Краткое содержание семья буссардель

Обновлено: 07.07.2024

В одном из роскошных особняков Парижа со времен крушения наполеоновской империи живет семейство Буссардель. Об истории этой семьи - драматических коллизиях, укладе жизни, семейных тайнах тетралогия выдающегося французского писателя Филиппа Эриа. События романа разворачиваются в Париже в XIX в. и начинаются с того, что в 1815 г., отслужив во французской Национальной гвардии, в лоно семьи возвращается Флоран Буссардель, сын незадолго перед тем скончавшегося видного таможенного чиновника.

Какой же прекрасный роман!
Вот за что я люблю игры на нашем сайте, за встречу именно таких подарков. Вот во всех ограничениях пишу, что классику брать не буду (предпочитаю читать её под настроение и по своему выбору), но иногда получается так, что это вынужденная мера. И как же приятно, когда этот выбор оказывается настолько удачным!

Великолепная семейная сага. Неспешная, с огромным количеством героев, объемная, охватывающая большой жизненный период.
Мне понравилось всё.
Не могу сказать, что все члены клана Буссардель мне были симпатичны.
Например, глава семейства Флоран просто убил своим поведением и решением во время родов, казалось бы, любимой жены. Но. Такое было время и жизнь женщины ценилась меньше, чем желание иметь наследника мужского пола. Ужасно!
Очень интересны бытовые сценки, разные мелочи, которые описаны подробно и не торопясь.
Политическая жизнь страны вроде и охватывается, но как-то ненавязчиво мягко. Не напрягает и от семейной хроники не отвлекает.

Хотелось бы читать и другие части тетралогии, но вот рецензии на них смущают. Пока подожду.

В рамках флэшмоба "Дайте две!"

Роман дочитан мной 10 октября, в день годовщины смерти его автора.

Эта книга первая в тетралогии о семействе Буссардель. Как я поняла остальные три книги повествуют об одном лишь поколении, в то время, как первая – предыстория всего. Центральная идея книги – создание буржуазного семейства. Семейный роман повествует о становлении буржуазных порядков и становлении в парижском высшем свете. Флоран Буссардель простой юноша возвращается к жене и двум дочерям в оккупированный Париж после завершения Наполеоновской кампании. Первым кирпичиком в величии семейства становится мавзолей на новом кладбище, построенный по завещанию отца. Бедный основатель, а точнее прах его, после этого так и был позабыт отпрысками в Голландии. По аналогии с Иоганном Будденброком у Флорана Буссарделя рождается четверо детей – Аделина, Жюли и младшие близнецы Луи и Фердинанд. На этом сходство с нобелевским лауреатом заканчивается. Благодаря этим отпрыскам старшего Буссарделя семейство множится и процветает. Сам отец, не знавший достатка в юности, проявляя не дюжие маклерские способности, основывает собственное дело. В дальнейшем это семейство займет первенство по сделкам с парижскими земельными участками.

Вообще этим двум поколениям Буссарделей все очень легко достается. Ловко воспользовавшись своим наитием Первый Буссардель сколотил надежное состояние. Опираясь на свои расчеты, он выгодно женил детей. А дальше все шло по накатанной. И если бы не революции и прочие социальные беды, то наверное семейство по сей день было бы на коне. Мне кажется вся эта прелюдия с 1815 по 1900 годы, некая идиллия создана автором ради остальных частей, где и будет у-ух! Мне бы этого хотелось.

События романа пренебрежительно описывают политические события, да в этом и нет нужды, ведь сам глава семейства гордится своей непричастностью к историко-политическим событиям. Да, действительно весь пыл Флорана Буссарделя, а затем старших сыновей направлен на процветание, укрепление и расширение семьи. Браки тут заключают с тонким расчетом, иногда даже после совещания в обширном семейном кругу.

Как и во всякой порядочной семье, у Буссарделей были тайны. И мне очень понравилась тасовка автором этих скелетов. Ты думаешь, что наверняка отец при смерти не успел сообщить об одном, а на самом деле речь была совершенно о другом. Но все тайное непременно становится явным. Это только вопрос времени.

*** Прочитано в рамках игры Трижды три темы, 18 тур, тема: интересная французская классика без войны до 500 страниц.
kittymara , почему Вы посчитали продолжение не интересным? По аннотации меня заинтересовало именно продолжение: Эриа обрел опору своему таланту в образе Агнессы Буссардель, возмущенной семейным деспотизмом, речь пойдет о времени антифашистской вйоны, когда семья разминулась с судьбой страны. Чуждая эгоизму буржуазной семьи, она обрела свободу жить трудом и любить людей… Мне кажется это даже интересней) В любом случае, большое спасибо за совет, так как прежде мне эта книга и этот автор вообще не встречались!

Франция XIX века глазами Буссарделей

Не знаю, как вам, а мне при чтении семейной саги надо кому-нибудь симпатизировать. Хоть какому-то персонажу, пусть не самому главному. Потому что иначе чтение длинной семейной истории превращается для меня в мучение невзирая на любые художественные достоинства написанного. Так случилось, например, со знаменитыми "Будденброками", которые написаны прекрасно, но поддались мне только с третьего раза, и шли невероятно тяжело, хотя написаны прекрасно. Почему? Для меня там не нашлось ни одного симпатичного персонажа, кроме отчасти самого младшего Томаса, который появился только в тот момент, когда я уже от них невероятно устала, и душевные силы, чтобы полюбить героя, растеряла в тоске от всех его окружающих.
С Буссарделями дело шло лучше, хотя ни один мужчина, носящий эту фамилию, моих симпатий завоевать не сумел. Сначала Флоран Буссардель, в погоне за престижем, успехом и богатством жертвующий всем, кроме собственного комфорта. Затем циничный и распущенный Фердинанд Буссардель вкупе с невнятным братом Луи, ну и финал - Викторен Буссардель, совсем уж пакостный и неприятный. Остается надеяться на то, что его сына Теодора Буссарделя мать сумеет воспитать, не избаловав окончательно.
Потому что если в этой семье на мужчин надеяться не приходилось, то женщины тут и там возникали интересные. Сначала, конечно, Лидия, хотя её роль в истории оказалась весьма краткой, но весьма важной (думаю, что Рамело вряд ли осталась бы в этой семье, и уделила столько времени и сил к детям Флорана Буссарделя, если бы не симпатии к их матери, Лидии). Затем несомненное влияние на семью долгие годы оказывала Теодорина Буссардель (в девичестве Безье), опираясь на Жюли Миньон, весьма яркую дочь Флорана Буссарделя, которая после смены фамилии в связи с замужеством отставляется автором на второй план, но внимание к себе привлекает до последних страниц появления в романе. Ну и самый яркий женский персонаж - безусловно Амели Буссардель (в девичестве Клопье), жена беспутного Викторена Буссарделя, которая берет основную власть и ответственность за семью в свои руки после смерти Теодорины. Правда, в романе фигурирует еще Аделина Буссардель (тетя Лилина), но она, подобно своим родственникам-мужчинам, симпатии не вызывает, постепенно из очаровательной девушки превращаясь сначала в расчетливую старую деву а затем в противную старую ханжу. Вот этой трансформации я искренне огорчилась, потому что в начале повествования надеялась, что Аделина станет похожа на свою мать, и пронесет от неё лучик света и добра через всю историю семьи. Не случилось. Хотя, конечно, на закате её жизни семья поступила с ней слишком жестоко.
Кстати, вот здесь кроется еще одна проблема этого романа. Потому что как таковой истории семьи в ней практически нет. Есть история бурного XIX века во Франции, со всеми тремя его революциями, реставрациями монархий, и неуклонным, последовательным обогащением на этом фоне семьи Буссарделей, которые оказались весьма способными не только в маклерском деле и в работе нотариальной конторы, но и в скупке земель вокруг Парижа, а также последующей спекуляции этими землями, приносящей неуклонный стабильный рост благосостояния семьи. Так что семья не просто неуклонно разрастается, но еще и вместо одной парижской квартиры в начале романа к его концу обзаводится несколькими особняками и поместьями.
Люди в этом процессе несколько отступают для автора на второй план. И поэтому время повествования движется скачками - сначала довольно подробно об эпизодах детства Фердинанда и Луи, об их совместных эскападах, а потом, после выбора жены Фердинанда, чуть ли не сразу к их детям. В общем, возникает ощущение некоей панорамной съемки века с внезапным довольно крупным зумом на каких-то эпизодах, которые кажутся автору значительными. Причем для читателя и к концу тома остается загадкой, почему именно эти моменты так привлекают внимание Филиппа Эриа. Наверное, это станет ясно из последующих частей тетралогии, но пока остается только строить предположения.
Честно говоря, мне показалось, что для автора вопрос происхождения является весьма важным. Именно здесь прячется конфликт в поведении прекрасно воспитанной (хотя и нелюбимой) благородной Амели Клопье и её мужа Викторена, загадки поведения и характера которого она открывает только уже после своего замужества и рождения детей.

спойлерНе знаю, мне кажется, разгадка слишком упрощенно объясняет причину распущенности Викторена. Его отец, в происхождении которого сомневаться не приходилось, вел себя в юности ничуть не лучше. Взять хотя бы эпизод со служанкой. свернуть

Возвращаясь к семейной саге о Буссарделях, должна признаться, что все продолжения этого романа я уже нашла, и к прочтению запланировала. Во-первых, потому что в них, судя по рецензиям, стоит ждать более пристального внимания к психологическим портретам героев, а это мне куда ближе различных панорамных съемок. Во-вторых, потому что мне стало интересно, как Амели сумеет повлиять на своих детей, как её вклад в их воспитание скажется на дальнейшем развитии семьи. В-третьих, потому что мне интересно проверить собственные предположения. Ну и в-четвертых, потому что Филипп Эриа пишет интересно. И хотя впереди у семьи Буссардель тревожный и бурный, хотя и неплохо мне знакомый ХХ век, мне кажется, этот автор сумеет сказать немало нового о людях, о времени и о Франции в своей огромной семейной саге, из которой я пока познакомилась только с самой первой частью.

Книга прочитана в рамках Лампомоба 2019 по совету nad1204
9/13
Надюша, спасибо тебе большое за совет. Автор стал открытием, а с Буссарделями знакомство я непременно продолжу. И к тебе приду за советом в декабре. :)

Эта книга - история четырех поколений одной буржуазной семьи длиною в век. Читая этот роман о жизни Франции в 19 веке, начала сомневаться в галантности и деликатности мужчин прошлого этой страны. Мне все время вспоминалась фраза Жорж Санд: "Нас воспитывают как ангелов, а затем случают как кобыл". Выбор невесты для одного из героев произведение действительно напомнил покупку племенной кобылы. Да и отношение к женщине после брака носит откровенно потребительский характер: жена должна рожать детей и строго блюсти интересы мужской половины семьи (часто в ущерб чувству собственного достоинства и жизни). Большинство же мужчин клана Буссардель оставляли за собой право сохранять в своем поведении холостяцкие привычки. Это касается и истинных Буссарделей, и "кукушонка" семьи. То как Фердинанд силой добивался близости крестьянской девушки очень напоминает поведение его наследника в первую брачную ночь, и гены здесь совершенно не при чем.
Одна из героинь попыталась взбунтоваться, отстоять свои интересы, но ей пришлось смириться. Со временем она полностью принимает правила игры и становится лидером многочисленного семейства. Теперь она сознательно покрывает похождения своего супруга, и не всегда ее методы можно назвать высоконравственными. Чего не сделаешь ради благополучия собственных детей.

Книга прослушана в исполнении Георгия Попова в рамках игры Игра в классики

Литеры хороши! Превосходно подобраны!
Правда, и фамилия очень удобна для гравировки.

Менее, чем через год двадцатипятилетняя Лидия Буссардель обретет здесь свое последнее пристанище, а ее безутешный вдовец начнет первую страницу саги о Буссарделях – истории роста и становления могущественного клана французских буржуа.

Сто лет. Три революции.
Флоран Буссардель заложил незыблемые основы семейного благополучия: рост капитала и его наследование.
Сто лет умножения капитала.
Век финансовых успехов, заложенных несомненными личными дарованиями основателя клана , его энергией, острым умом, цепкой хваткой, его интуицией и умением принимать решения.
Наследники, сыновья.
Для их рождения ему пришлось принять решение, стоившее жизни их матери. До самой смерти Флорана, так и не женившегося повторно, терзает чувство вины и мучает совесть.
А вот его сыновья уже ничем не терзаются: маклерская контора работает, как часы, земельные участки приносят доход. Отцовские старомодные традиции заменяются новыми: холостяцки – вольный уклад жизни для мужской части семьи и участь доброй жены и матери для женской.
Внуки идут еще дальше – холостяцкие привычки у них перетекают в разнузданно – развратные.
Им даже невдомек, что бразды правления и роль главы огромного семейного клана уходят в женские руки.
Сто лет.
В семейных особняках Буссарделей зажглось электричество. Конные экипажи сменились лимузинами.

…фамилия очень удобна для гравировки.

Роман "Семья Буссардель" - великолепный образец жанра, именуемого семейной сагой.

Три поколения одной семьи, сто лет, в течение которых род Буссарделей множится, укрепляет свои позиции, и вот уже потомки скромного таможенного чиновника диктуют взгляды парижскому буржуазному обществу.

Несмотря на богатую событиями французскую историю, Эриа оставляет на первом плане жизнь конкретной семьи, основные эпизоды и ключевые моменты, которые определяли дальнейшее развитие Буссарделей, а события общественного и исторического порядка появляются лишь в качестве объяснения тех или иных изменений в укладе жизни семейства.

Тем не менее, следить за тем, как Буссардели покоряют одну вершину за другой, обзаводятся нужными связями, переживают личностные и семейные кризисы, увлекательно. Есть, конечно, моменты, когда становится скучновато, но при большом объеме книги, мне кажется, это неизбежно.

Достойная семейная сага, с описанием быта и нравов парижских буржуа на протяжении XIX века, не столь известная, но от этого не менее заслуживающая внимания.

Прочитано в рамках Годового Флэшмоба 2017 и Игры в Классики (тур 8, заявка 1, 5 ход).
Спасибо за совет в Годовом Флэшмобе kvitkapaporoti !

Великолепная семейная сага. Мне, как большой любительнице этого жанра, невероятно понравилась эта книга.
Действие начинается в 1815 году и охватывает три поколения семейства парижских буржуа Буссарделей. Глава семейства, Флоран Буссардель, проходит весь путь с низов, от самого скоромного существования, до преуспевающего буржуа, а его потомки приумножат его состояние.
Начинается книга очень необычно. Молодая женщина-парижанка Лидия, мать двух девочек, ждет с военной службы своего супруга. А муж, Флоран, приехав, предлагает ей в качестве сюрприза роскошный склеп на новом парижском кладбище Пер-Лашез. Но жена не в восторге, ей не по себе в этом месте, и позже становится понятно, почему. Ведь позже женщина умирает во время родов, и становится первой обитательницей того самого склепа. Больше всего мне было жаль, что Лидия так и не успела пожить в роскоши. Флоран очень хотел сыновей, и когда возникла ситуация выбора, он сделал свой и, думаю, никогда не жалел об этом, даже если его и мучила совесть. Просто чудом было то, что при всех перипетиях в стране, многочисленных эпидемиях и прочих непредвиденных обстоятельствах все дети Флорана выжили. Конечно, к женам у всех представителях семейства Буссарделей было достаточно потребительское отношение. Но, исходя из контекста и описаний жизни будущих жен семейства, в других семьях дела в этом плане обстояли гораздо хуже.
Мне очень понравились быт, история и рост Парижа на фоне развития семейства Буссарделей, описанные в книге. Неожиданных поворотов в книге тоже хватает. В каждом поколении есть какие-то свои особенности. Под конец автор придумывает такие захватывающие неожиданности, что просто дух захватывает. Никогда нельзя предугадать, к чему приведет сюжет дальше.
Конечно, я буду читать эту семейную сагу дальше. Но мне немного жаль, что следующие части развиваются все ближе и ближе к современности. И я боюсь, что это будет читать не настолько интересно, как о захватывающем и любимом мной 19 веке. Честно говоря, историю 20 века с его двумя мировыми войнами я немного недолюбливаю. Но все же доверюсь мастерству автора и буду надеяться, что он и об этом времени расскажет интересно.

Прочитано в рамках игры "KillWish".

Роман прочитан в Пятилетке в три тома, Игре в классики и в Лампомобе по совету Galarina , большое спасибо за этот цикл.

Первая часть тетралогии о семействе Буссардель.

Флоран Буссардель заложил основы семейного благополучия. Благодаря личным качествам, таким как энергия, острый ум, интуиция, цепкая хватка и умение принимать быстрые и верные решения, он сумел создать капитал, удвоить его. И разве может быть иначе, когда ему нужно вырастить и выпустить в тревожный, зыбкий мир четверых своих отпрысков.

Наследники, сыновья.
Для того, чтоб они появились на свет ему пришлось принять решение, стоившее жизни их матери. Чувство вины будет преследовать Флорана, который больше так и не женится, до самой смерти.
А вот его сыновей муки совести уже не терзают: маклерская контора работает, как часы, земельные участки приносят доход. В дальнейшем это семейство займет первенство по сделкам с парижскими земельными участками.

Автор все явления и события рассказывает точно и емко, не перегружая читателя метафорами, умело описывает все характеры персонажей, показывая все их стороны.
Некоторые члены семьи не вызывают симпатии (как например, Аделина или Викторен), но читать о них все равно было интересно, они все индивидуальны и неповторимы. В романе много интересных образов.

Эриа вскользь описывает политические события (три революции пережила Франция за это столетие), сам глава семейства гордится своей непричастностью к историко - политическим событиям. Ведь все внимание Флорана Буссарделя, а затем и старших сыновей, направлено на процветание и укрепление семьи. Браки тут заключают с тонким расчетом, иногда даже после совещания в обширном семейном кругу. Чего стоит описание семейного совета по выбору нужной невесты для Фердинанда.
Следить за тем, как Буссардели покоряют вершины, обзаводятся нужными связями в обществе, переживают личностные и семейные кризисы, очень увлекательно. Возникают неожиданные сюжеты, тайны. Да – да, как у любой порядочной семьи, у Буссарделей были скелеты в шкафу.

На фоне повествования о семье Эриа показывает, как рос и развивался Париж, как появлялись новые улицы, площади, районы, рассказывает о прогрессе, бытовых переменах в обществе, исторических событиях.
Филипп Эриа на протяжении первой книги рассказал о трех поколениях Буссарделей, о преемственности этих поколений, которые одновременно и сплочены, и каждый сам по себе. Повествование первой книги завершается, когда мир стоит на пороге Первой мировой войны. Как же поведут себя добропорядочные парижские буржуа в реалиях мировых войны?

Роман представляет собой семейную хронику с продолжением. События, описываемые в романе, разворачиваются в Париже в XIX в. и начинаются с того, что в 1815 г., отслужив во французской Национальной гвардии, в лоно семьи возвращается Флоран Буссардель, сын незадолго перед тем скончавшегося видного таможенного чиновника. Он поступает на службу в контору биржевого маклера, где быстро осваивается, так что дела его идут вверх. У него две дочери: девятилетняя Аделина и пятилетняя Жюли. Вскоре рождаются ещё два сына-близнеца — Фердинанд и Луи, При родах его жена Лидия умирает, и Флоран остаётся один с четырьмя детьми на руках. По дому и с детьми ему помогают Рамело, пятидесятилетняя соседка, которая впоследствии становится почти членом семьи, и Батистина, деревенская девушка, взятая Лидией в помощь ещё в годы войны.

Аделина взрослеет и учится в пансионе для благородных девиц. Жюли заботится о братьях. Как-то однажды, играя с ними в индейцев, она устраивает в квартире небольшой пожар. Батистина, не разобравшись, кто виноват, жестоко лупит близнецов. Подсознательно она никак не может простить им смерти их матери, к которой она была очень привязана. Ее увольняют.

Компаньона Флорана Буссарделя, проворовавшегося на военных поставках, сажают в тюрьму, а Буссардель выкупает его пай в конторе и становится единовластным её хозяином.

В 1826 г. встаёт вопрос о замужестве Аделины. Отец находит для неё партию в лице Феликса Миньона, сына одного из пайщиков компании, занимающейся перепродажей земельных участков в Париже. Аделина своими ханжескими речами отпугивает молодого человека, и тот страстно влюбляется в живую и очаровательную Жюли, которой нет ещё и шестнадцати. Флоран Буссардель соглашается выдать замуж свою младшую дочь, а Аделина остаётся старой девой, объясняя это тем, то близнецам необходим кто-то, кто заменил бы им мать и заботился бы о них.

Тем временем контора биржевого маклера Буссарделя становится одной из первых в Париже, дела у него идут полным ходом и возникает необходимость в покупке имения, куда маклер мог бы приглашать знакомых на охоту. В 1832 г. Буссардель приобретает имение Гранси, куда и уезжает вся семья во время свирепствующей в том же году в Париже холеры. Фердинанд Буссардель, к тому времени превратившийся в темпераментного шестнадцатилетнего юношу, совращает в Гранси юную посудомойку Клеманс Блондо. Это его первый опыт на любовном поприще, и он дорого обходится девушке: из-за операции по пресечению беременности она впоследствии становится не способной иметь детей и ещё в молодости умирает от рака. Из своей связи с Клеманс Фердинанд выносит лишь первое знакомство с такого рода удовольствиями и желание познать их снова. Всю юность он проводит в Латинском квартале в обществе гризеток, в отличие от своего наперсника Луи, целомудренного и робкого молодого человека. К двадцати годам и в Фердинанде происходит перемена. Ему наскучили его однообразные удовольствия, и он решает жениться, чтобы обрести статус серьёзного женатого человека и стать достойным преемником отца. По совету близких его выбор падает на Теодорину Бизью, дочь владельца прядильной мануфактуры, родом из Савойи. Через четыре месяца после семейного совета Теодорина становится женой Фердинанда и пока единственной госпожой Буссардель. Вскоре женится и Луи. На следующий день после его свадьбы умирает Рамело, её хоронят в семейном склепе Буссарделей, где до сих пор покоилась в одиночестве её любимица Лидия. Перед смертью она она никак не может простить им смерти их матери, к которой она была очень привязана. Ее увольняют.

Компаньона Флорана Буссарделя, проворовавшегося на военных поставках, сажают в тюрьму, а Буссардель выкупает его пай в конторе и становится единовластным её хозяином.

В 1826 г. встаёт вопрос о замужестве Аделины. Отец находит для неё партию в лице Феликса Миньона, сына одного из пайщиков компании, занимающейся перепродажей земельных участков в Париже. Аделина своими ханжескими речами отпугивает молодого человека, и тот страстно влюбляется в живую и очаровательную Жюли, которой нет ещё и шестнадцати. Флоран Буссардель соглашается выдать замуж свою младшую дочь, а Аделина остаётся старой девой, объясняя это тем, то близнецам необходим кто-то, кто заменил бы им мать и заботился бы о них.

Тем временем контора биржевого маклера Буссарделя становится одной из первых в Париже, дела у него идут полным ходом и возникает необходимость в покупке имения, куда маклер мог бы приглашать знакомых на охоту. В 1832 г. Буссардель приобретает имение Гранси, куда и уезжает вся семья во время свирепствующей в том же году в Париже холеры. Фердинанд Буссардель, к тому времени превратившийся в темпераментного шестнадцатилетнего юношу, совращает в Гранси юную посудомойку Клеманс Блондо. Это его первый опыт на любовном поприще, и он дорого обходится девушке: из-за операции по пресечению беременности она впоследствии становится не способной иметь детей и ещё в молодости умирает от рака. Из своей связи с Клеманс Фердинанд выносит лишь первое знакомство с такого рода удовольствиями и желание познать их снова. Всю юность он проводит в Латинском квартале в обществе гризеток, в отличие от своего наперсника Луи, целомудренного и робкого молодого человека. К двадцати годам и в Фердинанде происходит перемена. Ему наскучили его однообразные удовольствия, и он решает жениться, чтобы обрести статус серьёзного женатого человека и стать достойным преемником отца. По совету близких его выбор падает на Теодорину Бизью, дочь владельца прядильной мануфактуры, родом из Савойи. Через четыре месяца после семейного совета Теодорина становится женой Фердинанда и пока единственной госпожой Буссардель. Вскоре женится и Луи. На следующий день после его свадьбы умирает Рамело, её хоронят в семейном склепе Буссарделей, где до сих пор покоилась в одиночестве её любимица Лидия. Перед смертью она прощает Флорана Буссарделя за то, что, когда рождение близнецов грозило Лидии гибелью, Буссардель предпочёл, чтобы в живых остались дети, а не их мать.

Флоран Буссардель приобрёл для своего сына особняк Вилетта, и теперь Фердинанд проживает там вместе с женой, которая, выйдя замуж, незамедлительно становится матерью и вскоре подаёт надежды, что ребёнок будет не единственным. Первый её сын, Викторен, отданный на год в деревню к кормилице, вместе со своим молочным братом заболевает крупом, от которого последний умирает.

Флоран Буссардель, не делясь пока ни с кем своими планами, скупает земли посёлка Монсо, по разрешению короля присоединённые теперь к Парижу. В результате через полтора года после начала своей деятельности Буссардель становится обладателем всех участков, на которые заглядывался, и только тогда решает открыться своим сыновьям, всецело его одобрившим.

Проходят годы, заполненные в семье Фердинанда Буссарделя заботами о Викторене, доставляющем родителям много тревог из-за своего характера. У его двух братьев и трёх сестёр наклонности куда лучше. Второй сын в семье, Эдгар, молчаливый и рассудительный, слаб здоровьем и очень похож на мать. Самый младший, Амори, — вылитый отец, уже в свои юные годы проявляет незаурядные способности в рисовании. В 1854 г. Флоран Буссардель на лето едет в имение своего старого друга Альбаре. В конце лета туда же отправляется и Фердинанд вместе с Виктореном и Амори. Викторен необыкновенно шумлив и непоседлив, но по-прежнему отличается тупостью, леностью и злобным характером. Фердинанд пробует применить к своему сыну новую систему воспитания и предоставляет этому трудновоспитуемому подростку самые приятные условия жизни, словно он является примерным мальчиком, однако Викторен ещё больше распоясывается, и его отцу ничего не остаётся, кроме как поместить сына в специальное учебное заведение в Жавеле для трудновоспитуемых подростков, где тот и остаётся до самой своей женитьбы под опекой строгого надзирателя.

Старик Флоран скоропостижно умирает, так и не успев рассказать Фердинанду о тайне его рождения и о его матери, Лидии. Участки, приобретённые стариком, стремительно растут в цене, на них начинается грандиозное строительство, состояние Буссарделей увеличивается с каждым днём. В Монсо, возле парка, Буссардели и себе возводят роскошные особняки.

Пересказала Е. В. Сёмина. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Роман представляет собой семейную хронику с продолжением. События, описываемые в романе, разворачиваются в Париже в XIX в. и начинаются с того, что в 1815 г., отслужив во французской Национальной гвардии, в лоно семьи возвращается Флоран Буссардель, сын незадолго перед тем скончавшегося видного таможенного чиновника. Он поступает на службу в контору биржевого маклера, где быстро осваивается, так что дела его идут вверх. У него две дочери: девятилетняя Аделина и пятилетняя Жюли. Вскоре рождаются ещё два сына-близнеца — Фердинанд и Луи, При родах его жена Лидия умирает, и Флоран остаётся один с четырьмя детьми на руках. По дому и с детьми ему помогают Рамело, пятидесятилетняя соседка, которая впоследствии становится почти членом семьи, и Батистина, деревенская девушка, взятая Лидией в помощь ещё в годы войны.

Аделина взрослеет и учится в пансионе для благородных девиц. Жюли заботится о братьях. Как-то однажды, играя с ними в индейцев, она устраивает в квартире небольшой пожар. Батистина, не разобравшись, кто виноват, жестоко лупит близнецов. Подсознательно она никак не может простить им смерти их матери, к которой она была очень привязана. Ее увольняют.

Компаньона Флорана Буссарделя, проворовавшегося на военных поставках, сажают в тюрьму, а Буссардель выкупает его пай в конторе и становится единовластным её хозяином.

В 1826 г. встаёт вопрос о замужестве Аделины. Отец находит для неё партию в лице Феликса Миньона, сына одного из пайщиков компании, занимающейся перепродажей земельных участков в Париже. Аделина своими ханжескими речами отпугивает молодого человека, и тот страстно влюбляется в живую и очаровательную Жюли, которой нет ещё и шестнадцати. Флоран Буссардель соглашается выдать замуж свою младшую дочь, а Аделина остаётся старой девой, объясняя это тем, то близнецам необходим кто-то, кто заменил бы им мать и заботился бы о них.

Тем временем контора биржевого маклера Буссарделя становится одной из первых в Париже, дела у него идут полным ходом и возникает необходимость в покупке имения, куда маклер мог бы приглашать знакомых на охоту. В 1832 г. Буссардель приобретает имение Гранси, куда и уезжает вся семья во время свирепствующей в том же году в Париже холеры. Фердинанд Буссардель, к тому времени превратившийся в темпераментного шестнадцатилетнего юношу, совращает в Гранси юную посудомойку Клеманс Блондо. Это его первый опыт на любовном поприще, и он дорого обходится девушке: из-за операции по пресечению беременности она впоследствии становится не способной иметь детей и ещё в молодости умирает от рака. Из своей связи с Клеманс Фердинанд выносит лишь первое знакомство с такого рода удовольствиями и желание познать их снова. Всю юность он проводит в Латинском квартале в обществе гризеток, в отличие от своего наперсника Луи, целомудренного и робкого молодого человека. К двадцати годам и в Фердинанде происходит перемена. Ему наскучили его однообразные удовольствия, и он решает жениться, чтобы обрести статус серьёзного женатого человека и стать достойным преемником отца. По совету близких его выбор падает на Теодорину Бизью, дочь владельца прядильной мануфактуры, родом из Савойи. Через четыре месяца после семейного совета Теодорина становится женой Фердинанда и пока единственной госпожой Буссардель. Вскоре женится и Луи. На следующий день после его свадьбы умирает Рамело, её хоронят в семейном склепе Буссарделей, где до сих пор покоилась в одиночестве её любимица Лидия. Перед смертью она она никак не может простить им смерти их матери, к которой она была очень привязана. Ее увольняют.

Компаньона Флорана Буссарделя, проворовавшегося на военных поставках, сажают в тюрьму, а Буссардель выкупает его пай в конторе и становится единовластным её хозяином.

В 1826 г. встаёт вопрос о замужестве Аделины. Отец находит для неё партию в лице Феликса Миньона, сына одного из пайщиков компании, занимающейся перепродажей земельных участков в Париже. Аделина своими ханжескими речами отпугивает молодого человека, и тот страстно влюбляется в живую и очаровательную Жюли, которой нет ещё и шестнадцати. Флоран Буссардель соглашается выдать замуж свою младшую дочь, а Аделина остаётся старой девой, объясняя это тем, то близнецам необходим кто-то, кто заменил бы им мать и заботился бы о них.

Тем временем контора биржевого маклера Буссарделя становится одной из первых в Париже, дела у него идут полным ходом и возникает необходимость в покупке имения, куда маклер мог бы приглашать знакомых на охоту. В 1832 г. Буссардель приобретает имение Гранси, куда и уезжает вся семья во время свирепствующей в том же году в Париже холеры. Фердинанд Буссардель, к тому времени превратившийся в темпераментного шестнадцатилетнего юношу, совращает в Гранси юную посудомойку Клеманс Блондо. Это его первый опыт на любовном поприще, и он дорого обходится девушке: из-за операции по пресечению беременности она впоследствии становится не способной иметь детей и ещё в молодости умирает от рака. Из своей связи с Клеманс Фердинанд выносит лишь первое знакомство с такого рода удовольствиями и желание познать их снова. Всю юность он проводит в Латинском квартале в обществе гризеток, в отличие от своего наперсника Луи, целомудренного и робкого молодого человека. К двадцати годам и в Фердинанде происходит перемена. Ему наскучили его однообразные удовольствия, и он решает жениться, чтобы обрести статус серьёзного женатого человека и стать достойным преемником отца. По совету близких его выбор падает на Теодорину Бизью, дочь владельца прядильной мануфактуры, родом из Савойи. Через четыре месяца после семейного совета Теодорина становится женой Фердинанда и пока единственной госпожой Буссардель. Вскоре женится и Луи. На следующий день после его свадьбы умирает Рамело, её хоронят в семейном склепе Буссарделей, где до сих пор покоилась в одиночестве её любимица Лидия. Перед смертью она прощает Флорана Буссарделя за то, что, когда рождение близнецов грозило Лидии гибелью, Буссардель предпочёл, чтобы в живых остались дети, а не их мать.

Флоран Буссардель приобрёл для своего сына особняк Вилетта, и теперь Фердинанд проживает там вместе с женой, которая, выйдя замуж, незамедлительно становится матерью и вскоре подаёт надежды, что ребёнок будет не единственным. Первый её сын, Викторен, отданный на год в деревню к кормилице, вместе со своим молочным братом заболевает крупом, от которого последний умирает.

Флоран Буссардель, не делясь пока ни с кем своими планами, скупает земли посёлка Монсо, по разрешению короля присоединённые теперь к Парижу. В результате через полтора года после начала своей деятельности Буссардель становится обладателем всех участков, на которые заглядывался, и только тогда решает открыться своим сыновьям, всецело его одобрившим.

Проходят годы, заполненные в семье Фердинанда Буссарделя заботами о Викторене, доставляющем родителям много тревог из-за своего характера. У его двух братьев и трёх сестёр наклонности куда лучше. Второй сын в семье, Эдгар, молчаливый и рассудительный, слаб здоровьем и очень похож на мать. Самый младший, Амори, — вылитый отец, уже в свои юные годы проявляет незаурядные способности в рисовании. В 1854 г. Флоран Буссардель на лето едет в имение своего старого друга Альбаре. В конце лета туда же отправляется и Фердинанд вместе с Виктореном и Амори. Викторен необыкновенно шумлив и непоседлив, но по-прежнему отличается тупостью, леностью и злобным характером. Фердинанд пробует применить к своему сыну новую систему воспитания и предоставляет этому трудновоспитуемому подростку самые приятные условия жизни, словно он является примерным мальчиком, однако Викторен ещё больше распоясывается, и его отцу ничего не остаётся, кроме как поместить сына в специальное учебное заведение в Жавеле для трудновоспитуемых подростков, где тот и остаётся до самой своей женитьбы под опекой строгого надзирателя.

Старик Флоран скоропостижно умирает, так и не успев рассказать Фердинанду о тайне его рождения и о его матери, Лидии. Участки, приобретённые стариком, стремительно растут в цене, на них начинается грандиозное строительство, состояние Буссарделей увеличивается с каждым днём. В Монсо, возле парка, Буссардели и себе возводят роскошные особняки.

Аделина выросла и ребром стал вопрос о замужестве девушки. Отец знакомит её с работником соей компании Феликсом Миньоном, но девушке он не приглянулся, и она отшивает его. Но Феликсу понравилась Жюли, хоть ей и не было даже шестнадцати. По обоюдному согласию Флоран отдаёт Жюли за Феликса, а Аделина объяснила свой поступок тем, что близнецам кто то должен заменить мать, и кто это будет, как не она.

Дела в конторе отца процветали. Его компаньона посадил за воровство, Флоран выкупает его половину и стаёт единственным хозяином. Но в 1845 году начинается восстание, сыновей Флорана забирают на службу, а остальные уезжают в пригород переждать. Когда установили Республику, все возвращается домой, где их ожидают целые и невредимые Луи и Фердинанд. Старший сын Фердинанд жениться, и в скорее у них рождается два сына Викторен и Амори. В 1854 году Флоран отправляется погостить на летные месяца к своему старинному знакомому и другу Альбару, к которому потом приезжают и Фердинанд с семьёй. Викторен стаёт невосприимчив ни к чему, отцу тяжело управлять сыном, и он отдаёт его в школу для трудных подростков, где тот пробудит до самой свадьбы.

Годы берут своё, уже постаревший, Флоран умирает, оставив всё своё имущество по наследству детям. Те участки, которые были куплены до смерти, с каждым месяцем дорожают в цене, на них начинаются большие застройки, и Буссардели стают очень богаты, возводя роскошные особняки в Монсо. Викторен тем временем окончил школу, получил диплом. Родители нашли ему пару – Амели. Девушка из приличной семьи с хорошими манерами. Они женятся, и, спустя пару лет, она рождает детей Викторену. С семьей Буссарделей у Амели слаживаются хорошие отношения, поэтому в 1870 году, когда в городе начались большие беспорядки, вся семья доверила ей детей, что б она их увезла в Гранси. По возращению в Париж, Амели рождает третьего малыша, но ловит мужа на измене с няней, и хочет с ним развестись. Она получила немалое наследство от покойной тёти, поэтому в состоянии себя обеспечить, но тут вмешивается Фердинанд и уговаривает Амели не разводится, что б избежать позора.

libking

Филипп Эриа - Семья Буссардель краткое содержание

Семья Буссардель - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Перевод с французского Н. Немчиновой

- Литеры хороши! Превосходно подобраны!- заметил Флоран. - Правда, и фамилия очень удобна для гравировки.

Подняв руку, вооруженную стеком, он указал на фронтон мавзолея, где на гранитной доске выстроились вырезанные на камне слова, и, отчеканивая слоги, прочел:

- Что же ты ничего не скажешь, душенька?

Жена смущенно улыбнулась и промолчала, только устремила взгляд на монумент, вздымавшийся на вершине косогора. Ей еще надо было привыкнуть к нему. Обстоятельства мешали ей приезжать сюда наблюдать за работами, и до сих пор она даже не знала, какой проект выбрал ее муж. Уже столько месяцев она, как и многие-многие другие, вела мучительное существование.

Гробница, возвышавшаяся перед нею, подавляла ее своей величественностью и великолепием. Каждая деталь отделки выделялась при свете утреннего солнца с бесцеремонной яркостью, свойственной новым вещам. Тут было много лепных украшений и символических барельефов, скомпонованных по моде тех дней: пальмовые листья чередовались с песочными часами, выпуклые гирлянды соединяли меж собою античные урны, пылающие опрокинутые факелы и даже каменных сов. Двустворчатая дверь без приступка на вид была чрезвычайно тяжела, словно отлита из бронзы. Дивясь такому высокому искусству и такой пышности, молодая женщина вспомнила о могилах своих родственников в Турени, похороненных у стены сельской церкви, таких скромных могилах, даже без склепа. Простые холмики, обложенные дерном, окруженные решеткой, к которой она в годы детства всегда привязывала на вербное воскресенье освященные ветки самшита.

Зато для нее самой местом последнего упокоения будет вот этот большой величественный мавзолей городского кладбища, поражающий взгляд. Это сооружение было мерилом теперешней ее оторванности от прежнего существования. Подумать только! Почивать вечным сном ей придется именно тут, в этом маленьком дворце!

- Ты онемела от удивления?

Она знала, что мужу приятно слышать упрек такого практического характера. Он ответил назидательным тоном:

- Отец так пожелал. И мне тоже захотелось. Для своей семьи мне ничего не жаль.

- Друг мой, но ведь вся наша семья состоит из двух дочек.

- А разве у нас больше не будет детей?

Лидия ничего не ответила, только покраснела. По дорожке шел десятник показать заказчикам, как хорошо закрываются двери склепа, и Лидия отвернулась, чтобы не заметно было ее смущение; муж взял ее за руку, тихонько сжал ей пальцы, супруги Буссардель, рука в руке, подняв голову, стояли неподвижно у порога еще пустой гробницы, словно у врат своей судьбы.

Когда Флоран все осмотрел, исследовал, одобрил, он поманил десятника, и тот опять подошел.

- Ну что ж, любезнейший, если мой отпуск продлится, а, наверное, это так и будет, я заеду на этой неделе к вашему хозяину и рассчитаюсь с ним. Скажите ему, что я буду у него на днях, и передайте, что я доволен работой.

Флоран взял под руку жену и пошел прочь от мавзолея. На гребне косогора валялись доски, нетесаный камень, всякий хлам и мусор, оставшийся от недавних строительных работ. Боясь разорвать прюнелевые башмачки, Лидия попросила мужа обойти стороной и спуститься вниз, на дорожку, огибавшую пригорок. Десятник, держа шапку в руке, шел позади заказчиков. Он предложил проводить их до ворот. Вокруг еще росло много деревьев, - управление городскими кладбищами производило вырубку только на проданных участках, и посетителям, не знакомым с местом, нередко случалось заблудиться на этой бугристой лесной поляне.

Все трое спустились вниз - на мгновение в конце просеки открылась панорама Парижа. Флоран, не гнушавшийся разговорами с мелкой сошкой, расспрашивал старика десятника, кто уже похоронен в этой части кладбища. Он удивился, узнав, что тут находится могила мадемуазель Клерон, с некоторым удовольствием услышал, что близким его соседом будет герцог д'Абрантес. Умудренный уроками времени, полного контрастов, не зная, каких новых воззрений вскоре надо будет держаться, Флоран Буссардель считал благоразумным проявлять строгость в вопросах нравственности и широту взглядов в области политики.

Мысли его опять обратились к мавзолею, носившему его имя. - В общем работа кончена в срок, - бросил он на ходу. - Удивительное дело! Нынешние события совсем не отразились на такого рода предприятиях!

Десятник сообщил, что он сидел без работы недели три самое большее. Мастерская закрылась в середине июня, а в начале июля работы возобновились, причем число рабочих не уменьшилось. С того времени, как его молодых подмастерьев забрали в армию, наняли стариков каменщиков, а в качестве подручных приставили к ним учеников, молокососов лет по пятнадцати. Благодаря этому и удалось выполнить в срок заказ. Так-то оно лучше! Пока армии уничтожают друг друга на полях сражений, пока нации вторгаются во владения других наций, пока на головных уборах меняются кокарды - разве для повседневной работы и в деревнях и в городах не требуются рабочие руки?

- Умные речи приятно слышать, - заметил Флоран. - Нашей многострадальной стране очень нужна энергия всех ее детей, и все они от мала до велика обязаны помогать ей.

Говоря так, он имел в виду себя. Счастливо уцелев в последних боях, считая себя в долгу перед провидением, он жаждал поскорее вернуться к штатской жизни, а штатской жизнью была для него служба в Казначействе. Мысленно он уже возвратился туда. Хотя официально его еще не освободили от военной службы, он уже надел в тот день свой синий суконный фрак и цилиндр.

Сунув руку в жилетный кармашек, он извлек оттуда монету и дал десятнику на чай. Тот вывел их к заставе Онэй. Поджидавший на стоянке кабриолет отделился от вереницы экипажей и подъехал к супругам Буссардель. Кабриолет они наняли на все утро, выйдя из церкви два часа назад.

Кладбище, открытое лет десять тому назад, на холме, где у преподобного отца Лашеза был выстроен загородный дом, находилось за чертой города, никакие маршруты "кукушек" не доходили до него, и доехать туда можно было только в извозчичьем экипаже; в честь знаменательного дня возвращения к домашнему очагу молодой супруг не пожелал нанять ни фиакр, ни полузакрытое ландо, а взял открытый кабриолет, который, подпрыгивая на булыжной мостовой, быстро довез седоков от церкви Сен-Луи д'Антен до некрополя - вся дорога заняла около часа, ехать пришлось по бульвару, озаренному веселыми утренними лучами солнца.

Для того чтобы и обратный путь походил на приятную прогулку и обошелся дешевле, извозчику велели ехать другой дорогой. Он возвратился в город улицей Ра, потом проехал по улице Мюр де ла Рокет и, свернув наконец на улицу Сент-Антуан, двинулся по ней. Супруги Буссардель направлялись в сад Тюильри, где их ждали дочки, игравшие там под присмотром няни.


Семья – вот главный оплот человека, вот источник, который даёт ему силы двигаться дальше, несмотря на житейские невзгоды, трудности и неудачи (+цитаты).

Я являюсь большой поклонницей всевозможных семейный саг, люблю почитать что-нибудь про жизнь одной большой семьи с её радостями и печалями, победами и поражениями. Настоящий образец семейной саги для меня – многолетний труд английского писателя Джона Голсуорси о Форсайтах. И на протяжении уже нескольких лет я искала для прочтения что-нибудь подобное, напоминающее полюбившееся произведение, однако настоящей семейной саги не находила.




Для тех, кто ждёт от этого произведения тайн, загадок, мистики и поистине драматических событий, я могу сказать одно: не питайте пустых надежд. Это просто жизнь, обычная жизнь, такая же, которую ведёт каждый из нас. Только это жизнь немного других людей, в другой стране, в другую эпоху и принадлежавших к другому социальному слою – буржуа.

Да, у этого семейства есть и свои скелеты в шкафу, и интриги, и маленькие тайны, скрывающиеся за переплётами старых альбомов с семейными записями и хранящиеся в умах пожилых тётушек, которые жили вот тогда-то и знают много прелюбопытного вот о том-то событии. Но ждать каких-то сверхъественных открытий, поражающих фактов и историй не стоит. Зато здесь есть обычная жизнь, состоящая как из радостных, так и из трагичных событий: помолвки, свадьбы, рождения, смерти, переезды с одного места жительства на другое, путешествия…



Ведь если рухнет семья, то все они погибнут в бушующем океане жизни. Общее дело, объединение капиталов, родственные браки – всё это связывает Буссарделей прочными узами. Эти узы и являются залогом их процветания, могущества и богатства. Не будь семьи – они пропали бы. Но семья продолжает жить, продолжает дышать полной грудью, а дело, основателем которого когда-то, сто лет назад, стал Флоран Буссардель, приносит свои плоды, но уже не ему, а его потомкам.


Небольшим открытием для меня стало то, что в семье Буссарделей роль женщины не отставляли на второй план. Представительницам слабого пола здесь не только давали право голоса, к ним ещё и прислушивались, их уважали. Достаточно вспомнить, как относился центральный герой романа, Фердинанд Буссардель к своей невестке Амели – тут тебе и благосклонность, и внимание, и подарки.


P.S. Всех, кто читает мой отзыв, поздравляю с наступающими праздниками и искреннее желаю в новому году везения и удачи, а также побольше таких книг, которые дарят лишь приятные эмоции.

Читайте также: