Краткое содержание папаша рекс

Обновлено: 05.07.2024

Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.

7 сентября 2016 года исполняется 75 лет писателю Владимиру Крупину. К юбилею мы публикуем три коротких рассказа Владимира Николаевича, которые, как нам кажется, лучше всего дают представление о его творчестве.

Источник фото http://hrono.ru

Собака и хозяин

Фото DiariVeu - laveupv.com

Собачьи враги - это кошки и дворники. С ними лучше не связываться. Когда кошку загонишь в угол, и ей некуда деваться, зашипит и может глаза выцарапать. А когда залаешь на дворника, это он тебе запомнит.

Уж лучше молча идти мимо. Мимо кошек, дворника, машин, мимо огромных мусорных баков, вдоль бетонного забора, по краю просторных луж, в которых шевелятся воробьи, всё мимо и мимо. Но куда? Некуда идти. Вот и идёшь обратно мимо луж, забора, машин, мусора, кошек, дворника. И хозяина ведёшь за собой. Раньше собака думала, что хозяин всемогущ, что он с высоты своего роста далеко видит и знает, куда идти. Но он видит то же, что и собака: воробьёв, мусор, забор, лужу, кошек, дворника, с которым здоровается. И так же идёт вдоль всего этого.

И они долго молчат.

Объявления на столбах

Фото Lance Neilson

Фото Lance Neilson

Кажется в Тюмени, услышал я об одном подростке. И он никак не уходил из памяти. Хотя случай самый, к несчастью нашему, обычный - его родители жили немирно друг с другом, ссорились, дело шло к разводу.

О размене их квартиры они говорили как о деле решенном. Оба уверяли, что мальчик ни в чем не пострадает: как была у него тут отдельная комната, так и будет. С кем бы он ни жил. И что он всегда сможет ходить к любому из них. Они найдут варианты размена в своем районе, не станут обращаться в газету, а расклеят объявления сами, на близлежащих улицах.

Однажды вечером мать пришла с работы, и принесла стопку желтых листочков с напечатанными на них объявлениями о размене квартиры. Велела отцу немедленно идти и их расклеивать. И клей вручила, и кисточку.

Отец тут же надернул плащ, схватил берет и вышел.

- А ты - спать! - закричала мать на сына.

Они жили на первом этаже. Мальчик ушел в свою комнату, открыл окно, и тихонько вылез. И как был, в одной рубашке, побежал за отцом, но не стал уговаривать его не расклеивать объявления, он понимал, что отец не послушает, а крался, прячась, сзади и следил. Замечал, на каком столбе или заборе, или на остановке отец прилеплял желтые бумажки, выжидал время, подбегал к ним и срывал. С ненавистью комкал объявления, рвал, швырял в урны, топтал ногами, как какого-то гада, или бросал в лужи книзу текстом. Чтоб никто даже и не смог прочесть объявления.

Так же незаметно вернулся в дом. Наутро затемпературил, кашлял. С ним родители сидели по очереди. Он заметил, что они перестали ругаться. Когда звонил телефон, снимали трубку, ожидая, что будут спрашивать о размене квартиры. Но нет, никто не спрашивал.

Мальчик специально не принимал лекарства, прятал их, а потом выбрасывал. Но все равно через неделю температура выровнялась, врачиха сказала, что завтра можно в школу.

Он подождал вечером, когда родители уснут, разделся до майки и трусов и открыл окно. И стоял на сквозняке. Так долго, что сквозняк и они почувствовали. Первой что-то заподозрила мама и пришла в комнату сына. Закричала отца. Мальчику стало плохо. Он рвался и кричал, что все равно будет болеть, что пусть умрет, но не надо разменивать квартиру, не надо расходиться. Его прямо било в приступе рыданий.

- Вам никто не позвонит! - кричал он. - Я все равно сорву все объявления! Зачем вы так? Зачем? Тогда зачем я у вас? Тогда вы все врали, да? Врали, что будет сестричка, что в деревню все вместе поедем, врали? Эх вы!

И вот тогда только его родители что-то поняли.

Но дальше я не знаю. Не знаю, и врать не хочу. Но то, что маленький отрок был умнее своих родителей, это точно. Ведь сходились они по любви, ведь такой умный и красивый сын не мог быть рожден не по любви. Если что-то потом и произошло у них в отношениях, это же было не смертельно. Если уж даже Сам Господь прощает грехи, то почему мы не можем прощать друг другу обиды? Особенно ради детей.

Папаша Рекс

Фото johnnyvintage

От детства до сего времени у меня было и есть очень много знакомых собак. Лучше бы и не было: так тяжело вспоминать каждую. Какую убили, какую отравили, а которая сама умерла, и так медленно умирала, так страшно и долго слабела, так преданно и виновато глядела на тебя, а ты ничем не мог помочь, уже и к ветеринарам возили, уже всё перепробовали, что хотелось одного - скорее бы отмучалась. И каждую помню.

А сейчас у меня Найда. Честно сказать, не моя, соседская, но когда приезжаю в Никольское, она от меня не отходит. Сижу за столом, поднимаю глаза - на крыльце Найда. Ей для радости даже одного моего взгляда хватает. Рыжая такая, большущая.

Зимой бегает по двору свободно, летом удел её - конура и цепь. Хозяйка очень оберегает породистую Найду от настойчивых женихов, потому что куда потом деваться со щенками, а топить жалко. Заборы у нас плотные, калитки надёжные. Но в прошлую осень к Найде как-то проник бездомный пёс. Страшно грязный, лохматый, смешной. На морде рыжие усы, белые длинные брови, уши торчат в разные стороны. Шерсть редкая, жёсткая. Я узнал, что он Рекс, когда услышал, как мальчишки на улице его подсвистывают.

Рекс на всех лает. И на меня. Даже обидно. Когда что Найде привожу, то и его не забываю. Но как он преодолел ограду? Хозяйка искала долго и, наконец, обнаружила в дальнем углу огорода, в зарослях малины подкоп. Конечно, Рекс прорыл. Она подкоп камнями завалила.

Найда притащила четырнадцать щенков. Пять из них оказались не жильцы, но и остальных надо кормить. Найда исхудала так, что стала скелетом, обтянутым рыжей кожей. Чтобы иногда хоть немного отдохнуть от деточек, запрыгивала на крышу конуры, а они возмущались внизу. Потом и они взяли эту первую в жизни высоту.

Ела Найда много. А уж сколько щенки стали есть, когда зубки прорезались, не сказать.

- Каждый день ведро им варю, - говорит соседка.

Я тоже, как мог, участвовал в их выращивании. Они молотили всё: зачерствелый хлеб, сухие макароны, просроченные консервы. Стали свободно ходить ко мне и паслись на одворице. Раз выхожу - что-то блестит. Гляжу - это старая наша кастрюля. В ней давно варили варенье, забыли на плите, оно всё сгорело. Кастрюлю не смогли отчистить, выбросили. И вот, щенки за неё взялись, выскребли её снаружи и внутри, вычистили, аж сверкает.

Стали вдруг на моём участке появляться разные отбросы: пакеты рваные, бутылки пластиковые, разный, истерзанный воронами, мусор. Я на ворон и думал.

А соседка смеётся. Объяснила:

- Да это же Рекс. Он через ваш двор бегает. Найду кормит, заботится о ней, о детях своих. От него они, сразу же видно. Бегает по помойкам, вынюхивает пакеты с едой, выбирает какой получше и тащит. Вы посмотрите, думаю, где-то и у вас подкоп сделал.

Я прошёл вдоль забора - точно, есть подкоп. Большой. И как он так сумел? И снова так хитро замаскировал, прорыл за поленницей. Да широкий такой. Чтоб и большие пакеты с едой для семейства протаскивать.

Цель: создать условия для развития умения анализировать текст, совершенствовать выразительное чтение; обучение связной речи, умение анализировать, сравнивать, определять роль стилистических фигур в создании художественного образа; на примере произведений В.Крупина воспитывать такие нравственные качеств, как доброта, милосердие, сочувствие; сострадание, любовь ко всему живому

Оборудование: презентация, текст произведения

Эпиграф: Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми. Человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными.

Чак Паланик (писатель и журналист)

Оргмомент.Мотивационный этап.

Подготовка к восприятию.

-Что такое успех? Вы испытывали чувство, которое получает человек от успеха?

-Подберите синонимы к слову успех- победа, фурор, удача

Успех – это лестница, каждая ступень которой – маленькая или большая цель. Достигая своих целей, шаг за шагом, мы приближаемся к успеху.

Успех– это постоянное движение вперед, рост и развитие, непрерывный процесс самопознания и совершенствования.

-Обратите внимание, что слова “успех” и “успеваемость” являются однокоренными.

II . Целеполагание

Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется “Автобусная остановка”. Когда люди ждут автобуса на остановке, что они делают? Думают, разговаривают, высказывают свои мысли, если , например, ждут автобуса. Сейчас мы будем делать похожие вещи.

У вас листки. На них написано

“ЗНАТЬ” - какие знания вы хотите сегодня получить

“УМЕТЬ” - какие навыки хотите освоить, на третьем

“ИСПЫТАТЬ” - какой новый опыт хотите получить, пережить.

Ваша задача ответить , что вы считаете нужным. Старайтесь не повторяться,

Мы с вами сформулировали цели

(Достигать цели и развиваться по-настоящему можно только полностью окунаясь в занятие,)

IV. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.

Учащиеся делятся на 3 группы.

Коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе находим главное, в чем сходятся мнения всех участников (любовь, доброта, )сострадание, милосердие, доброжелательность, гуманность, преданность

- Как вы думаете, сегодня важно об этом говорить?

(на сегодняшний день – нравственная проблема, как мне кажется, одна из самых важных)

- А что для вас нравственность? ( Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки.)

- Мы с вами определили цели нашего урока, задачи, а теперь давайте сформулируем тему урока. Вы прочитали рассказы замечательного писателя, нашего современника В.Н.Крупина. Можно ли его назвать современным писателем?

V. "Открытие" нового знания.

- Прежде, чем мы с вами перейдём к рассказу, давайте обратимся к личности писателя. У вас есть, чем поделиться друг с другом

- Давайте посмотрим начнём с фотографий писателя, сделанных в разные периоды жизни.

---Расскажите, каким его увидели вы на них . Какая фотография особенно понравилась? Почему? Какие чувства вы ощутили от этого знакомства с В.Н.Крупиным.

Мини – исследования учащихся сопровождается компьютерной презентацией.

Известный русский писатель-прозаик Владимир Николаевич Крупин родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области. Он является выходцем из простой крестьянской семьи, отец Владимира работал лесничим. По окончанию местной сельской школы, юноша работал слесарем, грузчиком, а также сельским корреспондентом районной газеты. Кроме того, Владимир Николаевич некоторое время являлся членом бюро райкома комсомола, его даже выдвигали на должность секретаря райкома комсомола. Как и положено, в течение трех лет, он служил в армии в Москве.

Литературное творчество писателя Владимира Николаевича Крупина

Любимыми героями писателя являются причудливые деревенские мужики, мудрые юродивые, доморощенные философы, которые наивно и косноязычно выражают истинную суть событий. Но именно они говорят правду о жизни, противостоящую злой лжи, которая успела пропитать советское общественное устройство. Именно такое устройство, по мнению писателя, провоцирует пьянство, социальную апатию, а также нравственное безразличие к происходящему.

Читая произведения Владимира Николаевича Крупина, чувствуешь его огромную и искреннюю любовь к родине, к русскому народу. , употребления иностранных заимствований в русском языке и по другим актуальным проблемам современности. На страницах его произведений нередко можно встретить простонародные выражения, элементы народного фольклора, такие как частушки, поговорки, присловья и т. п.

Владимир Крупин: "Я с детства мечтал стать писателем"

Первичное закрепление нового знания

-Поделитесь впечатлениями от прочитанного?

Лингвостилистический анализ текста

(рабочая тетрадь)

Папаша Рекс

От детства до сего времени у меня было и есть очень много знакомых собак. Лучше бы и не было: так тяжело вспоминать каждую. Какую убили, какую отравили, а которая сама умерла, и так медленно умирала, так страшно и долго слабела, так преданно и виновато глядела на тебя, а ты ничем не мог помочь, уже и к ветеринарам возили, уже всё перепробовали, что хотелось одного — скорее бы отмучалась. И каждую помню.

А сейчас у меня Найда. Честно сказать, не моя, соседская, но когда приезжаю в Никольское, она от меня не отходит. Сижу за столом, поднимаю глаза — на крыльце Найда. Ей для радости даже одного моего взгляда хватает (связь человека и животного) Рыжая такая, большущая.

Зимой бегает по двору свободно, летом удел её — конура и цепь. Хозяйка очень оберегает породистую Найду от настойчивых женихов, потому что куда потом деваться со щенками, а топить жалко. Заборы у нас плотные, калитки надёжные. Но в прошлую осень к Найде как-то проник бездомный пёс. Страшно грязный, лохматый, смешной. На морде рыжие усы, белые длинные брови, уши торчат в разные стороны. Шерсть редкая, жёсткая. Я узнал, что он Рекс, когда услышал, как мальчишки на улице его подсвистывают.

Рекс на всех лает. И на меня. Даже обидно. Когда что Найде привожу, то и его не забываю. Но как он преодолел ограду? Хозяйка искала долго и, наконец, обнаружила в дальнем углу огорода, в зарослях малины подкоп. Конечно, Рекс прорыл. Она подкоп камнями завалила.

Найда притащила четырнадцать щенков. Пять из них оказались не жильцы, но и остальных надо кормить. Найда исхудала так, что стала скелетом, обтянутым рыжей кожей. Чтобы иногда хоть немного отдохнуть от деточек, запрыгивала на крышу конуры, а они возмущались внизу. Потом и они взяли эту первую в жизни высоту.

Ела Найда много. А уж сколько щенки стали есть, когда зубки прорезались, не сказать.

— Каждый день ведро им варю, — говорит соседка.

Я тоже, как мог, участвовал в их выращивании. Они молотили всё: зачерствелый хлеб, сухие макароны, просроченные консервы. Стали свободно ходить ко мне и паслись на одворице. Раз выхожу — что-то блестит. Гляжу — это старая наша кастрюля. В ней давно варили варенье, забыли на плите, оно всё сгорело. Кастрюлю не смогли отчистить, выбросили. И вот, щенки за неё взялись, выскребли её снаружи и внутри, вычистили, аж сверкает. ( Спомощью эллипсиса автор передает восторг, радость, читаешь – и радуешься вместе с автором

Стали вдруг на моём участке появляться разные отбросы: пакеты рваные, бутылки пластиковые, разный, истерзанный воронами, мусор. Я на ворон и думал.

А соседка смеётся. Объяснила:

— Да это же Рекс. Он через ваш двор бегает. Найду кормит, заботится о ней, о детях своих. От него они, сразу же видно. Бегает по помойкам, вынюхивает пакеты с едой, выбирает какой получше и тащит. Вы посмотрите, думаю, где-то и у вас подкоп сделал.

Я прошёл вдоль забора — точно, есть подкоп. Большой. И как он так сумел? И снова так хитро замаскировал, прорыл за поленницей. Да широкий такой. Чтоб и большие пакеты с едой для семейства протаскивать.(парцелляция – и снова восторг от того, что умен и хитёр оказался Рекс)

Вот каким заботливым папашей оказался бездомный Рекс.

План лингвостилистического анализа

I. Тема - о гуманном отношении человека к животным.

- Прокомментируйте название рассказа ( Слово папаша мы обычно употребляем, когда хотим сказать о нерадивом отце или же иронично относимся к нему.

А вот писатель, как мне кажется, в слово папаша вкладывает другой смысл- настоящий отец, заботливый.

А мне кажется, здесь автор еще имеет в виду молодого отца, отца новорожденных детей.

А суффикс – аш - в этом слове –уменьшительно-ласкательный. Проявляется авторское отношение к герою.

II. Идея- призыв к доброте и состраданию . А последнее предложение текста , я думаю, напоминание всем людям о том, что бездомный Рекс оказался заботливым, а вот не все домашние способны на это.…

Стиль текста – художественный, та как автор воздействует на воображение и чувства читателя . стилевые черты- конкретность, образность, эмоциональность)

Тип текста- повествование , так как в тексте говорится о действиях, последовательно сменяющих друг друга ( в тексте присутствуют элементы описания –Найда , Рекс).

Для создания художественного образа и передачи своих эмоций автор использует больше фигуры речи, чем тропы. Почему?

Роль стилистических фигур речи:

Парцелляция призвана пробудить интонацию читающего. Язык автора в этом тексте непринуждённый и живой.

Риторический вопрос в художественном тексте помогает привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие. . С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем .
Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Но как он преодолел ограду? И как он так сумел?

В этих вопросах содержится авторское отношение, усиливается эмоциональное восприятие читателя

Эллипсис - фигура речи, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.

Таких предложений в тексте много (поднимаю глаза — на крыльце Найда,

Раз выхожу — что-то блестит. Гляжу — это старая наша кастрюля. Я прошёл вдоль забора — точно, есть подкоп. Большой.

Позиция автора : не выражается прямо, но читатель легко понимает, как автор относится к своим персонажам. Вернёмся к началу текста

Аргументация: Ярким примером, подтверждающим важность поднятой проблемы, могут служить и другие произведения автора. Однажды у Владимира Николаевича спросили , есть ли у Вас домашние животные? Или, возможно, были в детстве? Расскажи те интересную историю о кошке, собаке, других зверушках .Автор ответил так: – Все ответы на вопросы в моих рассказах. Еще очень вспоминаю Дружка, уже из Подмосковья, но его у нас отравили. Были и домашние пуделечки, умнейшие! И они погибали: от гепатита, в пожаре, от старости. Мартик, Темик, Шерри, Чепи. Нет, не надо держать собак, они – члены семьи, уходят из нее – сердце разрывается.

Я рекомендую вам прочитать такие произведения:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.


Когда я был маленьким, то были большие гонения на Православие. Но все равно день Пасхи был очень радостным. Красили яйца, в доме пахло стряпней, надевали чистые белые рубахи, тоща еще без манжет, с широкими рукавами. Яйца из опасения не давали выносить на улицу, но разве удержишь в избе такую радость - конечно, мы брали их с собою.

В тот год была поздняя Пасха, было тепло, зелень вовсю. И мы решили в этот день выкупаться. Первое купание всегда волновало. Но я не о нем.

Мы уже выкупались, грелись на песке, когда кто-то дал мне посмотреть сквозь цветное стекло. Помню, я отошел от всех и поглядел - и содрогнулся: все стало другим. Весь мир стал другим. Все преобразилось, изменилось, все стало мягче и резче. И как-то тише стало. Облака замерли, солнце сбавило напор, даже ощутилась прохлада. Были поддень, река, плывущие бревна, желтый песок за рекой, зелень и серебро лопухов мать-и-мачехи, длинные тонкие ветви ивы - все стало будто только что возникшим, умиротворенным, лишенным опасности. В реке стало невозможно утонуть, из кустов не могла выползти змея, с обрыва нельзя было упасть. Было ощущение, что время остановилось. Помню свой восторг, даже то, что я восхищенно и судорожно вдохнул воздух и так и стоял, не смея передохнуть и чувствуя себя легко-легко.

. И вот прошла целая жизнь, и это состояние повторилось.

У меня умер отец. А я в это время был в Италии, на Капри, на каком-то международном симпозиуме. Главное было не в симпозиуме, не в докладах друг для друга, а в том, что мы на Капри, что такая хорошая погода, что виден Везувий. Я вовсю купался, хотя был конец ноября. А ведь знал, знал, что отец неизлечимо болен. Только что, до Италии, я ездил в Вятку и, прощаясь с ним, обещал привезти заграничного питья. Он уже почти не говорил и только рукой махнул.

- Чего ж ты, отец, меня сиротой-то оставляешь. - И разревелся.

В самолете до Москвы летел наш балет. Напрыгавшись на гастролях, балерины отдыхали, задрав в небо длинные ноги в черных колготках.

Из Шереметьева я сразу поехал на Ярославский, купил билет до Вятки на какой-то почтово-багажный поезд и тащился в нем почти сутки, имея попутчиком мужчину, который возвращался с похорон тещи и страдал то ли от похорон, то ли от поминок.

Господь был милостив к отцу: все прошло хорошо - и отпевание, когда в Троицком храме за рекой Вяткой враз было не менее десяти разноцветных гробов, и хорошее место на кладбище, и был даже такой знак в тот пасмурный день: когда установили крест, то раздвинулись тучи, и к нам, на дно колодца, упал солнечный свет, да еще, откуда ни возьмись, прилетел и сел на крест белый голубок.

Вот. А вскоре я увидел тот самый цвет и свет, о котором говорил вначале. Это было под утро, в полусне-полуяви. Будто бы я молодой и влюбленный и будто бы я загулялся. Именно так я думал: что-то я загулялся, отец тревожится, надо скорее домой, отец ждет. И вот я иду домой, вот и наш дом: резные наличники, спокойно-золотые бревна, такая же, изнутри светящаяся крыша. Не ночь и не день. Ни луны, ни солнца. Ни лето, ни зима. Спокойно и тихо. И светло вокруг. И чисто, аккуратно. Дорога пыльная, пыль темного янтарного шелка. Травы склоненные, тут же тихое озеро. А дышать так привольно, на душе так спокойно, что думаю: дай посижу на крылечке, отец спит, приду чуть позже. То есть, очнувшись, я понял, что отец меня ждет, но что к нему я пока не пошел.

Есть, есть тот дивный свет и золотой цвет, тот воздух, та тишина, то спокойствие души, которое я видел и ощущал. И так хочется туда войти и остаться там. Но, видимо, еще не пора. Видимо, еще надо заслужить.

ОБЪЯВЛЕНИЯ НА СТОЛБАХ

Кажется в Тюмени, услышал я об одном подростке. И он никак не уходил из памяти. Хотя случай самый, к несчастью нашему, обычный - его родители жили немирно друг с другом, ссорились, дело шло к разводу.

О размене их квартиры они говорили как о деле решенном. Оба уверяли, что мальчик ни в чем не пострадает: как была у него тут отдельная комната, так и будет. С кем бы он ни жил. И что он всегда сможет ходить к любому из них. Они найдут варианты размена в своем районе, не станут обращаться в газету, а расклеят объявления сами, на близлежащих улицах.

Однажды вечером мать пришла с работы, и принесла стопку желтых листочков с напечатанными на них объявлениями о размене квартиры. Велела отцу немедленно идти и их расклеивать. И клей вручила, и кисточку.

Отец тут же надернул плащ, схватил берет и вышел.

- А ты - спать! - закричала мать на сына.

Они жили на первом этаже. Мальчик ушел в свою комнату, открыл окно, и тихонько вылез. И как был, в одной рубашке, побежал за отцом, но не стал уговаривать его не расклеивать объявления, он понимал, что отец не послушает, а крался, прячась, сзади и следил. Замечал, на каком столбе или заборе, или на остановке отец прилеплял желтые бумажки, выжидал время, подбегал к ним и срывал. С ненавистью комкал объявления, рвал, швырял в урны, топтал ногами, как какого-то гада, или бросал в лужи книзу текстом. Чтоб никто даже и не смог прочесть объявления.

Так же незаметно вернулся в дом. Наутро затемпературил, кашлял. С ним родители сидели по очереди. Он заметил, что они перестали ругаться. Когда звонил телефон, снимали трубку, ожидая, что будут спрашивать о размене квартиры. Но нет, никто не спрашивал.

Мальчик специально не принимал лекарства, прятал их, а потом выбрасывал. Но все равно через неделю температура выровнялась, врачиха сказала, что завтра можно в школу.

Он подождал вечером, когда родители уснут, разделся до майки и трусов и открыл окно. И стоял на сквозняке. Так долго, что сквозняк и они почувствовали. Первой что-то заподозрила мама и пришла в комнату сына. Закричала отца. Мальчику стало плохо. Он рвался и кричал, что все равно будет болеть, что пусть умрет, но не надо разменивать квартиру, не надо расходиться. Его прямо било в приступе рыданий.

- Вам никто не позвонит! - кричал он. - Я все равно сорву все объявления! Зачем вы так? Зачем? Тогда зачем я у вас? Тогда вы все врали, да? Врали, что будет сестричка, что в деревню все вместе поедем, врали? Эх вы!

И вот тогда только его родители что-то поняли.

Но дальше я не знаю. Не знаю, и врать не хочу. Но то, что маленький отрок был умнее своих родителей, это точно. Ведь сходились они по любви, ведь такой умный и красивый сын не мог быть рожден не по любви. Если что-то потом и произошло у них в отношениях, это же было не смертельно. Если уж даже Сам Господь прощает грехи, то почему мы не можем прощать друг другу обиды? Особенно ради детей.

ПАПАША РЕКС

От детства до сего времени у меня было и есть очень много знакомых собак. Лучше бы и не было: так тяжело вспоминать каждую. Какую убили, какую отравили, а которая сама умерла, и так медленно умирала, так страшно и долго слабела, так преданно и виновато глядела на тебя, а ты ничем не мог помочь, уже и к ветеринарам возили, уже всё перепробовали, что хотелось одного - скорее бы отмучалась. И каждую помню.

А сейчас у меня Найда. Честно сказать, не моя, соседская, но когда приезжаю в Никольское, она от меня не отходит. Сижу за столом, поднимаю глаза - на крыльце Найда. Ей для радости даже одного моего взгляда хватает. Рыжая такая, большущая.

Зимой бегает по двору свободно, летом удел её - конура и цепь. Хозяйка очень оберегает породистую Найду от настойчивых женихов, потому что куда потом деваться со щенками, а топить жалко. Заборы у нас плотные, калитки надёжные. Но в прошлую осень к Найде как-то проник бездомный пёс. Страшно грязный, лохматый, смешной. На морде рыжие усы, белые длинные брови, уши торчат в разные стороны. Шерсть редкая, жёсткая. Я узнал, что он Рекс, когда услышал, как мальчишки на улице его подсвистывают.

Рекс на всех лает. И на меня. Даже обидно. Когда что Найде привожу, то и его не забываю. Но как он преодолел ограду? Хозяйка искала долго и, наконец, обнаружила в дальнем углу огорода, в зарослях малины подкоп. Конечно, Рекс прорыл. Она подкоп камнями завалила.

Найда притащила четырнадцать щенков. Пять из них оказались не жильцы, но и остальных надо кормить. Найда исхудала так, что стала скелетом, обтянутым рыжей кожей. Чтобы иногда хоть немного отдохнуть от деточек, запрыгивала на крышу конуры, а они возмущались внизу. Потом и они взяли эту первую в жизни высоту.

Ела Найда много. А уж сколько щенки стали есть, когда зубки прорезались, не сказать.

- Каждый день ведро им варю, - говорит соседка.

Я тоже, как мог, участвовал в их выращивании. Они молотили всё: зачерствелый хлеб, сухие макароны, просроченные консервы. Стали свободно ходить ко мне и паслись на одворице. Раз выхожу - что-то блестит. Гляжу - это старая наша кастрюля. В ней давно варили варенье, забыли на плите, оно всё сгорело. Кастрюлю не смогли отчистить, выбросили. И вот, щенки за неё взялись, выскребли её снаружи и внутри, вычистили, аж сверкает.

Стали вдруг на моём участке появляться разные отбросы: пакеты рваные, бутылки пластиковые, разный, истерзанный воронами, мусор. Я на ворон и думал.

А соседка смеётся. Объяснила:

- Да это же Рекс. Он через ваш двор бегает. Найду кормит, заботится о ней, о детях своих. От него они, сразу же видно. Бегает по помойкам, вынюхивает пакеты с едой, выбирает какой получше и тащит. Вы посмотрите, думаю, где-то и у вас подкоп сделал.

Я прошёл вдоль забора - точно, есть подкоп. Большой. И как он так сумел? И снова так хитро замаскировал, прорыл за поленницей. Да широкий такой. Чтоб и большие пакеты с едой для семейства протаскивать.

Читайте также: