Критерием эффективности методической службы в школе является

Обновлено: 05.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

По мере усиления научного потенциала учителей могут создаваться кафедры, руководимые учеными или учителями. Ученые могут привлекаться к методической работе школы в качестве консультантов.

Руководство образовательным учреждением при создании методического совета вырабатывает основные положения и содержание деятельности.

Все проблемы школы наших дней можно сгруппировать следующим образом:

  1. Все виды здоровья: физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, психическое, эстетическое.
  2. Социализация учащихся.
  3. Успеваемость и интерес к учебе.
  4. Созидательная составляющая досуга.
  5. Творчество по плечу и по душе.
  6. Психолого-педагогический климат в школе.
  7. Умение администрации школы создавать ситуацию успеха, управлять успехом.
  8. Уровень психологической, предметной, педагогической и общекультурной готовности педагогов.
  9. Связь школы со средой и родителями.
  10. Противоречие между нравственными ценностями и устоями современного общества, и деятельностью школы.

Методические объединения — самая распространенная форма совместной работы педагогов, объединяющая их по характеру преподаваемого учебного предмета либо по обслуживаемой возрастной группе учащихся. В каждом методическом объединении (МО) выбираются председатель и его заместитель; если это крупное объединение, то выбирается состав правления из 3-5 человек. Работа МО должна строиться так, чтобы большинство учителей могли проявить инициативу и показать свое творческое лицо. Структура плана методического объединения может быть самой разнообразной в зависимости от потребностей учебного заведения и интересов педагогического коллектива.

Методическое объединение учителей под руководством администрации образовательного учреждения организует научно-практические конференции, проводит семинары на базе своей школы.

На методических объединениях учителя могут вырабатывать различные формы взаимодействия с педагогами других образовательных учреждений для того, чтобы совместно найти оптимальные пути решения проблем, стоящих перед образованием.

К числу таких межшкольных проблем можно, например, отнести:

  • создание картотеки педагогических находок и приемов работы по предмету как в урочное, так и во внеурочное время;
  • выпуск совместных профессиональных журналов и альманахов;
  • проведение тематических межшкольных научно-практических конференций и дискуссий и др;
  • высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • овладение современными методами обучения и воспитания;
  • хорошо организованный процесс обучения и воспитания;
  • положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;
  • высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
  • своевременное распространение передового педагогического опыта;
  • постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
  • качественно организованная система повышения квалификации педагогов.

Успешность работы образовательного учреждения связана не только с эффективностью работы методических объединений, но и с организационной, психолого-педагогической, воспитывающей и другими видами деятельности. Предлагается использовать следующие критерии для оценки методической работы в учебном заведении.

Критерии оценки результатов методической работы в школе (по В.М. Лизинскому)

Пользуясь критериями В.М. Лизинского, можно оценить степень успешности учебно-методической и воспитательной работы в школе. Приводимые ниже критерии оценки результативности методической работы нередко трудно отследить или вовсе невозможно измерить. Однако, косвенные или субъективные данные, а главное, общее состояние дел в ОУ являются самым убедительным показателем оптимальности, успешности, продуктивности функционирования методической службы в школе, ибо успешность методической работы не вычленяема из успешности учебно-воспитательного процесса вообще. Параметры, по которым целесообразно оценивать эффективность методической работы в ОУ (по положительной динамике в их проявлениях):

  • рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
  • положительный психолого-педагогический климат;
  • высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • овладение современными методами обучения и воспитания;
  • грамотно организованный процесс обучения и воспитания;
  • положительная динамика в проявлении качества обучения и воспитания учащихся;
  • высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
  • своевременное оперативное распространение актуального педагогического опыта (для данного педколлектива);
  • постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
  • оптимально организованная эффективная система повышения квалификации педагогов.

Если школа обеспечивает привлекательность процесса обучения для учащихся и достигает запланированных целей, то это и есть результат всех педагогических, в том числе и методических усилий всех педагогов школы, ее методической службы.

Таким образом, не числом, не деятельностью вообще, не единой (нередко формальной) методической темой, не запланированными и выполненными методическими мероприятиями ценна работа администрации, методслужбы и педагогов, а разумным сочетанием психолого-педагогической, методической, учебной, организационной и воспитывающей деятельности.

Психологические критерии:

  • высокий уровень удовлетворенности учащихся собственной учебной деятельностью;
  • высокая оценка, которую учащиеся ставят своей школе в связи с ее привлекательностью для них;
  • высокий профессиональный авторитет педагогов (особенно по тем предметам, которые учащиеся считают предпочтительными для себя);
  • общая положительная тональность отношений педагогов и учащихся в школе;
  • уважительное отношение к школе со стороны родителей;
  • готовность учащихся, выпускников и родителей помогать школе;
  • творческий настрой педагогов и учащихся;
  • желание педагогов достичь такого совершенства, которое позволило бы им стать любимыми педагогами в школе;
  • высокий уровень внимания, включенности, интереса к учебе со стороны учащихся.

Учебные критерии:

  • возможность для каждого ученика найти себе интересного учителя, интересные предметы, дело по душе, внимательное отношение к его проблемам;
  • умение использовать достоинства индивидуального, дифференцированного обучения;
  • органическая связь между урочной и внеурочной, классной и внеклассной предметной деятельностью;
  • умение педагогов применять различные современные методики преподавания;

Важнейший показатель научной, оптимальной, эффективной методической службы в образовательном учреждении – организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений.

Критерии эффективности методической работы

  1. Категорийный состав методического объединения. Количество педагогов, повысивших и подтвердивших свою категорию.
  2. Количество проведённых плановых и оперативных заседаний МО.
  3. Количественный и качественный анализ рассмотренных на заседаниях МО вопросов по:
  • изучению нормативно-правовой базы преподаваемых предметов;
  • методике преподавания предметов;
  • решению практических задач преподаваемых предметов.
  1. Количество педагогов, повысивших свою квалификацию в системе ИПК и ПРО, через систему семинарских занятий, проблемных курсов и т.п.
  2. Участие МО в педагогических советах, семинарах, конференциях (количество выступлений, их тематика, уровни: школьный, городской, областной и т.п.).
  3. Участие МО в методических неделях (количество проведённых открытых уроков, количество учителей, давших открытые уроки).
  4. Участие в предметных неделях (количество проведённых внеклассных мероприятий на уровне класса, школы; их тематика, результативность).
  5. Работа по изучению, обобщению и распространению опыта работы МО (открытые мероприятия МО: заседания, семинары и т.п.).
  6. Работа МО по обновлению содержания образования.
  7. Участие педагогов МО в инновационных процессах, в опытно- экспериментальной работе.
  8. Работа МО по освоению и внедрению в УП современных педагогических технологий.
  9. Работа МО по реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
  10. Работа МО с одарёнными детьми.
  • индивидуальная работа,
  • кружковая работа,
  • факультативы,
  • спецкурсы,
  • курсы по выбору,
  • элективные курсы.

б) Участие в предметных олимпиадах: школьных, городских, областных, региональных и т.д. (учитель, количество участников, победителей).

в) Участие в творческих конкурсах, играх, соревнованиях (название, количество участников, результаты).

  1. Работа по развитию учебно-методической базы кабинетов (количество, названия методических разработок, учебно-наглядных пособий, раздаточного дидактического материала).
  2. Работа со школьной документацией (оформление журналов, графиков, протоколов контрольных работ, отчётов о проделанной работе и др.: качество и своевременность сдачи).
  3. Участие МО в творческих отчётах.

Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты самоанализа

Уровни и показатели

Низкий/%

Средний/%

Высокий/%

Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции

Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений

Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик

Не владение навыками проведения диагностики

Умение определять проблему и причины их возникновения

Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения

Слабо выражена осознанность затруднений

Осознание результатов деятельности

Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей

Слабо развитые навыки самооценки

Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения

Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

В нашей школе сложилась пятиуровневая структура управления.

Ее модель характеризует место каждого в иерархии школьного управления, понимание принципов и механизмов действия, связи и отношения между ее элементами.

Структура управления методической работой

Функциональная структура управления

Ожидаемый результат - реализация следующей модели педагога:

Личность с объективным самовосприятием, позитивной Я-концепцией, способная к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию, адекватному взаимодействию с социумом.


  • готовность к инновационным преобразованиям и творческой деятельности.

  • владение современными подходами к детям, к учебно-воспитательному процессу.

  • культура познавательной деятельности.

  • создание психологически комфортной обстановки для самоактуализации и творчества школьников.

  • объективный анализ педагогического процесса и результатов собственного труда.

  • способность к прогнозированию, планированию, диагностике, мониторингу.

  • индивидуальный стиль педагогической деятельности.

  • развитие исследовательских навыков.

  • высокая гражданская активность и социальная ответственность.

  • гуманистическая направленность, духовные потребности, эрудиция.

  • честность, искренность, сочувствие в отношении детей и взрослых.

  • способность видеть и утверждать личность в ученике, вера в его силы, готовность и умение прийти на помощь.

  • доброжелательность в сочетании с разумной требовательностью к себе и другим.

  • интеллигентность

  • инициативность, оптимизм, жизнерадостность.

  • искусство общения, коммуникативность, культура речи.

  • педагогическая интуиция, чувство нового.

  • эмоциональная уравновешенность.

  • добросовестность, трудолюбие.

  • высокий уровень психолого-педагогических, теоретических знаний преподаваемого предмета и смежных дисциплин.

  • способность постижения науки, искусства, потребность в непрерывном самообразовании.

  • готовность к разноуровневому и многовариантному преподаванию.

  • владение совокупностью технологических знаний и умений.

  • умение оптимально решать педагогические задачи.

  • творчество, мастерство.

  • достижение запланированного результата в отношении всех или подавляющего большинства обучающихся за отведенное время с помощью системы и последовательности педагогически целесообразных действий.

  • умение разрабатывать и использовать систему критериально-оценочных показателей, развития познавательных интересов и интеллектуальных умений школьников.

  • высокий уровень педагогической культуры.

Методическая служба МОУ СОШ № 23 – новой школе

Перед человеком к разуму три пути:

путь размышления —

это самый благородный;

путь подражания —

это самый легкий;

путь личного опыта —

самый тяжелый путь.

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В последние годы происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Одним из центральных факторов, который может содействовать продолжению инновационных процессов и модернизации образования, является профессионализм учителя. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, профессиональные ценности, убеждения, установки.

Сегодня востребованы как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников педагоги, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

Обеспечить активность педагога как субъекта процесса совершенствования позволяет системный подход к содержанию и формам научно-методической работы в образовательном учреждении.

Для современного образования характерны процессы дифференциации профессионально-педагогических ролей: усложнение требований к педагогу и руководителю, появление новых функций в их деятельности. Изменение характера взаимодействия образовательного учреждения и социума вызвало необходимость введения новых должностей в практику работы учреждения. Все это делает актуальной проблему выбора основных направлений методической деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными целями методической работы в школе являются:

непрерывное повышение профессионального мастерства учителя в области учебного предмета и методики его преподавания (качественный творческий рост педагогов);

развитие общей эрудиции учителя;

формирование и развитие навыка научно-исследовательской и экспериментальной работы;

формирование личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности.

Методическая служба в школе дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации государственных программ, но и принимать участие в их составлении, апробации, стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности ученика. Одной из основных задач методической работы является выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей, анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, внедрение инновационных педагогических технологий.

Задачи методической работы в школе:

Разработка и апробация перспективных методов, приемов и технологий.

Поиск путей обновления содержания образования.

Теоретическая подготовка педагогических кадров.

Развитие педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.

Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте.

Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте, обобщение опыта нескольких учителей, работающих по одной проблеме.

Оказание методической помощи учителям.

Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.

Решение проблемы развития способностей учащихся в условиях модернизации образования.

Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.

Экспертиза педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.

Так как образовательный процесс строится в школе системно, то и методическая работа представлена в виде системы, которая состоит из следующих направлений:

Нормативно-правовая база методической работы.

Работа с документацией.

Выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта.

Профессиональная подготовка и повышение квалификации учителей.

Повышение профессионального уровня педагогов, развитие педагогического коллектива осуществляется в рамках методической работы как системы взаимосвязанных действий. Эта система отличается целостностью, основывается на анализе результатов работы школы, успехах педагогической науки и направлена на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.

Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме:

• протоколов методических советов;

• конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы;

• аналитических справок по вопросу уровня обученности учащихся (с графиками и диаграммами);

• разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных технологий и программ;

• обобщенных материалов о системе работы педагогов школы, материалов печати по проблемам образования;

• информации с городских методических семинаров;

Документально оформленная методическая работа школы заносится в информационный банк педагогического опыта педагогов школы.

Результатом деятельности методической работы являются:

— описание разработанных методик, технологий, программ;

— разработки дидактического характера;

— разработки внеклассных мероприятий и уроков;

— изучение и обобщение педагогического опыта;

— повышение уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства (документ об окончании курсов, аттестационный лист).

Критериями эффективности методической работы, в соответствии с вышесказанным, должны быть показатели:

• повышения квалификации и профессиональной культуры учителя;

• практическая и теоретическая значимость разработанных методик, технологий, программ, рекомендаций, дидактических материалов;

• прогностичность аналитических материалов;

• уровень разработанности методической темы школы.

Следствием методической работы учителя является повышение качества обученности учащихся.

Читайте также: