Кумарина диагностика готовности к школе

Обновлено: 05.07.2024

Назначение задания : диагностика умения детей анализировать условия предъявленной задачи, в данном случае планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат.

Организация работы: Ученику дают лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры (4 квадрата - 2 см X 2 см, 4 прямоугольных равнобедренных треугольников с катетом в 2 см, все одного цвета).

Работа состоит из двух частей: 1 часть - выполнение задания, 2 часть - оценка учеником выполненного задания и, в случае необходимости, переделка работы - изготовление новой аппликации.

Оценка выполнения аппликации:

а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняется на основе первоначального обдумывания, планирования размещения геометрических фигур или без планирования, методом проб и ошибок);

б) рациональность размещения фигур;

в) критичность в оценке выполненного задания;

д) темп деятельности при выполнении задания.

§ 1-й уровень - фигуры выложены правильно и быстро (ученик мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).

§ 2-й уровень- контур заполнен правильно, но ученик работал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе работы сам себя корректировал.

§ 4-й уровень- контур заполнен хаотично, большинство геометрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются, желания сделать лучше, при указании на них, нет.

Назначение задания - установить способность ребенка к анализу и синтезу зрительно воспринимаемой и индивидуально предъявленной информации, осознанию закономерностей, к удержанию учебной задачи и ее условий в процессе деятельности, восприимчивость к помощи.

Организация работы : Для работы заранее на отдельных карточках готовятся варианты орнамента.

Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен буквами). Для удобства в работе карточка, на которой нарисован орнамент, наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт для каждого нового ученика вставляется лист, на котором и выполняется задание,

Варианты задания предъявляются последовательно - от первого, наиболее сложного, к третьему, самому простому. Если ребенок справляется с первым вариантом, предъявлять следующие варианты нет необходимости. Второй и третий вариант задания предъявляется только в тех случаях, когда ребенок не справляется с предыдущим. Второй и третий варианты уже в самом своем содержании имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребенку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в величине фигур - 2 вариант орнамента, или снимая их вовсе).

Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только правильность воспроизведения заданных в образце последовательных различий между составляющими орнамент фигурами (различия в величине, форме, цвете фигур).

  • 1-й уровень- правильно выполняет 1 вариант задания.
  • 2-й уровень- правильно выполняется 2 вариант задания.
  • 3-й уровеньребенок смог правильно выполнить лишь третий вариант задания.
  • 4-й уровень- даже третий вариант задания ребенок правильно выполнить не смог.

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание № 6 Упорядочивание.

Назначение задания: Выявить уровень начальных математических представлений детей: о счете предметов и соотношении между числами, сформированности представления об упорядоченности.

Организация работы : Заранее готовятся картонные круги диаметром 5 см. с точками

Круги расположены перед ребенком. «Посмотри на эти круги. В одних кругах точек мало, в других много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда

Будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методика фронтальной педагогической диагностики готовности детей к обучению
(автор Кумарина Г.Ф.)

Данный методический материал разработан в лаборатории коррекционной педагогики НИИ г. Москвы под руководством Г.Ф. Кумариной.

Рекомендуется для фронтального изучения детей, поступающих в школу, с целью сбора необходимой информации, осуществления общей ориентировки в их качественном составе и предварительного выделения детей с низким уровнем готовности к школе, с прогнозируемыми трудностями в обучении.

Назначение предлагаемых заданий: комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности. Своевременная диагностика низкого уровня готовности ребенка к обучению в школе позволяет, уже на этом этапе, нацелить внимание воспитателей, учителей и родителей на необходимость проведения специальной коррекционной работы с ними.

Диагностический материал состоит из двух частей, что позволяет проводить повторное исследование детей (после проведения коррекционной работы) для определения динамики их развития.

Подобранный диагностический материал может быть использован как на базе дошкольного заведения, так и на базе школы; наиболее целесообразный период проведения диагностики с марта по май месяц.

Организует и проводит работу по изучению детей психолог, завуч (методист), специально подготовленный учитель. Диагностика должна проводиться точно в соответствии с используемым материалом и с соблюдением всех этических и методических требований, предъявляемых к данному виду работы.

Доступность, компактность, системность и информативность данного диагностического материала позволяет рекомендовать его для широкого использования в школах и детских садах.

(адаптация Г.Ф. Кумариной)

Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное развитие ребенка – его способность к анализу, сравнению, обобщению (в данном случае взаимного расположения и чередования отрезков и цветов, составляющих узор), к осознанию закономерностей (что обнаруживается при выполнении второй части задания, т.е. при самостоятельном продолжении узора).

Обнаруживается и уровень развития таких необходимых для ученика качеств, как способность организовать внимание, подчинить его выполнению задания, удержать поставленную цель, выстроить в соответствии с ней свои действия, критически оценить результат. Узор выполняется как двухцветный (используются, например, красный и синий цвета).

Материал: Детям раздаются чистые листки в крупную клетку. Перед каждым ребенком лежит набор карандашей или фломастеров (не менее шести цветов).

Суть методики:

Работа состоит из 4 частей:

Самостоятельное продолжение узора.

Проверка ребенком правильности своего узора.

Вторичное выполнение работы с целью исправления замеченных ошибок (при необходимости).

Детям дают следующую инструкцию:

Оценивание результатов:

Оценивается лучший из выполненных узоров.

1-й уровень (1 балл): узор срисован и продолжен правильно, фотографически точно. В обоих случаях соблюдена заданная закономерность в величине и расположении линий, чередовании цветов. Линии рисунка четкие, ровные.

2-й уровень (2 балла): узор срисован и продолжен с соблюдением заданной закономерности в расположении линий, чередовании цветов. Однако в рисунке нет должной четкости и точности: ширина, высота, угол наклона отрезков лишь приблизительно соответствует заданным в образце. Рисунок, по существу, можно определить как правильный, но небрежный. Общая небрежность может иметь место на фоне плохой графики.

3-й уровень (3 балла): при срисовывании допущены грубые искажения узора, которые повторяются и при самостоятельном его продолжении; заданная зависимость в расположении линий нарушена: пропущены отдельные элементы узора (например, горизонтальные линии, соединяющие соседние вершины рисунка, сглажены или совсем не учтены различия в высоте этих вершин).

(адаптация И.И. Аргинской)

Цель методики: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Материал: заранее подготовленный образец с рисунком кривой, изображающей нитку, цветные карандаши для каждого ребенка (не менее 6 штук).

Суть методики:

Работа состоит из трех частей:

Основная – выполнение теста (рисование бус).

Перерисовывание бус (при необходимости).

К первой части теста детям дается инструкция:

Ко второй части теста дети получают другую инструкцию:

Оценивание результатов:

Оценивается лучший из выполненных вариантов.

1-й уровень (1 балл): задание выполнено правильно, т.е. учтены все пять условий:

а) положение бусинок на нитке;

б) форма бусинок;

в) их количество;

г) использование пяти разных цветов;

д) заданный цвет средней бусинки.

2-й уровень (2 балла): при выполнении задания учтено 3 – 4 условия.

3-й уровень (3 балла): при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень (4 балла): при выполнении задания учтено не более 1 условия.

(адаптация И.И. Аргинской)

Цель методики: выявить способность ребенка к рассмотрению ситуации с разных сторон и умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого (логическое мышление).

Суть методики:

Работа состоит из четырех частей:

Исправление ребенком ошибок (при необходимости).

К первой части теста дети получают такую инструкцию:

Ко второй части теста дети получают следующую инструкцию:

Оценивание результатов:

4-й уровень (4 балла): самостоятельных решений не найдено, только повторены решения обучающего этапа или робота не выполнена, т.е. этажи остались незаполненными.

(адаптация Н.Я. Чутко)

Цель методики: выявить способности ребенка к классификации наглядного материала по самостоятельно найденному признаку (основанию).

Материал: набор треугольников (4 – равнобедренных, 3 – равносторонних, 3 - прямоугольных), изображенных в прямом и зеркальном положениях; набор цветных карандашей для каждого ребенка.

Суть методики:

Детям дается следующая инструкция:

Оценивание результатов:

1-й уровень (1 балл): классификация выполнена правильно: цветом выделены три группы разных фигур (4 – равнобедренных, 3 – равносторонних и 3 – прямоугольных треугольников).

2-й уровень (2 балла): одна ошибка, т.е. имеет место неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом или прямом и зеркальном положениях.

3-й уровень (3 балла): две ошибки, т.е. неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом и в прямом и зеркальном положениях.

4-й уровень (4 балла): три ошибки, т.е. неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом, в прямом и зеркальном положениях, а также неразличение фигур разных по форме; бессмысленное или хаотическое раскрашивание фигур.

(адаптация Н.В. Нечаевой)

Цель: выявить готовность психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а также способности к переводу звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае в кружки (перекодирование).

Суть методики:

Желательно, чтобы дети заранее познакомились с данным видом текстовых задач, но с другим набором слов. Методика проведение таких занятий изложена ниже в инструкции. Обязательное требование при отборе слов для тренировочных диктантов – совпадение количества звуков с количеством букв. Однако даже наличие у детей опыта записи слов под диктовку кружками не меняет порядок проведения задания. В любом случае следует действовать строго по инструкции.

Детям дается следующая инструкция:

Оценивание результатов:

При правильном выполнении теста получается следующая запись:

1-й уровень (1 балл): все схемы выполнены правильно.

2-й уровень (2 балла): 3 – 4 схемы выполнены правильно.

3-й уровень (3 балла): 1 – 2 схемы выполнены правильно.

4-й уровень (4 балла): все схемы выполнены неправильно.

(адаптация по Н.В. Нечаевой)

Материал: лист с рисунками животных и нарисованными тут же схемами слов, соответствующими названиям этих животных, но расположенными не по порядку, а в разброс, простой карандаш.

Суть методики: дети должны при помощи соединительной линии установить соответствие между названием животного и его схемой.

Дети получают такую инструкцию:

Рядом с первой схемой крепится картинка, изображающая, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.

Оценивание результатов:

1-й уровень (1 балл): все связи определены правильно.

2-й уровень (2 балла): 3 – 4 связи определены правильно.

3-й уровень (3 балла): 1 – 2 связи определены правильно.

4-й уровень (4 балла): все связи определены неправильно.

(адаптация Н.К. Индик, Г.Ф. Кумариной, Н.А. Цирулик)

Цель методики: диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.

Содержание задания: путем разметки получить на прямоугольном листе бумаги как можно больше геометрических фигур.

Организация работы. Заранее должны быть подготовлены листы белой бумаги размером 12х16 (см), шаблоны из тонкого картона (пря­моугольник 6х4 см), простые карандаши или цветные фломастеры для каждого ребенка.

Работа состоит из двух частей: 1 часть, основная - выполнение задания (разметка листа), 2 часть - проверка задания и в случае необходимости, выполнение его заново.

Инструкция к первой части: "Ребята, представьте, что нам надо украсить комнату флажками вот такой формы (показывает прямоугольник). Сегодня мы потренируемся в том, как надо размечать та­кие флажки. Перед вами листок бумаги, нужно сделать так, чтобы флажков из него получилось как можно больше. Поэтому, прежде чем обводить прямоугольники, подумайте, как вы будете это делать. Начинайте работу.

Инструкция ко второй части задания (выполнение этой части задания начинается после того, как дети выполнили первую часть). "Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на свою разметку, и сам ее оценит: так ли он сделал, как требовалось. Повторяю, что нужно было разместить на листочке как можно больше флажков. При разметке мы должны быть экономными. Если вы увидите, что можно было сделать лучше, разместить больше флажков, сделайте работу заново на оборотной стороне листка.

Оценка результатов:

Оценка уровня разметки (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень - прямоугольники размещены на листе рационально: об­водятся, начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу. На листе уместилось их максимальное количество - 8.

2-й уровень - налицо попытка уместить как можно большее количество прямоугольников. Однако в силу того, что обводка их начинается с некоторыми отступлениями от края листа (сверху или сбоку), или между отдельными прямоугольниками оставляются зазоры, у ряда размещенных на листе фигур стороны оказываются срезанными.

3-й уровень - размещение прямоугольников на листе далеко от рационального, несмотря на то, что обнаруживается стремление при их взаимном расположении соблюсти определенную систему. В целом обведенными оказываются не более 4 фигур.

4-й уровень - прямоугольники размещаются на плоскости без какой-либо системы, хаотично. Обведено не более 3 фигур.

Итоги фронтального изучения детей подготовительных к школе групп находят отражение как уже было сказано в сводной таблице. Общая оценка результатов выполнения детьми всех диагностических заданий выражается через средний балл. Дети, набравшие наиболее высокий средний балл нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания воспитателей. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. В графе таблицы "Заключение" напротив фамилий этих детей делается пометка "рекомендован для индивидуального изучения".

Общая оценка психолого-педагогической готовности ребенка

к системному обучению в школе

Итоги фронтального изучения детей находят отражение в сводной таблице. Общая оценка результатов выполнения каждым ребенком всех семи тестов выражается через средний балл:

Дети, набравшие наиболее высокий балл (от 3,1 до 4) нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания педагогов и родителей. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. Индивидуальная диагностика в таком случае будет направлена на уточнении полученных сведений о ребенке и выявлении причин имеющихся трудностей. Диапазон используемых методов и критериев оценки при индивидуальной работе с ребенком значительно расширяется и заниматься данным видом работы входит в компетенцию психолога. На основании полного анализа полученных результатов возникает возможность составления индивидуальной коррекционной программы для каждого ребенка и рекомендаций по его обучению и воспитанию, которые предоставляются в пользование педагогам и родителям.

Вторая часть данного диагностического пакета может быть использована для повторной психолого-педагогической диагностики ребенка по окончанию коррекционной работы с ним, т.к. содержит в себе задания не повторяющие первую часть и дающие возможность проследить динамику развития исследуемых и корректируемых качеств необходимых для успешного обучения ребенка в школе.

Результаты такого исследования позволяют своевременно прогнозировать и предотвращать возникновение целого спектра учебных проблем и школьных трудностей.

Цель: организовать сбор нужной информации о детях, поступающих в школу.

Назначение: выявить у будущих первоклассников уровень зрелости, важнейших психофизиологических и психологических функций, которые наиболее необходимы в школе.

Цель: определить уровень произвольной сферы, тонкой моторики и мышления.

Организация работы: образцы, чистые листы в клетку, карандаши красный, синий.

Оценка выполнения:

4 уровень – 0б. - выполненный рисунок лишь отдаленно похож на образец. Ребенок уловил и отобразил лишь две особенности: чередование цвета и наличие угловатых линий. Не выдержана даже строка.

3 уровень – 4б. - при срисовывании допускаются грубые искажения узора, которые повторяются и в самостоятельном продолжении. Заданная закономерность нарушена, пропущены отдельные элементы узора (например, одна из горизонтальных линий пропущена, сглажены или нивелированы различия в высоте).

2 уровень – 7б. - узор срисован и продолжен с соблюдением заданной закономерности. Однако нет должной четкости и точности. Рисунок можно определить правильным, но небрежным.

1 уровень – 10б. - узор срисован и продолжен правильно, фотографически точно. Соблюдена заданная закономерность в величине и расположении линий, чередовании цветов, линии рисунка четкие, ровные.

Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе деятельности. Определить уровень кратковременной зрительной памяти, пространственной ориентации.

Организация работы: листок с изображением нитки на каждого ребенка, образец.

Оценка выполнения:

4 уровень- 0б. – соблюдено не более 1 условия.

3 уровень – 4б. - соблюдено не более 2 условий.

2 уровень – 6б. - соблюдено 3-4 условия.

1 уровень –10б. - учтены все 5 условий:

Ø положение бусин на нитке,

Ø форма бусин и их диаметр,

Ø средняя бусинка.

Цель: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.

Организация работы : рисунок дома каждому ребенку.

Инструкция:«Дети, на ваших листочках нарисован дом.

В нем 6 этажей. На каждом этаже 3 комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы точка, палочка и галочка. На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке.

На самом верхнем этаже в 1 комнате слева живет точка (показ на доске), в средней комнате живет палочка (показ). Подскажите мне, кто живет в последней комнате? Правильно, галочка. Теперь нарисуйте на своих листке, как у меня, кто как живет на 6 этаже.

Теперь будем заселять жильцами 5 этаж. В 1 комнате слева тоже живет точка (показ на доске). Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в таком порядке, как на 6 этаже (показ для тех, кто не понял).

Оценка выполнения:

Учитываются 4 этажа.

4 уровень – 0б. - нет решения.

3 уровень – 2б. - 1 вариант решения.

2 уровень – 6б. - 2-3 варианта решения.

1 уровень – 10б. - 4 разных варианта решения.

Цель: выявить готовность психофизиологических функций восприятия речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а так же способность к переводу звукового кода в другую звуковую систему (в кружки) перекодирования.

Организация работы: листок каждому ребенку.

Составление схем слов под диктовку:

Оценка выполнения:

4 уровень – 0б. - все схемы неправильно.

3 уровень – 2б. - 1-2 схемы правильно.

2 уровень – 5б. - 3-4 схемы правильно.

1 уровень – 10б. - все схемы правильно.

Цель: диагностировать особенности зрительного анализа, умении планирования и контроль в практической деятельности.

Организация работы: листок белой бумаги 12+16 см каждому ребенку, шаблон 6+4 см из картона каждому ребенку, простой карандаш.

Инструкция: «Дети, мы сейчас будем украшать комнату флажками вот такой формы (показ).

Оценка выполнения:

4 уровень – 1б. – системы нет. Обведено не более 3 прямоугольников.

3 уровень – 2б. – размещение далеко друг от друга, но стремление к соблюдению системы обнаруживается. Обведено не более 4 прямоугольников.

2 уровень – 6б. – попытка уместить как можно большее количество прямоугольников, однако в силу того, что обводка их начинается с некоторым отступлением от края листа (сверху или сбоку) или оставляются зазоры помещается 6-7 прямоугольников или 8, но нарушено размещение фигур на листе.

1 уровень – 15б. – прямоугольники размещены рационально, обводка начинается от края листа, вплотную прилегая друг к другу. Обведено 8 прямоугольников.

Результаты исследования могут быть нацелены на решение следующих задач:

1. Проанализировать и оценить деятельность ДОУ по развитию и воспитанию детей.

2. Подготовить индивидуальную карту ребенка.

Высокий уровень – 46- 55б. - все 5 тестов выполнены по 1 уровню или 1 из них по 2 уровню. Ребенок не нуждается в углубленном исследовании при поступлении в прогимназические классы или классы повышенной сложности.

Средний уровень – 23-37б. - включает выполнение заданий с 1уровня по 3 уровень в различных комбинациях. Рекомендовано обучение в общеобразовательной школе по традиционной программе. Возможны отдельные трудности, связанные с недостаточным развитием психических функций, выявленных в ходе диагностики (67-68%).

Уровень ниже среднего – 15-22б. - включает выполнение 3-х заданий по 3 уровню и 2-х заданий по 2 уровню, а также 1 из заданий может быть выполнено по 4 уровню. Прогнозируются трудности в усвоении учебной программы. При дополнительном исследовании возможна рекомендация обучения в классах коррекции. Этот уровень могут показывать не зрелые дети 6 лет с нормальным уровнем развития (12-13%). Возможно дополнительное обследование.

Низкий уровень – (ниже 14 баллов). Без дополнительного обследования рекомендовано обучение в классе коррекции или отложить обучение в школе на 1 год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной брошюре представляется сборник диагностик, направленных на определение готовности ребенка к школьному обучению.


Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное учреждение Краснодарского края

“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”

Сборник диагностик готовности к школьному обучению

студентка Ш-22 группы

Диагностики социальной готовности

Диагностики волевой готовности

Диагностики личностной готовности

Диагностики интеллектуальной готовности

Диагностики физической готовности

Список использованной литературы и Интернет ресурсов

Пояснительная записка

В данной брошюре представляется сборник диагностик, направленных на определение готовности ребенка к школьному обучению. Диагностики делятся на такие компоненты готовности как:

Диагностики коммуникативной готовности ребенка

Цель. Выявить умение детей понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.

• 3 балла — ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстника в момент произнесения фразы; способен с помощью речи, мимики, телодвижений передать различные чувства и состояния;

• 2 балла—ребенок определяет эмоциональные состояния с помощью взрослого, фразу произносит эмоционально, но выражение чувств при этом не всегда понятно;

• 1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний сверстника или определяет неверно, при произнесении фразы не может передать различные эмоциональные состояния.

Цель. Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.

Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:

С чего бы вы начали свое существование на острове?

Решите, какие предметы необходимо взять с собой.

Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.

Кого бы вы выбрали командиром?

На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?

На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?

• 3 балла — ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить;

• 2 балла — ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;

• 1 балл — ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем.

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе (психолог).

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

Мне интересно, какие у меня будут уроки.

Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.

Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.

Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.

Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.

Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень - от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Диагностики волевой готовности ребенка

Цель: диагностика умения действовать по правилу

Ты хочешь идти в школу?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?

Ты любишь гулять?

Ты любишь играть?

Ты хочешь учиться?

Ты любишь болеть?

Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена ошибка, то это средний уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.

Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого

Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узоров и карандаш

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!

Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую.

Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.

4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку)

3 балла – имеются одна-две ошибки

2 балла – больше двух ошибок

1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков

0 баллов – правильных участков нет.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполнялись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, правильно воспроизводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.

Ребенку предлагается на чистом листе бумаги воспроизвести домик в точности, как на образце. В случае неправильного копирования деталей их следует не стирать, а рисовать правильный вариант сверху. Данная методика иллюстрирует уровень произвольного внимания, тонкой моторики кисти и координации движений.

Диагностики личностной готовности ребенка

Цель: выявление уровня психосоциальной зрелости.

Форма оценивания: индивидуальная.

Метод оценивания: беседа, анализ результата.

Назови свою фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер? День или утро?

Когда ты завтракаешь –вечером или утром? Обедаешь –утром или днем? Что бывает раньше –обед или ужин?8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.9. Кем работает твой отец, мать?10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

Какое сейчас время года –зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках –зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач или учитель?

Зачем нужны в школе звонок или парта?

Ты сам (а) хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

Каких животных ты знаешь?

Каких ты знаешь птиц?

Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

Что больше –8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Обработка данных: все баллы суммируются.

1 балл –за правильный ответ на все под вопросы одного пункта (за исключением контрольных).

0,5 балла –за правильные, но неполные ответы на под вопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.

Неверными считаются ответы типа: мама Таня, папа работает на работе.

К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8,15, 22.Они оцениваются следующим образом:Пункт 5 если ребенок может вычислить, сколько ему лет –1 балл, если он называет года с учетом месяцев –3 балла;

Пункт 8 за полный домашний адрес с названием города –2 балла, неполный –1 балл;

Пункт 15 за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики –1 балл;

Пункт 22 за правильный ответ –2 балла.

Замечание: пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Оценка результатов:24–29 баллов –высокий уровень психосоциальной зрелости;20–24 балла –средний уровень психосоциальной зрелости;15–20 баллов –низкий уровень психосоциальной зрелости

Цель: диагностика самооценки

Материал: лесенка из шести ступенек

Инструкция ребенку: «Вот видишь, ступеньки. На самую верхнюю ступеньку мы поставим самых умных детей, а на нижнюю – самых неумных. Как ты думаешь, на какую ступеньку можно поставить тебя? На какую ступеньку тебя поставит мама? Учитель? И.д.

Обработка результатов: учитывается дифференцированность, аргументированность, происхождение самооценки, соответствие реальным достижениям ребенка (по данным наблюдений экспериментатора).

1 группа (низкий уровень) – дети уверенно, без раздумья сразу ставят себя на верхнюю ступеньку независимо от параметров.

3 группа (высокий уровень) – дети, как правило, решают эту задачу по-взрослому. Они, в основном, ставят себя не на верхнюю ступеньку, а на предпоследнюю, считая справедливым, что кто-то в группе или другом месте умеет делать это лучше его и когда он подрастет, то сумеет решать задачи и быстрее бегать.

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Читайте также: