Кружок домисолька для начальной школы

Обновлено: 06.07.2024

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ. Возможность выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов,

оно объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Наблюдая за детьми в ДОУ я заметила, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития вокально-творческих способностей.

Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Дополнительная программа соответствует требованиям:

- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

- Конвенции о правах ребенка;

- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.

Цель данной программы

– формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

- Формирование интереса к вокальному искусству.

- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

- Развитие умений различать звуки по высоте;

- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),

- Совершенствование вокально-хоровых навыков

- Формирование красивой осанки, правильной походки

- Совершенствование чувства ритма, музыкальности

- Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры

поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.

Структура программы:

Программа рассчитана на три года . На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие в вокальном кружке проводится 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.

Основные направления обучения детей пению:

1.Певческая установка и дыхание.

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.

2. Звуковедение, дикция.

Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.

3. Вокальные упражнения-распевания.

Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.

4. Строй и ансамбль.

Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a capella должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение a capellaспособствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.

5. Формирование исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.

6.Работа над исполнением хорового произведения.

Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.

Формы реализации задач вокального кружка

- коллективное занятия;

- концертные выступления не реже 1 раз в квартал;

- участие в творческих конкурсах;

Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Приемы обучения пению

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

Средства, необходимые для реализации программы:

  1. Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
  2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
  3. Музыкальные инструменты.

Формы и методы реализации программы:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание по голосам;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Игра на детских музыкальных инструментах;

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.

Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.

Структура занятия.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением

Перспективный план

Примерное распределение материала по программе

Первый год обучения

Репертуар Кол-во часов
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) 11
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) 5
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) 8
Детские эстрадные песни (под фонограмму) 5
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) 7
Песни из мультфильмов (под фонограмму 4
Упражнения и попевки 32
Всего 72

Второй год обучения

Репертуар Кол-во часов
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) 11
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) 5
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) 8
Детские эстрадные песни (под фонограмму) 5
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) 7
Песни из мультфильмов (под фонограмму 4
Упражнения и попевки 32
Всего 72

Третий год обучения

Репертуар Кол-во часов
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) 11
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) 5
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) 8
Детские эстрадные песни (под фонограмму) 5
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) 7
Песни из мультфильмов (под фонограмму 4
Упражнения и попевки 32
Всего 72

Перспективный план работы

Первый год обучения

Второй год обучения

- различать звуки по высоте, по длительности; - учить различать и называть отдельные части муз.произведения вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев

Третий год обучения

- различать звуки по высоте, по длительности; - учить различать и называть отдельные части муз.произведения вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев

развивать чувство ритма,

- развивать ритмический слух

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Работа с родителями.

Консультации на темы:

Предполагаемый результат.

1. Проявление интереса к вокальному искусству

2. Умение петь естественным голосом, протяжно, а так же восприятие песен разного характера

3. Умение петь без помощи музыкального руководителя.

ЛИТЕРАТУРА

2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.

7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.

8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.

18. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.

20. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.

22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса17 // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959 г. – 103 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности для учителей начальных классов, составленная в соответствии с требованиями программы "Перспектива" (4 года обучения).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кореневского района Курской области

на заседании методического объединения

учителей начальных классов

Протокол № 1 от 30.08.2017 г.

И.о. заместителя директора

по учебно-воспитательной работе

на заседании педагогического совета ОУ

Протокол № 1 от 30.08.2017 г.

Введена в действие

приказом № 2-41 от 01.09.2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Уровень образования, класс: начальное общее образование, 1-4 классы

Количество часов 135

Учитель Панченко Елена Ивановна

первая квалификационная категория

Программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования

2017-2018 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Воспитание подрастающего поколения - многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей и подростков. Одной из важных форм является влияние на духовное воспитание личности посредством занятий в музыкальных коллективах. Музыка во внешкольных учреждениях - источник особой детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности - раскрывает себя, свой творческий потенциал. Музыка учит мыслить и глубже чувствовать, делает ребёнка лучше, чище, счастливее. И именно под воздействием музыкального воспитания способны раскрыться творческие способности детей.

Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. Но, к сожалению, изучение музыки в рамках школьной программы не дает возможности более глубокого представления о музыке, как виде искусства.

Огромный интерес вызывает у детей вокальное пение. Оно развивает музыкальный ритм, память, вырабатывает исполнительские навыки. Пение- это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях обучающиеся знакомятся с различными видами музыкальной деятельности, где приобретают определенные знания и умения.

Содержание программы учитывает последовательность и систематичность обучения, с учётом возрастных особенностей, а также индивидуальность в творческом развитии личности.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего в 1 классе 33 часа в год, во 2-4 классах по 34 часа в год.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Предметными результатами являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Регулятивные:

У ученика будут сформированы:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Выпускник получит возможность для формирования:

- понимать смысл инструкции учителя и заданий;

- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- выполнять действия в громкоречевой форме.

Познавательные:

У ученика будут сформированы:

- осуществлять поиск нужной информации;

- расширять свои представления о музыке;

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения;

- сравнивать разные части музыкального текста;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Выпускник получит возможность для формирования:

- осуществлять поиск нужной дополнительной информации;

- работать с дополнительными текстами и заданиями;

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.

Коммуникативные:

У ученика будут сформированы:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Выпускник получит возможность для формирования:

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;

- контролировать свои действия в групповой работе;

- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

У ученика будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека.

Выпускник получит возможность для формирования:

- понимания значения музыкального искусства в жизни человека;

-нравственно-эстетических переживаний музыки;

- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

Автор: Леонова Наталья Алексеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "Новобурановская школа"
Населённый пункт: Челябинская область, Агаповский район, С. Новобурановка
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности духовно - нравственного направления
Тема: "Домисолька" для вокальной группы 1 - 4 классов
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

1.Срок реализации: 4 года

2. Возраст обучающихся: 6,5 - 10 лет

3. Количество часов в неделю: 2 часа

5. Руководитель: Леонова Наталья Алексеевна

1. Информационная карта программы - 3

2. Пояснительная записка - 4

3.Результаты обучения внеурочной деятельности: - 5

личностные, метапредметные, предметные

4. Цель и задачи на первый и второй года обучения - 6

5. Содержание программы на первый год обучения - 7

6. Содержание учебно – тематического плана на первый год обучения - 8

7. Учебно – тематический план первого года обучения - 9

8. Календарно – тематическое планирование 1 – го года обучения - 10

9. Содержание программы второго года обучения - 13

10. Учебно – тематический план второго года обучения - 12

11. Содержание учебно – тематического плана - 13

12. Содержание программы на третий год обучения -14

13. Содержание учебно – тематического плана на третий год обучения

14. Учебно – тематический план третьего года обучения - 15

15 Календарно – тематическое планирование 3- го года обучения - 16

16. Содержание программы на четвертый год обучения - 19

17. Содержание учебно – тематического плана на четвертый год обучения - 20

18. Учебно – тематический план четвертого года обучения - 21

19. Календарно – тематическое планирование 4- го года обучения - 22

20. Отслеживание результатов - 25

21. Материально – техническое оснащение программы - 26

22. Список литературы -

23. Список обучающихся - 27

24. Расписание занятий -

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Тип программы: модифицированная

Образовательная область: многопрофильная

Направленность деятельности: духовно - нравственная

Способ освоения содержания образования: репродуктивная, поисково – творческая

Уровень освоения содержания образования: общекультурная

Уровень реализации программы: начальная школа

Форма реализации программы: групповая

Продолжительность реализации программы: 4 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе рабочей программы внеурочной деятельности по художественно

Данная программа предназначена для ребят младшего школьного возраста (6,5 – 10 лет). Музыка,

как никакой другой виз искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению,

учит сопереживать. Музыкальное движение и пение, помимо эстетических и образовательных задач,

способствуют еще и укреплению здоровья, развивают память и речь детей. Музыкальная культура имеет

большое значение в формировании духовного мира ребенка и составляет неотъемлемую часть общего

эстетического воспитания детей. И моя задача, как педагога – заинтересовать детей музыкой, прививать

любовь к классическим произведениям, повышать духовно – эстетический вкус, чтобы главной

ценностью у детей было искусство, стремление к возвышенным чувствам.

Эта программа предусмотрена для реализации поставленной задачи. Она рассчитана для учащихся 1 - 4

классов. Учебный план направлен на

проявление и развитие основных музыкальных способностей,

формирования эстетического вкуса и чуткости к красоте в искусстве и в жизни.

Основной работой вокально – хоровой группы является обучение начальным певческим навыкам и

выразительности, развития музыкальной памяти, слуха.

Используя различные виды песен, участники реализации программы приобщаются к интонациям

музыкальной речи, красоте и особенностям гармонического

языка и свойственному колориту.

значительной степени они развивают навык широкого дыхания, дикционной четкости и протяжного

звука. Использование в репертуаре песен других стран полезно и необходимо. Исполнение такой

развитию участников группы.

Важную роль в воспитании художественного вкуса имеет включение в репертуар произведений

отечественных композиторов - классиков и зарубежных композиторов. Работа коллектива над такими

произведениями и их исполнение дают участникам огромную эстетическую радость.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к

национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего

поколения интереса и уважения к своим истокам. Музыкальное воспитание участников группы также

ориентируется на сочинениях родного края, на произведениях уральских композиторов.

Итак, для реализации программы необходимо затрагивать такие аспекты как:

1. Воспитание уважения и любви к песням разных жанров.

2. Изучение и освоение песен национально – регионального компонента.

3. Формирование художественного вкуса.

4. Развитие вокального слуха и певческого голоса (координация между слухом и голосом, выработка

унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен.

5. Развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического

В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, разработанной в Академии образования Российской Федерации, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.

Целью программы является приобщение ребёнка к искусству сольного исполнительства и игры в ансамбле, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами музыкального исполнительского искусства.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.

развить гармонический и мелодический слух;

совершенствовать речевой аппарат;

развить мелкую моторику пальцев;

развить первичные навыки игры на инструменте;

развить преодоление мышечных зажимов;

развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

развить гибкость и мягкость движений рук;

развить умение держаться на сцене.

воспитать эстетический вкус учащихся;

воспитать интерес к исполнительской деятельности и к музыке в целом;

воспитать чувство коллективизма;

способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;

воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

воспитать готовность и потребность к исполнительской деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 7 до 9 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.

Занимаясь в музыкальном объединении, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.

Сроки реализации программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана на 1 месяц обучения. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)

Открытые занятия с последующим обсуждением.

Конкурсы, фестивали, смотры.

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем

Вводное занятие

Знакомство с нотной грамотой.

Дидактические игры

Сочинение мелодии

Исполнение учебно-тренировочного материала

Дидактические игры на прогулке

Слушание музыки

Сказка в музыке

Содержание тем программы

1. Вводное занятие.

Упражнения по начальной подготовке к игре на фортепиано. Осознание мышечных ощущений во время игры.

Практика. Рисование нот на асфальте. Изучение расположения нот на инструменте. Понятия мажор, минор. Знаки при ключе. Знакомство с тембрами музыкальных инструментов.

3. Сочинение мелодий. Сочинение музыкальной мелодии до 8 тактов. Самостоятельное исполнение ребенком на инструменте.

4. Исполнение учебно-тренировочного материала. Игра упражнений. Одноголосие. Двухголосие.

6. Слушание музыки. Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры.

В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:

доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;

положительное отношение к усилиям воспитанника;

конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;

конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.

Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене.

Планируемые результаты обучения

– уметь исполнять несложные музыкальные мелодии;

– играть слаженно в ансамбле несложные мелодии в унисон;

– обладать развитым гармоническим и мелодическим слухом;

– уметь преодолевать мышечные зажимы при игре на инструменте.

– уметь исполнять несложные музыкальные произведения;

– знать средства музыкальной выразительности;

– уметь записать на слух короткий мотив, сыгранный на фортепиано;

– петь мелодию по нотам, записанную в пределах первой октавы;

– развить умение держаться на сцене.

– наличие первоначальных знаний о музыке, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных музыкальных жанрах (танец, песня, марш);

– умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

– владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации), способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Основные элементы материально-технического обеспечения:

пианино или рояль,

учебная мебель (доска, столы,парты, стулья, стеллажи, шкафы)

наглядные пособия, ноты, существующие в данном образовательном учреждении.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Также в школе должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М, 2001.

2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.

3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.

4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004

5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997

6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.

8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.

9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.

10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. - М, 2000.

11. Юссон Рауль Певческий голос. - М., 1998.

1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М, 2001.

2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.

3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.

4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004

5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997

6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.

8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.

9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.

10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. - М, 2000.

11. Юссон Рауль Певческий голос. - М., 1998.

1.Асафьев Б. Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978

3. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989

4. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М., 1986

5. Книга о музыке. Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988

6. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979

7. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990

8. Способин И. Музыкальная форма. М., 1972

9. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М., 2007

10. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Учебные пособия (с аудиозаписями), 1, 2, 3 классы. М., 2007

Методические и справочные пособия

1. Вопросы методики начального музыкального образования. Сборник статей под ред. В. Руденко, В. Натансона. – М., 1981

2. Гинзбург Л. Работа над музыкальным произведением. Методические

3. Григорьев В.Ю. Методы обучения игре на скрипке. Изд. Классика – XXI. -

4. Яньшинов А. Техника смычка. Руководство для выработки штрих - М.,

5. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. – М., 1983

Дополнительная литература

1. Баринская А. Начальное обучение скрипача. Изд. Музыка. - М., 2007

2. Берлянчик М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. Изд. Классика XXI. – М., 2006 г.

3. Богословский Н. Сборник пьес для детских музыкальных школ

4. Лапинский Я. Альбом юного скрипача

5. Легкие пьесы для начинающих, вып. 1 (под ред. К. Мостраса)

6. Пьесы для скрипки и фортепиано (сост. Т. Захарьина)

7. Раков Н. Сборник пьес

8. Сборник народных песен (обр. К. Мостраса)

9. Сборник классических пьес (сост. О. Агарков)

10. Соколовский Н. Избранные пьесы Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 2

Читайте также: