Критерии оценивания функциональной грамотности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Содержимое публикации

О критериях сформированности функциональной грамотности

Ключевые слова: языковое образование, функциональная грамотность, критерии сформированности, способы отслеживания, личностные, метапредметные, предметные результаты, русский язык

Функциональная грамотность является одной из главных составляющих компетентностной модели языкового образования 1 . Функциональная грамотность (далее - ФГ) определяется как такая, которая проявляется в изменяющихся ситуациях свободного речевого действия и характеризуется сформированностью мотивации, ценностей грамотного речевого поведения. ФГ противопоставляется грамотности формальной - ограниченной лишь учебными рамками. Самым простым примером разрыва между функциональной и формальной грамотностью является следующий узнаваемый факт. На уроке русского языка ребёнок успешно справляется с тренировочным упражнением, тестом, контрольной работой, диктантом, однако за пределами учебных рамок русского языка пишет те же слова с ошибками: ведя записи в дневнике или на других уроках, оставляя записку маме или общаясь с друзьями в Интернете. Учителя русского языка знают, как резко падает грамотность при написании изложения или сочинения, в различных ситуациях естественной речи - по сравнению с диктантом. Основная причина - несформированность у учащихся основных компонентов ФГ.

Содержание функциональной грамотности может быть раскрыто в аспекте проблемы мониторинга становления её компонентов. С этой точки зрения ниже предлагаются сами критерии, на основе которых можно отслеживать, насколько сформирована ФГ; определяется содержание соответствующего компонента ФГ (как проявляется ФГ по отношению к каждому критерию); выделяется возможный способ отслеживания ФГ в рамках того или иного критерия. Технология формирования ФГ, просматривающаяся за описанием критериев, находится в рамках коммуникативно-деятельностного подхода. Критерии располагаются в последовательности - от мотива к поступку.

1. Мотивационный критерий (уровень намерения).

2. Действия в нестандартных ситуациях.

ФГ проявляется в том, насколько сохраняются знания, общие способы действия, конкретные умения в новых, в нестандартных ситуациях деятельности: при изменении формулировки задания, при выполнении нетиповых заданий, при переносе знаний на новый материал. Иначе говоря, отслеживается качественное применение знаний в изменяющихся условиях

Основным способом диагностики является письменное выполнение заданий разной степени новизны, сопровождающееся анализом результатов в динамике.

3. Навыковый критерий.

4. Развитость речевой рефлексии.

Условием развития функциональной грамотности является высокий уровень рефлексии речи. О понятии речевой рефлексии подробнее см.: [2, 157-169]. Умение наблюдать за речью, соотносить то, что изучается на уроках, и факты внеучебной, естественной речи - неотъемлемый компонент ФГ. Как правило, ребёнок слабо соотносит учебный материал и те же самые языковые явления повседневной речевой деятельности, которые он встречает, но не замечает - при чтении книг, журналов, Интернет-документов, объявлений, вывесок, при переписке, в разговорной речи и др. Естественная и учебная речь оказываются несвязанными, существующими в параллельных мирах. Поэтому возникают такие эффекты, как отчуждение по отношению к речи учебной, с одной стороны, и отсутствие рефлексивного анализа по отношению к своей речи.

Способом преодоления этого разрыва и одновременно способом отслеживания речевой рефлексии является анализ ведения ребёнком дневника речевого наблюдения - специального учебного жанра, его формат см.: [5]. Параметрами такого анализа являются: регулярность ведения различных рубрик, выбор языковых явлений для наблюдения, наличие предложенных учащимся рубрик, наличие и характер комментариев, привлечение наблюдаемого материала для исследовательской работы.

5. Информационный критерий (обращение к словарям и справочникам).

По отношению к этому критерию ФГпроявляется в умении ставить информационную задачу и разрешать с помощью словарно-справочных источников; в знании словарей разных типов, в умении ими пользоваться в свободной речи, в частотности и уместности обращения к словарю при свободном письме. Основнымиспособами отслеживания этих умений являются наблюдение в динамике за обращением ребёнка к словарям, анкетирование, письменные задания на знание словарей, на умение ими пользоваться.

6. Когнитивный критерий.

Данный критерий заключается в умении объяснить не и себе, и другому выбор варианта написания, речевой нормы - на основе общего способа действия. Способы отслеживания - педагогическое наблюдение за освоенностью позиции консультанта, помощника; задания на взаимопроверку и взаимопомощь.

7. Коммуникативный критерий.

ФГ проявляется в умении объяснять языковую закономерность, речевую норму с точки зрения её коммуникативной природы, в умении делать выбор речевого средства в соответствии с адресатом, целью, условиями коммуникативной ситуации - в свободном применении основных коммуникативных стратегий в письменной и устной речи. Способом отслеживания является решение и комментирование коммуникативных задач разного типа, выполнение клоуз-теста [3], выявляющего развитость диалогической способности, понимание чужой смысловой позиции, распознавание типов коммуникативных стратегий взаимодействия.

8. Самооценка и самоконтроль речи.

9. Игровой критерий.

10. Ценностный критерий (уровень поступка).

Если по семи - восьми критериям проявляется сформированность соответствующих действий, то функциональную грамотность можно считать осваиваемой успешно.

Среди десяти названных критериев есть такие, которые описывают универсальные учебные действия, касающиеся не только предметного содержания, но и метапредметных, личностных результатов. Это относится прежде всего к мотивационному критерию (1), действиям в нестандартных ситуациях (2), информационному (5), когнитивному (6), коммуникативному (7) критериям, к действиям самооценки и самоконтроля (9), к ценностному критерию - уровню поступка (10). Сама логика развития языковой личности - от мотива к поступку - является универсальной и может применяться в качестве модели описания функциональной грамотности личности в различных областях знания и в разном предметном содержании школьного образования. Это возможно потому, что функциональная грамотность, как известно, - понятие не сугубо предметное. Помимо надпредметной составляющей его генезис включает также психологические и социокультурные аспекты.

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994. С. 9-68.

2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 1997.

3. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций. - www . kgo . ucoz . ru

4. Максимова Н.В. Игры со словами и развитие языковой способности ребёнка. Методическое пособие для педагогов // Детский сад со всех сторон. Приложение. 2010. № 20 (454).

5. Максимова Н.В. Моё речевое поведение. Курс русского языка для конструктивного делового общения. Дневник речевого наблюдения. Домодедово, 2008.

1 В связи с внедрением ФГОС эта модель разработана и апробирована автором статьи в течение последних нескольких лет в процессе обучения слушателей на курсах повышения квалификации, а также в процессе научного консультирования образовательных учреждений в области преподавания русского языка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Проблемы оценивания функциональной грамотности младших школьников..ppt

Проблемы оценивания функциональной грамотности младших школьников. Тема проек.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблемы оценивания функциональной грамотности младших школьников. Тема проек.

Проблемы оценивания функциональной грамотности младших школьников. Тема проекта: LOGO

Цель: Определить проблемы в оценивании функциональной грамотности младших шко.

Цель: Определить проблемы в оценивании функциональной грамотности младших школьников

Актуальность Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученик.

Актуальность Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.

Объект исследования Контрольно-оценочная деятельность в младшем школьном возр.

Объект исследования Контрольно-оценочная деятельность в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования Исследование оценочной системы в младшем школьном возрасте

Предмет исследования Исследование оценочной системы в младшем школьном возрасте


Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усв.

Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.


Семь механизмов по развитию функциональной грамотности школьников обновление.

Семь механизмов по развитию функциональной грамотности школьников обновление содержания образования (стандарты, учебные программы); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); 6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Глоссарий Функциональная грамотность рассматривается, как способность использ.

Глоссарий Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Содержание функциональной грамотности

Содержание функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе Логически.

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе Логические приемыПримеры заданий 1. уровень - знаниеСоставить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - пониманиеОписать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - использованиеПрименить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализПроанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтезСоздать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценкаПредставить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Цели оценивания Анализ достижения учащимися краткосрочных целей и результатов.

Цели оценивания Анализ достижения учащимися краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой Установление оперативной взаимосвязи между учителем и учеником для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала Внесение корректив в организацию учебного процесса

Оценивание функциональной грамотности учащихся требует обновления подходов к.

Оценивание функциональной грамотности учащихся требует обновления подходов к оцениванию, поиска новых методов и форм контроля и оценивания.

Современная оценка должна поддерживать и стимулировать, обеспечивать точную о.

Современная оценка должна поддерживать и стимулировать, обеспечивать точную обратную связь, включать учащихся в самостоятельную оценочную деятельность

Проблема оценочной функции 1) С какой целью оценивать учебные достижения учен.

Проблема оценочной функции 1) С какой целью оценивать учебные достижения учеников? 2) Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности учащихся? 3) Как лучше обеспечивать объективность оценок?

Три функции учителя: 1) создание условий для включения в самостоятельную, поз.

Три функции учителя: 1) создание условий для включения в самостоятельную, познавательную, учебную деятельность учащихся; 2) стимулирование действий учащихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционально фона; 3) проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата

Недостатки существующей системы оценивания Отсутствуют чёткие критерии оценки.

Недостатки существующей системы оценивания Отсутствуют чёткие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учителям, ученикам, родителям Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию каждого ученика

Характеристика оценок торжествующая пятерка; обнадеживающая четверка; ра.

Характеристика оценок торжествующая пятерка; обнадеживающая четверка; равнодушная тройка; угнетающая двойка

Проблемы системы оценивания 1. Система оценивания является малоинформативной.

Проблемы системы оценивания 1. Система оценивания является малоинформативной. Учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий – над чем надо еще поработать, что улучшить. Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей.

2. Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценн.

2. Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности. Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого учащегося; учителю приходится лавировать между фиксацией результатов ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного ребенка по сравнению с ним самим.

Проявление творчества и инициативы ученика во всех сферах школьной жизни долж.

Проявление творчества и инициативы ученика во всех сферах школьной жизни должно быть оформлено так же весомо, как и оценка знаний. Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть выставки, участие в конкурсах и т.д. Важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки и эксперименты.

Оцениванию не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенно.

Оцениванию не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения. Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.

Учительской оценке должна предшествовать самооценка ученика. Для оценивания и.

Учительской оценке должна предшествовать самооценка ученика. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество ошибок в примере) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания букв). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Изучение международных подходов к оцениванию Получены консультации от междуна.

Изучение международных подходов к оцениванию Получены консультации от международных экспертов Экзаменационного Совета Кембриджского университета Университета (UPENN, США) Института педагогических измерений ( Сито, Нидерланды) Школ международного Бакалавриата стран мира

Стратегия оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах Критериальное оценив.

Стратегия оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах Критериальное оценивание – сравнение учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно – познавательной компетентности учащихся

Виды критериального оценивания 1. Формирующее ( текущее) оценивание 2. Конста.

Виды критериального оценивания 1. Формирующее ( текущее) оценивание 2. Констатирующее ( итоговое) оценивание

Вывод При критериальном оценивании меняются установки для учителя: - оценке.

Вывод При критериальном оценивании меняются установки для учителя: - оценке посредством отметки подлежит только работа учащегося, а не его личность; - работа учащегося сравнивается с заранее определенным и известным ему заранее эталоном, а не с отлично выполненными работами других учеников; - используются различные формы конкретных заданий и имеются четкие и ясные описания идеально выполненных заданий; - разрабатывается четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и соответствующую ему отметку; - учащиеся включаются в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценивание; - оценивается только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей; - общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету

Рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Посетив уроки наших учителей, вы уже можете иметь понятие о функциональной грамотности. Поэтому, прежде мы начнем с вами работу, хотелось бы, чтобы вы взяли листочки с человечками и деревом и отметили свое нахождение на нем. Отложите их. Спасибо!

Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

с гордостью сказал первый ученик.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова , – ответил учитель.
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. ( несколько предположений озвучить)

- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.

Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.

Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб.

Название профессии, вы узнаете, выполнив первое задание. Каждый из вас получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии. (Приложение 1)

Мы можем застеклить окно, покрасить стены и уложить плинтус, а вот чтобы установить натяжной потолок, нужно знание теоремы Пифагора, но это уже другая школа ремонта. (Приложение 2)

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией ( читать , прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе .

Придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

. Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. (Приложение 3)

Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.

- Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Используя данные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний.

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка " рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?

Во-первых, ситуация взята из жизни или приближенна к реальной.

Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.

В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.

Рассмотреть много приемов на мастер-классе не позволяет время, поэтому я приготовила для участников буклеты, где постаралась раскрыть некоторые приемы, которые я использую в работе.

III. Заключительный этап.

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

В этом тексте 22 ошибки!

Унасжывёт кот семён.он добрый и оченпушыстый. Сам он весь чорный а ушы у невобелинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласкихитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улецеево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгниздепищятгрочята. Птинцы сутра просят есть. весь денгрочиищютпищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бираютчирвяков для сваихдитей. малышы будут сыты.

ОРЁЛ И КОШКА
На дваре играла кошка с катятами. Вдрук с вышины бросился огромный орёл. Орёл схвотилкатенка. Мать кошка быстро вципилась в орла. Орёл бросил котенка и стал боротся с кошкой. Он рвал кактями тело кошки и выкливал ей один глас. Кошка храбра баролась с орлом. Она пирикусила ему крыло. Патом кошка зделала ловкий прыжок и пирикусила орлу горло.
Так кошка спосла своего катёнка.


ВОЛКИ
Дядя симён ехал из города домой. С ним была сабака Жучка, Вдрук из леса выскачели волки. Жучка испугалась и прыгнула в сани. У дяди симёна была харошаялошать. Она тоже испугалась и быстра памчялась по дароге. Диревня была блиско. Покозались огни в окнах. Волки отстали.
Умноялошать спасла дядю симёна и Жучку.


МУРАВЬИ
Был у дедушке Степана мёд в гаршке. Забролись в гаршокмуровьи и ели мёд. Дедушка видет, дело плохо. Взял он гаршок, привизалвирефку и повесил гаршок на гвозть к потолку. А в гаршке остался один муровей. Он искал дарогу дамой: вылес из гаршка на вирёфку, патом на потолок. С потолка на стену, а со стины на пол.
Муровейпокозалдарогу к гаршку другим муровьям. Дедушка степан снял гаршок, а там мёду нет.

  1. Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
  1. Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.
  1. Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло квадратной формы со стороной 5см. найдите площадь этого стекла.

4. Проследите за тем, как изменяется расположение фигур в первых трех квадратах. Заполните пустые клетки. Объясните, на основании чего вы это сделали.












В приведенной ниже таблице описаны свойства трех предметов, сделанных из дерева, камня и железа.

Тонет ли в воде?

Хорошо ли горит?

Притягивается ли магнитом?

Определите, из чего сделаны предметы.

Ло – ло – ло – как на улице …

Ул – ул- ул – у меня сломался …

Мама Милу мыла мылом,

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

Ло – ло – ло – как на улице …

Ул – ул- ул – у меня сломался …

Мама Милу мыла мылом,

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

Ло – ло – ло – как на улице …

Ул – ул- ул – у меня сломался …

Мама Милу мыла мылом,

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

Основная школа г.Лысково


Подготовила и провела:


2020 уч. год

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

— коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

— деятельностная грамотность — это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из национальных систем – это ВОУД и ЕНТ. В ближайшие годы у нас пройдут и международные исследования – PISA, TIMSS и PIRLS – это будут ответственные этапы, и к ним мы основательно готовимся.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько обеспечивает точную обратную связь, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, насколько она информативна для управления системой образования.

Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений.

В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.

Функции системы оценивания в настоящее время:

Нормативная функция - включает в себя:

  • фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения;
  • административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).

Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Недостатки существующей системы оценивания:

  • Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
  • Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
  • Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
  • Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Принципы оценивания:

Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение-оценивание-планирование-.

Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.

Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов

Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым.

Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.

Требования к системе оценивания:

Система оценивания должна: давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

Система оценивания должна: фиксировать изменения как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования.

В механизме выставления отметок должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся.

В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего образования существуют большие сомнения.

В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса.

При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя.

Полная прозрачность системы оценивания является фактором, подталкивающим к самооцениванию

Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу.

Невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах.

Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

Основной путь для достижения этого – информирование всех участников учебного процесса о системе оценивания как инструменте, необходимом для успешного получения образования и для осуществления обратной связи.

Наиболее подходящим и отвечающим всем принципам и требованиям оценки является критериальное оценивание.

Критериальное оценивание– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Практическая значимость критериального оценивания:

  • Оценивается только работа учащегося;
  • Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
  • Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
  • Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание позволяет:

Учителям:

  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
  • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • Улучшить качество преподавания;
  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
  • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Критериальное оценивание позволяет:

Учащимся:

  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Критериальное оценивание позволяет:

Родителям:

  • Получать доказательства уровня обученности ребенка;
  • Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

В качестве диагностики учебных достижений учащихся выступают международные исследования PISA, TIMSS и PIRLS, а также национальные тестирования ВОУД и ЕНТ.

Каждое задание PISA — это отдельный текст, в котором описывается некая нестандартная ситуация (проблема). К тексту прилагается от одного до шести вопросов разной сложности. Оценивается способность учащихся, используя знания в соответствующей предметной области, понять и решить проблему, которая лежит вне рамок самой этой области.

В XXI веке новые ориентиры модернизации школьного образования в значительной степени изменили роль оценочной деятельности учащихся. Становление обновленной образовательной парадигмы, появление новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе способствуют поиску единой критериальной технологии оценивания учебных достижений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером, влияющей на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся.

А.А. Красноборова. Критериальное оценивание в школе. Пермь, 2010.

Методические пособия АО Назарбаев Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию.

А. Д. Ботвинников Черчение. Просвещение, 2010г.

Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. Киев 1998.

Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва 1972

Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата.


В статье описаны результаты исследования функциональной грамотности по модели PISA, динамика изменения места Российской федерации в данном исследовании, выявленные проблемы. Проанализированы направления формирования и оценки функциональной грамотности школьников на различных уровнях. Предложены рекомендации для районного (муниципального) управления образованием.

Ключевые слова: качество образования, функциональная грамотность.

The article describes the results of the study of functional literacy using the PISA model, the dynamics of changes in the place of the Russian Federation in this study, and the identified problems. The directions of formation and assessment of functional literacy of schoolchildren at various levels are analyzed. Recommendations for district (municipal) education management are offered.

Keywords: quality of education, functional literacy.

Оценка функциональной грамотности школьников РФ происходит следующим образом:

— на международном уровне (Россия регулярно с 2000 г. участвует в исследовании PISA);

— на федеральном уровне;

— на региональном уровне;

— на внутришкольном уровне.

Современный этап общественного производства характеризуется переходом к экономике знаний и доминированию человеческого капитала в составе национального богатства большинства стран. Это, в свою очередь, неизбежно ведет к росту внимания к качеству образования и эффективности вложений средств в него. Общепризнанным инструментом оценки качества образования являются международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS и т. п.). PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) –международное исследование математической, читательской и естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся, которое проводится с 2000 года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В целом, Россия занимает в PISA по всем тестам места ниже средних (табл. 2).

Основные характеристики исследования PISA

Организатор исследования

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Цель и задачи исследования

Оценка способности 15-летних учащихся использовать свои знания и опыт, которые они приобрели в своих образовательных организациях, для решения различных жизненных задач в каких-либо сферах человеческой деятельности. К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в области естествознания, чтения и математики

— практические навыки учащихся и их умения применять академические знания в жизни; *

— контекстные показатели национальных систем общего образования

Количество стран-участниц исследования

79 стран (2018 г.)

32 страны (2000 г.)

1 раз в 3 года (начиная с 2000 г.) Приоритеты оценивания различных дисциплин меняются циклически, основной из них уделяется 67 % времени тестирования. В 2012 году ведущей была математическая грамотность, в 2015 — естественнонаучная грамотность, в 2018 — читательская грамотность. В заданиях PISA-2021 основное место снова займут задания на математическую грамотность

Примечание: *в этом состоит существенное отличие исследования PISA от других международных мониторингов (TIMSS и PIRLS), которые проверяют уровень академических знаний, заложенных в учебные программы.

Места России в исследовании PISA [2]

2000

2003

2006

2009

2012

2015

2018

Средний результат российских обучающихся 15-летнего возраста за период с 2000 по 2018 годы:

— повысился на 17 баллов по читательской грамотности и на 20 баллов по математической грамотности;

— практически не изменился по естественнонаучной грамотности.

Россия относится к группе стран (двенадцати из семидесяти девяти), в которых произошли позитивные изменения в двух образовательных областях. На фоне позитивного тренда за все циклы исследования в период с 2015 по 2018 годы наметилось снижение среднего результата российских обучающихся по читательской грамотности.

Изменения в результатах российских обучающихся по математической и 71 естественнонаучной грамотности не являются значимыми и находятся в пределах ошибок измерения [2]. В целом данные PISA по России показывают значимое территориальное неравенство в российском образовании. Это свидетельствует о том, что для уменьшения отставания одних территорий и понимания факторов успеха других необходим серьезный анализ региональных контекстов и особенностей образовательных систем.

Россия имеет самый большой в мире разрыв между результатами PISA и TIMSS/PIRLS, что говорит о несоответствии содержания отечественных образовательных требованиям, отраженным в исследовании PISA. Данная проблема в основном связана с особенностями организации учебного процесса в российских школах, его ориентацией в основном на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в учебники, демоверсии или банки заданий государственной итоговой аттестации. В учебном процессе практически не остается времени на формирование поиска новых или альтернативных способов решения задач, на проведение исследований или групповых проектов.

— сильнее всего в период с 2015 по 2018 год снизились результаты российских учащихся из семей с низким социально-экономическим статусом;

— в России в целом растет доля учащихся, которые не достигают необходимого минимума функциональной грамотности;

— психологический климат в российских школах хуже, чем других странах ОЭСР, что в целом может способствовать формированию негативного отношения к учебе в целом: 37 % учеников периодически страдают от буллинга (против 23 % в среднем по ОЭСР), в том числе 12 % подвергались ему несколько раз в неделю (против 8 % в среднем по ОЭСР;

— в российских школах исследование продолжают быть актуальными кадровые и ресурсные проблемы: почти половина директоров образовательных организаций — 42 % — отметили, что их учителя не всегда хорошо готовы к своим урокам.

Таким образом, сравнительные международные исследования, такие как PISA, позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании. Эти позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования, а также наметить пути более эффективного достижения поставленных целей. Решить проблему повышения функциональной грамотности, оцениваемой в исследовании PISA, обучающихся можно только при:

— системных комплексных изменениях в учебной деятельности;

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения системной работы на национальном уровне формированию технологий и инструментов, направленных на формирование функциональной грамотности и ее оценку.

В Москве оценка функциональной грамотности с 2020 года происходит в формате олимпиады по функциональной грамотности для школьников. Также диагностика по функциональной грамотности будет проводиться для учеников, заканчивающих 4, 6, 8 классы наряду с проверкой читательской, математической и естественнонаучной грамотности. В методике Рейтинга московских школ кроме функциональной грамотности учитываются следующие параметры: качественное массовое образование, развитие талантов, работа дошкольных групп, профилактика правонарушений, инклюзивное образование, социокультурное развитие, профессиональные умения и мастерство, массовый любительский спорт, удовлетворенность семей, динамика широты возможности обучающихся [6,7].

В Хабаровском крае в соответствии с распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края в феврале 2020 года 7-классники образовательных организаций впервые приняли участие в метапредметной проверочной работе [8]. Цель работы — оценить уровень метапредметных умений обучающихся на основе материала учебных предметов гуманитарного, естественнонаучного циклов и математики, задания были построены на основе демоверсий заданий для проверки функциональной грамотности, размещенные на сайте Института стратегии развития образования.

Таким образом, отдельные субъекты РФ вводят свои региональные мониторинговые процедуры, направленные на оценку функциональной грамотности. Оценка функциональной грамотности на уровне отдельных районов, школ пока недостаточно распространена, и пока не находит отражения в исследованиях.

Рекомендации для районных (муниципальных) систем образования могут состоять в следующем:

а) проводить отбор, анализ и тиражирование лучших практик по формированию у учащихся функциональной грамотности, включая вопросы формирования и повышения мотивации обучающихся;

б) формировать банк заданий для формирования и проведения внутришкольной проверки уровня функциональной грамотности;

в) разработать систему анализа диагностических работ, направленных на оценку функциональной грамотности, и структуру соответствующих методических рекомендаций для учителей и образовательных организаций;

г) разработать рекомендации по корректировке ВСОКО с целью повышения уровня функциональной грамотности обучающихся.

2. В области повышения квалификации персонала:

а) включить в состав предлагаемых курсов по повышению квалификации следующее:

— курсы по формированию функциональной грамотности обучающихся (для учителей);

— курсы по повышению мотивации обучающихся (для учителей, руководителей образовательных организаций);

— курсы по формированию системы развития функциональной грамотности в образовательной организации на основе использования возможностей внеурочной деятельности, проектной деятельности, сетевого взаимодействия, профориентационной работы и т. д. (для руководителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования);

б) по запросу образовательных организаций формировать индивидуальные образовательные маршруты для педагогов района, в том числе с использованием сетевого взаимодействия;

в) создавать информационные ресурсы, способствующие самообразованию педагогов в области функциональной грамотности;

г) организовывать регулярные семинары, конференции и т. д. по обсуждению вопросов формирования функциональной грамотности.

3. В области оценки деятельности:

а) проводить анализ и сопоставление результатов оценочных работ учащихся по предметной обученности и функциональной грамотности для определения взаимосвязи полученных результатов, формирования рекомендаций для образовательных организаций, построения прогнозов и т. д.;

б) использовать результаты динамики изменения оценок по функциональной грамотности при оценке эффективности руководителей образовательных организаций.

Читайте также: