Кружок чтение с увлечением для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Кириллова Ирина Афанасьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Убоянская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: г. Нюрба, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Рабочая программа кружка "Читаем вместе"
Тема: "Чтение с увлечением"
Раздел: начальное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

заместитель директора по УВР

_____________ /Петров И.И./

Рабочая программа внеурочной деятельности

Учитель: Кириллова Ирина Афанасьевна

Пояснительная записка

общего образования по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению. Традиция

чтения вслух в семье уходит из культуры. Визит школьника в библиотеку является скорее исключением, чем правилом. Это означает, что

школа оказывается единственным обязательным местом, в котором не избежать встречи с книгой. Получается, что именно школа и несет

основную ответственность за формирование будущего поколения читателей.

Данная программа актуальна, потому что направлена на привитие любви к чтению, потребности общения с литературными героями, а это

возможно в том случае, когда ребенок имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого

учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось

1 час в неделю в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС НОО ( 32 часа – 1 класс)

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных

произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений

вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших

школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного

опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств,

уважения к культуре народов многонациональной России.

формировать потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной

формировать эстетические чувства, художественный вкус; развитие эстетического отношения к жизни; нравственного сознания и

чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

обогатить представления ребенка об окружающем мире.

У обучающихся будут сформированы: положительное отношение и интерес к занятиям литературного чтения.

Обучающиеся приобретают опыт:

внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных

поступков, действий других людей;

оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У обучающихся могут быть сформированы:

представление о добре и зле, общих нравственных категориях;

умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое

отношение к произведениям искусства, явлениям природы)

Речевая и читательская деятельность

• воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

• читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

• пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

• объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

• вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

• объяснять действия персонажей;

• делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);

• сравнивать героев разных произведений;

• ставить вопросы к тексту.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

• рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану;

• выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• читать по ролям художественное произведение;

• сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;

• придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;

• создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;

• участвовать в инсценировании литературных произведений;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся приобретают опыт:

самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;

планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

Познавательные

прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

Обучающиеся получат возможность научиться:

сравнивать произведения и героев;

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;

находить объяснение незнакомых слов в словаре;

находить нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

задавать вопросы по тексту произведения;

сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

Обучающиеся получат возможность научиться:

обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую

аргументировать собственную позицию;

получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

1 класс (32 ч)

Содержание программы представлено тремя тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров современных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

учителями начальных классов

МОУ гимназии № 1 го Люберцы МО

Общая характеристика курса

Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

разнообразие тематики и жанров литературных текстов;

ориентация на читательские интересы ученика;

разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в данном курсе, не повторяют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;

важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанные Н.Н. Светловой этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности у младших школьников.

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы расширены и дополнены. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления квалифицированной читательской деятельности. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы.

Тип программы: тематическая, реализующая художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности.

Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников.

знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

совершенствование навыка чтения обучающихся;

развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;

развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.

Практическая значимость курса заключается в умении:

выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

находить книгу в библиотеке;

овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Программа предназначена для обучающихся 8 лет (2 класс). Чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, проекты, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценированные постановки, сочинительства. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.

Описание места курса

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Личностные универсальные учебные действия

осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения природоведческого характера;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;

развитие эстетических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

восприятие литературного произведения как любого вида искусства.

Регулятивные универсальные учебные действия

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств его осуществления;

учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

учиться работать по плану, предложенному учителем.

Познавательные универсальные учебные действия

активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей.

овладение навыками смыслового чтения текстов;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

умение слушать и понимать других;

умение работать в паре, группе, выполнять различные роли.

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;

понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

осознание значимости чтения для личного развития, формирование понятий о доброте и заботе.

Содержание программы.

Удивительный мир природы:

Итоговое занятие Вспоминать названия произведений, героев, их клички; вспоминать содержание произведений и отвечать на вопросы теста; находить соответствия между писателями и их произведениями; размышлять о том, какими качествами должен обладать человек, любящий природу. Дать рекомендательный список для летнего чтения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009;

формирование нравственных качеств личности, оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, освоение идеи произведения;

формирование познавательного интереса к литературному чтению через задания творческого и занимательного характера;

создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся.

формировать мотивацию чтения;

развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений;

совершенствовать навыки чтения обучающихся;

формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;

формировать умение извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений;

создавать необходимые условия для проявления творче­ской индивидуальности каждого ученика;

создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску;

На занятиях используются следующие формы контроля.

Текущий - позволяет определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся (результаты фиксируются учителем на каждом занятии)

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;

воспитание духовно-нравственных качеств, художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей на основе опыта чтения произведений для детей;

формирование нравственных качеств и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные универсальные учебные действия:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты:

понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

Ожидаемые результаты освоения программы

обучающиеся получат возможность:

закрепить умение работать с книгой;

закрепить умение работать с текстом;

проявить интерес к книге;

расширить читательский кругозор;

заинтересовать родителей, побудить их принимать активное участие в развитии познавательных способностей у своих детей.

Обучающиеся закрепят умение:

называть автора произведения;

записывать название произведения;

определять тему произведения;

составлять вопросы по содержанию рассказа;

понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;

формулировать письменные ответы на вопросы;

восстанавливать сюжетную линию произведения;

восстанавливать порядок плана;

восстанавливать цитатный план;

дополнять план произведения;

называть героев рассказа;

составлять план произведения;

составлять картинный план;

выбирать сюжет, к которому относится рисунок;

отвечать на вопросы теста;

дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова (в кроссворде);

собирать из слов предложения;

записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;

находить и подбирать самим слова—синонимы;

подбирать свои заголовки к рассказам;

определять ключевые слова в произведении;

определять смысл пословиц;

выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки и рассказа;

давать характеристику герою, определять его качества характера;

анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;

анализировать поступки героев сказки и рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы курса:

развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оценивание событий и поступков героев;

формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через игры с буквами и словами;

создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством сказок;

духовно-нравственное развитие личности.

Программа определяет ряд задач:

совершенствовать навыки чтения обучающихся;

формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению сказок;

знакомство с детской книгой как явлением культуры;

формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;

формировать основ читательской культуры;

вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка;

способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий при работе с текстами;

развивать воображение, литературно-творческие способности и речь первоклассников;

совершенствовать коммуникативные навыки;

создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Сведения о программе.

Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.

Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, разносторонняя. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Общая характеристика курса:

Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:

все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;

все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.

Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической

и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;

фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;

самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:

Принципы проведения занятий

Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.

Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.

Сочетание статичного и динамичного положения детей.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

Связь теории с практикой.

Доступность и наглядность.

Включение в активную жизненную позицию.

Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.

Определение места и роли учебного курса в овладении учащимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Описание места курса

Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Содержание рабочей программы.

2.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Сказки о животных (14 ч)

Бытовые сказки (3 ч)

Волшебные сказки (11 ч)

Работа с информацией

Представление информации в виде предметных картинок и сюжетных рисунков. Составление последовательности сюжетных картинок по заданному правилу.

На каждом занятии используются задания, которые можно разде­лить на четыре блока:

блок по развитию речи;

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий предметного блока (включены задания на отработку знаний по литера­турному чтению и русскому языку):

составлять из букв слова;

составлять из слогов слова;

использовать буквы слова для того, чтобы составить новые слова;

убирать лишние буквы, чтобы получились слова;

определять количество слогов в слове;

переставлять буквы в словах для получения новых слов;

восстанавливать слова путём добавления букв;

изменять букву, чтобы получилось новое слово;

понимать содержание сказки;

отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий блока по развитию речи:

подбирать другой заголовок к сказке;

определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;

пересказывать сказку с использованием картинок;

восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;

расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;

составлять из слов предложения;

восстанавливать текст сказки;

находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;

определять значения слов;

соединять слова с их значениями.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий воспитательного блока (включены задания на духовно-нравственное развитие):

определять смысл пословиц;

выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки;

отличать положительные и отрицательные качества героев сказок;

анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные ситуации.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий занимательного блока:

Читайте также: