Культурно гигиенические навыки в школе

Обновлено: 05.07.2024

Подготовила: воспитатель первой категории Верхоломова И. В.

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Когда мы причесываем девочек мы читаем стишок:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;

уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);

познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);

учить сервировать стол к чаю;

привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

Обращать внимание на красоту правильного сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты "Мойдодыр”, "Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Вечна педагогическая истина: сколь значимы семейные отношения в воспитании. Чтобы семья стала педагогически эффективным фактором воспитания, детям необходимо видеть и чувствовать взаимную родительскую любовь и уважение. Отсутствие нормальных взаимоотношений между родителями дети чутко и безошибочно подмечают. В этом случае им приходится постоянно становиться то на одну, то на другую сторону. А это не может не травмировать их психику, их характер. Ссоры родителей, их равнодушие к детям неизбежно вызывают в них чувство одиночества.

Нельзя ожидать положительных результатов в воспитании детей при семейных неурядицах. Это знают все родители. Но знать истину – это еще не значит следовать истине. Чтобы следовать по пути истины, нужны глубокие и устойчивые педагогические убеждения, твердое стремление к их практической реализации. А это требует от родителей чувства долга и ответственности перед детьми и обществом за судьбы детей, определенной педагогической культуры. Но и этого недостаточно. Ведь воспитание детей – это чрезвычайно трудное дело, требующее знаний, мастерства, характера, времени, сил и энергии.

Уяснение важности семейного, особенно первоначального воспитания в формировании личности еще не обеспечивает его педагогической эффективности. Необходима педагогическая культура родителей. Важнейшее ее требование – не допускать произвола и чрезмерной опеки при воспитании детей, проявлять уважительное отношение к ним, не забывая об их человеческом достоинстве.

Педагогическая культура включает в себя культуру общения, вне которого невозможно нравственное становление личности. Необходимо разумно организовать быт семьи, жизнь и деятельность детей, привлечь их как равноправных членов семьи к активному участию в повседневной жизни. Это наиболее верный способ установления нравственных связей. Пусть дети знают, что все, что их окружает, что они имеют, - все создается трудом родителей, взрослых, что и они, дети, по мере сил своих и возможностей участники создания материальных ценностей. Только при этом условии малыш будет бережно относиться к игрушкам, книгам, личным вещам, к хлебу, к окружающей нас природе.

Все, что есть в ребенке, - и хорошее, и плохое – это от родителей, от взаимоотношений с ними.

Хотя значительная часть родителей с этим не согласится, потому что многие считают, что хорошее – это от них, а плохое пришло откуда-то с улицы, из детского сада, школы, от другого родителя, бабушки, дедушки и т. д.

Если в семье присутствует постоянная нервозность из-за того, что мать эксцентричная, очень впечатлительна и раздражительна, можно сказать, что эта нервозность заражает детей. А если у матери мрачный и неразговорчивый характер, то, скорее всего, ребенок тоже будет мрачным.

Любая раздражительность имеет свое происхождение, и задача родителей не подавлять ее, а устранять причину. Если родители будут ругать ребенка только за то, что он раздражается и гневается, игнорируя причину этих переживаний, то ясно, что ребенок будет нервничать еще больше. Необходимо понять, что происходит, а для этого обязательно нужно объясниться с ним, и уже затем что-то показывать и рассказывать.

Родители никогда не должны забывать о том, что у их детей есть свои права. Основное их законное право – быть детьми. Отсюда обязанность родителей: не лишать детей самого дорогого для них – детства. В этой простой формуле заключена вся трудность ее практической реализации. Взрослые дети – аттестация нашей родительской деятельности, воплотившей в себя нашу разумную любовь к ним и наш педагогический профессионализм, наше семейное счастье.

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста через подвижные игры и культурно-гигиенические навыки Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребенка. В них детям приходится проделывать разнообразные движения: бегать, прыгать,.


Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью.

Содержимое разработки

Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 47


Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

(рабочая программа внеурочной деятельности)

учитель начальных классов

Сараплекова Инна Викторовна


Содержание:

Цель и задачи программы

Условия реализации программы

План реализации программы

Литература для педагогов

Пояснительная записка

Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами.

Обучающиеся, поступившие в 1 класс, слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

В результате вышеизложенных проблем перед коллективом школы возникла необходимость в создании программы направленной на формирование представлений о навыках по самообслуживанию и личной гигиене.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выгодский Л.С., Забрамская С.Д., Маллер А.Р. Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Воспитание культурно–гигиенических включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование основ здорового образа жизни, развитие у детей потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться освоить навыки правильного ухода за своим телом и применение их на практике.

способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за телом, за зубами, ухода за волосами, гигиене органов зрения, слуха, дыхания.

помочь повышению уровня навыков личной гигиены младшим школьникам.

Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы являются:

- усвоение учащимися первого класса культурно–гигиенических навыков;

- формирование привычки содержать свое тело в чистоте;

- привитие навыков здорового образа жизни;

Условия реализация программы

Программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 7–8 лет.

Продолжительность одного занятия – 30 минут.

Всего занятий 34 (при частоте встреч – один раз в неделю).

Форма работы – групповая.

Каждый ребенок имеет право на добровольное и свободное участие в освоении программы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся.

Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

(2 КЛАСС, ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)

Пояснительная записка

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся.

Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами.

Обучающиеся, поступившие во 2 класс, коррекционной школы слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выгодский Л.С., Забрамская С.Д., Маллер А.Р. Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Воспитание культурно–гигиенических включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование основ здорового образа жизни, развитие у детей потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться освоить навыки правильного ухода за своим телом и применение их на практике.

- развивающие:

способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за телом, за зубами, ухода за волосами, гигиене органов зрения, слуха, дыхания.

- воспитывающие:

помочь повышению уровня навыков личной гигиены младшим школьникам.

Условия реализация программы

Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались

Оценить 729 0

Программа воспитательной деятельности

Долганова Елена Николаевна

Пояснительная записка

Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Программа соответствует современным тенденциям обновления российского школьного образования и федеральным государственным требованиям.

Программа будет реализована в течение 2013-2014 учебного года, группой в количестве 12 воспитанников в возрасте 9 – 13 лет. Программа рассчитана на 18 часов, занятия по понедельникам, один час два раза в месяц.

Цель:

формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в повседневной жизни.

Задачи:

закреплять алгоритм выполнения культурно-гигиенических навыков;

приучать детей следить за своим внешним видом.

прививать навыки поведения за столом;

формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Особенности обучения

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Читайте также: