Кружок цветоводство в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576).

2. Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк

3. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

4. Плана внеурочной деятельности МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк

Планируемые результаты:

Личностные УУД :

положительное отношение к учению;

желание приобретать новые знания;

способность оценивать свои действия;

Метапредметным и результатам и являетс я формировани е универсальны х учебны х действи й (УУД).

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

работать по плану;

адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: знать

названия комнатных растений;

основные способы ухода за растениями;

для чего нужны человеку комнатные растения;

основные способы размножения;

Коммуникативные УУД: уметь

вести диалог с учителем и одноклассниками;

слушать и отвечать на вопросы других;

высказывать свою точку зрения;

работать в парах и рабочих группах.

Программа рассчитана на 1год:33 занятия .

Содержание программы.

Занятие 1.Знакомство с деятельностью кружка. Инструктаж по ТБ.

Теория.

Ознакомление с планом работы кружка, с видами работы по озеленению, с мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Инструктаж по ТБ с инструментами, необходимыми для работы.

Занятие 2-4.Зеленые друзья нашего класса.Знакомство с комнатными растениями.

Практическая работа.

Определить названия комнатных растений (определяют растения по атласу определителю)

Занятие 5-7.Растения в интерьере.

Теория.

Условия содержания растений (тень, полутень, светло, но без солнечных лучей, прямое солнце изредка, солнечное окно, яркий рассеянный свет)

Каждому растению что-то подходит, а что-то нет.

Крепкое растение может приспособиться к неблагоприятным условиям.

Следует собирать растения с одинаковыми требованиями к освещенности.

1.Требования к обитателям уголка:

- растения должны быть внешне привлекательны;

- растения должны быть безопасны, не приносить вред здоровью.

2. Показ композиций из горшечных растений (стандартная композиция, профессиональная, зеленое окно, коллекция, вертикальное расположение)

Практическая работа (размещение растений в классе и рекреации школы на первом этаже).

Занятие 10. Строение комнатных растений.

Различия растений (по своему строению, форме, окраске, периоду цветения). Основные органы растений (корень, стебель, лист, цветок, плод).

Разновидности корневой системы (мочковатая, глубинная, луковица).

Различие листьев по форме (зубчатые, выемчатые, перисто-сложные).

Строение цветка. Виды соцветий. Плод.

Занятие 11-12. Уход за растениями (полив, опрыскивание).

1.Полив. Вид полива (правильный, неправильный).

обильный – ежедневный, летом до 2 – 3 раз;

умеренный – 1 раз в 2 – 3 дня;

редкий – 1 раз в 7 – 10 дней;

Специальные приспособления для опрыскивания (опрыскиватели, пульверизаторы, стряхивание воды с руки). Правила опрыскивания.

2.Практическая работа.

Вопросы: 1. Влияет ли время года на количество, частоту и время полива растений?

2. Какую воду лучше всего использовать для полива?

Занятие 13-14. Уход за комнатными растениями (рыхление, обтирание и обмывание листьев, удаление подсохших частей растений).

2. Обтирание и обмывание производят 1 раз в 7 – 10 дней. Приспособления для обтирания и обмывания (кисточка, щетка, влажная губка, мягкая тряпочка)

3. Удаление подсохших частей (прежде чем начать мыть растения, необходимо удалить все поврежденные и засохшие листья и побеги)

4.Практическая работа.

Вопросы: 1. Зачем необходимо рыхление?

2. Как правильно провести рыхление?

3. Зачем удалять пыль с растений?

Занятие 15-18 .Питание комнатных растений из почвы и их подкормка.

Теория: Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходи­мые для правильного развития комнатных растений.

Практическая работа.

Составление календаря подкормки комнатных расте­ ний. Работа со справочной литературой по подкормке ком­натных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей. .

Занятие 19-22. Посещение библиотеки. Интересная информация о растениях нашего класса.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Занятие 25-26. Игровые упражнения. Посещение библиотеки.

Практическая работа.

Подумай, листья, каких цветков нарисованы на воздушных шариках?

Занятие 27-31 . Размножение семенами

Занятие 32-33. Подведение итогов

Теория: Завершающие работы по данной теме в соответствии с планом занятий кружка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Пояснительная записка

Растения, правильно подобранные и со вкусом размещенные в помещении создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать окружающий мир, способствует приобретению опыта по организации собственной деятельности.

Программа кружка юных цветоводов рассчитана на младший школьный возраст учащихся.

Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов школьников, развитие творческой инициативы и самостоятельности по озеленению школы.

Цель программы: воспитывать у учащихся любовь к природе, наблюдать за жизнью природы, развивать практические навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями.

Задачи: формировать нравственные ценности учащихся, развивать исследовательскую деятельность, побуждать школьников к чтению литературы, привлекать детей и родителей к озеленению школы.

2.Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- основные факторы среды обитания растений;

- виды комнатных растений;

- приемы размножения и выращивания комнатных растений;

- вредителей комнатных растений.

Учащиеся должны уметь:

- провести посадку растения;

- провести размножение растения;

- ухаживать за комнатными растениями:

- проводить паспортизацию растений.

3.Содержание программы:

1.Введение . Строение комнатных растений (4часа)

Ознакомление с планом работы кружка, с мероприятиями в которых будут участвовать члены кружка, назначение кружка. Формирование уголка

из комнатных растений.

Ознакомление со строением, функциями и разнообразием органов растения

(стеблем, листьями, корнем и цветками)

2.Цветочно - декоративные растения, их значение в жизни человека (11часов)

Ознакомление с комнатными растениями, используемыми для озеленения помещений. Суккуленты, лианы, ампельные растения, декоративно – лиственные и красивоцветущие. Значение комнатных растений в жизни человека. Лекарственные и ядовитые растения

Пр.р№3 Рисуем любимый цветок

3.Биологические особенности комнатных растений ( 10часов)

- растения влажных тропических лесов;

Знакомство с комнатными растениями по плану: название, внешний вид, родина растений, биологические особенности. Паспортизация растений

Практические работы :

№ 4 . Паспортизация растений

4.Уход за комнатными растениями (7часов)

Размещение комнатных растений. Полив и банный день. Подготовка почвы и пересадка. Подкормка и размножение. Наиболее распространенные вредители комнатных растений: паутинные клещики, тли, щитовка. Болезни комнатных растений: гниль, ржавчина и меры борьбы с ними.

Практические работы

№ 5 Размещение комнатных растений к источнику света в рекреации, классной комнате.

№ 6 Правила полива и опрыскивания растений, удаление пыли с растений и сухих листьев, рыхление почвы

№ 7 Приготовление почвенной смеси, подкормка растений.

№ 8 Пересадка и перевалка растений

Приготовление растворов и обработка растений, применение для обработки растений народных средств.

Пр.р.№ 10 Декорирование цветочного горшка

Черенкование комнатных растений, наблюдение за укоренением черенков, их ростом и развитием. Посадка укоренившихся черенков, уход за посаженными черенками.

5. Я и мой любимый цветок(2часа)

Конкурс на лучшую сказку о комнатном растении. Подведение итогов работы кружка . Фотовыставка.

Направление: познавательное, духовно-нравственное, экологическое, краеведческое, социальное.

Возраст учащихся : 7 - 11 лет.

Актуальность курса

Возможность выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на уроках биологии делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Цель: формирование практических умений и навыков в работе с декоративными и комнатными растениями

1. В области образования:

- расширить и углубить знания учащихся о комнатных растениях, их биологических особенностях и агротехнике выращивания;

- обучить практическим приемам ухода за комнатными растениями;

- обучить работе со специальной литературой;

- обучить основам флористики и цветочного дизайна.

2. В области воспитания:

- повышать экологическую грамотность личности;

- воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного ;

- развивать пространственное представление, творчество, воображение.

Основная практическая задача курса – участие в озеленении здания школы

Планируемые результаты обучения:

- эстетическое отношение к живым объектам;

- чувство доброго и милосердного отношения к окружающей природе;

- потребность в общении с природой;

- освоение новых видов деятельности;

- самостоятельность и ответственность в выборе решений;

- участие в творческом, созидательном процессе;

- коммуникативные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения,

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- потре бность в здоровом образе жизни

Получат знания о:

- эстетическом и гигиеническом значении комнатных растений;

- основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ по цветоводству;

- многообразии комнатных растений;

- условиях жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);

- основных приемах ухода за комнатными растениями;

- некоторых заболеваниях растений и мерах помощи растениям;

- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;

- определять комнатные растения;

- наблюдать за ростом растений;

- правильно ухаживать за комнатными растениями: протирать, опрыскивать, удалять сухие листья, вносить удобрения по всем правилам техники безопасности , приготавливать почвенные смеси, рыхлить почву;

- размножать комнатные растения различными способами вегетативного размножения;

- осуществлять действия по озеленению;

- составлять рекомендации по уходу за комнатными растениями.

Метапредметные

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

- участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.

Предполагаемые уровни результатов обучения:

Первый уровень результатов работы по программе - приобретение школьниками соответствующих знаний (о значении растений в природе и жизни человека; основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ; многообразии комнатных растений; основных правилах ухода за комнатными растениями и т. п.).

Второй уровень результатов - получение школьником опыта проведения работ по цветоводству (использование справочной литературы, определение комнатных растений, выполнение работ по уходу за растениями и т.п.)

Методы работы.

1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления отчета о проделанной работе)

3. Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы.

4. Метод коллективного творчества (совместная работа по озеленению выбранного помещения школы)

5. Наглядно-практический метод (наблюдение за ростом растений; проведение практических работ по уходу за растениями)

Формы работы:

работа с определителями и справочной литературой;

профилактический осмотр растений;

уход за комнатными растениями;

размещение растений в помещении;

озеленение помещений школы;

практические занятия по пересадке, выращиванию, размножению растений;

паспортизация растений, создание тематических папок;

Этапы и сроки реализации программы.

1. Подготовительно-организационный - сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.

3. Заключительный - май

Тема 1. Введение (2ч).

Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда по озеленению, с проводимыми мероприятиями. Правила безопасности труда и гигиены при работе с горшечными растениями и сельхозяйственным инструментом.

Практическая работа: Ознакомительная экскурсия в фитоуголок. Ознакомление с оборудованием и инструментами, необходимыми для комнатного цветоводства.

Тема 2. Комнатные растения и их роль в жизни человека (4ч).

Происхождение комнатных растений. История комнатного цветоводства, комнатное цветоводство в России. Обычаи и традиции людей разных исторических эпох по отношению к цветам. Легенды и предания о цветах. Комнатные растения и астрология. Декоративная функция растений. Санитарно-гигиеническое значение растений. Многообразие комнатных растений. Лекарственные комнатные растения. Ядовитые комнатные растения.

Тема 3. Особенности строения и жизнедеятельности растений (3ч).

Общие сведения о строении растений. Особенности внешнего строения растений. Основные органы растения: корень, лист, понятие о побеге, строение и функция стебля, цветка. Облик комнатных растений: злаковые, кустистые, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные растения, шаровидные растения. Жизненные формы. Процессы жизнедеятельности растений: минеральное питание, фотосинтез, дыхание растений.

Тема 4. Выбор растений и условия их содержания (3ч).

Условия выращивания комнатных растений. Температура, температурный режим, шкала температур. Световой режим: шкала освещенности; естественное и искусственное освещение. Влажность воздуха. Шкала влажности воздуха. Особенности жизнедеятельности растений разных экологических групп. Требования к содержанию комнатных растений. Содержание растений дома. Емкости. Типы емкостей: горшки, кашпо, контейнер. Устойчивость, практичность, цвет, материал емкостей. Почва, земляные смеси.

Тема 5. Уход за комнатными растениями (ч).

Полив. Правила соблюдения режима полива. Полив из лейки. Метод погружения. Гидропоника. Питание растений. Основные питательные вещества для растения. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка. Сроки и правила подкормки комнатных растений. Доза удобрения. Покой. Опрыскивание и гигиенические процедуры. Свежий воздух. Внешний вид растений. Мытьё. Полировка. Очистка. Перевалка и пересадка растений. Формирование комнатных растений. Бонсай. Обрезка. Прищипка. Выгонка растений.

Тема 6. Размножение комнатных растений (ч).

Особенности размножения растений. Вегетативное размножение комнатных растений. Размножение отводками, отпрысками, усами, детками. Размножение черенками. Комнатные луковичные растения, их многообразие. Размножение луковицами. Деление корней, клубней, корневищ. Семенное размножение. Значение семенного размножения, его особенности, преимущества, недостатки. Внешнее строение семян. Приемы подготовки семян к посеву: стратификация, намачивание и др. Споровое размножение.

Подготовка земли для черенкования. Черенкование комнатных растений. Размножение растений делением куста, клубнями, луковицами. Наблюдение за объектами.

Тема 7. Вредители и болезни комнатных растений (ч).

Тема 8. Растения в интерьере (ч).

Растения в интерьере. Правила размещения растений в помещении. Особенности аранжировки гостиной, ванной комнаты, столовой, прихожей, лестничной площадки, спальни, кухни, балкона. Комнатные растения для северного окна, для южного окна. Подвесные кашпо. Одиночные растения. Лианы. Красивоцветущие комнатные растения (каланхоэ, розовый жасмин, спатифиллум, антуриум, гибикус, олендр и др.). Составление композиций. Композиция из горшечных растений. Стандартная композиция. Зеленое окно. Поддон с галькой. Вертикальное расположение. Комнатный садик. Подвесная корзинка. Сложная цветочница. Сад в плошке. Сад в аквариуме.

Работа с различными источниками информации. Составление календаря цветения комнатных растений. Размещение растений в комнате. Подвешивание к потолку. Расположение на полу. Размещение на подставке. Размещение на стене. Работа по озеленению выбранного в школе помещения.

Тема 9. Подведение итогов работы (ч).

Подведение итогов. *Выставка работ. *Защита проектов.

В ходе прохождения курса возможна

2) проектно- исследовательская деятельность по следующим темам:

О чем говорят названия растений?

Самые популярные комнатные растения в России.

Растения и астрология.

Ядовитые комнатные растения

Лекарственные комнатные растения

Народные методы борьбы с болезнями и вредителями комнатных растений.

Вегетативное размножение растений.

Размножение луковичных комнатных растений.

Влияние удобрений на рост и развитие растений.

Как сохранить растения в ваше отсутствие?

Наша зеленая школа.

Оформление помещения при помощи комнатных растений (растения в спальне; растения в детской комнате; растения в кухне …)

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий, активных занятий.

(1 час в неделю 34 часа в год)

Ознакомление с планом работы. Инструктаж ТБ.

Экскурсия в фитоуголок. Ознакомление с оборудованием и инструментами.

Комнатные растения и их роль в жизни человека

История комнатного цветоводства. Комнатные растения и астрология.

Декоративная функция растений. Санитарно-гигиеническое значение растений.

Многообразие комнатных растений. Лекарственные и ядовитые комнатные растения.

Экскурсия в библиотеку. Ознакомление и работа с литературой по комнатному цветоводству.

Особенности строения и жизнедеятельности растений

Общие сведения о строении растений. Основные органы растения.

Облик комнатных растений. Жизненные формы. Классификация растений.

Процессы жизнедеятельности растений.

Выбор растений и условия их содержания

Условия содержания комнатных растений.

Особенности жизнедеятельности растений разных экологических групп.

Требования к содержанию комнатных растений. Емкости. Почва, земляные смеси.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа позволяет компенсировать недостаток практических занятий в общеобразовательных предметах данного направления, а также получить новые знания, умения и навыки в применении методик в области цветоводства.Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов сельской школы.

Как музыка древних сказаний,

Волнует меня до сих пор

Причудливость редких названий

Российских цветов и озер.

Людмила Татьяничева

Цветы радуют взор красотой лепестков, формой соцветий, разнообразием ароматов, волнуют и сердце, и душу. Цветы повышают настроение, а значит, сберегают здоровье.

Общественно-сильное, эмоциональное и эстетическое воздействие имеют умело подобранные и размещенные в помещении растения. Они так же играют важную санитарно-гигиеническую роль – растения очищают воздух от углекислоты, поскольку в помещениях углекислоты сконцентрировано более чем в 20 раз больше, чем под открытым небом.

Направленность образовательной программы – эколого – биологическая.

ЦЕЛЬ: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи:
Познавательные:

•Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
• Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
• Выработать у учащихся определенные навыки по выращиванию цветочно-декоративных растений, оформлению клумб, подбору комнатных растений.

• Рассмотреть влияние некоторых факторов на растения;
• Развить умение проектирования своей деятельности;
• Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
• Научить оформлять результаты своей работы.

• Способствовать развитию логического мышления, внимания;
• Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
• Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
• Продолжить развивать творческие способности.

• Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
• Совершенствовать навыки коллективной работы;
• Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
• Усиление контактов школьников с природой.

Режим занятий: занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Данная программа позволяет компенсировать недостаток практических занятий в общеобразовательных предметах данного направления, а также получить новые знания, умения и навыки в применении методик в области цветоводства.

Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов сельской школы. Достижение конечного результата предполагается через:

практические работы (расчет удобрений, выращивание рассады цветочных растений, уход за комнатными растениями и др.);

творческую деятельность в области цветоводства (выставки, творческие работы, проекты и т.д.).

Проведение занятий предполагается в кабинете биологии.

Данная программа рассчитана на 3 года.

График учебного процесса может быть изменен в зависимости от конкретной учебной или практической задачи при обязательном соблюдении общей продолжительности теоретического и практического обучения.

Ожидаемый результат по итогам 1 года обучения учащихся:

Взаимосвязи человека с окружающей средой

Виды удобрений и их значение в жизни растений

Правила выращивания цветочных растений

Способы размножения комнатных растений

Правила ухода за комнатными растениями

Вредителей и болезни комнатных растений и меры борьбы с ними

Правила безопасности труда

Пользоваться простыми орудиями труда

Рассчитывать норму внесения удобрения

Определять комнатные растения по атласу

Размножать комнатные растения

Ухаживать за комнатными растениями

Проводить мероприятия по защите комнатных растений от вредителей и болезней

Вести наблюдение и обобщать результаты наблюдений

Применять знания на практике

Работать с литературой

Формы диагностики:

Для оценки результативности обучения применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль: оценка качества усвоения материала.

Формы оценки: тесты, творческие задания, анкетирование, собеседование, игровые формы. В практической деятельности результаты оцениваются и качественным уходом за растениями.

Читайте также: