Краткое содержание путь джедая

Обновлено: 05.07.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 350 стр. 151 иллюстрация
  • Жанр:л ичная эффективность, с аморазвитие / личностный рост
  • Теги:к ак достичь цели, л айфхаки, о рганизация рабочего процесса, п рокрастинация, р абота над собой, с амосовершенствование, т ренировка мышленияРедактировать

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Текст. Максим Дорофеев, 2020

1. Важное введение

Эта книга отвечает на ряд вопросов, оставшихся без ответа после моей первой книги о джедайских техниках, вышедшей в 2017 году. С момента публикации первой книги я переосмыслил некоторые моменты и хочу поделиться свежими соображениями.

Вот мысли, которые легли в основу этой книги.

1. Мы (люди) очень разные.

2. Мир вокруг нас непрост, и мы не всегда можем заранее понять, к каким результатам приведут те или иные решения и действия.

3. Научное сообщество не даст четкого ответа, что поможет именно вам стать лучше.

4. Универсального рецепта, помогающего всем, нет, не было и не будет.

5. Придется создавать для себя уникальный рецепт успешной и продуктивной жизни. Единственный способ сделать это – проводить эксперименты над собой [1] .

Если у вас есть какие-то сомнения насчет этих тезисов, добро пожаловать в раздел 4.

Основная часть этой книги (раздел 5 и раздел 6) описывает подход к проведению экспериментов над собой.

1. Инструмент самонаблюдения и конструирования собственного уникального рецепта.

2. Более-менее стандартные компоненты рецепта, комбинируя которые вы сможете найти свой уникальный подход.

• Мысли для обдумывания. Рекомендую читать не более одной мысли в день, не торопитесь. Если какая-то мысль кажется спорной или непонятной, будет разумным дать ей еще день-другой, чтобы она отлежалась в голове.

• Вакцины – действия, которые вы совершаете один раз, а их эффект остается с вами надолго (один раз сделал и забыл).

• Практики – действия, результат которых сохраняется, пока вы выполняете их с некой периодичностью.

• Индикаторы – показатели, прямо или косвенно характеризующие те или иные аспекты успеха.

Я предлагаю работать с этой книгой так.

1. Ознакомиться с разделом 1, разделом 2, разделом 3, разделом 4 и разделом 5.

3. Проработать и опробовать элементы рецепта и ознакомиться с мыслями всех уровней, вплоть до текущего.

Не торопитесь читать эту книгу. Дальше я покажу, что скорость чтения мало влияет на скорость получения итогового результата (раздел 3.1). А еще дальше намекну, что путь к достижению некоторых результатов можно очень серьезно усложнить, если слишком быстро перейти к изучению нового материала (раздел 3.4).

Не торопитесь – так будет быстрее. Если ваша цель – изменить свое поведение или взгляды на жизнь, скорость потребления информации вряд ли будет для вас решающим параметром. Знания усваиваются медленно.


Рис. 1. Медленночтение и скорочтение

1.1. Изменит ли эта книга мою жизнь?

Может ли эта (да и какая-либо вообще) книга изменить жизнь? У меня нет готового ответа на этот счет, но есть два анекдота с намеком.

Письмо по электронной почте.

Здравствуйте, я монгольский вирус. Ввиду бедности моего создателя и общей отсталости развития высоких технологий в нашей стране я не в силах причинить какой-либо вред вашему компьютеру. Пожалуйста, сотрите сами несколько самых нужных вам файлов, а затем разошлите меня по почте своим друзьям.

Благодарю за понимание и сотрудничество.

– Сколько нужно психологов, чтобы заменить лампочку?

– Достаточно одного. Но лампочка должна искренне хотеть измениться.


Рис. 2. Не высыпаешься – ты просто недостаточно сильно этого хочешь…

Многие вещи (особенно те, что находятся в нашем уме) не управляются одним лишь желанием. И, как будет показано ближе к концу книги, далеко не всегда это плохо.

В нашем мире нет гарантированного способа преуспеть, существуют только гарантированные способы облажаться.

Как писал Игорь Губерман:


Обманчива наша земная стезя,
Идешь то туда, то обратно,
И дважды войти в ту же реку нельзя,
А в то же г***о – многократно.

Другими словами (я их услышал давным-давно от Андрея Степенко), гарантированный геморрой при негарантированном результате. Наверное, хороший бы вышел из этой фразы заголовок книги… Что ж, поехали!

2.1. Надо ли мне вообще читать первую книгу?

Очень хороший вопрос. Если вы можете себе это позволить, то да. Это даст вам не только статичную картину моих текущих (надеюсь, зрелых) убеждений, но и динамику, что бывает важно.

Возможно, то же самое может произойти и с джедайскими техниками. Многие вещи в этой книге кажутся мне простыми и очевидными лишь после того, как я пережил все описанное в первой книге, и не факт, что, перескочив через нее, вы придете к тем же выводам.

Действительно, почему? Ведь в книге нет ни слова о джедаях, ситхах, Силе, медиохлорианах и борьбе с Империей.

Все дело в том, что давным-давно, когда я понял, что мне нравится распространять это знание, мне потребовалось для него название. Ведь не бывает без названий ни книги, ни доклада на конференциях. Даже пост в блоге требует названия или заголовка. Мне кажется, что эта страсть давать вещам и явлениям названия регулярно нас подводит, но раз надо – значит, надо…

Еще тогда я понял, что существующие термины мне не подходят.

Как все успевать? Нет. Все успеть невозможно. А если будете пытаться, то успеете еще меньше.

2.3. Обезьяна в моей голове

Я увидел эту модель в блоге Тима Урбана, ссылку на который мне прислал Юра Мельничек, за что я до сих пор ему благодарен.

Модель проста и изящна. Наверняка многие из вас уже с ней знакомы, если нет, то могу порекомендовать посмотреть выступления Тима на TED [6] .

Согласно модели Тима Урбана, в голове любого прокрастинатора (а, с точки зрения Тима Урбана, мы все – прокрастинаторы) расположен пульт управления им. У этого пульта находятся два персонажа: рациональный тип – некто ответственный за принятие рациональных решений и… обезьянка сиюминутного удовольствия.


Рис. 3. Модель Тима Урбана

Плюс ко всему, большую часть времени у руля находится именно обезьянка. Она отдает предпочтение развлечениям, а в случае выбора между важным и срочным хватается за понятное. Рациональный тип не способен существенно влиять на ее поведение. Но есть тот, кто способен…


Рис. 4. Панический монстр

Это панический монстр – персонаж, появляющийся в те моменты, когда что-то начинает серьезно угрожать нашей безопасности или карьере. Обезьянка его боится. Она покидает насиженное место и сваливает, оставляя у руля рационального типа.


Рис. 5. Собран, сосредоточен, сконцентрирован


Рис. 6. Он уже ушел?

Я возьму модель обезьянки и рационального типа за основу в этой книге.

Важный момент: обезьянка не отрицательный персонаж. Часто люди, впервые услышав про персонажей модели, считают, что обезьяна плохая, а рациональный тип хороший. В реальности оба они хорошие и обоими движут благие намерения. Ниже я покажу, как из-за неполной картины мира обезьянки ее благие намерения превращаются в глупые поступки (довольно распространенная в реальной жизни ситуация, между прочим).

2.4. Нехватка времени и нехватка ума

1. Мы пребываем в состоянии когнитивной легкости (этот термин тоже подробно описан в книге Канемана), нам легко, спокойно, все кажется простым, понятным и безопасным.

2. У нас кончилось мыслетопливо – ресурс, который требуется Системе 2, чтобы выполнять свою работу.


Рис. 7. Нехватка времени и ума

Можно привести аналогию с двигателем внутреннего сгорания. Для работы ему нужно топливо и кислород. Изобилия чего-то одного недостаточно. Так и со временем. Конечно, оно нам нужно, но его одного недостаточно. Очень часто для работы нам требуется не только время (кислород), но и мыслетопливо. И чем больше приходится принимать решений и напрягать Систему 2, тем выше роль мыслетоплива.

– Ты куда бежишь?

– Опаздываю на курсы по тайм-менеджменту.

– А че штаны обоссанные?

– Это экономит время.

Обидно получается, когда в ситуации нехватки мыслетоплива мы начинаем экономить время ценой дополнительных затрат мыслетоплива. Ярким примером такого поведения может служить неаккуратный список задач, в который вы быстро-быстро (экономя время) записали что-то, как терапевт в карточке, а потом не можете понять, что там написано.

Нехваткой времени можно назвать и ситуацию, когда для той или иной активности требуется одновременное выполнение взаимоисключающих условий (многие из которых надуманны или не обязательны, но таковыми, естественно, не воспринимаются). Вот типичный пример с тренировками.


Технически в этом случае тоже можно сказать, что мне не хватает времени на тренировку, но, скорее всего, суть в другом: у меня слишком много непонятно откуда взявшихся убеждений (не всегда верных), накладывающих взаимоисключающие ограничения.


Рис. 9. Чу! Я слышу пушек гром

Беда большинства книг по саморазвитию и бизнесу – переоценка ценности теоретического знания в деле изменения поведения.


Рис. 10. Теоретическое боксирование


Рис. 11. Не отвлекайся от уроков

Актер из анекдота в эпиграфе к этому разделу знал, что надо говорить, а ему нужно было натренировать себя не бояться громких звуков. Один из методов – репетировать, понимая, что успех придет далеко не с первого раза.

Большинство из нас знает очень хорошо, как мы должны вести себя. Проблемой является выполнение, а не отсутствие знания.

‹…›

Мы нуждаемся в уловках, но перед этим мы должны принять тот факт, что являемся простыми животными, требующими более низких форм уловок, чем лекции.

Дальше речь пойдет именно об этих уловках. И об упражнениях, при помощи которых можно сформировать новое поведение.

Концептуального знания недостаточно… У вас должна быть убежденность, происходящая из собственного опыта.

Девятый Гьялванг Кармапа. Махмудра: океан определяющего смысла

В буддийской традиции выделяют три составляющих обучения.

1. Получение информации. Слушание учителя, чтение текстов. Мы узнаем что-то новое.

3. Применение на практике. Обновление нашей картины мира.

У Ламы Оле Нидала [11] эти фазы называются так: слушание, медитация, поведение.

Это три столпа обучения. Не фазы, не этапа, а именно столпа. Смысл в том, что эти три процесса не расположены в строгой последовательности, а скорее находятся в балансе. В переложении на модель Тима Урбана схема выглядела бы так:


Рис. 12. Три столпа обучения в буддийской традиции через призму модели Тима Урбана

Стоит заметить, что наша повседневная работа тоже (явно или неявно) содержит в себе эти три фазы.

1. Получение информации: при помощи ноутбука, смартфона или иных устройств [12] черпаем информацию (из почты / чатов / новостей), ходим по встречам.

2. Осмысление информации: мы думаем, что делать с полученными сведениями. Пополняем свои списки задач / проектов / идей.

3. Применение на практике: мы берем и делаем.

Здесь тоже было бы здорово следить за балансом. В реальной бизнес-жизни очень часто наблюдается сильный перекос в сторону получения информации. В особо запущенных случаях все постоянно ходят по встречам, пишут друг другу в почте и чатах, звонят… Но, кроме этого, мало кто что-то делает и еще меньше об этом думают, но все очень бурно это обсуждают всеми доступными способами.


Рис. 13. Получение – осмысление – применение

Три столпа обучения в буддийской традиции находятся в интересном (хоть и не прямом) соответствии с современными взглядами на то, как устроен человеческий мозг. Андрей Курпатов в своем видео [15] очень кратко рассказал, что в нашем мозге есть три основные сети:

• сеть выявления значимости обеспечивает внимание;

• центральная исполнительская сеть отвечает, в частности, за потребление информации;

• сеть дефолт-системы мозга (сеть пассивного режима работы) отвечает, кроме всего прочего, за размышление.

Эти сети – антагонисты: включается одна – выключаются все остальные. Курпатов говорил, что иногда до 24 минут уходит только на то, чтобы переключиться в дефолт-систему (то есть начать думать) после того, как мы потребили информацию.

1. Успех и продуктивность для разных людей могут означать совершенно разные вещи, и уже это намекает на отсутствие универсального и безотказного рецепта, применимого для всех. Здесь и далее примечания автора.

12. Из анекдотов. У братка спрашивают: – Что вы чаще всего включаете для получения информации: радио, телевизор, компьютер? – Утюг…

Максим Дорофеев Путь Джедая конспект

Феномен Максима Дорофеева – в стиле подачи информации. Включаешь за ужином видео на ютубе – вроде стендап с приколами, а на деле о серьезных вещах говорит. То же самое и с книгами: они уж очень легко читаются для, по сути, бизнес-литературы. А на выходе я имею кучу мыслей и взглядов, авторство которых периодически присваиваю себе (для себя же). Настолько хорошо информация въедается в мозг.

Кто такой Максим Дорофеев


Максим Дорофеев – феномен среди пишущих и выступающих на тему управления временем. У него нет красивой легенды с тысячами достижений в прошлом (какие можно встретить у среднестатистических лекторов) – он не вырос до CEO и не решил внезапно делиться мудростью, посеяв инфоповоды и распиарив личность.

Родился почти 39 лет назад, закончил МГУ, работал в лаборатории Касперского. Сначала был рядовым программистом, потом как-то вырос до руководителя проектов (считай, мы коллеги). С 2013 года начал вести тренинги по продуктивности. Ничего кричащего в биографии. Да и после того, как вышел в поле “что сам заработал – то поел”, с личным маркетингом лучше не стало. Группа фейсбука в поле “работа” до сих пор не имеет даже аватарки – надо бы ему как-нибудь пересечься с профильным писателем по маркетингу в стенах издательства МИФ. Публикация в МИФ, собственно, давно стала показателем качества выпускаемого материала (справедливости ради, они тоже периодически ошибаются).

В 2017 году издательство “Манн, Иванов и Фербер” опубликовало первую книгу Дорофеева – “Джедайские техники”. Ту работу я прочитал практически сразу, и до сих пор рекомендую всем знакомым, интересующимся управлением временем. До публикации я уже был знаком с тематикой работы Максима, потому книга зашла – эдакий тотал имеющейся информации. В конце 2019 года свет увидела вторая книга – “Путь джедая”. И вот, половину января я потратил на то, чтобы ее прочитать.

Рецензия на книгу “Путь джедая”

В первой главе Максим говорит о том, что никакая книга не способна изменить жизнь человека без действий с его стороны (это капитанское, но важное утверждение), а завершает главу шуткой “если вы не высыпаетесь – вы просто недостаточно этого хотите”, утрируя советы всяких инфобизнесменом. При том, себя автор никак не возвышает – что несомненный плюс, влияющий на восприятие всего материала. Упоминаются и другие известные личности, пишушие на тему тайм-менеджмента – Глеб Архангельский, Дэвид Аллен (GTD). Когда это уместно, Дорофеев ссылается на похожие примеры – например, упоминаются системы Канемана (система 1 и система 2, обрабатывающие информацию). По тексту достаточно много отсылок на авторитетные лично для меня источники. Еще бы я на его месте вспомнил про “умного и глупого братьев” (метафора сознательного и бессознательного) из НЛП.

Среди глав с теорией попадаются небольшие главы с практиками. Последними автор называет фишки, которые можно попробовать применить в своей жизни для улучшения внимательности, сосредоточенности и повышения эффективности мысленной деятельности. Такой формат – теория, а за ней практика. Это все перемежается советами по изменению своей личности. И опять же, каким красивым ни был бы текст, основное полезное действие получится не из-за содержания книги, а из-за работы читателя над собой и своими привычками. Радует, что Максим не забывается в потоке изложения своих взглядов и опыта, но и напоминает об этом. Зачастую в таких же метафорах: “В духе буддийской традиции можно сказать так: все, что я могу сделать, — это посадить семена своих будущих результатов, а потом создать и поддерживать условия для того, чтобы они взошли и дали свои плоды.”

Конспект книги “Путь джедая”, Максим Дорофеев

Центральное место во всех выступлениях и книгах Дорофеева занимает модель с “обезьянкой” – не исключение и “Путь джедая”. Обезьянку и сопутствующие части модели он честно заимствовал у Тима Урбана – о чем упоминает в каждый удобный момент. Суть такая: у тебя в голове есть рациональный тип, который думает и есть обезьянка сиюминутных удовольствий, которая выбирает фейсбук вместо того, чтобы заниматься делами.

Есть еще понятие “мыслетопливо” – абстрактный материал, который сжигается в процессе мозговой деятельности. Все это до чертиков мило, хорошо визуализируется и оттого быстро запоминается. Эти лирические герои в качестве примеров следуют через всю книгу. А так как книга содержит некую этапность и уровне, в конце концов оказывается, что обезьянка не такая уж и плохая, и тоже может быть полезной в деле повышения продуктивности.

Некоторые задачи требуют много физического времени, даже если вы не прокрастинируете задачу. Пример – установка импланта, занимающая до полугода времени. Как бы эффективно ты ни действовал – быстрее не получится.

Первый совет, который получает боксер – не закрывать глаза, даже если в лицо летит кулак. Все его знают, но чтобы выполнить этот совет – нужны месяцы тренировок. Также и с практиками по управлению временем – сколько не знай “как правильно”, нужна тренировка. При том, тренировка поэтапная – не все сразу. Текущий уровень – твой потолок, то есть, перед тем как развиваться дальше, нужно проработать текущий уровень и повторить уровни ниже.

Практики нужно проверять на себе, и только потом делать выводы – ибо не все всегда и везде, не все работает для каждого. Лучше начинать с “вычитательных” практик – тех, что убирают что-то из жизни, а не добавляют в нее, так безопаснее. У каждого свои особенности восприятия. Если кто-то советует писать задачи на бумаге потому что так лучше работает у него, не значит, что вам тоже поможет. Также с биографиями великих людей – во-первых многое остается за кадром (видим только результат), во-вторых это другие люди, с собственным мировоззрением и привычками. Повторить их путь, следуя их же биографии не выйдет.

Модель реактивного поведения состоит из самонаблюдения, самоосмысления (сравнение желаемого и текущего) и самоподдержки (запуск мотивационных процессов в соответствии с с самоосмыслением). Наблюдение важно для запуска механизмов изменения. Точно также важна документация (запись) наблюдений. Инструмент ежедневного анализа (например, чек-лист или дневник) – внешний инструмент, который может использоваться только до момента привития новой привычки.

Для изменения самого себя можно попробовать что-то вроде “монашеского обета”. Это не строгое обещание, за которым не следует кары в случае нарушения. Как следствие, ты не чувствуешь себя виноватым, если его нарушил, а возвращаешься и начинаешь снова. Предлагается вести дневник привычек, в котором дважды в день отмечается успех или неуспех соблюдения обещания. Похожим методом работают habit-трекеры (в Google Play есть приложения).

Есть условное понятие когнитивной легкости. Если она невысока, то человек думает над задачей, перед тем, как ее делать. Если зашкаливает – делает, не думая.

В любой непонятной ситуации – думай.

Практики из книги “Путь джедая”

Здесь некоторые практики и идеи из книги, знакомлю тезисно. В самой книге этот раздел две трети объема.

Первый уровень практик

Задача первого уровня – взять под контроль стресс, восстановиться.

  1. Ложиться спать без экранов
  2. Установить фильтр синего цвета на экранах
  3. Спать с выключенным светом и маской для сна
  4. Установить режим “не беспокоить” на телефон
  5. Две минуты ничегонеделанья
  6. Убрать залипательные сайты из закладок и быстрого доступа

Второй уровень практик

Основная задача – взять под контроль обязательства, минимизировать ситуации, когда какая-то задача не сделана потому что о ней забыли.

  1. Отделять задачи от идей и проектов
  2. Делать задачи только из списка
  3. Правило двух минут
  4. Формулировать задачи как для обезьяны
  5. Разобрать “позже”
  6. Прожить N часов без телефонов и компьютеров
  7. Провести утро без смартфона
  8. Отключить оповещения
  9. Пригладить списки задач, проектов и идей

Третий уровень практик

Закрепляем тактический успех, готовим плацдарм для работы над стратегическими направлениями.

  1. Гармония и прокраситинационный зазор
  2. Увидеть дно инбокса
  3. Тренировать силу внимания
  4. Работать помидорами
  5. Начать день с задачи из списка
  6. Ревизия списка долгов
  7. Ревизия списка неявных задач
  8. Очистить смартфон от капканов внимания
  9. Удалить соцсети с телефона

Четвертый уровень

Профильтровать текущие проекты, соотнести их со своими текущими целями.

  1. Что я должен хотеть
  2. Определять “зеленые” задачи
  3. Идеальный результат – не сумма идеальных частей
  4. Интернет-шаббат
  5. Настроить “все прочитано” для почты

Пятый уровень

Научиться использовать случайность себе во благо, продолжать затачивать технику под себя.

  1. Кому я что-то должен – тому я все простил
  2. Двадцать минут наедине со своими мыслями
  3. Интелектуальное фланирование
  4. Удача и избирательность внимания
  5. Прожить день без списка задач

Больше всего мне понравился подход Максима Дорофеева к предмету. Перед тем, как о чем-то заявить, он изучает профильные исследования (только источников – 97 штук), приводит известные и неизвестные практики. При том, не вводит советы в абсолют, прямо заявляя, что мотивация – дело рук самого человека, а материал книги нужно проверять. Очень нравится стиль подачи материала – читаешь, как приключенческий роман, абстрагируясь от мира. Это и плюс, и минус: подобное нужно читать частями, пробуя описанные методы в собственной жизни. Я же пролистал книгу просто подподряд, и наверняка многое из-за этого упустил.

Больше всего мне не понравились сноски с прямой речью из блоков “некоторые комментарии к этой практике из опросов”. Они транслируют мнение читателей автора и размещены фактически в конце каждой главы. Пользы ни одна такая сноска не принесла: в ней только мнения, периодически диаметрально противоположные. Как этот материал использовать – непонятно. В итоге, после прочтения трех-четырех таких блоков в начале книги, в дальнейшем их игнорировал. Вода для увеличения объема и без того немаленькой книги.

Книга – одна из лучших на тему личной продуктивности (если не лучшая). Каким бы стендапером, повторяющим из семинара в семинар одно и то же, не был бы Дорофеев – он знает, о чем говорит. Метафоры позволяют быстрее запоминать подающуюся информацию – даже при прочтении единожды, как я читаю, можно запомнить отрывки, которые всплывут, когда потребуется. Книгу однозначно стоит купить и положить куда-нибудь на стол. Чтобы якорем напоминала о собственных амбициях, целях и рабоче-личных задачах.

Максим Дорофеев - Путь джедая

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Путь джедая"

Описание и краткое содержание "Путь джедая" читать бесплатно онлайн.

Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Текст. Максим Дорофеев, 2020

1. Важное введение

Эта книга отвечает на ряд вопросов, оставшихся без ответа после моей первой книги о джедайских техниках, вышедшей в 2017 году. С момента публикации первой книги я переосмыслил некоторые моменты и хочу поделиться свежими соображениями.

Вот мысли, которые легли в основу этой книги.

1. Мы (люди) очень разные.

2. Мир вокруг нас непрост, и мы не всегда можем заранее понять, к каким результатам приведут те или иные решения и действия.

3. Научное сообщество не даст четкого ответа, что поможет именно вам стать лучше.

4. Универсального рецепта, помогающего всем, нет, не было и не будет.

5. Придется создавать для себя уникальный рецепт успешной и продуктивной жизни. Единственный способ сделать это – проводить эксперименты над собой[1].

Если у вас есть какие-то сомнения насчет этих тезисов, добро пожаловать в раздел 4.

Основная часть этой книги (раздел 5 и раздел 6) описывает подход к проведению экспериментов над собой.

1. Инструмент самонаблюдения и конструирования собственного уникального рецепта.

2. Более-менее стандартные компоненты рецепта, комбинируя которые вы сможете найти свой уникальный подход.

• Мысли для обдумывания. Рекомендую читать не более одной мысли в день, не торопитесь. Если какая-то мысль кажется спорной или непонятной, будет разумным дать ей еще день-другой, чтобы она отлежалась в голове.

• Вакцины – действия, которые вы совершаете один раз, а их эффект остается с вами надолго (один раз сделал и забыл).

• Практики – действия, результат которых сохраняется, пока вы выполняете их с некой периодичностью.

• Индикаторы – показатели, прямо или косвенно характеризующие те или иные аспекты успеха.

Я предлагаю работать с этой книгой так.

1. Ознакомиться с разделом 1, разделом 2, разделом 3, разделом 4 и разделом 5.

3. Проработать и опробовать элементы рецепта и ознакомиться с мыслями всех уровней, вплоть до текущего.

Не торопитесь читать эту книгу. Дальше я покажу, что скорость чтения мало влияет на скорость получения итогового результата (раздел 3.1). А еще дальше намекну, что путь к достижению некоторых результатов можно очень серьезно усложнить, если слишком быстро перейти к изучению нового материала (раздел 3.4).

Не торопитесь – так будет быстрее. Если ваша цель – изменить свое поведение или взгляды на жизнь, скорость потребления информации вряд ли будет для вас решающим параметром. Знания усваиваются медленно.

Рис. 1. Медленночтение и скорочтение

1.1. Изменит ли эта книга мою жизнь?

Может ли эта (да и какая-либо вообще) книга изменить жизнь? У меня нет готового ответа на этот счет, но есть два анекдота с намеком.

Письмо по электронной почте.

Здравствуйте, я монгольский вирус. Ввиду бедности моего создателя и общей отсталости развития высоких технологий в нашей стране я не в силах причинить какой-либо вред вашему компьютеру. Пожалуйста, сотрите сами несколько самых нужных вам файлов, а затем разошлите меня по почте своим друзьям.

Благодарю за понимание и сотрудничество.

– Сколько нужно психологов, чтобы заменить лампочку?

– Достаточно одного. Но лампочка должна искренне хотеть измениться.

Рис. 2. Не высыпаешься – ты просто недостаточно сильно этого хочешь…

Многие вещи (особенно те, что находятся в нашем уме) не управляются одним лишь желанием. И, как будет показано ближе к концу книги, далеко не всегда это плохо.

В нашем мире нет гарантированного способа преуспеть, существуют только гарантированные способы облажаться.

Как писал Игорь Губерман:

Обманчива наша земная стезя,
Идешь то туда, то обратно,
И дважды войти в ту же реку нельзя,
А в то же г***о – многократно.

Другими словами (я их услышал давным-давно от Андрея Степенко), гарантированный геморрой при негарантированном результате. Наверное, хороший бы вышел из этой фразы заголовок книги… Что ж, поехали!

2.1. Надо ли мне вообще читать первую книгу?

Очень хороший вопрос. Если вы можете себе это позволить, то да. Это даст вам не только статичную картину моих текущих (надеюсь, зрелых) убеждений, но и динамику, что бывает важно.

Возможно, то же самое может произойти и с джедайскими техниками. Многие вещи в этой книге кажутся мне простыми и очевидными лишь после того, как я пережил все описанное в первой книге, и не факт, что, перескочив через нее, вы придете к тем же выводам.

Действительно, почему? Ведь в книге нет ни слова о джедаях, ситхах, Силе, медиохлорианах и борьбе с Империей.

Все дело в том, что давным-давно, когда я понял, что мне нравится распространять это знание, мне потребовалось для него название. Ведь не бывает без названий ни книги, ни доклада на конференциях. Даже пост в блоге требует названия или заголовка. Мне кажется, что эта страсть давать вещам и явлениям названия регулярно нас подводит, но раз надо – значит, надо…

Еще тогда я понял, что существующие термины мне не подходят.

img


Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!
УЗНАТЬ ЦЕНУ

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путь джедая"

Книги похожие на "Путь джедая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь джедая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.


Рис. 9. Чу! Я слышу пушек гром

Беда большинства книг по саморазвитию и бизнесу — переоценка ценности теоретического знания в деле изменения поведения.


Рис. 10. Теоретическое боксирование


Рис. 11. Не отвлекайся от уроков

Актер из анекдота в эпиграфе к этому разделу знал, что надо говорить, а ему нужно было натренировать себя не бояться громких звуков. Один из методов — репетировать, понимая, что успех придет далеко не с первого раза.

Большинство из нас знает очень хорошо, как мы должны вести себя. Проблемой является выполнение, а не отсутствие знания.

‹…›

Мы нуждаемся в уловках, но перед этим мы должны принять тот факт, что являемся простыми животными, требующими более низких форм уловок, чем лекции.

Дальше речь пойдет именно об этих уловках. И об упражнениях, при помощи которых можно сформировать новое поведение.

Концептуального знания недостаточно… У вас должна быть убежденность, происходящая из собственного опыта.

Девятый Гьялванг Кармапа. Махмудра: океан определяющего смысла

В буддийской традиции выделяют три составляющих обучения.

1. Получение информации. Слушание учителя, чтение текстов. Мы узнаем что-то новое.

3. Применение на практике. Обновление нашей картины мира.

У Ламы Оле Нидала [11] эти фазы называются так: слушание, медитация, поведение.

Это три столпа обучения. Не фазы, не этапа, а именно столпа. Смысл в том, что эти три процесса не расположены в строгой последовательности, а скорее находятся в балансе. В переложении на модель Тима Урбана схема выглядела бы так:


Рис. 12. Три столпа обучения в буддийской традиции через призму модели Тима Урбана

Стоит заметить, что наша повседневная работа тоже (явно или неявно) содержит в себе эти три фазы.

1. Получение информации: при помощи ноутбука, смартфона или иных устройств [12] черпаем информацию (из почты / чатов / новостей), ходим по встречам.

2. Осмысление информации: мы думаем, что делать с полученными сведениями. Пополняем свои списки задач / проектов / идей.

3. Применение на практике: мы берем и делаем.

Здесь тоже было бы здорово следить за балансом. В реальной бизнес-жизни очень часто наблюдается сильный перекос в сторону получения информации. В особо запущенных случаях все постоянно ходят по встречам, пишут друг другу в почте и чатах, звонят… Но, кроме этого, мало кто что-то делает и еще меньше об этом думают, но все очень бурно это обсуждают всеми доступными способами.


Рис. 13. Получение — осмысление — применение

Три столпа обучения в буддийской традиции находятся в интересном (хоть и не прямом) соответствии с современными взглядами на то, как устроен человеческий мозг. Андрей Курпатов в своем видео [15] очень кратко рассказал, что в нашем мозге есть три основные сети:

• сеть выявления значимости обеспечивает внимание;

• центральная исполнительская сеть отвечает, в частности, за потребление информации;

• сеть дефолт-системы мозга (сеть пассивного режима работы) отвечает, кроме всего прочего, за размышление.

Эти сети — антагонисты: включается одна — выключаются все остальные. Курпатов говорил, что иногда до 24 минут уходит только на то, чтобы переключиться в дефолт-систему (то есть начать думать) после того, как мы потребили информацию.

3.2. Мы не видим вещи такими, какие они есть


Рис. 14. Различное восприятие одной и той же реальности


Рис. 15. Взаимодействие с окружающим миром

• Очень много информации: шумы, предметы, запахи… В каждый момент времени мы выхватываем лишь малую часть из всего этого моря сведений.

• Эта информация постоянно меняется. Объекты движутся, направление ветра (вместе с запахами) меняется, шумы то усиливаются, то пропадают.

• Нередко информация неоднозначна. Это палка или змея? Этот объект далеко или просто маленький? Это я двигаюсь или оно движется? Это действительно такого цвета или все дело в освещении?

• Сама информация не говорит, что с ней надо делать.

Один из важных навыков, который может быть нам полезен, — это умение сомневаться в том, что подсказывают нам наши органы чувств, и сверять свои ощущения с приборами.

Чтобы модель Тима Урбана учитывала все эти эффекты, ее стоит немного (хотя нет, основательно) доработать.


Рис. 16. Тараканодинамика

Начнем с того, что в голове существуют такие персонажи, как тараканы. Тараканами мы будем называть устойчивые привычки мышления. Рефлексы мышления, так сказать.

Только тараканы имеют доступ к нашим органам чувств. Они выполняют функцию избирательного внимания: какие-то сигналы из окружающего мира замечают, а какие-то пропускают мимо. Плюс ко всему информацию, которую они решили передать дальше, они могут по дороге исказить, обобщить или снабдить дополнительными ярлыками и смыслами.


Рис. 17. Цвет и форма

Наверняка эта картинка захватит ваше внимание даже при чтении по диагонали. Ну а уж кто и что здесь увидит…

Получив разведданные из органов чувств, тараканы тащат их к себе в штаб. Там решается, что есть что из воспринятого, и на основании этого румпель когнитивной легкости переключается в нужное положение, определяющее, какая картинка пойдет обезьянке для принятия решения.

Чтобы ощутить состояние когнитивной легкости, попробуйте расслабиться и подумать:

— Какого цвета чистый лист бумаги, лежащий в лотке принтера.

— Какого цвета только что выпавший снег.

— Какого цвета кучевые облака в ясный день на фоне синего неба.

— Что пьют коровы?

А на самом деле.

Если румпель когнитивной легкости находится в области умеренных значений и при этом уровень стресса невысок, то обезьяна отправляет свое решение на рецензию рациональному типу.

Понимаете? Чтобы включилась наша рациональная часть, мы должны столкнуться с достаточно сложной задачей и, что важно, в спокойной обстановке, в противном случае обезьянка возьмет управление на себя, и фактически мы будем не очень-то способны думать.

— Изя! Как ты мог подумать, не посоветовавшись!

Из анекдотов


Рис. 18. Когда мы думаем?

3.3. Эмоции жрут мыслетопливо

Если принять во внимание тему предыдущего раздела, эмоция — это наш ответ на то, каким мы увидели мир. А мы, повторюсь, не воспринимаем его таким, каким он является, и я могу увидеть его разным.


Рис. 19. Страх, уныние и гнев

Пример: я еду на работу на автомобиле, в какой-то момент передо мной резко перестраивается тонированная машина и уносится вдаль, шныряя по рядам.

Как я могу это увидеть и какие эмоции это породит?

1. Злость: понапокупают прав, куда только смотрит полиция, что за бандиты, чтоб вас всех!

2. Ущемленная гордость: да как он посмел! Передо мной, моей машиной и на моей дороге!

3. Сочувствие: человек опаздывает куда-то. Надеюсь, у него не случилось ничего серьезного и жизнь его родных и близких вне опасности.

4. Снисхождение: эххх… молодо-зелено… Я когда-то таким же был, ничего, катайтесь, вот повзрослеете, женитесь… Эххх….

Я ни в коем случае не хочу сказать, что надо видеть мир таким-то, а не сяким-то. Нет. От нас в текущий момент вообще мало что зависит. Буддисты говорят: то, как я увижу конкретную вещь или событие, определяется тем, что я делал, думал и говорил до этого момента. Задолго до! Если провести аналогию с боксерами, можно сказать, что в большей степени на исход поединка влияет то, что боксеры делали до того, как перешагнули через канаты. Задолго до. Фактически это и есть моя карма в том виде, в котором я ее создал за долгие годы жизни (этой и всех предыдущих). Если я часто сознательно злил других людей, картина будет совсем иной, чем если бы я долгое время сознательно развивал в себе сострадание и эмпатию. Или пофигизм.

При этом, если событие случилось, эмоция (исходя из моей кармы) родилась быстрее, чем я смог оценить это событие на рациональном уровне сознания. Если вам не нравится появившаяся эмоция, не гоните ее. Используйте сложившуюся ситуацию для тренировки ума с помощью следующего упражнения: придумайте как минимум пару причин, по которым человек мог так поступить, но при этом им двигали благие (или хотя бы нейтральные) намерения.


Рис. 20. Уставший хороший человек

То, что эмоции — причина мощнейшей утечки мыслетоплива, вовсе не означает, что, пока мы не разберемся с этим, нет смысла идти дальше. Например, одно из исследований показало, что у тех, кто уделял достаточное внимание планированию, уровень злости не ухудшал способность к достижению простых целей. В то время как в группе тех, кто планированием пренебрегал, наблюдалась сильная отрицательная связь между злостью и достижением цели [23] . Так что, если вы излишне эмоциональны, важность роли качественного списка задач и проектов для вас повышается.

3.4. Модель двойных убеждений

Одна из самых больших сложностей в изменении поведения заключается в том, что существующие убеждения у человека не меняются так же просто, как файлы на диске компьютера. С точки зрения современной психологии после попытки заменить текущие убеждения новыми у человека одновременно могут существовать оба убеждения — и старое, и новое, и каждое из них работает в том или ином случае.

Этот эффект был обнаружен и экспериментально продемонстрирован Тимоти Уиллсоном и его командой из Университета Вирджинии [24] , [25] . Двум группам испытуемых предъявляли две фотографии незнакомых им людей. О первом человеке говорили, что он маньяк-насильник, а о втором — что он уважаемый следователь из хорошей семьи. Но с испытуемыми второй группы как будто бы вышла ошибка, экспериментатор извинялся и говорил, что он перепутал фотографии людей. На самом деле первый человек — уважаемый следователь, а вот второй — маньяк-насильник.


Рис. 21. Схема эксперимента

Далее испытуемым из обеих групп предлагалось ответить на несколько вопросов, выявляющих отношение к людям на фотографиях. Вопросы задавались в двух режимах: медленном (30 секунд на ответ) и быстром (3 секунды на ответ).

Читайте также: