Кружок лидер школьного движения

Обновлено: 07.07.2024

- Концепция развития дополнительного образования на 2015-2020 годы от 4.09.2014 г. № 1726-р;

- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242;

Данная программа имеет социально - педагогическуюнаправленность.

Программа направлена на формирование социальных навыков подростков , необходимых для успешной самореализации в современном обществе.

Данная образовательная программа составлена на основе программы Бузиной Л.В. (г. Тула 2018 г.), рекомендована Министерством образования РФ для работы в учреждениях дополнительного образования.

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное воздействие, способствует формированию лидерских и духовно - нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.Занятия в детском объединении позволяют развивать у детей и подростков коммуникативные навыки, организаторские способности, навыки межличностного и делового общения, навыки работы в команде,

Новизна предполагает новые методики преподавания, включение в программу тематических блоков (психологические особенности личности, ораторское мастерство, организаторская деятельность, волонтёрская деятельность, конфликтология, конструктивное общение, профориентация, Моя Россия). Все тематические блоки нацелены на формирование у ребят деятельностно - практического опыта. Итогом занятий по каждому блоку становится продукт проектной деятельности учащихся (акция, мероприятие). Подростки получают навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими людьми, проявляют себя в решении групповых задач, делают профессиональный выбор, способны понять свою роль в обществе, стремятся к изучению культуры своей страны, своего края.

В программе предусмотрено:

- использование деловых, ролевых игр, тренингов, мастер - классов, квестов;

- участие обучающихся в подготовке и проведении массовых мероприятий, социальных акций, флэшмобов, квестов, написанию сценариев КТД;

- участие в волонтёрской деятельности, создание и реализация социальных проектов;

- активное сотрудничество с родителями;

- активное взаимодействие с детскими общественными организациями г.о. Саранск. Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

Объём и сроки программы

Срок реализации программы – 1 год

Продолжительность реализации всей программы 144 часа.

Возраст детей

Детское объединение посещают дети среднего и старшего школьного возраста 12-17 лет.

Условия реализации программы

условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие;

условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается дополнительный набор обучающихся в течение года;

возраст детей 12-17 лет.

Режим занятий Занятия по дополнительной общеразвивающей программе проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы организации занятий

Программа предусматривает использование различных форм проведения занятий: очное, дистанционное, групповые, индивидуальные, коллективные, ролевая игра, деловая игра, круглый стол, комбинированные занятия.

Приемы и методы, используемые на занятиях:

Практические тренинги, конкурсы, самодиагностика.

Словесные методы – рассказы, беседы, круглые столы, дебаты, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Наглядные методы и приемы – наблюдение, показ видеоматериалов, презентаций, работа со справочными материалами.

Методы организации занятий в детском творческом объединении:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие ребёнка к участию в коллективно - творческой деятельности;

– дают возможность почувствовать подростку свою значимость в коллективе сверстников, что положительно влияет на сомооценку;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу познания собственного “Я”;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;

- способствуют развитию эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: формирование лидерских качеств и патриотического сознания обучающихся, как основы личности будущего гражданина России.

1 год обучения – развитие лидерского потенциала, творческих способностей, духовно - нравственных качеств детей среднего и старшего школьного возраста через взаимодействие с детским коллективом, практическое познание своего “Я”, воспитание чувства любви к своей малой Родине, своему Отечеству, .

Настоящая программа способствует решению следующихзадач:

Обучающая: обучить основам психологической и коммуникативной культуры, саморефлексии, эффективному взаимодействию в команде, основам социального проектирования, основам волонтёрской деятельности, публичных выступлений, толерантности, позитивного мышления. Научить готовности брать на себя инициативу и ответственность за свои решения.

Развивающая: способствовать развитию потребности в познании своего “Я”, развитию эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;

Воспитательная:создать условия для воспитания духовно - нравственной личности, способной проявлять интерес к познанию себя и участию в социально - значимой деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m62256d09.jpg

Байгушева Екатерина Викторовна

Образовательные – создание условий для освоения учащимися различных видов общественной практики в общении, отношениях и деятельности, направленных на развитие их социальной зрелости и активной лидерской позиции.

Педагогические – апробация приемов педагогического сопровождения из­менений социально-активной позиции учащегося на всех этапах программы.

Воспитательные – создать условия для нравственного становления обучающихся, мотивации к социально значимой деятельности.

Обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений.

К концу 2 года обучения каждый участник программы должен быть способен оценить изменение своих качественных характеристик, осоз­ нать собственные возможности и интересы в различных видах дея­ тельности.

Цели программы и задачи

Учебно-тематический план 1 года обучения

Содержание программы 1 года обучения

Учебно-тематический план 2 года обучения

Содержание программы 2 года обучения

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график 1 года обучения

Календарный учебный график 2 года обучения

Условия реализации программы

Приложение. Оценочные материалы

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Для современного общества актуальна потребность в социально- активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации обра­ зования на первое место выходит проблема формирования позитивных качеств (лидерских качеств) личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни.

Период детства и юности - время становления личности, яркой личности может помочь проявиться коллектив свер­ стников. Склонность детей и подростков к общению при отсутствии подобного коллектива, толкает их в группировки, многие из которых имеют асоциальную направленность. Во многом по этой причине се­ годня наблюдается рост детской преступности, наркомании и т. п.

Разнообразие детских объединений по своей сути является школой общественной жизни, так деятельность объединений создает возмож­ность содержательного насыщения свободного времени ребенка, дает реальную возможность ее участнику научиться выбору и сформировать свой интерес.

Детские творческие, образовательные и общественные объедине­ ния вносят неоценимый вклад в разностороннее развитие учащихся, формирование их гражданской позиции и становление правовой ответ­ ственности.

Необходимость программы подготовки детей к общественной дея­ тельности, связана с созданием в образовательном учреждении усло­ вий изучения учащимися основ управленческой деятельности, осознать свои личностные особенности и соотнести их с требованиями своей деятельности в коллективе. Осваивая материалы занятий, дети смогут понять значение лидера в коллективе, роль организатора, руководителя конкретной группы, ознакомиться с механизмом развития качеств самостоятельности, ини­ циативы, самоуправления, проявить свои творческие возможности в коллективной деятельности.

Материалы программы, практические занятия призваны создать условия для социального, культурного и профессионального самооп­ ределения, творческой самореализации личности, используя различ­ ные виды деятельности, помочь определить стратегию и тактику рабо ты с организаторами коллективной жизни общеобразовательного уч­ реждения.

Учебное содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформиро­ вать лидерскую позицию учащихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к организационной и управ­ ленческой культуре, подготовить к самостоятельной общественно зна­ чимой деятельности.

Новизна программы заключает ся в практико-ориентированном характере содержания, которое позволяет систематически вовлекать подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта; а также в использовании технологии социального проектирования. Благодаря расширению поля социального взаимодействия и использованию разнообразных видов деятельности, создаются благоприятные условия для формирования организаторских качеств и повышения самостоятельности ребенка.

В разработке Программы использованы следующие нормативно- правовые документы:

2.Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.97 № 212).

4.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16).

5.Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей. Министерства образования РФ (письмо от 11.12.2006 №06-1844)

6.Конвенция о правах ребенка.

Предполагаемая программа построена с учетом возрастных осо­ бенностей и интересов детей 12-16 лет и рассчитана на 2 года обучения . Объём занятий: 1 год обучения - 144 часа (по 2 раза в неделю по 2 часа) , 2 год обучения - 216 часов (по 2 раза в неделю по 3 часа) . Количество детей, обучающихся в группе – 12-16 человек.

Приоритетными направлениями программы являются:

основы организаторской деятельности;

основы психологии общения;

теория и история детского движения;

методика организации и проведения массовых мероприя­ тий;

методика работы руководителя детского общественного объединения;

основы безопасности организации массовых мероприятий;

развитие проектного мышления.

Особенностями реализации настоящей программы являются:

В течение всего периода обучения предусмотрена подготовка участников к пониманию необходимости воспитания в себе лидерских качеств, познанию своего потенциала; освоение умений и навыков организаторской и управленческой деятельности различного уровня.

Контроль уровня знаний и практических навыков проводится в виде общественной практики.

Программа рассчитана на детей и подростков, проявляющих ли­ дерские, организаторские способности и потенциально готовых стать организаторами программ различных детских объединений. В процес­ се обучения учащиеся организовывают и самостоятельно проводят конкретные дела для учащихся школ.

В соответствии с задачами обучения в программе по поддержке и индивидуальному сопровождению участников используются различ­ные формы и методы; лекции, семинары, беседы, ток-шоу, практиче­ские занятия, деловые игры, тренинги, дискуссии, праздники, психо­ технические игры и упражнения, открытые дела и т.д.

Данная программа – однопрофильная, профессионально - ориентированная. Программа по целям деятельности, может быть отнесена к позна­ вательным и социально адаптирующим. По форме организации содер­ жания и процесса педагогической деятельности к комплексным.

Система подведения итогов позволяет, обеспечить, дифференциро­ ванный подход к реализации программы для учащихся с разными творческими возможностями.

Тематический план наглядно показывает время, отведенное на изучение конкретных разделов и тем.

Образовательные – создание условий для освоения учащимися различных видов общественной практики в общении, отношениях и деятельности, направленных на развитие их социальной зрелости и активной лидерской позиции.

Педагогические – апробация приемов педагогического сопровождения из­менений социально-активной позиции учащегося на всех этапах программы.

Воспитательные – создать условия для нравственного становления обучающихся, мотивации к социально значимой деятельности.

Создание максимально благоприятных условий для раз­ вития лидерского, творческого потенциала учащихся;

Расширение возможностей реализации организаторских способностей учащихся в различных видах деятельности;

Активизация деятельности детских творческих и общест­ венных объединений;

Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных си­ туаций.

Учебный план первого года обучения

Раздел № 1. Современное детское движение

Раздел № 2. Лидерство

Раздел № 3. Нравственность в отношениях и общении

Раздел № 4. Азбука организатора

Раздел № 5. Коллектив и лидер

Раздел № 6. Инструментарий лидера-организатора

Раздел № 7. Коллективно-творческое дело

Раздел № 8. Мастер — классы /практикум /

Учебно-тематический план ( I год обучения)

Название раздела, темы

формы аттестации/ контроля

Введение. Предмет и задачи курса. Инструктаж по пожарной безопасности.

Тренинг на командообразование.

Раздел №1. Современное детское движение

История детского движения России Скауты и пионеры

Детское движение России ХХ-ХХ I век

Программы деятельности детских общест­венных объединений

самостоятельная работа, опрос

– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть? – спросил Кот.
– Мне всё равно… – сказала Алиса.
– Тогда всё равно, куда пойти, – заметил Кот.
– … только бы попасть куда-нибудь, пояснила Алиса.
– Куда-нибудь ты обязательно попадёшь, – сказал Кот.
– Нужно только долго идти, никуда не сворачивая!

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию “активная гражданская позиция” его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.

Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи “вожаки” всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.

Цель: развитие социальной активности старшеклассников, развитие лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других.

  • Выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала.
  • Формировать у старшеклассников знаний, умений, навыков управленческой культуры и потребности быть лидером.
  • Организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала.
  • Развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности.
  • Организовать по окончании курса обучения смотр знаний, умений, навыков, полученных в рамках программы.
  • Определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях гимназии.

Возраст участников: старший школьный возраст(14-16 лет). Программа рассчитана на 72 часа, охватывает два учебных года, 36 часов в год. Предлагаемая программа состоит из шести разделов.

Логика подачи материала в программе курса основана на принципе “от теории – к практике”. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение – применить теорию к практике , станет критерием успешности прохождения данного курса.

  • Подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.
  • Имеет чёткую позицию в вопросе лидерства.
  • Владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.
  • Знает формы работы в коллективе и основы формирования команды.
  • Владеет алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно– творческой деятельности.

Особенность данной программы в том, что она индивидуальна. Она адресована каждому ребёнку лично или первичному коллективу персонально, призвана помочь побудить их к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.

Программа кружка предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, дискуссии, тестирование, практикумы, театрализацию и др. Программа предполагает приглашения на занятия различных специалистов, а именно юристов, дизайнеров, методистов ДДТ, ЦДДТ, режиссера театральной студии ДМШ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все знают, что ученическое самоуправление необходимо. Знаний море, а как их применить – непонятно. Так что же такое самоуправление? Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Правовые основы ученического самоуправления в России отражены в Федеральном законе “Об образовании” за 1996 год. Статья 50: “Права и социальная защита обучающихся воспитанников” гласит: “Обучающиеся всех общеобразовательных учреждений имеют право… на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений”.

Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.

Актуальность: главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности. Предлагаемые обучающие занятия в детском коллективе создают благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично - и общественно полезной деятельности.

Программа рассчитана на 34 часа в 7 классе при 1 часе в неделю.

Цель и задачи программы

Цель:

- обучать лидеров работе с коллективом, умению выявлять и исправлять собственные ошибки;

  • развивать творческие и организаторские способности, деловые качества, умение вести себя в конфликтных ситуациях;
  • воспитывать нравственные качества: понимание, уважение к окружающим, способность принимать людей такими, какие они есть.

Задачи: добиться того, чтобы каждый лидер стал самостоятельным, толерантным, деловым, творческим человеком и научить этому других.

Формы организации работы с детьми

Основные методы обучения

2.Игра: познавательная, развивающая;

Ожидаемые результаты программы

  1. могут организовать других;
  2. обладают навыками организации КТД;
  3. творчески подходят к любому делу;
  4. открыты и коммуникабельны;
  5. умеют находить приемлемый выход из самых сложных ситуаций;
  6. знают способы избегания конфликтов и умеют ими пользоваться;
  7. терпимы по отношению к окружающим, их качествам и недостаткам.

Учащиеся научатся:

1. деловому конструктивному взаимодей­ствию в группе;

3.развивать коммуникативную и эмоциональную куль­туру;

4.организовывать игровое взаимодействие на уровне группы, класса.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. коллективному целеполаганию и планированию;
  2. организации и проведения классных дел;
  3. индивидуальной и коллективной рефлексии.
  4. управлению собственным поведени­ем с учетом не только собственных интересов, но и потребностей окружающих
  5. организаторским навыкам, умениям, развитию творческой активности по организации досуга.

Требования к личностным, метапредметным результатам освоения программы

В результате изучения данной программы в 7-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Читайте также: