Краткое содержание половецкие пляски

Обновлено: 05.07.2024

Одним из самых культовых русских классических произведений с восточной темой стала опера Бородина "Князь Игорь". Она много лет не сходит со сцен всех мировых театров. А самая яркая и знаменитая ее часть - синтез оперы и балета - Половецкие пляски, стала одной из визитных карточек русской классической музыки. Это безусловный мировой хит. Дикие, стихийные пляски воинов-половцев в сочетании с нежнейшей песней и чувственными танцами половецких девушек до сих пор поражают своей экспрессией.

Уникальный композитор

Александр Бородин — успешный русский ученый-химик, академик Медико-хирургической академии, один из основателей Русского химического общества, открыватель новой химической реакции, которая была названа в его честь (реакция Бородина-Хунсдикера). Первым в мире он получил новое соединение — фтористый бензоил. И одновременно с этим он - один из основателей жанров симфонии и квартетов в России. Загадка - как вообще возможно совмещать деятельность ученого-химика и композитора мирового уровня.

Бородин писал "Князя Игоря" около 18 лет, но так и не закончил. Он умер в 53 года от сердечного приступа. Заканчивали оперу Лядов, Глазунов и Римский-Корсаков. Они оркестровали часть сцен.

Хореография Фокина

Одной из самых известных постановок знаменитого произведения стал спектакль в рамках знаменитых "Русских сезонов" под руководством Сергея Дягелева 19 мая 1909 года. Постановщиком танцевального номера стал выдающийся русский хореограф-новатор Михаил Фокин. Он поставил Половецкие пляски заново. Первая постановка была авторства Л. Иванова (к сожалению сведений о ней почти не сохранилось). Талантливый хореограф с блеском воплотил в танце самые неистовые хореографические фантазии, которые вместе с тем удивительно точно отображали музыкальные образы композитора.

Откуда брались мои pas? Я бы сказал — из музыки. Иногда я приступал к постановке во всеоружии, напитавшись историческими, этнографическими, музейными и книжными материалами. На этот раз я пришел с нотами Бородина под мышкой, и это было все мое оружие.

Насколько я колебался до начала работы, настолько я был уверен в себе, когда начал постановку. Никто не мог бы сбить меня. Все рисовалось мне ясно, и я верил, что если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так.

Александр Бенуа, очевидец парижских гастролей, писал на родину:

„Половецкий стан" „победил Париж" благодаря изобретательности Фокина и присутствию на сцене наших незаменимых балетных артистов (эта балетная молодежь — в большинстве горячие поклонники кто Горского, кто Фокина), которые так отдались своей роли (можно сказать, что у всех именно одна роль), так пережили ее, так перевоплотились в каких-то древних героических дикарей и чутких степных девушек, что не поверить тому, что происходило на сцене, было невозможно.

Сергей Григорьев, режиссер дягилевской труппы подтверждает:

Впечатление от этой сцены и от музыки было столь огромным, что бурные аплодисменты неоднократно прерывали действие, и, когда занавес опустился, ажиотаж был неописуемый. На время забыли даже про Шаляпина, певшего Кончака. Партию главного воина исполнил Адольф Больм, и никто не мог с ним сравниться в этой роли. Софья Федорова зажигательно станцевала Половецкую девушку, и вся труппа превзошла себя

Мировая слава

Половецкие пляски - фактически балетный эпизод в опере. Это не очень типично. Но, кроме того, танцы сопровождает оркестр и хор. Во время танца невольниц хор поет знаменитую мелодию "Улетай на крыльях ветра", которая стала невероятно популярна во всем мире.

Удивительно, сколько музыкантов из разных стран использовали знаменитую композицию в своих произведениях:

  • Мелодию можно услышать в песне Хулио Иглесиаса Quiereme

Действие происходит в половецком стане в 1185 году.

История создания

Сюжет

Сюжет как таковой отсутствует. Действие происходит в половецком стане, в степи, бескрайнюю гладь которой нарушают лишь шатры кочевников. Девушки опоясывают пространство широким хороводом, на них вихрем налетают половцы, каждый выбирает себе жертву. Их пытаются заслонить юноши, но бегущая толпа сметает их. В колдовском движении пляски все славят хана.

Музыка

Музыка Половецких плясок отличается убедительным воплощением восточных образов, стихийной силой, поистине ослепительной красочностью, а вместе с тем — грацией и пластичностью. Четыре разнохарактерные сцены сливаются в непрерывном действии. Контрастно чередуются плавная пляска девушек, необузданная мужская, стремительная и легкая мальчиков. Заканчивается сцена общим буйным, темпераментным вихревым танцем.

Балетмейстер М. Фокин, художник Н. Рерих, дирижер Э. Купер.

Содержание

Содержание балетного акта

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым.

Хан Кончак предлагает пленённому князю Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их.

Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.

В опере он идёт в начале и в конце второго акта.

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом, негой воздух полон,
Где под говор моря дремлют горы в облаках.
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных;
И сладкий виноград растёт.
Там тебе привольней, песня…
Ты туда и улетай!



Постановки

Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в Мариинском театре.

Постановка Голейзовского

Смешение стилей Касьян Ярославович объясняет тем, что племена постепенно вливались в половецкие орды, срастались с ними. Такое явление имело влияние на образование своеобразных плясовых приёмов половцев.

Балет ставился Голейзовским по партитуре. Каждый рисунок строился в согласовании с ритмом, мелодией и тембром оркестровых красок. У Бородина восток в музыке подлинный, стихийный.

Постановка Фокина

Вера Красовская писала о том, как Фокин воплотил в танце свои хореографические фантазии и убедительно раскрыл музыкальные образы:

Музыка



Запись музыки

Аранжировка музыки Бородина


Популярную мелодию исполняют многие известные современные музыканты и джазмены в собственной аранжировке: французский пианист Ричард Клайдерман, российский саксофонист Алексей Козлов.

Даю вам немного материала и ссылки на него. Выберите нужное и наишите своими словами сочинение.

Содержание балетного акта

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым.

Хан Кончак предлагает пленённому князю Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их.

Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.

Наиболее ярко представлены в Половецких плясках и самобытные музыкально-стилистические особенности восточных песен и танцев.

Читайте также: