Краткое содержание параграфа по географии 6 класс реки

Обновлено: 05.07.2024

Открытый урок по географии 6 класс по теме "Реки". Предлагается конспект урока по теме. На уроке используется работа в парах, группах.

ВложениеРазмер
urok_reki_otkrytyy_8_.02.2012.docx 76.43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;

научить определять левые и правые притоки реки.

развивать умение описывать реки по типовому плану;

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами.

  1. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки - Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.

Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.

Всем добрый день!

Прозвенел и смолк звонок

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.

Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.

У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.

1. Перечислите условия образования подземной воды.

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Взаимопроверка (ученики в парах меняются тетрадями, проверяют работу и выставляют оценки, используя критерии оценивания).

Слайд № 3 Ответы:

2) атмосферные осадки.

2. 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г; 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Слайд № 4 Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Сегодня на уроке мы поговорим о реках.

- А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье, течение)

- А что бы вы хотели еще узнать о реках? (познакомиться с понятием река, узнать какие реки бывают, от чего они зависят)

Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие вас вопросы.

Цель на уроке мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Слайд № 6 На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Слайд №7 Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.

Слайд №8 - Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.

Слайд № 9 Схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало .

- А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)

- Значит, что такое исток?

Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.

Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

- Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)

- Как называют это место? ( устьем)

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.

Задание : Найдите на карте России с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.

Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море.

Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.

- Как же определить, какой приток – правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток).

Слайд №10 Правило определения правого и левого притоков:

  1. Встать лицом к устью реки (вниз по течению).
  2. Если река впадает справа – это правый приток.
  3. Если река впадает слева – это левый приток.

Задание: Найдите в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки.

1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама - левый приток Волги.

Главная река со всеми ее притоками образует речную систему .

Слайд № 11 Речная система – главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.

Слайд № 12 Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом .

Водораздел – граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.

По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.

Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном .

Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.

У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км 2 - чуть меньше площади Австралии.

- А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.

- Давайте ее проверим.

Проверка ( Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)

Оцените свою работу:

4 правильных ответа – очень хорошо

3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.

Слайд №13 Реки очень сильно зависят от рельефа и климата.

Слайд № 14 В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)

Рассмотрим зависимость рек от рельефа.

- В зависимости от рельефа, какие реки бывают? (равнинные и горные)

Давайте запишем в тетради схему типы рек.

Слайд №15 Равнинные

  1. Бурное течение
  2. Узкая долина
  3. Прямое русло
  4. Короткая река
  5. Неудобна для судоходства
  1. Спокойное течение
  2. Широкая речная долина
  3. Большая длина
  4. Извилистое русло
  5. Удобна для судоходства

Горные Слайд №16

Работа в группах

- Чем равнинная река отличается от горной? . Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.

Слайд №17 Иногда на реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)

- Как пороги образуются, прочитайте в учебнике на с.92, п5.

Расскажите об образовании порогов.

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород .

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги . Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Слайд № 18 При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада .

- Что такое водопад?

Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

Слайд №19 Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 5 0 с.ш. и 63 0 з.д. ? (Анхель, показывают на карте у доски)

Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке . Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.

А вот еще один водопад, о котором расскажет Зылева Таня.

Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.

Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

Рассмотрим влияние климата на питание рек.

- За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)

Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.

Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради питание рек по середине.

  1. Дождевое
  2. Снеговое
  3. Подземное
  4. Смешанное

Слайд №26 Практическая работа в группах.

Задание: Описание реки Обь по плану.

1. Материк, на котором находится река.

2. Исток, направление течения, устье.

3. Характер течения реки.

4. Тип питания реки.

5. Самый крупный приток реки.

6. К бассейну, какого океана относится?

- Кто правильно или практически без ошибок заполнил таблицу, поднимите руки.

- Что нового вы узнали о реках?

- На доске показаны знаки, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока:

…. – ничего не понял

Я показываю знак, а вы поднимите руки.

Вижу, что большинство поняли тему урока.

VI. Домашнее задание

Слайд №28 П. 30, составить синквейны на понятия река, пороги, водопад.

Практическая работа в группах

Задание: опиши реку Обь по плану.

1. Материк, на котором находится река

Река Обь находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении - равнинная или горная)

4. Тип питания реки (дождевое, снеговое, подземное, смешанное)

Река Обь имеет питание -

5. Самый крупный приток реки

Самый крупный приток Оби -

Река Обь относится к бассейну -

Практическая работа в группах

Задание: опиши реку Обь по плану.

1. Материк, на котором находится река

Река Обь находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении - равнинная или горная)

4. Тип питания реки (дождевое, снеговое, подземное, смешанное)

Река Обь имеет питание -

5. Самый крупный приток реки

Самый крупный приток Оби -

Река — естественный водный поток (водоток) свыше \(10\) км, текущий по выработанному им руслу.

Место впадения реки в другой водный объект называется устьем .

Истоком (началом) реки может являться родник, ручей, болото, озеро, ледник. Устьем реки может быть место впадения реки в другую реку, болото, озеро, море, океан.

Устье реки, где русло делится на множество проток и рукавов, называется дельтой .

Крупнейшая дельта на планете принадлежит устью рек Брахмапутры и Ганга. Устье в виде дельты также имеют такие реки, как Хуанхэ, Нил, Миссисипи, Амазонка, Дунай, Волга, Лена.

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

Задачи урока:

  • Начать формирование у учащихся представления о реках.
  • Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
  • Продолжить формирование умения работать с географической картой.
  • Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
  • Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Река Залив Озеро
Ручей Водохранилище Пруд
Море Океан Водопад
Болото Горный ледник Подземные воды
Речной канал Родник Источник

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.

Загадка

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).

Определение с учащимися темы, задач и цели урока.

III. Изучение нового материала.

– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.

– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

Из каких частей состоит река?

  • Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
  • Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
  • Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.

– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)

  • Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.

– Какими бывают типы устьев рек?

  • Дельта – устье реки с протоками;
  • Эстуарий – воронкообразное устье реки.

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.

  • Речная система – это главная река со всеми притоками;
  • Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;
  • Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:

  1. Нил, Конго (Африка);
  2. Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
  3. Амазонка (Южная Америка);
  4. Миссисипи (Северная Америка).

– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.

Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,
  • относительно прямые русла,
  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
  • дно почти все занято руслом,
  • неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,
  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
  • разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
  • развитое судоходство.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.

  • Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
  • Режим реки – поведение реки в течение года.
  • Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?

– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)

IV. Закрепление материала.

  • Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
  • назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
  • назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
  • назовите номера всех правых притоков – 9;
  • назовите номера всех левых притоков – 10, 12.

V. Подведение итогов.

1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.

  1. Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
  2. На каком материке находится;
  3. Исток (начало реки);
  4. Устье (место впадения);
  5. Направление течения;
  6. Притоки (левые и правые);
  7. Питание реки;
  8. Хозяйственное использование.

VI. Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ РЕКИ.ppt

Реки Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно опи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Реки Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно опи.

Реки- постоянный водный поток, текущий в углублении, называемом руслом. Реки.

Реки- постоянный водный поток, текущий в углублении, называемом руслом. Реки делятся на равнинные и горные


Части реки. Исток - начало реки. Устье - конец реки. Речная долина - углубле.

Части реки. Исток - начало реки. Устье - конец реки. Речная долина - углубление в рельефе, которое занимает река. Речная система - река со всеми её притоками. Речной бассейн - территория, с которой река собирает воду. Водораздел - граница, разделяющая речные бассейны. Пойма – часть речной долины, затапливаемая во время половодья

Равнинные реки текут спокойно в широких долинах. Скорость течения не мене.

Равнинные реки текут спокойно в широких долинах. Скорость течения не менее 1 м/с. Вырабатывают широкую долину. При достаточной глубине удобны для судоходства. Часто очень извилисты, т.к. не обладают силой, достаточной для того, чтобы проложить себе прямой путь.


Горные реки берут начало в горах, от таяния ледников, имеют значительную.

Горные реки берут начало в горах, от таяния ледников, имеют значительную скорость, долины у них узкие и глубокие. Русло занимает все дно долины.


 На реках бывают пороги и водопады, как на равнинных так и на горных.

На реках бывают пороги и водопады, как на равнинных так и на горных.

Пороги Выходы твёрдых пород, пересекающих русло, нагромождение камней. Преод.

Пороги Выходы твёрдых пород, пересекающих русло, нагромождение камней. Преодолевая их, река пенится, высоко вверх летят брызги, возникают водовороты. На порожистых участках равнинные реки похожи на горные. Пороги мешают судоходству

Водопады Падение воды с высокого уступа на реке. Водопады встречаются в гора.

Водопады Падение воды с высокого уступа на реке. Водопады встречаются в горах и на возвышенных равнинах. Самый высокий на Земле водопад – Анхель в Южной Америке (бассейн реки Ориноко). Его высота – 1054 метра. Самыми знаменитыми водопадами считаются Ниагарский (Северная Америка-Ниагара), Виктория (Африка-Замбези), Игуасу (Южная Америка-Игуасу).

Водопад Анхель – самый высокий в мире его высота 1054 м

Водопад Анхель – самый высокий в мире его высота 1054 м

Ниагарский водопад- его высота 54 м

Ниагарский водопад- его высота 54 м

Крупнейшие реки мира Евразия – Янцзы, Лена, Енисей, Хуанхэ, Обь, Волга, Дунай.

Крупнейшие реки мира Евразия – Янцзы, Лена, Енисей, Хуанхэ, Обь, Волга, Дунай, Ганг, Инд, Меконг, Амур, Тигр/Евфрат. Африка – Нил, Конго, Замбези, Оранжевая, Нигер. Северная Америка – Миссисипи, Рио-Гранде, Юкон Южная Америка – Амазонка, Парана, Ориноко. Австралия – Муррей.

Крупнейшие реки России Обь с Иртышом – 5410км. Амур с Аргунью – 4444км. Лена.

Крупнейшие реки России Обь с Иртышом – 5410км. Амур с Аргунью – 4444км. Лена – 4400км. Енисей с Большим Енисеем – 4092км. Волга(одна) – 3531км. Оленёк – 2270км. Колыма – 2129км. Дон – 1870км. Печора – 1809км. Индигирка – 1726км. Северная Двина с Сухоной – 1302км.

Занимательно о реках На земном шаре встречаются такие реки, которые совсем н.

Занимательно о реках На земном шаре встречаются такие реки, которые совсем не похожи на обычные… Солёные и кислые реки Якутии, Казахстана, Колумбии. Притоки длиннее основной реки. Необычный рисунок своих течений. Никуда не впадающие реки. Меняющие свои русла реки. Текущие выше своих берегов.

Значение рек Вода необходима для жизни как отдельного человека, так и челове.

Значение рек Вода необходима для жизни как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Заменить её каким либо другим видом ресурсов нельзя. Внутренние воды связаны со всеми компонентами природы. Огромна их роль в жизни и деятельности человека. Вода используется в промышленности, сельском хозяйстве, в бытовых нуждах. Реки являются транспортными артериями, зонами отдыха и туризма, на реках ведётся промысел рыбы.

Реки Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно опи.

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

КОНСПЕКТ УРОКА

Работу выполнила:

Пешкова Наталья Юрьевна

Учитель географии

201 4 год

Цель: Изучить части речной системы; познакомить с понятиями: река, исток, устье, речная долина, приток, водораздел, водопад, пороги, озеро, ледник, айсберг; сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек; учить показывать реки, озера на карте мира.

Задачи: Повторение и закрепление полученных знаний в процессе урока новых знаний, выработка умений чётко, ясно и отвечать на вопросы.

Развивающая: развитие познавательного интереса, приобщение учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой.

Образовательная: развитие общих учебных умений, расширение кругозора учащихся, использование полученных знаний.

Воспитательная: развитие мышления у учащихся, повышение мотивации к географии.

Оборудование: Карта полушарий, атласы, учебники, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок новых знаний

Деятельность учителя и учащихся

I Организационный момент

Учитель: Что такое река?

Учащиеся отвечают….

II Изучение нового материала

Учитель: Итак, дети, вы правильно назвали какие водоемы, относятся к внутренним водам .(слайд 2) Давайте с вами найдем определение, что такое река в учебнике на стр.87 и запишем его в тетрадь.

Учитель: Записывает на доске термины, которые дети должны усвоить на уроке: исток, устье, речная долина, речная система, речной бассейн, водораздел, пойма. ( слайд 3)

Учащиеся: оперативно находят определения в учебнике на стр.87-90 и записывают себе в тетрадь. ( слайд 4)

Учитель: Все мы с вами видели и отдыхали на берегу реки. Расскажите, пожалуйста, какие эти реки и приведите примеры, какие реки вы знаете? Примерные ответы учащихся: Я отдыхал на берегу Бии; Бия очень спокойная и почти нет течения; Я был с родителями на берегу Катуни - это река бурлящая, опасная, сильное течение т.д.

Учитель: Давайте с вами сделаем выводы, так какие же все-таки реки называются равнинными, а какие горными и приводит пример: река Бия имеет спокойный характер течения, а река Катунь бурлящий, порожистый характер обе эти реки впадают в крупную сибирскую реку Обь. А значит, они являются притоками этой реки. Если реки имеют притоки, то вниз по течению она становится шире и полноводнее .(слайд 5)

Учитель: Найдите на карте или по атласам горные реки и равнинные и назовите их. Примерные ответы учащихся: Река Терек берет свое начало на Кавказе, а значит быстрое течение, Амазонка протекает по низменности характер течения спокойный и т.д.Волга, Енисей –равнинные реки.

( слайд 6 ),( слайд 7)

Учитель: Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких пород. Река постепенно размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги (слайд 8), ( слайд 9)

Учитель: Скажите ребята, где в своей жизни вы видели пороги? Ответы учащихся могут быть разнообразные .( слайд 10)

Учитель: При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. ( слайд11), ( слайд12)

Учитель: Самый высокий водопад на Земле - водопад Анхель в Южной Америке, в бассейне реки Ориноко. Его высота 1054 м. (Найдите на карте полушарий этот водопад и определите его географические координаты) ( слайд 13)

Учитель: А вот знаменитый Ниагарский водопад в Северной Америке. Он не относится к самым высоким, его наибольшая высота 51 м. (Покажите на карте этот водопад) ( слайд 14)

Учитель: На доске ребята, вы видите самые крупнейшие реки мира и России. Давайте вместе найдем их на карте. ( Учащиеся находят реки и показывают по очереди, выходя к карте ).( слайд 15 )

Учитель: Прочитайте пожалуйста со слайда интересную информацию касающуюся рек .( слайд 16)

III Закрепление нового материала

Учитель: На доске записаны термины. Учащиеся работают фронтально. Говорят те, кто запомнил и может воспроизвести определения. Остальные слушают.

IV Домашнее задание

Перечень используемых источников:

1. География. Начальный курс.6кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова - М.: Дрофа, 2010-174с;

3. Н.А.Никитина, Е.А.Жижина, поурочные разработки по географии:6 класс.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ВАКО,2010.-304с

Читайте также: