Критерии отбора в балетную школу

Обновлено: 05.07.2024

После изучения данного материала вы узнаете какими данными должен обладать ребенок для того чтобы пройти успешный отбор в хореографический коллектив.

ВложениеРазмер
printsip_otbora_detey_v_khoreograficheskiy_kollektiv.docx 233.72 КБ

Предварительный просмотр:

Глава I. Критерии отбора детей в хореографические коллективы

1.1. Физические данные……………………………….

1.2.Музыкальные ритмические и танцевальные способности…………………

Глава II. Принцип отбора детей в хореографические коллективы

2.1. Методические принципы отбора ……………..………….

Руководитель должен увидеть в каждом ребенке потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту присутствия каких-либо умений и способностей, данных ребенку природой от рождения. По какому же принципу следует отбирать детей для обучения хореографическому искусству. Для выполнения специфической хореографической деятельности требуются хорошие физические, хореографические данные, крепкая память, воображение, музыкальность, артистизм.

Одаренность и труд, труд и талант тесно взаимосвязаны. Если вы попали в хороший коллектив то при отборе детей, руководитель детского хореографического ансамбля должен отследить и определить внешние сценические данные детей, музыкальные, ритмические способности, медицинские показатели.

Цель данной методической разработки:

- понять какими данными должен обладать ребенок для того чтобы пройти успешный отбор в хореографический коллектив.

Для этого я поставила перед собой задачу:

- рассмотреть какими данными должен обладать идеальный танцор.

ГЛАВА I. КРИТЕРИИ ОТБОРА ДЕТЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

1.1. Физические данные

Танец – прекрасный вид искусства, в котором гармонично сочетаются музыка и пластика движений. Ещё в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, а так же силы и выносливости.

Сейчас глядя на красивых балерин, прыгающих в шпагат, на детские хореографические ансамбли демонстрирующих изумительное и точное исполнение движений, мы даже не задумываемся о том какой труд кроется за всем этим. Мы видим лишь результат, и мало кто знает, чтобы добиться профессиональных высот в танце, заниматься надо начинать ещё в раннем детстве.

При принятии решения о начале занятий вашего ребенка в хореографическом коллективе важно помнить о том, что в каждом хорошем ансамбле производится просмотр детей. Во время отбора детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких как: выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъёма), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.

Вопрос о методике отбора детей для обучения балету в нашей стране проявился после расширения сети балетных школ в бывшем Советском Союзе. Возникла потребность выработать и унифицировать правила приема и методику приемных экзаменов.

Далее я подробнее рассмотрю идеальные физические данные для занятия хореографией и постараюсь объяснить, для чего они нужны.

Существуют два основных типа сложения тела – долихоморфный и брахиморфный.

Долихоморфный или как его ещё называют астенический, характеризуется высоким ростом, коротким туловищем и длинными ногами, малой окружностью грудной клетки, средними или узкими плечами, малым углом наклона таза, походкой с развернутыми ногами.

Брахиморфный тип характеризуется средним или ниже среднего ростом, длинным туловищем, короткими ногами, большой окружностью грудной клетки, выраженным углом наклона таза (гиперлордоз), походкой с повернутыми внутрь стопами. Для занятий танцами наиболее подходит долихоморфный тип сложения тела.

Эталоном идеального телосложения является греческая скульптура:

- длина верхней части туловища от теменного бугра до лобковой точки равна длине нижней части его от лобковой точки до земли;

- длина туловища от лобковой точки до нижнего края надколенника равна длине его от нижнего края надколенника до земли. Создается иллюзия длинных ног.

Для занятий танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку. В анатомическом отношении осанка человека рассматривается в трех плоскостях, проходящих через общий центр тяжести человека: поперечная (горизонтальная), делящая тело на верхнюю и нижнюю половины. Продольная (сагиттальная), которая разграничивает тело на две симметричные части – правую и левую, переднюю и заднюю.

Основа осанки – позвоночник и его соединение с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцово-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно - плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы.

В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.

В осанке детей могут быть видны различные отклонения. Такие отклонения, как асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина (лордоз), сутулость (кифоз) могут быть исправлены.

Как отклонения в осанке рассматриваются О - образные ноги и Х-образные ноги . В Х-образных ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные – короче. При О - образных ногах внутренне связки коленей сокращены и бедра удалены друг от друга. Некоторые формы Х- образных и О - образных ног не поддаются исправлению путем применения специальных тренировочных упражнений.

Серьёзным недостатком осанки также считается плоскостопие, при котором противопоказаны занятие классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.

Итак, на всем пути развития профессионального танца выворотное положение ног являлось и до сих пор остается одной из его основ и существенной особенностью.

Особенности чисто функционального характера заключаются в том что только при выворотном положении ног есть возможность выполнения движений такой амплитуды, какая невозможна в невыворотном их положении. При наличии хорошей выворотности в бедрах, отсутствуют непреодолимые препятствия для движений требующих большого размаха ног в сторону. Объясняется это тем, что при выворотном положении большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, этим устраняется костное препятствие для выполнения движений большой амплитуды . Цель вывортности - дать свободу ноге в тазобедренном суставе.

Под этим термином понимается возможность подъема ноги вверх – вперед, назад и в сторону. Высокий и легкий шаг, создает красоту пластической линии всего тела, а так же придает большую выразительность позам и движениям любого вида танца. Величина шага зависит от подвижности, как в тазобедренном суставе поднимаемой ноги, так и тазобедренном суставе опорной ноги, можно сказать, что вывортность, т.е. ее наличие, в определенной степени, влияет на величину шага. Кроме того, величина шага зависит и от степени подвижности позвоночного столба, без которой не может быть хорошего полноценного шага.

  • Поднимание ноги вперед требует главным образом эластичности задних мышц бедра (двуглавая, полусухожильная, полуперепончатая). При отсутствии сопротивления со стороны этих мышц в большинстве случаев можно констатировать хороший шаг по направлению вперед.
  • Величина шага назад в определенной мере обуславливается хорошей эластичностью связочного аппарата тазобедренного сустава поднимаемой ноги, а так же степенью сопротивления со стороны передних мышц тазобедренного сустава (прямая мышцы бедра, повздошно-поясничная, портняжная).
  • Шаг в сторону зависит: во-первых, от величины выворотного положения бедра в тазобедренном суставе поднимаемой ноги; во - вторых, от отсутствия сопротивления мышц, приводящих бедро (нежная и портняжная мышцы); в-третьих, от подвижности в тазобедренном суставе опорной ноги.

В хореографии этим термином обозначают не только изгиб стопы, но и всю ее верхнюю линию, включая сюда и пальцы ног. Подъем - это внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть ее вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы, от подвижности ее в голеностопном и других суставах, от степени развития продольных и поперечных сводов, а также , от строения нижнего конца большой берцовой кости. Необходимо выявить отличие работы ног в классическом танце от их естественных движений. Для правильного и точного выполнения движений в хореографии необходима особая постановка ног, значительно отличающаяся от бытовой. В классическом танце суставы работают почти так же, как в повседневной жизни, но только с большим диапазоном движений. Форма суставов не подвергается изменению , т.е. их первоначальная форма сохраняется. Что касается связок. То по мере тренировки на уроках классического танца они растягиваются, приобретая большую гибкость.

Поступление в хореографическое училище состоит из трех туров, к которым дети и их родители должны быть готовы не только морально, но и физически (изучить необходимый перечень требований к поступлению и развить данные должным образом). Это первое в жизни детей серьезное испытание, которое может либо окончиться успешно, либо обернуться полным разочарованием ребенка в себе.

Выпускникам четвертого класса предстоит попробовать свои силы и продемонстрировать природные данные в хореографических училищах страны. Балет — профессия, в которой многое определяется природой: как пойдет процесс обучения и какой репертуар подойдет именно этому артисту. В разных школах разные требования, но можно вывести универсальный список. Рассмотрим подробнее каждый пункт из него.

Пропорциональность телосложения

Зритель, который приходит на балетный спектакль, должен видеть идеального человека. Это вытянутые формы тела, узкие бедра и плечи. Предпочтение отдается астенической форме тела, для которой характерны:

  • длинные конечности
  • небольшой объем мышц
  • узкие плечи
  • длинная шея
  • ярко выраженный свод стопы

Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей, выступающими лопатками и несимметричными ключицами.

Правильная форма ног

Мышцы ног не должны быть сильно развиты, линия ног - прямая. Недопустимы X и О-образные ноги. Большое внимание уделяется осанке и форме позвоночника, поскольку они влияют на наклон головы, форму шеи, выступ лопаток. Неправильная осанка ограничивает подвижность суставов.

Выворотность

Выворотность — врожденная способность к развертыванию ног в тазобедренном суставе параллельно линии плеч. Только при отсутствии костного препятствия становится возможным отводить ногу высоко в сторону. Тогда и создается линия и рисунок классического танца, отвечающие законам его эстетики, именно поэтому данное требование ключевое на приеме в училище.

Ежедневные занятия позволяют сохранить и развить уже имеющуюся выворотность. Развернутое бедро является профессиональной необходимостью артиста балета, поскольку расширяет богатство танцевальных движений. Обучение балету без него невозможно.

Шаг

Шаг - способность высоко и легко поднимать ноги в выворотном положении. Чем больше угол, тем больше возможностей осваивать и правильно заучивать движения классического танца.

Подъем

Зритель балетного спектакля всегда восхищается высоким подъемом балерины, а изогнутый подъем в свою очередь облегчает постановку балерины на пальцы. Подъем зависит от развития продольного свода стопы. Так, плоскостопие (продольное или поперечное) вызывает боль и ограничивает подвижность большого пальца и всей стопы. На приеме в балетную школу почти не встретишь детей с плоскостопием, поскольку это прямое противопоказание к занятиям хореографией.

Гибкость

Для будущего артиста балета важна широкая амплитуда движений, чтобы иметь возможность сделать балетные па более выразительными. Поэтому огромным преимуществом при поступлении будут занятия художественной гимнастикой в течение нескольких до балета. На гимнастике суставно-связочный аппарат ребенка будет растянут, поэтому в хореографии будет полная свобода движения. Также подойдут занятия танцами в любительской студии, совмещенные с дополнительным развитием гибкости на индивидуальных занятиях с тренером.

Наследственность

Поступающих детей приводят родители, и приемная комиссия обращает внимание на их рост и телосложение, чтобы посмотреть, как может с возрастом измениться тело ребенка. Иногда дети не вырастают в подростковом возрасте до нужных пропорций, что ведет в отчислению. Но, глядя на родителей, можно на 60% предугадать, как будет проходить процесс формирования телосложения детей.

Прыжок

Прыжок — природная способность силой мышц ног вытолкнуть тело над опорой. Наталья Осипова — обладательница мужского прыжка. Балерина летает над сценой так, будто ей не стоит это никаких усилий, это огромная редкость в балетном мире, такие способности возможны только от природы. Но развивать прыжок обязаны все учащиеся, именно поэтому поступающих проверяют трамплинным прыжком и прыжком на полуприседание (проверка эластичности ахиллова сухожилия) .

Способность к вращению

В занятиях хореографией крайне важен стабильный вестибулярный аппарат. Он корректирует движение тела в пространстве во время вращения. Вращение тоже можно тренировать на занятиях хореографией до балетной школы, либо в индивидуальных занятиях с педагогом хореографии.

Музыкальность, ритмичность, танцевальность

Поступающий исполняет небольшой фрагмент польки по кругу под сопровождение фортепиано. За несколько музыкальных фраз он должен стабильно попадать в сильную долю, координировать руки, ноги, корпус, мимику, показать свою артистичность. Во многих балетных школах России вступительным испытанием является танец продолжительностью две минуты, за которые поступающий должен продемонстрировать все три составляющие.

Здоровье

На приеме в балетную школу проводится тщательное медицинское обследование, изучается медицинская карта поступающего. Существует целый перечень заболеваний с более сотни противопоказаний. С этим списком всегда можно ознакомиться заранее на сайте учебного заведения, в которое планируется поступление, и обычно это единый перечень для всех балетных школ России.

Влюбленность в будущую профессию

Учебный день будущих артистов балета длится 6–8 часов, но нужно что-то большее, чем крепкое здоровье, чтобы все это выдержать. Любовь к своей профессии, неустанный интерес к хореографии и театру способны дать новые силы для ежедневной физически тяжелой учебы. Требование, которое сложно проверить на вступительном, но которое формируется в подготовке к ним, а также на занятиях балетом в любительской студии. Если ребенок до училища занимается танцами без энтузиазма, ему сложно будет преодолевать сложности обучения в профессиональной школе.

Артист балета — одна из немногих профессий, которой начинают учиться в столь юном возрасте. Ребенок действительно становится избранным, если он соответствует всем балетным стандартам, которые с каждым годом ужесточаются. Но за данные, которые дала ему природа, придется расплачиваться здоровьем в ходе своей профессиональной жизни, поэтому оно должно быть крепким и должно гармонично сочетаться с физическими данными.

🎭 Отдавать ли ребенка в балет?
🎭 Пуанты и ноги балерин
🎭 Как балерина готовит пуанты к работе










ballet6 (206x500, 25 Kb)

Комиссия должна предварительно оценить внешние, сценические и профессиональные физические (функциональные) данные абитуриента, все это отразить в экзаменационном оценочном листе первого тура и дать заключение (рекомендацию) о возможности допуска ко второму туру экзаменов.
На комиссию дети вызываются группами по десять-двенадцать человек. Их ставят лицом к членам комиссии, чтобы те имели возможность, сравнивая, выделить тех, кто отличается наилучшей пропорциональностью телосложения, наибольшей внешней привлекательностью. После этого начинается знакомство с каждым ребенком в отдельности.
Визуально изучаются форма и пропорции тела в положении стоя с сомкнутыми стопами ног (I невыворотная позиция ног) в четырех ракурсах: лицом, левым и правым боком и спиной. Предпочтение отдается детям умеренно долихоморфного типа сложения: узкокостным, с нормальным или слегка удлиненным корпусом, узкими или в норме плечами, с удлиненеными ровными ногами, такими же руками, тонкими кистями и пальцами рук. Стопы должны иметь ярко выраженные своды, первый и второй пальцы - одинаковой длины. Голова и шея пропорциональны телу ребенка. Черты лица правильные. Лицо выразительное.
Принимаются для занятий классическим танцем также дети со средним или мезоморфным типом сложения, обладающие выразительной сценической внешностью. При приеме мальчиков средний (мезоморфный) тип сложения даже предпочтителен.
Не принимаются дети, которые выглядят внешне несценично, но делать подобные заключения следует с большой осторожностью, так как главным критерием при приеме, как уже говорилось, являются пропорциональное строение тела, профессиональные данные, артистическая одаренность.
В то же время считаем необходимым обратить внимание на следующие отрицательные признаки внешнего облика ребенка, при этом учитывая, что в процессе роста и развития здесь могут произойти значительные изменения.
Телосложение. Не принимаются дети брахиморфного типа сложения. Они отличаются широкими и укороченными пропорциями тела: при длинном туловище имеют короткие ноги, при широких плечах широкий низкий таз.
Голова. Отрицательными признаками являются: непропорциональная большая голова, голова угловатой формы, крупная нижняя челюсть, большой подбородок, выступающие наружу углы челюсти, неправильной или уродливой формы нос, уши, деформация передних зубов, нарушенный (неправильный) прикус.
Шея. Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей. Дети с чрезмерно длинной шеей, с выступающим кадыком (щитовидным хрящем) также несценичны.
Плечевой пояс. Не принимаются дети с резко выделяющимися, приподнятыми или асимметричными ключицами, а также с выступающими грудинными и плечевыми концами, с широкой и угловатой формой плеч и с крыловидными и асимметричными лопатками.
Руки. Отрицательным признаком считаются руки с чрезмерными перегибаниями в локтевом суставе, а также короткие руки.
Позвоночный столб. Не принимаются дети с искривленным позвоночником. Это - выраженный кифоз (сутулость или "круглая спина"), гиперлордоз ("седлообразная поясница"), выраженный сколиоз второй и третьей степени (выраженныя асимметрия лопаток).
Грудная клетка. Отрицательные признаки: асимметрия грудной клетки, узкая форма с деформацией ребер, выступающая нрудина ("килеобразная" или "куриная" грудь), заметное западение грудины (воронкообразная деформация).

 (213x200, 16Kb)


Таз. .Противопоказан прием детей с широким тазом, "седлообразной" поясницей (гиперлордоз), низко посаженным тазом, с чрезмерными жировыми отложениями на бедрах, с массивными бедрами, с крупными и развитыми ягодичными мышцами.
Живот. Не принимаются дети с большим животом при отсутствии подкожных жировых отложений.
Ноги. Не принимаются дети с сильно выраженными "саблевидными", X-образными а) и O-образными б) ногами.


Стопы. Скошенные, широкие с крупной лодыжкой и выраженным плоскостопием стопы противопоказаны для занятий классическим танцем.


После знакомства с внешними сценическими данными комиссия проводит проверку профессиональных физических (функциональных) данных, таких как: выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
Второй, медицинский, тур отбора

На втором туре проводится тщательное медицинское обслуживание детей детскими врачами всех специальностей. Во время осмотра присутствие педагогов тех классов, в которых будут учиться дети, обязательно, поскольку им следует знать мнение врачей-специалистов о здоровье и атомо-физиолого-психологических особенностях каждого их будущего ученика.
Врачи-специалисты проверяют состояние внутренних органов (сердца, легких, вестибулярного аппарата и другие), особо обращая внимание на зрение. В данном случае врачи и врачебная комиссия призваны исходить из того, что занятия классическим танцем требуют больших усилий и поэтому дети должны быть абсолютно здоровы.
При осмотре детей используется метод антропометрического исследования: измеряются вес, рост, выводится индекс длинноногости (по Н. Дембо и П. Коловарскому). Исследование проводится во всех возможных ракурсах.
При исследовании корпуса (торса, туловища) главное внимание обращается на состояние позвоночника, на степень его изгиба в сагиттальной (делящей тело на правую и левую части) и фронтальной (делящей тело на переднюю и заднюю части) плоскостях. В правильной осанке все части тела симметричны. Фиксируются отклонения в осанке, которые могут быть во фронтальной плоскости (сутулость - кифоз, увеличенный прогиб в поясничном отделе позвоночника - лордоз) и в сагиттальной плоскости (асимметрия лопаток - сколиоз). Дети с серьезными отклонениями в осанке заниматься классическим танцем не могут.
У будущих танцовщиков не должно быть резко выраженных X-образных и O-образных форм ног. Допускается при Х-образных ногах расстояние между стопами не более 10-12 см, при О-образных ногах расстояние между голенями и бедрами не должно превышать 3-3,5 см.
Для занятий классическим танцем не могут быть приняты дети с выраженными переразгибаниями в локтевых суставах. Важны форма и состояние стоп. У правильной стопы первый и второй пальцы одинаковой длины, своды стоп хорошо выражены. Ярко выраженные продольное и поперечное плоскостопие при приеме нежелательны.
Определяется тип сложения тела ребенка (долихоморфный, мезоморфный, брахиморфный) и его тип высшей нервной деятельности (темперамент холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика).
Когда подводятся итоги второго тура, заключению врачебной комиссии о возможности того или иного будущего воспитанника обучаться классическому танцу придается большое значение. Однако не менее важно и мнение педагога-хореографа о тех детях, которые, обладая определенными способностями, физически еще недостаточно окрепли и имеют в силу этого незначительные отклонения в осанке. И поэтому педагог должен определить, насколько возможны корригирование отклонений в осанке, развитие и совершенствование профессиональных данных. При весьма высоких требованиях к общефизическому состоянию ребенка нельзя просмотреть одаренного ребенка.

 (698x699, 113Kb)


Третий, заключительный, тур отбора

Поступление в балетную школу сопряжено с некоторыми нюансами, разобраться в которых родителям стоит, прежде чем отдавать своего ребенка на обучение. Все абитуриенты проходят достаточно строгий отбор по ряду критериев. Если определить слух, ритмичность, характер ребенка можно и самостоятельно, то есть специфические моменты, не имея понятия о которых трудно делать прогноз на успешное прохождение отборочных туров.

Основные принципы

Балетные стандарты, прежде всего, базируются на физической форме и врожденной способности к хореографии. Вторую ступень по шкале ценностей занимают психико-эмоциональное состояние, хорошая память и воображение – именно они отвечают за творческую составляющую личности. Также обращается внимание на медицинские показатели, ребенок должен быть здоров, не иметь хронических заболеваний и психических отклонений.

Балетные стандарты

Физические критерии

Поговорим об определении внешних сценических данных, на них смотрит приемная комиссия в первую очередь при наборе учеников. Это:

  • • тип сложения тела;
  • • хореографические данные.

Есть два основных вида сложения:

1. Долихоморфный – астенический тип, его основные признаки высокий рост, короткий корпус, небольшая окружность грудины, узкие или средние плечи, удлиненные верхние и нижние конечности, малый угол наклона таза, походка, когда носки смотрят в разные стороны.

2. Брахоморфный – характеризуется средним или ниже среднего ростом, длинным туловищем, большой грудной клеткой и широкими плечами. Угол наклона таза большой, при походке носки стоп смотрят вовнутрь.

В балетной среде ценится долихоморфный тип, при этом определяется пропорциональность фигуры. Это важно не только с эстетической точки зрения, но и ввиду того, что такие люди легче переносят значительные физические нагрузки.

Балетные стандарты

Хореографические данные

Балетное образование подразумевает выполнение движений, которые требуют определенных физических возможностей. Это:

1. Выворотность или супированное положение ног – способность разворачивать бедро в тазобедренном суставе вокруг оси таким образом, чтобы нижняя часть конечности, начиная от колена, свободно выворачивались наружу. Эта особенность зависит от подвижности тазобедренного сустава, гибкости мышц бедра и связок, особого строения таза. В процессе осмотра педагог определяет начальную выворотность и ее потенциал для последующего развития. Если балерина не обладает нужной степенью выворотности, ее движения на сцене будут выглядеть неуклюжими и скованными.

2. Подъем стопы – внешний вид продольной части стопы и способность вытянуть ее вместе с пальцами. Степень подвижности голеностопного сустава и пальцев должна быть достаточно высокой, чтобы стопа могла вытянуться в одну линию с голенью.

3. Гибкость – определяется возможностью максимально прогнуться назад.

4. Шаг – степень подвижности суставов тазобедренного отдела позвоночного столба. На нее влияет также эластичность мышечной ткани. Величина шага оценивается возможностью поднять ногу под прямым углом для мальчиков и выше 90 градусов для девочек.

5. Прыжок – высокое отталкивание, зависящее от подвижности нижних конечностей и возможностей мышц ног. Эластичность трехглавой мышцы голени и пяточного сухожилия обеспечивает мягкое приземление и плотное прижатие пяток к поверхности при низком приседании.

Балетные стандарты

Если у вашего ребенка отсутствует или недостаточно развит какой-либо из физических показателей, не обязательно ставить крест на занятиях балетом. Конечно, они имеют преобладающее значение при отборе, однако преподаватели учитывают музыкальные и танцевальные способности ребенка.

И главный вопрос, который задают родители – балетная школа, со скольки лет туда можно отдавать ребенка? Подходящий возраст с 4-5 лет. Однако дети постарше также могут быть приняты при соответствующих данных.

Читайте также: