Краткое содержание свитка эстер

Обновлено: 05.07.2024

Праздник Пурим во всех еврейских общинах мира проводится 14-го адара, а в Иерусалиме 15-го. Четыре заповеди установили наши мудрецы на этот день: читать Свиток Эстер, делать подарки бедным, посылать подарки друзьям и знакомым (шалахмонес), устраивать праздничную трапезу, весь день веселиться и даже… выпить вина. Чуть больше, чем обычно, но при этом не уподобляясь потомкам Амана.

Вторая заповедь Пурима — делать подарки беднякам. Заповедь выполняется днем. Ее обязаны выполнить все — мужчины, женщины и дети. Хорошо, если подарок будет достаточно ценным, чтобы обрадовать бедняка. Следующая заповедь — подарки друзьям. Цель заповеди: увеличить радость и дружбу в Израиле. Ее тоже соблюдают все: мужчины посылают подарки мужчинам, женщины — женщинам, дети — другим. Посылают два вида еды (или питья), которые можно съесть немедленно. Подарки тоже посылаются днем, а не вечером. (Кстати, и Эстер, и Мордехай получили два подарка: дом, оставшийся от Амана, и кольцо.)

С рассвета до вечера, пока не появились звезды, запрещено есть и пить. Тот, кто поел или попил по ошибке (или даже умышленно), обязан продолжить пост. Утром не чистят зубы и не споласкивают рот. Можно есть и пить беременным и кормящим женщинам, а также больным. Но даже тому, кто может есть, не следует получать от пищи удовольствие, ибо он свободен от запрета на еду, но не от того, чтобы скорбеть со всем народом.

Утром читают специальные молитвы — слихот, в которых мы просим избавить нас от всех несчастий и простить наши грехи. Читается также молитва Авину-Малкену. В синагоге свиток Торы достают и утром на шахрит, и днем на минху.

В конце поста, перед наступлением Пурима, готовятся к празднику: надевают праздничную одежду, наводят порядок в доме — чтобы, придя из синагоги, войти в дом и увидеть, что стол уже накрыт. С наступлением вечера все еще запрещено есть хлеб — пока не прочтен Свиток Эстер, но пробовать фрукты, мясо и рыбу — можно. В это время запрещено также спать — из опасения, что прилегший на минуту человек крепко заснет и пропустит чтение Свитка Эстер.

Мегилат Эстер. Один из пяти Свитков Танаха, входящих в Ктувим: Песнь песней, Рут, Эйха, Коэлет и Эстер. Раньше под именем Мегила (свиток) понимался именно Свиток Эстер, по крайней мере так он назван в Талмуде.

Свиток Эстер - Путеводитель по празднику Пурим

В начале весны еврейский народ отмечает веселый праздник Пурим. В отличие от названий других праздников, происходящих от ивритских слов, название Пурим происходит от аккадского слова пур ("жребий"). Истории этого праздника посвящена целая книга Танах, которая называется Мегилатп Эстер ("Свиток Эстер", в русских переводах — книга Эсфири). Об этой книге и ее содержании будет подробно рассказано в дальнейшем, сейчас же мы кратко упомянем события, в память о которых был установлен Пурим.

В дни персидского царя Ахашвероша (далее будут приведены различные мнения о том, кем из известных истории персидских царей мог быть Ахашверош) министр Гаман задумал уничтожить всех евреев Персидской империи. Бросая жребий (отсюда и название праздника), он назначил датой уничтожения евреев тринадцатый день месяца адар (подробнее об этом месяце и его особенностях см. в соответствующем разделе). Благодаря старанию жены царя, еврейки Эстер, и ее родственника Мордехая Гаман был повешен. При этом его указ не был отменен, однако евреи получили право защищаться и убивать своих врагов 13 адара.

Здесь можно отметить интересную деталь. Несмотря на то что во время тех событий евреи были в галуте (изгнании), а не в Эрец-Исраэль (Земле Израиля) и подчинялись персидскому царю, их поведение резко отличалось от поведения евреев, изгнанных из своей земли в иные исторические эпохи. Ведь, как уже отмечалось выше, указ об уничтожении евреев не был отменен, и спасение пришло тогда, когда они, с Б-жьей помощью, сами разгромили своих врагов.

Согласно Мегилат Эстер, евреи Персии уничтожали своих врагов 13 адара, 14 адара праздновали свою победу и избавление, а в столице Шушан (Сузы) уничтожение врагов продолжалось еще один день, и празднование победы состоялось там 15 адара. Пятнадцатый день адара называется поэтому Шушан Пурим и празднуется в тех городах Эрец-Исраэль, которые в древности3 были, как и Шушан, обнесены стеной (например, в Иерусалиме); а во всех других местах Пурим отмечается 14 адара.

В этой книге будет рассмотрено несколько тем, связанных с праздником Пурим. Будут приведены данные о Мегилат Эстер, ее особенностях, ее связи с другими книгами и событиями Танаха. Особое внимание уделено теме историчности действующих в ней лиц и фону описанных событий. Читателю представлены комментарий к Мегилат Эстер и традиционное изложение истории Пурима. В книге рассказано о месяце адар, когда празднуют Пурим, и его особенностях и изложены некоторые идеи и уроки Пурима, актуальные и важные для нашего поколения. Кроме того, в ней приведены законы и обычаи месяца адар и праздника Пурим.Хочется надеяться, что книга заинтересует читателя, окажется ему полезной и вызовет у него желание лучше ознакомиться с затронутыми в ней темами.

Свиток Эстер - Путеводитель по празднику Пурим

Свиток Эстер - Путеводитель по празднику Пурим - Содержание

  • Мегилат Эстер
  • Исторический фон событий
  • История пурима в агаде и мидрашах
  • Месяц адар и его особенности
  • Идеи пурима
  • Законы месяца адар и праздника пурим

Свиток Эстер - Путеводитель по празднику Пурим - Мегилат Эстер

Мегилат Эстер входит в число Хамеш мегилот ("Пять свитков"), являющихся частью завершающего раздела Танаха—Ктувим ("Писания"). Когда наши мудрецы распределяли книги Танаха согласно времени их написания, они поместили Мегилат Эстер между книгой Даниэля (книга пророка Даниила) и книгами Эзры (книга Ездры) и Нехемьи (книга Неемии; Бава батра, 146). В современных изданиях Танаха Мегилат Эстер приводится последней из "Пяти свитков" и предшествует книге Даниэля.

Свиток Эстер - Путеводитель по празднику Пурим - Краткое содержание книги

Книга, названная по имени своей главной героини, царицы Эстер, спасшей евреев Персидской империи от уничтожения, открывается описанием роскошного пира, устроенного царем Ахашверошем в городе Шушан. На седьмой день пира Ахаш-верош потребовал, чтобы его жена, царица Вашти, предстала в царской короне перед пирующими, но та отказалась. За этот отказ царь низложил ее (гл.1).

По совету придворных Ахашверош начинает искать себе жену вместо Вашти и приказывает собрать в столице всех красивых девушек страны. Среди них была и еврейка из колена Биньямина Гадаса, носившая также имя Эстер, — сирота, которую вырастил ее близкий родственник4 Мордехай. Эстер понравилась царю и стала его женой и царицей вместо Вашти.

Мордехаю стало известно о заговоре евнухов Бигтана и Тереша против царя, и он предупредил Ахашвероша через Эстер. Упоминание об этой услуге было записано в книге летописей (гл. 2).

После этого царь возвеличил Гамана из рода Агага, сделав его первым министром империи; все были обязаны поклоняться ему, и только Мордехай отказался это делать. Гаман разгневался и задумал уничтожить всех евреев, народ Мордехая, во всех областях Персидского царства. Он добился от Ахашвероша издания указа об истреблении всех евреев и, бросив жребий, предназначил для этого тринадцатый день месяца адар (гл. 3).

Когда Мордехай узнал о готовящемся уничтожении евреев, он оделся во вретище и поспешил сообщить о надвигающейся опасности Эстер. Мордехай убедил ее пойти, рискуя жизнью, к царю и умолять его о спасении их народа. Эстер, со своей стороны, попросила, чтобы все евреи три дня постились и молились за успех ее предприятия (гл. 4).

Эстер пригласила царя вместе с Гаманом на приготовленный ею пир, а после его окончания сказала, что и на следующий день ждет их к себе в гости (гл. 5).

В ночь перед вторым пиром царю не спалось. Он обнаружил в книге летописей запись об услуге, которую ему оказал Мордехай, и выяснилось, что тот не был вознагражден за нее. Тем временем к царю пришел Гаман, намеревавшийся испросить его разрешения повесить Мордехая на дереве. Ахашве-рош поинтересовался, какие, с точки зрения Гамана, почести должны быть оказаны тому, кого царь хочет особо отметить. Думая, что речь идет о нем самом, Гаман посоветовал Ахашве-рошу воздать такому человеку царские почести — одеть в одежды царя и провезти по улицам города на царском коне. Правитель империи приказал Гаману сделать так Мордехаю, для которого уже была приготовлена виселица. Тот был вынужден подчиниться (гл. 6).

На втором пиру Ахашверош пообещал выполнить любое желание Эстер, и царица открыла супругу, что и она, и весь ее народ подлежат уничтожению и что враг, желающий их гибели,—это Гаман. Разгневавшись, Ахашверош приказал казнить Гамана, и тот был повешен на дереве, приготовленном им для Мордехая (гл. 7).

Мордехай был назначен вместо Гамана первым министром. Поскольку, по персидским законам, царский указ не мог быть отменен, царь позволил Эстер и Мордехаю издать новый указ, разрешающий евреям обороняться и уничтожать своих врагов 13 адара, в день, который Гаман предназначил для их истребления. Скорбь евреев сменилась весельем, и были неевреи, которые перешли на их сторону и даже приняли еврейство (гл. 8).

13 адара евреи одержали верх над своими врагами и убили из них семьдесят пять тысяч человек во всех областях империи. В столице Шушан евреи убили пятьсот человек, среди них и десять сыновей Гамана. По просьбе Эстер царь разрешил евреям Шушана продолжать убивать своих врагов и 14 адара; было убито триста человек. Дни, в которые евреи отмечали свою победу над врагами —14 адара во всех областях царства и 15 адара в Шушане,—стали для них праздничными, и Мордехай и Эстер повелели, чтобы эти дни отмечали во всех поколениях пиршеством, весельем, рассылкой угощений друг другу и подарков бедным. Эти дни получили название Пурим, которое происходит от слова пур (гл. 9).

Мордехай стал вторым человеком в империи после царя Ахашвероша; он старался делать добро евреям и был любим большинством из них.

Свиток Эстер - Мегилат Эстер - Историчность книги

Те, кто подвергает сомнению историчность описанных в Мегилат Эстер событий и считает книгу своего рода "историческим романом", приводят, среди прочего, такие доводы: I. Кроме Ахашвероша, который является исторической личностью, скорее всего—царем Ксерксом I (см. разд. "Исторический фон событий"), все остальные персонажи книги, а также описанные в ней события не упоминаются в трудах греческих историков.

В книгах Эзры и Нехемьи, в которых рассказывается о происходившем с евреями в дни правления персидских царей из династии Ахеменидов, не упоминаются ни угрожавшая евреям опасность, ни спасение, которое пришло к ним благодаря Мор-дехаю и Эстер.

В книгах, которые были написаны в первые века после завершения Танаха и в которых, судя по контексту, могли бы упоминаться персонажи Мегилат Эстер, они не упоминаются. Так, в последнем разделе книги Бен-Сиры, называемом "Хвала отцам мира", восхваляются великие представители еврейского народа, от праотцев до первосвященника Шимона Праведного включительно, но среди них не упомянуты царица Эстер и Мордехай, спасшие еврейский народ. А в Первой книге Маккавеев7 рассказывается о "дне Никанора", который отмечался 13 адара в память о победе еврейского полководца Йегуды Маккаби (Маккавея) над армией селевкидского военачальника Никанора, и ничего не сообщается о празднике Пурим, который приходится на следующий день.

То, что Эстер была выбрана царицей вместо Вашти, противоречит закону Персидского царства, принятому во времена Дарьявеша (Дария I), согласно которому царица могла быть только из семи самых благородных и почтенных в Персии семейств.

2. Хотя книги Эзры и Нехемьи и описывают период от Кореша (Кира) до Артахшасты (см. раздел "Исторический фон событий"), все же они не являются летописью, в которой подробно представлены все события того периода. В них сообщается лишь о некоторых из них во время правления Кореша, Да-рьявеша, Артахшасты, а Ахашверош упоминается лишь в одном стихе (Эзра, 4:6). Кроме того единичного упоминания, в этих книгах не сообщается не только о событиях его правления, описанных в Мегилат Эстер и относящихся к жизни евреев в Персии, но и обо всей политической и экономической жизни вернувшихся в Эрец-Исраэль евреев в годы царствования Ахашвероша.

Бен-Сира не упомянул в разделе "Хвала отцам мира" не только Мордехая и Эстер, но и Эзру. Поставим ли мы из-за этого под сомнение его историчность? Что касается довода об отсутствии упоминания персонажей Мегилат Эстер в Первой книге Маккавеев, когда идет речь о "дне Никанора", отмечаемом перед Пуримом, то во Второй книге Маккавеев8, также составленной во и в. до н. э., упоминается, что 13 адара — это один день перед "днем Мордехая" (15:36).

Принятый в дни царя Дария закон о том, что царица должна быть выбрана из семейств семи сановников, которые помогли ему занять трон, был действителен все время, пока это было угодно царю. Как писал Геродот о другом случае изменения закона персидским царем: ". но есть, конечно, другой закон, который позволяет царю делать все, что ему угодно. " ("История", кн. ш, 31)9. Персидские цари, отличавшиеся деспотичностью, могли менять подобные законы по своей воле. На довод о возрасте Мордехая можно ответить так: из текста Мегилат Эстер не следует, что сам Мордехай был изгнан из Иерусалима. Можно понять, что изгнан был его предок Киш. Кроме того, в иудаизме распространено мнение, что каждый, кто был рожден в изгнании, как будто был изгнан сам. Еще отметим, что, согласно еврейской хронологии, с изгнания Йехоньи до описываемых в книге событий прошло менее восьмидесяти лет (см. разделы "Комментарий к Мегилат Эстер" [см. с. 2] и "Исторический фон событий").

Давайте еще раз развернем древний свиток и попробуем внимательно вчитаться в его строки. Кто знает, может быть нам удастся хотя бы прикоснуться к одной из его тайн…

Тайны свитка Эстер или праздник Пурим 1946 года

Тайны свитка Эстер или праздник Пурим 1946 года

Книга Эстер, повествует о событиях, благодаря которым возник в еврейском календаре праздник Пурим. На первый взгляд, перед нами — классическая восточная цветистая история о том, как красавица-еврейка очаровала могучего персидского владыку и тем самым спасла свой народ от гибели. Красивая сказка со счастливым концом — не больше. И читая ее, как-то легко забываешь о том, что книга Эстер — часть Торы, и как вся Тора — полна величайших тайн, разгадать которые простому смертному не под силу. Давайте еще раз развернем древний свиток и попробуем внимательно вчитаться в его строки. Кто знает, может быть нам удастся хотя бы прикоснуться к одной из его тайн…

Итак, место действия — Персия, время действия — 3405 (355 до н. э.) г. от сотворения мира. Ахашверош, могущественный и грозный владыка, возвеличивает одного из своих царедворцев, Амана, и наделяет его почти неограниченной властью. Новоиспеченный министр, интриган и антисемит по совместительству, пользуясь полномочиями, решает свести счеты с ненавистными ему иудеями. Он добивается от царя указа, согласно которому в течении одного дня, 13-го числа месяца Адара, все еврейское население Персии — от мала до велика — будет уничтожено. Но Всевышний милостив к Своему народу. Еврейский народ спасают раскаяние и молитвы. И, конечно же, вмешательство Эстер, перед красотой которой могущественный Ахашверош устоять не смог. Евреи спасены, их враги уничтожены, а инициатор всей этой интриги, Аман, вздернут на висилице. Вместе с ним повешены и десять его сыновей. И вот здесь начинается тайна.

Перенесемся в середину XX-го столетия, в год 1946-й по гражданскому летосчислению.

Комментарии к свитку Эстер сообщают нам интересный факт. У Амана, помимо десяти сыновей, была, оказывается еще и дочь. Жизнь она прожила чрезвычайно короткую, а смертью умерла чрезвычайно глупой, если не сказать — абсурдной.

Один из эпизодов книги рассказывает нам о том, как Ахашверош в знак благодарности за спасенную ему жизнь возвеличил своего спасителя Мордехая (6:1-11). Монарх велел одеть его в царские одежды и посадить на белого жеребца. Вести коня под уздцы и громогласно сообщать о величии Мордехая было поручено Аману, который никогда, наверное, до этого не испытывал большего унижения.

Здесь дочь Амана и допустила оплошность, стоившую ей жизни. Выглядывая из окна своего дома, она предположила, что на коне во всем своем блеске и величии сидит ее отец. И тотчас же выплеснула вниз горшок с нечистотами, намереваясь жестоко унизить, как ей казалось, шагающего рядом с конем Мордехая. Осознав чудовищность своей ошибки, она выбросилась из окна и разбилась насмерть.

Какая же связь между этим событием и судебным процессом в Нюрнберге.

Одиннадцатым нацистским преступником, которому удалось избежать виселицы, был Герман Геринг. Его нашли мертвым в камере, возле унитаза, то есть рядом с нечистотами. Экспертиза показала, что он отравился, раскусив ампулу с ядом. Кроме того, согласно послевоенным исследованиям выяснилось, что Геринг был трансвеститом, носившим под мундиром женское белье.

Итак, все кусочки мозаики встали на свои места, явив нам удивительную картину — одну из величайших тайн древнего свитка. Но все же картина эта не будет цельной, если мы не дополним ее еще одним любопытным эпизодом, контекст которого все тот же — возмездие Всевышнего, настигшее врага еврейского народа…

Руки этого человека никогда не были обагрены кровью, и он лично никогда не нажимал на курок, чтобы выстрелить в затылок своей жертве. Но именно в его чудовищно извращенном мозгу зародился план истребления миллионов евреев. И не будет преувеличением сказать, что он — самый зловещий убийца всех времен и народов.

В октябре 1944 года в уже горящем Берлине Эйхман доложил Гиммлеру, что, по его подсчетам, четыре миллиона евреев были уничтожены в лагерях смерти и еще два миллиона погибли от рук карательных отрядов, которые действовали в России. Он был доволен своими успехами, но жалел о том, что не достиг большего.

Возмездие свершилось в месяце Адар, почти сразу же после праздника Пурим. 24 марта 1960 года Клемент, явился домой с огромным букетом цветов. Израильские агенты были на седьмом небе от радости: проверка показала, что эта дата — день свадьбы четы Эйхманов.


Книга Есфи́ри (ивр. אֶסְתֵּר ‎, Эсте́р) — одна из книг Ветхого Завета и Танаха [1] . В православном каноне Библии помещена между книгами Юдифи и Иова. Автор её с точностью не известен, традиционно им считается Мордехай — дядя Эсфири (Эстер). Она написана на древнееврейском языке, но с примесью персидских и арамейских слов.

Хотя в еврейском тексте книги ни разу не встречается имя Бога, она всецело проникнута глубоким религиозным духом. Некоторые исследователи [2] видели в книге Есфирь не действительную историю, а своего рода притчу или псевдоисторическую повесть; но это мнение опровергается рядом фактов, в частности, подробным описанием быта и обстановки, характера персидского царя Артаксеркса, особенностями языка, массой подлинных персидских и зендских имен.

Содержание

Содержание книги

Главной героиней книги является Эсфирь — родственница и воспитанница еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах (Шушан) и однажды спасшего жизнь царю Артаксерксу (Ахашверошу). Когда перед царём встала проблема выбора новой жены (вместо отвергнутой им Астини (Вашти)), выбор его пал на Эсфирь.

Один из придворных Артаксеркса, Аман-амалекитянин был крайне раздражён тем, что Мардохей отказывался склоняться перед ним. Сплетя сеть интриг, Аман добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа.

Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы та заступилась перед царем за свой народ. Вопреки строгому придворному этикету, нарушение которого грозило ей потерей своего положения и самой жизни, Эсфирь явилась к Артаксерксу без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите евреев.

Узнав подоплёку интриг Амана, Артаксеркс приказал повесить Амана на той же виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в отмену указа об истреблении евреев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого. В силу этого указа евреи с оружием в руках восстали на защиту своей жизни и уничтожили множество врагов, в том числе десятерых сыновей Амана. В воспоминание об этом у евреев был установлен праздник Пурим.

Книга в театре

Сноски и источники

  1. ↑ За исключением некоторых частей, сохранившихся только в Септуагинте.
  2. ↑ Землер и др.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Свиток Эстер" в других словарях:

Свиток Эсфири — Мегилат Эстер Книга Есфири (ивр. אֶסְתֵּר‎, Эстер) одна из книг Ветхого Завета и Танаха[1]. В православном каноне Библии помещена между книгами Юдифи и Иова. Автор её с точностью не известен, традиционно им считается Мордехай дядя Эсфири… … Википедия

Пост Эстер — связан со следующими событиями иудейской священной истории. Еврейка Эстер, после смерти родителей воспитывавшаяся в доме своего опекуна и двоюродного брата Мордехая, была выбрана в жены персидскому царю Артаксерксу (Ахашверошу). Эстер, по… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Иудейский праздник Пурим — Пурим иудейский праздник, учрежденный, согласно библейской книге Эсфири, Мордехаем и Эстер в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Аман. При царе Артаксерксе его близкий советник Аман решил… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пурим и Шушан Пурим — Пурим иудейский праздник, учрежденный Мордехаем и Эстер в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Аман. В 2011 году отмечается 20 марта. При царе Артаксерксе его близкий советник Аман решил… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пурим — Праздник в ознаменование события, о котором рассказывается в книге Эстер*. Гаман, происходивший, согласно традиции, от Амале ка* и ненавидевший евреев, как и все потомки Амалека, стал главным вельможей и советником царя Персии. Гаман добился у … Энциклопедия иудаизма

Читайте также: