Круглый стол по адаптации в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Чтобы скачать этот файл, пожалуйста войдите под своим паролем!
Если у Вас ещё нет пароля, зарегистрируйтесь - это быстро и бесплатно.

Цель работы:
Организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду.
Задачи:
1. Реализовывать эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
2. Предоставить родителям информацию по преодолению трудных ситуаций по адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
Слайд 3
Мир детства это чудесный мир

Детям очень маленьким трудно жить без чуда

Пусть же в каждом празднике

Чудо будет всюду :
В теплом солнце лучике.

В лужице и капельке
Он умеет чувствовать,

Хоть пока и маленький.

Умный и смышленый добрый человечек.

Все мы люди взрослые за него в ответе.

Слайд 5
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.
каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.
Слайд 6:
Для того чтобы ребенок успешно преодолел трудности адаптации , необходимо самим стать ребенком. Ведь любой взрослый человек, сталкиваясь с какими-то незнакомыми
и неизвестными моментами в жизни испытывает беспокойство.
Ну а если учесть, что ребенку предстоит открыть дверцу в неизвестный (пока еще) мир, то он испытывает тоже самое.
Так давайте все вместе сообща поможем ему обрести уверенность, подарим ему детский мир наполненный родительской заботой, радостью.
А ведь мир детства начинается с детского сада ..

Слайд 7:
Нам взрослым надо постараться создать такие условия, чтобы научить ребенка с первых дней справляться с трудностями.
А для этого маленькими шажками ,не резко, осторожно, бережно
помогать им самостоятельно осваивать жизненные навыки: общаться, дружить, приобретать новые знания, умения, согласно их возраста и индивидуального развития.
Слайд 8:
В добрый путь

Слайд 9:
Возьмите с собой советы психолога
Открывайте двери нашего детского сада с улыбкой. Она всегда Вам поможет.
Ведь наш детский сад так и называется
Слайд 10:
b]Улыбка[/b]
А теперь соаеты психолога как надо вести себя родителям чтобы было нетрудно
Слайд 11:
Совет 1.
Настроить ребенка на мажорный лад. Внушить ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Совет 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить и расширить представления родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям детского сада о факторах, влияющих на успешную адаптацию и их готовности эмоционально поддержать малыша в адаптационный период.
Задачи:


1. Установить контакт между родителями и педагогом-психологом, воспитателями группы в ДОУ.

2.Познакомить родителей с понятием “адаптация”.
3. Дать знания о проблеме и вариантах адаптации к условиям детского сада.

4.Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

5.Дать родителям рекомендации, направленные на их помощь ребенку в период адаптации к ДОУ.

Нетрадиционная форма собрания: круглый стол.


Материалы и оборудование: компьютер, презентация, ножницы, журналы, карандашы, ручки.

Ход вступления

Всем родителям предлагает встать в круг. Начинает игру психолог:

Своё имя назови,

Соседу руку протяни,

И улыбку подари.

Называя своё имя, психолог берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу. По окончанию игры образуется замкнутый круг, т.е. все присутствующие держаться за руки. Психолог говорит о том, что закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель-воспитание малышей и помощь им на новом этапе их жизни. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские отношения. И мы хотим, чтобы вы вот так все рука об руку стали одной большой дружной семьей.

Присаживайтесь на свои места.

Мы с вами поиграли, познакомились, а теперь с веселой улыбкой и хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

Какое счастье!

Ваш малыш подрос!

И многое уже умеет сам:

Играет, ходит, говорит и размышляет.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот-

Малыш сегодня в детский сад идёт!

Вздыхает мама - как он там один?

Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?

А если плачет – как же быть?

Не хочет больше в сад - но почему?

И что всё это значит?!

Всех адаптация переживать заставит!

Как же помочь своему ребенку в период адаптации?

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу.

Д етям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме­няется кардинальным образом. В привыч­ный, сложившийся жизненный уклад ре­бенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчи­няться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях.

Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- активно участвовать в одевании, умывании.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

Неумение занять себя игрушкой.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от этих привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Психолог: Мы с вами познакомились, а теперь предлагаю вам рассказать о вашем ребенке.

Психолог: Сейчас я вас попрошу взять ручки и написать на шаблоне солнышка, в середине имя и фамилию ребенка, а на стороне лучиков, написать ласковые слова, как ласково вы называете его дома? Так и мы их будем называть в группе. Ваши солнышки вы повесите на весенние веточки, которые стоят в вазе в середине стола. Пусть эта творческая совместная работа будет первой нам подсказкой и помощью при приходе ваших детей в детский сад.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае!

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не прой­дет вообще.

Нельзя сбегать с детского сада, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что вы уходите.

Нельзя оставлять малыша в детском саду в первые дни больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Затем с утра и до обеда, потом с обедом. Через некоторое время оставить на дневной сон и после сна забрать. Затем уже оставлять на целый день. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Нельзя демонстрировать ребенку своё волнение и беспокойство. Оно передается вашему малышу. Будьте спокойны.


Способы уменьшить стресс ребенка.

Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым.

В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

Сократите просмотр телевизионных передач. Этим вы уменьшите нагрузки на нервную систему.

Просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.

Если процесс расставания с мамой проходит очень болезненно. Пусть первое время ребенка в садик отводит папа или кто-то близкий, но не мама. Чтобы легче ребенок переживал, прощание.

Дайте ребенку с собой любимую игрушку.

Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

Хвалите ребенка за хорошие поступки в детском саду. Будьте терпеливы.

Постоянно напоминайте ребенку о своей безусловной любви к нему.

Сообщите воспитателю о личных особенностях малыша. Это поможет воспитателю найти индивидуальный подход к вашему ребенку.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Помните.

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце дня его ждет любящая семья.

Рефлексия:

Ведущий . Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста, но требуют непременного участия взрослого и определенных воздействий.

Исследования Н.М. Аксариной, Л.Н. Галигузовой, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер С.Н. Тепляк, убедительно доказывают, что возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, к которым, безусловно, относится и поступление в детский сад. Поступление ребенка в детский сад протекает для него не безболезненно.

Чем, по вашему мнению, является детский сад при поступлении ребенка раннего возраста. Детский сад для него это…?

- новое окружение – взрослые, другие дети, новые игрушки, новые предметы, процесс вхождения в новую среду и т.д..

2. Влияние адаптации на здоровье ребенка .

Ведущий. Значение адаптации, т.е. приспособление детского организма к окружающей среде отражается на дальнейшем здоровье и самочувствии в новых условиях.

-Какое влияние оказывает адаптация на здоровье ребенка?

-Ребенок начинает плакать, отказывается от общения со воспитателями, другими взрослыми, отказывается от еды, с детьми не играет, сон его короткий, не глубокий.

Поступление ребенка в детский сад является для него новым неизвестным, следовательно, он пребывает в стрессовом состоянии. Стресс имеет свои особенности:

1-я особенность: ребенок находиться в состоянии срыва динамического стереотипа (стереотип – система выработанных условий рефлексов). Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.

2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменениями гормональной системы организма. Стресс, безусловно вреден, но он и необходим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные ситуации, и если бы организм не был приспособлен к перенесению стресса, то люди бы сразу умирали. Следовательно, задача детского учреждения облегчить стрессовую ситуацию, правильно воздействовать на детей и искать способы облегчения адаптации.

3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. Следовательно, ребенок заболевает.

Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, невосполнимый ущерб процессу формирования навыкам самостоятельного обслуживания и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития.

3. Способы, облегчающие адаптацию.

Ведущий. Привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в жизни.

-Какова, по вашему мнению роль семьи в подготовке ребенка к детскому саду?

-Родителям необходимо заранее познакомится с воспитателями группы, режимом дня, пройти консультацию у педагога-психолога. Так же следует рассказать воспитателям об особенностях поведения ребенка, его интересах.

-Необходимо особое внимание уделить родителям рациону питания, приучить ребенка к разнообразным овощным, молочным и рыбным блюдам. Тогда ребенок не останется голодным.

Режим дома следует максимально приблизить к режиму детского сада, так как коррекцию желательно проводить в домашних условиях, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

Необходимо сформировать у ребенка навыки самостоятельности, которые будут проявляться в процессе умывания, во время приема пищи, одевания и раздевания. Самостоятельность в действиях с игрушками, положительно скажется на самочувствии ребенка.

Воспитатель, имея полную информацию о ребенке, быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче. Следовательно, необходимо выяснить, какова роль воспитателя для обеспечения легкой адаптации?

- Для поступившего в детский сад ребенка следует установить щадящий режим, позволить ему подольше поспать, пораньше лечь, вовлечь его в игру, позволив принести любимую игрушку из дома.

Ведущий. Воспитателям необходимо заранее познакомиться с семьей будущего воспитанника, выяснив какие привычки сложились в семье во время еды, засыпания, чем больше всего ребенок любит заниматься.

В период прихода ребенка в группу детского сада воспитателю следует дать ему понять, что только его и ждали, что о нем скачали и вспоминали. В группе создать условия максимально приближенные к домашним, эмоционально благоприятную атмосферу.

В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче перенесет всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации.

2. Возраст ребенка. После полутора лет временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3. Биологические и социальные факторы. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольную организацию также оказывают влияние на степень адаптации. Переутомление ребенка способствует задержке его нервно-психического развития, формированию самостоятельных навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.

4. Уровень тренированности адаптационных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка.

Следовательно, знание данных факторов позволит, обеспечит адаптацию ребенка к дошкольному учреждению.

Адаптационный период считается законченным, если:……..

- ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается,

Ведущий.

- Вывод: Для того, что бы период адаптации протекал с наименьшими осложнениями для ребенка необходимо:

  1. 1. Научить ребенка вступать в общение со взрослым и сверстниками.
  2. 2. Выработать привычку к режиму дня.
  3. 3. Повышать уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
  4. 4. Не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

Следовательно, дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут физически крепкими, здоровыми и самостоятельными.

Используемая литература

1. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей/ О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение , 2007. – 79 с.

2. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателя детского сада / Е. В. Зворыгина – М.: Просвещение 1988. – 96 с.

4. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. Кн. для воспитателя детского сада / К. Л. Печора – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

6. Смирнова, Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигулова, С. Ю. Мещерякова – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение №35

Круглый стол для родителей

воспитатель 1квалификационной категории

Гарипова Чулпан Музиповна

Набережные Челны, 2015год

Цель : установление доверительных отношений между родителями и педагогами . Познакомить родителей с методами и приемами, способствующими созданию эмоционально благоприятной адаптации к ДОУ .

Задачи : Совместно с родителями подвести итоги адаптационного периода вновь поступивших в ДОУ детей.

Содействовать повышению педагогической культуры родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей . Создание доброжелательной, располагающей к общению обстановки.

Родители рассаживаются на стульях поставленные по кругу

- О себе ты расскажи,

Соседу руку протяни

И улыбку подари!

Предложить всем родителям встать в круг . Начинает игру ведущий. Рассказывает о себе : представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, ведущий берет за руку родителя , стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу пока каждый не расскажет о себе. По окончании игры, образуется закрытый круг , то есть все присутствующие держаться за руки.

Ведущий : Закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна общая цель - воспитание малышей на новом этапе их жизни. И мы хотим, чтобы вы вот так в течение всего года рука об руку стали одной большой и дружной семьей.

Ведущий : Мы с вами поиграли, познакомились, а теперь с веселой улыбкой и хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

Ваш малыш подрос!

И многое умеет сам :

Играет, ходит, говорит и размышляет.

Тревожно маме, папе, всей семье.

Переживает даже серый кот –

Малыш сегодня в детский сад идет!

Вздыхает мама- как он там один?

Не плачет? Как кушает? Что с ним?

А если плачет - как же быть?

Не хочет больше в детский сад ходить- но почему?

Всех адаптация переживать заставит !

Ваши опасения не случайны. Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий – сильный стресс, ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви , защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.

Поступление ребенка в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко.

Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами должны установиться дружеские и партнерские отношения. Каждому ребенку рано или поздно приходится социализироваться, т. е. становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает по-своему. Период адаптации очень сильно влияет на здоровье ребенка .

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов. Сбережения здоровья детей – приоритетное направление деятельности детского сада. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и возможностей. Прежде всего здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микроклимата, который его окружает. Более полноценное физическое развитие и оздоровление детей возможно при сотрудничестве семьи и детского сада, как двух основных социальных структур, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка .

Поэтому, чтобы адаптация была более легкая для малышей мы разработали алгоритм оздоровительных мероприятий , основываясь при этом на режимных моментах и возрастных особенностях детей.

• Проветривание и кварцевание.

• Гимнастика после сна.

• Смена деятельности в течение дня.

• Работа с родителями .

Спортивные досуги и праздники.

- Чем, по вашему мнению, является детский сад при поступлении ребенка раннего возраста. Детский сад для него это?

Ведущий : новое окружение – взрослые, другие дети, новые игрушки, новые предметы, процесс вхождения в новую среду и т. д.

-Какова, по вашему мнению роль семьи в подготовке ребенка к детскому саду?

Ведущий : Родителям необходимо заранее познакомится с воспитателями группы, режимом дня. Так же следует рассказать воспитателям об особенностях поведения ребенка, его интересах.

-Какое влияние оказывает адаптация на здоровье ребенка ?

Ведущий : Ребенок начинает плакать, отказывается от общения с воспитателями, другими взрослыми, отказывается от еды, с детьми не играет, сон его короткий, не глубокий.

- Адаптационный период считается законченным, если :….

Ведущий : ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет.

Читайте также: