Крутой маршрут спектакль краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Гуляя по Чистым прудам, мы случайно попали на Крутой маршрут - спектакль театра Современник. Я не знала, куда я попала. Поднялся занавес. Тюремная решётка. Женщина. 37 год, когда одна половина страны сидит, другая охраняет. Тюрьма в искусстве и СМИ – тяжёлая тема, я стараюсь в неё не погружаться. Но тут захватило. В конце спектакля зал рукоплескал стоя. Моя спутница прослезилась.
В первом действии спектакля всплыло узнавание. Я когда-то знала этот сюжет. В конце снимут Ежова, и женщины будут радоваться приходу Берии, у него такое интеллигентное лицо! В 80-е годы мы выписывали журналы Юность и Огонёк, но кроме радости от назначения Берии и его пенсне не запомнилось характеров и сюжетных линий. Сейчас узнавание происходило на более глубоком уровне, на нескольких уровнях сразу. Через четверть века изменилось восприятие, жизненный опыт, ценности и отношение к жизни. Волшебство зрительного зала создало объёмное и многомерное восприятие. Сплав прошлого, настоящего и будущего. Объединение меня, игры и личности артистов, зрителей, создателей действия, взаимодействие истории и реальности. Всё, к чему я шла всю жизнь, искала и пыталась понять в себе и других, отразилось в этом спектакле. Чувство собственного достоинства, женственность и семья, личность и система.
Несколько женских камер. Меняющиеся и повторяющиеся лица. Женские судьбы, в которых отразилось время. Вечный выбор между уважением себя и компромиссом. Это было страшное время выбора. Кто ни с нами, тот против нас. Кто не похож на общую массу, тот против нас. Кто чем-то отличается от других, тот опасен. Кто оказался рядом, тот может быть опасен. Любой можно было назвать врагом, чтобы оставшиеся боялись системы, друг друга и самого себя. Чтобы каждый человек боялся, стал врагом самому себе, изжил в себе всё человеческое. Быть частью системы – иллюзия защиты и безопасности. Рядовые люди должны считать эту иллюзию неоспоримой истиной, жить и мыслить по правилам системы.
В камеру попадали женщины из различных социальных слоёв, которые в жизни, скорее всего, никогда бы не встретились. Попадали старые знакомые, бывшие друзья и бывшие противники. Действие равно противодействию. Одни и те же действия и условия могут сломать человека, а могут сделать его сильнее. В экстремальных условиях проявляется то, что находится за гранью, скрытые возможности, страхи и ограничения. Раскрытие души и подсознания. Величие или подлость.
Предательство себя проявляется в мелочах и выливается в глобальные вопросы. Часто это выбор между жизнью и смертью. Своей или чужой. Пойти на компромисс. Согласиться. Подписать. Или остаться собой наперекор законам системы. То, что мы делаем для других, мы делаем для себя. Или против себя. Каждую минуту и каждую секунду. Каждое маленькое плохо для другого оборачивается большим Плохо для себя. Человек растёт, когда начинает относиться к другим лучше, чем они относятся к нему. Жизнь всё расставляет по местам. Око за Око в Библии можно трактовать как месть. А можно наоборот. Сам получишь то, что даешь другим. Утверждение грубой силой – это проявление слабости. Система действует грубыми методами, чтобы удержаться любой ценой. Ей нечего предложить людям. Провозглашённая свобода оказывается очередным мифом. Свобода от чего? От Бога, от счастья и гармонии, от интересов себя и своей семьи, своих близких. Хуже всего приходится самым слабым – старикам, женщинам и детям.
Я не узнала Марину Неёлову в исполнительнице главной роли Жени. После внеплановой покупки билета на программку денег не хватило, а предстояло ещё добираться домой. Сидели мы высоко, кто был кто, поняла только зайдя на сайт Современника. Сначала расстроилась – не узнать саму Марину Неёлову! Красавицу-принцессу из детских воспоминаний с трагической линией рта. Потом поняла – это хорошо. Настолько достоверным оказался образ, настолько точной и тонкой была игра! На форуме кто-то не согласился с расхождением в возрасте актрисы и героини. Я не заметила возраста. Неёлова играла Женщину, внезапно попавшую в мясорубку сталинских репрессий, выкинутую из привычной жизни в тюремную среду. Женщина в любом возрасте и в любой ситуации остаётся женщиной, если понимает это, принимает свою сущность. Растерянность, непонимание ситуации сначала. Давление следователя – подпиши! Тюремщику кажется, что ещё немного, и эта рафинированная интеллигентка подпишет всё, что угодно. Попытка объяснить следователю, что всё не так, это ошибка. Постепенное понимание того, что происходит. Переживание за мужа и детей.
– Подпиши, это формальность! Они против тебя всё подписали!
- Нет, - тихим и твёрдым голосом. Растущее самосознание и чувство человеческого достоинства.
Пять дней непрерывного допроса без сна и еды.
- Нет.
Она уже поняла ситуацию, поняла правила игры и переиграла своих тюремщиков. Молодая женщина, сильная своей слабостью. Тюремщик ставит перед ней тарелку с едой.
- Хоть поешь.
Она смотрит на еду, собирается с силами и заплетающимся языком с трудом произносит:
- Я не голодна.
Они одни. Если она примет еду из рук следователя, никто не узнает. Смогла бы я так? Всего лишь еда. Она ни к чему не обязывает. Не знаю. Не уверена.
Лию Ахеджакову я узнала в Зине по голосу. Все женские судьбы и образы были созданы очень точно. Но в Зине обратила внимание на появление татарского акцента после помешательства – щ вместо ш, мужской род вместо женского.
Получает тот, кто отдаёт. Русские Женщины, не потерявшие своего достоинства в нечеловеческих условиях, делились своей пайкой с подругами, помогали слабым. Выживал, кто умел поддерживать, кто делился с другим. Ужасным было неведение. Отсутствие информации. Неизвестность о судьбе родных и близких, обо всех событиях на воле. Нечеловеческие условия – теснота, невозможность вымыться, открыть форточку. Чтобы выжить, надо было это принять самому и помочь принять другим. Они смогли стать сильнее, остаться женщинами, выжить и рассказать нам.
- Мы не номера, мы Женщины!
Спектакль стирает грани между нами и ними, между игрой актёров и реальностью. Создаёт ощущение причастности. Вместо занавеса решётка. Несвобода из несвобод. В тоже время огромная внутренняя свобода и смелость, женственность и уважение к себе и судьбе другого, которые помогли многим из них пройти свой путь до конца. Крутой маршрут в Постановке Галины Волчек создаёт ощущение сопричастности. Мы – это они. Они – это мы, только они лучше нас. Им больше выпало, они это вынесли.
После окончания спектакля я с трудом удержалась, чтобы не поклониться со своего места артистам и всем создателям спектакля в ответ. Так выразить такую сложную многомерную тему! С пониманием, любовью и юмором. Низкий поклон Вам! Очень сильно!

13 июля 2015 Королёв

© Copyright: Елена Разгон-Скорнякова, 2015
Свидетельство о публикации №215071301373


Спектакль по мотивам 1-й части автобиографии Евгении Гинзбург

Участники

Место проведения

Современник


"Крутой маршрут" - первый и на сегодня единственный спектакль, по окончании которого я не смогла, как обычно, захлопать в ладони. На протяжении всех 3-х часов, что он идет, физически ощущаешь нарастающие со сцены напряжение, сопротивление, протест, сливающиеся в единую, какую-то нечеловеческую силу желания остаться человеком, желания не выпасть из человеческого. Не смотря на то, что жизнь порой выкручивает свой маршрут так, что это скорее напоминает кошмарный сон. Угрюмая решительность идти до конца за то, чтобы остаться собой, в финале спектакля нагнетается до такой правдоподобности, что, в буквальном смысле слова физически, вдавливает в кресло. Все эти женщины и путь, который они прошли в своей жизни, непостижимая, казалось бы невозможная в нашей сегодняшней жизни, бесчеловечность. и всего 3 часа на то, чтобы сообщить это залу. Я не смогла апплодировать, настолько была подавлена увиденным; но преклоняюсь перед вами, теми кто ЭТО пережил и остался человеком и теми, кто рассказал о том, насколько разным может быть путь.
Прошел год с того дня, когда я видела спектакль, но ощущения, которые он вызвал, живы до сих пор.


Пятьдесят лет назад моя мама - не просто член партии, а хранитель и издатель документов и произведений Маркса - тайком принесла домой ксерокопию "Крутого маршрута" и положила на стол мне - тогда семнадцатилетнему мальчишке - сынок должен сам научиться разбираться в жизни. Эта книга, как и другие вовремя прочитанные вещи, круто изменила всю мою жизнь, задав главные ориентиры, научив не сдаваться и не терять себя ни при каких обстоятельствах. Сегодня мы шли с семнадцатилетней внучкой по бульвару мимо "Современника" и вдруг увидели афишу. Мгновенно вспомнились все стихи из книги, выученные тогда наизусть, бессонные ночи с фонариком над перепечаткой книги.
Я боялся, что внучке спектакль покажется непонятным, тяжелым. Три часа, вобравшие в себя целую жизнь героини, пролетели как пять минут - и книга и спектакль на редкость оптимистичны в своей почти непереносимой тяжести и боли. Полный восторг внучки - "Это самый лучший спектакль, который я видела, его просто должны все посмотреть!". Странно, я вдруг тоже почувствовал себя семнадцатилетним. Почти двадцать минут оваций фантастическому составу актеров не передадут всего, что мы чувствовали. Спасибо Вам за то, что Вы делаете, за память замечательным людям, за очень нужные сейчас слова и мысли. Полный зал, воодушевленные лица зрителей всех возрастов, несмолкающие аплодисменты вставшего зала тоже очень помогают понять, что вокруг все так же много замечательных людей.


Нужно отдать должное актерам, которые буквально растворились в своих героях. Они смогли виртуозно передать зрителю то состояние дикого страха, абсолютной надломленности и темного мрака, которое они испытывали в тяжелый период пребывания в лагерях. И ни физическое освобождение, ни реабилитация так и не смогли избавить этих людей от душевной боли, которую забыть просто невозможно.

Премьерный показ спектакля состоялся еще в 1989 году, и с тех пор постановка неизменно пользуется популярностью, даже сегодня можно на него пойти и купить билеты на Крутой маршрут, цена мест на нашем сайте начинается от 300 рублей. Даже, несмотря на прошедшие годы и изменение нравов современности, это спектакль по-прежнему остается столь же острым и актуальным, как и много лет назад.

Крутой маршрут кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме-спектакле

Галина Волчек

Александр Гетман

Марина Неёлова , Алла Покровская , Галина Петрова , Людмила Крылова , Наталья Пярн , Мария Ситко , Мария Аниканова , Лия Ахеджакова , Марина Александрова , Елена Козелькова , Лилия Толмачёва , Марина Феоктистова , Марина Хазова , Нина Дорошина , Тамара Дегтярёва , Елена Миллиоти , Сергей Гирин , Михаил Жигалов , Геннадий Фролов , Владимир Земляникин , Василий Мищенко , Мария Селянская , Александр Кахун , Паулина Мясникова

Спектакль театра "Современник" посвящен жертвам сталинских репрессий. Он создан на основе первой части одноименной автобиографической книги Е. Гинзбург. Временем действия стали 18 лет, проведенные в заключении арестованной в 1937 году молодой журналисткой. Перед нами проходят поломанные судьбы женщин, оказавшихся в одной камере с главной героиней, мы становимся свидетелями их попыток осознать происходящее в стране. Мы видим, как по-разному проявляются в трудных обстоятельствах человеческие характеры.

последнее обновление информации: 01.02.16

кадры из фильма >>

Крутой маршрут (2008) фотографии

Крутой маршрут (2008) фотографии

Крутой маршрут (2008) фотографии

Крутой маршрут (2008) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

После прочтения книги невозможно смотреть спектакль.Посмотрела по рекомендациям здесь же "Внутри вихря",намного пронзительнее ,чем спектакль.Ну а в целом-невозможно отснять и сыграть то,что пережили. читать далее>>

А есть еще х\ф " КРУТОЙ МАРШРУТ " Германия Польша Франция 2009г. Показан по тв каналу " КУЛЬТУРА " о7 августа 2014г. В качестве второй серии можно порекомендовать х\ф " ЗАТЕРЯННЫЙ. читать далее>>

№ 9 Вы бы еще на сотовом телефоне посмотрели! Впечатление еще бы больше усилились в сторону негатива. Такие спектакли смотрят вдумчиво, перед большим экраном телевизора в спокойной обстановке. читать далее>>

А я смотрела на планшете. Мне не очень. Нет, Неелова, конечно очень хороша, но по сравнению с книгой как-то слабо. И почему молодых женщин играют такие старухи? Неужели в театре нет молодых? А то когда. читать далее>>

Читайте также: