Критерии отбора содержания учебного материала в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию, его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: его природных особенностей (здоровья, способностей), его социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Идея развития целостной человеческой личности, возращение человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится сегодня доминирующей и определяющей содержание современного образования.

В отборе содержании образования можно выделить две основные теории, которые сложились в конце ХVIII – начале ХIХ в.в.:

· теория материального образования (или энциклопедизма) − Я.А. Коменский, Дж. Мильтон);

· формального образования (или дидактического формализма) − А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Сторонники теории материального образования (или энциклопедизма) считают, что главное назначение образования состоит в передаче обучающимся как можно большего объема знаний из разных наук. При этом они придерживаются точки зрения Я.А.Коменского о том, что выпускник должен быть энциклопедически образованным.

Главной задачей формального образования (или дидактического формализма) является развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся. При этом основным средством этого развития выступало изучение математики и иностранных языков (Дж. Локк, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци).

Критика рассмотренных выше подходов была дана в ХIХ в. К.Д. Ушинским. Он утвердил в российской педагогике идею обеспечения единства формального и материального подходов к отбору содержания образования.

В современной педагогике эта идея нашла отражение в принципах формирования содержания образования, разработанных В.В. Краевским. Это принципы:

ü соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

ü единства содержания и организации образования;

ü гуманитаризации содержания образования (нацеленность на создание условий для развития личности, приоритет дисциплин гуманитарного цикла и пр.);

ü фундаментализации образования (нацеленность на обучение способам добывания знаний, на изучение законов, освоение методологических подходов).

Ÿ обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации;

Ÿ укрепление и совершенствование правового государства.

Принципы формирования содержания образования позволяют выделить критерии отбора содержания образования и его элементы.

Критерии отбора содержания образования принятые в современной российской школе предложены Ю. К. Бабанским:

† целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирование ее базовой культуры;

† научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

† соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

† соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение;

† учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

† соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

В содержании образования выделяют четыре элемента (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):

1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности. Их усвоение обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

2. Система умений и навыков, т.е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета.

3. Опыт творческой деятельности призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями, условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей духовной сферы личности.

Элементы содержания образования в начальных классах имеют свою специфику.

Прежде всего, в них учитывается опыт ребенка и те представления об окружающем мире, которые сложились до школы. Теоретические знания в начальной школе связываются с практическими упражнениями. Система практических умений и навыков в начальных классах дается при ведущей роли теоретических знаний. Кроме того, содержание учебного материала отбирается таким образом, чтобы формировать нравственные качества младших школьников, их эстетические вкусы, способствовать становлению эмоционально-ценностных отношений.

В педагогике существуют разные структуры изложения учебного материала:

Линейная структура – учебный материал располагается как непрерывная последовательность взаимосвязанных между собой звеньев. Предполагаемый материал излагается только один раз и следует один за другим.

Концентрическая структура – это повторение одного и того же материала, когда изучение нового строится на основе уже изученного. При этом новые знания углубляются, расширяются.

Спиральная структура – в отличие от предыдущих структур здесь имеет место логическое развертывание проблемы; рассматриваемая проблема всегда остается в поле зрения обучающегося, постепенно расширяя и углубляя знания, с ней связанные.

Смешанная структура – является комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. В начальной школе все чаще используется именно эта структура содержания образования. Объясняется это тем, что она позволяет маневрировать при организации содержания, позволяет излагать его части различным способом.

К основным тенденциям развития содержания образования относятся: гуманизация, демократизация, повышение культуросообразности школьного образования, широкая дифференциация содержания образования и его стандартизация.

Стандартизация образования вызвана необходимостью сохранения единого уровня общего образования в условиях разнообразия типов образовательных учреждений и вариативности учебных программ.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднев).

Стандарт образования определяет содержание образования на каждой из его ступеней, обеспечивающее необходимую образовательную подготовку обучающегося; требования к обязательному минимуму подготовки учащихся в рамках указанного содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки на школьников.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых определяет единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в мировое образовательное пространство.

Национально-региональный компонент содержит нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области изучения родного языка, литературы, истории, искусства и пр.).

Компонент образовательного учреждения отражает специфику и направленность образования в конкретном образовательном учреждении (лицее, гимназии).

Для начальной школы авторским коллективом под руководством доктора пед.наук Н.Ф. Виноградовой разработан временный образовательный стандарт начального образования. В нем подчеркнуто, что содержание образования ориентировано на общечеловеческие ценности и обеспечивает гуманизацию и гуманитаризацию начального образования, снятие избыточной идеологизации и политизации обучения.

В стандарте определены важнейшие задачи начального образования:

Ø адаптация к окружающей природной и социальной среде, формирование нового социального статуса – ученика, школьника;

Ø овладение разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной и др.);

Ø формирование личностного отношения к окружающему, этических, нравственных норм, самоконтроля и самооценки;

Ø определенный уровень общей эрудиции, характеризующий готовность к дальнейшему обучению.

Временный образовательный стандарт начальной школы разработан на двух уровнях:

Ÿ обязательный минимум содержания начального образования (уровень предъявления содержания);

Ÿ требования к уровню подготовки учащихся.

Цель начального образования – воспитание личности ребенка на основе формирования учебной деятельности. Реализация общей цели начального образования проходит по основным содержательным линиям:

ä язык и литература;

Разработка образовательного стандарта не по учебным предметам, а по образовательным областями, дает возможность создания разнообразных программ, учебных планов с вариативным набором предметов. Однако в каждом учебном предмете должно найти место решение задач развития основных деятельностей, присущих ребенку этого возраста (учебной, коммуникативной, читательской, изобразительной, трудовой и др.), причем существенное значение приобретает направленность предметного обучения на формирование ведущей деятельности младшего школьника – учебной.

Сущность стандарта образования раскрывается через его многообразные функции. Среди них следует выделить: функции социального регулирования, гуманитаризации образования, управления, повышения качества образования.

В основе учебного материала лежат предметные знания, которые являются системой различных понятий – технических, научных, технологических, определенным образом организованных и сформулированных.

Предметными познаниями называются те научные знания, которые в ходе процесса обучения преобразуются в учебные.

Все научные знания, в свою очередь, можно разделить на:

  • предметные – к ним относятся описания процессов, объектов, явлений и др;
  • знания о научных методах, с помощью которых осуществляются исследования;
  • знания о научной логике, которые иллюстрируют ход развития науки, процесс разработки процедур и содержание исследований,
  • историко-научные знания, показывающие исторический аспект решения научных проблем, анализ творчества ученых, историю открытий.

Сложность учебного материала можно определить по следующим параметрам:

  • насыщенность и информативность (объем содержащихся в нем новых понятий);
  • новизна содержания;
  • количество и частота употребления уже изученных терминов;
  • сложность изложения (в первую очередь это длина и конструкция предложений);
  • сложность построения;
  • степень абстрактности.

Основные принципы отбора учебного материала

В основе этого процесса лежит множество принципов, однако В.В. Краевский смог свести их все к трем основным:

  • соответствие содержания образования современному уровню развития науки, производства и гражданского общества;
  • единство процессуальной и содержательной сторон образования, выражающееся в том, что в нем представлены все основные виды человеческой деятельности в определенной взаимосвязи;
  • структурная целостность содержания на разных уровнях с учетом индивидуальности развития ученика (учебный материал должен быть пропорциональным, уравновешенным и гармоничным в отношении всех компонентов).

Критерии и принципы отбора содержания образования

Следуя перечисленным выше принципам, можно сформулировать следующие критерии отбора:

  1. Целостность отображения основных частей социального опыта, перспектив развития общества, стремление к многостороннему развитию личности ученика. Этот критерий обусловливает необходимость включения в содержание образования знаний о природе, обществе, культуре, человеке, технике, а также возможности усвоить навыки работы по образцу, изучить творческую деятельность народа, заложить основы формирования ценностного отношения, имеющего важное значение для перехода знания в убеждение.
  2. Выделение главного, наиболее существенного во всем многообразии учебного материала, маркировка особенно значимых частей изучаемого, в основном наиболее нужных и универсальных познавательных компонентов.
  3. Соответствие возрастным и психологическим особенностям учеников.
  4. Соотнесенность со временем, которое выделяется на изучение конкретного предмета.
  5. Необходимость учета как отечественного, так и иностранного опыта в построении учебной программы.
  6. Соответствие содержания уровню обеспеченности школы материальными и учебно-методическими средствами с учетом перспективы развития в этом направлении.

Итогом процесса отбора является документ, определяющий содержание учебного материала по предметам. Все указанные принципы имеют достаточно общий характер, и их реализация зачастую обрастает множеством вопросов. Так, особенности возраста учеников весьма сложно учесть, не разрушив систему науки, деятельности или сферы, которая лежит в основе школьного предмета. Также сложность могут представлять формирование межпредметных, системных знаний о мире, преподавание методов практического преображения действительности вокруг себя, выявление и оценка значимых способностей отдельных учеников, определение исключительной значимости способов, тем, подходов или разделов науки. Для того чтобы решить данные вопросы, необходимо получить оценки экспертов, проанализировать исторический опыт, по возможности проверить отдельные положения экспериментальным путем.

Как установить степень проблемности учебного материала

Используя краткий конспект учебного материала и его структурно-логическую схему, мы можем установить систему теоретических понятий в предметном материале. Далее нам нужно определить, какие понятия будут сформированы с помощью проблемного обучения, а какие нужно предоставить ученикам для самостоятельного изучения. Также важно указать, как будет вестись работа: с помощью учебной литературы, опорных конспектов, частично-поисковых или исследовательских методов и т.д. Закрепление проблемных ситуаций и вопросов осуществляется путем их объяснения, повторения, формирования конкретных навыков и умений.

Важно заранее выделить средства усиления занимательной стороны материала, подчеркивания его новизны. Ими могут быть курьезные случаи, неожиданные способы применения, любопытные биографические факты и т.д., а также другие мотивационные средства, которые педагог выбирает в соответствии со спецификой предметного содержания каждого урока.

Содержание учебного материала – это исходная информация, на основе которой разрабатывается методика обучения.

Его основу составляют предметные знания, которые собираются в систему технологических, технических и иных понятий. Преподавая материал, нужно отбирать только самое необходимое и отмерять объем в соответствии с познавательными возможностями учеников.

Что такое понятие

Согласно методологическому подходу, понятие является обобщенным знанием о наличии связей и закономерностей в изучаемом предмете, выраженным с помощью четких и кратких формулировок. Все понятия можно разделить на новые и опорные.

Как отбирать новые понятия в области предметного знания

Отбор новых понятий возможен двумя способами:

  • экспертным (в роли экспертов выступают наиболее опытные и компетентные специалисты в области образования);
  • экспериментальным (в качестве объекта эксперимента выступает профессиональная деятельность специалистов, студентов и выпускников, на основе результатов формируется учебный материал).

На практике, как правило, применяются оба способа, поскольку они дополняют и взаимно обогащают друг друга.

3. Принципы и критерии отбора содержания образования.

Существует большое количество принципов и критериев отбора содержания образования. Рассматривать их подробно мы не будем, а остановимся лишь на некоторых.

1. Принцип соответствия социальному заказу. Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного индивидом содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего развития и роста личности.

2. Принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала. В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обучения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и практическая значимость получаемых знаний. Другими словами, теория и практика должны быть едины.

3. Принцип учета реальных возможностей того или иного процесса обучения. Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение и уровни усвоения, определяющие тот или иной процесс обучения в школе.

4. Принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов. В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не должен дублироваться в других предметах.

5. Принцип гуманизации. Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.

При выборе содержания образования нужно руководствоваться не только принципами, но и специальными критериями. Рассмотрим некоторые из них, предложенные отечественным дидактом Ю. К. Бабанским, более подробно.

1. Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возможность целостного представления той или иной науки. Этот критерий позволяет определить, применялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности и совершенствование ее познавательных интересов.

2. Критерий научной и практической значимости содержания образования, согласно которому в любой учебной программе должны применяться только самые универсальные и информативные элементы знания, необходимые для раскрытия смысла основных теорий, законов науки и ее методов.

3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемости во время полного усвоения ими учебного материала за определенное время.

4. Критерий соответствия объема содержания времени изучения данного предмета используется во время лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены.

5. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно–методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.

Проблема содержания образования в ряду других педагогических проблем всегда стояла на первом месте, так как человечеству на всех этапах своего развития приходилось решать, чему учить подрастающее поколение. Объем знаний, который должен быть усвоен за время обучения в школе, ограничен как абсолютно, так и в еще большей степени относительно: современное состояние науки и общества, увеличение объема новой информации по экспоненциальному закону резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе.

В отечественной педагогической науке существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое – в теорию формального и теорию материального содержания образования, которые связаны с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли Я.А. Коменский, Г. Спенсер и др. И в настоящее время эта теория находит своих сторонников. Возможно, это одна из причин перегрузки учеников излишней информацией. Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Они считали, что источником знаний является разум. Поэтому необходимо, прежде всего, развивать ум и способности человека. При отборе содержания образования они руководствовались развивающей ценностью учебных предметов, наиболее существенно представленной в математике и классических языках. Эту теорию разделяли Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.

К.Д. Ушинский критиковал обе эти теории и заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма, которая поддерживается современными педагогами.

1) система знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, обеспечивающих применение знаний и преобразование действительности;

2) система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, т.е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера;

3) опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

4) нормы эмоционально-волевого отношения людей к миру и друг к другу, предполагающие знания о них, навыки в их соблюдении, систему волевой, моральной, эстетической эмоциональной воспитанности.

Достоинство данной И.Я. Лернером характеристики содержания обучения в том, что она вытекает из анализа содержания и состава социального опыта, в ней естественно находят место наравне со знаниями различные исторически сложившиеся типы деятельности, в процессе которых знания добываются, сохраняются, преобразуются и передаются обществом, так же для каждого типа содержания указаны адекватные ему уровни усвоения, которые соотнесены между собой.

Однако можно отметить, что данная позиция не вполне адекватна реальному положению вещей. Предлагаемая модель неполна в функциональном смысле. Например, в ней отсутствуют такие общепризнанные компоненты становления личности, как воспитание (умственное, трудовое, коммуникативное и физическое), а так же развитие. Ничем не оправдано и не отражает фактического положения вещей линейное построение модели, заведомо предназначенной для отражения пересекающихся сложным образом аспектов структуры личности и процесса ее образования. Так же нарушена иерархия одних компонентов и рядоположенность других.

Подобным образом рассматривает содержание и И.С. Якиманская. Она понимает под содержанием образования совокупность общественных практик деятельности, овладение которыми осуществляется через усвоение социально-значимой системы знаний, средств деятельности, методов мышления [с. 23].

По Б.Г. Лихачеву, содержание общего среднего образования представляет собой сумму знаний, умений и навыков, в основном соответствующую современному состоянию научного знания, педагогически переработанную в общие основы наук, общественных отношений, производства, которые обеспечивают подрастающему поколению возможность сознательного отношения к миру, участия в труде и общественной жизни, выбора профессии, развития сущностных человеческих сил, осуществления непрерывного образования, самостоятельного приращений знаний в меняющейся обстановке общественного прогресса и научно-технической революции.

И.Ф. Харламов трактует содержание образования как систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

На процесс формирования содержания образования влияют многие источники и факторы. Под источниками формирования содержания образования понимаются объекты, содержание которых в том или ином аспекте становится содержанием образования. Факторами являются обстоятельства и объекты, которые влияют на конструирование содержания, но в сам конкретный материал содержания могут не входить [149]. Факторы по отношению к источникам носят общий характер.

Основным источником формирования содержания естественнонаучного образования является непосредственно естествознание и современный уровень его развития. В естествознании, как и в любой другой науке, выделяют три категории знания:

- собственно предметное знание;

- знание об естественнонаучных методах познания;

К источникам формирования содержания естественнонаучного образования в начальной школе также относятся знания о закономерностях усвоения, методах и средствах обучения и воспитания. Эти элементы процесса обучения и воспитания как источники формирования содержания включают в себя инвариантную и вариативную составляющие. Так, например, в содержание естественнонаучного образования включаются умения пользоваться средствами обучения (учебной литературой, учебными компьютерными программами, энциклопедиями и др.), умения воспринимать информацию, подаваемую с их помощью. В свою очередь, сами средства обучения влияют на содержание, которое может быть представлено с их помощью. С другой стороны, если набор средств обучения ограничен, то изменение содержания, связанное с этим, индивидуально для каждой школы.

Государственный стандарт общего образования определяет те компоненты содержания, без усвоения которых образование выпускника каждой ступени нельзя считать полноценным. Прежде всего, это относится к структуре содержания, которая представлена в стандарте во всей ее полноте.

В каждом курсе полностью реализуется обязательный минимум содержания начального общего образования.

Учебный процесс в образовательном учреждении, в том числе и по естествознанию, подчиняется определенным закономерностям и принципам обучения. В современной дидактике выделен целый ряд таких закономерностей и принципов.

В целом, в ходе анализа литературы можно выделить следующие принципы отбора содержания естественнонаучного образования в начальной школе наиболее существенные для нашего исследования:

1. Принцип научности, заключается в обязательном соответствии проектируемого содержания курса естествознания требованиям естествознания как науки. В соответствии с данным принципом, при отборе учебного материала необходимо выбрать оптимальное соотношение между фундаментальными теоретическими и прикладными знаниями, инвариантной и вариативной частями учебного материала, исторически сложившимся содержанием образования и необходимостью введения элементов, обеспечивающих полноценное развитие детей. Включать в курс те естественнонаучные идеи, понятия и положения, которые уже апробированы практикой. Содержание естественнонаучного образования должно отражать структуру науки естествознания, иметь свое теоретическое ядро, свои методы и прикладные элементы и соответствовать особенностям и закономерностям образовательного процесса в начальной школе. Трактовка понятий, терминология и символика, используемые при определении содержания, должны быть общепринятыми в науке и ее приложениях, и адаптированы для детей младшего школьного возраста.

2. Принцип систематичности и последовательности, предполагает структурирование и изложение учебного материала в логической последовательности, которая обеспечивает наиболее рациональный путь усвоения знаний учащимися начальных классов.

3. Принцип преемственности, заключается в том, что содержание естественнонаучного образования в начальной школе должно обеспечивать опору на имеющийся опыт детей, на приобретенные знания; на каждом новом этапе обучения необходимо использование того, что достигнуто на предыдущих. Последовательное осуществление преемственности придает обучению перспективный характер, при котором отдельные темы рассматриваются не изолированно друг от друга, а в такой взаимосвязи, которая позволяет изучение каждой текущей темы строить не только с опорой на прошлое, но и с широкой ориентировкой на последующее обучение в школе.

4. Принцип практической направленности - содержание учебного материала должно иметь возможность достаточно широкого применения как для формирования необходимых естественнонаучных умений и навыков, так и для практических задач, возникающих в действительности, окружающей ребенка.

5. Принцип уровнего подхода, согласно которому любое естественнонаучное содержание должно предлагаться на целесообразном уровне глубины. Построение начального естественнонаучного образования с учетом данного принципа обеспечивает отбор содержания учебного материла с точки зрения его информативной емкости, позволяет дифференцировать глубину изложения отдельных вопросов в зависимости от их значимости в процессе дальнейшего обучения в школе.

6. Принцип доступности, предполагает, что содержание естественнонаучного образования должно быть доступным и посильным школьникам, их возрасту, способностям и уровню развития, что позволяет обратиться к наивысшей границе интеллектуальных возможностей детей с целью ее постоянного повышения. На основе данного принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала. Процесс обучения должен опираться на наглядно-интуитивные представления, терминология должна быть посильной и целесообразной.

7. Принцип стартового уровня образования, который определяет минимальный уровень знаний, умений и навыков обучаемого, необходимый для эффективного обучения естествознанию.

Читайте также: