Кружок керамики в школе

Обновлено: 06.07.2024

Приобщение детей к искусству может быть достигнуто их непосредственным участием в создании изделий декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Одним из наиболее интересных и доступных для детей видов ДПИ является керамика.

Программа подразумевает изучение данного профиля декоративно-прикладного искусства в течение 4 лет по 36 часов в год. Обучение детей начинается с 6-7-ми летнего возраста. В этом возрасте особенно важно развивать малые мышцы кисти и координацию движения рук, тем более, что это необходимо для детей с нарушениями развития речи.

Основной целью программы является способствие всестороннему развитию личности младшего подростка средствами декоративно-прикладного искусства и создание дополнительных условий для коррекционно-развивающей работы в данном образовательном учреждении.

Задачами обучения учащихся являются следующие:

  • формирование у учащихся практических умений и навыков по выполнению изделий из глины;
  • формирование знаний и умений, необходимых для отделки и росписи керамических изделий;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • развитие художественной инициативы учащихся;
  • формирование способностей целесообразно планировать свою работу;
  • развитие пространственного мышления учащихся;
  • развитие воображения и творческих способностей учащихся;
  • эстетическое воспитание учащихся;
  • формирование способности объективно оценивать результаты своей работы и исправлять недостатки;
  • воспитание бережного отношения к используемому материалу;
  • воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, собранности и аккуратности;
  • формирование навыков общения и поведения в коллективе.

Особенностями программы являются:

  • разделение ее на модули, причем изучение каждого модуля проходит через все классы в соответствии с возрастной и предметной дифференциацией учебного материала;
  • в конце каждого года обучения дети выполняют итоговую творческую работу, воплощающую в себе все те знания, умения и навыки, которые они приобрели на занятиях.

В программе большое внимание уделяется изучению народных промыслов, формированию у школьников знаний и умений, необходимых для декоративной отделки и росписи керамических изделий.

Основное место на занятиях отводится выполнению практических работ и учебным упражнениям. С помощью упражнений отрабатываются умения, связанные с основными приемами лепки и росписи керамических изделий. В качестве объектов труда выбираются игрушки, сувениры, различные декоративные работы, а также предметы быта.

В процессе обучения необходимо широко использовать наглядные пособия и дидактические материалы: различные керамические изделия, образцы народных игрушек, иллюстрации элементов росписи, росписи готовых изделий, альбомы с народными орнаментами, изображения анималистических и растительных форм, карточки и т.д. Также рекомендуется использовать различные технические средства обучения.

В качестве средства подведения итогов обучения рекомендуется проведение текущих, тематических и индивидуальных выставок работ учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Важной предпосылкой успешной работы факультатива является наличие необходимой учебно-материальной базы.

Помещение и оборудование. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Школьники должны иметь определенные рабочие места. Столы целесообразно расставить так, чтобы педагог мог свободно подходить к каждому ученику. Стулья должны быть со спинками, чтобы на них можно было опереться во время работы.

Также необходимы: стол для педагога; шкафы для хранения материалов, инструментов, наглядных и дидактических пособий; доска для записи, набросков и демонстрации основных приемов росписи; несколько мольбертов; печь для обжига глиняных изделий; гончарный круг.

Учебно-методический фонд включает в себя наглядные пособия и дидактические материалы. К ним относятся образцы керамических изделий, народные игрушки, иллюстрации элементов росписи, образцы росписи готовых изделий, изображения анималистических и растительных форм, которые могут быть выбраны в качестве объектов труда, карточки, плакаты, фотографии, рисунки и альбомы, посвященные народным промыслам. А также наглядные пособия для занятий по цветоведению.

Материалы и инструменты. Основным материалом для работы является глина. Для горячего способа росписи изделий используется ангобы и глазури разных цветов, для холодного – краски (гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА).

При лепке и отделке изделий рекомендуется пользоваться следующими инструментами:

Кроме инструментов необходимы дощечка (подставка) и клеенка, на которых будет непосредственно производится лепка; стаканчики для воды, кисти.

Чрезвычайно важное значение для успешной работы факультатива имеет методическая сторона дела. С точки зрения методики преподавания необходимо уделять особое внимание таким вопросам, как структура занятий, методы и формы организации обучения.

Теоретические вопросы рекомендуется освещать в краткой, доступной форме, учитывая возраст и уровень подготовленности учащихся.

Занятие по керамике обычно включает в себя следующие этапы:

  • организационная часть;
  • повторение изученного материала;
  • изложение нового материала;
  • вводный инструктаж;
  • практическая работа;
  • заключительный инструктаж;
  • уборка помещения.

Большое внимание должно уделяться индивидуальным способностям учащихся. К тем, кто быстрее и лучше выполняют задания, можно предъявлять повышенные требования, чтобы они не ждали остальных. Если ученик способен выполнить изделие дополнительно, сверх программы, педагог помогает ему в проработке такого изделия.

Методы обучения. На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы организации занятий – словесные, наглядные, практические. К словесным методам относятся рассказ, беседа, объяснение; к наглядным – демонстрация, показ; к практическим – упражнения, инструктаж, выполнение практических работ.

Вводное занятие и каждая новая тема, как правило, начинается с рассказа, объяснения педагога. Рассказ сопровождается показом, демонстрацией изделий, образцов росписи, наглядных пособий и т.д.

В форме беседы проводится обсуждение наиболее интересных работ, а также ошибок, часто встречающихся в работе. Во время беседы педагог дает возможность учащимся высказать свое мнение, получает представление о степени усвоения ими материала.

Основное место на занятиях отводится выполнению практических работ, упражнениям. В процессе выполнения упражнения отрабатываются навыки лепки изделий разными способами, выполнение отделки или росписи объектов труда.

В процессе проведения практических работ педагог проводит инструктаж. Он может быть вводным, текущим, заключительным; групповым или индивидуальным; устным, письменным, графическим. Так, каждой практической работе предшествует подробный вводный инструктаж в виде объяснения с демонстрацией изделия и приемов его выполнения. Этот инструктаж дается всей группе. Затем в процессе выполнения работы руководитель показывает приемы работы отдельным группам учащихся, а при необходимости проводит индивидуальный инструктаж. Так осуществляется текущий инструктаж. В конце каждого занятия проводится заключительный инструктаж, в ходе которого педагог демонстрирует лучшие образцы выполнения узоров или изделий, отмечает типичные ошибки.

Формы организации работы учащихся на занятии. В практике работы образовательных учреждений установились три основные формы организации работы с детьми: фронтальная, групповая (звеньевая), индивидуальная.

На занятиях по керамике применяются все перечисленные формы организации работы. В процессе внеклассной работы приходится одновременно учитывать два противоречивых обстоятельства: с одной стороны, коллективный труд располагает наибольшими воспитательными возможностями, а с другой стороны, дети стремятся к индивидуальной работе, которая отвечает их личным интересам и дает возможность наиболее полно проявить свою самостоятельность.

Таким образом, с точки зрения задач воспитания необходимо больше использовать фронтальную форму организации занятий, а с точки зрения интересов учащихся, с которыми в первую очередь надо считаться, – индивидуальную форму. Индивидуализации работы учащихся способствует то, что во внеклассной работе не занимаются массовым изготовлением одинаковых изделий. Это противоречило бы самой сути факультативной работы, поэтому изделия все время необходимо менять и предоставлять учащимся на выбор несколько их вариантов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана педагогом дополрнительного образования со стажем работы свыше 30 лет. В программе приведены примеры работы с глинами Владимирской области.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Собинского района

Детский (подростковый) центр г. Лакинска

Принята на заседании

31 августа 2017 г

Директор МБУ ДО ДПЦ г. Лакинска __________ Н.В. Букина

приказ № 63 от 01.09.2017 г.

(авторская)

Возраст обучающихся 5 – 15 лет

Срок реализации 3 года

педагог дополнительного образования

1 квалификационной категории

Страздинь Александра Емельяновна

Керамика - самый древний свидетель мировых цивилизаций. В исследовании истории развития материальной культуры именно керамике принадлежит одна из ведущих ролей в определении основных этнографических признаков связей времен и народов. Научные обобщения и систематизация, обзор керамических форм, декора, функций позволяют проследить этапы, время, уровни развития быта народов в результате активного взаимодействия племен и этнографических общностей. Ещё неолитические стоянки древних людей оставили толстостенные глиняные черепки со следами декорирования. В нашем районе одна из неолитических стоянок, посещённых нами, находится у деревни Петрушино.

Глина настолько прочно вошла в нашу жизнь, как замечательный строительный и декоративный материал, что ей нет конкурентов.

Пять тысяч лет тому назад в Месопотамии была изобретена письменность, а первой бумагой служили глиняные таблички. Они стали страницами самых первых книг. Одни таблички после выполнения записей лишь хорошо просушивались на солнце, а наиболее ценные обжигались.

Керамические изделия - самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниёт и не горит, не окисляется подобно металлу. Многие глиняные изделия дошли до нас в первозданном виде. В Собинском районе гончарным делом занимались с древних времён, так как запасы глины очень значительные.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

• Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

• Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

• Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Направленность программы – художественная.

Срок реализации – 3 года.

Новизна программы состоит в том, что при разработке программы широко использован местный материал.

Программа дополняет и расширяет знания и умения обучающихся, полученные ими на уроках технологии.

В процессе реализации программы осуществляется системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса.

Актуальность программы определена развитием мотивации обучающихся к изготовлению глиняных изделий, эстетическим воспитанием детей, пониманием красоты и изящества.

Изготовление изделий из глины развивает мелкую моторику детей, закрепляет познавательный интерес, способствует развитию творческого мышления и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, выбирать, анализировать.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность детей основаны на их природной любознательности, которую и следует поддерживать, развивать и направлять.

Программа для детей старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста рассчитана на 3 года с количеством занятий 2 часа в неделю на первом году обучения, 4 часа в неделю – на втором году, 6 часов в неделю – на третьем году обучения. Всего 432 часа. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Основной единицей учебного процесса является учебное занятие, которое может быть проведено в форме игры, путешествия, беседы и др.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

• Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к изготовлению изделий из глины, стремление развивать творческие возможности учащихся.

• Системность. Курс строится в соответствии с принципом от частного (особенности изготовления отдельных изделий) к общему (способы изготовления глиняных изделий в целом).

• Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение специальной терминологии, на изготовление изделий из глины, которые могут использоваться в быту.

• Реалистичность. Усвоение основного содержания программы возможно за количество занятий, заявленных в программе.

Планируемые результаты

1. У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

- ответственное отношение к учению, способность к самообразованию;

- способность к эмоциональному восприятию изготавливаемых изделий;

- умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

- первоначальные представления о гончарном деле как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для человека;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности;

- творческий подход при работе над изделием;

- мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включая социальные и познавательные мотивы;

- устойчивый интерес к новым, нетрадиционным видам прикладного творчества в работе с глиной, новым способам и неожиданным решениям в технологии и материаловедении, новым способам самовыражения.

2. Метапредметные результаты:

- Регулятивные. Учащиеся получат возможность научиться составлять план и последовательность действий, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата, осуществлять контроль по результату и способу действия, адекватно оценивать результат выполнения задания;

- Познавательные. Учащиеся получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки рассуждений, планировать деятельность исследовательского характера, выбирать эффективные способы изготовления изделий; анализировать объекты;

- проводить сравнение, классификацию, синтез по разным критериям;

- проводить наблюдения и эксперименты;

- Коммуникативные. Учащиеся получат возможность научиться организовать совместную деятельность и учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать в группе, распределять функции и роли, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, аргументировать свою позицию.

3. Предметные результаты. Учащиеся получат возможность научиться:

- подготавливать глиняную массу для работы

- самостоятельно изготавливать изделия из глины при помощи технологических карт различными способами;

- использовать справочные материалы;

- уметь осуществлять отбор необходимого материала при работе над изделием;

- понимать рисунки, эскизы, определять размеры;

- знать названия, правила пользования инструментами и приспособлениями для обработки глины;

- самостоятельно выполнять изделия по образцу, рисунку, эскизу.

Основные виды деятельности учащихся:

• работа в парах, в группах, индивидуально;

Виды контроля знаний и способы подведения итогов реализации программы.

Для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы следующие виды контроля:

- Работа по образцу (сравнение с образцом);

- Участие в творческих конкурсах различного уровня;

- Работа над проектом и защита;

- Диагностика умений и навыков в начале, середине, конце учебного года;

- Мини-выставки по пройденным темам.

- Итоговая выставка ОУ;

- Защита конкурсной работы.

Цель программы - воспитать интерес к народному творчеству, вовлечь учащихся в творческую деятельность, привить первоначальные навыки в освоении гончарного ремесла.

- учить обучающихся понимать и любить искусство керамики;

- познакомить с основными свойствами и особенностями природной глины, добываемой в Собинском районе;

- учить различать жирные и тощие глины из различных местностей района;

- дать общие понятия основ технологии керамического производства;

- познакомить обучающихся с изготовлением глиняной игрушки и посуды;

Программа рассчитана на обучающихся 5 – 15 лет.

В процессе обучения предусматривается не только передача учащимся определённых знаний и практических умений, но и развитие их творческих способностей, поощрение стремления к самостоятельному творческому труду.

Учебный процесс основан на обучении основным приёмам и технологии изготовления игрушки и прочих декоративных изделий из природного материала, сочетающих в себе эстетические и практически-полезные качества. Дети приобретают теоретические и практические знания и умения в работе с глиной. В процессе работы у детей развивается чувство ритма, цвета, глазомер, тренируются пальцы рук, воспитывается наблюдательность, усидчивость, эстетическое восприятие мира, формируются понятия о красоте изделий, созданных своими руками.

Творческий подход к работе дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

При реализации программы применяются методы:

- словесные: лекции, рассказы, беседы;

- наглядные: репродукции, слайды, фото и видеосюжеты, образцы изделий;

-практические: изготовление наглядных пособий, инструментов, приспособлений, изделий, самостоятельная подготовка глиняной основы необходимой консистенции.

Цели и задачи программы:

- познакомить с культурой керамики, как одному из древнейших видов
производства на Земле.

- подготовить учащихся к первоначальному осознанному профессиональному
выбору.

- развить самостоятельность и творчество через метод школьного творческо­го проекта, мотивирующего уверенность в собственных силах, создавая
возможность освоения будущей профессии.

- способствовать привитию культуры труда при выполнении учебных заданий.

В основу теоретических и практических занятий положен дидактический принцип концентричности в знаниях, умениях и навыках.

Для решения поставленных задач проводится дифференцированное обучение художественному ремеслу с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В рамках курса осуществляется интеграция с другими предметами, такими как математика, химия, трудовое обучение, черчение, ИЗО.

Практические занятия развивают мелкую, двигательную моторику рук.

Годовой курс рассчитан на 35 ч (1 час в неделю)

Художественная керамика как вид декоративного искусства. История развития художественной керамики от архаики до наших дней. Керамика Древней Греции. Китайский фарфор. Итальянская майолика эпохи Ренессанса. Изделия Мейсонского завода. Майолика Гжели. Абрамцевская мастерская. Современная декоративная художественная керамика.

КОМПОЗИЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ

Формообразование. Способы художественной выразительности. Связь между назначением и содержанием.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ Материаловедение. Классификация керамических материалов, используемых для художественной керамики исходя из размера частиц : глина, шамот, фаянс, фарфор. Способы приготовления глиняной массы в промышленных условиях и в условиях мастерской. Химический состав глин.

ПЛАСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЛИН

Шкала пластичности. Определение пластичности и способы ее изменения.

Сведения о процессах, происходящих в глине при сушке и обжиге (воздушная усадка, огневая усадка, крити температуры обжига). Оборудование для сушки и обжигаических изделий: сушильные шкафы и печи (устройство, типы действия и управление). Оборудование, необходимое для школьной мастерской.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ И СПОСОБЫ РУЧНОГО ПЛАСТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ, ИХ ОТЛИЧИЕ

ГЛАЗУРИ И ЭМАЛИ

Способы изготовления. Химический состав. История развития. Техника безопасности при глазуровании керамических изделий.

СПОСОБЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ

История развития способов декорирования художественной керамики. способов декорирования в промышленном производстве. Способы декорирования художественной керамики в условиях художественной мастерской.

СПОСОБЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕКОРИРОВАНИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Лощение. Процарапывание. Печать (декорирование штампом). Фактуризация поверхности. Сграффито. Резьба. Прорез керамика. Использование цветных масс. Скульптурный де низкий, высокий рельеф, барельеф). Сочетание разных способов пластического декорирования.

ДЕКОРИРОВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Декорирование керамических изделий глазурями, эмалями, оксидами металлов, ангобная роспись, роспись надгла и подглазурными красками, люстровая роспись. Сочетание различных способов окрашивания керамических изделий. Сочетание способов пластического декорирования и способов окрашивания в художественной керамике.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБОМ СПИРАЛЬНОГО НАЛЕПА

Стилизация растительных и животных форм. Округлая ваза. Сведения об особенностях техники лепки колбасками. Выбор необходимой пластичности глиняной массы. Умение следовать . Знакомство с ручным инструментом для пластического формирования (стеки, шаблоны, резцы, турнетка и т.д.). Декоративные изделия.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИЗ ПЛАСТА

Граненая ваза. Ваза сложной формы. Особенности техники формирования из пласта. Пластичность глиняной массы. Промин на бельтинге. Выкраивание из глиняного пласта деталей формы. Склеивание изделия на шликер. Обработка поверхности. Эстетические возможности сохранения фактуры глины, раскатываемой на текстильных материалах и других поверхностях со сложным рельефом.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБОМ НАБИВКИ В ГИПСОВУЮ ФОРМУ (БЛЮДО)

Сведения о способах изготовления гипсовых форм и моделей. Изготовление гипсовой формы с готового блюда или в оригинальной модели. Прямые и обратные формы для блюда.

МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА В КЕРАМИКЕ (анималистическая, жанровая, скульптура, народная игрушка)

Сведения из истории и особенностях художественного языка керамической мелкой пластики. Народные корни и место в современном искусстве. Работа над художественным образом. Средства пластической выразительности. Особенности композиции.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОДНОЙ ИЗ ТЕМ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСКОЛЬКИХ СПОСОБОВ ПЛАСТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕКОРИРОВАНИЯ.


В связи с возросшим вниманием к воспитанию национального самосознания учащихся, интеграции эстетико-трудового и национального воспитания учащихся, организации их досуга и получению дополнительного образования декоративно-прикладное искусство является полезным и нужным видом деятельности.

Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, технологию, знакомясь с особенностями материала, учащиеся на занятиях постигают накопленный человечеством многовековой опыт изготовления керамики. Работа на гончарном станке, в силу специфики ее применения, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, художественного вкуса, развивает координацию движений.

Актуальность программы заключается в возрастании роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры, важнейшей задачей которой является увеличение эффективности художественного образования. Для учащихся эти знания и умения связаны с получением трудовых навыков и возможностью продолжить образование по профилю.

Программа разработана в соответствии в типовой программой дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля.

Цель — формирование у учащихся профессиональных навыков работы на гончарном станке, развитие творческого потенциала.

Задачи

— с образцами современного искусства и традиционного народного творчества;

— работами известных белорусских мастеров-керамистов.

— технологии изготовления глиняных изделий на гончарном станке;

— основным приёмам изготовления посуды на гончарном станке;

— копированию традиционных белорусских форм на гончарном станке;

— технологии изготовления светильников из глины и шамота;

— выполнению эскизов для интерьерной скульптуры из керамики;

— этапам выполнения объёмной интерьерной скульптуры;

— декорированию гончарных изделий глазурными красками и ангобами;

— углубленному скульптурному декорированию гончарных изделий.

— творческое мышление, воображение, фантазию.

— интерес к белорусскому народному творчеству и творчеству других народов;

— мотивацию к получению профессиональных навыков и достижению уровня мастерства в данном виде искусства.

Наполняемость групп не должна превышать 10-12 человек. Программа должна предусматривать индивидуальный подход при освоении работы на гончарном станке.

Продолжительность обучения в кружке составляет 1 год (108 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа.

Учебно-тематический план

Содержание

Вводное занятие

План работы, задачи кружка. Беседа по мерам противопожарной безопасности на занятиях и безопасного поведения во Дворце. Оборудование кабинета, организация рабочего места.

Введение в гончарное искусство. История гончарного дела. Разновидности керамических изделий.

Тема 1. Способы вытягивания (точение) базовых форм на гончарном станке

Устройство ножного гончарного станка и гончарного станка с электрическим приводом. Меры безопасности при работе на гончарном станке.

Закрепление знаний и практических навыков при приготовлении глины для работы на гончарном станке. Технология формовки изделий на гончарном станке. Постановка рук на каждом этапе работы на гончарном станке.

Применение стеков, шналиков и гончарных инструментов при работе на гончарном станке.

Особенности сушки и обжига гончарных изделий.

Этапы вытягивания основных форм (открытых и закрытых) и их комбинирование.

Основы изготовления горшочков и кувшинов на станке.

Отработка основных приемов работы на гончарном станке: центровка, вытягивание цилиндра, придание формы изделию.

Выполнение упражнений на правильность постановки рук на разных этапах работы. Выполнение разных форм на станке.

Изготовление изделий (кувшин, горшок, ваза).

Декорирование изделия на гончарном станке: рисунок по кругу, процарапывание, рельеф. Подготовка изделия к обжигу.

Обработка изделий после обжига.

Проведение текущей аттестации: отчет о выполнении творческих работ.

Тема 2. Посуда на гончарном станке

Изучение работ народных мастеров. Знакомство с особенностью керамических изделий мастеров разных стран: керамика Востока, керамика Индии, украинская и русская школа керамистов-гончаров.

Особенности керамических изделий белорусских мастеров. Глины разных месторождений Беларуси.

Технология изготовления сложных форм с приставными деталями. Поэтапное изучение приёмов формовки мелких деталей, способы присоединения ручек к кувшинам и чайникам.

Знакомство с разными видами крышек (выпуклые и вогнутые, декоративные, конусовидные) и приёмы их изготовления.

Закрепление теоретических знаний на практике, упражнения на правильную постановку рук. Отработка навыков выполнения разных форм.

Изготовление цельных изделий, просушка.

Изготовление приставных форм (крышка, носик, ручка, ножки) на гончарном круге. Сборка готового изделия, декорирование (процарапывание рельефных узоров). Просушка гончарного изделия, шлифовка формы, устранение дефектов и неровностей.

Подготовка к обжигу. Изготовление чайника, кружки, кувшина, бокала.

Проведение текущей аттестации: отчет о выполнении творческих работ.

Тема 3. Технология копирования традиционных белорусских форм на гончарном станке

Изучение традиционной белорусской керамики (спарыши, макотры, миски, гляки, кувшины, кружки, рукомойники).

Знакомство с гончарными центрами Беларуси (Ивенец, Городная, Радошковичи, Раков, Пружаны) и особенностями изготовления керамики (дымлёная, обварная, ангобированная, глазурованная керамика).

Особенности декорирования изделия, применение ангобов и глазурей. Особенности обжига изделий.

Изготовление изделий по образцам традиционных белорусских форм. Отработка навыков выполнения разных форм на гончарном станке.

Изготовление сложных гончарных изделий на основе простых форм (цилиндр, конус, шар).

Формовка крынки для молока (повторение народной формы, выполнение крышки и ручки). Изготовление миски, гляка.

Декорирование изделий. Просушка и подготовка изделия к обжигу. Обработка изделий после обжига.

Тема 4. Технология соединения традиционных и современных способов формовки изделий

Изучение работ современных белорусских мастеров (Колтыгин В., Байрачный Н., Нищик Л., Щерба А., Титов К., Ткачёв О.)

Особенности керамических изделий зарубежных мастеров. Синтез новейших технологий и традиционных приёмов.

Технология изготовления изделий на основе народной формы, добавление современных дизайнерских элементов. Технология изготовления сложных керамических изделий составной формы.

Проработка эскиза, определение этапов работы. Обработка навыков изготовления мелких деталей на гончарном станке (носик у чайника, крышки, ручки для чашек и кувшинов).

Изготовление посуды (чайники, чайный или кофейный сервизы). Соединение деталей, изучение технологии просушки, особенности просушки сложного составного изделия. Декорирование изделий современными красками. Подготовка изделия к обжигу. Обработка изделий после обжига.

Тема 5. Светильники

Просмотр слайд-шоу работ мастеров-керамистов. Изучение этапов изготовления светильников, крепление лампочки и проводов.

Разные виды светильников – настенные, напольные и настольные. Виды подсвечников. Формы светильников, приёмы изготовления ячеек для проникновения света.

Этапы работы: от эскиза до изготовления в материале.

Прорисовка эскиза, обсуждение крепления лампочки и проводов. Для настенного светильника – проработка крепления на стене и угол освещения помещения.

Подготовка глины. Выполнение работы в материале: выполнение основной формы, заготовка мелких деталей, соединение работы в единую композицию.

Проклейка готовых элементов, шлифовка и подгонка деталей. Украшение и просушка готовой работы. Подготовка к обжигу, обжиг, декорирование изделия.

Тема 6. Интерьерная скульптура

Особенности и техники выполнения объёмной скульптурной композиции. Композиционное размещение этой скульптуры в интерьере.

Особенности скульптуры, стилизация и поиски формы. Знакомство с особенностями шамота. Использование его в скульптурной композиции.

Знакомство с изделиями мастеров – керамистов, скульптурой из терракоты. Знакомство с технологией изготовления скульптуры, инструменты и приспособления для их создания. Технологическая последовательность выполнения объёмной скульптуры.

Просмотр репродукций и образцов декоративных скульптур. Размеры и пропорции. Технологические особенности изготовления скульптуры (из целого пласта, из составных деталей). Подготовка к обжигу, просушка. Декорирование после обжига.

Изготовление скульптурной композиции с использованием выбранной техники, из целого пласта или из составных деталей (материал; шамот).

Соединение составных деталей, использование глин и шамота разных видов для придания фактуры. Крепление композиции на основу, декорирование.

Сборка готовой работы, декорирование, подготовка изделия к просушке, после просушки – шлифовка и украшение и детализация образа. Подготовка изделия обжигу.

Декорирование после обжига, роспись глазурью или акриловыми красками.

Тема 7. Итоговая экзаменационная работа

Обобщение изученного теоретического материала. Повторение технологической цепочки выполнения сложного керамического изделия, поэтапная проработка элементов для керамической композиции.

Самостоятельный выбор темы, сбор материала и проработка этапов.

Подготовка эскиза итоговой работы, проработка в цвете.

Этапы изготовления: подготовка глины, выполнение основной формы, проработка рельефа или рисунка, формовка приставных деталей, компоновка дополнительных деталей с основной формой, соединение, подгонка и шлифовка формы, замывка неровностей, просушка и подготовка к обжигу.

Экскурсии, массовые мероприятия

Итоговое занятие

– теоретическая форма (экзамен);

– практическая форма (защита итоговой экзаменационной работы).

Ожидаемые результаты

К концу года учащиеся будут:

— технологию изготовления керамических изделий на гончарном круге;

— последовательность изготовления светильников из глины и шамота;

— основные приёмы работы с глиной и шамотом при создании керамической скульптуры;

— особенности материалов, используемых в керамике;

— направления современного искусства и традиции народного творчества;

— работы известных белорусских мастеров-керамистов;

— историю развития керамики;

— меры безопасности при работе на гончарном станке и с колющими, режущими инструментами;

— самостоятельно изготавливать работу, применяя различные техники;

— выполнять эскиз работы;

— выполнять поэтапно объёмную интерьерную скульптуру;

— копировать традиционные белорусские формы на гончарном круге;

— декорировать керамические изделия разными способами;

— различными техниками при выполнение работ из глины;

— основными терминами, применяемыми в керамике;

— устойчивой мотивацией к самосовершенствованию;

— мотивацией к использованию элементов народной культуры и национального творчества в керамике.

Формы и методы реализации программы

Теоретическая часть предполагает изучение керамики и гончарного дела во взаимосвязи с изучением традиционного керамического искусства, основных способов работы на гончарном станке и декорирования глиняных изделий, что, в свою очередь, способствует активизации творческого начала и его эффективной реализации в процессе созидательной деятельности.

На практических занятиях учащиеся закрепляют умения, сформированные в ходе освоения содержания программы базового уровня обучения и приобретают профессиональные навыки ручной формовки из глины и шамота, работы на гончарном станке.

Приобретение умений и навыков обработки глины и декорирования глиняных изделий создает прочную основу для развития художественных способностей учащихся.

Пластические свойства сырья, разнообразие приемов и методов его декорирования создают большие возможности для использования различных форм самостоятельных и творческих заданий, направленных на стимулирование творческой активности учащихся.

Для обеспечения эффективности процесса освоения технических навыков работы на гончарном станке, выработки умения самостоятельно работать, а, следовательно, творчески подходить к делу, не останавливаясь на определенном этапе выполнения работы, применяется метод формирования умения строить системы сложных действий.

В процессе формирования этого умения следует выделить три стадии:

1) операционную (простейшие упражнения, выполняемые по отдельности параллельно с обособленными разъяснениями и демонстрацией педагогом этапов работы);

2) стадию комплексных действий (более сложные комплексные упражнения, состоящие из операционных действий с предварительным объяснением этапов выполнения);

3) стадию целостного решения комплексных задач (наиболее трудные целостные действия после определения общей задачи).

Учитывая предложенную методику формирования системы сложных действий, практические занятия можно разделить по характеру выполнения заданий и степени самостоятельности работы учащихся в соответствии со стадиями системы.

На занятиях применяются наглядные пособия: фотографии и рисунки этапов лепки изделия, обожжённые работы с элементами росписи глазурью, ангобом, пробники глин разных пород и глазурей.

В процессе обучения предусматривается прохождение учащимися текущей и итоговой аттестации.

– теоретическая форма (экзамен);

– практическая форма (защита итоговой экзаменационной работы).

По окончании обучения учащимся вручают свидетельства государственного образца о получении дополнительного образования.

Читайте также: