он находился в камере-одиночке. Пережил пытки и издевательства. Со страниц дневника автора мы можем представить себе, что пришлось выдержать людям его поколения.

После освобождения 8 июня 1939 г. писатель прожил совсем мало: чуть более 5 лет, но даже за это короткое время прозаик создал еще много замечательных произведений. Только творчество, в которое он с головой окунулся, придавало ему силы и радость жизни.



Рисунки Кузьмы Чорного периода Великой Отечественной войны.
Из фондов Литературного музея Кузьмы Чорного


Могила Кузьмы Чорного. Военное кладбище. Минск.
Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы

Кузьма Чорный сыграл значительную роль в белорусской литературе. Его творчество оказало сильное влияние на целый ряд белорусских писателей. Среди них Иван Мележ, Иван Шамякин, Василь Быков, Вячеслав Адамчик, Иван Пташников и многие-многие другие. Своим наследием Кузьма Чорный засвидетельствовал, что белорусская литература, белорусский стиль, богатейший литературный язык реально существуют и продолжают развиваться в творчестве литературных потомков великого прозаика.

Шчасце пісаць аб народзе: творческое наследие Кузьмы Чорного


Я стаў пісьменнікам. Больш таго, я пішу на мове тых простых людзей, сярод якіх я вырас. Гэтыя людзі сталі шчаслівымі на зямлі, іх мова стала дзяржаўнай мовай. Я пішу аб гэтых людзях у сваіх кнігах…

Кузьма Чорный прожил недолгую и непростую жизнь, но жил литературой и ради литературы. За 21 год творчества писатель создал множество рассказов, романов, повестей, пьес, произведений для детей, литературно-критических статей. Сегодня его творчество – один из лучших примеров белорусской прозы и драматургии.

Литературная деятельность Кузьмы Чорного началась в 1920-е годы. Свои произведения он подписывал самыми разными псевдонимами – Максім Алешнік, Ігнат Булава з-пад Турава, Сусед Вясёлы, Раман Талапіла, Арцём Чамярыца, Сымон Чарпакевіч и т.д., а также криптонимами – М.Р., К.Ч. и другими.

Поначалу К. Чорный выступал в печати как поэт. Это была лирика, посвященная красоте родной природы, рифмованные фельетоны. В лице автора белорусская поэзия могла бы получить не менее интересного лирика, но молодой литератор увлекся прозой.

Кузьма Чорный - Настенька

Кузьма Чорный - Настенька краткое содержание

Повесть. Для детей младшего школьного возраста.

Настенька - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Фото

Как-то вдруг все стали примечать высокого старого человека. Его часто видели на улицах, прилегающих к городскому рынку. Этот человек ходил неторопливо, будто о чём-то размышляя, твёрдо опирался на выгнутую из молодого дубка палку; и всегда казалось, что он не просто так себе ходит, а идёт по какому-то делу. Раньше его не замечали. Вполне возможно, что он только недавно стал тут жить.

Была осень. Погода стояла мокрая, и ветер чаще всего дул холодный. Старый человек всегда ходил в тёмном поношенном, словно бы коротковатом ему, пальто с тёплым воротником. У него была совсем седая, маленькая, коротко подстриженная бородка и такие же седые выбивались из-под суконной шапки волосы. Лоб у него был высокий, нос орлиный, и глаза, несмотря на старость, ясные. Видно было, что он уже не очень крепок, но и в походке его, и в выражении лица было что-то твёрдое. Казалось, что человек этот чем-то гордится. Не то чтобы он важничал. Нет. Наоборот. Он был приветлив со всеми.

Однажды он увидел, как конь не мог сдвинуть с места тяжёлый воз с дровами, и возница безжалостно бил коня кнутовищем по шее и животу. Старый человек бросился к вознице и гневно сказал:

— Что у тебя за сердце, если ты не жалеешь животного. Да и сам себе ты хуже сделаешь, если изведёшь коня. А вы чего стоите? — Тут он повернулся к толпе. — Вот ты, помоложе, подтолкни воз плечом, его только бы с места сдвинуть…

Молодой парень подтолкнул воз плечом, и конь легко стронулся с места. Старик пошёл своей дорогой, и с лица его долго не сходила улыбка. По всему видно было, что этот человек хорошо знает себе цену.

На улице его видели каждый день по нескольку раз. Утром он шёл с корзинкой, накрытой газетой. Днём шёл с пустыми руками, но, как и утром, казалось, что он куда-то торопится. А под вечер, в сумерках, шёл очень медленно, постукивая дубовой палкой по тротуару; иногда останавливался и стоял на одном месте, глядя на какое-нибудь дерево или на ватагу весёлых ребятишек. Потом, словно опомнившись, шёл дальше, доходил до какого-нибудь переулка и возвращался назад. Так совершал он по тротуару свою прогулку.

Однажды на тротуаре играли дети. Хотя, по правде говоря, — это была совсем не игра. У зелёных ворот в заросшем деревьями дворе стояли три девочки, а возле них вертелся, головы на две выше каждой из них, мальчуган. Ему можно было дать четырнадцать лет. Девочкам было лет по тринадцать.

Одет он был нельзя сказать чтобы лучше девочек, которых беспрерывно задевал, но всё на нем сидело удивительно ловко и красиво. Он был в высоких сапожках с блестящими мягкими голенищами, на пальто воротник из меха какого-то серенького зверька. Ни одной минуты он не мог постоять на месте. Он всё время крутился на одной ноге и при каждом повороте щёлкал по лбу то одну, то другую девочку. И каждый раз девочки хором кричали:

— Серж, мы тебя не трогаем. Пусти, нам надо идти.

— Идите, — говорил Серж, и когда девочки, взявшись под руки, шли, он вновь давал одной из них щелчка в лоб, и они вновь отступали назад.

Фото

И в это мгновение в глазах его светилось столько самодовольства, столько восхищения самим собой, что казалось, — этот молоденький франтик сейчас заплюёт глаза всему миру и скажет:

— Пусти, нам надо идти, — запищали девочки.

— Идите, — сказал Серж.

Девочки пошли, но Серж в мгновение ока крутнулся на одной ноге и влепил самой маленькой девочке такой щелчок, что та вскрикнула и громко заплакала.

— Он же один, а нас трое, — воскликнула самая рослая, — чего мы боимся?

Самая маленькая, не переставая, плакала. Серж подскочил к самой рослой и со злостью крикнул:

— Вы не будете меня бояться?

И собрался уже влепить щелчок в лоб самой большой, но девочка так толкнула его, что он пошатнулся, слетел с тротуара и попал одним коленом в лужу. Девочки захохотали и, подхватив под руки свою младшую подружку, пустились наутёк. Серж вскочил на ноги и увидел, что брюки и блестящее голенище в грязи. Охваченный злостью, он догнал девочек и со всего размаха толкнул в спину самую большую, а потом и самую маленькую. Они обе упали на тротуар, и маленькая так ударилась лицом о мокрую асфальтовую плиту, что из носа у неё потекла кровь. Увидев это, Серж испугался, но, чтобы не подать виду, закричал:

— Вот тебе, теперь будешь знать.

И бросился удирать домой, но в это время чья-то сильная рука схватила его за плечо, и он услышал басовитый голос:

— Ах ты, хулиган, что же это ты натворил?

Серж поднял глаза и увидел, что его держит тот самый старый и высокий человек, которого он привык каждый день видеть на этой улице.

— Пусти! — закричал Серж, рванувшись изо всех сил.

— Нет, ты прежде скажешь, как тебя зовут и из какой ты школы, тогда я тебя отпущу, — ответил старик.

— Его зовут Серж, а учится он вместе с нами: в двадцатой школе, — запищали девочки.

— Иди, хулиган, — гневно произнёс старик, отпуская Сержа.

Девочки повели свою окровавленную подружку домой, а Серж с оскорблённым видом невинно пострадавшего медленно отошёл на несколько шагов от старика и засвистел. Старик молча покачал головой и собрался уже идти, как Серж вдруг крикнул:

— Старый чёрт! Ты вечером стоишь на улице и глядишь на Луну, как дурак. Ты думаешь, я тебя боюсь?

И Серж побежал, озираясь, а старый человек долго стоял и качал головой. Потом он медленно побрёл по тротуару, привычно прихрамывая на левую ногу и постукивая палкой по мокрым асфальтовым плитам. Он дошёл до железнодорожного переезда. Шлагбаум был опущен. Старик остановился, ожидая, когда пройдёт поезд. Уже почти стемнело. Осенний ветер гнал по небу разорванные тучи, очищал от них небо, и закат становился светлее. Солнце зашло, но над городом ещё не погасли его последние отблески. Старик оглянулся вокруг, и в глазах его блеснули слёзы. Поезд прошёл, шлагбаум поднялся, старик перешёл через пути и вошёл в глухой переулок. Тут он зашагал быстрее, выпрямился, и казалось, стал выше ростом. Он попробовал что-то напевать себе под нос, тихо и монотонно. Голос у него был очень низкий.

В конце переулка стоял трёхэтажный большой старый дом. В нём было множество дверей и окон. Штукатурку на его стенах давно уже смыли дожди, и дом почернел. Сейчас в окнах дома светились огни и из глубины слышалась музыка. Человек вошёл в открытые двери темного коридора и исчез там. Он ни разу не оглянулся и не видел, что Серж всё время шёл следом за ним, прячась за дома и заборы. Он хотел узнать, куда пойдёт этот старик. Серж тогда только для вида отбежал в сторону, а потом вернулся и пошёл следом за ним. И теперь он злорадно смотрел, в какой дом вошёл ненавистный ему старый человек. С самодовольным видом Серж глядел в тёмный коридор трёхэтажного дома и насвистывал весёлую песенку. А старый человек ни о чём не подозревал.

Читайте также: