Краткое содержание неравный брак загоскин

Обновлено: 05.07.2024

Библиография:

I. Полное собр. сочин. З., с биографич. очерком и перечнем всего им написанного, вышло в 1889, в СПБ., в 7 тт.; новое изд. т-ва М. О. Вольфа вышло в 1899—1901, в СПБ., в 10 тт.

III. Мезьер А. В., Русск. словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Гиппиус В., Гоголь, Л., 1927.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Михаил Николаевич (1789, с. Рамзай Пензенской губ. – 1852, Москва), русский прозаик, драматург.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Двое молодых людей любят друг друга, однако бедность вынуждает девушку выйти замуж за богатого помещика. Через некоторое время старик умирает, а молодая богатая вдова выходит замуж за любимого.

За минуту

Двое молодых людей — красавица Лиза и небогатый дворянин Эраст, искренне любят друг друга. Но семья девушки испытывает большие финансовые затруднения. Многочисленные родственники вынуждают бедную Лизу выйти замуж за богатого, но старого помещика Славолюбского. Но надежды родни невесты на роскошную жизнь не оправдались — новоиспеченный зять оказался на редкость жаден и скуп.

На свадьбе происходит объяснение между Лизой и Эрастом. Свадьба заканчивается тем, что свидетелями сцены становятся муж молодой женщины и съехавшиеся на свадьбу гости, после чего Славолюбский заперся в своем кабинете, осыпая проклятиями Эраста и свою неверную супругу.

Всю супружескую жизнь помещик терзается муками ревности и не находит себе покоя. Через некоторое время старик умирает, оставив все имущество в наследство жене. Молодая вдова, недолго думая, выходит замуж за прежнего возлюбленного Эраста.


Москва и москвичи. Любящим свой город и тем, кто любит Москву на расстоянии. (фото)

Михаил Николаевич Загоскин, сборник "Избранное", Издательство "Правда", 1988 год. Сейчас это издание можно купить за 200 рублей в букинистических магазинах.


В сборник произведений известного русского писателя М.Н.Загоскина (1789-1852) включена его "малая проза": повести "Неравный брак", "Вечер на Хопре", рассказы и очерки из цикла "Москва и москвичи". В воспоминаниях современников (С.Т.Аксакова, Загоскина-сына, М.А.Дмитриева и др.) перед читателем открывается своеобразная личность М.Н.Загоскина.




На счет известности писателя, большое преувеличение. Я опросила свое окружение, филологов, правда, в нем нет, но всё же не совсем уж тунда. Математики и программисты тоже много читают, но другую литературу. Увлекающихся нашей классикой не нашлось, кто-то фамилию автора вспомнил, но не назвал ни одного произведения, кто-то перепутал с Замятиным (Замятин Евгений Иванович, 1884-1937 гг.)

А вот "Москва и москвичи", больше известна книга Владимира Гиляровского, как бы историческая справка о московской жизни, тоже весьма интересная. М.Н.Загоскин постарше будет, а значит начал этот цикл он, хотя, конечно, тема настолько увлекательная, что у каждого поколения должен быть свой биограф.


Хочется, конечно, порекомендовать всем. Произнести пламенную речь об истории, корнях, культуре и т.д. Но, промолчу. Всё это банально и бессмысленно. Каждый читает ту литературу, что ему интересна, в какую сторону "повернут радар", к тому и будет тянуть, впрочем, это относится ко всему.

Михаил Николаевич Загоскин - классика. Вы любите Бунина,Толстого? Да? Тогда эта книга для Вас. Нет? Увы, ни повести, ни очерки о Москве не спровоцируют внезапного приступа симпатии.

Прекрасный русский язык, непривычные сейчас обороты речи, стиль повествования. А сколько мелочей, чисто исторически справочных о столице, как всё было тогда, когда никого из нас не было.

Вы, например, знаете, что простой русский люд любил проводить время. на кладбище? Гулять, чай пить? А такое было. Или что имя Иван, было популярно среди простого народа и в Москве извозчиков называли Ваньками.

Как красиво и с любовью автор описывает красивейшие места своего города, но не заискивает и не пропускает неприятное, потому как нет белого, без черного и трезвомыслие, отсутствие идеализации чего бы то ни было, показывает человека с ясным умом, честность для которого не пустое слово, а правило жизни.



"Неравный брак" (не забываем что это произведение 1830-х годов):



Пояснения и указатели:




Рекомендую, сама в восторге, прочитав, уже хочу перечитать ещё раз и погулять по Москве, посмотреть на нее глазами Михаила Николаевича Загоскина.

Было время, когда от своих знакомых приходилось слышать, мол, делать в наших художественных галереях нечего и смотреть там тоже не на что. Я, конечно, осознавал, что Лувром, Уффици или Эрмитажем белорусы не обладают, но пытался доказать: в наших музеях хватает достойных произведений со своей историей, легендами и скрытыми культурными кодами. Вы тоже не верите? Сегодня мы запускаем постоянную рубрику, в рамках которой вместе с экспертами каждую неделю будем на пальцах разбирать одно из любопытных произведений искусства, находящихся в белорусских музеях.

Был ли Пукирев известным художником?


Что изображено на полотне?

Есть несколько гипотез, почему Пукирев взялся за эту тему. Вот некоторые из них.

  1. Идею подсказал приятель Пукирева художник Петр Шмельков.
  2. Друг Пукирева Сергей Варенцов был влюблен в Софью Рыбникову, которую родители отдали за богатого купца Андрея Карзинкина. Разница в возрасте между ними составляла 13 лет. Жизнь сложилась так, что Варенцов вынужден был присутствовать на венчании возлюбленной в качестве шафера. Первоначально художник изобразил Сергея на картине, но из-за гнева друга полотно пришлось переделать.
  3. Художник сам оказывался в подобной ситуации, о чем даже писал известный журналист Владимир Гиляровский. Родители девушки в итоге предпочли Василию более обеспеченного жениха.

Кого написал художник?

Всего на полотне можно увидеть 11 человек. Часть из них — это реальные люди, жившие в одно время с Пукиревым.

  • Невеста. В 2002-м работники Третьяковской галереи получили достоверную информацию, что это Прасковья — та самая возлюбленная художника, которая стала супругой некоего обеспеченного старика. Свою жизнь она закончила в богадельне. Но, как считает Солодкий, речь идет не о бедняцком приюте, а о пансионате для богатых и одиноких дам.


  • Задумчивый мужчина, стоящий за спиной жениха. Это ремесленник Гребенский. Он обещал Пукиреву сделать для картины необычайно красивую раму и, возможно, таким образом хотел оказаться среди персонажей произведения.


  • Бородач со скрещенными руками. Это автопортрет самого Пукирева. Изначально на этом месте был изображен друг художника, но, как мы говорили выше, его изображение пришлось заменить. В итоге мастер написал себя.


  • Мужчина слева от Пукирева. Так художник изобразил своего друга, художника Петра Шмелькова. Он был известен в первую очередь как карикатурист. Его работы находятся в фондах Третьяковской галереи и Русского музея.

Что касается личности жениха, то она, как считают исследователи, сборная. Что-то было взято от определенных помещиков и от внешности повара, работавшего в семье Варенцовых.

А как трактовать другие символы на полотне?

К примеру, на пожилом женихе изображен орденский крест Владимира II степени и соответствующая ему звезда. Такую награду в России вручали за долгую и беспорочную службу государству. Если современному зрителю этот знак на картине ничего не скажет, то во времена Пукирева одной такой детали хватало, чтобы понять на картине изображен состоятельный человек.


Кроме того, у полотна есть мистические трактовки.

— Рассказывают, что, дескать, на картине представлены сразу три невесты пожилого мужчины. Ведь кроме девушки на холсте можно увидеть еще двух старух. И некоторые утверждают, что Пукирев таким образом показал умерших жен старика, с презрением глядящих на бывшего мужа, — говорит Дмитрий.


Почему картина вызвала фурор?


Илья Репин писал, что Пукирев этой работой знатно попортил кровушки пожилым генералам.

В Минске находится оригинал или копия?

Оригинал находится в Москве в Третьяковской галерее, в Минске же висит авторское повторение. Как оно оказалось в Беларуси? С этим связана любопытная история.

Солодкий считает, что шедевр определить сложно. Обычно время само расставляет все по своим местам, и у каждого поколения шедевры свои.


— Но давайте задумаемся, что совершило данное произведение? — предлагает Дмитрий. — Оно повлияло на реальные судьбы людей, развитие истории неравных браков. Эта картина вписана не только в личный опыт художника, но и в события, происходившие вокруг. Данное полотно жемчужина критического реализма, одно из самых узнаваемых произведений второй половины позапрошлого века. И, на мой взгляд, оно подходит под определение шедевра.

Увидеть картину можно ежедневно (кроме вторника) в Национальном художественном музее. Произведение находится в коллекции русского искусства XVIII нач. ХХ века.

Читайте также: