Краткое содержание орел и пчела

Обновлено: 07.07.2024

Счастлив, кто на чреде трудится знаменитой:
Ему и то уж силы придает,
Что подвигов его свидетель целый свет.
Но сколь и тот почтен, кто, в низости сокрытый,
За все труды, за весь потерянный покой
Ни славою, ни почестьми не льстится,
И мыслью оживлен одной:
Что к пользе общей он трудится.
Увидя, как Пчела хлопочет вкруг цветка,
Сказал Орел однажды ей с презреньем:
"Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
Вас в улье тысячи все лето лепят сот:
Да кто же после разберет
И отличит твои работы?
Я, право, не пойму охоты:
Трудиться целый век и что ж иметь в виду?. .
Безвестной умереть со всеми наряду!
Какая разница меж нами!
Когда, расширяся шумящими крылами,
Ношуся я под облаками,
То всюду рассеваю страх:
Не смеют от земли пернатые подняться,
Не дремлют пастухи при тучных их стадах;
Ни лани быстрые не смеют на полях,
Меня завидя, показаться".
Пчела ответствует: "Тебе хвала и честь!
Да продлит над тобой Зевес свои щедроты!
А я, родясь труды для общей пользы несть,
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть".

Мораль изложена в начале басни. Смысл её в том, что не всем же быть знаменитыми и в космос летать или в Голливуде сниматься. Кому-то нужно и канавы рыть. Тихо, скромно, незаметно и полезно обществу.

Мораль басни "Орел и Пчела" заключается в том, что любой честный труд достоин уважения. Если человек не обладает особыми талантами, но честно трудится - он достоит не меньшего уважения, чем те, кто занимает высокую должность и зарабатывает много денег. К сожалению, иногда встречаются люди, которые не уважают труд, например, уборщиц, дворников и т.д., тогда как эти профессии не менее важны для общества, чем многие другие.

Кроме того, своей басней Крылов намекает на то, что некоторые люди ошибочно гордятся тем, что окружающие их боятся. Нет ничего хорошего в том, что человек вселяет в окружающих страх, но не уважение.

Сам Крылов поясняет мораль басни "Орел и Пчела" в ее первых строках:

"Не все люди стоят на одной жизненной ступени! Одни выше, другие ниже. И быть иначе не может. Одни, как бы избранные Провидение, одарены особенными талантами, особенною способностью к чему-нибудь; поэтому и выходят из среды обыкновенных людей, становятся выше их, обращают на себя своими делами общее внимание, делаются известными всем и каждому, имя их переходит из рода в род. Другие идут вровень с многими, не заботясь о том, чтобы сделаться известными; трудятся смиренно, честно.

Но как бы высоко ни стоял человек, какой бы ни имел он талант, он не должен им гордиться и высокомерно, с презрением смотреть на тех, которые отставли от него, потому именно, что каждый талант от Бога, а дела только от рук человека. Равно и те, кто обречены на труд обыденный, тяжелый, черный, не должны скорбеть о своем назначении почитать свой труд низким; всякий честный труд уважается человеком умным. Каждое общество человеческое то же, что и тело человеческое: голова делает одно, руки - другое, ноги - третье и т.д.; каждый член тела, значит, имеет свое назначение; перестает действоввать какой-нибудь член - помеха всем.

Так вот и в этой-то басне под Орлом выставлен такой человек, который высоко поднялся над другими, да и стал смотреть с презрением на тех, что безвестно на общую пользу трудятся; ну, да хорошо ему отпела умная Пчела; так-то по-пчелиному и каждый должен рассуждать." (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа. ", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)

". Он разъясняет значение труда; по его мнению, труд спасает человека от лишений и беспомощности; он не только основание личного благополучия, но и обязанность гражданина пред отечеством; баснописец учит трудиться с терпением для блага ближних и в этом находит себе отраду и утешение. он старается возбудить в душе читателя уважение к людям, посвятившим себя полезному труду, как бы ни было скромно поприще их деятельности. ("Орел и Пчела")." (Г. К. Дорофеев, "Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре. ", Тифлис, 1895 г.)

"Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело, и друг без друга мы обойтись не можем. Не звание и не состояние возвышают человека, как бы он богат и силен ни был, а только честный труд на общую всем пользу. [о баснях "Орел и Пчела", "Пчела и Мухи" и др.]" (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа" , Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

"Чтобы никакая доля не казалась ничтожною, объясним хорошенькл басню "Орел и Пчела". Орлу казалась очень жалка участь Пчелы. Он хвалился тем, что, носясь под облаками, на всех наводит страх. Пчела не завидует такому преимуществу; ей дорого только свое скромное участие в общем труде.

Если вы хотите воспитать вполне человека, то более всего пробудите в нем чувства любви и братства. Но эта любовь не должна быть одним нежным томлением сердца. мечтательностью. Эта любовь не есть праздность, идеальный бред. Ей необходимо быть деятельною, обращенною не к облакам, а к жизни. Пусть она много прощает, но не может стерпеть прямого зла. " (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)

"Кто стоит у большого дела, тот, конечно, у всех на виду. Его доля, его череда - видная доля, видная. череда. Все приглядываются к тому, что он делает. Хороши эти подвиги - его хвалят; нехороши - не прогневайся, добром не помянут. Иного плохонького на маленьком месте, пожалуй бы, и не заметили, а на большом. "На высоте не укроешься!".

Но если бы, трудясь честно для пропитания себя и семьи, скромный труженик вдумался в свою работу, он скоро понял бы, что она чрезвычайно почтенна, что она-то и составляет основу общего благополучия. Слава тому, кто хорошо управляет, распоряжается доходами, войсками. Благое это и всем заметное дело. Но чтобы распоряжаться доходами, надо сперва добыть их. А добываются доходы трудами людей, скромно работающих по своим углам. Вдумайся малый человек в свой труд, и он увидит в нем не только источник собственного пропитания, но и великий "труд на пользу общую".

Орел находит такую долю прискорбной. По его мнению, ужасно "умереть безвестной (неизвестной)", умереть наряду с другими". А неужели лучше распространять всюду трепет, страх. быть ненавистным всему окружающему. Хороша только добрая слава.

За что "хвала и честь" хищнику? Почему могла Пчела желать, чтобы боги продлили милость свою над хищником, который всем внушает только страх и ужас? Если это лесть - она недостойна пчелы, совсем не свойственна почтенной труженице на пользу общую." (книга "50 басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М. Н. Слепцова, 1908 г.)

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, суть басни "Орел и Пчела" заключается в следующем:

"Настойчивый общеполезный труд несет за собой не одно материальное воздаянье: он развивает природные способности человека, он возвышает его нравственно, приносит почет, известность, увековечивает его имя. Не нужно при этом забывать, что похвала, известность, слава ни в каком случае не должны составлять главной цели труда (труд тогда может избрать и кривую дорогу). ("Орел и пчела"). Сознание общеполезности труда и должно служить лучшею наградаю для каждого работника.

Свет знаний, честный общеполезный труд - вот что и открывает глаза человеку и на самого себя и на других, и приносит умеренное довольство, и доставляет почем и славу, - в этом и заключается истинное личное счастье всякого человека." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

"Часто многие, занимая какую-нибудь должность, стараются только о том, чтобы приобрести себе похвалу и славу за свою службу; между тем как есть люди, которые целый век трудятся и не стремятся к тому, чтобы из труды были отличены. Об этом он прекрасно сказал в басне "Орел и Пчела". Он говорит, что счастлив тот, кто несет высокую обязанность, но как безгранично добродетельная душа и того, кто подобно пчеле, трудится в неизвестности и не ищет себе похвал, но довольствуется уже только тем, что трудится для общей пользы.

Слова этой басни - говорит Гоголь - останутся вечным доказательством, как благородна была душа самого баснописца. Благородная душа Крылова не могла не скорбить, видя, как многие попирают закон, просто как бы торговали им, наблюдая только свои собственные выгоды. Это заставляло правительство прибегать к крутым мерам, но и это не помогло. " ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)

"В самом понятии об Орле и Пчеле нет ничего комического или забавного, потому что один служит изображением могущества, а другая — тру­долюбия. Таким образом, все употреблено, чтобы оставить в душе читателя чувство, располагающее более к задумчивости, нежели к удовольствию. Кра­соты поэзии разительны. Изображение страха, кото­рый наводит Орел полетом своим на других живот­ных, верно и живописно." (П.А. Плетнев, из статьи "Письмо к графине С. И. С. о русскиз поэтах"


При этом Орел хвастливо рассказывает о том, как он умеет посеять страх среди животных и среди людей одним только своим появлением в небе.

Пчела же отвечает Орлу, что она не ищет какого-либо публичного признания своих трудов. Ей достаточно знать, что ее незаметный, скромный труд является частью единого большого дела.

Если хороши эти подвиги – его хвалят, нехороши – добром не помянут. Иного человека на малом месте и не увидят, а на большом обязательно заметят. Такая известность придает человеку силы, уверенности.

С другой стороны, любая полезная работа чрезвычайно почтенна, она и составляет основу всеобщего благополучия. Да, конечно, хвала тому, кто хорошо управляет, распоряжается доходами, войсками. Но, чтобы распоряжаться доходами, надо вначале добыть их.

В этой басне в качестве жизненного идеала показан труд на пользу людей и общества.

Крылов развивает мысль о том, что скромный труд на общую пользу должен каждому внушать уважение и оставлять в душе труженика отрадное сознание и чувство собственного достоинства.

Разговорная речь в басне


В теории и до Крылова допускался разговорный язык в низких жанрах, но Крылов намного удачнее своих предшественников воспользовался предоставленной возможностью, показав всю потенциальную поэтичность, выразительность просторечия. Оговоримся: Крылов сумел создать образ народной речи, не привязанной к определенному социальному слою.

Для того, чтобы изображать диалог, очень подходит вольный, т.е. разностопный, ямб, который обычно и используют баснописцы[4] Конец строки − это всегда пауза: в равностопном стихе паузы падают через равные интервалы, и он звучит монотонно.

Такая монотонность – свойство, а не недостаток: песне, декламации необходима особая интонация, отличающая их от обыденной речи. У вольного стиха в басне или комедии – другие задачи: передавать изменения интонации.

Здесь паузы на конце стихов, как и в живой речи, возникают не через одинаковые промежутки времени, но передают меняющийся темп речи и у хорошего поэта явным образом подчинены смыслу речи: что-то произносится скороговоркой, а что-то, напротив, выделяется.

А Миша на часах, да он и не без дела:У друга на нос муха села −Он друга обмахнулВзглянул −А муха на щеке − согнал − а муха сноваУ друга на носу. Стихи летают вместе с мухою.

Как известно, слова в русском языке в среднем достаточно длинные, и поэтому в русских стихах далеко не каждая ямбическая стопа действительно содержит ударный слог (такое было бы возможно только в языке, состоящем исключительно из двусложных слов). Такой пропуск ударения в стопе называется пиррихием.

Басня − один из самых древних литературных жанров − по своей природе находится на границе между искусством и не-искусством; не случайно с анализа басни начинаются многие труды по эстетике. Обычно считается, что первые басни – это конкретные случаи из жизни, которыми некогда в древности ораторы подкрепляли смысл своих речей.

Примолвить к речи здесь годится,Но ничьего не трогая лица:Что делом, не сведя конца,Не надобно хвалиться. этого никак не следует из басни. Синица затеяла такое дело, в котором она не только не свела конца, но и не могла начать начала.

И вот эти бессмысленные слова Крылов, несмотря на их бессмыслицу, реализует и заставляет читателя переживать как реальные в ожидании этого чуда.

Аллегория – это такое иносказание, в котором каждая деталь не самоценна, а подчинена общей задаче. Аллегория может быть расшифрована целиком, как ребус. В литературе нового времени найти примеры аллегорий достаточно трудно, аллегорическое мышление в литературе – свойство достаточно отдаленных от нас эпох (примерно до XVII века включительно).

Литература Нового времени стремится использовать не аллегорические, а символические, то есть многозначные образы, допускающие множество толкований.

Примеры аллегорий, хорошо знакомых современному человеку, легче, пожалуй, найти в изобразительных искусствах: в России XVIII – начала XIX века аллегорические изображения отвлеченных понятий встречаем на картинах, на барельефах, такие скульптуры украшали наши сады (например, Летний в Петербурге). Известная нам всем аллегория – изображение правосудия в виде женщины с завязанными глазами и с весами в руках. Здесь каждая деталь может быть расшифрована, причем совершенно определенным образом: повязка на глазах означает неподкупность, весы – справедливость и точность решений.

Хоть я и не пророк,Но, видя мотылька, что он вкруг свечки вьется,Пророчество почти всегда мне удается,Что крылышки сожжет мой мотылёк.

Вот, милый друг, тебе сравненье и урок:Он и для взрослого хорош и для ребенка,Ужли вся басня тут? − ты спросишь; погоди,Нет, это только побасенка,А басня будет впереди,И к ней я наперед скажу нравоученье.

Вот вижу новое в глазах твоих сомненье:Сначала краткости, теперь уж тыБоишься длинноты.Что ж делать, милый друг: возьми терпенье!Я сам того ж боюсь.Но как же быть? Теперь я старе становлюсь:Погода к осени дождливей,А люди к старости болтливей.

Крылов как баснописец


Крылов как баснописец

Жанр басни всегда был популярен в русской и мировой литературе.

Предшественников Крылова — Эзопа, Федра, Лафонтена — привлекала возможность иносказательно обличать пороки современного им общества, высмеивать его недостатки, поучать.

Это было обусловлено жанром басни. В русской литературе конца XVIII — начала XIX века известными баснописцами — предшественниками Крылова были Сумароков и Дмитриев.

Крылов-Баснописец вдохнул в древний жанр новую жизнь. Он, обращаясь к уже известным сюжетам, отбросил все лишнее, искусственное и придал басне живость, правдивость. Басни Крылова имели неслыханный успех.

Они явились совершенно новым явлением в русской литературе по отношению к басням Сумарокова, написанным в классических традициях, и к сентиментализму Дмитриева. Именно Крыловым было привнесено философско-историческое, социальное и нравственное содержание.

Басни Крылова были призваны представить конкретные пороки современной ему действительности, противоречия русской жизни, оценить ее с точки зрения народной нравственности.

Кроме того, новаторством Крылова в жанре басни была его удивительная меткость выражений, остроумие, лаконичность. Жуковский писал о баснях: «Здесь всякая подробность.

Автор нередко обыгрывал уже известные сюжеты, заимствованные у Эзопа или Лафонтена, но динамическое развитие событий, живой диалог, естественные ситуации еще более возвысили новатора Крылова.

Тематика басен — это результат реакции баснописца на исторические события, общественно-политические и социальные проблемы того времени. Крылов как баснописец осуждал все показное, лживое в мире. Он показал, как продажно и фальшиво общество, основанное на чинопочитании, корысти, обмане.

В ней рассказывается о дерзкой и опасной хищнице, творящей беззаконие, совершающей преступления, но все же оправданной лицемерными продажными судьями.

Автор говорит и о том, что ее не только не наказали, но и позволили дальше творить темные дела: “И щуку бросили — в реку.”

До конца жизни оставаясь человеком XVIII века, Крылов, как баснописец, чувствовал в себе отклики тех нравственных идей, которых придерживался в молодости.

Именно отсюда его частое желание поучать, предлагать свои способы избавления от социального зла, исправления пороков. Объектом почитания Крылова всегда оставался упорный труд.

…и тот почтен, кто в жизни скрытый,
За все труды, за весь потерянный покой,
Ни славою, ни почестьми не льстится,
И мыслью оживлен одной:

Что к пользе общей он трудится.

После провала у теоретиков-просветителей философской идеи о наступлении всеобщего царства разума Крылов обратился не к изучению человека и его индивидуальной психологии, а к его связям и отношениям с обществом.

В этой басне — намек Крылова на пустопорожность добрых намерений Воеводы. Желая отстоять справедливость, он выносит решение по жалобе овец на волков в пользу последних:
По шкуре, так и быть, возьмите, А больше их не троньте волоска.

И за мышами не ходить.

Министр внутренних дел Аракчеев был узнан в грубом невежде Медведе, председатель Департамента государственной экономики был изображен в лице энергичной, бессмысленно деятельной Мартышки, автор не обошел и министра народного просвещения — недалекого Завадского.

В целом басня отражала разногласия в Государственном совете и высмеивала его бездеятельных, никчемных членов.

Во всех баснях автор придерживался трех основных принципов: народности, демократизма и реализма.

Пчёлы и мёд в баснях И. А. Крылова


Если внимательно прочитать басни И. А. Крылова о пчёлах, то сразу становится понятно, какие человеческие пороки высмеивает автор. В баснях Ивана Андреевича показана хищническая практика социальных “верхов” и их паразитическая мораль.

Мне, пчеловоду, приятно осознавать, что пчела у Ивана Андреевича – положительный персонаж, представительница порядочных слоёв общества. В отличие от хищников, которые “богаты иль когтем, иль зубком”, она символизирует нравственное превосходство народных масс.

Один из самых почитаемых образов у Крылова – трудолюбивая пчела, за которой скрывается сам народ, а мухи, пауки – тунеядцы, расхитители народного добра.

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец XIX века. В баснях Крылова отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость, русский дух и характер. Многие выражения из басен Крылова стали пословицами, поговорками.

Безнаказанное казнокрадство, зло высмеяно Крыловым в басне “Медведь у пчёл”, где “надсмотрщик за ульями” – Медведь “потаскал весь мёд в свою берлогу”, и хотя “по форме нарядили суд” и Мишке дали отставку, старый плут прекрасно переждал зиму в тёплой берлоге…

Басни И.А. Крылова мы любим читать с самого детства. В памяти хранятся образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях. Басни Крылова – краткое содержание самых популярных произведений баснописца для читательского дневника.

Басню автор начинает моралью о том, что, сколько не предупреждай людей не поддаваться на гнусную и вредную лесть, льстец своими словами всё равно проберётся в любой уголок сердца так, что никто не сможет устоять.

Ворона где-то отыскав кусочек сыра, забралась на ель и решила вкусно позавтракать. Держа сыр во рту, как на беду, немного призадумалась. А тем временем, тут как тут, пробегала хитрая Лиса. Почуяла она сырный запах, остановилась и увидела ворону с сыром.

Не смогла Лиса удержаться от такого запаха и подошла тихонько, вертя хвостом, к дереву, на котором сидела Ворона. Не сводя глаз, стала восхищаться её красотой. Сладким голосом, чуть дыша, принялась льстить Вороне, рассказывая о том, как она хороша. Но чтобы заполучить сыр, нужно было как-то заставить Ворону открыть рот. И попросила хитрая Лиса своими льстивыми речами глупую Ворону не стыдиться и спеть, пообещав ей титул царь — птицы. У Вороны от таких слов закружилась голова, она и не подумала, что петь не умеет, от радости как каркнула во всё своё горло. Сыр выпал, а Лисе только это и надо было, она его схватила и убежала.

Басня учит тому, что не стоит верить льстивым речам, ведь льстец всегда преследует только свою выгоду.

Собрались как-то четверо друзей: Обезьянка, Козел, Осел, и Медведь, сыграть на музыкальных инструментах. Затеяли они сыграть Квартет, хоть таланта такого не имели.

Они взяли инструменты, достали ноты и принялись играть. Сидели музыканты на лугу. Ударили они и в скрипки, и в альты, и в баса, но толку нет. Мартышка подумала, что они не так сидят, поэтому музыка не получается. Она принялась всех рассаживать по определенным местам, и сама пересела.

Разместились звери, и опять смычками заиграли. Но удивительно, у них ничего не вышло, результат тот же. Теперь сказал, Осел, что надо рядышком всем сесть. Сели звери дружно в ряд, а Квартет опять не ладится. Начали друзья спорить, что, да как им делать и сидеть. Поднялся шум, гам, и на эту суматоху прилетел Соловей.

Обратились музыканты к сладкозвучной птице, чтобы он их рассадил правильно, а то Квартет не получается, хотя все инструменты, и ноты, имеются. Соловей ответил друзьям, что если нет ни слуха, ни голоса, рассаживай, не рассаживай – музыки не получится.

Басня учит нас заниматься своим делом, к которому есть талант и призвание. Обычно самоуверенные люди хватаются за все и сразу, даже если не способны это сделать. Ничего хорошего из этого не получается. Если твоя работа тебе по душе, и ты знаешь, как ее выполнить, это дело будет ждать успех.

За этим продвижением обоза со стороны наблюдает вторая героиня басни. Лошадь, которая смотрит за всем сбоку надсмехается и ерничает. Она бы сама сделала все намного быстрее и проворнее. Все что она может – это высмеивать свою подругу и раздавать ценные на ее взгляд советы. Ситуация меняется и теперь лошадке, которая так много советовала самой приходится впрячься в упряжку. Но что случилось практически сразу же? Обоз покатился на огромной скорости с горы, и резвая героиня басни ничего не могла с этим поделать – все горшки и посуда разбились и раскатились.

Как и во всех баснях, в этой тоже присутствует своя мораль. И она заключается в том, что со стороны давать советы всегда легче. Но когда ты сам оказываешься внутри ситуации, скорее всего ты наделаешь ошибок еще больше. Не стоит быть самонадеянным, пока на своей собственной шкуре не прочувствовал всю тяжесть происходящего.

Вот прошло лето и стрекоза осознала и ощутила на себе все последствия своей безалаберности. И что же пришлось сделать героине? Конечно же бежать к своему давнему другу и просить его о помощи. Но ведь еще в самом начале басни муравей предупреждал подругу о том, что нужно позаботиться о будущем а не веселиться и танцевать все свободное время.

Так и в жизни встречаются такие люди, которые не хотят задумываться о том, что их ждет впереди. Очень праздно проводя свою жизнь, они сильно удивляются, когда в конце наступают тяжелые времена. Все что они могут – это бежать к другим за помощью. Крылов пытается научить своей басней тому, что нужно всегда быть готовым ко всему, учиться трудолюбию и умению справляться с различными трудностями не за счет других, а исключительно своими силами.

Однажды по шумным улицам одного неизвестного города водили крупного слона, для показа, чтобы люди могли близко увидеть такое экзотическое животное. Для местных жителей подобное зрелище стало в диковинку, непривычно им было видеть такое большое и важное животное, идущее с ними рядом по одной улице. Толпы зевак увязались за бедным слоном.

Собачонка всё лает и лает, охрипла уже, а слон шёл себе спокойно вперёд и даже не замечал Моську. А тем временем Моська призналась соседке, что ей это придаёт силу духа, таким способом она хотела без драки попасть в большие забияки. Вот тогда другие собаки станут восхищаться и признают её сильной собакой, раз на слона не побоялась лаять.

Басня учит тому, что пустой показухой можно достичь желаемого, но со стороны это может выглядеть смешно и глупо.

Героями данной басни Крылова являются Мартышка и Медведь. Мартышка кривлялась перед зеркалом, что само по себе выглядело очень некрасиво. Видя себя со стороны Мартышка не могла признать того, что это именно она такая кривляка и решила, наверно это какой-то родственник. Пораженная всем увиденным она тут же поделилась своим впечатлением с Медведем.

Мартышка предложила ему посмотреть на эту рожу, отражающуюся в зеркале. В данном отражении она просила Медведя рассмотреть и согласиться с мнением о том, что это её кумушки имеют такой тоскливый вид. На это Медведь ответил, что прежде чем сваливать вину на других, следует обратить внимание на себя. Однако такой невежде, какой была обезьяна, данный урок Медведя не принёс никакой пользы и осталась она такой же необразованной.

Автор произведения высмеивает глупость, и нежелание прислушаться к мнению других.

Басня учит тому, что перед тем как обвинять других, надо уметь признавать и свои ошибки.

Очень краткое содержание басен Крылова

Несколько сжатых пересказов знаменитых басен Крылова.

Приносят мастеру ларец, пришел механик и попробовал его открыть, но не получилось, а он просто открывался.

Мораль: Не нужно осложнять свою здачу, так как ларчик открыть было легко.

Листы всем хвалились какие они красивые, но из земли послышался голос корней и сказал: “вы не кому сказать спасибо не хотите”, листья рассердились, а корни сказали: “не было бы нас, то не было бы и дерева и вас”.

Соловей очень хорошо умел петь, как то раз осел послушал его пение, всем понравился как спел соловей, а ослу нет и он сказал, что ему следует поучиться у петуха.

Мораль басни такова, что судьей зачастую становится тот, кто судит без знания дела, и потому нельзя принимать за чистую монету подобные суждения.

Басни Крылова про волка

В этих баснях один из главных героев – волк.

Главный герой басни – волк – однажды за трапезой совершенно случайно подавился косточкой. Она так плотно застряла у него в горле, что возникла настоящая угроза того, что дикое животное погибнет из-за этой ерунды. На его везенье мимо проходил журавль, который увидев неладное тут же поспешил на помощь. Волк взмолился о том, чтобы журавль незамедлительно вытащил косточку и этим спас жизнь.

Журавль, будучи добрым и жалостливым, заснул свой клюв практически полностью в пасть волку, вытащил злополучную кость и на хотел услышать хотя бы слово благодарности за проделанную работу. Но что же он получил в ответ от наглого и самоуверенного волка, который еще несколько мнут назад погибал? Да ничего хорошего. Хищник предложил птице исчезнуть с глаз долой, пока еще цел. Вот так отблагодарил он своего спасителя.

Однажды маленького ягненка одолела жажда. Он пошел к ручью, чтобы испить водицы. Недалеко от водоема пробегал волк. Он был очень голодным. Хищник заметил ягненка, и решил им пообедать.

Волк мог сразу съесть добычу, но это было бы слишком просто. Зверь приблизился к ягненку и стал упрекать его в том, что он загрязняет воду. Якобы это питье волка, а ягненок залез туда своим грязным рылом. Ягненок ответил ему, что стоит ниже по течению, поэтому не может чем-то загрязнить водоем.

Волк подумал, подумал, и сказал, что ягненок обидел его прошлым летом. Ягненок ответил, что это не мог быть он, так, как он еще даже не родился. Хищник сказал, что если это был не он, значит, это были родственники ягненка. Ягненок сказал, что нет у него родных. Волк стал искать разные поводы, по которым он мог быть сердит на ягненка, на что тот находил оправдания.

В итоге волк разозлился, и сказал, что страшно хочет есть, и поэтому ягненку не поздоровится. С этими словами он схватил свою жертву и поволок в лес.

Эта басня раскрывает всю силу власти и немощность простого народа. Волк – это власть, а ягненок, простой человек. Как бы он не старался, переубедить власть ему не удалось. Волк воспользовался своим могуществом и решил дело в свою пользу. Так же бывает и в нашей жизни.

Ночной порою, серый волк решил забраться в овчарню. На улице было темно, и бедолага не понял, как он перепутал хлевы. Вместо овчарни, хищник очутился в псарне.

В псарне почуяли зверя, и начался лай и полная неразбериха. Волк осознал, что попал совсем не туда, куда хотел. Ему стало страшно, но надо было искать выход из положения. Псы готовы были разорвать хищника. Не сладко пришлось серому, это ж надо было так опростоволоситься.

Волк думал, думал и сказал, что пришел мириться. Ему надоело вечно враждовать с собаками, и хотелось бы заключить перемирие. Псы и волки, давние сородичи, которым не пристало воевать. Волк клялся больше не трогать местные стада, а напротив, защищать на пару с псами. Хитрец называл заклятых противников друзьями. В общем, из кожи вон лез, чтобы его отпустили.

Серому хищнику не дал договорить седой Ловчий. Он сказал, что волкам верить никогда нельзя, и спустил на него свору гончих псов.

Басня учит внимательнее относиться к окружающим, иногда люди очень много лгут, ради своей выгоды. С такими, нужно быть аккуратнее. И глазом не успеете моргнуть, как они наделают глупостей, в ущерб вам. Таких личностей полно в нашем мире, и лучше держать таковых на расстоянии.

В этой басне Ивана Андреевича Крылова рассказывается о трех животных – вернее, о птице, рыбе и раке – Лебеди, Раке и Щуке. Однажды эта троица решила помочь тянуть повозку с вещами. Но, из-за того, что Лебедь хотел передвигаться по небу, Рак мог идти только назад, а Щука плыть по воде, они все тянули в разные стороны. И, так как повозка в таком случае не могла двигаться, у них ничего не получилось.

Свинья, под огромным дубом, которому уже не одна сотня лет, поела вдоволь желудей. После такого хорошего и сытного обеда, она завалилась спать, прямо под этим же деревом.

Хорошо отдохнув, свинья проснулась. Почти сразу она принялась подрывать корни дуба своим рылом. Ворон, который сидел вверху на ветке, предостерег глупую, он сказал, что нельзя обнажать корни дуба, иначе дерево может засохнуть.

Свинья ответила, что ее не волнует судьба дерева, пусть сохнет, ведь от него мало проку. Ей хочется лишь, чтобы были желуди, от которых она жиреет.

Дуб от ее слов рассердился, и сказал, чтобы она подняла свое тупое рыло вверх, и посмотрела, откуда берутся желуди.

Многие люди не видят дальше своего носа, не слушают окружающих. Они руководствуются только своим мнением, считая его правильным. Они не способны понять, что такое хорошо и плохо. Они не могут поднять голову вверх, чтобы познать истину.

Басня учит не равняться на таких бесцеремонных личностей. Человек, хоть и должен иметь свое мнение, но в первую очередь, он обязан подчиняться здравому смыслу. Нужно смотреть вокруг, и отвечать за свои действия. Людям следует вести себя так, чтобы не нанести вреда остальным гражданам, природе или же, животным.

Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Используйте краткий пересказ, чтобы написать сочинение на тему “Басни Крылова”. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Читайте также: