Краткое содержание птичка божия не знает

Обновлено: 16.05.2024

В отличие от птички Божией в душе Алеко нет мира. Хотя он и покинул город, пороки людей остались вместе с ним. Он не был готов прощать, подобно Иисусу, признавать право других людей на свободу.

Цыгане, хотя и не проповедуют христианства, но всепрощение в них развито глубоко. Тема свободы возникает еще раз в диалоге Старика с Алеко, когда Старик рассказывает о сбежавшей жене. На вопрос, Алеко, почему старик не наказал изменницу, тот ответил:

К чему? вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.

Старик же прогоняет Алеко из табора, когда тот убивает Земфиру и молодого цыгана.

Пушкин сравнил с беззаботной птичкой Алеко. Но если вдуматься, цыгане своим образом жизни намного ближе к беззаботной пичуге. Они ведь тоже не строят прочных домов, кочуют по свету в поисках лучшего места.

Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет,
Птичка гласу бога внемлет,
Встрепенется и поет.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет —
И туман и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальные страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны.

Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет:
Птичка гласу бога внемлет,
Встрепенется и поет.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет –
И туман и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальные страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны.

Характерный образ птички давно воспринимается в отрыве от основного произведения. Поэтическая зарисовка полна лиризма и является апологией внутренней свободы. Образ беззаботной птички собирателен – это отсылка к библейским небесным птицам, не заботящимся о завтрашнем дне, и вольному цыганскому образу жизни, той легкости, с которой они оставляют обжитые места.

А. С. Пушкин использует следующие средства художественной выразительности:

Думается, автор бессознательно невольно противопоставляет себя, тоскующего по родным местам, друзьям, персонажу собственного произведения, которому не дорого ничего. Обобщенный образ птицы помогает поэту точнее передать свои чувства.

Птичка Божия не знает

Птичка Божия не знает

Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет:
Птичка гласу Бога внемлет,
Встрепенется и поет.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет –
И туман и непогоды
Осень поздняя несет;
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальние страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны.

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Данное стихотворения рекомендовано к прочтению детям в начальных классов. Также оно включено в список литературы на лето после 1 класса по программе Перспектива.

Птичка Божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет,
Птичка гласу Бога внемлет,
Встрепенется и поет.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет —
И туман и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальные страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны.

Ласточке посвятил стихотворение Н. И. Гнедич - старший современник Пушкина. В этом стихотворениии есть, между прочим, такие строки:

Божия птица, (1) как набожный пахарь тебя называет:
Он как священную птицу тебя почитает и любит
(Так песнопевцев народы в века благочестия чтили).

(1) Так в некоторых полуденных губерниях России народ называет ласточку (Примечание Н. И. Гнедича).

Но для сопоставления ласточек и цыган имеются не только броские внешние, но и веские внутренние основания. Ласточка именуется Божией птичкой потому, что она за особо отмечена Богом, наделена правами, которых нет у других птиц. Главнейшие из них: ласточку нельзя убивать и нельзя разорять ее гнездо. Почему?

И на Чулкова, и на Даля опирался А. Н. Афанасьев (в свою очередь дополнивший их, а кое в чем и прояснивший):

Наконец, запись, сделанная экспедицией П. П. Чубинского в Проскуровском уезде Подольской губернии, свободна, по-видимому, от всякого влияния печатных источников. Она лаконична и проста:

А какое отношение имеют к легендам о ласточках цыгане? Самое прямое.

Легенда, как и положено фольклорному жанру, существуют в разных вариантах: обычно выковать гвозди для распятия велено самому цыгану-кузнецу, но порою цыгане оказываются у распятия случайно; иногда пятый гвоздь предназначался не для груди, а для лба; цыган не просто утаивает, но и проглатывает гвоздь (между прочим, если легенда рассказывается в католических областях, то гвоздей всегда на один меньше, чем в областях православных); вместо мухи иногда появляется пчела. В вознаграждение за смелость и добросердечие цыганам даруются (самим Христом или Божьей Матерью) различные привилегии (*). Эти привилегии тоже варьируются, как можно видеть по изложению легенды у современных авторов:

«- Я слышал, воровать грех.

Итак, в легендах о ласточке (птичке Божией) и легендах о цыганах имеется важнейший общий пункт: ласточки/цыгане, стремясь облегчить крестные муки Христа, похищают гвозди, предназначенные для распятия. За этот поступок те и другие другие пользуются покровительством Христовым. Они получают от него особые права и привилегии, которых не имеют другие птицы/люди.

В связи с пушкинской поэмой особый интерес представляет версия легенды, записанная О. В. Беловой в 2000 г. на Украине, в Ратновском районе Волынской области (в записи сохранены особенности устной речи):

Пожелания, замечания и дополнения приветствуются.

Читайте также: