Краткое содержание произведений камю

Обновлено: 06.07.2024

Предшественники и попутчики

Основные черты экзистенциализма были обозначены ещё в девятнадцатом веке датским философом С. Кьеркегором. Развитие этого философского направления началось через много лет, когда человечество подустало от благ технического прогресса. И действительно: с одной стороны — телефон, телеграф, реактивные самолёты и бикини-мини, а с другой — жесточайшие мировые войны, тоталитарные режимы и человек человеку — волк.

Установками экзистенциализма стали наблюдения за существованием внутри самого существования, изучение внутреннего мира при пограничных ситуациях, когда даже если есть выбор, то он всегда ложный, а способность адекватно оценить свои поступки отсутствует. Впрочем, если есть адекватность — это уже не экзистенциализм.

Краткое содержание первой части

Алжирец французского происхождения, живущий в пригороде, мелкий чиновник Мерсо, узнаёт о смерти матери. Несколько лет назад он отвёз её в богадельню, поскольку жалованье не позволяло её содержать. Мерсо отправляется на похороны.

В богадельне он ведёт себя явно неподобающе скорбящему сыну: побеседовав с директором, идёт ночевать к гробу матери, но даже не хочет взглянуть на её тело, разговаривает о пустяках со сторожем, спокойно пьёт кофе, курит, спит, а потом видит у гроба друзей матери из богадельни, которые явно осуждают его бесчувственность. Так же равнодушно хоронит мать и возвращается в город.

Дома долго спит, потом идёт к морю купаться и встречает бывшую сослуживицу Мари, которая очень сочувствует его потере. Вечером они становятся любовниками. Следующий день Мерсо проводит у окна, неторопливо размышляя о том, что почему-то в его жизни практически ничего не изменилось.

Вечером следующего дня Мерсо возвращается с работы и встречается с соседями: стариком Саламано и кладовщиком Раймоном, который слывёт сутенёром. У Раймона любовница-арабка, которую он хочет проучить: просит Мерсо помочь в сочинении письма, которым пригласит её на свидание, чтобы там её избить. Мерсо видит их бурную ссору, которую пресекает полиция, и соглашается быть свидетелем в пользу Раймона.



На похоронах матери

Фамилия главного героя – Мерсо. Имени его автор не называет. Мерсо – мелкий чиновник, получающий небольшое жалованье. История начинается со смерти матери. Мерсо когда-то определил ее в богадельню, а теперь, взяв отпуск, едет на похороны. Обитатели богадельни ожидают увидеть безутешного сына. Велико их удивление, когда Мерсо отказывается взглянуть на покойную, а после спокойно пьет кофе, курит и идет спать. На следующий день после похорон главный герой возвращается в Алжир.

Мерсо возвращается домой. Проспав около двенадцати часов, он отправляется на пляж, где встречает Мари Кардон — бывшую служащую его конторы. Между ними завязывается роман, который не вызывает в душе главного героя никаких эмоций. В его жизни ничего не изменилось ни после смерти матери, ни после ночи, проведенной с Мари.

На следующий день Мерсо отправляется в контору. На обратном пути встречает соседей — старика, выгуливающего собаку, и сутенера Раймона. Последний просит его о помощи. Нужно написать письмо бывшей любовнице, чтоб вызвать ее на свидание. Раймон, дабы отомстить за измену, изобьет ее. Мерсо не только соглашается, но и позже, когда на сутенера подают в суд, выступает в его защиту.


Перспективы и отказ

Начальник на работе предлагает Мерсо повышение по службе с переводом в Париж. Мерсо не хочет: жизнь от этого не переменится. Потом Мари справляется у него о намерении на ней жениться, но Мерсо и это не интересует.

В воскресенье Мари, Мерсо и Раймон идут на море в гости к Массону — приятелю Раймона. На автобусной остановке их настораживает встреча с арабами, среди которых — брат любовницы Раймона. После завтрака и купания на прогулке, снова заметив арабов, друзья уже уверены, что их выследили. Завязывается драка, в которой Раймон получает удар ножом, после чего арабы убегают.

Через некоторое время, обработав рану Раймона, все трое снова идут на пляж и опять натыкаются на тех же арабов. Раймон передаёт Мерсо свой револьвер, но ссоры с арабами не получилось. Мерсо остаётся один, одурманенный зноем и алкоголем. Снова увидев араба, ранившего Раймона, он убивает его.

Краткое содержание второй части

Мерсо арестовали и вызывают на допросы. Он думает, что дело его совсем простое, но адвокат и следователь не соглашаются. Мотивы преступления никому не понятны, а сам Мерсо испытывает лишь досаду от случившегося.

Одиннадцать месяцев длится следствие. Камера стала домом, жизнь остановилась. Воля закончилась даже в мыслях после свидания с Мари. Мерсо скучает, вспоминает прошедшее. К нему приходит понимание, что даже один день жизни может наполнить сто лет заключения в тюрьме, столько остаётся воспоминаний. Постепенно понятие времени теряется.

В камере смертника


Приговор

Дело слушается судом присяжных. Много народу в очень душном зале. Мерсо не различает лиц. Впечатление, что он тут лишний. Свидетелей опрашивают долго, картина вырисовывается печальная. Прокурор обвиняет Мерсо в бездушии: ни одной слезы на похоронах матери, даже не пожелал взглянуть на неё, суток не прошло, как он вступил в связь с женщиной, дружит с сутенёром, убивает без повода, ни человеческих чувств, ни принципов морали у подсудимого нет. Прокурор требует смертной казни. Адвокат заявляет противоположное: Мерсо — честный труженик и примерный сын, который содержал свою мать, пока мог, его погубило минутное ослепление, и самая тяжкая кара ему — раскаяние и совесть.

Приговор, тем не менее, — смертная казнь. От имени всего французского народа Мерсо публично отрубят голову на площади. Он не понимает неизбежности происходящего, но всё-таки смиряется. Жизнь не так хороша, чтобы за неё цепляться. И если всё равно придётся умереть, то нет разницы, когда и как. Перед казнью Мерсо ссорится со священником, потому что не хочет тратить оставшееся малое время Бог знает на что. Вечная жизнь не имеет смысла, и Мерсо в неё не верит. Но на самом пороге смерти, уже чувствуя дыхание мрака, он видит свою судьбу. И, наконец, потрясённо открывает душу миру. Мир равнодушно ласков. Как и сам Мерсо. Именно такого героя и описал Альбер Камю: посторонний. Не отождествляющий собственное существование с реалиями мира. Они постороннему чужды.

Арест

Мерсо задержали. Но ни убийство, ни арест не вызвали у него эмоций. Он полагал, что дело его очень простое. Следователь же пытался найти мотив. Но безрезультатно. Однажды он завел с Мерсо разговор о Боге, но тот признался в своем неверии.

Следствие продолжалось почти год. Он привык к тюремной камере, однажды, после того как его посетила Мари, вдруг подумал: достаточно всего одного прожитого дня для того, чтобы провести в тюрьме век. У Мерсо было достаточно воспоминаний. Он уже не тосковал по свободе. А спустя несколько месяцев пребывания в камере утратил чувство времени.

Начинается слушание дела Мерсо. В зале много народу. Мерсо здесь чувствует себя не преступником, ожидающим наказания, а посторонним, лишним. Допрашивают Мари, Раймона, Массона и даже директора богадельни, в которой провела последние годы мать подсудимого. Последний рассказывает о странном поведении Мерсо на похоронах матери.

Вырисовывается портрет убийцы. Равнодушный, беспринципный человек, который, не всплакнув ни разу на похоронах матери, вступает на следующий же день в любовную связь с женщиной, кроме того, состоит в дружеских отношениях с сутенером. А стреляет в человека он, пытаясь свести старые счеты. Прокурор называет Мерсо бездушной, беспринципной личностью и требует высшей меры наказания. Главного героя приговаривают к казни.


Краткий анализ

Об авторском языке и стиле

Авторский стиль очень ярок, несмотря на то, что весь текст повести — повествование пополам с описаниями от первого лица и в прошедшем времени, то есть насколько возможно прост и ясен. В этой повести и сам автор — Альбер Камю — посторонний в той же мере, что и его герой. Лаконичен, бесстрастен. Особенно в перечислении действий героя: выпил кофе, сходил в кино, убил человека. Но какая сила и какая глубина в этой простоте! Легко только конспектировать краткое содержание. Камю — посторонний, может быть, в чём угодно, но только не в литературе.

Слишком точно выбран метод. Слишком живые герои, словно только с улицы. И очень тонко сотканная атмосфера абсурда, где абсурдно буквально всё: поступки героев, их внутренний мир. Даже доводы присяжных: главным аргументом за смертную казнь послужило то, что Мерсо не плакал на похоронах — это вершина абсурда.

Падение (La Chute) Роман (1956)
Встреча читателя с рассказчиком происходит в амстердамском баре под названием "Мехико-Сити". Рассказчик, бывший адвокат, имевший в Париже обширную практику, после переломного периода в своей жизни переселился туда, где его никто не знает и где он старается отрешиться от своих подчас тяжелых воспоминаний.

Посторонний

Альбер Камю (Albert Camus) 1913-1960
Посторонний (L'Etranger) Повесть (1942)
Мерсо, мелкий французский чиновник, житель алжирского предместья, получает известие о смерти своей матери. Три года назад, будучи не в состоянии содержать ее на свое скромное жалованье, он поместил ее в богадельню. Получив двухнедельный отпуск, Мерсо в тот же день отправляется на похороны.
После краткой беседы с директором богадельни Мерсо собирается провести ночь у гроба матери.

Чума (La peste) Роман-притча (1974)
Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194. году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведется от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в зараженном городе.
Чума приходит в этот город, лишенный растительности и не знающий пения птиц, неожиданно.

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Французский писатель родился 7 ноября 1913 году в Алжире. Альбер потерял отца в раннем возрасте. Льюсь Камю, отец Альбера, получил ранение в 1914 году в битве на Марне из-за чего и умер. Все детство семья писателя прожила в нищете. Его мама работала прислугой или уборщицей, также им помогала бабушка. В возрасте 5-ти лет маленький Альбер пошёл учится в начальную школу, по окончании которой поступил в колледж. Именно в колледже он стал интересоваться французской культурой и активно заниматься футболом. Но из-за того, что у писателя обнаружили туберкулёз, ему пришлось навсегда забыть о спорте. В возрасте 19 лет Альбер поступил в университет, где продолжал активно заниматься своим образованием. В 1934 году писатель женился на Симоне Ийе, но развёлся с ней после 5-ти лет совместной жизни. В 1935 году Альбер получил степень магистра.

Альбер Камю стал увлекаться социалистическими идеями, и даже с 1935 года вступил в коммунистическую партию. В 1939 году писатель переехал в Париж, в качестве редактора газеты. В 1942 году Альбер издал произведение, которое называется "Посторонний", а в 1943 произведение под название "Миф о Сизифе". В 1944 году писатель написал роман под названием "Чума". В послевоенное время Альбер Камю продолжал работать в газетах и писать публицистические статьи. С 1954 года писатель решил попробовать себя в роли сценариста, и написал несколько пьес для постановок в театре. Повесть "Падение" была написана в 1956 году, а сборник рассказов под названием "Изгнание и царство" на один год позже. В 1957 году писатель получил "Нобелевскую премию" по литературе.

Умер писатель 4 января 1960 года, когда ему было всего 47 лет, из-за автокатастрофы. Писатель был похоронен на юге Франции. В 2009 году правительство Франции хотело перевести прах Альбера Камю в Пантеон, но родственники писателя отказались от данной идеи.

Повествование идёт от первого лица. Главный герой Мерсо в виде исповеди беспристрастно, без эмоций рассказывает о себе. От него мы узнаем о трёх важных этапах в его жизни — о смерти матери, кратких отношениях с девушкой и об убийстве.

Краткая биография Альбера Камю


Французский писатель Альбер Камю родился в 1913 году в Алжире. Мать Кутрин Сантэ испанка по происхождению, отец Люсьен Камю из Эльзаса. В результате смертельного ранения во время Первой мировой войны отец преждевременно умер.

Альбер прилежно учился в школе, а затем в университете на философском факультете. Будучи студентом, изучал труды С. Кьеркегора, Л. Шестова, М.Хайдеггера. На старших курсах увлёкся идеями социализма и вступил в коммунистическую партию.

Во время оккупации Франции Германией, не желая жить в порабощённой стране, вернулся в алжирский Оран, где он преподавал. Скоро вернулся в Париж, вступив в движение Сопротивления. Писал патриотические статьи в подпольной газете.

После войны он сотрудничает с анархистами и критикует социализм. По мнению Камю, этот строй неизбежно вёл к установлению авторитарных режимов. Литературное творчество и театральное искусство всё больше увлекали Альбера. По своим пьесам он ставит спектакли, планирует открыть в Париже Экспериментальный театр.

В 1957 году Камю присудили Нобелевскую премию за огромный вклад в литературу. Погиб Альбер Камю в автомобильной катастрофе, произошедшей 4 января 1960 года. Писателю было всего 46 лет. Самые известные его произведения:

Все книги Альбера Камю можно прочитать онлайн бесплатно на нашем сайте в удобном для вас формате.

Что такое экзистенциализм?

Слово происходит от латинского existentia, то есть существование. Главный тезис этого направления в искусстве — существование предшествует сущности. Проще говоря, согласно экзистенциализму поступки человека определяют природу человека. Выбор человек делает сам осознанно и несёт за это полную ответственность. Цепь философского построения — человек, моральный выбор, ответственность.


Мелкий служащий, чьё имя не упоминается, а известна лишь фамилия — Мерсо, получает известие о смерти матери, которую он содержал в доме для престарелых, и спешит на её похороны во Францию. По поведению и разговорам директор, да, и все служащие богадельни замечают его безразличный взгляд и отрешённость.


После похорон Мерсо возвращается домой в Алжир. Отоспавшись как следует, он идёт к морю освежиться и встречает на бывшую сослуживицу Мари Кардона. Девушка в тот же вечер становится его любовницей. Утром мужчина констатирует, что в его жизни с появлением Мари ничего не изменилось.

На следующий день герой встречает Раймона Синтеса. Тот просит написать письмо подружке, которая ему изменила. Раймон хочет заманить свою любовницу арабку на свидание, а потом отколотить её. После бурных разборок друзья попадают в полицию для выяснения обстоятельств.

В поле зрения Мерсо постоянно попадают два араба, один из которых брат любовницы Раймона. Это его настораживает, ему кажется, что за ними следят. После очередной случайной встречи завязывается потасовка и Раймона ранят ножом. Друзья убегают.

Парня арестовывают. Сам он считает дело ясным, но его адвокат и следователь так не думают. Видя, что Мерсо неглуп и не агрессивен, следователь не может понять его мотивов. Следствие затягивается на 11 месяцев. В это время наш герой не пытается оправдать себя.

В камере Мерсо вспоминает свою жизнь. Он ни о чём не жалеет только приходит к пониманию, что если человек пробыл хоть один день на свободе, то этих воспоминаний хватит на сто лет в тюрьме. Скоро Мерсо и вовсе потерял счёт времени.

На последнее слушание его дела собралось много народа. Глядя на знакомые лица, Мерсо чувствовал себя Посторонним. Иным. Перед ним мелькали свидетели — знакомые матери из богадельни, Мари, Раймон, директор и другие, обвинявшие его за равнодушие и чёрствость. В ужасе от услышанного прокурор требует публичную смертную казнь для Мерсо.


Почему стоит прочесть книгу?

Читайте также: