Креативное мышление в доу

Обновлено: 02.07.2024

Креативность – это степень напряженности устремления проявить себя, это сила демонстрации индивидуальности, степень ее выраженности. И если креативность вовлекает в себя каждое чувство – зрение, обоняние, вкус, эмоции и проявляются через личностные ощущения, особенности мышления, действия, то проявления ее многообразны в зависимости от степени развитости вышеуказанных сфер и позволяют рассматривать креативность как системное качество, которым в разной степени обладает каждый человек. Но самое главное в креативности – это способность к выработке оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности в широком смысле.

Детская креативность – это естественное состояние ребенка, лишенного стереотипов. Все без исключения дети талантливы. Кто-то показывает хорошие результаты в спортивных состязаниях, кто-то поет, другой с удовольствием танцует, увлеченно рассказывает друзьям о волшебных мифах и сказочных эльфах, демонстрируя богатое воображение. Многие дети с удовольствием рисуют и лепят, играют в детском театре. Что нужно сделать, чтобы талантливый ребенок не вырос в бездарного взрослого? Прежде всего – пробудить в ребенке фантазию и развивать ее, не просмотреть зачатки тех или иных способностей, особого таланта к каким-то видам творческой деятельности. Первые ростки творчества проявляются в рисовании, лепке, аппликации, оригами, если для этого созданы специальные условия. Значение творчества для ребенка трудно переоценить. Ведь это возможность определения и выражения себя и своего отношения к окружающему миру. Творческие способности детей связаны с особенностями творческого мышления, воображения, восприятия окружающего мира, а также с

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Поддерживайте творческий импульс ребенка через уважительное отношение к его работам по изодеятельности, постройкам, первым попыткам что-нибудь сочинить. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются петь, танцевать, показывать свои рисунки другим. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.

Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от воспитателей, семьи.

Если педагоги и родители научат ребенка не просто механически воспроизводить какие-либо действия, а дадут ему возможность самовыразиться, проявить инициативу, изобретательность, то таким образом они помогут раскрыться творческим способностям личности.

П.Торренс выделил пять принципов, которыми должен руководствоваться педагог, чтобы поощрять творческое мышление:

-использование подручных материалов для оформления работ (соль, крупы, клей, фантики, засушенные листья, яичная скорлупа, семечки, картинки из журналов, ленточки много другое);

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Развитие креативного мышления детей дошкольного возраста на коррекционно – развивающих занятиях.

Подготовила: учитель – дефектолог Евсейчнва С.В.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве. Воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала.

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность .

(Слайд 3) Креативность — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи.

А также развитие творческих способностей индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления .

Точное их соседство можно выразить схемой.

Креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка, остроумное решение проблемы т. е. способность достигать цели, находить выход из кажущихся безвыходных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. (пример если у ребенка закатился шарик под шкаф, не спешите ему на помощь, ребенок обязательно попытается достать самостоятельно,но а если все таки не поучается, то он хотябы проявил сообразительность…

Ученые никак не могут прийти к единому определению термина креативность . Но с уверенностью можно сказать, что креативность является полной противоположностью шаблонного мышления . Ученые единодушны в том, что креативность и интеллект – не одно и то же, но тесно пересекаются.

Слайд 5 Основная составляющая креативности:

Любые креативные наклонности , любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Дошкольный возраст это лучший возраст для развития нестандартного мышления . В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Слайд 6 Задача , стоящая перед взрослыми - сформировать у детей следующие умения:

– воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

– угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

– воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

– узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;

– комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

– находить в двух или более объектах общие и различные признаки;

– узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

– переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

– составлять сюжетный рассказ, сказку, загадку про какой-либо объект.

Слайд 8 Развитие креативного мышления у дошкольников можно добиться с помощью специальных игр и упражнений. Например, можно дать ребёнку мячик или скакалку и попросить его самого придумать какое-нибудь упражнение для утренней зарядки. Можно прочитать дошкольнику вслух стихотворение и попросить его нарисовать это стихотворение на листе бумаги.

Сдайд 9 Наряду с различными играми существуют и упражнения для развития креативности:

Слайд 10,11,12 Интересна и методика- диагностика развития невербальной креативности Е.Торенса

Слайд 13 . Главное для педагога, помнить ряд правил : (памятка)

• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

Чтобы развивать креативность дошкольников , педагог сам должен быть творческим : постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться.

Воображение обогащает нашу жизнь, делает ее интересней, ярче.
Особенно важно стимулировать развитие воображения в дошкольном возрасте, ведь мышление детей более свободно, независимо, еще не испорчено стереотипами. Развитие воображения тесно связано с развитием креативности ребенка.
Креативность или творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода
Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека. Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, оно задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности, требующих нестандартного подхода к решению рабочих задач.
Данный материал может быть полезен всем неравнодушным специалистам и родителям, интересующимся различными методами развития креативного мышления ребенка, его безграничного творческого потенциала
Цель: развитие креативности у детей дошкольного возраста
Задачи:
- обогащать и расширять словарный запас учащихся
- развивать мышление
- формировать нестандартные способы решения проблемных ситуаций

Задание 1. Дорисуй фигуры
Ход выполнения: ребенку предлагается дорисовать символы на листе бумаги так, чтобы они стали похожи на разные предметы. Когда работа будет закончена, просим рассказать про каждый предмет , который получился, картинки подписываем.
С детьми более младшего возраста можно выполнять задания совместно, в формате соревнования-угадайки - одну картинку дорисовывает взрослый, а ребенок пытается угадать, что получилось, потом наоборот
Для этого задания можно использовать бланк из классического теста креативности Торренса, или изготовить похожий стимульный материал самостоятельно.









Задание 2. Расскажи мне сказку
Ход выполнения: Ребенку предлагается придумать историю по картинке. Главное условие- чтобы все нарисованные персонажи или предметы участвовали в этой истории, были ее частью.






Задание 3. Логопедические сказки
Еще один интересный вариант- придумывание истории из слов, начинающихся на одну букву. Можно использовать на этапе автоматизации звуков. Условие то же- задействовать в истории всех персонажей и все предметы






Задание 4. Кто вылупится из яйца?
Известно, что Сальвадор Дали считал яйцо идеальной формой. Почему бы и нам с вами не пофантазировать на эту тему?



Ход выполнения: Попросите ребенка придумать и нарисовать, кто мог бы вылупиться из этих яичек- это может быть любая птица,фантастическое животное, предмет- варианты разнообразны- от пасхальных зайцев до радужных единорогов



Задание 5. Я- волшебник
Ход выполнения: Попросите ребенка рассказать, что было бы, если бы у него были разные волшебные артефакты - волшебная лампа, ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка?




Все волшебные артефакты можно посмотреть здесь Я-волшебник
Задание 6. Что бы ты сделал?
Данное задание хорошо способствует расширению словарного запаса детей, закреплению правильного употребления в речи глаголов
Ход выполнения: Просим ребенка придумать несколько (чем больше-тем лучше) действий, которые можно делать с разными предметами. Например,- что можно делать с шоколадом? Его можно есть! Но не только, еще его можно ломать, крошить, покупать, дарить, угощать, расплавлять, натереть на терке, И так далее




Все изображения целиком можно посмотреть здесь Что бы ты сделал
Задание 7. Признаки предметов
Данное задание также используем для обогащения словарного запаса детей, делая акцент на правильное использование прилагательных
Ход выполнения: Просим ребенка придумать как можно больше прилагательных для каждого предмета. Например, яблоко- (какое?)- красное, круглое, вкусное,сочное,большое, сладкое, И так далее




Задание 8.
Данное задание хорошо способствует развитию операций анализа и синтеза у детей
Ход задания: просим ребенка найти и назвать все сходства и отличия между двумя различными предметами. Например, что общего у банана и месяца? Они желтые и похожи по форме. Чем отличаются? Месяц мы видим только ночью, банан можно есть в любое время суток, у банана есть кожура, И так далее



Задание 9. Фантастические ситуации
Ход задания: просим ребенка пофантазирвоать и продолжить предложения, например
1. Если бы кошки летали, то…
2. Если бы дети рождались взрослыми, то
3. Если бы книжки можно было читать с последней страницы, то
4. Если бы солнце было холодное, то
5. Если бы вместо зимы было лето, то
И так далее, придумываем любые фантастические ситуации и удивляемся креативности наших деток!

Гораздо чаще в жизни приходится решать задачи и проблемы, требующие нетривиального подхода, чем стандартного. Для этого нужно мыслить творчески, неординарно. Подобное умение следует тренировать с детства. Развитию творческого мышления дошкольников в настоящее время уделяют серьезное внимание, создавая специальные программы и подборки упражнений, а также приобщая детей к искусству.

Что подразумевают под творческим мышлением ребенка

Творческое мышление дошкольника

Когда речь заходит о творческом мышлении взрослого человека, сразу представляются оригинальные идеи, необычные арт-объекты, какие-то сложные проекты. Готов ли детский мозг к придумыванию новых образов? Способен ли находить в окружающих предметах и явлениях нечто такое, чего не замечают другие?

В подобных случаях отмечают творческое или креативное мышление детей дошкольного возраста. Ребенок мыслит творчески, если он наделяет предметы и явления не присущими им свойствами, находит оригинальное применение, сочиняет фантастические истории, предлагает несколько вариантов решения предложенной задачи.

Стадии формирования творческого мышления в дошкольном возрасте

Творческое мышление дошкольников развивается постепенно, с опорой на доминирующие формы протекания мыслительных процессов.

Творческие идеи следуют за действием

Если в младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно действенное мышление, то и творчество рождается на основе действия.

Старшие дошкольники характеризуются довольно высоким уровнем мыслительных операций, умеют анализировать и сравнивать, классифицировать и обобщать. Следовательно, их идеи могут опираться на выявленные признаки и причинно-следственные взаимосвязи.

Чтобы грамотно подобрать методики для развития мышления дошкольника, важно знать, на какой способ фантазирования он опирается.

Творчество на основе наглядно действенного и образного мышления

Особенности мышления у детей младшего дошкольного возраста позволяют им фантазировать и придумывать, манипулируя конкретными предметами или их образами. Мальчик, взяв в руки любой круг или кольцо, представляет себя водителем автомобиля. А девочка, натянув игрушечному зайцу или медвежонку какую-либо одежку, легко представляет его малышом. Из таких первичных незамысловатых действий зарождается способность находить новые связи между процессами и видеть знакомый предмет в новом контексте, что особенно важно для развития творческого мышления у дошкольников.

Образное мышление

К пяти годам дети научаются хорошо оперировать образами, получая богатый материал для творчества. Они выделяют отдельные компоненты предметов, находят сходство и различие при сравнении, мысленно сопоставляют и сравнивают объекты по цвету и форме.

Подключив воображение, дошкольник способен из различных компонентов создать необычный образ и наделить его неожиданными свойствами и характеристиками. Тем более что детям кажется приемлемым любое сочетание этих свойств. Если в сказке ковер может превращаться в самолет, а царевна оборачиваться голубкой, то почему бы стулу не стать лошадкой, или ботинку не послужить корабликом. Сказочный контекст стимулирует творческое самовыражение в дошкольном возрасте.

Креативное мышление с опорой на причины и следствия

Более приближенным к реальности становится творчество ребенка к тому времени, когда он начинает осознавать взаимосвязи. Старший дошкольник мыслит творчески, заглядывая глубже и применяя определенную цепочку. Он фантазирует, как герой встречается с инопланетянами, как из яйца появляется далеко не цыпленок, а от серебряного дождя вырастают деревья с драгоценными листочками. Дети по-прежнему используют множество фантастических образов, но связывают события причинами и следствиями, учитывают закономерности.

С развитием творческого мышления у старших дошкольников появляется критичность, основанная на анализе и сравнении. К примеру, в более раннем возрасте на просьбу перечислить, что хотел бы ребенок положить в свой рюкзачок и повезти на выходные к бабушке, он может назвать и велосипед, и любимые качели.

Креативное мышление

Подобный ответ не встречается у 6-7 детей, так как они соотносят размеры предметов и учитывают их как условие решения задачи.

С одной стороны, критичность мышления ограничивает фантазию ребенка и сдерживает его креативность. Но есть и другая особенно ценная сторона данного качества. Талантливые дети не останавливаются на тривиальных решениях и применяют различные способы, чтобы найти новые идеи.

Особенности мыслительных процессов в творчестве

  • быстрота
  • гибкость
  • оригинальность

Быстрота мышления позволяет генерировать идеи одну за другой. И если первое, что приходит на ум ребенку, как правило, общепринято и банально (например, на основе круга можно дорисовать солнышко, рожицу, руль), то последующие идеи могут оказаться нестандартными (круг – это нос клоуна или помпон на шапочке).

Гибкость мысли подсказывает, как найти совершенно новое использование знакомому предмету. Данное качество можно назвать основой творческого мышления дошкольников. Они легко используют взаимозаменяемость предметов и понятий в ролевых играх. Листочек дерева может служить тарелкой, песочница – кузовом автомобиля, палочка играет роль денег.

Оригинальность мышления – особенность условная. Сложно установить четкие критерии, какую идею считать оригинальной. Поэтому, если прослеживается некоторая новизна в описании происходящего или в применении предметов, отмечают оригинальность мышления ребенка (снежинки – белые комарики, кружок – след пятки…). Неожиданное комбинирование деталей, в результате чего получается новое изображение или необычная конструкция, также свидетельствует об оригинальности мыслительной деятельности.

Важность развития творческого мышления дошкольников

Творчество обладает широкими возможностями в развитии ребенка, как в формировании познавательных процессов, так и для личностного становления.

Целенаправленное развитие творческого мышления дошкольников способствует расширению границ восприятия окружающей действительности.

У ребенка формируется навык замечать нечто особенное в том, что его окружает. Он, как копилка, наполняется новыми образами и понятиями. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста набирает обороты с каждым годом.

Дошкольник проявляет самостоятельность, придумывая, как этим багажом распорядится, и где применить. Его творческий потенциал может проявиться в различных направлениях – в изобразительной деятельности, в ролевых играх, в придумывании сюжетов, в восприятии музыки.

Методы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста

Творческое мышление ребенка нуждается в стимулировании. Занимаясь с детьми, практикуют различные методики, направленные на развитие движущих сил креативности – гибкости и оригинальности мысли.

Применяемые методы можно разделить на две подгруппы на основе их преобладающего назначения:

  • нацеленные на развитие наглядных образных представлений
  • стимулирующие мыслительные процессы

К первой подгруппе относятся задания на воспроизведение внешнего вида предмета, на узнавание образа, на воссоздание объекта по незначительной части. Вторую подгруппу составляют задания на выявление признаков, сравнение, упорядочивание по размерам и пр.

Картинки-небылицы

Популярные примеры с использованием зрительного образа: найти соответствующую фигуру заданных размеров и формы, дорисовать изображение на основе маленькой детали, выделить знакомые предметы в хаотичном рисунке, картинки-небылицы.

Также часто используют способ выявления отдельных признаков и узнавания предмета: назвать 3-4 объекта схожей формы определенного цвета, отгадать по описанию (загадки), определить сходство объектов, дать описательное понятие предмета (объясни жителю другой планеты, что такое тарелка или стол).

Многие несложные приемы легко могут применять родители во время обычной прогулки с детьми:

  • увидеть новый образ (на что похоже облачко или камушек, выложить из веточек фигуру);
  • использование гипотетических возможностей (что можно увидеть, став таким большим как дерево?);
  • завершение историй (взрослый начинает сочинять рассказ, а ребенок продолжает).

Золотым правилом для взрослого, заинтересованного в познавательном развитии дошкольника, должен стать личный творческий подход. Только увлеченный и изобретательный наставник обеспечит условия для развития творческого мышления ребенка.

Читайте также: