Куда отдать первоклассника учится кроме школы

Обновлено: 05.07.2024

Сын 7лет,идет в первый класс.В садике хвалили что хорошо играет в шашки,сейчас записываться в шашечную школу, боится.Ходили на карате,поменяли место жительства бросил,пробовала записать на карате при школе куда пойдем,такая-же история.Постоял посмотрел в сторонке и сбежал.А так сын не из стеснительных и гипер активный ребенок.Дайте совет,что делать?

Вообще психологи рекомендуют первоклашек никуда не записывать. В подготовительной группе детского сада или во втором классе - пожалуйста, а в первом не надо.

Вот если бы он продолжал ходить в кружок, который посещал, будучи подготовишкой, тогда да, на здоровье.. .

Я свою дочь, когда она пошла в первый класс, как озабоченная ее развитием мамаша, помимо художки, которую она посещала с садовского возраста, отдала в бассейн и танцы-вокал. Блииин, ребенок, бедный, чуть не надорвался! Ладно хоть ума мне хватило забрать ее отовсюду через два месяца занятий. Даже в художке решили сделать перерыв на год.. .

Дети все разные. Если Ваш сейчас стесняется, не хочет - не настаивайте. Попробуйте позже, во втором, третьем классе. Сейчас вам и заданий домашних (смотря по какой программе будете учиться) может хватить с избытком.

А я хорошо помню, как мой ребенок, отданный в художку в первом классе, буквально ПОЧЕРНЕЛ от усталости: 4 урока в школе и 4 урока в художке. Забрала.
Отдала вновь лишь в третьем классе. Здоровье - дороже!

Сколько секций по силам первокласснику

Как показывает статистика, более 60% детей в Москве и Московской области уже посещают 2 и более кружков к началу школы.

Если детям нравится заниматься и они привыкли к такой нагрузке, можно оставить все без дополнений. Если вы только собираетесь начать дополнительное образование, стоит вводить предметы в жизнь ребенка по одному, давая ему время разобраться в них и освоиться.

Оптимальным комплектом станет набор из творческого кружка и спортивной секции, с таким расписанием, чтобы как минимум 2 дня в неделю оставались свободными от занятий. В идеале — оставить пустым один выходной день, который вы сможете проводить всей семьей.

Неслучайно учителя начальных классов уговаривают родителей подождать и не отдавать ребенка на дополнительные занятия прямо с 1 сентября.

С педагогами согласны психологи: ребенок может продолжать посещать секцию или кружок, если они были в его жизни до школы и он привык к ним и не хочет пропускать занятия. Если этого не было, не стоит ориентироваться на государственные кружки, начинающие работу в сентябре, лучше подождать 3-6 месяцев и лишь потом подобрать ребенку хобби.

Впрочем, есть в этом правиле и свои исключения — профессиональный спорт и музыкальная школа. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не просто поддерживал хорошую физическую форму, а стал чемпионом, то отдавать его в секцию нужно не позже 7 лет, а желательно и на несколько лет раньше. Например, занятия художественной гимнастикой и легкой атлетикой начинают уже в 3-4 года, а вот командные виды спорта и все разновидности боевых искусств как раз подойдут для детей 6-7 лет. То же касается и музыки — начинать музыкальное образование стоит параллельно с общим.

Несмотря на то, что активность и сфера интересов у первоклассников не зависят от пола, по-прежнему есть кружки и секции, посещаемые преимущественно мальчиками или девочками. Во многом это последствия выбора родителей, давления общества и сложившихся стереотипов. В любом случае ориентироваться лучше на желания самого ребенка, а не на спорные традиции.

Если ваш первоклассник не знает, что предпочесть, предложите ему следующие варианты.

Кружки и секции для мальчиков:

  • Командные виды спорта (футбол, хоккей, баскетбол и т. д.);
  • Все виды боевых искусств, фехтование;
  • Спортивная гимнастика, плавание, легкая атлетика и акробатика;
  • Танцы, театральная студия;
  • Программирование;
  • Моделирование;
  • Туризм и спортивное ориентирование, краеведение;
  • Музыкальная школа или подготовка к художественной школе;
  • Школа юного натуралиста;
  • Конный спорт.

Кружки и секции для девочек:

  • Фигурное катание;
  • Художественная гимнастика, плавание, аэробика;
  • Танцы, театральная студия;
  • Кружок прикладных искусств (вышивка, бисероплетение, моделирование одежды, работа с полимерной глиной);
  • Туризм и спортивное ориентирование, краеведение;
  • Музыкальная школа или подготовка к художественной школе;
  • Школа юного натуралиста;
  • Конный спорт.

Обучение иностранным языкам стоит отложить до второго класса — в этом солидарны и педагоги, и врачи.

Хотя наша страна еще не слишком развита в вопросах социализации детей с особенностями развития, найти для них несколько кружков и секций можно в каждом крупном городе. Неоспоримым плюсом является то, что большинство занятий проводятся бесплатно. Подбирать хобби для особенного ребенка нужно, учитывая специфику его интересов и состояния. Каждый из детей умеет выражать свои эмоции определенным способом: для кого-то это рисование, лепка, конструкторы, для кого-то — взаимодействие с животными, людьми. Есть и спортивные секции для особенных детей.

Практически всем особенным детям (с синдромом Дауна, СДГВ, аутизмом и т. д.) подойдут нетравматичные индивидуальные занятия спортом, например, плавание или иппотерапия. Кстати, обученные животные (лошади, собаки, дельфины) не только дарят детям позитивные эмоции, но и способствуют улучшению физического состояния.

По возможности помимо спорта выберите творческий кружок, направленный на развитие мелкой моторики. Небольшие группы детей под руководством опытного преподавателя смогут быстрее социализироваться и усвоить информацию. А вот больших скоплений народа, потоков новой информации, спонтанных активностей старайтесь избегать.



Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, при выборе дополнительных занятий для ребёнка советует исходить из трёх основных принципов.

Первый принцип - учитывание возможности ребёнка - его здоровья, нервной системы. Сегодня появились дети, которых чем больше нагружаешь, тем лучше они развиваются (когда весь день у них расписан). Но не все такие энтузиасты. Главное, чтобы воспитание было гармоничным. Нужно не забывать: мозг развивается, когда получает нагрузку.


Второй принцип - разно­образие. Чтобы ребёнок не сидел без конца в Интернете и соцсетях, нужно предлагать разные занятия. Если ребёнка отправили в музыкальную или спортивную школу с первого класса - это не разнообразие. Другие родители считают: отдали ребёнка на шахматы, значит, спорт не нужен. Поэтому сейчас встречаются дети очень развитые умственно, но физически абсолютно беспомощные: неловкие, неумелые. Как результат - они непопулярны среди сверстников, начинают избегать их компаний. Обязательно должны быть спортивные и развивающие интеллект виды деятельности: познавательные, исследовательские кружки, чтение книг, планетарий и т. д. То есть всё, где есть новая информация. Ребёнку нужны новые впечатления. Когда у него перед глазами каждый день школа, дом, уроки, секция - то всё время стресс. Он живёт по инструкции. И тогда даже гаджеты дают ему смену впечатлений, возможность вырваться из привычного круга. Но впечатления можно получать и другим способом.

Про отдых тоже нельзя забывать. Один день в неделю должен быть свободен вообще от всех занятий и уроков.



Сергей Лёвушкин, директор НИИ спорта, доктор биологических наук, профессор:

- Способности к определённому виду спорта могут проявляться уже в раннем детском возрасте. Для достижения успехов в спорте необходимо наличие способностей, характеризующих психологические и двигательные особенности ребёнка. Так, с психо­логической точки зрения очень важным качеством для будущего спортсмена является желание заниматься спортом, стремление во что бы то ни стало быть первым.


В отношении двигательных способностей дело обстоит сложнее. Для различных видов спорта необходим свой набор физических качеств. Например, для плавания и многих других циклических видов спорта (бег на лыжах и другие) важно развитие выносливости. Для художественной гимнастики - хорошая координация и гибкость. Причём самый благоприятный период для развития способностей девочек - 7-10 лет. В спортивных единоборствах важная роль отводится скоростно-силовым и силовым качествам. Для плавания важны такие характеристики, как подвижность в плечевых и голеностопных суставах, гидродинамические особенности тела (длина гладкого скольжения). Поэтому для серьёзных занятий спортивным плаванием, как правило, отбирают детей пропорционально сложённых, имеющих гладкую мускулатуру, лёгкий костяк, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти.

Наш совет

В любом случае при выборе спортивной секции стоит сначала пообщаться с родителями детей, которые в них занимаются, посмотреть сами занятия, насколько дружелюбна атмосфера, часты ли травмы у детей. Ведь многие тренеры, нацеленные на то, чтобы готовить кадры для большого спорта, могут быть довольно жёсткими в обращении с подопечными. Не все маленькие дети могут выдерживать такие эмоциональные нагрузки ещё в дополнение к физическим. Если ребёнок жалуется на постоянную усталость, отказывается ходить на тренировки, стоит задуматься о смене секции.

Лишний вес, проблемы с осанкой


Для девочек очень полезны танцы. К примеру, главный акушер-гинеколог Минздрава академик РАН Лейла Адамян считает, что для женского здоровья это самый лучший вид физической активности, который является профилактикой многих заболеваний. Танцы помогают улучшить осанку, удержать вес, стимулировать обменные процессы, справляться со стрессом, укреплять мышцы и улучшать кровоток в органах малого таза. Так что по примеру дочки и маме не мешало бы пойти на занятия танцами.


Для зрения

При заболеваниях глаз, например при близорукости, очень полезны плавание и бадминтон. Более того, врачи отмечают, что некоторые дети, которые приходят в секцию бадминтона, через год занятий снимают очки. Почему? В НИИ глазных болезней им. Гельмгольца провели исследование: взяли несколько групп детишек, которые имели какую-то рефракционную патологию зрения, в том числе близорукость, а потому приходили на занятия в очках, и наблюдали за этими детьми. В итоге врачи обнаружили, что у ребят с начальной стадией близорукости зрение восстановилось, у других степень миопии уменьшилась. Дело в том, что когда ребёнок следит за воланом (вблизи-вдали), то постоянно тренирует аккомодационные мышцы глаз. Это сходно с упражнением, которое офтальмологи рекомендуют для близоруких детей: смотреть на метку на стекле, а потом вдаль на дерево или другой объект. Плюс обычная физическая активность: укрепляются опорно-двигательный аппарат и, соответственно, фиброзная оболочка глаза. Точно так же подходят детям с плохим зрением занятия теннисом. Но большой теннис более травматичен, чем бадминтон.

Плавание полезно потому, что разгружает позвоночник, улучшается кровоснабжение многих органов, в том числе глаз. Одна из теорий близо­рукости - это как раз нарушение кровоснабжения глазного яблока.


Однако для плавания есть противопоказания. Поскольку вода в бассейне обычно прохладная, то при наличии проблем в лор-области или мочеполовой сфере лучше отказаться от этого вида спорта, чтобы процесс не стал хроническим.

Наш совет

Детей в начальной школе специалисты не рекомендуют сразу нагружать множеством кружков и секций. Достаточно двух дополнительных занятий, причём желательно, чтобы одно было связано со спортом или физическими упражнениями. В идеале перед выбором надо посоветоваться с врачом. Педиатр может подсказать, какие именно занятия подойдут ребёнку, исходя из его конституции, возможных рисков заболеваний или даже для коррекции уже имеющихся нарушений здоровья. В любом случае не надо сразу ставить себе цель - вырастить из своего ребёнка олимпийского чемпиона. В серьёзных спортивных секциях очень высокие физические нагрузки, а занятия через силу и боль маленьким детям могут быть даже вредны.


Татьяна Дымова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы:

- Сейчас появилось множество интересных секций для детей, особенно в крупных городах. Посещение кружков расширяет кругозор, у ребёнка появляется дополнительная группа общения помимо школы, дети учатся планировать своё время, чтобы успеть и в школу, и на кружок. Но всё это при условии, что ребёнку самому интересно заниматься. В противном случае, если дети ходят на занятия через силу, развиваются разнообразные навыки отлынивания: играть в планшет во время выполнения домашних заданий, прогуливать секцию и т. д. Это тоже полезные навыки, но немногие родители готовы их специальным образом развивать.


Стоит обсудить вместе с ребёнком все варианты секций, доступных ему (по возрасту, бюджету, удалённости от дома). Если ребёнок смущается в первый раз что-то попробовать, можно поддержать его: сходить вместе, отдельно встретиться с тренером и т. д. А если дети хотят посещать сразу несколько дополнительных занятий, стоит постепенно увеличивать нагрузку. Некоторые ребята хотят разносторонне развиваться и всё свободное время занять кружками. В этом случае важно помогать детям отслеживать усталость и предлагать время для отдыха.

Наш совет

Что касается творческих занятий - рисование, музыка, пение и другие, - то при выборе лучше всего ориентироваться на интересы ребёнка. Предлагать как можно больше разнообразных занятий (не понравились танцы - пойти на вокал, не пошли шахматы - заняться рисованием). Тогда выше шансы понять, в чём ребёнок талантлив и успешен больше всего.

Умело подобрав дополнительные занятия, можно помочь ребёнку лучше учиться в школе.

Если ребёнок очень стеснительный, зажатый - пойти в театральный кружок, чтобы его немного раскрепостить и развить выразительную речь, умение преподнести себя, держаться и выступать на публике.

Есть сложности с решением логических задач - попробуйте научить ребёнка играть в шахматы.

Если у первоклашки не ладится письмо - нужны кружки, где надо работать руками: конструирование-моделирование, рисование (помогают даже обычные раскраски), дизайн, декоративно-прикладное искусство, кружевоплетение (есть и такое!), вязание, вышивание.


Родители шестилеток уже думают, куда отдавать детей на подготовку к школе и стоит ли это вообще делать. Наш блогер, учительница начальных классов Ольга Катаева, показывает, чем школьные курсы отличаются от развивающих центров и почему они нужны, а ещё рассказывает, как не перегружать детей.

Прошла первая четверть. Первоклассники потихоньку привыкают к школьной жизни, для них пора подготовки к школе прошла. Наступает время подготовительных курсов для дошколят. Подобные курсы открываются как в самих школах, так и в развивающих центрах. Куда отдать ребёнка на подготовку? Этот вопрос встаёт перед родителями, которые тщательно планируют поступление в первый класс или, в принципе, уделяют большое внимание полноценному развитию ребёнка. Поговорим о преимуществах подготовительных курсов при школах и при развивающих центрах.

Я сама пару лет была руководителем курсов при школе, общалась с педагогами, с родителями и детьми. Опыт работы учителем на подготовительных курсах тоже есть. Если бы передо мной встал выбор, куда вести ребёнка на подготовку к школе, то выбор был бы очевиден — в школу.

Подготовительные курсы при школе

Обычно на подготовительных курсах работают педагоги, которые набирают класс, поэтому важно познакомиться с ними и ребёнку, и родителям. Одно дело, когда родители владеют информацией об учителе от выпускников или их родителей, другое дело личное знакомство. Живое общение с педагогами, набирающими первоклассников, даёт возможность оценить будущее взаимодействие.

Часто педагоги, набирающие класс, дают открытые уроки. Родители перед поступлением могут посмотреть, какая атмосфера на уроке и какая у педагога манера ведения урока, как он общается с детьми, насколько логично выстроен урок и подобраны задания по теме.

Любой родитель, не имеющий педагогического образования, может понять, интересно ли ему, взрослому, на уроке. Открытые уроки помогают родителю не только оценить профессионализм учителя, но и увидеть, как ребёнок ведёт себя на уроке: как включается в деятельность, понимает ли задание и инструкцию к нему, правильно ли выполняет.

Подготовительные курсы при школе позволяют ребёнку увидеть свою учительницу, познакомиться с ней, привыкнуть к её голосу — всё это облегчает адаптацию к школе. Часто на подготовке можно познакомиться с теми, кто, возможно, станет одноклассниками.


12 ненужных вещей, которые вы обязательно купите к школе

Подготовительные курсы в школе дают возможность проконсультироваться. Когда я была руководителем школы для подготовишек, то проводила мастер-классы для родителей по волнующим их темам (посты в моём блоге — это материалы проведённых мастер-классов для родителей будущих первоклассников). Я занималась консультированием родителей. Самая популярная консультация была по чтению. Родители приходили вместе с детьми и получали рекомендации, например, о том, что нужно делать, чтобы навык чтения формировался правильно, чтобы не пропадал интерес, чтобы увеличивалась скорость.

Ещё одно преимущество подготовительных курсов при школе — программы. Педагоги, работающие на подготовительных курсах, никогда не дублируют программу первого класса. Поэтому ребятам точно не будет скучно в первом классе из-за того, что они знают материал. Престижные школы часто подтягивают до того уровня, который необходим для поступления именно в эту школу (например, гимназию). Многие школы с углублённым изучением определённой дисциплины требуют более высокого уровня подготовки к школе. Это и понятно, в гимназиях большая нагрузка, и программы по многим предметам имеют углублённое содержание.

Курсы — отличная возможность для педагога провести входную диагностику будущих учеников

Все знают, что тестирование запрещено, в любую школу обязаны принять любого ребёнка (по прописке). Для педагога-профессионала не составит труда определить уровень готовности детей к школе, не проводя специальных тестов — всё выясняется в ходе наблюдения и анализа выполненных заданий. Это хорошо тем, что можно выстроить индивидуальный маршрут подготовки к школе каждому ученику и дать рекомендации каждому родителю.

Многие родители отдают детей на подготовительные курсы при школе с той лишь целью, чтобы попасть именно в эту школу. Это большое заблуждение. Сейчас в школу поступают по прописке и в порядке очереди подачи документов. Подготовительные курсы можно выбрать не в своей школе, а в другой, которая не по прописке. Не страшно, если программы подготовки будут разные, главное, чтобы они не повторяли программу первого класса.

Многие убеждены, что подготовительные курсы при школе ничему не научат. Действительно, чему можно научить ребёнка на занятии в 25 минут раз в неделю?


1564 рубля на канцелярию и 2300 — на форму. Сколько тратят родители на сборы в школу

Правильно сидеть и поднимать руку на уроке, даже решать задачи и писать примеры его научили уже в садике (про то, что часто садики берут на себя функционал школы, это отдельный разговор). Так для уверенности, что ребёнка отлично подготовят к школе, родители параллельно отдают его на программы подготовки при развивающих центрах, а это сильнейший перегруз.

Представьте, ребёнок после садика идёт ещё на пару часов на учебные занятия! Чтобы снизить нагрузку, школьные курсы подготовки организуют в субботу — это ещё один плюс подготовительных курсов при школе.

Подготовительные курсы при развивающих центрах

Я негативно отношусь к развивающим центрам, если они являются дополнением к садику и кружкам. Они хороши вместо садика и кружков, и то, смотря какие программы развития и подготовки предлагают.

Сейчас модно отдавать детей на курсы скорочтения, ментальной арифметики и так далее. Родители думают, что именно эти программы отлично готовят к школе. Курсы скорочтения — это беда всех учителей первоклассников. Скорочтение хорошо тогда, когда навык чтения сформирован, ребёнок бегло читает, умеет правильно списывать. Когда навык чтения только формируется, скорочтение опасно. Ментальная арифметика — отлично, но не на первых порах овладения счётом.

При выборе программы подготовки к школе при развивающем центре лучше проконсультироваться со специалистом

Не со специалистом центра, а с учителем, к которому планируете идти. Я бы параллельно проконсультировалась с психоневрологом и логопедом. Специалисты данного профиля помогут определить проблемы, если они есть, и подскажут программу коррекции. Это гораздо важнее сделать до школы, чем готовить к ней без профессионального сопровождения.

Есть родители, которые категорически против подготовительных курсов — не нравится ребёнку, перегрузка и другое. Но к школе ребёнка подготовить надо. Встаёт вопрос, что должен уметь делать, знать будущий первоклассник?

1. Желательно читать или хотя бы знать буквы. Произносить все звуки правильно.

2. Описывать картинку, выстраивать последовательность картинок и составлять по ним рассказ.

3. Уметь считать до 100. Прямой и обратный счёт.

4. Уметь составлять математический рассказ по картинке.

5. Знать некоторые геометрические фигуры, уметь их рисовать.

6. Рисовать человека, дом, дерево.

7. Уметь правильно держать ложку, вилку, кисточку, карандаш, ножницы.

8. Уметь вырезать. Обводить шаблон.

9. Знать много сказок, иметь хороший словарный запас.

10. Уметь играть и организовывать коллективные игры. Решать бесконфликтно коммуникативные ситуации.

11. Ориентироваться на листе. Писать графический диктант.

12. Уметь общаться со сверстниками, знать и владеть правилами общения со взрослыми.

13. Уметь слушать инструкцию учителя и придерживаться её при выполнении задания.

14. У ребёнка должна быть развита эмоционально-волевая сфера.

Кстати, именно этому и учат или корректируют эти умения на правильных подготовительных курсах хоть в школе, хоть в развивающем центре. Всё остальное — дело школы. Главное, будьте к ней готовы!

Читайте также: