Круговорот воды в природе школа 2100

Обновлено: 05.07.2024

- Какие качества нужно вам проявить, чтобы получился такой урок?

- Сегодня на уроке ваши хорошие знания помогут нам подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, кому нужна вода, зачем нужна вода, всегда ли вода одинакова.

- Выскажите каждый свое предположение, запишите в тетрадь.

II. Повторение пройденного.

- Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду. И, наконец, те, кто любит лимонад!

- Какое вещество объединяет все эти вопросы? Вода! Именно она станет героиней темы, над изучением которой мы сегодня будем работать.

- Много ли на свете воды? Давайте посмотрим на глобус. Из всех планет Солнечной системы лишь Земля имеет такие ее запасы. Моря и океаны, реки и озера, родники и колодцы, болота и ледники, тучи и пар – все это составные части водной оболочки Земли, которая называется гидросферой (карточка).

- Чем же интересен это чудо-материал, без которого не может существовать жизнь на планете? Каковы его свойства? Давайте вспомним основные свойства воды.

- Работу будем вести в группах (деление на три группы).

- Почему мы разделились на три группы? (Три состояния воды-жидкое, твердое и газообразное.)

Один ученик из группы вытягивает жребий-какое состояние воды будут обсуждать в группе.

Расскажите о свойствах воды в каждом из состояний.

1 группа. Жидкое состояние воды.

- Где в природе встречается?

- Какими свойствами обладает?

а) бесцветная;
б) прозрачная;
в) запаха не имеет;
г) не имеет формы, растекается;
д) температура кипения +100 градусов;
е) температура замерзания 0 градусов.

Показ по карте (моря, океаны, реки, озера).

- Вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут гуси, и в синем море, где режет волны быстроходный глиссер.

Есть вода и под землей. Без нее не журчали бы родники на дне лесных оврагов, не бежали бы ручейки из подножия холмов, и никто бы не увидел сказочных пещер и подземных озер.

2 группа. Твердое состояние воды.

- Где в природе встречается?

- Какими свойствами обладает?

а) лед не имеет цвета, снег белый;
б) лед прозрачный, снег непрозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкуса не имеет;
д) лед имеет форму, снег рыхлый;
е) тает при температуре 0 градусов.

Показ по карте (Антарктида, ост. Гренландия, Северный полюс, вершины гор).

- Снежная белизна. Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.

- В чем же секрет белизны снега? (Пожалуй виноват разноцветный солнечный луч.)

- Какого цвета лед? (Никакого, он бесцветный.)

- Почему? (Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч целиком и остается бесцветным, таков закон природы.)

3 группа. Газообразное состояние воды.

- Где встречается в природе? (облака, туман, пар, испарение после дождя. )

- Какими свойствами обладает?

а) не имеет цвета, невидим;
б) прозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкус не имеет;
д) формы не имеет;
е) при охлаждении превращается в воду, при охлаждении ниже 0 превращается в кристаллики льда (иней).

- С детских лет до старости мы не устаем любоваться плывущими в небе облаками. И облака в небе, и туман над землей состоят из крохотных капелек воды. Эти капельки образовались из невидимого водяного пара. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей-туманом.

Вывод: вода находится на Земле в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

- Отгадайте загадки. Если правильно отгадаете загадки, у нас получится портрет воды. Распределите отгадки на три группы: вода в жидком, в твердом и газообразном состоянии.

На дворе переполох,
С неба сыпется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град.)

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака.)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (Туман.)

Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег.)

Вечером родится,
Ночью живет, утром умирает. (Роса.)

Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку,
Очень трудная загадка. (Дождь.)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

- Молодцы, ребята! Получился у нас портрет воды? Да, получился.

III. Изучение нового материала.

Учитель демонстрирует глобус.

- Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды.. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

- Я послушала ваши ответы. Кто прав, вы сейчас решите сами.

- Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит с водой? (Вода кипит, идет пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.)

- Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)

- Почему они образовались? (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)

- Этот процесс называется конденсация (карточка).

- Сделайте вывод. (Вода нагрелась. Стала испаряться. то есть превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получается круговорот.)

- Жила-была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

(На доску в процессе рассказа крепятся рисунки-иллюстрации.)

Пригрело как-то яркое солнышко.

- Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей.)

- Да. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.

Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.

- В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.)

- И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит.

- Можно ли сказать, что вода вращается по кругу?

- Как можно назвать это явление в природе? (Круговорот.)

2. Словарная работа.

- Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)

- ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.

3. Практическая работа.

Откройте Рабочую тетрадь с.30 з.69. Поставьте точку в том месте, где, по вашему мнению, вода начинает свое путешествие и при помощи стрелок покажите движение воды в природе.

- Пока вы выполняете задание подумайте: может ли вода исчезнуть с лица земли?

(Учитель проверяет выполнение работ, вызванный ученик обосновывает свой выбор.)

- Может ли вода исчезнуть навсегда? Почему?

Такое путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. (Появляется слайд со схемой круговорота.)

Откройте учебник на 122 странице. Прочитайте статью учебника со слов круговорот воды происходит и в природе.

- Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.

IV. Закрепление полученных знаний

Летом все понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение. а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет.

- Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Да, нет.)

- Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет.)

- Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу? (Сушить.)

- Поднимите руки, чьи родители сушат белье зимой на улице.

- Высыхает? (Да.)

Значит, вода испаряется и в мороз.

В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.

- Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (В виде снега.)

А снег – это вода. Круговорот воды бесконечен.

V. Домашнее задание.

Капелька очень любит путешествовать, ей всегда интересно бывать в новых местах, заводить новые знакомства. Она предлагает вам дома придумать сказку о ее путешествии и записать ее в тетрадь. А на следующем уроке расскажете историю об одном из путешествии.

Также для закрепления полученных знаний, прочитайте статью учебника на с. 122-125.

И ответьте на вопросы:

  1. Вода – это .
  2. Мне нужна вода, потому что .
  3. Я узнал (а), что вода умеет .
  4. Я хочу сказать о воде .

VI. Подведение итогов.

- Мы целый урок доказывали нашу гипотезу.

- В начале урока вы высказали свое мнение и записали в тетрадь.

- Чьи предположение совпали с теми выводами, которые мы сделали на уроке?

- У кого не получилось, не огорчайтесь, главное, в ходе урока вы пришли к правильным выводам.

VII. Рефлексия.

- Вспомните, с каким настроением вы начали работать на уроке? Давайте посмотрим, изменилось ли у вас настроение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Тема: Круговорот воды в природе.

Цель: учащиеся должны иметь представление о круговороте воды в природе.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с круговоротом воды в природе, закрепить знания свойств воды и их взаимосвязью, учить аргументировать свои умозаключения на основе полученных знаний;

Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся, интерес к окружающему миру; формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное; развивать навыки самостоятельности с использованием информационно-компьютерных технологий; продолжить обучение новым приёмам работы на интерактивной доске.

Воспитывающие: способствовать воспитанию чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Оборудование: - приборы и инструменты для проведения опыта: (спиртовка, ёмкость для нагревания воды, вода, ёмкость со снегом);

- нетбуки на столе учащихся;

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность класса к уроку.

Громко прозвенел звонок –

Начинается мы урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Актуализация знаний.

Кто я такая? (вода)

- А почему я загадала именно такую загадку?

- Какую тему мы продолжим изучать сегодня на уроке?

- Верно, сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде.

III. Проверка домашнего задания.

- Что мы изучили на прошлом уроке?

(Перенесите прямоугольники которые относятся к свойствам воды.)

Самооценка (ученик работает у доски).

- Ребята, сравните ваш результат с результатом ….

- У кого мнения при выполнении задания не совпадали? (поднимите руки)

- Как вы пришли к согласию (общему решению)?

- Какие свойства имеет вода?

(Спросить 2 слабых учеников)

- Все свойства воды я перечислила?

IV. Повторение изученного.

- Сейчас мы с вами изучаем большой и очень важный раздел нашего курса. Напомните, как он называется?

- С какими силами природы мы познакомились ранее?

( С землёй, водой и воздухом.)

- В состав, каких оболочек Земли входят суша, вода и воздух?

(Литосфера, гидросфера и атмосфера.)

- До сих пор мы рассматривали сушу, воду и воздух отдельно, выясняя их особые свойства.

V. Постановка цели урока.

- Как вы думаете, они взаимодействуют между собой?

- А как они взаимодействуют, нам и предстоит выяснить на нашем уроке. А для этого давайте отправимся в путешествие вместе с Капитошкой.

VI. Формирование новых знаний.

Жил когда-то Капитошка в большой-большой речке. Но жил он не один, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры. Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что Капитошка оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.

– Что происходит с водой в жаркий день?

– В какое состояние перешла вода при испарении?

-Всегда ли испарение происходит только в жаркую погоду?

(Испарение происходит и зимой)

- Как вы это докажите?

– Вспомните, в какую погоду белье быстрее высыхает?

(Многие хозяйки вывешивают белье на улицу не только летом, но и зимой, осенью, весной.

- Какой вывод можно сделать?

( Испарение происходит круглый год)

Летел Капитошка, летел вверх, ветер относил его все дальше и на пути он чаще и чаще стал встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли.

Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако. Капитошка и его братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз.

- В какое время путешествовал Капитошка?

– В виде чего же выпали на землю осадки?

- В виде чего выпадают осадки зимой?

(Невидимые водяные пары, поднимаясь высоко в атмосферу превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики. Постепенно они превращаются в красивые снежинки, становятся тяжёлыми и падают вниз.)

Капитошка приземлился в речку. Он снова встретился там со своими братьями и сестрами, снова стал весело жить.

Часть осадков попадает в водоёмы, часть на сушу. Затем вновь происходит испарение с поверхности водоёмов или земли.

- Можно сказать, что вода вращается по кругу?

- Это явление получило название круговорот воды.

Вывод: Вода из жидкого состояния при нагревании превратилась в газообразное, а затем, охлаждаясь, вновь превратилась в жидкость.

Проблемный вопрос:

Вода в кране течет, затем исчезает, затем вновь появляется при открывании крана. Можно ли этот процесс назвать круговоротом воды? Почему?

VII. Практическая работа.

- Можем ли мы опытным путём доказать существование круговорота воды в природе?

- Проследить это в условия класса нам поможет опыт.

а)- Возьмём ёмкость. В неё нальём воду и будем её нагревать.

б) – Вода нагрелась до определённой температуры. Что происходи с нею?

Объясните процесс кипения воды.

( При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное - пар. Теплые водяные пары смешиваются с воздухом и поднимаются вверх, т.к. тёплый воздух легче холодного.)

в) – Что происходит с тёплым влажным воздухом высоко в небе?

Мы ускорим этот процесс с помощью тарелки со снегом. Что происходит на дне тарелки?

(Дно запотело. На нём появляются капли воды.)

- Что происходит с каплями?

(Они увеличились и оторвались, упали опять в ёмкость.)

-Поясните, что произошло с водяными парами.

(Вода из жидкого состояния при нагревании превратилась в газообразное, а затем, охлаждаясь, вновь превратилась в жидкость.)

- Можно сказать, что вода вращается по кругу?

VIII. Мониторинг.

IX. Домашнее задание.

- Пересказ страниц 35 – 37.

X. Итог урока.

План – конспект урока окружающего мира

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Тема: Круговорот воды в природе.

Цель: учащиеся должны иметь представление о круговороте воды в природе.

Обучающие: познакомить учащихся с круговоротом воды в природе, закрепить знания свойств воды и их взаимосвязью, учить аргументировать свои умозаключения на основе полученных знаний;

Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся, интерес к окружающему миру; формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное; развивать навыки самостоятельности с использованием информационно-компьютерных технологий; продолжить обучение новым приёмам работы на интерактивной доске.

Воспитывающие: способствовать воспитанию чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Оборудование: - приборы и инструменты для проведения опыта: (спиртовка, ёмкость для нагревания воды, вода, ёмкость со снегом);

- нетбуки на столе учащихся;

I. Организационный момент.

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность класса к уроку.

Громко прозвенел звонок –

Начинается мы урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Актуализация знаний.

Кто я такая? (вода)

- А почему я загадала именно такую загадку?

- Какую тему мы продолжим изучать сегодня на уроке?

- Верно, сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде.

III. Проверка домашнего задания.

- Что мы изучили на прошлом уроке?

(Свойства воды)

(Перенесите прямоугольники которые относятся к свойствам воды.)

Самооценка (ученик работает у доски).

- Ребята, сравните ваш результат с результатом …..

- У кого мнения при выполнении задания не совпадали? (поднимите руки)

- Как вы пришли к согласию (общему решению)?

- Какие свойства имеет вода?

(Спросить 2 слабых учеников)

- Все свойства воды я перечислила?

IV. Повторение изученного.

- Сейчас мы с вами изучаем большой и очень важный раздел нашего курса. Напомните, как он называется?

- С какими силами природы мы познакомились ранее?

( С землёй, водой и воздухом.)

- В состав, каких оболочек Земли входят суша, вода и воздух?

(Литосфера, гидросфера и атмосфера.)

- До сих пор мы рассматривали сушу, воду и воздух отдельно, выясняя их особые свойства.

V. Постановка цели урока.

- Как вы думаете, они взаимодействуют между собой?

(Версии учеников)

- А как они взаимодействуют, нам и предстоит выяснить на нашем уроке. А для этого давайте отправимся в путешествие вместе с Капитошкой.

VI. Формирование новых знаний.

Жил когда-то Капитошка в большой-большой речке. Но жил он не один, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры. Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что Капитошка оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.

– Что происходит с водой в жаркий день?

– В какое состояние перешла вода при испарении?

(Газообразное)

-Всегда ли испарение происходит только в жаркую погоду?

(Испарение происходит и зимой)

- Как вы это докажите?

– Вспомните, в какую погоду белье быстрее высыхает?

(Многие хозяйки вывешивают белье на улицу не только летом, но и зимой, осенью, весной.

- Какой вывод можно сделать?

( Испарение происходит круглый год)

Летел Капитошка, летел вверх, ветер относил его все дальше и на пути он чаще и чаще стал встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли.

Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако. Капитошка и его братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз.

- В какое время путешествовал Капитошка?

– В виде чего же выпали на землю осадки?

- В виде чего выпадают осадки зимой?

(Невидимые водяные пары, поднимаясь высоко в атмосферу превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики. Постепенно они превращаются в красивые снежинки, становятся тяжёлыми и падают вниз.)

Капитошка приземлился в речку. Он снова встретился там со своими братьями и сестрами, снова стал весело жить.

Часть осадков попадает в водоёмы, часть на сушу. Затем вновь происходит испарение с поверхности водоёмов или земли.

- Можно сказать, что вода вращается по кругу?

- Это явление получило название круговорот воды.

Вывод: Вода из жидкого состояния при нагревании превратилась в газообразное, а затем, охлаждаясь, вновь превратилась в жидкость.

Проблемный вопрос:

Вода в кране течет, затем исчезает, затем вновь появляется при открывании крана. Можно ли этот процесс назвать круговоротом воды? Почему?

VII. Практическая работа.

- Можем ли мы опытным путём доказать существование круговорота воды в природе?

- Проследить это в условия класса нам поможет опыт.

а)- Возьмём ёмкость. В неё нальём воду и будем её нагревать.

б) – Вода нагрелась до определённой температуры. Что происходи с нею?

Объясните процесс кипения воды.

( При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное - пар. Теплые водяные пары смешиваются с воздухом и поднимаются вверх, т.к. тёплый воздух легче холодного.)

в) – Что происходит с тёплым влажным воздухом высоко в небе?

(Он охлаждается)

Мы ускорим этот процесс с помощью тарелки со снегом. Что происходит на дне тарелки?

(Дно запотело. На нём появляются капли воды.)

- Что происходит с каплями?

(Они увеличились и оторвались, упали опять в ёмкость.)

-Поясните, что произошло с водяными парами.

(Вода из жидкого состояния при нагревании превратилась в газообразное, а затем, охлаждаясь, вновь превратилась в жидкость.)

Цель: Формирование представлений о круговороте воды в природе.

  • Актуализировать знания об агрегатных состояниях воды;
  • Сформировать представление о круговороте воды в природе;
  • Выявить свойства воды опытным путём.
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками : определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развитие любознательность и интереса к приобретению новых знаний и умений;
  • ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Межпредметные связи: литература, русский язык

Оборудование: проектор, экран; доска.

Дидактический материал: дидактические карточки с заданиями

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

- Ребята, сегодня все задания будут оцениваться плюсами, ставьте их на листочках. В конце урока, на основании этих плюсов, вы сможете оценить свою работу.

Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на урок.

  • ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

2. Определение темы урока. Целеполагание. (2 мин)

- Посмотрите на доску. Что изображено? (Глобус)

- Ребята, а какого цвета больше на глобусе? (Голубого)

- А что изображается на глобусе голубым цветом? (Вода)

- Тогда какая тема нашего урока? (Вода)

- Да речь пойдет о воде, но чтобы более точно узнать, о чем мы будем говорить, я предлагаю вам собрать тему урока на доске.

- Ребята, а какую цель нашего урока мы можем поставить? (Узнать, что такое круговорот воды в природе)

- Что нужно вспомнить о воде?

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. Ставят учебные цели на урок.

(Повторить свойства воды, повторить состояния воды, узнать, что такое круговорот воды в природе)

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками : определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Актуализация необходимых знаний (5 мин)

Организует взаимопроверку учащихся.

- Сверьтесь с ответами на слайде и за каждый правильный ответ поставьте себе по плюсу.

- Сейчас я раздам каждому стакан с водой и прошу заполнить таблицу.

- Поставьте по плюсу за каждую колонку.

- Какие ещё свойства воды вы знаете? За каждый правильный ответ вы получите один плюс. Кто хочет ответить, поднимите руки. Кто думает так же? Кто считал так же, поставьте плюс, вы думали верно.

Самопроверка по эталону.

Первые заполнившие озвучивают получившеюся схему, остальной класс проверяет.

Заполнившие первыми, озвучивают заполненную таблицу, после проверяют по эталону на доске.

  • Актуализировать знания об агрегатных состояниях воды;
  • Выявить свойства воды опытным путём.
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Мотивация познавательной деятельности (1 мин)

- мы узнали что вода – уникальное вещество. Только она может быть в трех состояниях. Вода обладает уникальными свойствами и без воды мы жить не можем.

- А может так случиться, что вода исчезнет с Земли? Ведь она испаряется…

- Где мы можем узнать ответ на этот вопрос?

Предлагают обратиться к учебнику.

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Откройте страницу 35-36 в учебнике и прочитайте, почему не исчезает вода. Попробуйте, рассказать, что такое круговорот воды, основываясь на картинке в учебнике и тексте.

Помогает оценивать получившиеся рассказы.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и снова в поход!

Вода совершает круговорот.

- Я тоже попробовала составить рассказ, послушайте и скажите, првильно ли у меня получилось?

Объясняет круговорот воды, в природе опираясь на учебную таблицу.

Солнце нагревает своими лучами поверхность океана и поверхность Земли, из-за этого вода с поверхности испаряется и в виде пара поднимается вверх. Наверху она собирается в облака, которые потом, выпадают на Землю дождём или снегом, часть воды попадает обратно в океан, а другая часть стекает с гор и попадает в реки, которые вливаются в океан. Ещё одна часть, которая попадает на землю, просачивается сквозь неё и в виде подземных вод впадает в океан. И потом всё снова повторяется. Поэтому, люди и назвали эти превращения – круговоротом воды в природе.

- Так почему вода не заканчивается?

Самостоятельно читают в учебнике о круговороте воды в природе.

Рассказывают собственные получившиеся рассказы о круговороте воды в природе.

Смотрят на доску и слушают рассказ учителя.

  • Сформировать представление о круговороте воды в природе.
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка (2 мин)

- Давайте немного подвигаемся.

Представьте, что вы маленькие капельки, вы двигаетесь в океане (двигаются), а теперь вы сливаетесь в ручеек (встают друг за другом) .

Теперь представьте что вы испаряетесь из океана. (изображают испаряющиеся капли)

Летите как облака. (показывают полёт)

Падаете на землю дождем .(изображают дождинки)

И снова оказываетесь в океане. (двигаются)

Выполняют физические упражнения.

6. Организация самостоятельной практической деятельности (15 мин)

  • Сформировать представление о круговороте воды в природе.
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Диагностика достижения планируемых результатов (контролирующее задание, 5мин)

- Кто хочет прочитать получившийся рассказ остальным одноклассникам?

Желающие читают получившиеся рассказы одноклассникам.

Представляют получившиеся рассказы (по желанию). Оценивают за рассказ плюсом, и еще одним за представление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Снабжают всех пищей и кислородом.

Совместное открытие знаний На свету в растении протекает два противоположных процесса. Один процесс – фотосинтез , другой – дыхание. Во время фотосинтеза создаются органические вещества из минеральных (неорганических) и поглощается энергия солнечного света. Растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Вместе с углекислым газом растения на свету поглощают из окружающего воздуха и кислород , необходимый растениям для дыхания. Углекислого газа при фотосинтезе растение поглощает гораздо больше , чем выделяет его при дыхании.

Совместное открытие знаний

На свету в растении протекает два противоположных процесса. Один процесс – фотосинтез , другой – дыхание.

Во время фотосинтеза создаются органические вещества из минеральных (неорганических) и поглощается энергия солнечного света. Растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород.

Вместе с углекислым газом растения на свету поглощают из окружающего воздуха и кислород , необходимый растениям для дыхания. Углекислого газа при фотосинтезе растение поглощает гораздо больше , чем выделяет его при дыхании.

Совместное открытие знаний

О тех, кто всех поедает.

Они не могут создавать органические вещества, поэтому получают их, поедая растения или животных.

Потребители возвращают растениям углекислый газ, помогают растениям размножаться и расселяться.

Совместное открытие знаний

О тех, кто все убирает.

Совместное открытие знаний Благодаря живым организмам превращение веществ идет бесконечно по замкнутому кругу. Так поддерживается жизнь на Земле.

Совместное открытие знаний

Благодаря живым организмам превращение веществ идет бесконечно по замкнутому кругу.

Так поддерживается жизнь на Земле.

Применяем знания

разрушители

производители

потребители

Какая катастрофа произошла бы в природе , если бы исчезли:

не смогли бы жить животные

некому было бы возвращать углекислый газ растениям

животные -

некому было бы перерабатывать мертвые организмы

Применяем знания Выполните задание №1(Н) в рабочей тетради, стр.13. Проверьте себя.

Применяем знания

Выполните задание №1(Н) в рабочей тетради, стр.13. Проверьте себя.


-75%

Читайте также: