Критерии отбора в школу плавания

Обновлено: 05.07.2024

Эффективность первичного отбо­ра пловцов, как впрочем и всей их последующей многолетней подготовки во многом связана с привлечением к первой ступени отбора детей того возраста, в кото­ром приступило к занятиям боль­шинство сильнейших пловцов мира, т. е. 7 —9-летних. Тем же, кто предпочитает отбирать до­школьников, целесообразно учесть следующие обстоятельства. Во-первых, раннее прогнозирова­ние спортивных способностей связано со снижением его досто­верности. Во-вторых, напряжен­ность современной подготовки пловцов нередко обусловливает раннее, зачастую^еще до достиже­ния оптимального для высших ре­зультатов возраста, прекращение занятий плаванием теми, кто рань­ше к ним приступил. И, наконец, занятия с дошкольниками оправ­даны лишь в том случае, если они носят сугубо оздоровительную направленность.

Непременное условие качес­твенного первичного отбора — проведение его после начального обучения детей плаванию, включа­ющего 30 — 40 занятий. Соответ­ствующая практика существенно повышает объективность оценки перспективности, поскольку при ее отсутствии можно принять понача­лу лучше плавающего ребенка за более способного. Но особенно важно то, что обеспечивается мас­совое овладение детьми жизненно необходимым навыком.

Важнейший принцип первич­ного отбора — ориентация на качества и способности, обуслов­ливающие достижение высоких результатов в оптимальном для этого возрасте, а не на признаки, имеющие временный, преходя­щий характер. Многие тренеры неоправданно большое значение уделяют быстроте овладения тех­никой плавания, т. е. признаку, имеющему явно преходящий ха­рактер или, что еще хуже, — ре­зультатам неспецифических для пловцов тестов — количеству под­тягиваний в висе и отжиманий в упоре лежа, приседаний, показате­лям кистевой динамометрии и т. п. Результаты подобных неспецифи­ческих для пловцов тестов не яв­ляются критериями их перспек­тивности.

Таким образом, эффективность первой ступени многолетнего отбора пловцов предполагает ори­ентацию на стабильные, то есть малоизменяемые в ходе возрастно­го развития и незначительно подверженные влиянию трениров­ки признаки. К таковым, в част­ности, относятся морфологические (табл. 12.1).

Именно с визуальной оценки морфотипа новичка и измерения его основных антропометричес­ких показателей нередко начина­ют определять перспективность применительно к спортивному плаванию. При этом предпочтение отдают пропорционально сложен­ным, высоким детям, имеющим

ЧАСТЬ 3

Отбор И Ориентация Пловцов В Системе Многолетней Подготовки

ТАБЛИЦА 12.1 Наследуемость Основных Морфологических Признаков (По Обоб­Щенным Данным Литера­турных Источников)

Длина тела, верхних и

Плеча и предплечья

Ширина плеч и таза

Соотношение БС — и

Небольшую массу тела, гладкую (с нечетко выраженным рельефом) мускулатуру, тонкие лодыжки и запястья, большой размер кисти и стопы. Кстати, большая у 9 — 10-летнего ребенка длина стопы является даже более надежным свидетельством в пользу его боль­шой в будущем длины тела, чем сам рост ребенка. Кроме того, до­вольно надежно прогнозировать немаловажную для пловцов длину тела можно по ее показателям у родителей новичка с использова­нием следующих формул, разра­ботанных чешским специалистом Каркусом:

Прогнозируемый рост мальчиков = _ (рост отца х 1,08 + рост матери) х 1,08 2~

Прогнозируемый рост девочек = рост отца х 0,923 + рост матери

Вполне оправдана на первой ступени отбора пловцов и оценка функциональных возможностей системы энергообеспечения их организма. Результаты исследова­ний с участием близнецов (Серги-енко, 1999; Шварц, Хрущев, 1984 и др.) показали, что профильные для пловцов аэробные и анаэробные возможности на 70 — 80% генети­чески обусловлены. И поэтому уже в ходе первичного отбора це-

Лесообразно оценить самые прос­тые их показатели, как минимум, определив жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и свидетельствую­щую об устойчивости к гипоксии длительность задержки дыхания (проба Штанге).

Принципиальное значение при первичном отборе имеет оценка состояния здоровья, поскольку да­же незначительные имеющиеся отклонения могут не только вос­препятствовать успешному спор­тивному совершенствованию, но и серьезно усугубиться под влияни­ем тренировки. Привлечению ре­бенка к начальной подготовке в плавании должен предшествовать тщательный медицинский осмотр, главная задача которого — выяв­ление детей с прямыми противо­показаниями к занятиям спортом (ревматизм, диабет, бронхиальная астма и др.). В процессе медицин­ского осмотра также очень важно сопоставить паспортный и биоло­гический возраст ребенка, пос­кольку известно, что темпы поло­вого созревания могут обусловить довольно широкий, до 3 — 4 лет, ди­апазон биологического возраста детей одного паспортного возрас­та. Естественно, что дети с уско­ренным биологическим созревани­ем по большинству показателей физического развития и морфо-функциональных показателей пре­восходят детей с нормальным и тем более — с замедленным био­логическим развитием (один из примеров иллюстрирует рис. 12.1) и, если этого не учесть, можно до­пустить серьезную ошибку. Инди­видуальные особенности биологи­ческого созревания тем более важ­но учитывать в связи с тем, что высот мастерства чаще достигают пловцы, у которых наблюдалось нормальное или замедленное созревание и довольно редко те, которые отличались ускоренным. Тимакова (1998), в частности, по­казала, что среди рано выполнив­ших норматив мастера спорта более половины акселератов, в то

ГЛАВА 1 2

Первичный Отбор И Ориентация Пловцов

Первичный отбор и ориентация пловцов

ТАБЛИЦА 12.2

Наследуемость Основных

Двигательных Качеств

У Человека

Время как среди мастеров спорта международного класса их менее 20 %.

Половое созревание считается ранним при появлении его первых признаков у девочек в 8 — 9 лет, а у мальчиков — к 10 годам. Средний темп полового созревания отража­ет появление его первых призна­ков у девочек в 10— 11-летнем воз­расте, а у мальчиков в 12—13-лет­нем и общая его 5 —б-летняя про­должительность. О позднем поло­вом созревании свидетельствует появление его первых признаков у девочек в 13 лет и мальчиков в 14 лет.

Разработана система оценки биологического возраста в баллах

(Тимакова, 1985), но даже не поль­зуясь ею, можно достаточно точно оценить тип биологического разви­тия ребенка по его телосложению. Мальчики с атлетическим и девоч­ки с пикническим типом телосло­жения обычно отличаются более ранним половым созреванием, чем дети астенического типа. У мальчи­ков атлетического телосложения часто отмечается раннее начало и позднее завершение полового соз­ревания.

Важной стороной первичного отбора является оценка двигатель­ных качеств и способностей, с од­ной стороны, профильных для пла­вания, а с другой, в значительной мере генетически детерминирован­ных (табл. 12.2).

ЧАСТЬ 3

Отбор И Ориентация Пловцов В Системе Многолетней Подготовки

Тиров рекомендуется длина сколь­жения от бортика бассейна и глу­бина погружения в воду. При вы­полнении последнего теста пловец на полном вдохе с поднятыми вверх руками постепенно погру­жается в воду у бортика бассейна. Отличную плавучесть характери­зует погружение, при котором локтевые суставы в его конечной точке находятся на уровне поверх­ности воды, удовлетворительную — погружение, при котором кисти выступают над водой, очень пло­хую — такое, при котором пловец полностью опускается на дно бас­сейна.

Совершенно очевидна необхо­димость при первичном отборе больше внимания уделять личност-но-психологическим качествам. У новичков необходимые качества проявляются в желании во что бы то ни стало заниматься плаванием, усердии и стремлении заслужить похвалу, решительности в игровых ситуациях, смелости при выполне­нии незнакомых заданий. По мне­нию авторитетнейшего в мире профессора Каунсилмена, психо­логические качества — один из главных критериев первичного от­бора.

Необходим также учет социо­логических критериев, прежде всего спортивных традиций семьи. Интересные данные представил Cedda [1960]. У 220 сильнейших итальянских спортсменов один или более членов их семьи также занимались спортом и достигли высокого уровня мастерства. Гре-бе (1956) изучил генеалогию при­мерно 30 семей выдающихся не­мецких спортсменов. И притом оба исследователя пришли к еди­ному мнению о том, что спортив­ные способности в значительной степени зависят от наследствен­ных факторов, обусловлены дей­ствием многих, независимых друг от друга генов и передаются, по-видимому, доминантным путем. Анализ родословных выдающихся спортсменов позволяет с уверен-

Ностью констатировать большое значение наследственности при формировании спортивного талан­та. Однако кроме наследования значимых для спорта способнос­тей дети спортсменов высокого класса обычно получают от роди­телей целенаправленное спортив­ное воспитание, им прививается интерес к спорту, чаще к тому ви­ду, которым занимаются или зани­мались родители.

Одним из ярких примеров нас­ледования способностей к плава­нию являются четыре медали Игр XXVI Олимпиады в Атланте, в том числе две золотые, завоеванные Герри Холлом — младшим, сыном олимпийского чемпиона 1972 г. и призером Игр 1968 и 1976 гг., мно­гократного рекордсмена мира Гер­ри Холла.

В заключение приведем при­мерную программу обследований пловцов в процессе их первичного отбора (табл. 12.3).

ГЛАВА 12 Первичный Отбор И Ориентация Пловцов

Первичный отбор и ориентация пловцов

ЧАСТЬ 3 Отбор И Ориентация Пловцов В Системе Многолетней Подготовки

Первичный отбор и ориентация пловцов

ГЛАВА 13

Предварительный И Промежуточный Отбор Пловцов

Как известно, тренерский опыт проявляется не только в умении подготовить хорошего спортсмена, но и в умении найти более одаренного.

В связи с недостаточной разработкой научных основ отбора особенно важно изучать и распространять передовой опыт практической работы тренеров. Исходя из этого, мы поставили задачу выяснить, используя анкетный опрос (включающий 26 вопросов), по каким признакам тренеры отбирают детей в бассейне, какие применяют упражнения при отборе, что считают главным, а что второстепенным и т. д. В опросе участвовали 107 наиболее продуктивно работающих тренеров нашей страны.

Что же показал анализ анкетных данных?

Возраст поступающих. Около 95% опрошенных тренеров принимают во внимание на первых этапах отбора новичков их возраст. Из них 13% тренеров предпочитают набирать новичков 5—6 лет, 43%—7—8 лет, 34% —9— 10 лет и 10% — старше 10 лет.

Внешние данные (телосложение). Наибольшее предпочтение визуальной оценке отдают 91% тренеров. 64% тренеров применяют упражнения в воде и 46% — на суше.

Это свидетельствует о том, что сегодня тренер принимает решение оставить ребенка в ДЮСШ или нет, ориентируясь в основном на его внешний вид. Тренеры стремятся набирать для занятий плаванием детей высокого роста (91% тренеров), стройных (68%), с малым весом (55%), с длинными мышцами (54%), с хорошей осанкой (31,8%). Кстати говоря, в основном на эти же морфологические признаки при отборе ориентируются и тренеры ГДР.

Тренеры отмечают важность такого признака, как тонкие запястья и суставы (О. П. Римш, И. М. Чумакова), свидетельствующие о легкости костного скелета, а также объем и строение грудной клетки (Ф. Б. Житкова, 3. Т. Пахомова), характеризующие функциональные возможности дыхательной системы и плавучесть.

В связи с тем что морфологические признаки человека тесно связаны с его функциональными показателями, можно по внешнему виду определить предрасположенность, например, к работе скоростно-силового характера (анаэробная производительность) или к работе, требующей проявления выносливости (аэробная производительность).

Тренерами назван и ряд других факторов, которые целесообразно учитывать при отборе. Среди них — близость места жительства поступающих от бассейна (67% тренеров), общий вид ребенка, цвет лица, характеризующие здоровье, телосложение (72%), спортивное прошлое родителей (68% тренеров).

Функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем более 30% опрошенных считают нужным выявлять, применяя пробу Штанге (определение длительности задержки дыхания).

В воде наиболее эффективны при выяснении одаренности детей, по мнению 31,4% тренеров, упражнения в скольжении без движения ногами и плавание с доской с движениями ногами.

Основные критерии для включения в учебно-тренировочные группы. Все тренеры ставят на первое место показатели здоровья (99% тренеров), трудолюбия (99%), работоспособности. (99%), желания заниматься плаванием и посещаемости (98%), освоения техники плавания (98%), успеваемости в школе (78%).

Психологические качества будущего чемпиона, его характер. Даже самые высокие качества не будут реализованы в спортивный результат без активной мобилизации морально-волевых ресурсов личности. А такая мобилизация невозможна без воли, характера, целенаправленности.

Отвечая на вопросы анкеты, тренеры указывают, что чертами характера будущего чемпиона должны быть преданность спорту, энтузиазм, желание стать чемпионом (М. С. Фарафонов, В. А. Гуща, Н Ф. Крюкова и др.), твердый характер (Л. П. Креер), самостоятельность, пытливость, эмоциональность, живость (Н. М. Нестерова, Ф. Б. Житкова, В. П. Банников). Они подчеркивают, что тренер должен способствовать воспитанию этих качеств, а не подавлять их.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические рекомендации на тему

Подготовила: тренер-преподаватель по плаванию О.В. Агафонова

Общая характеристика этапов отбора пловцов

Первичный отбор пловцов

Предварительный отбор пловцов

Заключительный отбор пловцов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ОТБОРА ПЛОВЦОВ

Современная мировая практика и научные исследования убедительно свидетельствуют о том, что наивысшие достижения в плавании доступны лишь особенно одаренным спортсменам, обладающим редкими морфологическими свойствами, высочайшим уровнем физических и психических способностей, а также технического и тактического мастерства. А поскольку мало кто обладает соответствующим комплексом задатков, проблема их поиска отличается сложностью и остротой.

Отбор и ориентация пловцов, как впрочем, и спортсменов любой иной специализации, не одномоментное событие, а практически непрерывный процесс, включающий пять основных этапов, связанных с определенными этапами многолетней спортивной подготовки.

Таблица 1

Связь этапов отбора пловцов с этапами их многолетней подготовки

Определение целесообразности занятий плаванием для конкретного ребенка

Оценка способностей к эффективному спортивному совершенствованию

Оценка возможностей достижения высокого мастерства в конкретных дисциплинах плавания

Оценка перспектив достижения результатов международного класса

Максимальной реализации индивидуальных

Прогнозирование продолжительности сохранения пловцом достигнутого мастерства

В разных дисциплинах плавания благоприятный возраст для наивысших результатов, продолжительность многолетней подготовки и, естественно, каждого из ее этапов существенно отличаются. Соответствующие отличия отмечаются и в сроках различных этапов отбора. Например, в женском плавании весь период спортивной подготовки (от начала занятий до достижения высших результатов) обычно длится не более 10 лет, и каждый очередной этап многолетней подготовки и этап отбора наступают с интервалом примерно в два года. В мужском плавании на короткие дистанции продолжительность подготовки, предшествующей наивысшему достижению спортсмена, обычно не менее 13-15 лет, в соответствии с чем до 3-4 лет возрастает продолжительность этапов многолетней подготовки и периодичность этапов отбора.

При осуществлении спортивного отбора необходимо обеспечить комплексность оценки перспективности с использованием морфо-функциональных, социально-психологических и других критериев. При этом на первом и втором этапах многолетнего спортивного отбора основную роль играют генетически детерминированные признаки, характерные небольшой изменчивостью под влиянием тренировки. На последующих этапах их роль снижается и возрастает значение подверженных влиянию тренировки спортивно-технических, психологических и функциональных признаков.

В полной мере это, конечно, относится и к отбору перспективных пловцов. Охарактеризуем в наиболее общем виде задачи и критерии каждого этапа их многолетнего отбора.

Первичный отбор. Задача - определить для каждого конкретного ребенка целесообразность занятий плаванием. Основные критерии: 1) возраст, благоприятный для начала занятий плаванием; 2) отсутствие серьезных отклонений в состоянии здоровья и склонности к заболеваниям, препятствующим занятиям спортом; 3) соответствие морфотипа требованиям плавания; 4) соответствие уровня двигательных способностей требованиям плавания.

Предварительный отбор. Задача - оценка способностей юных пловцов к эффективному спортивному совершенствованию. Основные критерии: 1) отсутствие препятствующих этому отклонений в состоянии здоровья; 2) соответствие структуры и потенциальных возможностей мышечной системы, энергетического потенциала, анализаторных систем и двигательных способностей требованиям плавания; 3) подверженность основных функциональных систем и механизмов адаптационным перестройкам под влиянием рациональной тренировки.

Промежуточный отбор. Задача - оценка возможностей достижения пловцами высокого мастерства в конкретных соревновательных дисциплинах. Основные критерии: 1) устойчивая мотивация к достижению высокого мастерства; 2) отсутствие отклонений в состоянии здоровья, способных воспрепятствовать успешному спортивному совершенствованию; 3) психологическая и функциональная готовность к перенесению больших нагрузок; 4) резервы дальнейшей адаптации функциональных систем и механизмов, прироста двигательных качеств, совершенствования важнейших элементов техники, составляющих тактической и психологической подготовленности, определяющих результативность в конкретных дисциплинах плавания.

Основной отбор. Задача - оценка перспектив достижения пловцов результатов международного класса . Основные критерии: 1) степень мотивации к достижению вершин мастерства и отсутствие препятствий к этому по состоянию здоровья; 2) психологическая и функциональная подготовленность к тренировочных и соревновательных нагрузок, в том числе в различных сложных условиях - непривычном или неблагоприятном климате, смене часовых поясов, условиях среднегорья, психологически напряженной атмосферы ответственных соревнований и др.; 3) способность к максимальной реализации достигнутой подготовленности в условиях жесткой конкуренции на главных соревнованиях и к достижению в таких соревнованиях личных рекордов; 4) способность к адекватному восприятию соревновательной ситуации, варьированию различными компонентами технической, физической, тактической и др. видов подготовленности.

Заключительный отбор. Задача – оценка целесообразности продолжения пловцом занятий спортом и прогнозирование продолжительности сохранения им высокого мастерства. Основные критерии: 1) наличие соответствующей мотивации и отсутствие препятствующих сохранению мастерства отклонений в состоянии здоровья; 2) возраст спортсмена и его соответствие оптимальному для наивысших результатов в дисциплинах, избранных для специализации, а также продолжительность сохранения им высокого мастерства; 3) наличие необходимых для сохранения достигнутой подготовленности резервных возможностей организма; 4) благоприятствующее продолжению занятий спортом высших достижений социальное и материальное положение.

Эффективность первичного отбора пловцов во многом связана к привлечению к первой ступени отбора детей того возраста в котором приступило к занятиям большинство сильнейших пловцов мира, т.е. 7-9 – летних. Тем же, кто предпочитает отбирать дошкольников, целесообразно учесть следующее обстоятельство. Во-первых, раннее прогнозирование спортивных способностей связано со снижением его достоверности. Во-вторых, напряженность современной подготовки пловцов нередко обусловливает раннее, зачастую еще до достижения оптимального для высших результатов возраста, прекращение занятий плаванием теми, кто раньше к ним приступил. И, наконец, занятия с дошкольниками оправданы лишь в том случае, если они носят сугубо оздоровительную направленность.

Непременное условие качественного первичного отбора – проведение его после начального обучения детей плаванию, включающего 30-40 занятий. Соответствующая практика существенно повышает объективность оценки перспективности, поскольку при ее отсутствии можно принять по началу лучше плавающего ребенка за более способного. Но особенно важно то, что обеспечивается массовое овладение детьми жизненно необходимым навыком.

Важнейший принцип первичного отбора ориентация на качества и способности обусловливающие достижения высоких результатов в оптимальном для этого возрасте, а не на признаки, имеющие временный, приходящий характер. Многие тренеры неоправданно большое значение уделяют быстроте овладения техникой плаванию, т.е. признаку, имеющему явно преходящий характер или, что еще хуже, - результатам неспецифических для пловцов тестов – количество подтягиваний в висе и отжиманий в упоре лежа, приседаний, показателям кистевой динамометрии и т.п.. Результаты подобных неспецифических для пловцов тестов не являются критериями их перспективности. Таким образом, эффективность первой ступени многолетнего отбора пловцов предполагает на стабильное, т.е. мало изменяемое в входе возрастного развития и незначительно подверженные влиянию тренировки признаки. К таковым, в частности, относятся морфологические.

Таблица 2

Наследуемость основных морфологических признаков

(по обобщ. данным литературных источников)

Длина тела, верхних и нижних конечн остей

Длина туловища, плеча, предплечья

Ширина плеча и таза

Окружность шеи, плеча, предплечья, бедра голени

Соотношение БС и МС – мышечных волокон

Именно с визуальной оценки морфотипа новичка и измерения его основных антропометрических показателей нередко начинают определять перспективность применительно к спортивному плаванию. При этом предпочтение отдают пропорционально сложенным, высоким детям, имеющим небольшую массу тела, гладкую (с нечетко выраженным рельефом) мускулатуру, тонкие лодыжки и запястья, большой размер кисти и стопы. Кстати у 9-10 летнего ребенка длина стопы является даже более надежным свидетельством в пользу его большой в будущем длине тела, чем сам рост ребенка. Кроме того, довольно надежно прогнозировать.

Немаловажную для пловцов длину тела можно по ее показателям у родителей новичка с использованием следующих формул, разработанных чешским специалистом Каркусом:

Прогнозируемый рост мальчиков = ( рост отца х 1,08 + рост матери) х 1,08

Прогнозируемый рост девочек = ( рост отца х 0, 923 + рост матери)

Вполне оправдана на первой ступени отбора пловцов и оценка функциональных возможностей системы энергообеспечения их организма. Результаты исследования с участием близнецов показали, что профильные для пловцов аэробные и анаэробные возможности на 70-80% генетически обусловлены. И поэтому уже в ходе первичного отбора целесообразно оценить самые простые их показатели, как минимум, определив жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и свидетельствующую об устойчивости к гипоксии длительность задержки дыхания (проба Штанге).

Принципиальное значение при первичном отборе имеет оценка состояния здоровья, поскольку даже незначительное имеющиеся отклонения могут не только воспрепятствовать успешному спортивному совершенствованию, но и серьезно усугубиться под влиянием тренировки. Привлечению ребенка к начальной подготовке в плавании должен предшествовать тщательный медицинский осмотр, главная задача которого – выявление детей с прямыми противопоказаниями к занятиям спортом (ревматизм, диабет, бронхиальная астма и др.) В процессе медицинского осмотра также очень важно сопоставить паспортный и биологический возраст ребенка, поскольку известно, что темпы полового созревания могут обусловить довольно широкий, до 3-4 лет, диапазон биологического возраста детей одного паспортного возраста. Естественно, что дети с ускоренным биологическим созреванием по большинству показателей физического развития и морфофункциональных показателей превосходят детей с нормальным и тем более – с замедленным биологическим развитием и, если этого не учесть, можно допустить серьезную ошибку. Индивидуальные особенности биологического созревания тем более важно учитывать в связи с тем, что высот мастерства чаще достигают пловцы, у которых наблюдалось нормальное или замедленное созревание и довольно редко те, которые отличались ускоренным.

Среди рано выполнивших норматив мастера спорта более половины акселератов, в то время как среди мастеров спорта международного класса их менее 20%.

Важной стороной первичного отбора является оценка двигательных качеств и способностей, с одной стороны, профильных для плавания, а с другой стороны, в значительной мере генетически детерминированных.

Таблица 3

Наследуемость основных двигательных качеств у человека

Наследуемость

Быстрота простой двигательной р еакции

Быстрота простых движений

Максимальная статическая сила

Максимальная динамическая сила

Локальная мышечная выносливость

Глобальная мышечная выносливость

Совершенно очевидна необходимость при первичном отборе больше внимания уделять личностно - психологическим качествам. У новичков необходимые качества проявляются в желании во что бы то не стало заниматься плаванием, усердии и стремлении заслужить похвалу, решительности в игровых ситуациях, смелости при выполнении незнакомых заданий. По мнению авторитетнейшего в мире профессора Каунсилмена, психологические качества – один из главных критериев первичного отбора.

Необходим также учет социологических критериев, прежде всего спортивных традиций семьи. У 220 сильнейших итальянских спортсменов один или более членов их семьи также занимались спортом и достигли высокого уровня мастерства. Гребе (1956) изучил генеалогию примерно 30 семей выдающихся немецких спортсменов. И притом оба исследователя пришли к единому мнению о том, что спортивные способности в значительной степени зависят от наследственных факторов, обусловлены действием многих, независимых друг от друга генов и передаются, по видимому, доминантным путем. Анализ родословных выдающихся спортсменов позволяет с уверенностью констатировать большое значение наследственности при формировании спортивного таланта. Однако кроме наследования значимых для спорта способностей дети спортсменов высокого класса обычно получают от родителей целенаправленное спортивное воспитание, им прививается интерес к спорту, чаще к тому виду, которым занимаются или занимались родители.

В заключение приведем примерную программу обследований пловцов в процессе их первичного отбора.

у нас в бассейне для семилеток нет спорт секции,только группы здоровья, а спорт группы уже для деток старше. В оздоровительную берут всех.

Нас отбирали как раз в 7 лет по принципу, чтобы воды не боялся, чем бесстрашнее в воде, тем лучше. Естественно, приветствовались навыки плавания, полученные ранее. Еще смотрели допуск от врача, обязательно должна быть хорошая ЭКГ. Я сначала думала, всех берут, оказалось, процентов 70 не прошли. Это именно спортивное плавание. В оздоровительное брали всех. Телосложение роли не играет, в отличие от прыжков в воду - туда не берут высоких и крупных.
Первый и второй год обучения никого не выгоняют, дальше отсеивают по результатам контрольных заплывов на раз-два. На 3 год от группы в 20 человек осталось 12.

И мне интересно.
Дочь посмотрели, поговорили, спросили: плавает -нет, боится/нет, хочет-нет? Все. Записали. Дали списки.
А на этой неделе уже ясно станет каk занимаемся.
Москва. Бескудниково. Спорт школа олим. резерва плавание.
Родительсkое собрания перед началом занятий должно быть?
Потому kаk список необходимых вещей и документов уже дали?!

Берут всех. В 7 лет это не спортивная секция. Года два терпят любых, большинство отсеивается самостоятельно. Потом уже переводят в спортивные группы. Потом лет в 11 предлагают переходить в спортивную школу (общеобразовательную имеется ввиду). Если нет, то перестают особенно заниматься и на соревнования выставлять, хотя формально и не выгоняют, но и сам уйдешь после этого.

вчера только задала этот вопрос тренеру, говорит, что смотрит антропометрию, боится/не боится и еще самое интересное, говорит- на родителей смотрю (рост)

Мы в прошлом году пытались попасть на плавание в ближайшую к нам спортшколу, хвост из желающих закручивался далеко на улице, детей загоняли толпами в зал, смотрели, видимо, физические данные, на второй тур на воде из всего большого числа желающих пригласили человек 10 или меньше, не помню точно, список был очень невелик. Набирают разные тренеры, говорили всем приходите в другие дни, может к другому тренеру попадете, но мы больше туда не пошли, мой был счастлив, что не попал туда

А какие школы в Москве котируются больше? А то посмотрела протоколы некоторых школ: дети 2001 г. плывут дистанцию 50 м (в одном из стилей) в своем большинстве хуже, чем дети из нашей группы на 3 года младше.

Причем 25 м бассейн как тренировочный, мне не очень хотелось бы рассматривать.

от тренера много зависит, как плавают дети. В нашем случае это было 90 человек. Делят на подгруппы и в течении года учат плавать. И потом тренировки, тренировки, соревнования. Кто чего из себя представляет определяется к 5 классу. В большинстве случаев к этому времени остается 30%%, в нашем случае, отсеялось только 30%, тренеры начали напрягаться, но никого особо не выгоняли :) В 7 классе тренировки стали мешать учебе. В 8 тренер потребовал пропускать уроки, мы с мужем обсудив ситуацию не согласились. Приятно, конечно, сказануть, что ребенок в школе Олимпийского резерва, но олимпийца мы растить не собирались. В спецшколу мы не перешли, по этой же причине, учеба слабая, тренировки два раза в день. В тоге, стал ходить просто в группу плавания, очень-очень переживал, тренер даже здороваться перестала. Сейчас спустя 3 года, осознает правильность нашего решения, но нет-нет проскальзывают нотки сожаления. Плавает изумительно красиво, прямо гордость на пляже . НО ИМХО это не профессиия.

23 - это которая в Олимпийском тренируется? А ЮМ- у них же несколько филиалов по Москве. Везде одинаково?

Читайте также: