Критика концепции экономического человека является заслугой школы

Обновлено: 08.07.2024

1 ФГБОУ ВПО Ростовский юридический институт (филиал) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

В статье рассмотрены ключевые проблемы развития концепции экономического человека. Обращается внимание на предпосылки формирования базовых подходов к homoeconomicus в классической экономической школе, зародившиеся в XVIII веке. Автором рассматриваются основные подходы к определению экономического человека во всем их многообразии и противоречивости, разработанные в XVIII-XIX веках. Вводится периодизация генезиса модели homoeconomicus, раскрываются предпосылки и ключевые особенности каждого этапа. Автор особое внимание уделяет влиянию философии на становление первых концептов экономического человека. Автором также отмечает, что, несмотря на множество схожих положений, в научной литературе рассматриваемого периода не сложилось единого понимания поведения человека в экономической среде и его мотивации, что проявилось в противоречивости подходов и активной критике классической модели, которая при этом оставалась методологической базой большинства экономических исследований.


6. Козлова В.А. Представления о человеке и экономике в информационном обществе в работах Д. Белла // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2012. №1-4.

Сложно определить отправную точку развития идей об экономическом человеке. Представления о человеке экономическом стали зарождаться в эпоху античности. Некоторые идеи о поведении человека в хозяйственном процессе можно найти в работах Аристотеля, позже отдельные упоминания обнаруживаются в работах средневековых схоластов. Но и в период античности, и в средневековье экономика не рассматривалась как самостоятельная подсистема общества, она выступала лишь как одна из функций социальной организации. В результате авторы того времени, давая трактовку экономическим, хозяйственным проблемам, использовали моральные и религиозные нормы, существовавшие в обществе. Нормативная мотивация, предопределенная религией и моралью, не давала возможности правильной оценки хозяйственной деятельности человека и ограничивала возможности рассмотрения реальной мотивации в трудах античных и средневековых авторов. Так, в трудах Августина и Аристотеля можно обнаружить упоминания о том, что скупость людей не знает ограничений, однако иногда встречаются и случаи благородных поступков. Но эти наблюдения не выступали в качестве основы для последующих выводов, применяемых позднее в экономической науке [5].

Представители течения физиократов также не отрицали принцип собственного интереса. Так, Франсуа Кенэ отмечал, что совершенствование хозяйственной деятельности заключается в приращении выгоды при условии сокращения расходов. Частный интерес должен следовать за общим интересом, и не может быть отделен от него. Но общий интерес, как и естественный порядок, по своей сути - это идеал, в то время как выводы, сделанные Смитом, были вполне применимы для реальной экономики.

В случае с наемными рабочими основной движущей силой в экономике остаются привычки и инстинкты. Схожа ситуация и с землевладельцами. Являясь праздными получателями ренты, они остаются невластными над своим экономическим положением. Соответственно, этим двум группам практически не присуща деятельность, основанная на собственном интересе.

Первые попытки классической экономической школы осмыслить антропологические основания экономической науки, осуществленные А. Смитом и Д. Рикардо, обладали одним значительным недостатком - в работах отсутствовало обоснование применявшегося метода, казавшегося авторам правильным и не требующим доказательств. Но новая политическая экономия подверглась значительной критике, в первую очередь с позиции морали, за чрезмерно узкий взгляд на природу человека. Эта критика принудила экономистов более внимательно относиться к используемой методологии. Основное внимание стало уделяться мотивации, так как остальные положения практически не вызывали вопросов. Защита мотивационного подхода строилась на двух следующих основаниях.

Также как и Дж. С. Милль, представители исторической школы обращали внимание на когнитивные элементы экономического человека. Клифф Лесли, представитель английской исторической школы, отрицал возможность свободного перелива капитала между отраслями для цели максимизации прибыли, считая, что индивид не всегда способен оценить доходность собственной отрасли, и как результат, выводы представителей политической экономии не подходят для интенсивно развивающихся обществ [1].

В целом, маржиналистский подход характеризовался углублением абстрактности взгляда на человека. Во-первых, индивид становится проще с позиции мотивации. Маржиналисты отказываются от всех его характеристик, кроме страданий и наслаждений в привязке к определенным благам. Индивидуальные предпочтения становятся стабильными и не зависят от внешних воздействий. Во-вторых, индивид становится рациональнее. Его поведение должно быть настолько рациональным, чтобы соответствовать принципам оптимума, а в противном случае его состояние, и состояние экономики, не будут равновесными.

К. Менгер, представитель маржиналистского направления, сделал большой вклад в развитие австрийской школы, чьей главной особенностью стал последовательный монистический субъективизм. Рассматривая любые экономические категории, представители данной школы стремились вывести из отношения индивида и вещи, ожиданий, предпочтений, познаний. К. Менгер подчеркивал, что любое благо, на взгляд экономиста, лишено каких-либо объективных свойств. Ценностью оно начинает обладать лишь тогда, когда вступает в отношения с субъектом.

Таким образом, рассмотрев основные этапы развития и изменения модели человека, можно сделать вывод, что в западноевропейской экономической науке отсутствовал общий или кумулятивный процесс в данной области. Основные представления о человеке могут быть объединены в две группы. В первом случае разрабатывается формализованная, упрощенная модель человека. Во втором случае предлагается усложненная, вербальная модель. Имеющие место попытки создать универсальную, объединенную модель человека, характерную для рыночной экономики, не дали результатов.

Крупные изменения в экономической науке (маржиналистская, кейнсианская революции), как правило, приводили к переосмыслению образа человека, формированию новой модели. Помимо изменения непосредственно экономических идей, на формирование модели особое влияние оказывало изменение самого предмета исследования - поведение человека в экономике, а также философии, что хорошо видно на примере немецкой исторической школы.

Рецензенты:

Классическая экономическая теория — это направление экономической мысли, в рамках которого впервые было изучено становление и развитие рыночной экономики и разработана система экономических категорий и законов, основанных на принципе невмешательства государства в экономику и поддержке рыночной конкуренции.

Классическая экономическая теория — идеи, этапы и достижения обновлено: 5 марта, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Определение классической экономической теории

Классическая экономическая теория возникла во второй половине 18 века – в это время предпринимательская деятельность распространилась на многие отрасли сферы производства.

Господствующая до этого протекционистская политика (жесткий контроль со стороны государства) стала невыгодна ни государству, ни производителям и её место начала занимать концепция экономического либерализма и свободной конкуренции между производителями.

На период формирования классической школы экономики приходится и период становления экономической теории как науки, поэтому выделение экономики в отдельную науку во многом является заслугой представителей классической школы.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Основные идеи представителей классической школы

  1. Главной целью капиталиста является получение максимальной прибыли за минимальный промежуток времени.
  2. Увеличение богатства отдельного человека и всего государства может происходить только путем накопления капитала.
  3. Все люди эгоистичны, поэтому получение личной выгоды является для них приоритетной задачей.
  4. Для того, чтобы государству достичь максимального уровня развития во всех сферах (включая экономику), оно должно придерживаться идей либерализма.
  5. Уровень зарплаты зависит от востребованности данной профессии в настоящий момент.
  6. Чтобы функционировал закон спроса и предложения государству необходимо поддерживать свободную конкуренцию.
  7. Для совершения взаимовыгодных сделок каждый человек должен иметь представление о том, как функционирует рынок в целом и отдельные его отрасли.
  8. Источник богатства — это не внешняя торговля, как предполагали меркантилисты и не природу, как думали физиократы, а сферу производства и трудовую деятельность.

Этапы развития классической экономической школы

Классическая экономическая теория развивалась на протяжении двух веков и её идеи не раз реформировались. Выделяют четыре основных этапа её развития:

Первый этап

В этот период начала формироваться школа политической экономии. Представители этой школы разрабатывали идеи, которые противопоставлялись господствовавшей ранее доктрине меркантилизма. В дальнейшем система их взглядов получит название классической политической экономии.

Основными положениями классической политэкономии первого этапа были:

  1. Критика государственной политики протекционизма.
  2. Необходимость формирования цен на материальные блага в соответствии с количеством затраченного рабочего времени и трудовых ресурсов.
  3. Трансляция определяющего значения либеральных принципов ведения хозяйства в создании национального богатства.

Второй этап

Классическими для экономической теории, также стал, предложенный А. Смитом, закон разделения труда, как основного фактора роста эффективности производственной деятельности.

Идеи разработанные А. Смитом явились основой для многих современных экономических концепций.

Третий этап

Третий этап развития происходил в то время, когда в самых экономически развитых, на тот момент, странах (Англии и Франции) происходил переход от мануфактурного производства к фабричному.

Представители третьего этапа классической политэкономии называли себя последователями ученого-экономиста Адама Смита и развивали его идеи.

Один из последователей Смита, Д. Рикардо обосновал зависимость между стоимостью денег и их количеством в текущем обращении и впервые выявил тенденцию снижения нормы прибыли в условиях свободной конкуренции.

Четвертый этап

Четвертый этап развития классической экономической теории был окончанием широкого распространения классической политэкономии. Так, несмотря на популярность в научных кругах трудов Дж. Милля и К.Маркса, симпатизирующих рабочему классу и продвигающих идеи социализма и реформ, в это время уже началось формирование нового прогрессивного направления — неоклассической теории, а классическая экономическая теория отошла на второй план.

Вывод

Главные достижения классической школы: начали развивать теорию стоимости и того, как появляется прибавочная стоимость, выработали и начали применять прогрессивные для того времени методологические приемы исследования, обосновали принцип экономической свободы, выявили взаимосвязь факторов производства, создали фундамент для дальнейшего анализирования внутренних причин функционирования экономики.

Классическая экономическая теория — идеи, этапы и достижения обновлено: 5 марта, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: