Кружок по окружающему миру в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Ефременко Ирина Викторвна

Краснод арский край Курганинский район п. Степной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

муниципального образования Курганинский район

решением педагогического совета

от 31.08.2018 года протокол № 1

Председатель Квасова О. В.______

Уровень образования (класс) начальное общее 2 класс

Количество часов 34

Учитель : Ефременко Ирина Викторовна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов а ния на основе:

-Методическихрекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования ( Письмо Департамента общего о б разования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года №03-296 );

-СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление от 29.12.2010 г. № 189 (зарег и стрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обесп е чить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазв и тие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обуча ю щихся.

-формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы;

-воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной де я тельности по изучению и охране природы, активной экологической позиции у порастающего поколения.

-совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры в начальной школе.

-создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности.

Основными задачами реализации содержания кружка явля ется:

-формирование у ребенка интерес к изучению природы родного края;

-воспитание умения видеть в обычном необычное и удивительное;

-изучение и исследование с детьми конкретных объектов природы;

-формирование представления о природных сообществах;

-воспитание ответственного отношения учащихся к окружающей среде св о его края и всей страны;

-формирование в детях нравственно- эстетические качества и экологич е скую культуру;

-повышение экологической грамотности учащихся.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё во с принимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явл е нием или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у р е бёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется э с тетическое восприятие окружающего мира.

2.Общая характеристика кружка

В настоящее время основные задачи российского образования в ц е лом начального общего образования в частности можно определить следу ю щим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, соц и альное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для сам о стоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Отбор содержания кружка осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин теграции естественно-научных , географических, исторических сведений в курсе выстраивается я р кая картина действитель ности, отражающая многообразие природы и кул ь туры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его матер и альных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реал и зуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообра з ных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, ме ж ду природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по ложительное и о т рицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в пр о грамму сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окр у жающему, основанного на признании са моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего чел о вечества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна программы состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету экологии, но и в том, что она соединила в себе теоретические знания вместе с практическим их применением.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Рассмотрено Согласовано. Утверждаю. На заседании методического объединения Зам. директора по УВР Директор МБОУ СШ № 37

_____________ /Садовина В.Е./ "_____"_______201__ г. "_____"_______201__ г.

Дополнительная образовательная программа курса

Разработана на основе ФГОС основного общего образования,

сборника программ внеурочной деятельности начального и основного образования

( /под ред.Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2012 г.)

Возраст обучающихся 9 -10 лет

Срок реализации 2017 – 2018 учебный год.

Количество часов 1/34

Педагог дополнительного образования

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности

общеинтеллектуальное направление

3 – 4 классы

1 час в неделю (всего 34 часа)

Пояснительная записка

История человечества неразрывно связана с историей природы. В наши дни вопросы взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность каждого человека. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания преобразуются в убеждения.

Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в своей экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только дать ученикам знания, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде.

Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния своего края.

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети, получившие определенные экологические знания, будут в будущем, бережно относится к природе.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность создания авторской учебной программы продиктована прежде всего обострением экологической обстановки вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства и безответственного отношения к природе.

Цель программы:

Формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края - Архангельской области.

Создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности.

формировать интерес к изучению природы родного края;

воспитывать умения видеть в обычном необычное и удивительное;

углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

формировать представления о природных сообществах области;

иметь представления об охраняемых территориях России и своей области;

привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края - Архангельской области;

воспитывать ответственное отношение учащихся к окружающей среде своего края и всей страны;

формировать в детях нравственно- эстетические качества и экологическую культуру;

повышать экологическую грамотность учащихся.

Методы работы:

- метод коллективного творчества

Формы работы:

-работа со справочной литературой;

-создание тематических папок и стендов;

-подготовка и проведение мастер-классов;

-создание экологических проектов;

-создание буклетов экологического содержания;

-демонстрации фильмов о природе.

Принципы работы:

- чередование разнообразных видов деятельности;

- опора на интерес;

- учет возрастных особенностей.

Программа курса предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся.

Основными организационными формами являются:

Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

основы экологической культуры;

особенности природы своего края;

основные признаки времен года;

значение природы для человека;

группы растений и животных;

охраняемые растения и животные своего края;

правила поведения в природе;

особенности труда людей наиболее распространенных профессий;

растительный и животный мир родного края;

современные экологические проблемы;

Должны уметь:

различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;

различать изученные растения, животных;

вести наблюдения в природе ;

подкармливать птиц в простейших кормушках;

ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;

проводить поисково-исследовательскую деятельность;

применять полученные знания на практике;

работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;

пользоваться коммуникативными умениями;

осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;

различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;

адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.

В результате реализации программы «Я планируются следующие результаты:

создание основы для дальнейшего изучения курса;

умение оценивать себя и свои возможности;

развитие интереса к человеку, к общению, к миру;

развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.

ориентироваться в современном животном и растительном мире;

ориентироваться в доступных научных и обществоведческих понятиях;

оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;

экологически грамотно вести себя на природе;

экономно относиться к природным ресурсам;

принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;

видеть красоту природы при разных условиях;

пользоваться стратегией здорового образа жизни;

высказывать свою точку зрения;

выделять главное, обобщать;

фиксировать наблюдения, осознавать события;

осознавать себя частью природы;

осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

Проанализировав некоторые программы по экологическому воспитанию младших школьников, мной была разработана и опробирована программа по экологическому воспитанию младших школьников “Юный ЭКОлог”.

Цель кружка “Юный ЭКОлог” – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формировать у учащихся элементов экологической культуры.

Кружок “Юный эколог” призван решать следующие задачи:

Кружок “Юный ЭКОлог” предназначен для 3-4-х классов четырехлетней начальной школы и рассчитан на два года, 68 занятий (2 ч в неделю).

Тематика занятий во многом определяется сезоном года.

Каждое занятие состоит из двух частей:

  • Первая, из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам – эта цель реализуется виде проведения вначале занятия эколого-психологического тренинга или чтения учителем экологической сказки.
  • Вторая, вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это конкурсы, викторины, мини-спектакли, загадки, рисование по теме.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка “Юный эколог” — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и области.

Таким образом, основным методом краеведческой работы школьников, в кружке будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).

Программа работы кружка строилась таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.

Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.

Активизации деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм работы: снятие в рабочей комнате продолжаются экскурсиями в музей и в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей, альманахов и т.д.

Содержание учебного материала кружка для наглядности можно разделить на плоскости и сферы:

“Горизонтальные” плоскости, определяют объем осваиваемой ребенком окружающей среды:

  • среда, связанная с ближайшим окружением ребенка (домашние растения и животные, школа, двор, село);
  • экосистемы ближайшего окружения (водоем, поле, болото);
  • сложные экосистемы (лес, пустыня, степь).

“Вертикальные” плоскости, определяют качественный уровень взаимодействия со средой:

    познавательная деятельность (посещение лекционных занятий, выступление с докладами, просмотр видео фильмов и др.); практическая деятельность (высаживание растений, полив цветов, уход за домашними животными и др.); творческая деятельность (рисунки, стенгазеты, коллажи, конкурсы и др.).

Обозначенные горизонтали и вертикали пересекают три сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром: с природой, с социумом, с самим собой (Рисунок 1).


Содержание дополнительной образовательной программы “Юный ЭКОлог”

Раздел I. Ведение в экологию.

Тема №1. Что такое экология?

Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

Тема №2. Голубая планета Земля.

Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Стадии развития земли. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.

Раздел II. Неживая и живая природа. Путешествие по карте.

Тема №3. Объекты неживой природы.

Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.

  • Практическая работа (деятельность) - Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
  • Ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки) - где бывали - отмечаем на карте.

Тема №4. Лес - многоэтажный дом (или под сенью зеленого леса).

Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

• Практическая работа (деятельность) - Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.

• Путешествия в лесные заповедники, в тайгу и т.д. (не забыть Москву) - отмечаем на карте

Тема №5. Многообразие животных и растений.

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза (или три занятия - по птицам и животным леса и по домашним животным).

Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.

• Творческая работа - Животные. Оригами или флористика - композиция (открытка) из сухих растений

• Путешествия на дачи, в деревни - о домашних животных - на карте.

Тема №6. Планете имя - Океан. Океан – моря – озера - реки.

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги -плавающие ледяные горы.

  • Творческая работа - коллективная работа “Подводный замок”
  • Ищем на карте океаны и моря. Фотографии путешествий на моря, реки, озера - отмечаем на карте.

Тема №7. Что могут рыбы?

Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.

• Просмотр видеофильмов: “Живые обитатели морских глубин”, “Акулы”.
Тема №8. Есть ли жизнь в Арктической пустыне?

  • Творческая композиция - Царство Снежной королевы (или формы снежинок)
  • Картинки или истории - на карту

Тема №9. Горячее солнце пустыни.

  • Аппликация из клякс - животных
  • Отдых в Египте и др. - на карту

Раздел III. Человек и природа.

Тема №10. От динозавров до человека.

Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.

(Где жили динозавры - на карту -дать возможность оторваться тем, кто не путешествовал в Египет)

Тема №11. Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы.

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. “Зелёные”- чем занимается и что пропагандирует данная организация.

  • Экскурсия по городу “Приспособление растений и животных к жизни в городах”.
  • Собираем материал - фотографии по микрорайону.

Тема №12. Человеческий организм.

Человек - часть природы. Как мы растём 9 Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).

• Правила здорового образа жизни.

Тема №13. Загадки космоса.

Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь?

• Экскурсия в планетарий.

Тема №14. Экология Москвы. Проверь экологию своего района.

Итоги работы кружка подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать общественно полезными работами, природоохранительными акциями, конференциями: “Днем птиц”, “Днем Нептуна”, “Днем продовольствия”, субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет, коллажей, альманахов и т.п.

Успех работы кружка в значительной степени будет зависеть от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.


Основной целью программы является воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе.

Описание разработки

Пояснительная записка.

Основные направления.

1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основной целью программы является: - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе; - формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту; - закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Программа реализует следующие задачи:

1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.

3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.

Ожидаемые результаты: К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов.

Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность

Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

Рабочая программа кружка Природа и мы

Содержание изучаемого курса

(По1 часу в неделю, всего 34часа)

Природа – наш общий дом (3 часа)

Отношения в природе (7 часов)

Экосистемы (10 часов)

Экология и человек (5 часов)

Занимательная биология (4 часа)

Природа моей страны (4 часа)

Количество проектов (4)

Количество исследовательских работ (2)

Количество занятий с использованием ИКТ (30 %)

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Основные направления. 1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов

Основной целью программы является: - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе; - формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту; - закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.Задачи: Программа реализует следующие задачи

: 1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе

. 2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам

. 3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.

Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность

Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

Читайте также: