Краткое содержание просвещение и наука

Обновлено: 08.07.2024

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. В XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства. В первой четверти XIX в. его благами могли пользоваться и представители среднего дворянства. В 30 – 40-е гг. получить образование могли уже разночинцы, часть низших сословий. Это были знаменательные перемены. Вырос интерес к книге, печатному слову, искусству, театру, прессе.

Чтение журналов и книг стало в первой половине XIX в. не просто модой, но и насущной необходимостью для значительной части образованного общества. Уникальные для начала века библиотеки Д. П. Бутурлина или А. И. Мусина-Пушкина к 40-м гг. уже перестали вызывать удивление. Иметь частную библиотеку теперь было принято. Расширилась книжная торговля. Вспомним хотя бы знакомую по стихотворениям А. С. Пушкина книжную лавку Смирдина в Петербурге.

Основным проводником просвещения, естественно, оставались школы и высшие учебные заведения. Именно в первой половине XIX в. сложилась система высшего и среднего образования. В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения, с 1804 г. по распоряжению Александра I страна была разделена на 6 учебных округов. К трем имевшимся университетам (Московскому, Виленскому, Дерптскому) добавились Петербургский, Харьковский и Казанский.

Университеты были центрами учебных округов. При них в губернских городах открывались гимназии, в уездных – училища. Низшей ступенью системы образования стали одногодичные приходские училища. Чуть позже открылись специализированные институты: Педагогический, Межевой, Лесной, Техническое училище, Строгановское училище декоративно-прикладного искусства и др. Сеть общеобразовательных и специальных заведений расширялась на протяжении всей первой половины XIX в., страна ощущала растущую потребность в инженерах, врачах, педагогах, агрономах.

Система образования вместе с тем находилась под постоянным и подчас удушающим контролем государства. Опасались распространения нежелательных идей, а университетская среда как раз и являлась их источником.


Здание Петербургского университета

Важные и очень конкретные проблемы обсуждались в русской экономической литературе. Отметим хотя бы работы замечательного государственного деятеля адмирала Н. С. Мордвинова, декабриста Николая Тургенева, славянофила Ю. Ф. Самарина. Они анализировали перспективы отказа России от устаревших отношений в экономике, постепенного приобщения к европейским достижениям. Ходячее представление о русском крестьянине как о неповоротливом и нерадивом хозяине они отвергали с фактами в руках. Продолжало свою деятельность Вольное экономическое общество, старавшееся помочь помещикам и мануфактуристам практическими советами и наглядными примерами.

Значительный вклад в науку внесли и ученые-естественники. У истоков учения о клетке как основном элементе строения растений и животных стоят Я. И. Кайданов и П. Ф. Го-ряинов. Переворот в математике произвел Н. И. Лобачевский, ставший в 23 года профессором Казанского университета. В 1826 г. он предложил новую неевклидову систему геометрии, которая была по достоинству оценена математиками лишь полвека спустя. Основы новой науки – эмбриологии – заложили труды академика К. М. Бэра.

В 1834 г. нижнетагильские мастеровые Черепановы построили первую в России железную дорогу с паровой тягой, а академик Б. С. Якоби сконструировал первый практически работающий электромотор. В 1838 г. он приспособил его для установки на железнодорожную тележку, т. е. сделал попытку создать электровоз.


Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826)


Николай Иванович Лобачевский (1792 – 1856)


Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881)

В 1842 г. профессор Казанского университета Н. Н. Зинин осуществил синтез анилина – вещества, употребляемого в качестве основы красителя в текстильной промышленности. До этого подобное вещество производили из индиго, растения, привозимого из-за границы. В те же годы П. П. Аносову удалось найти связь между строением и свойствами металлов, что помогло ему открыть тайну древнего булата. Во многом благодаря его работам родилась новая отрасль науки – металлография.

Время требовало расширения и улучшения медицинского дела. К середине XIX в. в России насчитывалось до 10 тысяч врачей. Многие тысячи солдат, офицеров и гражданских лиц были спасены применением антисептических средств при хирургических операциях, предложенных замечательным хирургом Н. И. Пороговым. Он же впервые в России начал широко использовать обезболивание и уже в 1847 г. проводил операции под эфирным наркозом.

Первая половина столетия стала периодом становления системы просветительных учреждений и развития университетской науки в России. В эти годы были заложены основы исторической школы нового времени, литературы, критики, философии. Достижения русских ученых в области естественных наук позволили инженерам сделать ряд интересных практических изобретений. Развитие науки нередко наталкивалось на непонимание и противодействие властей, но потребности страны и стремление к новым знаниям оказывались сильнее любых препятствий.


1802 – создание Министерства народного просвещения.

1804 – учреждение 6 учебных округов. Принятие университетских уставов.

1835 – принятие нового университетского устава. Отмена автономии университетов.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Сравните отношение к просвещению Александра I и Николая I. В чем, на ваш взгляд, причины разного отношения императоров к средней и высшей школам?

2) Почему Николай I в годы европейских революций не решился, а это ему предлагали, закрыть университеты?

3) Почему власти в первой половине XIX в. (и позже) так жестко контролировали органы народного образования?

4) Расскажите о главных достижениях русских ученых в области гуманитарных и естественных наук.


УНИВЕРСИТЕТЫ ПРИ НИКОЛАЕ I

В университете установился совершенно новый строй. Прежняя свобода исчезла. Студентам запрещено было ходить в кондитерские, читать газеты. В стенах университета не позволено было уже ходить расстегнутым, на улице нельзя было показаться в фуражке: требовалось, чтобы студенты непременно были в треугольной шляпе и при шпаге. От студентов, выезжавших в свет, требовалось, чтобы они на балах в высочайшем присутствии были в чулках и башмаках, хотя в то время эта форма сохранялась только при дворе. Наконец, в Крымскую войну введено было военное обучение: студентов ставили во фронт на университетском дворе и заставляли маршировать. Московскому университету, да и всему просвещению в России, нанесен был удар, от которого они никогда не оправились.

1) Что было запрещено студентам новым университетским уставом? Почему?

2) С какими целями, по вашему мнению, для студентов ввели военную подготовку?

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в

При Николае воспитание в общественных заведениях было подорвано фальшивостью, двоедушием. С низших классов дети привыкали различать науку казенную от настоящей, которая представлялась им в виде запрещенного плода… Старый учитель был синонимом негодного учителя, чем моложе был учитель, тем более он ценился; он недавно еще слышал в университете новые лекции, последнее слово науки. Вообще у нас так называемое высшее образование играет жалкую роль. Молодой человек отлично кончит курс в университете, поступит на службу и перестает читать, так что по прошествии известного времени он выходит хуже невежды.


ЗАГАДКА ОТ ЧИНОВНИКА ПАТЕНТНОЙ СЛУЖБЫ

В начале XIX в. В. В. Петров открыл явление электрической дуги, позже названное именем Вольта. В 1832 г. П. Л. Шиллинг за пять лет до знаменитого С. Морзе изобрел электромагнитный телеграф.

В чем причина такой несправедливости в отношении российских ученых и изобретателей?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 12. Просвещение и наука

§ 12. Просвещение и наука Просвещение. Модернизация России включала не только индустриализацию, социально-экономические и агротехнические преобразования в сельском хозяйстве, реформы политического строя, но и глубокие перемены в культурном облике страны. Если в 1897 г.

§ 73. Просвещение и наука

§ 73. Просвещение и наука Высшее и среднее образование. Начиная со второй половины XVIII в. европейское образование распространялось среди высшего и среднего дворянства, в первой четверти XIX в. оно стало доступно для более многочисленного мелкого дворянства и разночинцев,

§ 16. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА

§ 16. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА Российская система образования. Уровень образования дворянства, наиболее культурного сословия страны, отличался неоднородностью. Запросы и духовная жизнь значительной части этого класса, и прежде всего столичных дворян, были более высокими,

§ 17. Просвещение, наука, литература

§ 28. Просвещение, наука, литература

§ 28. Просвещение, наука, литература 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫСвет и тени петровских преобразований всегда порождали споры современников и историков: одним реформы казались гениальными, другим – ненужными и вредными. Для

§ 41. Просвещение, наука, литература

§ 18. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА

§ 18. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. В XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства. В первой четверти XIX в. его благами могли пользоваться и представители среднего дворянства. В 30 – 40-е гг. получить образование могли уже разночинцы, часть

§ 35. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА

§ 35. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА МЕСТО XIX ВЕКА В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. В истории русской культуры XIX век занимает особое место. Это было время исключительного подъема духа, творческого взлета. Проблемы, поставленные русскими писателями, художниками, композиторами, оказались в

§ 2. Просвещение и наука

Просвещение, наука, литература и искусство

Просвещение, наука, литература и искусство Время Македонской династии, отмеченное бурной деятельностью в области внешних и внутренних дел, было также временем интенсивного развития в сфере образования, литературы, воспитания и искусства. Это было время, когда

§ 2. Просвещение и наука

§ 2. Просвещение и наука Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение.В течение первой четверти XVIII в. была создана целая сеть школ начального обучения. Прежде всего это цифирные школы, первоначально предназначенные для дворянских,

§1. Просвещение. Наука

§1. Просвещение. Наука 1. Просвещение. Во второй половине XIX века система просвещения Грузии претерпела значительные изменения. В этот период был упразднен Кавказский учебный округ и руководство учебными заведениями было возложено на губернаторов. Вскоре Кавказский

Просвещение, наука, литература и искусство

Просвещение, наука, литература и искусство Время Македонской династии, как известно, отличалось напряженной культурной работой в области науки, литературы и просвещения. Деятельность таких лиц, как Фотий в IX веке, Константин Багрянородный в X веке и Михаил Пселл в XI веке с

1. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА. КНИГОПЕЧАТАНИЕ

1. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА. КНИГОПЕЧАТАНИЕ Начальное обучение. Реформы первой четверти XVIII в. в области просвещения, осуществленные в России, способствовали развитию образования на Украине. Основными очагами начального обучения на Левобережье, Слобожанщине и Запорожье до


Век Просвещения – одна из важнейших эпох в истории европейской культуры, характеризующаяся развитием общественной, философской и научной мысли. В основе этого мощного идейного движения лежали свободомыслие и рационализм, а деятели Просвещения видели в знаниях мощный двигатель прогресса всего человечества.


Годы века Просвещения

Просвещение – это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители – это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.

Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.

Джон Локк

Рис. 1. Джон Локк.

Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в XVIII веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углубляющийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.

В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:

которые читают вместе с этой





  • Борьба против феодализма и его основной концепции.
  • Борьба против церкви – важнейшей опоры феодального строя.
  • Создание идеальной модели общества, в основе которой лежали бы принципы буржуазии.

Эпоха Просвещения и ее элементы сказались и на истории России. Екатерина II вела переписку с французскими просветителями, заимствовала их идеи и предложения и внедряла в свои реформы. Поэтому период правления императрицы назван в истории “Просвещенный абсолютизм”. В духе просвещения Екатерина воспитала своего любимого внука Александра, который в 1801 году станет императором. В 1802 году Александр I создаст Министерство народного просвещения. Основной его задачей было проведение реформ в образовательной системе, обновление всех этапов учебного процесса.

Министерство народного просвещения

Рис. 2. Министерство народного просвещения.

Особенности культуры эпохи Просвещения

Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.

В XVIII столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения – Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье – оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.

Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.

Театр эпохи Просвещения

Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса.

Что мы узнали?


Урок рассказывает об изменениях в системе образования России во второй половине XIX века. Развитии женского образования и ограничении обучения детей простого народа. Описывает рост интереса к науке в России. Значение научной деятельности. Показывает маршруты русских исследователей новых земель второй половины XIX века.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Просвещение и наука России во второй половине XIX века"

Реформы второй половины XIX века показали, что необходимы изменения в образовании и дальнейшее развитие научных знаний в России.

На уроке вам предстоит узнать об изменениях в системе образования России, познакомиться с основными научными достижениями и географическими исследованиями.

Образование. После отмены крепостного права стала очевидной необходимость организации школ для разных слоев населения.

Еще в 1859 году в Киеве была организована воскресная школа. Основали ее 17 студентов университета для детей простых людей, у которых не было возможности получить образование. Около ста человек посещали эту школу. Со временем создание таких школ стало повсеместным во всей России.

За период с 1864 по 1874 годы было открыто около десяти тысяч земских школ.

Более резким стало разделение гимназий на классические и реальные. Выпускники классических гимназий готовились поступать в университет. Их количество выросло в три раза по сравнению с первой половиной XIX века. Те, кто учился в реальных гимназиях не получали соответствующей подготовки. Только представьте, в 1856 году в Российской империи было 78 гимназий и реальных училищ; в конце XIX века их стало более трехсот. Теперь они открывались не только в губернских, но и в уездных городах.

Многие высказывались о несправедливости ограничения женского образования. Женщины уезжали в Европу, чтобы учиться. Этот вопрос требовал решения. В 1872 году были организованы Высшие женские курсы профессора Герье. Главной целью этих курсов было просвещение женщин. В основном там преподавались гуманитарные дисциплины. За 15 лет количество обучающихся достигло 256 человек. Выпускницы курсов получали право преподавать в гимназиях.

В 1878 году открыты Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге, или Бестужевские курсы. Принимались на них девушки, которым было больше 21 года и которые окончили гимназию. Вступительных экзаменов они не сдавали, учитывались аттестаты из гимназий. Обучение на курсах было платным, однако многие преподаватели за свою работу не получали жалования.

Несмотря на всё, женщины еще не имели права на получение диплома о высшем образовании.

Но этого мнения придерживались не все. В 1871 году в Петербурге устроены первые в России народные чтения. Они должны были ограничить пьянство и разгул в среде рабочих. Свободное время планировали занять просвещением. За три месяца чтения посетили более 17 тысяч человек. Правительство внимательно следило за тем, что читается рабочим, были составлены списки недопустимой литературы.

Развивалось высшее образование. В 1863 году был принят новый университетский устав. Он был самым либеральным из всех ранее существовавших. Теперь основная роль в управлении отводилась Университетскому совету, в который входили все профессора. Практически в два раза увеличили годовое содержание преподавателей. Это способствовало появлению молодых талантливых работников образования. Стало возможным выписывать из Европы необходимые книги и материалы для лабораторий, не выплачивая при этом пошлину. В университетах открывались новые кафедры. Все это способствовало значительному повышению образовательного уровня.

В 1865 году Ришельевский лицей в Одессе был преобразован в Императорский Новороссийский университет. В 1888 году открылся Сибирский университет в Томске. Он стал первым на территории Русской Азии.

Все больше внимания уделялось специальной подготовке. В 1865 году основана Петровская земледельческая и лесная академия. Империи были необходимы специалисты, ученые, которые в должной степени смогут организовать ведение сельского хозяйства. Первоначально академия была бессословной со свободным поступлением. Однако уже с 1872 года при поступлении ввели образовательный ценз.

Открывались технические и политехнические институты. Количество студентов заметно выросло. В середине века оно равнялось 3758, а к концу XIX века студентов стало более 14 тысяч.

Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, уровень грамотности оставался очень низким. В среднем в Российской империи количество грамотных составляло 21,1%. Из них мужчин было 29,3%, а женщин – 13,1%.

Уровень грамотности в конце XIX века

Таким образом, в конце XIX века правительство начало предпринимать меры по распространению грамотности среди простого населения. Были сняты ограничения на женское образование, появились высшие женские курсы. Был ограничен прием в гимназии и университеты детей низших слоев населения. Открывались новые университеты, внимание уделялось специальному образованию.

Во второй половине XIX века множество изобретений было внедрено в промышленности и хозяйстве, совершены открытия в самых разных научных сферах.

Александр Степанович Попов 7 мая 1895 года во время заседания Русского физико-химического общества в Петербурге продемонстрировал изобретенную им модель радиопередатчика. Этот день в России объявлен Днем радио.

Александр Федорович Можайский в 1882 году получил разрешение на постройку воздухолетательного снаряда, или самолета. Оставшиеся 8 лет жизни он посвятил его усовершенствованию. По некоторым данным самолет Можайского был первым в мире, которому на взлете удалось оторваться от земли с человеком на борту. Однако все запуски оканчивались неудачей, самолет так и не поднялся в воздух.

Среди научных открытий следует отметить:

Дмитрия Ивановича Менделеева, который открыл периодический закон химических элементов.

Александра Григорьевича Столетова – открывшего значение, близкое к скорости света.

Василий Васильевич Докучаев стал основоположником науки о свойствах почв.

Иван Михайлович Сеченов представил учение о рефлексах головного мозга.

Иван Петрович Павлов продолжил теорию Сеченова и создал учение об условных рефлексах.

Продолжали ученые и географические исследования, организовывали новые экспедиции.

Николай Михайлович Пржевальский один из выдающихся путешественников не только в России, но и в мире. Первую свою экспедицию он совершил в 1867 году в возрасте 28 лет. Он отправился в Усурийский край. Там вел орнитологические наблюдения, описывал жизнь местного населения.

В 1870 году Пржевальский отправился в Центральную Азию, где изучал реку Хуанхэ, исследовал горные хребты.

В 1872, 1876, 1879 и 1883 годах он возглавлял экспедиции в Тибетское нагорье.

Помимо географических описаний, Пржевальский собрал богатый ботанический материал. Им были открыты новые виды животных – дикий верблюд, лошадь, названная в честь ученого, и медведь пищухоед. Николай Пржевальский начал научное завоевание ранее неизвестной местности, которая представляла для России интерес.

Иван Васильевич Мушкетов был награжден золотой Константиновской медалью за исследования Туркестанского края. Он стал составителем первой геологической карты этой местности.

Одной из самых ярких и неутомимых личностей конца XIX века был Николай Николаевич Миклухо-Маклай.

Позже он изучал народы Филиппинских островов, Меланэзии и Микронэзии. Ученый смог доказать видовое единство человечества.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о развитии просвещения и науки во второй половине XIX века:

· правительство больше внимания стало уделять всеобщему просвещению и специальному образованию;

· были сняты ограничения на женское образование;

· росло значение научной деятельности;

· изменения в государстве способствовали развитию инициативности среди населения Российской империи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Просвещение и наука во второй половине 19-го века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Просвещение и наука во второй половине 19-го века

Просвещение и наука во второй половине 19-го века

Развитие образования Отмена крепостного права Александром II, успехи промышле.

Развитие образования Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

В стране появились комитеты грамотности, просветительские организации, связан.

В стране появились комитеты грамотности, просветительские организации, связанные с земствами. Они издавали учебники, книги для широких слоев народа, организовывали сбор средств для нужд народной школы. 1

В 1859 г. В Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем о.

В 1859 г. В Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, а к 1862 г. их насчитывалось более 300. Они были бесплатными, а программа обучения в них была намного шире, чем в государственных школах. Учащихся знакомили с основами химии, физики, географии и отечественной истории. Но к сожалению в дальнейшем программа воскресных школ была значительно сокращена. Воскресная школа Владимир Егорович Маковский 2

Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. В 1864 – 18.

Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. В 1864 – 1874гг. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Они являлись самым распространенным типом начальной школы в России. Ученики Архангельской земской школы(конец 19 века) 3

Что касается средних школ, то основным типом были гимназии. В 1861 г. в стран.

Что касается средних школ, то основным типом были гимназии. В 1861 г. в стране было 85 мужских гимназий, где училось 25 тыс. человек. Спустя ¼ века число гимназий утроилось, гимназистов стало более 70 тыс. Женские средние учебные заведения появились только лишь к началу 90-х гг., их было открыто около 300, где занималось до 75 тыс. девушек. Костромская мужская гимназия (конец 19в.) Женская белгородская гимназия (конец 19в.) 4

Несомненными были успехи высшего образования. К концу 19-го века в России нас.

Несомненными были успехи высшего образования. К концу 19-го века в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений. Варшавский университет, ставший крупнейшим к концу 19 века в России 5

Однако, несмотря на все выше перечисленное, уровень грамотности населения ост.

Однако, несмотря на все выше перечисленное, уровень грамотности населения оставался одним из самых низких в Европе. Средний уровень грамотности составлял 21,1%. Грамотное население находилось в основном в крупных городах. Высшее образование имели более 1%, среднее более 4% населения.

Успехи естественных наук Успехи промышленности были тесно связаны с достижени.

Успехи естественных наук Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в практических целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.

П. Л. Чебышев - русский математик и механик, основоположник петербургской мат.

П. Л. Чебышев - русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук (с 1859 года) и ещё 24 академий мира. Чебышев связывал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела. Увлекался теорией машин и конструированием различных механизмов. Например, он изготовил стопоходящую машину, имитирующую движение животного при ходьбе, а также автоматическую счетную машинку – арифмометр. 1

1) Механизм Чебышёва — механизм, преобразующий вращательное движение в движен.

1) Механизм Чебышёва — механизм, преобразующий вращательное движение в движение, приближённое к прямолинейному (GIF изображение справа). 2) Стопоходящая машина 3) Арифмометр

А. Г. Столетов - русский физик, заслуженный профессор Московского университет.

А. Г. Столетов - русский физик, заслуженный профессор Московского университета. В 1876 году, измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Данные исследования Столетова были проведены еще до опытов Г. Герца. Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 году, способствовало утверждению электромагнитной теории света. 2

В 1888—1890 годах Александр Столетов систематически изучал фотоэффект, опубли.

В 1888—1890 годах Александр Столетов систематически изучал фотоэффект, опубликовавший 6 работ. Им были сделаны несколько важных открытий в этой области, в том числе выведен первый закон внешнего фотоэффекта. Формулировка 1-го закона фотоэффекта (закона Столетова): Сила фототока прямо пропорциональна плотности светового потока.

А. С. Попов - русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статски.

А. С. Попов - русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник (1901), Почётный инженер-электрик (1899). 25.04.1895 году в Русском физическом обществе прочитал доклад по радиосвязи и продемонстрировал изготовленный им приемник-передатчик. Через несколько лет, усовершенствовав свое изобретение, он добился 150-километровой дальности передачи и приема. В 1900 году его радиоприемник был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. 3

Радиоприемник Попова

В 1876 году П. Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре его лам.

В 1876 году П. Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре его лампочки осветили улицы и дома многих городов мира. В 1881 году морской офицер А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей. В 1888 году механик-самоучка Ф.А. Блинов изобрел гусеничный трактор. 4,5,6

Д. И. Менделеев - русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, эконо.

Д. И. Менделеев - русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 году периодического закона химических элементов. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т. е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым открытие служит блестящим подтверждением закона перехода количества в качество. Редактор Казанского университета А. М. Бутлеров заложил основы органической химии. 7,8


В. В. Докучаев - русский геолог и почвовед, основоположник школы почвоведения.

И. М. Сеченов - русский просветитель и создатель физиологической школы. Сечен.

И. М. Сеченов - русский просветитель и создатель физиологической школы. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке. Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность есть не что иное, как результат работы головного мозга. 10

Издание учений о рефлексах головного мозга Переиздание учений о рефлексах гол.

Издание учений о рефлексах головного мозга Переиздание учений о рефлексах головного мозга

И. П. Павлов - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог.

И. П. Павлов - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде, и что условный рефлекс – это новоприобретение организма, результат накопления им индивидуального жизненного опыта. 11,12 И. И. Мечников и Н. Ф. Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства, уделяли огромное влияние борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Их бактериологическая станция в Одессе

Для развития естественных наук во второй половине 19 века характерны тесная с.

Для развития естественных наук во второй половине 19 века характерны тесная связь с практикой, материалистическое представление о природе и борьба с реакционными философскими и политическими теориями. Крупнейшие ученые, деятели естествознания поддерживали демократическое движение и часто сами были его участниками.

Развитие географических знаний Русская географическая наука добилась значител.

Развитие географических знаний Русская географическая наука добилась значительных успехов благодаря экспедициям выдающихся ученых.

Обследования Камчатки, Чукотки и ряда островов в северной части Тихого океана.

Обследования Камчатки, Чукотки и ряда островов в северной части Тихого океана были произведены академиком адмиралом Ф. П. Литке. 1 Кругосветные плавания — в 1817—1819 и 1826—1829 гг., во время которых исследовал Камчатку, Чукотку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и описание своих путешествий.

Крупные геологические и зоологические обследования Центральной Азии были прои.

Крупные геологические и зоологические обследования Центральной Азии были произведены Н. М. Пржевальским. 2 Пржевальским также был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер, впервые были даны описания некоторых животных. В собранном им гербарии, который насчитывал до 16тыс. экземпляров, ботаники обнаружили 218 новых видов и 7 родов.

Н. Н. Миклухо-Маклай - русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник.


Развитие гуманитарных наук В области гуманитарных наук следует выделить работ.

Развитие гуманитарных наук В области гуманитарных наук следует выделить работы русских историков.

С. М. Соловьев – профессор, декан историко-филологического факультета, а зате.


В. О. Ключевский – российский историк, ученик Соловьева. В 1882 году блестяще.


Важным событием в научной и педагогической жизни страны стало открытие в Моск.

Важным событием в научной и педагогической жизни страны стало открытие в Москве в 1883 году Исторического музея. 3

Отечественная наука второй половины 19 века вышла на передовые рубежи. Русски.

Отечественная наука второй половины 19 века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей и способствовали научному поиску.

Читайте также: