Культура здорового образа жизни в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Наименование Стр.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3

2.4. Просветительская и мотивационная работа 13

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 16

3.1. Здоровьесберегающая инфраструктура Учреждения 16

3.2. Рациональная организация образовательной деятельности 19

3.3. Эффективная организация физкультурно -оздоровительной работы. 21

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

« Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

В.А.Сухомлинский

Состояние здоровья реб нка при поступлении в детский сад – это своего рода стартовая позиция, которая определяет успешность ребенка не только на первом году посещения детского сада, но и всего периода дошкольного образования. Низкий уровень здоровья поступающих в детский сад детей не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к новым условиям, но и становится причиной дальнейшего ухудшения их здоровья.

Здоровьесберегающие технологии ориентированы на обеспечение психического, физического и нравственного здоровья воспитанников, требуют соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели и оборудования, соблюдения светового и температурного режима, рациональной организации образовательной деятельности. Безопасный образ жизни предполагает исключение воздействия неблагоприятных факторов на физическое и психическое состояние дошкольника, а использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует предотвращению усталости и утомляемости дошкольников, повышению у них мотивации к игровой, творческой, трудовой, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности и приросту достижений в каждом виде деятельности.

Программа сформирована с уч том факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей дошкольного возраста:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

• активно формируемые комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

Наиболее эффективным пут м формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая воспитателем, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации реб нка в детском саду, развивающая способность понимать сво состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте учитывается зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни детского сада, включая е инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурнооздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) воспитанников, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Разработка Программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по е реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

1.2.Нормативная правовая регламентация Программы.

Нормативной правовой и документальной основой Программы являются:

1. Конституция Российской Федерации;

4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

6. Инструктивно-методическое письмо от 14 марта 2000г. № 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

9. Постановление Администрации Костромской области от 26.12.2013 N 584а"Об утверждении государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы";

1.3. Цели и задачи Программы.

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающие возможность сохранения здоровья детей дошкольного возраста, сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни (ЗОЖ) и использованию полученных знаний на практике. Задачи программы:

ü сформировать у детей представление о позитивных факторах, влияющих на их здоровье;

ü актуализировать умение детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

ü актуализировать умение детей выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе е использования самостоятельно поддерживать сво здоровье;

ü сформировать у детей представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

ü сформировать у детей представление о рациональной организации режима дня, занятий и отдыха, двигательной активности, научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

ü дать детям представление с уч том принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);

ü дать детям представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

ü обучить детей элементарным навыкам эмоциональной разгрузки

ü сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

ü сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

ü сформировать у детей потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья;

ü организовать просветительскую работу с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

ü вовлекать родителей воспитанников в совместную работу по привитию необходимых практических навыков и умений здорового образа жизни;

ü сформировать у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

1.4. Принципы Программы.

В основу Программы положены принципы:

1. Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство воспитанников с наиболее важной гигиенической информацией.

2. Принцип доступности, в соответствии с которым предлагается оптимальный для

усвоения объем информации, предполагающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.

3. Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом

уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа - показ положительных примеров. Это более эффективно, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.

4. Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе осуществления содержания Программы.

5. Принцип системности позволяет усвоить знания, имеющие отношения к

здоровью, в виде целостной системы.

6. Принцип сознательности и активности направлен на повышение

воспитанников в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

1.5. Планируемые результаты.

Показатели успешной реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

ü создание личностно-ориентированной системы смыслов воспитанников, отношение к здоровью, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни; ü стабильно высокие результаты выполнения детьми образовательной

(целевые ориентиры), наличие положительной динамики мониторинга здоровья;

ü 100% выполнение требований Сан ПиН;

ü посещение спортивных секций не менее 80% дошкольников;

ü уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья;

ü степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса комплексностью и системностью работы коллектива Учреждения по сохранению и укреплению здоровья;

ü наличие положительных результатов созданной системы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию у всех участников образовательного

ü наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды;

ü отсутствие перегрузок, расписание учебных занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН (выполнение санитарно-гигиенических нормативов, использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе, отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.);

ü повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

ü высокий уровень мотивации воспитанников к занятиям физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;

ü положительная динамика участия в массовых спортивных акциях и

ü активное взаимодействие Учреждения с родителями и социальными партнерами по вопросам укрепления и сохранения здоровья.

Бесспорно, что здоровье – одно из основных составляющих счастья и благополучия человека. Даже в Конвенции прав ребёнка указано, что он имеет право на здоровый рост и развитие.

Следовательно, проблема воспитания культуры здоровья детей в ДОУ является наиболее востребованной на современном этапе развития. Сегодняшняя обстановка предъявляет высокие требования к состоянию здоровья, в особенности для детей дошкольного возраста. Изменение системы здравоохранения, низкий уровень профилактической работы, неграмотность родителей не способствуют повышению культуры здоровья у детей.

Главным условием в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом можно выделить учет индивидуальных особенностей и потребностей, состояния здоровья каждого ребенка.

Проведя анкетирование, мы выяснили, что родители заинтересованы в организации мероприятий, связанных с укреплением и сохранением здоровья у детей и готовы сотрудничать с ДОУ в этом процессе. Из этого следует, что у родителей также есть потребность в обеспечении хорошего здоровья детей, в развитии здорового образа жизни.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создать предметно-развивающую среду, в которой должны быть атрибуты, символика валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. В нашем детском саду созданы физкультурные уголки и оборудован спортзал. Ведётся строгий подбор мебели, соответствующий всем санитарным нормам. Учитываются тепловые и световые режимы.

Формирование культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.

Особое внимание уделяем физическому воспитанию детей и комплексному подходу, который включает разнообразные компоненты здорового образа жизни, такие как утренняя гимнастика и гимнастика после сна, спортивные праздники, подвижные игры, физкультминутки, дозированная ходьба и т. п. Также используем такие формы работы с семьями детей как совместные дни здоровья, весёлые старты, соревнования.

Главным условием сохранения и укрепления здоровья дошкольника является его физическое воспитание, основная задача которого – улучшить физическое развитие и состояние здоровья, повысить работоспособность и сформировать двигательные навыки. В ДОУ используются следующие формы двигательной деятельности детей :

• Физкультурные занятия

• Утренняя гимнастика и гимнастика после сна

• Физкультминутки

• Подвижные и малоподвижные игры

Такая форма привлечения детей к здоровому образу жизни как физкультурные занятия развивают интерес детей к физическим упражнениям. Цель физических упражнений - обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой.

Утренняя гимнастика служит вводной деятельностью, которая помогает детям в организации хорошего начала дня, развитию силы и ловкости, а также координации движений. В гимнастику включаем различные виды ходьбы, бег, самомассаж, упражнения. Также все эти движения сопровождаются стихотворным текстом. Утреннюю гимнастику проводим с такими атрибутами как погремушки, флажки, мячи, обручи, веревки, кубики, скакалки. Они повышают интерес, улучшают качество движений.

В работе с детьми применяется активный отдых. Но и к нему можно привязать подвижные игры, игры с правилами или спортивные. Важный результат игры – радость и эмоциональный подъём. Игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение.

Ещё одно важное направление в детском саду – лечебно-оздоровительное. Есть такие виды лечебно-оздоровительных мероприятий, которые проводятся на общих основаниях : дыхательная гимнастика, контрастное закаливание, ходьба по массажным дорожкам, водные процедуры, полоскание рта, обширное умывание, точечный массаж, релаксация, ароматерапия, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Также вводятся коррекционные технологии: арт-терапия, технологии музыкального развития, психогимнастика, сказкотерапия. Важно на протяжении всех процедур придерживаться следующих принципов:

• Положительного эмоционального отношения к закаливанию

Одним из важнейших приоритетов в работе является организация питания детей. В детском возрасте ценно сбалансировать питание. Сочетание разной пищи способствует насыщению организма ребёнка необходимыми веществами для его роста.

Основным условием в воспитании культуры здоровья ребёнка становится культура здоровья семьи. Ведь без участия родителей мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. В процессе развития потребности в здоровом образе жизни детей используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями. Например: дни открытых дверей, родительские собрания, рекламные буклеты, индивидуальные и педагогические беседы, информационные бюллетени, тематические выставки, уголки здоровья и другие.

Необходимо с ранних лет прививать у ребёнка в семейном и общественном воспитании культуру здоровья, формировать у малыша бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Нужно выработать у детей привычку к здоровому образу жизни. Поэтому детский сад и семья должны ещё в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, помочь ребенку, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

1. Здоровый дошкольник : социально оздоровительная технология 21 века/ сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. - М. : Гардарики, 2008.- 164с.

2. Карманова, Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие/ Л. В. Карманова - М. : Нар Асвета, 1980.- 162с.

3. Воробьева, М. Воспитание здорового жизни у дошкольников/ М. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7.- 7с.

4. Нежина Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004.- №4 - 14с.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого.

Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Здоровье – основное и истинное достояние человека. Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт.

Конспект беседы по формированию основ здорового образа жизни с детьми раннего возраста Конспект беседы по формированию основ здорового образа жизни с детьми раннего возраста. Задачи: Уточнить знания детей о том, что такое.

Воспитание здорового образа жизни у школьников средствами физической культуры Здоровье – это главная ценность жизни. Так же это здоровый образ жизни, который является наиболее эффективным средством и методом его обеспечения.

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, коллектив детского сада, встал на путь поиска средств для сохранения здоровья детей, и повышения уровня их культуры здоровья.

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.

Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов МДОУ № 30 в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников (Приложение 1), с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

Задачи работы:

1. Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

3. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.

4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал, бассейн, мини-тренажерный зал.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Ежемесячно, начиная со 2-й младшей группы, проходят занятия по здоровому образу жизни (Приложение 3), на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Имеющийся в штатном расписании инструктор по плаванию организует занятия с детьми в бассейне. Эти занятия решают не только образовательные и воспитательные задачи, такие как - научить детей плавать, и воспитывать умение вести себя в воде, но и оздоровительные - закаливание организма. Регулярно проводятся досуги на воде, игровые и развлекательные занятия. (Приложение 4)

На музыкальных занятиях дети изучают не только элементы классического танца, танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие своего тела.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.

Работа ДОУ по приобщению к ЗОЖ повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.

Идея: создание новой, более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Основные задачи:

1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
6) Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

Предполагаемые результаты

Для детей:

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

Основные направления деятельности ДОУ, в период реализации проекта

1. Воспитательно-образовательная деятельность

С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа будет осуществляться на основе следующих направлений:

1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.

2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.

4) Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует создания условий для коррекционной работы, организации проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.

2. Поисково-экспериментальная деятельность

Предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов

Предусмотрено в каждом виде деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.

4. Работа с родителями

Направлена на информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. для развития коммуникативных организованы клубы по интересам, совместное посещение спортивных мероприятий и др.

5. Взаимодействие с социумом

Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация консультативного пункта на базе ДОУ, конференций, спортивных соревнований среди дошкольников, родителей и персонала дошкольных учреждений.

Этапы работы по приобщению к здоровому образу жизни

Этапы

Содержание

Ответственные

- Исследование состояния инновационных образовательных процессов в ДОУ.

- Разработка и экспертиза диагностического инструментария оценки результативности.

- Создание системы взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ.

- Изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей.

- Анализ существующих инновационных форм работы методической службы.

-Подбор новых более эффективных форм для работы педагогами.

- Разработка новой организационной модели методической службы и модели управления ДОУ.

- Создание системы взаимодействия педагогов ДОУ, родителей.

- Проведение Недели здоровья.

- Проведение спортивного праздника, посвященного 7 апреля – Всемирному дню здоровья.

- Реализация новых программ и технологий физического развития и оздоровления детей.

- Апробация системы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в рамках проекта.

- Вовлечение педагогов, родителей и различных социальных институтов в единую творческую деятельность в рамках проекта.

- Укрепление материально-технической базы ДОУ.

- Составление перспективного планирования работы по физическому воспитанию и формированию основ здорового образа жизни.

- Разработка и проведение с педагогами серии семинаров-практикумов, консультаций, ролевых и деловых игр на обучение использованию в работе инноваций в области физического развития и здоровья.

- Разработка сценариев КВН и викторин и их проведение (закрепление знаний педагогов по программе физического развития).

- Организация мастер-класса для педагогов и родителей.

- Организация семинаров-практикумов по ознакомлению педагогов со здоровьесберегающими технологиями.

- Организация проведения педагогического аукциона по физическому развитию.

- Реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями, педагогами по физическому развитию и оздоровлению детей.

- Апробация системы работы по профилактике заболеваемости.

- Вовлечение педагогов, родителей в единую творческую деятельность в рамках проекта.

- Составление перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по физическому развитию и приобщению к здоровому образу жизни.

- Проведение занятий, бесед, игр по приобщению детей к здоровому образу жизни.

- Разработка и проведение серии семинаров-практикумов и консультаций с педагогами.

- Разработка и проведение развлечений, праздников, викторин, соревнований и др. с участием родителей, педагогов и сотрудников социальных институтов.

- Организация встреч детей с медицинскими работниками.

- Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни.

- Проведение ежедневных оздоровительных мероприятий.

- Организация в группах уголков здоровья.

- Проведение консультаций с родителями.

- Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д.

- Организация экскурсий в дом спорта, на стадион, в поликлинику, больницу и т.д.

- Обмен инновационным опытом.

- Обобщение и документально-технологическое оформление инновационной деятельности.

- Экспертиза результатов по отработке инновационной деятельности.

-Трансляция результатов реализации программы развития.

- Организация самоанализа деятельности.

- Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе разработанных критериев.

- Обобщение и документально-технологическое оформление опыта работы.

- Трансляция результатов реализации проекта.

- Создание пакета методических рекомендаций по профилактике заболеваемости детей.

Участниками реализации образовательной программы являются: педагоги, дети, родители. Здоровье детей – в наших руках: в руках педагогов и родителей. КОГДА МЫ ЕДИНЫ - МЫ НЕПОБЕДИМЫ, тогда достижение любых целей нам по плечу. СЕМЬЯ + ДОУ УСПЕХ. Образовательная программа ДОУ, разработанная в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, формировании культуры и здорового образа жизни. Основная образовательная программа ДОУ направлена - на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни, на основе сотрудничества со взрослыми; -на осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования; Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни осуществляется при изучении каждой образовательной области в отдельности и благодаря интеграции пяти образовательных областей. Образовательная деятельность ДОУ направленная на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек), ведущими к здоровому образу жизни осуществляется : - в ходе режимных моментов;

- в организованный детской деятельности;

- в самостоятельной детской деятельности;

- при взаимодействии с семьей.

Рассмотрим коротко каждый из аспектов здоровья.

 развитие основных движений;

 развитие мелких мышц руки, мимики лица;

 спортивные и музыкально-ритмические упражнения;

- Проводится активно оздоровительная работа:

 дыхательная и звуковая гимнастика;

 упражнения для формирования и коррекции осанки;

 упражнения для профилактики плоскостопия;

На третьем году жизни необходимо формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть; уши – слышать; нос – нюхать; язык – пробовать(определять) на вкус; руки- хватать, держать, трогать; ноги – стоять, бегать, прыгать, ходить; голова – думать, запоминать.

На четвёртом году жизни развивать умение различать и называть органы чувств(глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания, о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни, умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения, потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

На седьмом году жизни расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность её приёма, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Конечно, «Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется,

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать,

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Чаще сердце ребёнка слушай

Очень много тебе доверено

Ты характер лепишь и душу

Так работай легко и уверенно!

Читайте также: