Куколка 1988 краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Композиция фильма

Фильм состоит из двух частей.

Первая часть состоит из интервью Светланы Засыпкиной и её тренера, чередующегося с чёрно-белым видеорядом из СДЮШОР, где занимаются юные гимнастки. Светлане задают вопросы, связанные с её образом жизни и интересами.
Во второй части разворачивается основной сюжет.

Сюжет

Таня Серебрякова в 16 лет уже успела стать чемпионкой мира по спортивной гимнастике, поездив по миру, но на разминке перед очередным соревнованием получает серьёзную травму позвоночника. Несмотря на боль в спине, тренер заставляет её выступать на соревновании, потому что они приносят государству валюту. Позднее выясняется, что травма серьёзная и Тане придётся навсегда оставить большой спорт.

В итоге чемпионке приходится вернуться домой к маме (которая сама так и не устроила личную жизнь) и стать обычной девятиклассницей в провинциальной школе. Попытки классных хулиганов поставить на место новенькую ученицу для неё не представляют проблемы: в драке она легко может победить любого одноклассника. В одной из стычек Таня раскидывает пятерых дружков Шуры Пятиэтажного, вожака класса, и угрожает привезти своих собственных друзей из спортивной секции. Пятиэтажный теряет статус классного лидера и с уважением, замешанным на страхе, выполняет любые поручения чемпионки. Все начинают уважать Таню как из-за физической силы, блестящей спортивной карьеры и медалей, так и из-за редких и дефицитных в советской жизни вещей (плеер, видеомагнитофон), привезённых ею из-за границы.

Таня грубит Елене Михайловне и препирается с ней, приходя на уроки в джинсах вместо юбки и формы по школьным правилам. И, в конце концов, в личной беседе психологически подавляет учительницу, оставляя за собой право на любое неподчинение.
Считая себя уникальной, экс-чемпионка всячески подчёркивает своё превосходство над сверстниками в стенах школы, не подчиняется многим школьным правилам и распорядкам, находит в каждом однокласснике слабое место и, в итоге, становится неформальным лидером класса.
Однажды классная, как всегда по традиции, приглашает учеников на свой день рождения. Татьяна, солгав, что и у неё день рождения в тот же день, договаривается с учительницей о праздновании сначала у себя, а затем у неё. Переманив одноклассников к себе, чемпионка организовывает дискотеку с едой и напитками, а затем устраивает просмотр видеокассет. Увлёкшись фильмом, одноклассники решают опоздать на день рождения учительницы.

Панов же не пошёл в гости к Тане, так как в это время разгружал вагоны. На заработанные деньги он купил цветы учительнице. Татьяна с классным хулиганами, оставив остальных ребят смотреть фильм, всё-таки пошли к Елене Михайловне предупредить об опоздании, где встретили Панова. Начался конфликт, дошедший до драки, после которой Таня, оставшись наедине с Пановым, призналась ему в любви. Однако Панов всё равно ушёл к учительнице, где в свою очередь признался ей в любви. Таня с друзьями, уходя от дома Елены Михайловны заметила, как в её квартире через некоторое время погас свет.

Таня возвращается к матери в унылый провинциальный городок, в однокомнатную квартиру, разделенную напополам ширмой. Узнает, что мать работает кассиром в булочной, а в личной жизни так и осталась неустроенной.

Страна переживает перестройку. Все говорят о свободе слова. Первый же разговор с классной руководительницей Еленой Михайловной заканчивается конфликтом – Серебрякова отказывается сменить джинсы на школьную форму.

Экс-чемпионка ставит на место школьного лидера Шуру Пятиэтажного и местного хулигана Халяву. С помощью хитрых манипуляций быстро подчиняет себе весь класс, начинает устанавливать порядки. Например, внушает отличнику, что пора перестать давать списывать, подкупая его японским калькулятором.

Панов говорит Елене Михайловне о своих чувствах. Их откровенный разговор перетекает в секс. Серебрякова, следящая со двора за окнами училки, понимает это по выключившемуся свету.

На следующее утро кто-то вешает на дереве возле школы разломанных кукол с наклеенными на их пластмассовые лица фотографиями Панова и Елены Михайловны.

Серебрякова понимает, что слова учительницы обращены к ней. Чтобы не слышать голос Елены, она включает плейер. Но учительница отбирает его и на время уроков кладет в свой стол. После перемены выясняется, что дорогой импортный плейер пропал. Его обнаруживают сломанным в мусорной корзине. Начинают выяснять, кто это сделал. Все смотрят на Панова. Но Панов, чтобы доказать учительнице свою невиновность, заставляет Халяву сказать правду. Тот признается, что это дело рук Серебряковой.

Видя эту картину, Серебрякова уходит в спортзал. И вопреки запретам врачей начинает делать сложные упражнения на бревне. После очередного падения с бревна она уже не может подняться.

Фильм повествует о трагической судьбе гимнастки, которая по причине травмы покидает большой спорт, что приводит ее к депрессии и совершении непредсказуемых поступков.

Советская гимнастка Татьяна Серебрякова выступает на международных соревнованиях и становится чемпионкой мира. Во время очередного выступления она получает травму позвоночника, и ее карьера гимнастки завершается. На этот момент ей всего 16 лет и она возвращается к маме в деревню.

Из великой гимнастки Таня вынуждена превратиться в обычную школьницу, но ее героический характер не дает ей это сделать. Оказавшись среди обычных школьников, она стремиться стать лидером. Благодаря своим физическим навыкам она ставит на место всех школьных хулиганов, а главный их авторитет по кличке “Шура пятиэтажный” становится ее “шестеркой”. Таня считает себя выше других, поскольку будучи чемпионкой мира повидала на своем жизненном пути столько, сколько ее ровесникам и не снилось.

Вскоре она начинает испытывать чувства к однокласснику Алексею Панову — бывшему хулигану, который в отличие от других не признает ее авторитет. Алексей же влюблен в учительницу Елену Михайловну, которая является молодой классной руководительницей, придерживающейся современных взглядов. У Тани появляется неприязнь к Елене Михайловне, и время от времени это приводит к конфликтам между ними.

Как-то раз классная руководительница сообщает ученикам о своем дне рождении и приглашает всех к себе в гости. Таня решает солгать своим одноклассникам, что у них с преподавательницей день рождения в один и тот же день, и переманивает их к себе, устроив дискотеку и просмотр видеофильмов. После Таниного дня рождения школьники должны идти к Елене Михайловне, но увлекшись просмотром фильмов, решают опоздать.

Алексей в это время разгружает вагоны, чтобы заработать деньги на цветы Елене Михайловне. Купив красивый букет, он идет к ней на день рождения. У входа в подъезд его поджидает Татьяна. В результате возникает конфликт, в ходе которого она признается Алексею в любви, но он не отвечает ей взаимностью и идет к Елене. Затем он признается учительнице в любви, а его одноклассники видят с улицы, как в окне Елены Михайловны гаснет свет, что означает возникшую близость между ней и Пановым.

На следующий день ученики испытывают чувство вины за то, что не пришли на день рождения к своей классной руководительнице. Татьяна же ощущает глубокую подавленность из-за неудавшейся и безответной любви. Она начинает игнорировать Елену Михайловну и на уроке слушает плеер. На этой почве между учительницей и бывшей спортсменкой возникает конфликт, после чего Таня бежит в спортзал и в состоянии отчаяния начинает выполнять различные акробатические элементы на бревне.

В результате нескольких неудачных движений она падает, получает еще одну травму, и ее увозит скорая помощь. Алексей, бежит за машиной, но не догнав ее, останавливается и идет обратно.


"Все - как все, а я - "как все" никогда не была и НЕ БУДУ!" Изнанка спортивной гимнастики, любовь и боль в шокирующей драме "КУКОЛКА".

Привет, мои дорогие киноманы!

Хотелось ли вам когда-нибудь сделать что-то такое выдающееся, чтобы остаться в памяти людей навсегда? Мне кажется, Исааку Фридбергу, режиссеру острой психологической драмы "Куколка", это вполне удалось. Ведь фильм задевает те струны души, о существовании которых мы не подозревали.

"Куколка" (1988) - это вдающийся, потрясающий фильм, снятый по сценарию И. Агеева под названием "Неспортивная история". В этой драме есть всё - любовь и разочарование, конфликт поколений, успех, крах и трагедия. И удивительнее всего то, что героине фильма Тане Серебряковой всего 16. Я посмотрела этот фильм далеко не в эмоциональном подростковом возрасте, но тем не менее он произвел на меня неизгладимое впечатление. Может быть, именно в зрелости идея фильма показать спортсмена, выброшенного из мира спорта, воспринимается как серьезная драма.

Цветение юности, влюбленности, учеба, общение со сверстниками - все неотъемлемые атрибуты ранней молодости - для этой девочки где-то за скобками. Главное для нее - спорт, и не просто участие в соревнованиях по спортивной гимнастике мирового масштаба, а уверенная победа, ведь на кону престиж страны, а если соревнования коммерческие - то и деньги сборной.

В профессиональном спорте выживают только сильные, потому что это всегда преодоление своей слабости, лени, боли и страха, балансирование на грани "нет сил" и "надо". Это колоссальное нервное и физическое напряжение и бесконечный труд с изматывающими 3-часовыми и 4-часовыми тренировками, кроссами, сборами по 5 раз в году, ограничениями в еде. Так рождается сильный, жесткий, волевой характер, собранность, ведь на карту поставлено многое - не только карьера, но и спортивный престиж целой державы.


Но с другой стороны - эта девочка, она же совсем еще ребенок (это я сейчас так думаю, когда мне за 30). Как и все подростки, она хочет признания сверстников, взаимности чувств, материнской нежности, поддержи старших. Как бывшая звезда спорта, которой пришлось спуститься на землю, пережить жестокое разочарование и крушение всех жизненных планов, она конфликтна, резка, агрессивна и эмоциональна.

Всем известно, что спортивная гимнастика - это тот вид спорта, где спортсменки почти еще дети, куколки (вспоминается документальный фильм "Сломанные куколки"), ведь параметры гимнасток (рост, вес) их телосложение должны соответствовать тем особенностям тренировок и изнуряющим нагрузкам, которые диктует этот вид спорта.


Образы фильма

ТАНЯ СЕРЕБРЯКОВА

Роль Тани блестяще исполнила бывшая гимнастка Светлана Засыпкина, мастер спорта по спортивной гимнастике, которая сама оказалась выкинутой из мира спорта после травмы спины.


В образе Тани ей удалось воплотить подростка с обнаженными нервами.(Вообще судьба Тани Серебряковой в финале напоминает судьбу нашей знаменитой гимнастки Елены Мухиной).

Выросшая в неблагоприятном социальном окружении (пьющая мать, которая не может устроить личную жизнь), девочка Таня, отданная в гимнастику с 7 лет, делает успехи в спорте. Единственная из команды она попадает в сборную Союза.Она участвует в международных соревнованиях. Но по воле случая выступать и тренироваться она больше не сможет. Теперь она, когда-то стоявшая на пьедестале экс-чемпионка мира, мастер спорта международного класса, объехавшая полмира, сядет за одну парту с посредственными глуповатыми одноклассниками, такими как Халява, Шура Пятиэтажный, Панов.



-Мне нельзя.Поправлюсь.

-Ну так хорошо.

-А мне форму держать надо.

-Зачем? Теперь-то зачем?

-А затем, чтобы сердце не лопнуло.

Будто птица с обрезанными крыльями, она явно ощущает себя не в своей тарелке, терзаемая собственной невостребованностью. И значит, чтобы быть - опять надо бороться. По-другому ее не научили.

Да если на то пошло, то я в свои 16 такое уже сделала, такое от жизни получила, чего Вам, Елена Михайловна, до пенсии не увидеть. Думаете, не понимаю, из-за чего беситесь? Мешаю стадом управлять, потому что я не средненькая, я не стадо. Со стадом-то , конечно, легче. Все как все. А я как все никогда не была и не буду.

И она борется - за лидерство, за первую неокрепшую любовь. Она злится,с юношеским максимализмом доказывает свою позицию, играет не всегда честно. Но соперница взрослее, опытнее, умнее. Кто же она? Наставница класса.

ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

Несравненная Ирина Метлицкая предстает в роли учительницы Елены Михайловны, 27-летней наставницы класса.


Молодая эмоциональная учительница, когда-то пережившая неразделенную любовь к учителю физики, ведет себя непозволительно, с точки зрения педагогической этики, - называет учеников на уроке кличками, приглашает на личный праздник домой и, наконец, вступает на виду у класса в недвусмысленные отношения с учеником. Пережив неудачный брак как следствие первой неразделенной любви, она стирает границу между учителем и учеником, думая, что станет для них авторитетнее, ближе. Но ближе она только одному из них. Их конфликт с Таней за лидерство в классе перерастает в чисто женский "делёж" объекта их внимания. Не разглядев в сложной ученице ребенка с обнаженными нервами, птицу с подрезанными крыльями, она пытается призвать ее к дисциплине, порядку и правилам поведения. Но само-то ее поведение далеко от идеала.

Кто ты такая, кто ты такая, чтоб меня учить?

Недальновидность и бестактность учительницы приводит к трагедии. И слова ее, произнесенные как нравоучение ученикам, в итоге больше относятся к ней же самой:

Потому что поломать чужую судьбу очень легко, но в жизни все связано, и если ты сегодня ломаешь чью-то судьбу, то завтра кто-то поломает твою. Потому что ты сам дал жизнь этому закону, по которому можно ломать чужие судьбы.


Фильм этот оставляет после себя сильное впечатление, особенно оставляет глубокий след финальная сцена.Она впечатляет, потрясает, заставляет задуматься о тщетности и суетности мелких проблем и противоречий, которые есть в жизни любого человека, перед лицом неотвратимого. Конечно же, я рекомендую "Куколку" любителям глубоких психологических драм и всем, кому интересны острые фильмы с сложной проблематикой.

Читайте также: