Краткое содержание романов золя

Обновлено: 05.07.2024

Эмиль Золя, известный французский литературный деятель, был основоположником натурализма в литературе Франции. Золя в России стал известным и читаемым быстрее, чем на своей родине.
Эмиль Золя родился в апреле 1840 года. Отец мальчика, итальянец, получивший французское гражданство, работал инженером. Мать Золя была француженкой. В 1843 году отец писателя подписал контракт на строительство канала, поэтому семья переехала в Экс-ан-Прованс. Работа над реализацией проекта начала продвигаться в 1847 году, однако отец писателя получает серьезное воспаление легких и скоропостижно умирает.

Эмиля Золя в этом же году определяют в пансион при колледже, где писатель знакомится с Полем Сезанном, будущим знаменитым художником постимпрессионистом. Дружба Эмиля Золя с Полем Сезанном продлилась больше 25 лет. В этот период Золя становится поклонником творчества Альфреда де Мюссе и Виктора Гюго. Во время нахождения в пансионате Эмиль Золя получает и религиозное обучение. Позже в произведениях писателя город Экс-ан-Прованс часто описывается под вымышленным наименованием Плассан.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

После смерти отца мать писателя, вдова, вынуждена жить на пенсию, которой катастрофически ни на что не хватает. Ей приходится в 1852 году вернуться в Париж для того, чтобы наблюдать за судебным процессом с кредиторами против компании покойного мужа. В ходе судебного разбирательства компания, основанная отцом писателя, была признана банкротом.

В возрасте 18 лет Эмиль Золя приезжает в Париж, к матери. Жизнь в этот период была полна ограничений, связанных с тяжелым материальным положением. В Париже Золя пытается поступить на юридический факультет, однако эта попытка оказывается неудачной — будущий писатель провалил экзамены.

Золя, Эмиль

(1840-1902) великий французский писатель

Эмиль Золя родился в Париже. Его отец, Франсуа Золя, итальянец по национальности, был известным инженером и изобретателем: он участвовал в строительстве одной из первых в Европе железных дорог, в сооружении Симплонского тоннеля. Это был человек очень энергичный, полный смелых технических замыслов. Семья переехала на юг Франции, в небольшой городок Экс, где инженер Золя разрабатывал проект строительства общественного канала. В 1847 году Франсуа Золя умер от воспаления легких, и семья оказалась в крайне тяжелом положении. Эмиль получил среднее образование в казенном колледже Экса. Здесь он подружился с Полем Сезанном, будущим знаменитым художником-импрессионистом.

Писатели-натуралисты считали, что судьба человека, его духовный мир предопределены социальной средой, бытом, наследственностью. По мнению натуралистов, художественный образ подобен медицинскому экрану, позволяющему увидеть и внутренние органы человека. Герой внутренне не свободен, он несет в себе пороки общества и пороки наследственности.

Золя также писал статьи в защиту художников-импрессионистов, против официального салонно-академического искусства.

В 1902 году Эмиль Золя был найден мертвым в своей квартире: он умер от угарного газа из-за неисправности трубы.

Краткая биография и анализ творчества Эмиля Золя

Биография Эмиля Золя

Писатель Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже и рос в итальянско-французской семье. Свое детство и школьный период Эмиль провел в Экс-ан-Провансе. Когда ему еще не исполнилось 7 лет, скончался отец и семья оказалась в очень непростом финансовом положении. Но госпожа Золя с расчетом на поддержку друзей покойного супруга вместе с сыном в 1858 г. переезжает в Париж.

В этот период эстетические и политические взгляды Золя окончательно устанавливаются. Республиканец и демократ сотрудничает с оппозиционной печатью, пишет и распространяет статьи, разоблачающие французскую военщину и реакционный режим Наполеона.

Золя стал вторым после Виктора Гюго в рейтинге популярности французских писателей. Но 28 сентября 1902 года писатель из-за несчастного случая скоропостижно скончался в собственной парижской квартире. Он отравился угарным газом. Но, скорее всего, это подстроили его политические враги. Эмиль Золя был страстным защитником гуманизма и демократии, за что и поплатился своей жизнью.

Тереза и Лоран хотят устранить ее мужа. Разница между Терезой и ее мужем не в том, что у них разные характеры, не во внешних причинах, а в том, что они люди разных темпераментов, два биологических организма.

Тереза –страстная натура с капелькой креольской крови

Камилл (муж ее) – слабый, бледный человек

Муж становится преградой. Любовники совершают преступление, топят его во время лодочной прогулки.

Наступает страх разоблачения, самоубийство Терезы и Лорана.

В 80-е годы окончательно формируется концепция экспериментального (научного) романа Золя.

Утверждал, что натурализм в литературе существовал всегда. Стремление к точности. Но в 19 в. сложились наиболее благоприятные обстоятельства для его развития.

Важные научные открытия. Дарвин дал толчок становлению такого взгляда (+ Клод Бернар + Луи Пастер и др.).

Роман должен измениться, стать научным. Эксперимент есть сознательно вызванное наблюдение. Наблюдение – самый ценный дар писателя, а не воображение, как считали романтики.

Клод Лантье, художник, повесился в своей мастерской перед неоконченной картиной в ноябре 1870 г. Его жена Кристина, позировавшая для этой картины и мучительно ревновавшая к ней, потеряла рассудок от горя. Клод жил в полной нищете. От него не осталось ничего, кроме нескольких набросков: последнюю и главную картину, неудавшийся шедевр, сорвал со стены и сжёг в припадке ярости друг Клода Сандоз. Кроме Сандоза и Бонграна — другого приятеля Клода, художника-мэтра и академика-бунтаря, — на похоронах не было никого из их компании.

Клод сторонился женщин до тех пор, пока однажды ночью, неподалёку от своего дома на Бурбонской набережной, не встретил во время грозы заблудившуюся молодую красавицу — высокую девушку в чёрном, приехавшую поступать в лектрисы к богатой вдове генерала. Клоду ничего не оставалось, как предложить ей переночевать у него, а ей ничего не оставалось, как согласиться. Целомудренно поместив гостью за ширмой и досадуя на внезапное приключение, утром Клод смотрит на спящую девушку и замирает: это та натура, о которой он мечтал для новой картины. Забыв обо всем, он принимается стремительно зарисовывать её маленькие груди с розовыми сосками, тонкую руку, распустившиеся чёрные волосы. Проснувшись, она в ужасе пытается спрятаться под простыней. Клод с трудом уговаривает её позировать дальше. Они запоздало знакомятся: её зовут Кристина, и ей едва исполнилось восемнадцать. Она доверяет ему: он видит в ней только модель. И когда она уходит, Клод с досадой признается себе, что скорее всего никогда больше не увидит лучшую из своих натурщиц и что это обстоятельство всерьёз огорчает его.

. Это их первая ночь, за которой следуют месяцы любовного опьянения. Они заново открывают друг друга. Кристина уходит от своей генеральши, Клод отыскивает дом в Беннекуре, пригороде Парижа, всего за двести пятьдесят франков в год. Не обвенчавшись с Кристиной, Клод называет её женой, а вскоре его неопытная возлюбленная обнаруживает, что беременна. Мальчика назвали Жаком. После его рождения Клод возвращается к живописи, но беннекурские пейзажи уже наскучили ему: он мечтает о Париже. Кристина понимает, что хоронить себя в Беннекуре для него невыносимо: втроём они возвращаются в город.

Клод посещает старых друзей: Магудо уступает вкусам публики, но ещё сохраняет талант и силу, аптекарша по-прежнему при нем и стала ещё безобразнее; Жори зарабатывает не столько критикой, сколько светской хроникой и вполне доволен собою; Фажероль, вовсю ворующий живописные находки Клода, и Ирма, еженедельно меняющая любовников, время от времени кидаются друг к Другу, ибо нет ничего прочнее привязанности двух эгоистов и циников. Бон-гран, старший друг Клода, признанный мастер, взбунтовавшийся против Академии, несколько месяцев кряду не может выйти из глубокого кризиса, не видит новых путей, рассказывает о мучительном страхе художника перед воплощением каждого нового замысла, и в его депрессии Клод с ужасом видит предзнаменование собственных мучений. Сандоз женился, но по-прежнему по четвергам принимает друзей. Собравшись прежним кругом — Клод, Дюбюш, Фажероль, Сандоз с женой Анриеттой, — приятели с печалью замечают, что спорят без прежней горячности и говорят все больше о себе. Связь порвалась, Клод уходит в одинокую работу: ему кажется, что сейчас он действительно способен выставить шедевр. Но Салон три года подряд отвергает его лучшие, новаторские, поражающие яркостью творения: зимний пейзаж городской окраины, Батиньольский сквер в мае и солнечный, словно плавящийся вид площади Карусель в разгар лета. Друзья в восторге от этих полотен, но резкая, грубо акцентированная живопись отпугивает жюри Салона. Клод снова боится своей неполноценности, ненавидит себя, его неуверенность передаётся Кристине. Лишь через несколько месяцев ему является новый замысел — вид на Сену с портовыми рабочими и купальщиками. Клод берётся за гигантский эскиз, стремительно записывает холст, но потом, как всегда, в приступе неуверенности портит собственную работу, ничего не может довести до конца, губит замысел. Его наследственный невроз выражается не только в гениальности, но и в неспособности реализоваться. Всякая законченная работа — компромисс, Клод одержим манией совершенства, создания чего-то более живого, чем сама жизнь. Эта борьба приводит его в отчаяние: он принадлежит к тому типу гениев, для которых невыносима любая уступка, любое отступление. Работа его становится все более судорожной, воодушевление проходит все быстрее: счастливый в миг рождения замысла, Клод, как всякий истинный художник, понимает все несовершенство и половинчатость любых воплощений. Творчество становится его пыткой.

Но конец Клода оказался страшнее, чем могли предположить друзья. Во время одного из мучительных и уже бессмысленных сеансов, когда Клод снова и снова рисовал обнажённую Кристину, она не выдержала. Страшно ревнуя к женщине на полотне, она бросилась к Клоду, умоляя впервые за многие годы снова взглянуть на неё как на женщину. Она все ещё прекрасна, он все ещё силён. В эту ночь они переживают такую страсть, какой не знали и в юности. Но пока Кристина спит, Клод поднимается и медленно идёт в мастерскую, к своей картине. Утром Кристина видит его висящим на перекладине, которую он сам когда-то прибил, чтобы укрепить лестницу.

. Воздух эпохи отравлен, говорит Бонгран Сандозу на похоронах гения, от которого ничего не осталось. Все мы — изверившиеся люди, и во всем виноват конец века с его гнилью, разложением, тупиками на всех путях. Искусство в упадке, кругом анархия, личность подавлена, и век, начавшийся с ясности и рационализма, заканчивается новой волной мракобесия. Если бы не страх смерти, всякий подлинный художник должен был бы поступить, как Клод. Но и здесь, на кладбище, среди старых гробов и перекопанной земли, Бонгран и Сандоз вспоминают, что дома их ждёт работа — их вечная, единственная пытка.

Пересказал Д. Л. Быков. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Одним из наиболее выдающихся представителей реализма девятнадцатого века был французский писатель и публицист Эмиль Золя. Биография и творчество автора гениальных романов, новелл, повестей, литературно-публицистических произведений волновали и не перестают сегодня будоражить умы литературных деятелей и почитателей его творчества. Значимость произведений этого писателя сложно переоценить, поскольку на его работах воспитывались десятки поколений.

Краткая биография и творчество писателя Эмиля Золя

Биографические сведения

Детские и юношеские годы

Детство и юношество Эмиля Золя

Родился писатель в Париже 2 апреля 1840 года. Отец — инженер итальянского происхождения Франсуа Золя, а мать — дочь несостоятельного парижского торговца. Через три года после рождения сына Франсуа перевёз свою семью в Экс-ан-Прованс, где по контракту должен был строить канал для обеспечения города водой. Работы начались в 1847 году, но вскоре отец писателя заболел воспалением лёгких. Болезнь протекала в слишком агрессивной форме, поэтому мужчина в том же году скончался.

Мать Эмиля тогда испытывала большие сложности с финансами, и семья жила лишь на небольшую пенсию. В семилетнем возрасте мальчика поместили на обучение в пансион при колледже Бурбона. Помимо этого, Золя получил в Провансе и религиозное образование.

В то время хорошим другом юноши стал художник Поль Сезанн, написавший впоследствии его портрет. Тогда же Эмилю очень нравилось творчество таких деятелей:

  1. Виктор Гюго;
  2. Альфред де Виньи;
  3. Альфред де Мюссе.

Переезд в Париж

В 1858 году Эмилю пришлось вернуться к матери в Париж, где он жил в довольно скромных условиях. Здесь по настоянию мамы юноша пытался получить юридическое образование, но не смог успешно сдать экзамен на бакалавра.

Возвращение в Париж

Личная жизнь

Супруга Эмиля Золя

Вскоре после переезда к матери Эмиль стал встречаться с хрупкой и честолюбивой Александриной Мелей, остававшейся на протяжении нескольких лет его любовницей. Матери писателя очень нравилась избранница сына — серьёзная и сильная девушка из семьи среднего класса. В 1870 году пара сыграла свадьбу. И всё в их отношениях могло быть замечательно, если бы в семье появились дети.

Спустя несколько лет Александрина наняла двадцатилетнюю служанку Жанну, ставшую впоследствии любовницей писателя. Пара на протяжении длительного времени скрывала отношения, однако после рождения первого ребёнка им пришлось сообщить о своей связи. Золя взял в жёны Жанну Роззо, подарившую ему в дальнейшем второго малыша. В новой семье мужчина чувствовал себя счастливым.

Смерть писателя


Умер Золя в 1902 году 28 сентября. Как известно, он угорел в собственной квартире из-за неисправного дымохода. Официально это происшествие расценивается, как несчастный случай. Однако существуют основания полагать, что гибель писателя была подстроена.

Как результат, писателя привлекли к ответственности за клевету и приговорили к году лишения свободы. Золя пришлось срочно эмигрировать в Англию. Но спустя некоторое время ситуация стихла и разрешилась в пользу Альфреда Дрейфуса, а Эмиль смог вернуться во Францию.

Многие деятели пытались расследовать гибель писателя и доказать, что несчастный случай был инсценирован. Например, журналистом Жаном Бореля в 1953 году опубликована статья с расследованием смерти публициста, в которой содержались откровения фармацевта Пьера Акина. Последний утверждал, что трубочист по имени Анри Буронфоссе признался ему в преднамеренном блокировании дымохода в квартире Золя.

Другие современники также выдвигали предположения об убийстве знаменитости. Однако неопровержимых доказательств этого никто не предоставил. В результате загадка гибели Золя до сих пор остаётся неразгаданной.

Эмиль Золя. Борец с несправедливостью

Литературная деятельность

Литературные достижения писателя Эмиля Золя

Личная жизнь и причина смерти Эмиля Золя

Творчество

Эмиль Золя со своими детьми


Эмиль Золя со своими детьми

Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности — во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы.

Эмиль Золя (1870)


Эмиль Золя (1870)

Эмиль Золя с фотоаппаратом




Эмиль Золя



Семья Золя



Эмиль Золя Портрет кисти Мане

Клод Лантье, так и не окончив свою последнюю картину, повесился в мастерской в ноябре 1870 года. Его жена, Кристина, была моделью для этой работы и ревностно следила за её выполнением. Узнав о смерти мужа, она впадает в истерику. Супруги жили в беспросветной нужде. Он не оставил после себя ничего, кроме нескольких зарисовок: ту картину, которую он рисовал перед смертью, в порыве ярости уничтожает друг художника, Сандоз. На похоронах Клода присутствовали только Кристина и двое его друзей - Сандоз и Бонгран: художник-мэтр и академик-бунтарь.
Их дружба началась с колледжа- все они были земляками, приехавшими из Плассана. Клод занимался живописью,

Клод не встречался с женщинами. Однажды, гуляя ночью по Бурбонской набережной недалеко от своего дома, он встретил молодую красивую девушку в чёрном. Она рассказала ему, что заблудилась во время грозы. Она не местная - приехала устроиться лектрисой к богатой вдовствующей генеральше. Клод, как истинный джентльмен, предложил девушке остаться на ночь у него, и у неё не было выбора. Он благородно отгородил новую знакомую ширму, слегка раздражаясь на неожиданный поворот. Утром, зайдя к ней, он застаёт девушку спящей и не решается её будить: она идеально подходит для той картины, которую он собирался писать. Бросив все дела, он хватает кисти и бумагу и начинает быстро делать зарисовки её аккуратной маленькой груди, розовых торчащих сосков, запутанных чёрных волос, тонкого запястья. Когда она просыпается, то пугается неожиданно сидящего рядом с ней Клода и прячется под одеяло. Клоду стоило большого труда успокоить её и уговорить опять открыться. Они наконец-то представляются друг другу: его новую знакомую зовут Кристина, ей восемнадцать лет. Она верит тому, что он не собирается соблазнять её - лишь хочет нарисовать с неё картину.

Вокруг картины Клода выстраивается большое количество народа, все смеются. Жори уверяет расстроенного Клода, что смех лучше любой рекламы, художник не слушает приятеля и замыкается. Почему рядом с голой женщиной одетый мужчина? Что за грубая техника с использованием резких мазков? Только настоящие художники видят, насколько оригинальна картина и как мощна она по своему воздействию. Клод истерично заявляет собравшимся, что он презирает их и обещает в скором времени покорить весь Париж, но придя домой и оставшись там в одиночестве, он ощущает только отчаяние. Придя домой, он видит приоткрытую дверь и девушку, которая ждала его. Ею оказалась Кристина, которая тоже стояла в толпе зрителей, и с ужасом видела картину с изображением себя, выставленную на всеобщее посмешище. Поняв, как Клоду сейчас должно быть тяжело, она пришла к нему утешением. Он, больше не сдерживаясь, даёт волю рыданиям.

Вернувшись в город, Клод встречает своих старых друзей из колледжа и замечает в них разительные перемены. Магудо пошёл на поводу у публики, рисуя то, что им нравится. Аптекарша, с которой он так и продолжил встречаться, стала ещё толще и уродливее. Жори уже сложно назвать критиком - он больше занимается светской хроникой и вполне доволен сложившимся положением вещей. Фежарероль нагло плагиатит манеру рисовать и идеи у Клода. Он продолжает отношения со своей бывшей подружкой, Ирмой, которая постоянно мечется от одного мужчины к другому. Ведь нет ничего сильнее союза циника и эгоиста.

Другой друг Клода и ещё старший наставник, Бон-Гран, восстал против правил Академии. После он в течении нескольких месяцев восстанавливал душевное равновесие, пытался выбраться из кризиса, найти какие-то новые пути. Но у него ничего не выходило. Он по-прежнему страдал самой распространённой болезнью среди художников - страхом, что его новый замысел будет лишён даже намёка на искусство. Глядя на него, Клод понимает, что это - то, что его ждёт. В это время Сандоз женится, но даже при ней он не бросает свою привычку устраивать вечеринку для друзей по четвергам. Собрался коллектив, который начал было распадаться - Клод, Дюбуш, Фажероль и Сандорз с женой. Во время беседы все грустно понимают, что в их споре нет больше искорки задора и ревностного желания стоять за правду. Теперь речи каждого из них направлены больше на себя. Увидев, как все его друзья сильно изменились и что их больше ничего не связывает, Клод замыкается в одиночестве: здесь он без устали работает над картинами, надеясь достигнуть шедевра. Три года подряд он рисует шедевры живописи и отправляет их в Салон. Он отправил туда поражающий реалистичностью зимний пейзаж на окраине города, следом за ним была нарисован майский Батильонский сквер и раскалённая на солнце площадь Карусель в середине лета. Друзья Клода одобряют его авторский стиль и намеренно грубые, широкие мазки. Но именно эта манера работы с кистью и не нравится Салону. Принимая во внимание только мнение салоне, он считает себя неудачником, начинает ненавидеть себя и свои творения, его нервозность чувствует Кристина. Спустя несколько месяцев переживаний, художнику приходит новое озарение - написать Сену, изобразив на её берегах портовых служащих и веселящихся пловцов. Клод берёт гигантское полотно и приступает к эскизу. Он в считаные дни забивает холст и, как это уже случалось прежде, он не может продолжать, не может взять в руки краску. Это уже не первая картина, которую он не в силах довести до конца и портит всю идею. Его гениальность породила перманентный нервоз и неспособность реализоваться как творческая личность. Любая работа, к которой приступает, одинаково заканчивается компромиссом, на который идёт художник ради общества. Стремление же Клода воистину благородно и достойно уважения: он хочет создать шедевр, ещё более реальный, чем сам мир. Именно в погоне за этой идеей он впадает в отчаяние: характер не позволяет ему отступать даже на полшага, любое недоведённое до конца дело приближает эмоциональный кризис. Клод начинает рисовать всё судорожнее, видеть и чувствовать идеи для картин всё быстрее. Он чувствует себя счастливым только тогда, когда к нему приходит вдохновение. После того, как Клод заканчивает набросок, он чувствует свою неполноценность и угнетается всё сильнее. То, что раньше приносило ему свободу, теперь сковывает его и лишает здравого смысла.

Вскоре они с Кристиной решают пожениться, так как им стали невыносимы толки соседей. Но брак окончательно рассорил их: Клод не обращал внимания на жену, жена ревновала мужа к работе. После свадьбы стало очевидно, что любовь между ними исчезла. Их общий ребёнок раздражает отца своей большой головой и медленной речью. Родители ещё не знают, что Жак болен водянкой головного мозга.

Но смерть Клода оказалась ещё более трагичной, ввергнувшей всех в онемевшее благоговение. Он всё больше и больше оказывался одержим нарисовать обнажённую Кристину. Он пробовал, у него не получалось, он пробовал снова и снова. Однажды Кристина не вытерпела, бросившись перед мужем на колени и умоляя его увидеть в ней женщину. Кристина не вытерпела ревности к той, что была изображена на полотне. Супруги предаются ночи любви. Но на следующее утро, не разбудив жену, Клод встаёт и идёт к своей картине. Проснувшись, Кристина находит его повесившимся на перекладине, которой он сам когда-то укреплял лестницу.
Воздух эпохи уже непригоден для гениев, ораторствует БонгранСандозу на похоронах друга. Все вокруг - опустившиеся и ожесточившиеся твари, в которых не осталось ничего человеческого. Отовсюду смердит гнилью и разложением.

Искусство преклоняется перед упадком, везде царит анархия, сильную личность подавляют, и век, который начался так чисто и рационально, снова окунулся в мракобесие. Если бы многие художники не были бы такими трусами, они должны были бы закончить свою жизнь как Клод. Но даже сейчас, на кладбище, перед могилой безвременно покинувшего их друга, друзья думают, что вечером их ждёт работа - эта нескончаемая пытка.

. Воздух эпохи отравлен, говорит БонгранСандозу на похоронах гения, от которого ничего не осталось. Все мы - изверившиеся люди, и во всем виноват конец века с его гнилью, разложением, тупиками на всех путях. Искусство в упадке, кругом анархия, личность подавлена, и век, начавшийся с ясности и рационализма, заканчивается новой волной мракобесия. Если бы не страх смерти, всякий подлинный художник должен был бы поступить, как Клод. Но и здесь, на кладбище, среди старых гробов и перекопанной земли, Бонгран и Сандоз вспоминают, что дома их ждёт работа - их вечная, единственная пытка.

Читайте также: