Краткое содержание оперы акпатыр

Обновлено: 05.07.2024

АКПАТЫР(Акпатыр-чочой) (д.Кетек –Мучаш, 16-й век, ныне Малмыжский район Кировская область)

Легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант.

Вначале служил возничим и телохранителем у татарских мурз Шихбабая и Казаклара (по другой версии – Нурзы). Владел русским и татарским языками, умел улаживать конфликты и старался жить в мире и дружбе с соседями. Впоследствии принял православную веру и служил русскому царю.

Похоронили АКПАТЫРА по его завещанию в поле у деревни Кетек-Мучаш (Большой Китяк) Малмыжского района Кировской области, в том месте, куда упала специально пущенная им стрела. На могиле посадили березу, которая считается священной. После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её. Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар. В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру (скульптор С.ЯНДУБАЕВ). С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

Акпатыр

Первая национальная опера Республики Марий Эл. Премьера первой постановки оперы состоялась 5 апреля 1963 года.

Действие происходит в дни восстания под предводительством Пугачева. Клятву верности делу борьбы приносит марийский богатырь Акпатыр. Но повстанцы отступают, народ в замешательстве. Акпатыр умирает от предательского выстрела в спину. Умирая, Акпатыр призывает присоединиться к русскому народу.

Самая сильная сторона оперы – это ее легендарное, эпико-романтическое начало. Это народные хоры, ожидание и встреча Акпатыра народом, клятвы верности родному краю, красочное воплощение народных обрядов в сцене свадьбы, тема народной песни.

Лето 1774 года. Двор старосты Пекеш Сави. Девушки-батрачки вышивают свадебный наряд для дочери Сави Марфы. Среди них Эвика. Она поет о тяжелой своей судьбе, подруги разделяют ее горе.

Услышав печальную песню девушек, останавливается прохожий − слепой гусляр-сказитель.

С тяжелой работы возвращаются батраки. Дни и ночи они корчуют лес, расширяют хлебные поля Сави, но сами голодные. Они просят у Сави хлеба, свободы, но разгневанный хозяин прогоняет батраков снова на работу.

Трудно приходится и Эвике. Дочь Сави, Марфа, всячески издевается над ней. Одна надежда у Эвики – это ее любимый Эвай – такой же батрак. Увидев Эвая, Эвика на мгновенье забывает о горестях жизни и готова бежать с ним на край света. Но не нравится Марфе, что батрак и батрачка любят друг друга. Она старается соблазнить Эвая, но Эвай любит только Эвику.

В глухом лесу у реки Илеть расположился лагерь повстанцев. Среди них Эвай, сбежавший от Сави. Он тоскует по любимой Эвике. Акпатыр подбадривает Эвая. Эвай сообщает Акпатыру, что в деревне готовится свадьба: Сави выдает дочь замуж. Удобный случай пойти на свадьбу и вызволить Эвику из неволи.

В стан Акпатыра приходит торговец Ямай и просит принять его в войско. Повстанец сообщает, что прибыл посланец Емельяна Пугачева казак Носков с подкреплением. Повстанцы дружески встречают их. Они привезли вооружение и добрую весть о борьбе народов России за свободу. Повстанцы ликуют. Акпатыр дает клятву бороться за освобождение своего народа.

Во дворе Пекеш Сави свадьба в разгаре. Марфа выходит замуж. Гости пляшут, веселятся.

Раздаются выстрелы – народ встревожен. Сави успокаивает гостей, утверждая, что царские войска идут громить Акпатыра и что надо бы их встретить хлебом-солью.

Появляется Акпатыр с повстанцами. Он призывает народ встать в ряды борцов за свободу. Сави возмущен!

Акпатыр рассказывает народу о том, как его насильно отдали в солдаты вместо Сави, а жена и дочурка остались одни в деревне. Он требует, чтобы ему показали Эвику. Одна из батрачек знала, где она спрятана. Эвай уходит за ней. Приводят избитую Эвику, в которой Акпатыр узнает свою дочь. Марфа не в силах видеть счастье Эвики и Эвая. В страшной злобе, из ревности она бросается на Эвая, но Эвика заслоняет его собой. Марфа ранит ее.

Акпатыр приказывает увести семью Сави, дом сжечь, землю раздать народу.

Лагерь повстанцев. Эвика поправилась от раны. Появляется Ямай и пытается овладеть ею. Девушка прогоняет его. Ямай обижен и решает отомстить.

Эвика и Эвай клянутся навсегда сохранить любовь и верность. Ямай подслушивает их и решает выдать Акпатыра царским палачам.

Появляется взволнованный Носков и сообщает, что Пугачев отступает. Акпатыр и Носков решили вступить в неравный бой с царским войском. Начинается бой. Редеет войско Акпатыра…

Ямай, желая отомстить, стреляет в Акпатыра. Смертельно раненый Акпатыр призывает повстанцев присоединиться к русскому народу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

85 лет со дня рождения композитора Эрика Сапаева - автора первой марийской о.

Описание презентации по отдельным слайдам:

85 лет со дня рождения композитора Эрика Сапаева - автора первой марийской о.

Ты прожил жизнь Короткую, как песня. Ее на белых крыльях птицы унесли Но сем.

Ты прожил жизнь Короткую, как песня. Ее на белых крыльях птицы унесли Но семена, что обронил ты в землю, Весною ранней в душах проросли… Земля марийская талантами богата, Как полевой цветок они красивы и скромны, Проникновенной песней ты остался В памяти народной Эрик Сапаев – певец родимой стороны. Л. Михайлова Эрик Сапаев 1932-1963

Эрик Сапаев – композитор, с чьим именем связано рождение первой марийской оп.

Отец композитора – сапаев Никита Никифорович Отец Эрика, Никита Никифорович.

Отец композитора – сапаев Никита Никифорович Отец Эрика, Никита Никифорович Сапаев, педагог по профессии и призванию, будучи партийным работником, занимая административные должности, ярко проявил свои организаторские способности. Выходец из семьи крестьянина-середняка, рано оставшийся без отца, он, благодаря своему упорству и труду, прошел путь от учителя небольшой деревенской школы до второго секретаря Марийского обкома партии. Но судьба его была трагичной: в ноябре 1937 года он был арестован.

После репрессии мужа, Вера Евдокимовна Сапаева вместе с детьми переехала на.

После репрессии мужа, Вера Евдокимовна Сапаева вместе с детьми переехала на его родину, в деревню Чобыково Новоторъяльского района. Здесь Эрик пошел в школу, стал активно участвовать в школьной жизни: художественная самодеятельность, оформление стенгазет, написание лозунгов. Но любимым его занятием всегда было чтение.


В детстве Эрик самостоятельно научился игре на скрипке, гармони, балалайке.

В детстве Эрик самостоятельно научился игре на скрипке, гармони, балалайке, бойко исполняя на них марийские мелодии. А народные песни он слышал от матери, знавшей их большое множество.

После седьмого класса, твердо решив продолжить дело отца, поступает в Новото.

После седьмого класса, твердо решив продолжить дело отца, поступает в Новоторъяльское педагогическое училище. Но зимой 1948 года судьба Эрика круто меняется. Имея хорошие музыкальные данные он поступает в музыкальное училище без музыкальной подготовки. Эрик стал сочинять песни на тексты марийских поэтов. Он всегда приносил на уроки и показывал новые сочинения своему учителю.

Основным жанром творчества Сапаева в училищные годы была песня. Именно тогда.

Летом 1953 год Союз композиторов и Министерство культуры направляют Э.Сапаев.

Летом 1953 год Союз композиторов и Министерство культуры направляют Э.Сапаева на учебу в Казанскую Государственную консерваторию. Тогда он понял главное: композиторское творчество - это дело его жизни, но требующее постоянного кропотливого труда без ожидания сиюминутного признания или успеха.

Вокальные жанры по-прежнему занимают в его творчестве ведущее место. И вот в.

Дипломированным специалистом в 1958 году Э.Сапаев возвращается в родное музы.

Акпатыр- первая марийская опера 5 апреля 1963 года вошло в историю культур.

Действие первое

Гусляр срывает повязку с глаз и называет свое настоящее имя - акпатыр

Гусляр срывает повязку с глаз и называет свое настоящее имя - акпатыр

 действие второе

 Клятва Акпатыра

 действие третье

 действие четвертое

Народ прощается с акпатыром и прославляет его на веки

Народ прощается с акпатыром и прославляет его на веки

Спустя время после кончины композитора, он был удостоен звания Лауреата прем.

Спустя время после кончины композитора, он был удостоен звания Лауреата премии Марийского обкома комсомола им. О. Ипая (1968) и Лауреата Государственной премии Марийской АССР (1970).

имя Ерика Сапаева присвоено театру оперы и балета в г. Йошкар-Ола (с 1994 года)

имя Ерика Сапаева присвоено театру оперы и балета в г. Йошкар-Ола (с 1994 года)

Зрительный зал Марийского Республиканского театра оперы и балета им. Эрика са.

Зрительный зал Марийского Республиканского театра оперы и балета им. Эрика сапаева

Вот уже 20 лет Новоторъяльская Детская Школа искусств носит имя Эрика Сапаева

Вот уже 20 лет Новоторъяльская Детская Школа искусств носит имя Эрика Сапаева


Краткое описание документа:

Презентация предназначена для использования национально-регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности для учащихся 6-8 классов. В презентации ведется рассказ об основоположнике Марийской профессиональной музыки Эрике Никитовиче Сапаеве. О трагедии в его семье, о его становлении как музыканта и композитора. Ведется рассказ о его первом крупном произведении опере "Акпатыр",ставшей первой марийской оперой.



Справка SmartNews

Действие оперы происходит в период восстания Емельяна Пугачева. Клятву верности делу дает и марийский богатырь по имени Акпатыр. Однако повстанцы отступают, а марийский богатырь умирает от предательского выстрела в спину. Умирая, Акпатыр призывает марийцев присоединиться к русскому народу.

Особое место в опере имеет сцена свадьбы. Вот где зрители и знатоки истории национального костюма могут насладиться красочностью нарядов и обрядов марийского народа.



Наиболее полно колорит марийских костюмов представлен в большой сцене свадьбы. К тому же на сцене можно увидеть костюмы и повстанцев, и бедных батраков, и богачей — словом, широкий спектр нарядов того периода времени.

Герой оперы — богатырь Акпатыр — хорошо знаком жителям марийского края. Если верить преданиям, именно он организовал для марийцев первую школу. В народе он был известен как лекарь — умел исцелять болезни с помощью родниковой воды. После смерти Акпатыра похоронили в Малмыжском районе Марийской Республики. НА его могиле стоит памятник. Это место очень почитаемо местными жителями — в тяжелые моменты жизни сюда приходят люди с просьбами о помощи.

Читайте также: