Критерии отбора в спортивные школы

Обновлено: 05.07.2024

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.М. Ахатов, А.С. Кузнецов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

Методическое пособие

Набережные Челны – 2010 г.

Рецензенты: Ю.В. Болтиков, - кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер РФ, мастер спорта РФ.

А.М. Ахметов, - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания НГПИ

А.М. Ахатов, А.С. Кузнецов.

Основные направления отбора и ориентации используемые в детско-юношеском спорте.

Набережные Челны:КамГАФКСиТ. – 2010- ____ст.

В учебно-методическом пособии представлен материал по рациональной системе отбора и спортивной ориентации, позволяющие своевременно выявлять задатки и способности детей и подростков. Пособие предназначено для тренеров и преподавателей ДЮСШ, ДЮСШОР, а также спортивных вузов и колледжей.

Содержание

  1. Основные направления отбора и ориентации используемые в детско-юношеском спорте в нашей стране и за рубежом.
  2. Определение пригодности к занятиям борьбой (система отбора)

2.1. Общая характеристика проблемы

2.2. Спортивная ориентация

2.2.2. Прогнозирование спортивных достижений

2.2.3. Классификация отбираемых спортсменов

2.2.4. Формы организации начального отбора детей и подростков

2.2.5. Практические рекомендации

2.2.6. Паспортный и биологический возраст как критерий отбора юных спортсменов

2.2.7. Характеристика возрастных особенностей детей и подростков

2.2.8. Организация учебно-тренировочного процесса

2.2.9. Мероприятия по обеспечению массовости и сохранению контингента учащихся

3. Система отбора в сборные команды

3.1. Разновидности отбора кандидатов в сборные команды

3.2. Принципы отбора

3.3. Условия отбора

3.4. Комплектование сборных команд

ВВЕДЕНИЕ

Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тре­нировки может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных и индивидуальных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей разви­тия физических качеств и формирования двигательных навыков.

Для достижения уровня мирового класса в борьбе необ­ходимо начинать тренироваться с детских лет. Важная роль в подготовке спортивной смены принадлежит системе отбора перспективных юных спорт­сменов. Практика показывает, что на начальных этапах спортивной трениров­ки не всегда удается отобрать тот контингент, который соответствует конкретному виду борьбы. В связи с этим, в спортивных школах происходит большой по количеству и длительный по времени отсев учащихся, выз­ванный отсутствием роста их индивидуальных результатов. Ошибочная спортивная ориентация детей и подростков приводит к большим потерям, травмирует психику ребенка, не позволяет повысить качество тренировочно­го процесса.

Повышенные требования, которые предъявляет большой спорт, вызывают необходимость вооружить тренеров знаниями о современных, объективных критериях отбора талантливых борцов.

На протяжении последних 20-25 лет функциональное состояние борцов возросли очень высоко. Все это говорит о стремительном росте научных и методических раз­работок в вопросах тренировки борцов разных возрастов и внедре­нии их в спортивную практику.

В целом можно считать, что в настоящее время к числу наиболее разработанных разделов теории и методики спортивной тренировки относят­ся: методика воспитания физических качеств, в возрастном аспекте, система построения многолетней подготовки юных и взрослых спортсменов, норми­рование и структура тренировочных нагрузок, система отбора юных спортсме­нов, методика комплексного контроля за подготовленностью учащихся спортивных школ, организационно-методические основы юношеского спорта.

В последние годы проведены исследования по вопросам комплек­сного контроля за юными и взрослыми спортсменами, в которых большое вни­мание было уделено поискам информативных методов педагогического кон­троля, обоснования тестов для оценки отдельных качеств и сторон подготов­ленности.

ГЛАВА I. Основные направления отбора и ориентации, используемые в детско-юношеском спорте в нашей стане и за рубежом.

Проблема спортивной ориентации и отбора уже давно не находится в стадии становления, а превратилась в самостоятельную науку. Прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер-селекционер ставит перед
собой задачу создания обоснованного поиска талантли­вых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию. Проблема совершенствова­ния системы спортивной ориентации в настоящий момент
со стороны специалистов различного профиля нашла большую поддержку как у нас в стране, так и за рубежом.

Особо актуальным является вопрос о своевре­менном выявлении способностей у детей и подростков, так как у них, по мере формирования и развития организ­ма, двигательные и психические способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными, и все заметнее начинают обнаружи­ваться склонности к определенным видам двигательной деятельности.

Известно, что дети школьного возраста широко привлекаются к занятиям в спортивных школах. Рациональная система отбора и спортивной ориентации позво­ляет своевременно выявить задатки и способности детей и подростков, создать благоприятные предпосылки для наиболее полного раскрытия их потенциальных возмож­ностей, достижения духовного и физического совершенства и на этой основе овладения высотами спортивного мастерства. Объективная оценка индивидуальных особен­ностей юных спортсменов дается на основе комплексных исследований детей, подростков, юношей, девушек, Так как не существует какого-то критерия спортивной перс­пективности. Даже такой интегральный показатель, каким является спортивный результат, не может иметь решаю­щего значения в процессе отбора спортсменов, особен­но если это касается детей и подростков с еще не завер­шившимся полностью формированием организма. От­дельно рассматриваемые морфологические, функцио­нальные, биомеханические, педагогические, психологи­ческие показатели недостаточны для проведения рацио­нального спортивного отбора. Только на основе комплек­сной методики выявления склонностей (генетических за­датков) и способностей, необходимых для овладения вы­сотами спортивного мастерства, возможно, эффективно осуществлять отбор детей и подростков для занятий спортом.

Анализ и теоретическое обобщение результатов многочисленных исследований позволяют сформулиро­вать основные положения теории спортивного отбора. Спортивный отбор - это многоступенчатый, многолетний процесс, охватывающий все периоды спортивной подго­товки. Он основан на всестороннем изучении способнос­тей спортсменов, создании благоприятных предпосылок для формирования этих способностей, позволяющих ус­пешно совершенствоваться в избранном виде спорта.

Совершенствование большого многообразия ви­дов спорта расширяет возможность индивида достичь ма­стерства в одном из видов спортивной деятельности. Сла­бое проявление свойств личности и качественных особен­ностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортив­ной деятельности могут оказаться благоприятными и обес­печат высокую результативность в другом виде спорта. В связке этим, прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов спорта, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.

Спортивные особенности во многом зависят от на­следственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью и консервативностью. Поэтому при прогно­зировании спортивных способностей следует обращать вни­мание, прежде всего на те, относительно мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность дальнейшей спортивной деятельности. Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требо­ваний, то при оценке деятельности юного спортсмена не­обходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявле­ние тех показателей, которые могут существенно изменить­ся под влиянием тренировки. При этом для повышения сте­пени точности прогноза необходимо принимать во внима­ние, как темпы роста показателей, так и их исходный уро­вень. В связи с гетерохронностью развития отдельных фун­кций и качественных особенностей имеют место опреде­ленные различия в структуре проявления способностей у спортсменов в различные возрастные периоды.

Проблема отбора юных спортсменов должна ре­шаться комплексно, на основе применения педагогических, медико-биологических, психологических, социологических методов исследования. Педагогические методы исследо­вания позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-тех­нического мастерства юных спортсменов. На основе при­менения физико-биологических методов исследования вы­являются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совмести­мость спортсменов при решении задач, поставленных пе­ред спортивной командой. Социологические методы ис­следования позволяют получать данные о спортивных ин­тересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Процесс отбора в спортивную школу делится на три этапа, по В.П. Филину, 1987 (табл.1).

Основными задачами первого этапа отбора явля­ется привлечение возможно большего количества одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация на­чальной спортивной подготовки. К показателям, опреде­ляющим целесообразность привлечения детей к занятиям многими видами спорта относятся: рост, вес, особенности телосложения ребенка.

К моменту отбора в спортивные школы многие качества в детях еще заметно не проявляются. Это вызывается чаще всего отсутствием ряда условий, способствующих развитию качеств. Надо сказать, что еще сравнительно недавно таких условий было больше.

В беседах со многими выдающимися спортсменами выясняется, что они в детстве имели большие возможности для удовлетворения своих потребностей в движении благодаря наличию пустырей, простых спортивных площадок во дворах и т. д.

Сейчас в городах пустырей не найдешь. Да и самых разнообразных развлечений у ребят стало больше. Тренеры обижаются на страсть детей к телевизору и на модное увлечение музыкой. Школьники, надо признать, стали значительно меньше двигаться, поэтому взрослым больше внимания следует уделять организованным формам физического воспитания детворы.

Чтобы способствовать повышению двигательной активности младших школьников, имеет смысл организовывать для учеников 1—2-х классов подготовительные спортивные школы по группам видов спорта — игровые, единоборств и т. д.

Такие группы неоценимы и для отбора. Правда, в ДЮСШ имеются подготовительные отделения, но они фактически работают по сугубо спортивным программам. А для последующего эффективного отбора необходимо, чтобы программа предусматривала в первую очередь развитие спортивных способностей.

Становится ясным, что специализированному отбору должна предшествовать массовая подготовка детей по профилю спорта одной из групп.

Главным мотивом здесь является предположение, что путем подбора специальных средств можно направленно влиять на формирование у младших школьников способностей к тому или иному виду спорта и на этой основе проводить видовую ориентацию. Социальное и собственно спортивное значение массовой подготовки детей к отбору не вызывает сомнений. Опыт такой подготовки был проведен М. Н. Тураходжаевой под нашим руководством (1976—1978 гг.).

Измерялись также длина тела и скорость бега на 20 м.

На базе двух школ Ташкента был проведен двухгодичный педагогический эксперимент, в котором приняли участие дети 8 лет, систематически не занимающиеся спортом, всего 131 человек.

В контрольных классах (в каждой школе по одному — всего 65 чел.) урок физкультуры проводился по общепринятой школьной программе. В экспериментальных (также по одному в каждой школе — всего 66 чел.) — по специально разработанному учебному плану, направленному на создание условий для проявления способностей к игровой деятельности при помощи специально разработанного комплекса подвижных игр и игровых упражнений.

В конце эксперимента как в контрольных, так и в экспериментальных классах оценивалась одаренность детей к различным видам спортивных игр по комплексной методике (М. С. Бриль, 1968).

В каждой школе дважды в учебном году в сентябре проводились комплексные исследования детей по 13 параметрам, определяющим состояние физического развития, физической подготовленности, а также специальных физических и психологических качеств.

Учитывая возрастные особенности детей 8—10 лет, а также специфику игровой деятельности, на первом году эксперимента мы использовали аналитический метод воспитания, который состоял из раздельной работы над составляющими отдельных качеств, на втором году — целостный метод, направленный на комплексное воздействие с помощью подвижных игр и игровых упражнений, включающих в себя несколько компонентов и наиболее характерные для спортивных игр связки и чередования.

На заключительном этапе эксперимента была проведена экспертная оценка пригодности детей контрольной н экспериментальной групп к различным видам спортивных игр. Тренерами ДЮСШ по спортивным играм из контрольной группы было отобрано 10 человек из 63 (15,8%), из экспериментальной группы — 34 человека из 63 (53,9%).

Таким образом, предварительная специализированная подготовка детей к ДЮСШ способствует более рациональному отбору.

ИГРОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Агитация и пропаганда спорта

Недооценка агитационно-пропагандистской работы нередко приводит к тому, что тренеры вместо выбора лучших из лучших с трудом укомплектовывают учебные группы. Таким образом, с самого начала наносится ощутимый вред как в социальном, так и в спортивном плане.

Когда спортивных школ, стадионов, залов было меньше, не было отбою от желающих записаться в секции. Теперь же у ребят есть многочисленные возможности удовлетворить свои интересы, и не только спортивные. Значительно выросла конкуренция видов спорта в борьбе за двигательно одаренных детей.

Все это еще раз подтверждает мысль о необходимости широко организованной и квалифицированной работы по агитации и пропаганде.

Важную роль играет наглядная агитация. Трудно переоценить действенность плакатов, на которых запечатлены яркие игровые моменты, портреты лучших советских спортсменов, победителей олимпиад и первенств мира. В ряде школ вывешиваются таблицы первенств страны и крупнейших международных соревнований. Кинограммы выполнения ударов Пеле или бросков Яшина, списки команд победителей важнейших чемпионатов, да и сами объявления об отборе, красиво выполненные и со знанием дела составленные, — все это как нельзя лучше формирует интерес школьников к спорту вообще и к играм в частности.

Работа по наглядной агитации должна проводиться под руководством наиболее заинтересованных лиц — тренеров спортивных школ в тесном содружестве с учителями физкультуры и при участии физкультурного актива школ и юных спортсменов.

Лекционная пропаганда спорта — не менее действенный метод. Выступление знаменитых спортсменов и тренеров перед ребятами не только доставляет радость общения с кумиром детворы, но и оставляет неизгладимый след в их душах. Хорошо зарекомендовал себя и опыт выступления перед школьниками тренеров ДЮСШ и спортсменов — бывших учеников этой школы.

Формированию спортивных интересов во многом способствуют выступления в печати, особенно в детских изданиях. Описания спортивных поединков, автобиографические очерки спортсменов, интересно преподносимая спортивная информация привлекают внимание детей. Особенно большое воспитательное значение имеют рассказы о том, какую роль сыграл спорт в становлении личности героев войны, труда, космоса.

Существует еще одно хорошо известное средство пропаганды — показательные выступления спортсменов, сопровождаемые комментариями специалиста. Одним из лучших исполнителей такого комментария был заслуженный мастер спорта Е. И. Огуренков, который с удовольствием принимал приглашения выступать вместе с юными боксерами перед любой детской аудиторией, например в школе, пионерском лагере, ЖЭКе, детском парке. Автору довелось присутствовать на нескольких показательных выступлениях, организованных Е. И. Огуренковым. Вспоминается огромная заинтересованность, даже одухотворенность замечательного спортсмена, почтительная тишина во время поединков, град вопросов и бесконечные разговоры о боксе.

Немало может дать практика бесплатного посещения соревнований для детей, организация простейших соревнований и спортивных конкурсов и т. п.

Налаженная агитация и пропаганда существенно влияют на эффективность всего процесса отбора и потому должны находиться в сфере повышенного внимания всех заинтересованных организаций.

Просмотр в школах

Практика показала, что те ДЮСШ и те тренеры, которые имеют тесные связи со школами, в первую очередь в своем микрорайоне, обычно не испытывают трудностей в широте выбора. Но просмотр не должен быть эпизодическим. В нем должна просматриваться определенная система, направленная на выявление первого круга кандидатов.

На уроках физкультуры можно визуально оценить, по крайней мере, два важных на этом этапе фактора — устойчивое стремление ребенка к двигательному совершенствованию и успешность овладения двигательными навыками. Немаловажно отметить интерес, с которым дети выполняют различные по характеру и направленности движения и действия. Здесь же, конечно, отмечаются и внешние данные: рост, особенности телосложения, осанка и др.

Опытный тренер не пренебрегает и той информацией, которую можно получить на уроках общеобразовательных дисциплин. При наблюдении за ребятами на этих уроках в определенной мере проясняются уравновешенность, трудолюбие, дисциплинированность, способность терпеливо выполнять однообразную работу.

По-разному ведут себя дети на переменах. Одни открывают любимую книжку, другие чинно прогуливаются, третьи же ищут возможность подвигаться. Последним часто делают замечания, но их повышенная активность не является выражением недисциплинированности, чаще она связана с потребностью в движениях, которая, в свою очередь, нередко отражает наличие хороших двигательных задатков. Поэтому стремление к двигательной активности не может не заинтересовать тренеров в их поисках спортивных талантов.

Наблюдения на внеклассных физкультурных мероприятиях могут помочь отметить такую важную черту, как стремление к участию в групповых играх. Уклонение от групповых игр, как правило, свидетельствует либо о слабой нервной системе, либо об отсутствии задатков к коллективным игровым действиям. Особое внимание следует уделять тем детям, которые являются организаторами и активными участниками игр, не прерывают игру без серьезного повода. Среди них есть неуемные заводилы и тихие, но твердые руководители. Есть и другие типы лидеров. Они своим лидерством, неуемной жаждой игры, порой перехлестывающей через край, как бы обнажают свои способности к игровой деятельности.

Анамнез

Все больше семей сейчас заинтересованы в спортивных занятиях детей. В этом проявляется, в частности, возросший культурный уровень народа. Но не все родители поощряют стремление ребенка к высоким спортивным результатам. Некоторые родители нацеливают сына или дочь на другую деятельность и считают, что серьезные занятия спортом могут помешать учебе. Другие не верят в возможность достижения детьми высот мастерства и опасаются, что время и силы будут затрачены зря.

Отношение семьи к серьезным занятиям спортом не учитывать тренеру нельзя. Поэтому рекомендуем организовать беседы с родителями или анкетирование, что позволит получить информацию, которая поможет не только в процессе отбора, но и в последствии на этапах спортивной подготовки.

Анкета для родителей может содержать следующие вопросы:

1. Считаете ли вы своего ребенка способным к спорту? Почему?

2. Какой вид спорта считаете для него подходящим? Почему?

3. Какой задачей будете руководствоваться, рекомендуя ребенку поступить в ДЮСШ (укрепление здоровья, воспитание характера, раскрытие дарования, достижение спортивной славы или другие задачи)?

4. Какую цель поставите перед ребенком?

5. Занимались ли вы спортом? Каким? Каких добились результатов?

6. Есть ли у вашего сына (дочери) другие увлечения? Поощряете ли вы их?

Большинство родителей охотно отвечают на эти вопросы. Получаемая таким образом информация позволяет тренеру представить ту атмосферу семьи, которая благоприятствует или препятствует спортивным занятиям ребенка. Конечно, эта атмосфера не является неизменной. Иногда тренеру приходится проводить значительную по времени и усилиям разъяснительную работу, чтобы добиться не только и не столько согласия родителей на поступление ребенка в ДЮСШ, сколько изменения отношения к перспективе его серьезных спортивных занятий. Известно немало случаев успешности такой работы, когда педагогическая квалификация, убежденность, такт и настойчивость тренера в борьбе за одаренного ребенка приводят к положительным результатам.

Значительно пополнить информацию о ребятах могут учитель физкультуры и классный руководитель. Первый сообщает об успешности овладевания двигательными навыками на занятиях; второй — об интересах и склонностях, в том числе спортивных.

Нередки случаи, когда первая правильно организованная и проведенная беседа делает тренера и ученика друзьями и единомышленниками на долгие годы. Нечего говорить, что такое содружество всегда бывает плодотворным. Но не всегда эта беседа удовлетворяет тренера. Явно одаренный ребенок то вообще не хочет серьезно заниматься спортом, то проявляет интерес к другому, более модному, но менее подходящему для него виду. Здесь также необходим тонкий педагогический подход и терпение, чтобы убедить мальчика или девочку в необходимости для них заниматься именно этим видом или группой видов спорта. Но для убеждения чаще всего одной беседы мало. Ребенка приглашают на тренировку или другое мероприятие спортшколы, осторожно подключают к наиболее интересным, как правило игровым, упражнениям. Ряд известных спортсменов обязаны своим пребыванием в спорте именно такому педагогическому приему.

Информацию о физкультурной группе, состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях, некоторых показателях физического развития можно получить у школьного врача. Проведенный анамнез позволяет сделать вывод о целесообразности перехода к диагностике игровой одаренности.

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности — задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.

Способности — это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности. Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показателей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

Прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом отборе юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР

Массовый просмотр детей

Отбор в учебно-тренировочные группы

жизненная емкость легких

окружность грудной клетки

сила мышц-сгибателей кисти

Общая физическая подготовленность:

бег на 30 м со старта

непрерывный бег 5 мин

скоростной бег на месте 10 с

челночный бег 3x10 м

прыжок в длину с места

подтягивание в висе

бросок мяча 2 кг

прыжок в высоту с места

темпы прироста спортивных показателей

специальная физическая подготовленность

параметры тренировочной деятельности

В таблице приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре и тестировании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 перечислены требования, предъявляемые к занимающимся несколькими видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей и подростков в спортивные школы. Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тренировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные составы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не только сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса.

Отдавая маленького ребёнка в спортивную секцию, не каждый родитель имеет цель вырастить из него профессионального спортсмена. Чаще всего роль играют другие мотивы: физическое развитие, укрепление здоровья, занять свободное время и т.д. Но у тренера другие задачи- разглядеть в группе юных спортсменов одарённого ребёнка и помочь ему вырасти в будущего чемпиона. Поэтому , когда тренер замечает превосходные физические данные у юного спортсмена он рекомендует родителям отдать его в спортивную школу олимпийского резерва.

Школа олимпийского резерва — это образовательное учреждение. Ее основной задачей является подготовка одарённых спортсменов, способных в будущем пополнить кадры сборной России и участвовать в чемпионатах и турнирах по олимпийским видам спорта.
Будущих олимпийцев готовят высококвалифицированные специалисты.


На территории нашей страны такие школы делятся на два вида:

  • Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (ДЮСШОР)
  • Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР).
    В СДЮСШОР юные спортсмены тренируются и учатся по общеобразовательным дисциплинам.

Иногда Школы олимпийского резерва создаются на базе ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), имея как одно, так и несколько отделений по близким видам спорта.

И ещё один вид таких учреждений — это общеобразовательные школы-интернаты спортивного профиля (ОШИСП), в которых возможно проживание учащихся (это подходит для иногородних детей). Важно заметить, что приём в такие учреждения ведётся с 5-го класса с дальнейшим профильным обучением.

Критерии отбора детей в школу олимпийского резерва

Стать воспитанником ДЮСШОР может юный спортсмен, у которого проявлены хорошие физические данные, психологическая устойчивость, твёрдость характера и сильное желание заниматься выбранным видом спорта.

Но и это не гарантирует, что ребёнка примут в такую школу. Юным спортсменам предстоит пройти вступительные испытания.
В них входит показ физических навыков по конкретному виду спорта, а также интеллектуальные способности. Беседа с психологом и проведённые им тесты определяют стойкость характера будущего профессионала.

Решение о возможности обучения в ДЮСШОР принимает специальная комиссия.
Для девочек и мальчиков предъявляются разные требования.


Возрастные критерии абитуриентов
  • Учащимся школы можно стать в 5-7 лет, крайний предел возраста 10-12 лет.
  • Максимальный возраст, который рекомендуется для обучения в детской спортивной школе олимпийского резерва — 18 лет, детско-юношеской школе — 21 год. Возможно увеличение указанного возраста, но не более чем на 2 года.
  • Для зачисления детей в более раннем возрасте (с 4 лет), спортивной школе потребуется разрешение от органов здравоохранения и родителей. На основании этого органами власти (исполнительной, местного самоуправления) принимается решение о возможности проведения занятий для детей младшего дошкольного возраста в данной спортивной школе.
Этапы спортивной подготовки и их продолжительность
  • Этап начальной подготовки 1-3 года
  • Тренировочный этап (этап спортивной специализации) 4-5 лет
  • Этап совершенствования спортивного мастерства 3 года
  • Этап высшего спортивного мастерства весь период

После каждого этапа сдаются специальные нормативы, которые регламентированы документами. Педагогический совет в случае неудовлетворительной сдачи переводного экзамена, может принять решение о повторном обучении на конкретном этапе образования (не более одного раза).

Воспитание юных спортсменов в ДЮСШОР проводится согласно утверждённому годовому плану, который включает учебную, воспитательную и агитационную работы.
За период обучения в школе учащийся получает спортивные разряды и звания:

  • от 1-го до 3-го спортивного разряда
  • от 1-го до 3-го юношеского разряда
  • кандидат в мастера спорта (КМС)
  • мастер спорта (МС)
Документы для поступления

  • Заявление установленного образца (заполняет родитель или законный представитель несовершеннолетнего)
  • Копия свидетельства о рождении ребёнка
  • Рекомендация тренера детской спортивной школы или преподавателя по физической культуре в общеобразовательной школе
  • Медицинская справка формы 086-У о состоянии здоровья
  • Общий анализ крови и мочи
  • Выписка о профилактических прививках
  • Справка от фтизиатра или ФЛГ
  • В зависимости от вида спортивной школы, могут потребоваться дополнительные справки и исследования (электрокардиограмма, эхокардиография и другие).


Оплата обучения

В школах олимпийского резерва обучение проводится преимущественно бесплатно.

Плюсы и минусы занятий в ДЮСШОР
  • ребёнок находится под постоянным присмотром
  • меньше болеет
  • учится самостоятельно распределять своё время
  • на тренировках развивается сила, выносливость, упорство.
А теперь о минусах:
  • часто, занимаясь профессионально спортом, у юного спортсмена страдает успеваемость по общеобразовательным дисциплинам
  • не исключена возможность травм
  • постоянные тренировки, сборы, соревнования не оставляют свободного времени для общения с друзьями


Как найти школу олимпийского резерва

На сайте Министерства спорта Российской Федерации существует список ДЮСШОР
Подобные школы есть в разных регионах нашей страны, но больше всего спортивных учебных заведений находится в Москве и Санкт-Петербурге.

Советы родителям

  • выбирая ДЮСШОР обратите внимание на расположение и специализацию общеобразовательного учреждения
  • изучите отзывы о спортивной школе, ее тренерах, призёрах
  • проанализируете способности ребёнка, готовность его к увеличению физических нагрузок
  • учтите материальную обеспеченность, занятия спортом требуют финансовых затрат на специальную спортивную экипировку, снаряды, сборы, соревнования


Школа олимпийского резерва серьёзная ступень в развитии юного спортсмена, которая в будущем позволит принимать участие в крупнейших спортивных турнирах не только своей страны, но и на мировых аренах. И если вы видите в своём ребёнке хороший потенциал, а также большое желание развиваться, как профессиональный спортсмен, задумайтесь о возможности такого образования.

Читайте также: