Кружок для начальной школы хочу все знать

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 348 0

Рабочая программа кружка

(подготовительная группа)

1. Пояснительная записка

Актуальность

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижениеличностных результатов на этапе завершения

2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.

3.Целевые ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

5. При планировании содержания совместной образовательной деятельности прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является старший дошкольный возраст. Развитие обучающегося происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель:создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности.

Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере совместной образовательной деятельности.

Расширять общий кругозор.

Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Принципы:

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

Формы и объем занятий:

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; сюжетно - ролевая игра).

Совместная образовательная деятельность (включенность в парную и групповую работу).

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование).

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.

овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников.

Образовательные результаты:

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

К концу обучения дошкольники должны знать и уметь:

Универсальные учебные действия

Игры и игрушки

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

Умение выражать свои мысли полно и точно;

Взаимодействие с партнером.

Умение строить речевое высказывание в устной форме.

Все для дома

Обучающиеся должны знать:

Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности. Применять на практике основные знания по уходу за растениями.

Выделение познавательной цели;

Выбор наиболее эффективного способа решения;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений.

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания.

Обучающиеся должны уметь:

Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

Выделение познавательной цели;

Выбор наиболее эффективного способа решения;

Установление причинно-следственных связей.

Умение выражать свои мысли;

Взаимодействие с партнером.

Обучающиеся должны знать:

Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы правильного питания.

Обучающиеся должны уметь:

Различать полезные и вредные продукты. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

Умение выражать свои мысли;

Взаимодействие с партнером.

Выделение познавательной цели;

Выбор наиболее эффективного способа решения;

Установление причинно-следственных связей.

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии модельера.

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты.

Характеризовать их особенности.

по отличительным признакам.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Выделение познавательной цели;

Установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Умение выражать свои мысли полно и точно;

Взаимодействие с партнером, коллективом.

Обучающиеся должны знать:

Название праздников и обычаев.

Обучающиеся должны уметь:

Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Проводить работу в группе.

3. Содержание программы

Раздел\ Тема

Практические действия (примерные)

Игры и игрушки

Где появились куклы

История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле

Вырезание бумажных кукол.

Виды настольных игр

Изготовление настольной игры (групповая работа)

Разучивание подвижных игр

Все для дома

Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений

Школа

Кто изобрел бумагу

Аппликация из бумаги (тема любая)

Заочное путешествие на карандашную фабрику

Рисование карандашами (тема любая)

Кто придумал первую карту

Роль карты в жизни человека

Какие бывают карты

Рисование различных видов хлеба

Из чего делают пряники

Лепка пряников из соленого теста

Одежда

История русского сарафана

Рисование и вырезание сарафана для куклы

Рисование модной одежды

Праздник

Почему на Пасху красят яйца

Беседа о православном празднике

4. Перспективно - тематический план

Предоставление данной программы администрации ДОУ.

Где появились куклы.

Кто изобрел бумагу.

Кто придумал первую карту.

Из чего делают пряники.

История русского сарафана.

Почему на Пасху красят яйца.

Список литературы

Основная литература

3.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.

5.Тихомирова О.В., Бородкина Н.В., Соловьев Я.С. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС. Учебное пособие. – Ярославль, ГОАО ИРО, 2014

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]

Дополнительная литература

3. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.

7. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

беседы, тесты, мини-проекты, конкурсы, выставки.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа.

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала за год обучения.

Ключ к результату усвоения материала:

Низкий уровень (70-80% ) — 3 балла

Средний уровень (80-90% ) — 4 балла Высокий уровень (90-100%) — 5 баллов


- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ ________

-Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы __________________________ на 2020– 2021 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № ___ от 31 августа 2020 года).

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.

Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

1. Определение видов организации деятельности обучащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультация.

Формы и объем занятий:

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Нажмите, чтобы узнать подробности

____________Брянкина Н.Л Приказ №142 от 26.08. 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коммунар 2021

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

широкая мотивационная основа интеллектуальной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости интеллектуальной и творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности собственной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения интеллектуальной задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

o формулировать собственное мнение и позицию;

o договариваться, приходить к общему решению;

o соблюдать корректность в высказываниях;

o задавать вопросы по существу;

o использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

владеть монологической и диалогической формой речи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийсяся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения интеллектуальной или творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

подводить под понятие;

проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развить интеллектуальные и творческие способности;

Достичь оптимального для каждого уровня развития;

Сформировать систему универсальных учебных действий;

Сформировать навыки работы с информацией.

Результат освоения программного содержания: участие в предметных олимпиадах на всех уровнях, участие в научно-практических конференциях школьников, создание проектов для уроков школьного курса, участие в выпуске классной стенной газеты.

Первый уровень результатов (1-2 кл.) – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов (2-3 кл.) – получение обучающимися опыта переживания и социального и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной среде.

Третий уровень (3-4 кл.) – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у обучающихся социально приемлемых моделей поведения.

с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.

с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

1.1. Общая характеристика курса

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном

процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий,

Цель курса – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого

потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей

в процесс саморазвития.

Задачи курса:

• развивать познавательные потребности младших школьников;

• обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым

для проведения самостоятельных исследований;

• формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

• формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе

Основные разделы программы

Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного

исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи

страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательского

обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в

собственную исследовательскую практику. Большинство педагогов начальной, средней школ и

тем более высших учебных заведений убеждены, что стоит только загрузить учащегося

задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как

работа пойдет полным ходом.

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования,

ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной

средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому

специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса

исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг

по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может

быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает

разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся

включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

- тренинг исследовательских способностей;

- самостоятельная исследовательская практика;

- мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей.

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями,

умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

давать определение понятиям;

делать умозаключения и выводы;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований

и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной,

центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень

самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две

предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом

решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты

исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты

его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить

практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями

аргументировать собственные суждения.

1.3.Описание места курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана

на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, общий объём занятий составляет 33 часа.

1.4. Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и

1.5. Планируемые результаты изучения курса

универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к исследовательской деятельности;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая

социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том

числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов

требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости

исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и

предпочтении социального способа оценки деятельности;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/ неуспешности исследовательской

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета

позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и

Регулятивные универсальные учебные действия:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с

использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном

пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и

представления их результатов;

высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских

владеть основами смыслового чтения текста;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

подводить под понятие;

оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,

умозаключение, вывод и т.п.;

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить

наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,

аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской

задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,

обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,

несовместимость, возможность, невозможность и др.;

использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе

и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при

выработке общего решения в совместной деятельности;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру

необходимую информацию как ориентир для построения действия;

допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

1.6. Содержание программы

Содержание занятий 1-2 класс

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

Содержание занятий3-4 класс.

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Практические задания на анализ и синтез. Практические

текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

и отвечать на него.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика 17 ч.

и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

он должен решать.

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий

до момента их завершения.

Мониторинг исследовательской деятельности-6ч.

Общий объем часов _ 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Читайте также: