Краткое содержание стратегического менеджмента

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня принято включать в состав стратегического менеджмента следующие виды деятельности компании:

• анализ внешней среды фирмы;

• анализ внутренней обстановки фирмы;

• формирование миссии и целей фирмы;

• выбор и разработку стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;

• анализ портфеля диверсифицированной фирмы;

• проектирование организационной структуры;

• выбор степени интеграции и систем управления;

• определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах ее деятельности;

• обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;

• совершенствование стратегии, структуры, управления. Данные виды деятельности можно обозначить как функциональное содержание стратегического менеджмента.

Основные этапы реализации стратегического менеджмента:

• определение сферы реальных ключевых компетенций бизнеса и разработка назначения фирмы;

• трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности;

• определение стратегии достижения целей деятельности;

• разработка и реализация стратегии;

• оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Базовыми компонентами стратегического менеджмента, которые объединяют систему сбалансированных показателей и систему управления по целям, являются миссия организации, видение организации, основные моральные ценности, ключевые факторы успеха, цели организации, показатели деятельности организации и задачи организации.

Видение организации. В изложении видения организации раскрывается самая честолюбивая мечта ее руководства, отражается то, каким организация хочет видеть свое будущее, а также то, как его можно приблизить. В изложении видения указывается, чего организация хочет достичь, что необходимо для ее успеха и какие критические факторы успеха делают ее уникальной. Кроме того, оно позволяет судить о том, чем и как организация хочет отличаться от других. Таким образом, изложение видения дает представление о ключевых сферах компетенции организации (областях, где организация добилась превосходства над другими), причинах, по которым потребители пользуются ее продукцией и услугами, а также о том, каких принципов придерживаются ее служащие. Изложение видения помогает организации определить те ключевые сферы компетенции, которые она должна сохранить в целостности и неприкосновенности, и понять, в каком направлении ей следует развиваться дальше. Оно отражает также этические принципы организации и ее культуру. В отличие от заявления о миссии изложение видения ограничено определенным временны?м интервалом и увязано со стратегическими целями организации и показателями ее деятельности. Показатели деятельности делают видение измеримым. Удачно сформулированное видение позволяет задать направление личным устремлениям и творческой активности, создает климат, благоприятный для радикальных изменений, укрепляет веру сотрудников организации в будущее и высвобождает их энергию. В совокупности миссия и видение раскрывают душу организации, отражают ее коллективные честолюбивые устремления и оказывают важное влияние на формирование отношения служащих к своей организации.

Ключевые факторы успеха. Ключевые (критические) факторы успеха – это то, что организация должна уметь делать лучше других, чтобы выжить, или то, что имеет основное значение для ее успеха. Такие важнейшие моменты определяют ее конкурентное преимущество. Благодаря критическим факторам успеха организация отличается от других, становится уникальной на рынке, поэтому они имеют отношение к ее ключевым сферам компетенции. Эти факторы связаны с уже упомянутыми аспектами сбалансированной системы показателей и являются неотъемлемой частью видения организации.

Цели организации. Цели организации – это поддающиеся измерению результаты, которых организация хочет достичь. Обычно это ожидаемые результаты, которых организации необходимо достичь в краткосрочном периоде, с тем чтобы реализовать свое долгосрочное видение. Цели напрямую зависят от критических факторов успеха. Однако разработка сбалансированной системы показателей не предусматривает количественного выражения целей; это происходит на более позднем этапе при определении показателей деятельности и задач. Для каждого критического фактора успеха имеются одна или несколько целей, которые соответствуют одному из четырех аспектов сбалансированной системы показателей. Эти стратегические цели образуют часть причинно-следственной цепочки, последним звеном которой является конечная цель организации.

Показатели деятельности организации. Показатели деятельности – это индикатор, который связан с критическим фактором успеха и стратегической целью и который позволяет оценить, как протекает тот или иной процесс. Эти показатели служат нормами, с помощью которых можно оценить прогресс в достижении стратегических целей, и необходимы при выполнении стратегических планов. Если показатели деятельности взаимосвязаны так, что на их основе управляющие могут выработать определенный курс действий, то они своевременно сигнализируют о необходимости пересмотра стратегии организации на основе оценки произошедших изменений и сравнения полученных результатов с нормами. Благодаря показателям деятельности видение и цели организации становятся измеримыми.

Задачи организации. Задача – это целевое значение показателя деятельности, значение, которого организация стремится достичь и которое можно измерить с помощью данного показателя. Иными словами, задачи – это значения, которые следует получить.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается суть стратегического менеджмента?

2. Какие школы стратегического менеджмента известны?

3. Назовите технологии стратегического менеджмента.

4. Какие подходы к процессу разработки стратегий управления предприятием существуют?

Проблемы сырьевой модели экономики в РоссииТема сырьевой модели экономики в России является довольно неоднозначной. Подобного рода модель экономики, сложившаяся в России за последние два десятилетия, не имеет будущего, поскольку является затруднительной. Для разрешения данной проблемы

Суть стратегического менеджмента краткоЧто такое стратегический менеджмент? Как он может быть полезен вашей компании? Как можно быстро и оперативно запустить его в реализацию? Содержание статьи: Суть стратегического менеджментаФункции стратегического менеджментаЦикл стратегического менеджмента Суть

Суть SWOT-анализа кратко: как делать и использовать?Содержание статьи: Что же такое SWOT-анализ предприятия?Как делать SWOT-анализ организацииИнтерпретация результатовРешаемые задачиSWOT-анализ может быть использован для:Примеры Что же такое SWOT-анализ предприятия? Как правило, в литературе SWOT-анализ представляют в виде такой таблицы

Анализ конкурентов и карта стратегических группВ данной статье мы рассмотрим рынок конкуренции при помощи одной из знаменитых моделей маркетинга. Содержание статьи: Модель 5-и рыночных сил ПортераНовые конкурентыСубститутыАнализ конкурентовКарта стратегических групп Модель 5-и рыночных сил Портера В 1979

Коммуникации в организации: понятие, виды, барьеры, проблемыСуществует множество различных видов коммуникаций в организации. Но, в первую очередь, говорят про распространение информации по иерархии компании. Содержание статьи: Виды корпоративных коммуникацийМетоды повышения эффективности коммуникацииЭлектронные коммуникацииФормальные и неформальные коммуникацииБорьба

Суть стратегического менеджмента кратко

Суть стратегического менеджмента кратко

Что такое стратегический менеджмент? Как он может быть полезен вашей компании? Как можно быстро и оперативно запустить его в реализацию?

Стратегический менеджмент — это серия действий, позволяющая осуществить долгосрочные цели компании в условиях меняющейся ситуации.

понятие стратегического менеджмента

Суть стратегического менеджмента

возникновение стратегического менеджмента

Для того, чтобы понять суть стратегического менеджмента, стоит рассмотреть три ключевых вопроса.
Первый вопрос:

1) В какой ситуации компания находится сегодня, т. е. какими способностями, возможностями, ресурсами она обладает?

2) Куда мы хотим двигаться завтра, т. е. к каким результатам мы хотим прийти через определенный промежуток времени?

Третий, один из самых важных вопросов:

3) Как, каким образом мы сможем достигнуть данных целей?

элементы стратегического менеджмента

И, чтобы разобраться в том, что такое стратегический менеджмент, давайте рассмотрим один простой пример.

Всем знакома ситуация с тотальными пробками на дорогах, особенно в огромных мегаполисах. Мы с вами сталкиваемся с тем, что какое-то шоссе оказывается максимально загруженным.

С точки зрения оперативного управления, сразу возникает желание разгрузить это шоссе. Каким образом? Может быть расширить его, а может быть построить параллельный дублер. Но если посмотреть с точки зрения перспективы, то окажется, что это решение не совсем верное. Потому что, задав себе первый вопрос, мы увидим, что в Москве есть уже более 4 млн. автомобилей, и каждый год это число только возрастает на несколько сотен тысяч. И окажется, что для того, чтобы решать эту задачу расширением новых дорог, нам нужно будет постоянно застраивать город. Поэтому стратегически лучше выбрать другое решение, лучше поставить цель не расширение дорог, а сокращение их использования.

Так, сейчас во всех мегаполисах вводятся и ограничения на парковки, и платный въезд в центр, и развивается общественный транспорт. В этом и заключается стратегия — посмотреть на компанию с такой точки зрения, чтобы мы увидели перспективы эффективного развития, а не только возможности сиюминутной выгоды и быстрых решений.

Функции стратегического менеджмента

Первая функция, о которой необходимо думать, когда вы внедряете систему стратегического менеджмента — это планирование, это все, что касается определения нашего направления развития. Здесь необходимо подумать и текущей ситуации, и том, какие цели мы перед собой ставим, и том, какую стратегию движения и развития мы будем избирать.

Второй функцией является организация — это уже непосредственная реализация нашего плана. К сожалению, очень много идей загибается на этапе планирования из-за того, что не получается оперативно ввести их в разработку и в реализацию.

Третья функция — мотивация. Это очень важная функция, потому что любые изменения, особенно стратегические, сталкиваются с очень большим зачастую сопротивлением. Например, внедрение новых технологий на предприятии. Мастера, работающие в цехах, изготавливающие те или иные детали, не желают использовать новые способы организации рабочего пространства, новые приемы, методы, инструменты.

Также встречается сопротивление на уровне руководства, которое не хочет рисковать, использовать новые технологии, потому что нет уверенности в том, что это будет работать эффективно в данной ситуации, но и по другим причинам. Для этого в компаниях организуются целые отделы, которые направлены на мотивацию сотрудников, на то, чтобы они прониклись этими идеями, у них появилось желание внедрять новые технологии.

Четвертая функция — это контроль. Если нет четкого поэтапного контроля за внедрением избранной стратегии, то есть большая вероятность того, что стратегия сама по себе может оказаться неэффективной, и мы не сумеем ее оперативно подкорректировать, ведь вокруг меняются рынок и ситуация, и необходимо всегда получать обратную связь, осуществлять регулярный контроль.

И, наконец, функция координации. Все успешные проекты и стратегии реализуются только тогда, когда хорошо налажена координация между подразделениями компании, между конкретными сотрудниками, и когда понятно кто какой блок реализует.

Функция планирования содержит в себе три ключевых ступени: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии.

Существует множество техник и методов, используемых для анализа. Одним из самых интересных и эффективных инструментов является SWOT-анализ. SWOT — это аббревиатура английских слов, которые означают: сильные стороны (преимущества, которыми обладает компания), слабые стороны (недостатки компании, отсутствие каких-либо ресурсов), возможности (факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества для компании), угрозы (факторы, которые потенциально могут ухудшить положение компании).

Чем крупнее организация, тем больше времени стоит посвещать вопросам миссии и целей, т.к. правильно выбранная миссия компании позволяет легко и просто доносить ее ценности.

На основе данного анализа можно ставить цели, уже здесь появляется понимание того, куда стратегически следует двигаться.

процесс стратегического управления

Цикл стратегического менеджмента

Таким образом, весь цикл стратегического менеджмента состоит из пяти этапов:
1. Анализ среды (внутренней и внешней);
2. Определение миссии и целей;
3. Выбор стратегии;
4. Реализация стратегии;
5. Оценка и контроль выполнения стратегии.

система стратегий организации

Только стратегическое видение и развитие компании позволит ей пережить действительно десятилетия, а не просто выстрелить и потухнуть за несколько лет.

стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент (Strategic Management) — управленческая деятельность, связанная с постановкой долгосрочных целей и задач функционирования компании с поддержанием взаимоотношений между ней и окружающей средой, которые позволяют ей достичь своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют и в дальнейшем воспринимать внешние требования. С ростом уровня нестабильности условий внешней среды повышается потребность в ориентации на стратегическое управление.

Стратегический менеджмент — это формулирование и реализация основных целей и инициатив, принимаемых руководством компании от имени ее владельцев на основе анализа ресурсов и оценки внутренней и внешней среды, в которой функционирует организация.

Стратегический менеджмент обеспечивает общее управление предприятием и включает определение целей организации, разработку политики и планов, направленных на достижение этих целей, а также последующее распределение ресурсов для реализации этих планов. Теоретики и практики в сфере менеджмента разработали множество моделей и методов, содействующих принятию стратегических решений в условиях сложной конкурентной среды. Стратегический менеджмент не является статическим по своей природе; модели часто включают в себя цикл обратной связи с целью контроля достигнутых результатов и информировании о следующем этапе планирования.

Майкл Портер определяет три принципа, лежащие в основе стратегии:

С формальной точки зрения, стратегический менеджмент (или стратегическое управление) – это обоснование и выбор перспективных целей развития компании и повышения ее конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Можно также сказать, что стратегическое управление – это такое управление компанией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет компании выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление включает связанные концепции стратегического планирования и стратегического мышления. Стратегическое планирование носит аналитический характер и относится к формализованным процедурам для получения аналитических данных, используемых в качестве основы для стратегического мышления, которое синтезирует данные, приводящие к стратегии. Стратегическое планирование также может ссылаться на механизмы контроля, используемые для реализации стратегии после ее определения. Другими словами, стратегическое планирование происходит вокруг стратегического мышления или принятия стратегии.

История

Основоположники теории стратегического менеджмента И. Ансофф, М. Портер, Дж. Пирс, Р. Робертсон, Дж. Хиггенс определяют стратегическое управление как деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей организации на основе долговременного удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды. Такие изменения могут повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотра целей и корректировку общего направления развития. Соответственно, стратегический менеджмент — это сочетание двух взаимодополняющих подсистем: стратегического планирования и оперативного управления в реальном масштабе времени.

Стратегический менеджмент включает в себя действия, связанные с реализацией стратегии организации, а также оценкой вариантов ее реализации, контролем выполнения стратегических планов: программ и проектов. Реализация стратегии — это ключевая часть стратегического управления. Стратегия инновационного развития является составной частью общей стратегии организации и реализуется методами стратегического менеджмента.

  1. Школа дизайна — формирование стратегии как процесс осмысления.
  2. Школа планирования — формирование стратегии как формальный процесс.
  3. Школа позиционирования — формирование стратегии как аналитический процесс.
  4. Школа предпринимательства — формирование стратегии как процесс предвидения.
  5. Когнитивная школа — формирование стратегии как ментальный процесс.
  6. Школа обучения — формирование стратегии как развивающийся процесс.
  7. Школа власти — формирование стратегии как процесс ведения переговоров.
  8. Школа культуры — формирование стратегии как коллективный процесс.
  9. Школа внешней среды — формирование стратегии как реактивный процесс.
  10. Школа конфигурации — формирование стратегии как процесс трансформации.

Содержание стратегического менеджмента

Содержанием стратегического менеджмента являются:

Основные этапы стратегического менеджмента

Основными этапами стратегического менеджмента являюся:

  • определение сферы бизнеса и разработка назначения организации;
  • трансформация назначения в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности;
  • определение стратегии достижения целей деятельности;
  • разработка и реализация стратегии;
  • оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Способность к стратегическому менеджменту предусматривает:

  1. моделирование ситуации;
  2. выявление необходимости изменений;
  3. разработку стратегии изменений;
  4. использования надежных методов;
  5. воплощение стратегии в жизнь.

Формулирование стратегии

Формулирование стратегии предполагает анализ среды, в которой функционирует организация, а затем принятие ряда стратегических решений о том, как компания будет конкурировать. Формулировка заканчивается целым рядом задач или целей и мер для их достижения организацией. Анализ среды включает в себя три основных компонента:

  1. Удаленная внешняя среда, включая политическую, экономическую, социальную, технологическую, правовую и экологическую обстановку.
  2. Отраслевая среда, такая как конкурентное поведение соперничающих компаний, способность вести торговые отношения с покупателями/клиентами и поставщиками, угрозы от новых участников в отрасли и способность покупателей заменять продукты.
  3. Внутренняя среда в отношении сильных и слабых сторон ресурсов организации (т.е. ее персонала, процессов и ИТ-систем).

Стратегические решения основаны на понимании результатов оценки среды и являются ответами на стратегические вопросы о том, как организация будет конкурировать, например:

Ответы на эти и многие другие стратегические вопросы приводят к стратегии организации и ряду конкретных краткосрочных и долгосрочных целей или задач и соответствующих мер.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе сочетать личные планы со стратегией организации. На большинстве фирм с широким владением акциями подобной роскоши может не быть.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы,

- анализ внешней среды фирмы,

- анализ ее внутренней обстановки,

- выбор и разработка стратегии на уровне стратегических зон хозяйствования (СЗХ), фирмы,

- анализ портфеля диверсифицированной фирмы,

- проектирование ее организационной структуры,

- выбор степени интеграции и систем управления,

- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности,

- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании,

- совершенствование стратегии, структуры, управления.

Содержание стратегического менеджмента отражено на рисунке 1.1.

Управление в стратегическом аспекте – это управление, направленное на разработку и реализацию плана развития фирмы (стратегического плана). Процесс разработки плана называется стратегическим планированием.

Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

Читайте также: