Краткое содержание расцвет демократии в афинах

Обновлено: 08.07.2024

Дальнейшую борьбу с персами возглавили Афины. В 478 году до н.э. был создан Афинский морской союз. В 449 году до н.э. Афины заключили победный мирный договор с Персидской державой от имени всей Эллады. Греческие полисы Малой Азии перестали платить дань персидскому царю, а флоту персов было запрещено появляться в Эгейском море. Грекам достались огромная добыча и множество рабов.

Больше всех от победы выиграли Афины. Но их процветание оказалось недолгим. Через 18 лет после окончания грекоперсидских войн против Афинского морского союза выступил Пелопоннесский союз полисов, возглавляемый Спартой. Пелопоннесская война продолжалась с 431 по 404 год до н.э. В этой братоубийственной войне потерпела поражение вся Греция.

В чём состояли итоги греко-персидских войн?

В чём выразилось главенствующее положение Афин среди греческих полисов? Почему Спарта начала войну против Афин и выиграла её?

В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Это народное собрание, а не аристократы, заступилось за восставший Милет. Мильтиад, победитель при Марафоне, был избран демократическим путём. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов, а не только на фалангу тяжеловооружённых гоплитов. И флот, в который брали бедняков, не имевших дорогого вооружения, превратился в опору демократии.

Наивысший расцвет афинской демократии наступил в конце греко-персидских войн. Демос через народное собрание определял политику государства.

Как повлияли греко-персидские войны на развитие демократии в Афинах?

2. Народное собрание в Афинах. Народное собрание созывалось каждые восемь-девять дней и контролировало всё происходившее в государстве. Оно объявляло войну и утверждало условия мира, принимало законы, распоряжалось казной и назначало должностных лиц.

Голосовали афиняне поднятием рук. Тайное голосование осуществлялось камешками или глиняными черепками. С помощью остраконов (черепков) проводилось особое голосование — остракизм. Каждый мог написать на черепке имя человека, опасного, по его мнению, для власти народа. Если набиралось 6 тысяч черепков с именем одного и того же человека, его на 10 лет отправляли в изгнание.


Древнегреческие остраконы и жетоны для голосования


Народное собрание в Афинах. Современный рисунок

По рисунку и другим источникам расскажите, как проходило народное собрание в Афинах: где оно собиралось; кто мог принимать в нём участие, а кто — нет; какие вопросы могли на нём обсуждаться. Все ли участники собрания поддерживают предложенное решение? Кого прогоняет охранник?

Избирали афиняне и по жребию. Так выбирали 6 тысяч судей. Судебная комиссия состояла из 500 и более судей. Такую комиссию было невозможно ни подкупить, ни запугать. По закону гражданин Афин не мог быть осуждён без судебного приговора. Афинская демократия защищала свободу личности каждого гражданина.

В народном собрании царила свобода слова. Любой мог предлагать законы и критиковать кого угодно, даже самых важных в государстве должностных лиц. Ими являлись 10 стратегов, которых избирали на год. Они ведали армией и флотом, военным строительством и отношениями Афин с другими государствами. Самый знаменитый руководитель афинской демократии Перикл, начиная с 443 года до н.э., 14 лет подряд избирался стратегом. Это значит, что его действительно уважало большинство афинян.

1. Сравните права и значение народного собрания в Афинах и в Спарте (см. § 27).

2. Как вы думаете, что означает выражение подвергнуть остракизму в наше время?


Перикл. Древнегреческая скульптура

3. Деятельность Перикла. При Перикле афинская демократия достигла наивысшего расцвета.

Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Он защищал интересы большинства афинских граждан и внёс большой вклад в развитие демократии.

Перикл сделал оплачиваемыми государственные должности, и потому они стали доступны любому бедняку. Он стремился превратить Афины в самый прекрасный город Греции и не жалел денег на обширное строительство. Величественные храмы и общественные здания должны были свидетельствовать о богатстве и процветании Афин, об успехах афинской демократии. Кроме того, хорошо оплачиваемую работу получал демос — скульпторы, художники, архитекторы, каменотёсы, строители, землекопы. При Перикле отстроили заново храмы на афинском акрополе.

После разрушения Афин персами весь город обнесли крепостными стенами. Был построен и окружён стенами порт Пирей. На случай войны даже дорогу, связывавшую город и порт, заключили в коридор из стен протяжённостью 6 километров. Они получили название Длинные стены. Их сооружение было завершено при Перикле.

1. В чём проявилось развитие демократии при Перикле?

2. Как назывался афинский порт? Как он был укреплён? Какое это могло иметь значение?

4. Афинская морская держава. В 478 году до н.э. для завершения войны с персами возник союз греческих полисов. Руководящая роль в союзе принадлежала Афинам. На содержание общего флота союзники платили взносы. Казна находилась на острове Делос в Эгейском море. Там же собирались представители союзных полисов для решения всех вопросов. За пять лет до окончания греко-персидских войн афиняне перенесли казну к себе в Афины. Пока шли военные действия против персов, союзники получали немалые доходы от военной добычи. Но когда война закончилась, не стало и добычи, а взносы союзники продолжали выплачивать.

Афины установили своё господство в морском союзе. Совет перестал собираться. Афинское правительство не отчитывалось перед союзниками, на что расходуются общие средства. Взносы, которые раньше шли на борьбу с персами, тратились на нужды Афин. В союзных полисах раздражённо говорили, что Перикл на их деньги отстроил и украсил Афины.

Выйти из союза было невозможно. Против тех, кто пытался это сделать, правительство Перикла направляло флот и войска. После подавления мятежа у союзников отбирали земли и селили на них афинских граждан. Так внутренние проблемы Афин решались за счёт других полисов.

Как вы оцениваете действия Афинского полиса по отношению к другим участникам морского союза?

5. Ограниченность афинской демократии. Афинская демократия сыграла огромную роль в истории человечества, но её не следует переоценивать. Правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, дети, метеки (свободные люди, не имевшие афинского гражданства) и рабы ими не обладали.

Но и сами афинские граждане не имели равных возможностей для участия в управлении государством. Крестьяне, жившие в поселениях на территории Аттики, не всегда могли посещать народное собрание. Для того чтобы занять важную государственную должность, было необходимо образование, а оно стоило дорого. Не случайно Перикл был знатным и богатым человеком.

Ограниченность афинской демократии проявлялась и в отношениях с союзниками. Перикл стремился включить в Афинскую морскую державу как можно больше греческих полисов. Там устанавливали демократический строй. Усиление Афин пугало полисы, где у власти находились аристократы или олигархи. Такие полисы объединились в Пелопоннесский союз во главе со Спартой.

1. Кто имел гражданские права в Афинах?

2. В чём состоят недостатки афинской демократии?

2. Как афиняне участвовали в управлении государством?

3. Какие достоинства и недостатки государственного строя Афин вы можете назвать?

Гост

ГОСТ

Афинская демократия – это политическая система Древних Афин, при которой в решении наиболее важных государственных дел участвовали широкие слои граждан.

Деятельность Эфиальта. Реформа ареопага

Расцвет демократии в Афинах начался с Эфиальта – политического деятеля, последовательно выражавшего интересы демократических слоев населения. Как стратег, он ратовал за независимую внешнюю политику Афин. В сфере внутренней политики деятельность Эфиальта связана с дальнейшими демократическими преобразования, с борьбой за ликвидацию политического значения ареопага – главного оплота афинской аристократии. Дело в том, что во время Греко-персидских войн ареопаг значительно укрепил позиции. Но в условиях роста морского могущества Афин, роста политической активности афинских граждан, служивших на флоте и связанных с торговлей и ремеслом, ареопаг не мог сохранять свое значение.

После изгнания лидера аристократической группировки Кимона руководство полисом перешло к демократической партии во главе с Эфиальтом. В 462 году до н. э. он сумел отобрать у ареопага права, сосредотачивавшие в его руках охрану государственного порядка. Они были переданы Совету пятисот, народному собранию и суду. Совет пятисот начал проводить докимасии.

Докимасия – это проверка граждан, претендовавших на занятие государственной должности.

Народное собрание стало судить граждан, обвиненных в государственном преступлении.

Также Совет отобрал у ареопага право суда над гражданами, действия которых считались противозаконными. Решающее слово о признании их виновными принадлежало суду присяжных. Также ареопаг утратил право охраны законов. Отныне этим занималась комиссия специально избираемых должностных лиц – номофилаков. Ареопаг теперь занимался только уголовными делами – о предумышленных убийствах, поджогах, кровной мести, святотатствах. Влияние аристократии в Афинах было надолго сломлено.

Готовые работы на аналогичную тему

Проведенная Эфиальтом реформа ареопага была частью демократических преобразований 60–50-х годов V века до н. э., определенных существенными изменениями в политической и социально-экономической жизни афинского общества. Они являлись продолжением политики Фемистокла, давшей начало консолидации радикальных демократических слоев афинского общества. Аристократы не смогли простить Эфиальту решительных мер против ареопага. Вскоре он погиб в результате покушения.

Деятельность Перикла. Расцвет афинской демократии

В эпоху Перикла афинская рабовладельческая демократия достигла наивысшего развития. Окончательно сформировалась афинское демократическое государственное устройство. Народное собрание собиралось на регулярной основе четыре раза в месяц. В нем участвовали все граждане, а разрешение поднятых вопросов происходило путем поднятия рук после обсуждения. В функции Совета пятисот входило ведение текущих политических дел, руководство деятельностью выборных должностных лиц, подготовка материалов для представления народному собранию.

Судебные дела разбирала гелиэя.

Гелиэя — это суд присяжных в Афинах, состоявший из 6000 членов, ежегодно избиравшихся по жребию из граждан, достигших тридцатилетнего возраста.

Любой гражданин мог избирать и быть избранным на должности, однако фактически беднейшие граждане не имели возможности занимать должности архонтов и стратегов, так как те не оплачивались.

Для привлечения демоса Перикл провел закон о введении небольшой платы судебным заседателям, а также о выдаче гражданам денег на пропитание в период театральных представлений, в Афинах являвшихся частью общественно-религиозных празднеств в честь Диониса. Так он способствовал окончательному оформлению политического строя афинской демократии. Всеми указанными правами пользовались только афинские граждане-мужчины. Ни женщины, ни уроженцы других полисов, ни рабы не имели политических прав. Перикл охранял привилегии афинских граждан. По его предложению в 445 году до н. э. была проведена проверка списков афинских граждан. Самовольно присвоившие гражданские права лица были исключены из списков и проданы в рабство. Статус афинских граждан могли получить только те люди, чьи родители были уроженцами Афин.

Афинская демократия в сравнении с аристократическими полисами была передовым государством, что способствовало подъему в Афинах культурной жизни, сделавшей в течение V века до н. э. большие успехи.

Стремясь найти афинским гражданам работу и заботясь о славе и процветании полиса, Перикл тратил полисные и союзные средства на строительство храмов и других общественных сооружений. Был заново перестроен Акрополь, в центре которого воздвигли великолепный Парфенон (в честь богини Афины – покровительницы города), в котором хранилась казна Афинской морской державы. Храм был выстроен из белого мрамора и других дорогостоящих материалов и украшен статуями и барельефами. Внутри стояла огромная скульптура богини Афины, изготовленная из золота, слоновой кости и драгоценных пород дерева. Она была выполнена знаменитым скульптором Фидием. При Перикле началось строительство красивых галерей при входе в Акрополь – Пропилей. При Эфиальте и Перикле были воздвигнуты Длинные стены, соединившие Афины с морской гаванью Пиреем, находившемся от города на расстоянии 7 километров. В случае военной угрозы за стенами могло укрыться население Аттики.

Афины при Перикле превратились в центр культурной жизни Греции. Сюда из других полисов съезжались писатели, философы, художники. Друзьями Перикла были историк Геродот, философ Анаксагор, драматург Софокл и другие выдающиеся лица. Подавляющее большинство граждан Афин были грамотными. Многие слушали лекции у софистов – странствующих учителей философии.

При все этом благополучие Афинской республики было непрочным.

Вытеснение труда свободных граждан дешевым рабским трудом усиливалось с увеличением в Афинах количества рабов, вызывая разорение мелких ремесленников и земледельцев. Постоянный рост численности люмпен-пролетариев сводил на нет мероприятия Перикла по помощи беднейшим слоям граждан. Для преодоления кризиса Перикл вступил на путь усиления эксплуатации союзников. Афиняне отнимали землю у союзных островных полисов и селили на них своих граждан в качестве военных поселенцев-клерухов. Возмущавшихся союзников наказывали с применением военной силы. Это показывает усиление агрессивных тенденций в политике Афинской морской державы.

Афинская демократия родилась в VI веке до нашей эры в рамках государственной реформы.

Афинская демократия была первой в мире демократической системой, где граждане являлись единственными, кто отвечал за формирование законов. В соответствии с этим, поскольку жизнь всех граждан афинского полиса (от рождения до смерти) регулировалась законами, их создавали в соответствии с общими убеждениями и интересами, которые они заслужили.

Кто считался гражданином в древних Афинах?

Законные дети от родителей афинян, считались гражданами афинского полиса. Граждане, кроме женщин, рабов и иностранцев (метеков), имели право участвовать и голосовать в Народном собрании — главном органе управления политической системы афинского полиса.

Для мужчин, полноправное гражданство вступало в силу после окончания двухлетней военной службы. Кроме этого афинский гражданин должен был регулярно платить налоги, быть честным и не судимым, почитать своих родителей. Граждане имели равные права, наделялись землёй и домом в своём полисе.

Народное собрание имело название — экклесия. У экклесии было как минимум четыре функции: голосование за исполнительные решения (например, начать войну или предоставить гражданство иностранцу), избрание некоторых должностных лиц, принятие законов и судебные функции.

Реформы Солона

Солон (Σόλων), считается отцом афинской демократии. Его выбрали архонтом, когда в древних Афинах внутренние раздоры между аристократией и демосом накалились до предела.

Первые реформы Солона были направлены на урегулирование Афинского государства.

Когда Солон составлял законы, он не был уверен в их эффективности: “Закон похож на паутину - бессильные и слабые его выдержат, в то время как сильные его разорвут и пройдут”.

Солон отменил долговое рабство, аннулировал долги отдельных лиц, учредил новый орган управления - Совет четырехсот, провёл денежную реформу, что положительно отразилось на торговле, улучшил судебную реформу, ввёл свободу завещаний и т. д. По словам Плутарха, Солоном было издано около ста законов, которые были записаны на специальных досках и выставлены на общее обозрение.

Однако, с помощью реформ Солона не удалось прекратить социально-политическую борьбу. Недовольство проявляла как аристократия, утратившая свои права, так и простой народ, не достигшие передела земли. Это привело к перевороту, у власти оказался тиран Писистрат. После его смерти у власти были его сыновья. Тирания просуществовала до 527 года до н.э.

Реформы Клисфена

В 508 году до нашей эры, после победы демоса во главе с Клисфеном, над аристократией, начались новые реформы: был создан новый орган управления - Совет пятисот, ликвидированы последние пережитки родового строя. Самая большая сила была у экклесии.

Реформа Клисфена была основана на десятичной системе. Он делит Аттику на более чем 170 муниципалитетов, равных по количеству граждан и из этих муниципалитетов, которые функционировали как небольшие местные республики, составил десять фил, которых раньше было четыре. Афиняне больше не делятся на богатых и бедных, живущих в богатых или бедных районах. Все они имели равные права. Каждое фило избирало пятьдесят членов в Совет пятисот. Основной задачей которых была подготовка вопросов для обсуждения в экклесии. Таким образом, все граждане могли стать депутатами, каждый мог взять слово и высказать свое мнение.

Остракизм

Клисфен, чтобы защитить новую конституцию, установил остракизм. Кто, по мнению афинян, угрожал демократии (обычно была жалоба в экклесию), изгонялся из Афин на десять лет. Проводилось голосование, где граждане на глиняных осколках писали имя этого человека. Если их было более шести тысяч — человека изгоняли без потери своего имущества.

При раскопках на Афинской Агоре, где некогда заседал Совет пятисот, были найдены глиняные осколки с надписью изгнанника.

Расцвет афинской демократии начинается со времени Эфиальта – известного политического деятеля, который последовательно выражал интересы демократических слоев населения Аттики. Он был стратегом, ратовал за самостоятельную внешнюю политику Афин. В области внутренней политики его деятельность связана с периодом дальнейших демократических преобразований в Афинах, с борьбой за ликвидацию политического значения главного оплота афинской аристократии – ареопага. Дело в том, что в период Греко-персидских войн аристократический ареопаг значительно укрепил свои позиции. Однако в условиях расширения афинского морского могущества, роста самосознания и политической активности той части афинских граждан, которые служили на флоте и были связаны с ремеслом и торговлей, ареопаг уже не мог в дальнейшем сохранять свое значение.

После изгнания Кимона, лидера аристократической группировки, руководство афинским полисом перешло к демократам во главе с Эфиальтом. В 462 г. до н. э. ему удалось отобрать у ареопага те его права, в силу которых в его руках сосредотачивалась охрана государственного порядка. Эти права частично были переданы народному собранию, Совету пятисот и суду. Так, народное собрание теперь могло судить тех, кто был обвинен в государственном преступлении. Совет пятисот стал проводить докимасии – проверки граждан, претендовавших на занятие той или иной государственной должности. Совет также отобрал у ареопага суд над теми гражданами, чьи действия считались противозаконными. Окончательное решение о признании их виновными принимал суд присяжных. У ареопага также было отобрано право охраны законов. Теперь этим занималась специально избираемая комиссия должностных лиц – номофилаков. Отныне ареопаг занимался лишь уголовными делами – о поджогах, предумышленных убийствах, кровной мести, святотатствах. С этого времени влияние аристократических элементов надолго было сломлено в Афинах.

Реформа ареопага, проведенная Эфиальтом, была составной частью демократических преобразований 60–50-х годов V в. до н. э., обусловленных существенными сдвигами в социально-экономической и политической жизни афинского общества. Они, по сути, являлись продолжением политики Фемистокла, положившей начало консолидации радикально-демократических слоев афинского гражданства. Аристократы не могли простить Эфиальту столь решительных мер против ареопага. Вскоре на Эфиальта было совершено покушение, и он погиб.

При Перикле афинская рабовладельческая демократия достигла своего высшего развития. Окончательно оформилась афинская демократическая конституция. Народное собрание собиралось регулярно, четыре раза в месяц. В нем принимали участие все граждане Афин, а разрешение вопросов происходило в результате простого голосования, путем поднятия рук после обсуждения. Совет пятисот заведовал текущими политическими делами, руководил деятельностью выборных должностных лиц, готовил материал для представления в народное собрание и тем самым часто предопределял решение вопросов.

Большинство судебных дел разбирал суд заседателей (гелиэя), куда по жребию выбирались все граждане без исключения. По закону любой афинский гражданин мог избирать и быть выбранным на все должности Афинской республики, но фактически беднейшее гражданство не имело возможности занимать выборные должности архонтов и стратегов, так как они не оплачивались.

Чтобы привлечь демос на свою сторону, Перикл провел закон об установлении небольшой платы заседателям в суде, а также о выдаче платы на пропитание граждан во время театральных представлений, которые в Афинах являлись частью общественно-религиозного празднества в честь бога Диониса. Таким образом, он способствовал окончательному формированию политического строя афинской демократии. Всеми этими правами пользовались лишь афинские граждане-мужчины. Ни женщины, ни проживавшие в Афинах уроженцы других полисов, ни тем более рабы не имели никаких политических прав. Перикл энергично охранял привилегии афинских граждан. В 445 г. до н. э. по его предложению была проведена проверка списков афинских граждан. Лица, самовольно присвоившие себе гражданские права, были не только исключены из списков, но и проданы в рабство. Более того, статус афинского гражданина мог получить только тот, чьи родители являлись уроженцами Афин.

Таким образом, афинская демократия по сравнению с аристократическими полисами являлась передовым государством, что в значительной мере и способствовало подъему политической и культурной жизни в Афинах, сделавшей большие успехи в течение V в. до н. э.

Стремясь найти для граждан работу и вместе с тем заботясь о славе и процветании Афин, Перикл тратил огромные полисные и союзные средства на строительство замечательных храмов и других общественных сооружений. При нем был совершенно заново перестроен афинский Акрополь, в центре которого был воздвигнут великолепный храм Парфенон (в честь покровительницы города – богини Афины), где, в частности, хранилась казна Афинской морской державы. Парфенон был выстроен из дорогостоящих материалов и белого мрамора и украшен прекрасными статуями и барельефами. Внутри храма стояла огромная статуя богини Афины, сделанная из слоновой кости, драгоценных пород дерева и золота. Она была выполнена другом Перикла, знаменитым скульптором и художником Фидием. При Перикле же было начато строительство красивых галерей, воздвигнутых при входе в Акрополь, – так называемые Пропилеи. Наконец, при Эфиальте и Перикле афиняне построили Длинные стены, соединявшие Афины своеобразным каменным коридором с морской гаванью Пиреем, отстоявшим от города на расстоянии 7 километров. В случае внешней военной угрозы за этими стенами могла укрыться часть населения Аттики.

При Перикле Афины сделались центром культурной жизни всей Греции. Сюда съезжались из всех других греческих полисов художники, писатели, философы. Близкими друзьями Перикла были философ Анаксагор, историк Геродот, драматург Софокл и ряд других выдающихся лиц. Интересно отметить, что подавляющее большинство афинских граждан того времени были грамотными. Многие из них слушали лекции у странствующих учителей философии, так называемых софистов.

Однако внешнее благополучие Афинской республики было крайне непрочным. Процесс вытеснения труда свободных граждан более дешевым рабским трудом усиливался по мере увеличения количества рабов в Афинах, вызывая постепенное разорение мелких афинских земледельцев и ремесленников. Постоянное возрастание числа люмпен-пролетариев сводило на нет все мероприятия Перикла, направленные на оказание помощи беднейшим слоям афинского гражданства. В поисках путей преодоления кризиса Перикл и его сторонники вступили на путь усиления эксплуатации союзников. Афиняне отняли землю у жителей ряда союзных островных полисов и поселили на них своих разорившихся граждан в качестве военных поселенцев-клерухов. Отпавших союзников наказывали вплоть до применения военной силы. Все это свидетельствует об усилении агрессивных тенденций в политике Афинской морской державы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

22. Расцвет, застой и снова расцвет в истории астрономии

Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ ВО ВРЕМЯ ОТСУТСТВИЯ ПОМПЕЯ. СОГЛАШЕНИЕ ПОМПЕЯ, КРАССА И ЦЕЗАРЯ.

Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ ВО ВРЕМЯ ОТСУТСТВИЯ ПОМПЕЯ. СОГЛАШЕНИЕ ПОМПЕЯ, КРАССА И ЦЕЗАРЯ. Деятельность демократии. Попытки создать силу, способную уравновесить влияние Помпея и его армии. Попытки вызвать анархию. Катилина. Разоблачение его замыслов Цицероном.

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался

6. Социальная политика афинской демократии

6. Социальная политика афинской демократии Демократический строй предполагал самое широкое участие в управлении государством всех категорий афинского гражданства. Афинское гражданство в V–IV вв. до н. э. не было однородным в имущественном и социальном отношении,

Расцвет науки, расцвет страны

Расцвет науки, расцвет страны Накануне монгольского нашествия Хорезм посетил знаменитый арабский путешественник и географ Якут, автор многотомной географической энциклопедии, не знающей себе равной среди памятников средневековой географической литературы всего

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КЛИСФЕНА. РОЖДЕНИЕ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КЛИСФЕНА. РОЖДЕНИЕ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ С ликвидацией тирании возобновилась политическая борьба между представителями знатных родов. На фоне активной деятельности аристократов афинский демос оставался пока еще молчаливым и пассивным большинством. Он

Лев Остерман Расцвет и падение Афинской демократии (выдержки)

Лев Остерман Расцвет и падение Афинской демократии (выдержки) «. Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас городом

Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ ВО ВРЕМЯ ОТСУТСТВИЯ ПОМПЕЯ. СОГЛАШЕНИЕ ПОМПЕЯ, КРАССА И ЦЕЗАРЯ.

Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ ВО ВРЕМЯ ОТСУТСТВИЯ ПОМПЕЯ. СОГЛАШЕНИЕ ПОМПЕЯ, КРАССА И ЦЕЗАРЯ. Деятельность демократии. Попытки создать силу, способную уравновесить влияние Помпея и его армии. Попытки вызвать анархию. Катилина. Разоблачение его замыслов Цицероном.

Расцвет эллинской рабовладельческой демократии

Расцвет эллинской рабовладельческой демократии С середины I тысячелетия до нашей эры все более значимую роль в истории Средиземноморья начинает играть Эллада (Греция). К этому периоду греки уже представляли собой сложившуюся народность, несмотря на сохранение

10. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

10. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей Солон

Деформация Афинской демократии

Деформация Афинской демократии Неудачная для Афин Пелопоннесская война со Спартой (431–404 гг. до н. э.) не только положила начало медленной, но неуклонной деформации государственных институтов афинской демократии, но и стала одним из самых важных факторов этой

§ 11. Правовая политика и законодательство афинской демократии

§ 11. Правовая политика и законодательство афинской демократии Социально-правовой строй В социальном отношении греческая демократия основывалась на глубинном неравенстве населения, и полисный строй не только допускал, но и прямо предполагал наличие сословных

13. ПРОСТО ДЕМОКРАТИИ, ПРОГРЕССИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ, НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ

13. ПРОСТО ДЕМОКРАТИИ, ПРОГРЕССИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ, НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ Смена союзников, вылившаяся затем в ялтинский мир[480], выстроила с самого начала совершенно другую ситуацию, и не только в военно-политическом плане. Ситуацию, по отношению к которой все определения, все

Лекция 9: Расцвет афинской рабовладельческой демократии.

Лекция 9: Расцвет афинской рабовладельческой демократии. Политический строй.Как уже было сказано, победа над персами особенно усилила Афинское государство. Начинается наиболее блестящий период в его истории, ознаменованный ростом внешнеполитического могущества,

Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах

Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах Обострение социально-политической обстановки в Аттике особенно чувствовалось уже во второй половине VII века до н. э. Примером тому может служить неудавшаяся попытка установления

Читайте также: