Критерием эффективности методической службы в школе является
Обновлено: 05.07.2024
Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!
Виртуальный хостинг
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.
Выделенные серверы
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
По мере усиления научного потенциала учителей могут создаваться кафедры, руководимые учеными или учителями. Ученые могут привлекаться к методической работе школы в качестве консультантов.
Руководство образовательным учреждением при создании методического совета вырабатывает основные положения и содержание деятельности.
Все проблемы школы наших дней можно сгруппировать следующим образом:
- Все виды здоровья: физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, психическое, эстетическое.
- Социализация учащихся.
- Успеваемость и интерес к учебе.
- Созидательная составляющая досуга.
- Творчество по плечу и по душе.
- Психолого-педагогический климат в школе.
- Умение администрации школы создавать ситуацию успеха, управлять успехом.
- Уровень психологической, предметной, педагогической и общекультурной готовности педагогов.
- Связь школы со средой и родителями.
- Противоречие между нравственными ценностями и устоями современного общества, и деятельностью школы.
Методические объединения — самая распространенная форма совместной работы педагогов, объединяющая их по характеру преподаваемого учебного предмета либо по обслуживаемой возрастной группе учащихся. В каждом методическом объединении (МО) выбираются председатель и его заместитель; если это крупное объединение, то выбирается состав правления из 3-5 человек. Работа МО должна строиться так, чтобы большинство учителей могли проявить инициативу и показать свое творческое лицо. Структура плана методического объединения может быть самой разнообразной в зависимости от потребностей учебного заведения и интересов педагогического коллектива.
Методическое объединение учителей под руководством администрации образовательного учреждения организует научно-практические конференции, проводит семинары на базе своей школы.
На методических объединениях учителя могут вырабатывать различные формы взаимодействия с педагогами других образовательных учреждений для того, чтобы совместно найти оптимальные пути решения проблем, стоящих перед образованием.
К числу таких межшкольных проблем можно, например, отнести:
- создание картотеки педагогических находок и приемов работы по предмету как в урочное, так и во внеурочное время;
- выпуск совместных профессиональных журналов и альманахов;
- проведение тематических межшкольных научно-практических конференций и дискуссий и др;
- высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- овладение современными методами обучения и воспитания;
- хорошо организованный процесс обучения и воспитания;
- положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;
- высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
- своевременное распространение передового педагогического опыта;
- постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
- качественно организованная система повышения квалификации педагогов.
Успешность работы образовательного учреждения связана не только с эффективностью работы методических объединений, но и с организационной, психолого-педагогической, воспитывающей и другими видами деятельности. Предлагается использовать следующие критерии для оценки методической работы в учебном заведении.
Критерии оценки результатов методической работы в школе (по В.М. Лизинскому)
Пользуясь критериями В.М. Лизинского, можно оценить степень успешности учебно-методической и воспитательной работы в школе. Приводимые ниже критерии оценки результативности методической работы нередко трудно отследить или вовсе невозможно измерить. Однако, косвенные или субъективные данные, а главное, общее состояние дел в ОУ являются самым убедительным показателем оптимальности, успешности, продуктивности функционирования методической службы в школе, ибо успешность методической работы не вычленяема из успешности учебно-воспитательного процесса вообще. Параметры, по которым целесообразно оценивать эффективность методической работы в ОУ (по положительной динамике в их проявлениях):
- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
- положительный психолого-педагогический климат;
- высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- овладение современными методами обучения и воспитания;
- грамотно организованный процесс обучения и воспитания;
- положительная динамика в проявлении качества обучения и воспитания учащихся;
- высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
- своевременное оперативное распространение актуального педагогического опыта (для данного педколлектива);
- постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
- оптимально организованная эффективная система повышения квалификации педагогов.
Если школа обеспечивает привлекательность процесса обучения для учащихся и достигает запланированных целей, то это и есть результат всех педагогических, в том числе и методических усилий всех педагогов школы, ее методической службы.
Таким образом, не числом, не деятельностью вообще, не единой (нередко формальной) методической темой, не запланированными и выполненными методическими мероприятиями ценна работа администрации, методслужбы и педагогов, а разумным сочетанием психолого-педагогической, методической, учебной, организационной и воспитывающей деятельности.
Психологические критерии:
- высокий уровень удовлетворенности учащихся собственной учебной деятельностью;
- высокая оценка, которую учащиеся ставят своей школе в связи с ее привлекательностью для них;
- высокий профессиональный авторитет педагогов (особенно по тем предметам, которые учащиеся считают предпочтительными для себя);
- общая положительная тональность отношений педагогов и учащихся в школе;
- уважительное отношение к школе со стороны родителей;
- готовность учащихся, выпускников и родителей помогать школе;
- творческий настрой педагогов и учащихся;
- желание педагогов достичь такого совершенства, которое позволило бы им стать любимыми педагогами в школе;
- высокий уровень внимания, включенности, интереса к учебе со стороны учащихся.
Учебные критерии:
- возможность для каждого ученика найти себе интересного учителя, интересные предметы, дело по душе, внимательное отношение к его проблемам;
- умение использовать достоинства индивидуального, дифференцированного обучения;
- органическая связь между урочной и внеурочной, классной и внеклассной предметной деятельностью;
- умение педагогов применять различные современные методики преподавания;
Важнейший показатель научной, оптимальной, эффективной методической службы в образовательном учреждении – организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений.
Критерии эффективности методической работы
- Категорийный состав методического объединения. Количество педагогов, повысивших и подтвердивших свою категорию.
- Количество проведённых плановых и оперативных заседаний МО.
- Количественный и качественный анализ рассмотренных на заседаниях МО вопросов по:
- изучению нормативно-правовой базы преподаваемых предметов;
- методике преподавания предметов;
- решению практических задач преподаваемых предметов.
- Количество педагогов, повысивших свою квалификацию в системе ИПК и ПРО, через систему семинарских занятий, проблемных курсов и т.п.
- Участие МО в педагогических советах, семинарах, конференциях (количество выступлений, их тематика, уровни: школьный, городской, областной и т.п.).
- Участие МО в методических неделях (количество проведённых открытых уроков, количество учителей, давших открытые уроки).
- Участие в предметных неделях (количество проведённых внеклассных мероприятий на уровне класса, школы; их тематика, результативность).
- Работа по изучению, обобщению и распространению опыта работы МО (открытые мероприятия МО: заседания, семинары и т.п.).
- Работа МО по обновлению содержания образования.
- Участие педагогов МО в инновационных процессах, в опытно- экспериментальной работе.
- Работа МО по освоению и внедрению в УП современных педагогических технологий.
- Работа МО по реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
- Работа МО с одарёнными детьми.
- индивидуальная работа,
- кружковая работа,
- факультативы,
- спецкурсы,
- курсы по выбору,
- элективные курсы.
б) Участие в предметных олимпиадах: школьных, городских, областных, региональных и т.д. (учитель, количество участников, победителей).
в) Участие в творческих конкурсах, играх, соревнованиях (название, количество участников, результаты).
- Работа по развитию учебно-методической базы кабинетов (количество, названия методических разработок, учебно-наглядных пособий, раздаточного дидактического материала).
- Работа со школьной документацией (оформление журналов, графиков, протоколов контрольных работ, отчётов о проделанной работе и др.: качество и своевременность сдачи).
- Участие МО в творческих отчётах.
Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа
Компоненты самоанализа
Уровни и показатели
Низкий/%
Средний/%
Высокий/%
Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции
Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений
Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик
Не владение навыками проведения диагностики
Умение определять проблему и причины их возникновения
Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения
Слабо выражена осознанность затруднений
Осознание результатов деятельности
Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей
Слабо развитые навыки самооценки
Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения
Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда
В нашей школе сложилась пятиуровневая структура управления.
Ее модель характеризует место каждого в иерархии школьного управления, понимание принципов и механизмов действия, связи и отношения между ее элементами.
Структура управления методической работой
Функциональная структура управления
Ожидаемый результат - реализация следующей модели педагога:
Личность с объективным самовосприятием, позитивной Я-концепцией, способная к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию, адекватному взаимодействию с социумом.
готовность к инновационным преобразованиям и творческой деятельности.
владение современными подходами к детям, к учебно-воспитательному процессу.
культура познавательной деятельности.
создание психологически комфортной обстановки для самоактуализации и творчества школьников.
объективный анализ педагогического процесса и результатов собственного труда.
способность к прогнозированию, планированию, диагностике, мониторингу.
индивидуальный стиль педагогической деятельности.
развитие исследовательских навыков.
высокая гражданская активность и социальная ответственность.
гуманистическая направленность, духовные потребности, эрудиция.
честность, искренность, сочувствие в отношении детей и взрослых.
способность видеть и утверждать личность в ученике, вера в его силы, готовность и умение прийти на помощь.
доброжелательность в сочетании с разумной требовательностью к себе и другим.
интеллигентность
инициативность, оптимизм, жизнерадостность.
искусство общения, коммуникативность, культура речи.
педагогическая интуиция, чувство нового.
эмоциональная уравновешенность.
добросовестность, трудолюбие.
высокий уровень психолого-педагогических, теоретических знаний преподаваемого предмета и смежных дисциплин.
способность постижения науки, искусства, потребность в непрерывном самообразовании.
готовность к разноуровневому и многовариантному преподаванию.
владение совокупностью технологических знаний и умений.
умение оптимально решать педагогические задачи.
творчество, мастерство.
достижение запланированного результата в отношении всех или подавляющего большинства обучающихся за отведенное время с помощью системы и последовательности педагогически целесообразных действий.
умение разрабатывать и использовать систему критериально-оценочных показателей, развития познавательных интересов и интеллектуальных умений школьников.
высокий уровень педагогической культуры.
Методическая служба МОУ СОШ № 23 – новой школе
Перед человеком к разуму три пути:
путь размышления —
это самый благородный;
путь подражания —
это самый легкий;
путь личного опыта —
самый тяжелый путь.
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В последние годы происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Одним из центральных факторов, который может содействовать продолжению инновационных процессов и модернизации образования, является профессионализм учителя. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, профессиональные ценности, убеждения, установки.
Сегодня востребованы как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников педагоги, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.
Обеспечить активность педагога как субъекта процесса совершенствования позволяет системный подход к содержанию и формам научно-методической работы в образовательном учреждении.
Для современного образования характерны процессы дифференциации профессионально-педагогических ролей: усложнение требований к педагогу и руководителю, появление новых функций в их деятельности. Изменение характера взаимодействия образовательного учреждения и социума вызвало необходимость введения новых должностей в практику работы учреждения. Все это делает актуальной проблему выбора основных направлений методической деятельности.
Основными целями методической работы в школе являются:
непрерывное повышение профессионального мастерства учителя в области учебного предмета и методики его преподавания (качественный творческий рост педагогов);
развитие общей эрудиции учителя;
формирование и развитие навыка научно-исследовательской и экспериментальной работы;
формирование личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности.
Методическая служба в школе дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации государственных программ, но и принимать участие в их составлении, апробации, стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности ученика. Одной из основных задач методической работы является выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей, анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, внедрение инновационных педагогических технологий.
Задачи методической работы в школе:
Разработка и апробация перспективных методов, приемов и технологий.
Поиск путей обновления содержания образования.
Теоретическая подготовка педагогических кадров.
Развитие педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.
Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте.
Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте, обобщение опыта нескольких учителей, работающих по одной проблеме.
Оказание методической помощи учителям.
Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.
Решение проблемы развития способностей учащихся в условиях модернизации образования.
Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.
Экспертиза педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.
Так как образовательный процесс строится в школе системно, то и методическая работа представлена в виде системы, которая состоит из следующих направлений:
Нормативно-правовая база методической работы.
Работа с документацией.
Выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации учителей.
Повышение профессионального уровня педагогов, развитие педагогического коллектива осуществляется в рамках методической работы как системы взаимосвязанных действий. Эта система отличается целостностью, основывается на анализе результатов работы школы, успехах педагогической науки и направлена на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме:
• протоколов методических советов;
• конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы;
• аналитических справок по вопросу уровня обученности учащихся (с графиками и диаграммами);
• разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных технологий и программ;
• обобщенных материалов о системе работы педагогов школы, материалов печати по проблемам образования;
• информации с городских методических семинаров;
Документально оформленная методическая работа школы заносится в информационный банк педагогического опыта педагогов школы.
Результатом деятельности методической работы являются:
— описание разработанных методик, технологий, программ;
— разработки дидактического характера;
— разработки внеклассных мероприятий и уроков;
— изучение и обобщение педагогического опыта;
— повышение уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства (документ об окончании курсов, аттестационный лист).
Критериями эффективности методической работы, в соответствии с вышесказанным, должны быть показатели:
• повышения квалификации и профессиональной культуры учителя;
• практическая и теоретическая значимость разработанных методик, технологий, программ, рекомендаций, дидактических материалов;
• прогностичность аналитических материалов;
• уровень разработанности методической темы школы.
Следствием методической работы учителя является повышение качества обученности учащихся.
Читайте также: