Курган в степи рассказ археолога краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Согласно исследований генетиков , гаплогруппа R1a зародилась в районе Алтая 22-23 000 лет назад. Некоторая часть их мигрировала в западном направлении, дойдя до Европы и заселив ее наряду с автохтонными жителями. В пределах Центральной Европы образовался субклад R1a-Z645, представители которого известны в истории как АРИИ.

От него произошли субклады Z280 (восточнославянский), M458 (западнославянский) и Z93 (скифский). Первые две группы остановились на Русской равнине, а Z93 продолжили движение в южном и юго-восточном направлении, образовав по пути следования многие археологические культуры: срубную, синташтинскую, андроновскую, карасукскую, тагарскую, таштыкскую и так далее.

Здесь следует отдельно оговориться, что миграция это не марш войска. Масса двигается постепенно, проживая по ходу следования разные промежутки времени и оставляя на пройденных местах желавших остаться там жить. Обратная миграция и миграции других групп пересекались с оставшимися, создавали союзы и сражались, то есть смешивали кровь. Не нужно все воспринимать слишком линейно.

Дойдя до Алтая, переселенцы образовали там культуры так называемого скифского круга и продвинулись далее (в современном понимании) в Северный Китай, где встретились с древними носителями R1a Таримского бассейна. Поскольку большинство скифов, гаплогруппы которых определены, имеют маркер R1a-Z93-Z94-Z2123, то ясно, что все они – прямые потомки южных ариев, вышедших с Русской равнины.

Таким образом, разошедшиеся веером на юг и юго-восток прапредки скифов заселили большую часть евразийских степей. Где они столетиями благополучно кочевали и жили оседло, воевали и вступали в союзы с сопредельными народами. Пронырливые греки познакомившись с этим суперэтносом, тут же решили примазаться и вывести его прародителя от своих богов, таким незатейливым образом давая понять кто есть кто.

Народы и археологические культуры скифо-сибирского мира: I — территория степей и лесостепей; II — горные хребты; III — зона скифо-сибирского мира Евразии; IV — отдельные культуры скифо-сибирского мира: скифы, 2 — савроматы, 3 — саки, 4 — тагарская культура, 5 — культура Горного Алтая, 6 — культуры Тувы и Монголии, 7 — Ордос; V — города-государства Причерноморья

Скифо-сибирский мир

Поскольку миграция шла с запада на восток, то совершенно определенно языком этого народа, изначально были производные от индо-европейских языков. В научном мире считается, что скифы, саки и савроматы, вероятно говорили на диалектах североиранской языковой группы. Позднее, уже во времена Средневековья, с расширением влияния тюркского этноса, многие из племен скифов переняли тюркские языки.

Тюркский этнос формировался в среде смешанных европеоидно-монголоидных форм, поэтому при своем расселении на запад, он нес как монголоидные признаки, так и европеоидный комплекс. Все это в полной мере прослеживается в могильниках скифов и сарматов. Восточный вклад в их антропологию, возрастает по мере приближения к нашему времени.

Интересно, что в тюркских легендах есть упоминание о происхождении скифов-савроматов от браков между скифами и амазонками. А греки кстати, утверждали, что скифы называли амазонок ойорпата , переводя это как "убийца мужчин".

установлено, что скифы активно занимались селекцией лошадей, специально улучшали породу и следили за признаками вырождения

установлено, что скифы активно занимались селекцией лошадей, специально улучшали породу и следили за признаками вырождения

Вскрытые могильники не оставляют сомнений в этническом, культурном и идеологическом единстве скифо-сибирского мира. Но современные ученые, зафиксированные на миллеровской исторической парадигме (о не историческом Сибирском регионе), ломают голову - кому бы приписать происхождение той высочайшего уровня культуры, которая бесспорно имеет место в скифских курганах.

Лично мне ближе точка зрения археолога М. П. Грязнова, которая была выдвинута в конце XX века. На основании археологических материалов он показал, что формирование культур происходило на всем протяжении степей в предскифское и раннескифское время .

Около десяти центров (археологических культур) участвовали в процессе создания новых ценностей скифо-сибирского облика. И это логично, ведь праскифы несли с собой уникальную культуру ариев.


В пыли веков

Современные административные образования Дубовский, Заветинский, Зимовниковский и Ремонтненский районы располагаются на востоке Ростовской области. Их территории входили в состав степи, которую летописцы земли Русской называли по-разному: Великий луг, Великая степь, Скифская земля, Дикое поле. По их свидетельствам просторы Великой степи бороздили скифы и сарматы, греки и римляне, готы и гунны, хазары и печенеги, половцы и монголо-татары, другие кочевые племена и народы.

Уникальными в Ремонтненском районе являются скрытые курганы, которые сооружались в степных блюдцах (6). По мнению И.Н. Парусимова, в Ремонтненском районе имеется около 5 тыс. различных курганов.

Раскопки кургана в Ремонтненском районе в июле 2011 года. Фото из архива Александра Тихонова (Волгодонская правда)

Исследования археологической экспедиции Государственного исторического музея подтвердили выводы предыдущих лет изысканий о том, что плодородная долина р. Джурак стала активно осваиваться в середине III тысячелетия до н. э. В ходе изысканий археологов обнаружены: бронзовая булавка, ритуальный сосуд-курительница, костяная пряжка, деревянные, серебряные, золотые знаки отличия вождей племён и другие находки. Раскопки проводились на могильниках Песчаный, Темерта, Тихий Лиман и др. На территории Ремонтненского района имеются погребения воинов-монголов, калмыков, ногайских татар (7).

Учёные предполагают, что в 6 км от с. Киселёвка, в самом селе Киселёвка и на р. Джурак-Сал у х. Шебалин расположены курганы – остатки походных дворцов персидского царя Дария (8). Дикое поле помнит походы дружин киевского князя Святослава на кочевников-хазар, орды Чингис-хана (9) и Тамерлана (10), пришествие ойратов (11). До появления калмыков в Сальских степях не было ни поселений, ни хуторов, лишь изредка попадались зимовники коннозаводчиков. Т. е. они до середины XVII в. были практически безлюдны (12).

На территории Дубовского района работы велись с 1986 по 1991 гг. археологической лабораторией РГУ на месте сооружения Цимлянской оросительной системы (14). В ходе разведок были выявлены курганные могильники, которые затем раскапывались лишь в местах орошения. Поэтому они имеют названия по населённым пунктам: Харсеев I, II, Подгорненский IV или по балкам Крутенький, Вербовый Лог и т. д.

Исторически в этом районе обитали племена эпохи бронзы, оставившие нам погребения под курганными насыпями, в которые позже впускали могилы своих сородичей представители срубной культуры, скифы, сарматы, затем хазары и разные кочевники золотоордынского времени. Правда, хазары чаще предпочитали свои собственные погребальные сооружения, обнесённые ровиками квадратной в плане формы, ориентированными по сторонам света с перемычками по углам.

В Подгоренском могильнике IV обнаружено погребение человека с чучелом коня. На поясе погребённого мужчины была пряжка из бронзовой пластины, по краям рубчатый орнамент. Найдены две монеты с изображением византийских императоров Константина II и Константина IV, они изображены в плаще и в короне с крестом. Находки свидетельствуют о тесных связях Хазарии и Византии. В этом же кургане обнаружено ещё девять монет. На них изображение императора Византии Юстиниана (15), Леонтия II (16), а также изображение Христа с Евангелием. Все монеты были использованы не для денежного оборота, а в качестве украшения одежды, либо как звенья ожерелья. Находки археологов пополнили также серебряный византийский кувшин и серебряная чаша.

В могильнике Вербовый Лог IX найден скелет человека, у которого во рту несколько золотых предметов. Археологи определяют их как наследство хазар, которые пользовались в VII в. византийскими и болгарскими предметами. Погребальные комплексы характерны кочевым племенам хазарского происхождения. Погребённых людей сопровождал инвентарь — предметы снаряжения коня, повседневного обихода, оружие, украшения. Такой инвентарь находили только в мужских погребениях.

В могильнике Вербовый Лог IX также были найдены человек и чучело коня, пряжка серебряная. На поясе погребённого мужчины — серебряная пряжка, тут же — позднее впускное погребение. Курган Подгорненский V тоже хазарского времени (17).

На территории Зимовниковского района случайная археологическая находка была выявлена в 1994 г. И.Н. Парусимовым. Она представляла собой фрагмент половецкого изваяния. Им также описаны каменная зернотёрка с насыпи кургана 4 могильника Николаевский, находки с территории брошенной слободы Верхнесеребряковской: часть каменной булавы эпохи средней бронзы, три скребка и фрагмент ножевидной пластины энеолитического времени. (19)

В 1997 г. В.Г. Лушин исследовал три кургана средневекового времени на северном секторе могильника Зимовники I. Этот могильник находился на водоразделе р. Малая Куберле и балки Большая Амта. Его территория на период исследования не распахивалась. Курганные насыпи располагались компактной группой с общей протяжённостью 465 м. Позднекочевническое погребение было совершено на глубине 1,89 м, в котором находились женщина с монголоидными признаками и младенец. В.Г. Лушин обнаружил бронзовую пуговичку-бубенчик, однолезвийный железный нож, биллоновое (20) зеркало, обломок тонкой бронзовой пластины (21).

Учёным И.Н. Парусимовым в 2004–2008 гг. в Зимовниковском районе был сделан ряд случайных археологических находок. Могильник Озёрский I, расположенный на левом берегу р. Сал, представил бронзовый амулет и фрагмент лепного горшка салтово- маяцкой культуры (25). На могильнике Нижнежировский VIII, расположенном на гребне террасы правого берега р. Сал, поднят пест (26), датируемый эпохой ранней – средней бронзы (III–II тыс. до н. э.). Могильник Торговый XII на водоразделе р. Сал и р. Малая Куберле хранил фрагмент стенки лепного горшка эпохи поздней бронзы с рядом ногтевых вдавлений. Были сделаны находки на могильниках Троицкий I, Садовский V: фрагмент венчика лепного горшка эпохи поздней бронзы и два обломка ножек жертвенника, изготовленного из жёлтого ракушечника. В окрестностях х. Брянский учёным поднят фрагмент ручки красноглиняной средневековой амфоры. На могильниках Улан I и Улан IV найдены нижняя часть половецкого каменного изваяния и фрагмент венчика лепного горшка эпохи поздней бронзы. Находка каменного века (фрагмент скребка) зафиксирована вблизи х. Ленинский. Обломок обушка топора, изготовленного из зеленоватого камня, найден на могильнике Зимовники III. Этот могильник расположен на водоразделе рек Малая Куберле и Малый Гашун. Археологи отнесли находку к эпохе бронзы. На могильнике Харьковский I, расположенном на левом берегу балки Двойная, был найден фрагмент венчика лепного горшка эпохи бронзы. В районе бывшего х. Тёплый И.Н. Парусимов обнаружил бронзовый трёхлопастной втульчатый наконечник стрелы раннескифского времени. Бронзовый амулет салтово-маяцкой культуры находился вблизи х. Озёрский. К этой же культуре относится фрагмент верхней части стенки жёлтоглиняного пифоса (27), выявленный на могильнике Бурбин V. В окрестностях бывшего х. Серебряковский на берегу р. Сал найдена бронзовая с позолотой средневековая ременная бляшка с рельефным изображением скачущего всадника. В пяти километрах от х. Майкопский находился лепной горшок скифского времени (28).

Поселение Саловское расположено на левом берегу реки Сал, чуть ниже по течению от устья впадающей в него р. Малая Куберле. Памятник занимает участок высокой первой надпойменной левобережной террасы р. Сал. Археологическая экспедиция собрала фрагменты стенок гончарной столовой керамики салтово-маяцкой культуры, лепных горшков эпохи бронзы, кремневые отщепы. Индивидуальные находки представлены литой медной ременной пряжкой и массивным лепным глиняным цилиндрическим грузилом. Данный памятник в археологическом плане оказался многослойным. (30)

Проведённые археологические раскопки в восточных районах Ростовской области привели учёных к выводу о том, что Великая степь с доисторических времён была обитаема. Она являлась временным кочевьем разных племён и народов, последовательно сменявших друг друга. Великая степь или Дикое поле олицетворяли собой ворота из Азии для проникновения в Европу для кочующих племён. Даже в середине XVIII в., между реками Дон и Кубань, по Дикому полю ещё продолжали кочевать примерно сто тыс. семей ногайских татар (31).

1. Скифы, в период своего наивысшего развития в IV-III вв. до нашей эры, занимали территории почти всего Евразийского континента. Сейчас на этих землях располагаются страны Россия, Иран, Украина, Грузия, Азейбарджан и многие другие.

2. Дикое поле — историческая область неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке. Хопёр — большая река в Пензенской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской областях России, крупнейший левый приток Дона.

3. Неолит — позднейшая, последняя эпоха каменного века.

4. Энеолит — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку.

5. Ямная (древнеямная) культура — условное наименование ряда близких археологических культур, распространенных в каспийско-черноморских степях в III — начале II тысячелетий до н. э.

6. Степные блюдца — плоскодонные впадины, чаще округлой формы, в поперечнике до нескольких сотен метров и глубиной до нескольких метров; преимущественно просадочного происхождения.

8. Дарий I — царь царей. Череду военных побед Дария сумели прервать только гордые афиняне. Персидский царь из династии Ахеменидов, правивший в 522-486 гг. до н. э. Родился: 550 г. до н.э. Умер: октябрь 486 г. до н.э. (64 года).

9. Чингис-хан — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай,Среднюю Азию. Родился: 16 апреля 1162 г. Умер: 25 августа 1227 г. (65 лет).

1 Тамерлан — среднеазиатский тюрко-монгольский военачальник и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Родился: 9 апреля1336 г. Умер: 18 февраля 1405 г. (68 лет).

11. Ойраты — группа близкородственных монгольских народностей, основными современными центрами расселения которых стала Российская Федерация.

12. Сокиркин В.С. и др. И лишь ковыль о прошлом всё звенит…

— Батайск: Батайское кн. изд-во, 2006 – 26 с.: ил. С.

13. Дронов В.А. Очерки истории Дубовского района — с. Дубовское: ротапринтное издание, 2011 С. 4

14. РГУ — Ростовский государственный университет.

15. Юстиниан, полководец и реформатор, — один из наиболее выдающихся монархов поздней античности.

16. Леонтий — византийский император (695—698).

17. Науменко С.А. Поясные наборы из курганов хазарского времени междуречья Дона и Сала. Донская археология. 2000 г. С. 82

18. Парусимов И.Н. Раскопки кургана в хуторе Верхний Жиров (Дубовский район Ростовской области) /Предыстория. Древность. Средневековье. Исследования по истории, археологии, культуре. Сборник научных статей. Кн. I / Отв. ред. М.Г. Моисеенко, А.В. Деев. — Зимовники: Зимовниковский краеведческий музей, 2017 – 165 с., ил. С. 30

19. Парусимов И.Н. Раскопки курганов в Зимовниковском районе // Труды НАЭ. Вып. 3 — Новочеркасск,

20. Биллон — сплав меди и серебра с количественным преобладанием меди в нём.

21. Лушин В.Г. Исследование могильника Зимовники I // АО – 1997

22. Сарматы — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племен IV века до н. э. — IV в. н. э.,населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная.

23 .Хазары — тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия.

24. Парусимов И.Н. Раскопки курганов в Зимовниковском районе // Труды НАЭ. Вып. 3 – Новочеркасск,

25. Салтово-маяцкая культура — археологическая культура эпохи железного века на юге России и юго-востоке Украины. Датируется серединой VIII — началом Х веков, периодом господства в этом регионе Хазарского каганата.

26. Пест — предмет продолговатой формы, инструмент для толчения и растирания в ступке чего-либо.

27. Пифос — в Древней Греции большой керамический сосуд (мог быть размером с человека и более) для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы.

28. Парусимов И.Н. Случайные археологические находки на территории Зимовниковского района //Историко-археологические записки / Отв. ред. Е.П. Токарева. [Кн.] II. — Зимовники: Зимовниковский краеведческий музей. 2012 — 176 с., ил. С. 82–86.

29. Хазарский каганат (Хазария) (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата.

30. Прокофьев Р.В. Раскопки поселений на реках Сал и Куберле // Историко-археологические записки / Отв. ред. Е.П. Токарева. [Кн.] I. — Зимовники: Зимовниковский краеведческий музей, 2009 — 176 с., ил. С. 6 –20

Собственно, в данном ролике мы с вами видим конкретный пример раскопок кургана Л-206 курганного могильника Гнездово. Небольшая справка о Гнездово, что за памятник. Гнездовский археологический комплекс поистине огромен и уникален. Он включает в себя несколько городищ, селищ, а также курганный могильник, состоящий из нескольких групп. Чтобы понимать масштабы - это самый крупный курганный могильник эпохи викингов (крупнейший курганный могильник в Европе в целом), насыпей в нем - несколько тысяч. Располагается он в 12 км от Смоленска, вверх по течению Днепра. Собственно, по основной концепции, Центральное городище Гнездова - это и есть древний Смоленск времен становления древнерусского государства, в 10-11 вв. являвшийся одной из ключевых точек на знаменитом пути из варяг в греки. Правда, надо признать, не все коллеги с этим соглашаются, но не будем углубляться в дебри дискуссий.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Вид на курганы лесной группы Гнездовского могильника.

Для начала разберемся, что же такое курган. "Просто куча земли, насыпанная над могилой", - скажите вы. На самом деле все немного сложнее. С практической точки зрения, курган - это сложный комплекс, даже в некотором смысле архитектурный. В последнее время уже даже принято для процесса формирования кургана принято говорить не "насыпают", а "сооружают", "возводят". Т.к. насыпь может быть не только земляной, курган может быть сложен из камня (например, большая часть курганов на Алтае и в Туве сооружена именно из камня), может быть сложен из дерновых вальков (не так давно дерновые вальки начали фиксировать во многих курганах скифо-сарматской эпохи).

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Курган Ак-Алаха 3, плато Укок, Алтай. Тот самый памятник, где была обнаружена знаменитая "принцесса Укока". Пазырыкская культура, IV-III вв. до н.э.

Под курганом может находится далеко не одно погребение . На моей памяти рекордсменом в этом отношении выступает Ипатовский курган на севере Ставропольского края, где было выявлено 195 захоронений, однако наверняка это не рекорд, просто сейчас не припомню, где было больше. Под курганом могут быть не только погребения, но и поминальные комплексы, культовые сооружения, площадки и т.д., где совершались ритуалы, поминальные празднества.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Знаменитый курган Аржан, раскопанный М.П. Грязновым в Туве. Принадлежит уюкской культуре, относительно датировки до сих пор ведутся споры. Питерские коллеги, ссылаясь на результаты радиоуглеродного AMS-датирования, настаивают на конце IX - начале VIII вв. до н.э. Московская школа спорит, указывая на некоторые несовершенства анализов, и датирует курган концом VIII - началом VII вв. до н.э.

Как видим, под курганом Аржан располагается сложная конструкция из деревянных клетей вокруг основного погребения. В некоторых ячейках были обнаружены отдельные конские захоронения. Согласитесь, тут уже не просто насыпать земли над могилой, придется знатно потрудится=)

Если обратиться к Хакасии, то тут яркий пример - Большой Салбыкский курган, раскопанный С.В. Киселевым. Самой насыпи уже не существует, однако до сих пор можно поглазеть на стоящую крепиду из огромных плит. Крепида - это опорная стена, своеобразная ограда вокруг кургана, которая одновременно не дает насыпи расползаться и имеет определенную семантическую нагрузку - служит границей между миром мертвых и живых.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Съемка с "рыбьим глазом", но однако вполне наглядно охватывает всю площадку. Люди для масштаба тоже имеются. Самые крупные глыбы в крепиде - до 4,5 м высотой. Подвинься, Стоунхендж, у нас тут тоже "инопланетные технологии" =).

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Реконструкция конструкций под насыпью Краснознаменского кургана, Ставрополье, раскопки В.Г. Петренко. Сложная система кольцевого лабиринта, рядом - каменное святилище Ареса. Скифы, VI в. до н.э.

Примеров можно приводить еще очень много, но, думается, понятно, что курган - это не просто груда земли над могилой. Кроме того, курган в древности - штука многофункциональная. Помимо функции погребально-поминального комплекса, для многих культур, особенно степных, курган являлся отличным географическим ориентиром, маркером территорий (формулировка "здесь могилы наших предков, значит это - наша земля" актуальна до сих пор).

Традиция сооружения кургана возникает еще в эпоху ранней бронзы, а именно в ямной культуре (древнеямная культурно-историческая общность), широко распространившейся в степи и лесостепи Северного Причерноморья и прилегающих территорий во второй четверти IV тыс. до н.э. Именно с ямной культурой сейчас исследователи связывают носителей индоиранских языков. Название культуры происходит как раз от обряда захоронения умершего в яме под насыпью кургана.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

1- схематическое изображение классического погребения носителя ямной культуры. 2-10 - наиболее характерные предметы погребального инвентаря.

С этого времени и вплоть до позднего средневековья обряд захоронения под насыпью курганов существует во многих культурах Евразии, в том числе среди славян и викингов, если вернуться к тематике ролика, с которого мы и начали разбор темы.

Но обратимся к практической стороне вопроса, как же археологи копают эти самые курганы? Если в XIX в. курганы копали простым колодцем по центру насыпи, либо траншейкой, то с середины прошлого столетия утвердилась основная методика - копать только на снос, т.е. разбирать всю насыпь полностью до основания. Ибо, как я уже говорил выше, под курганом бывает, порой, далеко не одно погребение.

Безусловно, наиболее правильным в методическом отношении будет копать курган вручную, лопатами, как это было сделано на видео. Так максимально уменьшаются шансы упустить что-то важное. Однако понятно, что небольшие курганчики, такие как на видео, раскапывать вручную еще возможно в течении одного сезона, благо в Гнездово много волонтеров и студентов. Однако как быть, если народу мало, или стоит задача исследовать огромный курган в степи? Понятно, что в XIX в. дело решалось просто при наличии трех бочек водки и мужиков с нескольких окрестных деревень. В веке XX эту схему удалось заменить применением сельскохозяйственной техники, бульдозеров и скреперов. При раскопках техникой, как и лопатой, снимается насыпь аккуратно, пластами по 10-15 см, а за бульдозером неустанно ходит археолог, который истошно орет "стоять", если что-то замечает. И пока это "что-то" не появится, техника ходит максимально долго, облегчая ручной труд. Но как замаячит погребение - то техника моментально останавливается, направляется разгребать отвалы, а в дело идут лопаты. Исследование непосредственно комплексов - исключительно вручную.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Наблюдение за работой трактора.

Изначальный принцип, думаю, понят. Сначала археолог смотрит на курган и рассчитывает силы. Затем, конечно же, необходимо избавиться по возможности от всякой растительности, нарушающей облик памятника или мешающей вести работы. Повторюсь, там где это необходимо. Затем наступает время разметки будущего раскопа. В первую очередь выбирается самая высокая точка насыпи, которая берется за нулевую отметку для будущих измерений, от нее отсчитываются все высоты. Называется в археологии эта точка, как и в геодезии, нулевой репер. Понятно, что в геодезии репер - это точка с известной абсолютной высотой. В случае курганной археологии - абсолютная высота не столь важна, главное - высота относительно выбранной определенной точки. И удобнее в данном случае выбрать, конечно же, самую высокую.

В место нулевого репера смело забиваем колышек. И от него разбиваем строго по сторонам света стратиграфические бровки. Тут, конечно, нужно пояснить, что же такое стратиграфия, стратиграфическая бровка (что такое бровка, думаю, не надо объяснять:D).

Если обратиться к Википедии, то увидим, что

Стратигра́фия (от лат. stratum — настил, слой + др.-греч. γράφω — пишу, черчу, рисую) — наука, раздел геологии, об определении относительного геологического возраста слоистых осадочных и вулканогенных горных пород, расчленении толщ пород и корреляции различных геологических образований. Один из основных источников данных для стратиграфии — палеонтологические определения.

Основной смысл термина для археологии остается тем же самым, только в нашем случае мы имеем дело с отложениями антропогенного характера, а не природного, геологического. Однако стратиграфия все также дает нам относительную хронологию. Принцип прост: то, что лежит ниже, - древнее. Естественно, это верно только в том случае, если археологический комплекс не потревожен. Что, кстати, будет как раз очень хорошо видно в этом стратиграфическом разрезе. Вследствие этого, мы можем видеть воочию, как же формировался археологический памятник, в случае с сегодняшней темой, как же сооружался курган, подвергался ли он досыпкам, ограблениям, как впускались в него уже последующие, более поздние погребения. Разберем на примере.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Фото центральной бровки кургана №1 могильника Девица-V, Воронежская область, раскопки Донской археологической экспедиции ИА РАН. Из личных архивов.

Что же здесь мы видим? Во-первых, то, что курган копался старым добрым ДТ-75=). На современной поверхности бровки ряд колышков, разбитых по линии север-юг с шагом в два метра, для того, чтобы на фотографии можно было определить масштабы, а в поле для удобства измерения, привязки в плане высоты и положения на общем плане. Кстати, высота каждого колышка относительно того самого нулевого репера также отмечается. Измеряется эта высота либо при помощи старого доброго нивелира, либо уже современными тахеометрами (во многих экспедициях это именно тахеометр, но, к сожалению, не все экспедиции имеют достаточно средств для покупки такой техники).

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Здесь и далее, то, о чем идет речь - подчеркнуто красной линией.

Но самое главное, что мы видим - это структура кургана. Под остатками убранной пшеницы по всей длине бровки можно увидеть слой более темной земли толщиной 20-25 см. Это слой современной распашки. И обратите внимание, он выделяется, ниже - чуть более светлый слой, являющийся собственно насыпью кургана. Четко видны два треугольника - это глина, которая извлекалась из могилы в процессе сооружения и выкладывалась впоследствии кольцом вокруг захоронения, т.н. могильный выкид. Коричневое возле этих треугольников - истлевшее дерево перекрытий погребения.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Кстати, уровень слоя, на котором "лежит" это кольцо могильного выкида - это и есть поверхность земли на момент сооружения кургана. Ниже этого уровня идет слой, который в археологии называется "погребенная почва", т.е. слой плодородной почвы, которая оказалась в итоге погребена насыпью кургана. И можно заметить, что она отличается по цвету, более светлая, светло-серая.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

А под всем этим делом лежит слой желтой глины. И дальше него копать нет смысла, т.к. это то, что в археологии называется материком. Материк - это слой земли, не подвергавшийся антропогенному воздействию, тот слой, на котором начала образовываться плодородная почва, ниже него - уже чистая геология. Возглас "Вижу материк!" - это не только про морских волков, но и про археологов. Причем любой памятник археолог обязан докопать до материка, зафиксировать это и представить в отчете о раскопках. Если он этого не сделает, то не получит открытый лист на следующие работы.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Ну а по центру ясно видим пятно черной, жирной земли, которая в траншее получает контуры могильной ямы. Что же это за слой? Это слой земли, которая затекла в могилу после ее ограбления. Как это стало понятно, почему ограбление? Все дело в том, что это пятно черного грунта идет до самого верхнего слоя современной распашки. Грабители очень точно раскопали свой колодец прямо над могилой, прорезав насыпь, перекрытие могилы. А вот закапать за собой не удосужились. В течении многих лет эта в эту открытую яму после каждого дождя затекала земля, которую мы и видим в виде черного пятна.

Думаю не стоит подробно говорить о том, что, конечно же, каждый шаг при раскопках обязательно фотографируется и впоследствии чертится на миллиметровке с указанием всех высот. Это вполне очевидно.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

На что только не пойдешь ради хорошей фотографии.

Но вот что не очевидно, так это то, как в случае с Гнездовским курганом археологи увидели контуры могилы, и откуда они знают, что стенка, а что заполнение? Про пример с донским курганом все понятно, там не ошибешься. Черное - копай, желтое - не трогай. А на видео - сплошной желтый суглинок, только чуть-чуть где-то черные точки по контуру.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Ответ прост - на ощупь, в буквальном смысле. Заполнение могилы в любом случае будет более рыхлым по структуре, его легче копать. А там, где чувствуется более плотный грунт - стенка. Почему же там могила оказалась заполнена этим же желтым суглинком? Все дело в том, что погребение в кургане Л-206 в Гнездово не было ограбленным. Да, деревянное перекрытие погребения рухнуло под давлением насыпи, поэтому могила также оказалась завалена. Но внутрь захоронения попала насыпь, состоявшая как раз из такого же материкового суглинка, в это погребение не "затекала" земля с поверхности, которая была бы темнее по цвету.

Процесс разбора самого погребения всегда зависит от конкретной ситуации, так что в данном опусе, как видится, не стоит углубляться в такие подробности. Отмечу лишь, что после завершения работ насыпь кургана должна быть обязательно восстановлена, дабы не нарушать культурно-исторический ландшафт.

Безусловно, все мелочи и подробности процесса работы с археологическими памятниками в рамках постов на Пикабу не раскроешь. К тому же, многие вещи заведомо пришлось немного упростить. Тут надо ощутить все своими руками в процессе непосредственной работы. Но все же вопросы только приветствуются, если что-то осталось непонятным.


Подкурганные захоронения оставались типичными для населения южнорусской степи начиная с III-го тысячелетия до н.э. вплоть до XIII–XIV вв. н.э. Количество курганов, возведенных разными племенами на Юге России, исчисляется тысячами. Такая яркая особенность культурного ландшафта не могла не отразиться в языке и мифологических представлениях жителей данной территории 1 .

В настоящей статье будут рассмотрены наименования курганов на территории проживания донских казаков – в Приазовье и бассейне реки Дон в границах бывшей Области войска Донского, а также охарактеризованы основные символические бинарные оппозиции, релевантные для образа кургана в духовной культуре донских казаков, реконструируемые на основании анализа топонимических данных.

  1. Курганы как надмогильные сооружения. В диалекте и народных названиях курганов получает отражение тот факт, что курган является насыпью, искусственно возведенной над погребением. В донских говорах курганы могут называться словом могилки (БТСДК: 284), однокоренная лексема входит в состав целого ряда оронимов, называющих курганы: Большая могила, Брилястая могила, Картушинские могилы, Моськина могила, об актуализации данного смысла при наименовании курганов свидетельствует также топоним Кладбищенские курганы. Представления о том, что курганы связаны с мифическими или реальными предками, нашли отражение в топонимах Дед, Букиновый дед, Родительской, Родительская гора.Предания запечатлели практику устройства казаками кладбищ на курганах: на Родительской горе хоронили умерших в старом Правоторовском городке; Пундиков курган близ ст. Луковской был назван так, потому что на нем хоронили членов семьи Пундиковых. Осмысление кургана как локуса, связанного с предками, объясняет факт называния словами курганы, бугрыпокинутых жителями поселений.
  2. Курганы как тип возвышенности. Территория Дона практически целиком находится в степной ландшафтной зоне, характеризующейся большими открытыми пространствами. В подобных природных условиях любая возвышенность, в числе которых оказываются и курганы, привлекает к себе внимание и может наделяться особым символическим статусом.

На основании анализа топонимических данных можно говорить о том, что наименования курганов и других типов возвышенностей формируют единый синонимический ряд. Названия курганов могут включать апеллятивы бугор, гора, кучугуры (песчаные холмы), круча и производные некоторых из приведенных наименований: Бугры, Воинский бугор, Колесников бугор, бугор Орлов, Черкесский бугор, Бугоровый курган; Князевая гора, Костины горы, Маяцкая гора, Служивская гора, Родительская гора, Кучугуры, Белая круча, Качкарные курганы.

Восприятие кургана как сакрального верха обусловливает тот факт, что он представляется местом обитания птиц. Об этом свидетельствуют, в частности, данные донских говоров: степной орел именуется курганником (СДГВО: 285) и топонимики: Балабаний курган (от балабан – белый орел).

  1. Курганы – сторожевые пункты. В течение длительного времени земли Войска Донского находились на периферии Российской территории, казаки должны были оборонять границы от внешних врагов: турок, татар, ногайцев и др. При планировке поселений казаки учитывали особенности местного ландшафта и использовали его преимущества. Курганы использовались ими как сторожевые посты, наблюдательные пункты, поскольку с некоторых открывался обзор на значительные расстояния (до 30–40 верст [Савельев 1930: 8]). Данные топонимики подтверждают типичность такой практики. Курганы носят названия: Караул, Караулы, Караульный и Караульные, Два караула, Три караула, Пять караулов, Острый караул, Маяк, Большой и Малый Маяки, Маячек,

Мояцкие, Семимаячный, Хорошевский маяк, Сторожевой курган, Форпостный, Казачий редут.

В топонимических преданиях функцией наблюдательного пункта наделяются как курганы с приведенными выше названиями, так и курганы, поименованные по какому-либо другому признаку (Бык, Ермаковский, Кашав и др.). Регулярность подобного использования курганов и устойчивость соответствующих нарративов приводили к тому, что некоторые исследователи предлагали различать сторожевые курганы, специально насыпавшиеся и использовавшиеся как наблюдательные пункты, и курганы-могильники. Однако, по мнению археологов, подобное использование курганов было вторичным по отношению к сооружению надмогильных насыпей. Поскольку типичным было возведение курганов на водоразделах – возвышенностях, разделяющих смежные бассейны рек или морей, – часто создавалось ощущение, что они выстроены в одну линию и созданы специально для оповещения 2 .

Возможно, именно наличие курганных групп повлияло на продуктивность семантической модели семейных отношений при номинации курганов. На территории Области войска Донского представлены курганы Братья, Братякин, Братякины, Братякиный, Два брата, Три брата, Четыре брата, Пятибратний, Семибратний. Отсутствие оронимов, производных от наименований женщин, находящихся в родственных отношениях, свидетельствует о наличии ассоциативной связи между курганами и мужской сферой, что может быть объяснено отношением к охране и войне как типично мужским занятиям.

Сакральный статус курганов, обусловленный, с одной стороны, их соотнесением с верхом в символической оппозиции верх / низ, а с другой – связью с культом предков, имеет следствием то, что они выступают как локус молений, к ним устремляются крестные ходы, о чем свидетельствуют как мемораты носителей традиции, так и данные топонимики (на Дону есть Богомольный бугор, Богомольный курган, Богомольные и Святые курганы).

  1. Представления о курганах в рамках символической оппозиции свой / чужой. Одним из продуктивных способов реконструкции представлений о курганах является их характеристика в рамках символической оппозициисвой / чужой. Релевантными оказываются, прежде всего, ее пространственный и этнический аспекты.

На самом общем уровне курганы могут быть маркированы в ландшафте как сооружения, созданные представителями других культур или находящиеся на территории, ранее принадлежавшей другим народам. Народные названия некоторых курганов являются производными от этнонимов: Татарский,Калмычкина гора, Калмыцкий курган, Мамай (мамаями в донских говорах называли татар), от названий социальных статусов представителей других народов: Мурзавецкий. Они также могут быть мотивированы названиями сооружений – легендарных или действительно располагавшихся на курганах и помещенных туда представителями народов и племен, занимавших эту территорию до казаков. Так, типично называние курганов лексемами, производными от корня Баб-: Баба, Бабачий, Бабочи, Бабий, Бабина могила, Бабинский источник, Бабской, Бабы, Каменная баба, мотивируемое тем, что на них стояли каменные изваяния; лексемами, производными от корня Мечет-:Мечетный, Малый Мечетный, Большой Мечетный, Мечеть, при параллельном бытовании топонимических преданий о татарских / турецких мечетях, некогда стоявших на курганах.

Курган может выступать и как реальная или символическая граница между двумя этносами. Согласно преданиям, близ Алитубских сторожевых курганов некогда проходила граница Черкасска; близ кургана Каяк Салган – граница между турецкими и русскими землями; курган Кобяк-Салган в период азовских походов Петра I служил пограничным знаком между Россией и Турцией в Задонье. О пограничном статусе курганов свидетельствуют тексты преданий, повествующих о конфликтах казаков и кочевников: с Авдеевых курганов татары украли невесток.

Представление о кургане как реальной и символической границе отразилось также в оронимах, которые мотивированы действиями с людьми, находящимися за пределами станичного социума: преступниками, пленными: согласно преданиям, на Колесовом кургане колесовали за преступления, на Купном выкупали пленных.

Наконец, в рассматриваемой оппозиции курганы могли относиться и к полюсусвоего, о чем свидетельствует многочисленность их наименований, производных от антропонимов: ряд курганов находится возле населенных пунктов с соответствующими названиями или в границах земель человека, от фамилии которого образован ороним. Наряду с этим само слово курган может служить наименованием или составной частью наименования населенного пункта: Курган(Курганы) – хутор в юрту ст. Елизаветинской; Курган Калмыцкий – городище в юрту ст. Правоторовской, Курганово – поселение в Ильинской волости Черкасского округа.

Как было отмечено выше, при символическом осмыслении курганов могли быть релевантными сразу несколько признаков. Поскольку курганы рассматривались как сооружения, возведенные представителями других народов, причем сооружения надмогильные, сложилось представление о том, что почти каждый курган скрывает в себе несметные богатства. Это отразилось в следующих топонимах: Богатые курганы, Княжной, Княжный, Княжой, Царский курганы, Князевая гора. В поисках сокровищ казаки нередко занимались нелегальными раскопками курганов, о чем свидетельствуют не только краеведческие материалы, но и такие оронимы, как Копаный, Копочки, Рытой, Разрытый, Разрытой.

Наименования курганов свидетельствуют и о некоторых важных для казачества образах и реалиях, не связанных с охарактеризованными выше группами символов. Топонимы Баранчук, Боров, Бык, Верблюд, мотивированные названиями животных, на которые внешне похож курган, дают информацию о распространенных на Дону животных, их значимости в культуре. Показательна многочисленность курганов, наименования которых

мотивированы названиями лодок: Будары, Бударный, Бударка, Бударка Большая и Малая, что обусловлено актуальностью данного вида транспорта для донских казаков.

Источники материала

БТСДК – Большой толковый словарь донского казачества / Ростовский гос. ун-т; Ф-т филологии и журналистики; Каф общ. и сравнительн. языкознания. – М., 2003.

СДГВО – Словарь донских говоров Волгоградской области / Авт.-сост. Р.И. Кудряшова, Е.В. Брысина, В.И. Супрун. – Волгоград, 2011.

ССРЛЯ – Словарь современного русского литературного языка. Т. 14. Со–Сям / Под ред. Л.И. Балахоновой и Л.А. Войновой. – М.–Л., 1963.

Литература

Савельев А. Археологические очерки Дона (Лекции по краеведению). Вып. 1. Курганы и шляхи р. Маныч / А. Савельев. – Новочеркасск, 1930.

2.Благодарю Л.С. Ильюкова и Н.М. Власкина за предоставленную информацию.

Читайте также: