Краткое содержание конкурса чтецов
Обновлено: 05.07.2024
Конкурс чтецов – одна из форм культурно - массовой и воспитательной работы .
Конкурсы чтецов могут быть посвящены юбилеям поэтов, литературных деятелей, юбилею
города и области, други м знаменательным и памятным, культурным, краеведческим и истори ческим
Конкурс чтецов - эт о отличная возможност ь для детей, подрос тков и молодежи проявить
свою творческую активность, развиваться эстетически , при общаться к лучшим отечественным и
мировым образцам художественной литературы и поэзии .
Существует определенная методика проведения п одобных мероприятий.
Необходимо создать рабочую групп у п о подготовке и проведению конкурса, составить п лан
подготовки к онкурсной программы. Очень важн о на п одготовительном этапе заручиться поддержкой
целевой аудитории и социальных партнеров, позаботиться о рекламе конкурса.
Затем необходимо подготовить конкурсную документацию :
Тщательно разработать пакет документов: положение о ко нкурсе , сценарий конкурсной
программы; образцы заявок для конкурсантов, оценочные листы на каждую возрас тную груп пу и
каждую представленную номинацию (по факту), общий оценочный лист, протокол з аседания жюри,
Составление положения конкурса – важная и трудоемкая часть работы.
Вначале необходимо указать полное н азвание к онкурса, какому событию, какой юбилейной
Форма конкурса чтецов зависит о т коли чества выбранных номинаций. Если конкурсные
номинации предполагают исполн ение сти хотворений и прозы, то форма конкурса будет зву чать как
Теперь подробно рассмотрим каждый пункт типового положения о конкурсе чтецов.
Цели и задачи конкурса указываются с учетом тематической направленности конкурса.
Необходимо указать т очное и полное официальное наименование органи зации. Наприме р,
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение доп олнительного образования города
В этом пунк те н еобходимо дать подробн ую и нформацию о точн ой дате, време ни и месте
проведения конкурса с точным указанием адреса учреждения, на базе которого состоится конкурс .
Общую координацию конкурса осуществляют сотрудники ответственные за
подготовку и проведение конкурса. В этом пункте указываются их ФИО и занимаемые
должности. Далее необходимо указать контактные телефоны для справок .
К участию в конкурсе могут допускаться все желающие. Необходимо заблаговременно
Например, целевая аудитория оценивается в следующих возрастных группах:
Для участия в конкурсе чтецов все желающи е должны в определенный срок п одать з аявку с
- Для учащихся образо вательных организаций (округа) города необходимо указать п олностью
фамилию, имя, отчес тво, возраст, класс, офиц иальное н азвание учебного з аведения, номинацию,
название и временные рамки исполняемого произведения, имя и фамилию его автора. Желательно ,
чтобы в заявках был и указаны конта ктные телефон ы участников на слу чай непредвиденных
ситуаций и для напоминания о дате и време ни конкурса .
- Каждый участник конкурса должен декламировать наизусть не более одного
стихотворения, логически завершенного отрывка из п розы, исполнять не более одной п есни
собственного или авто рского сочинения на свой выбор, строго соответствующих тематике конкурса
чтецов . Выступления участников могут быть индивидуальными и коллективными .
- Всем заинтересованным лицам необходимо сообщить о том, что организатор
конкурса не обладает и не предоставляет в пользование музыкальное
оборудование и инструменты (электрогитары, гитары, микрофоны, усилители и т. д.).
- Время одного выступления – не более 5 минут, иначе при большом количестве
выступающих временные рамки конкурса могут затянуться на неопределенное время, что
неизбежно вызывает утомление и потерю интерес а к происходящему, ка к у зрителей, так
- Руководителям необходимо особо р екомендовать проведение предварительного
прослушивания участников конкурса чтецов на местах с целью выявления качес тва подготовки и
соответствия выбранного репертуара тематике конкурса. Желательно присутствие на конкурсе
педагогов, классных руководителей, чьи учащиеся являются конкурсантами.
- Информация о дате проведения конкурса должна быть доведена до жителей
округа, города, социальн ых п артнеров и других заинтересованных лиц через средства массовой
информации , офиц иальный портал организации , элект ронную почту органи заций не поз днее чем за
Примерный перечень номинаций литературно - художественного конкурса чтецов :
1. Поэтическое произведение, соответствующее тематике конкурса.
Номера, выступления не соответствующи е тематической направленности конкурса не
6. ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУ ПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ
− Художественная и эмоциональная выразительность чтения и исполнения.
− Соответствие исполняемого произведения возрасту выступающего.
− Выступления участников жюри рекомендуется оценивать по десятибалльной системе (ход
− В каждой возрастной группе , в каждой ном инации жюри может определить три призера
(участники конкурса, занявшие 1 - е, 2 - е и 3 - е места соответственно) .
− Кроме того жюри может дополнительно вручить отдельным участникам конкурса дипломы за
творческий подход, исполнение с элементами театрализации, нестандартность выступления и т. д., в
Указываются занимаемые должности и наиме нования организаций, ФИО председателя и
остальных членов жюри , секретаря, который будет вести протокол совещания.
Внимание! На п оследнем листе п оложения указываются должность , ФИО его составителя.
Положение о конкурсе утверждает и заверяет руководитель учреждения – организатора конкурса.
Рекомендации по орг анизации работы жю ри: нужно заранее определиться с состав ом
жюри. Оптимальное количество состава жюри – от трех до пяти человек. В н его могут сходить
сотрудники учреждения, поэты и писатели, преподаватели театральн ых коллекти вов, педагоги -
филологи и т.д. Важно, чтобы среди приглашенн ых в состав жюри конкурса н е было
заинтересованных ли ц, чьи воспитанники либо учащиеся являются н епосред ственными участник ами
Церемонию награждения обычно п роводит председатель жюри. Для работы жюри
необходимо подготовить пакет документов: оценочные листы на каждую возрастную группу и
представленную номинацию , положение о к онкурсе (количество экземпляров должно
соответствовать к оличественному составу жюри, фамилии конкурсантов в оц еночных ли стах
указываются в алфавитн ом порядке ), общий оц еночный лист (1 экземпляр), протокол заседания
жюри (1 экземпляр), дипломы (по количеству призовых мест в каждой возрастной г руппе и в каждой
номинации), грамоты (по коли честву всех участников конкурса, не завоевавших п ризовые места) ,
подарки или призы победителям к онкурса. Призы, подарки, дипломы и грамоты должны находиться
Внимание! Дип ломы и грамоты заранее подписывает руководитель учреждения –
Реклама конкурса, работа с целевой аудиторией , другие организационные моменты .
Реклама конкурса (объявления, пресс - релиз и т. д.) должна быть гра мотно оформлена и
В ц елях рекламы желательно пригласить на мероприятие представителей местных С МИ и
составить для них п ояснительную записку, где кратко и грамотно отрази ть суть мероприятия. Итоги
конкурса должны быть оглашены че рез СМИ, Интернет - портал.
Продуктивным методом работы с аудитори ей является предварительное индивидуальное
собеседование с социальными п артн ерами и потенциальными участниками конкурса ,
Если количество участни ков конкурса состоит и з представителей разн ых возрастных групп
или превышает 30 человек, целесообразно провести конкурс в несколько этапов.
Необходимо тщательно продумать музыкальн ое оформлени е конкурсной программы,
подобрать необходимые видеоролики, создать тематичес кую слайдовую презентацию .
Ведущие конкурса должны з аблаговременно провести не менее трех репетиций своего
Накануне конкурса важно сделать необходимое коли чество телеф о нных звонков и еще р аз
напомнить конкурсантам и другим з аинтересованным лицам о дате, времени и месте проведения
Непосредственно перед началом конкурса еще раз проверить работу и ис правность
технических средств и оборудования , проветрить п омещение, убедиться в наличии нужного
количества посадочных мест. Установить ст ол для жюр и и разме стить н а нем пакет к онкурсной
документации, шариковые ручки. Приобрести одноразовые стаканч ики, питьевую воду в бутылках
Требования ФГОС предполагают :
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и в соответствии с ними я считаю, что проведение конкурсов чтецов и литературных праздников предоставляют большие возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности.
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.
Стихотворения влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.
Я считаю, что очень важно не только заучить с детьми стихотворение, но и дать возможность воплотить произведения художественной литературы в действенно звучащее слово.
Часто мы от родителей слышали, что их дети не читали стихи на утренниках. И нам приходится объяснять им, почему. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений. В свете требований ФГОС и активизации деятельности каждого ребёнка, в интересах его развития, в нашем саду стали традиционными литературные праздники и конкурсы чтецов. Они дают каждому ребёнку возможность для самореализации, позволяют продемонстрировать свои умения в выразительном чтении наизусть поэтических произведений.
Конкурсы чтецов, литературные праздники у нас были посвящены разным темам- временам года, творчеству одного автора- А. Л. Барто, С. В. Михалкову, Н. Н. Некрасову, К. И. Чуковскому, С. Я. Маршаку, знаменательным датам- 50-летию полёта Ю. Гагарина в космос, 65-летию Победы над фашистами и т. п. Мы стараемся подбирать интересные, высокохудожественные и понятные детям тексты, помня, что дети должны не только выучить стихи, но и услышать их.
Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам мы предлагаем для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже предлагаем ритмичные стихи (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, мы можем помочь им в этом именно таким "эмоциональным" подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который "сердцу ближе".
Конкурс чтецов проводим в одной группе, между детьми параллельных групп, а также между группами всего детского сада. Обязательно мы учитываем возрастные особенности детей. В составлении сценария включаем различные виды деятельности : подвижные игры, физкультминутки, речевые игры, восприятие музыки, музыкальные игры, исполнение песен, танцев, рассматривание репродукций картин художников, инсценировки, загадывание загадок, чтении пословиц, поговорок.
Произведения к конкурсу подбирают воспитатели, родители, при необходимости оказываем родителям помощь. Также мы учитываем интересы детей.
В состав жюри входят логопед, психолог, независимый представитель родительской общественности с параллельной группы. Заранее составляем положение о конкурсе, где обговариваются условия конкурса, критерии оценок, номинации награждения,приобретение или изготовление грамот, медалей и угощения. В таблицы вносим критерии оценок, фамилии, имена участников, автора и название произведения. Все участники конкурса поощряются -победителям вручаем грамоты или дипломы, а остальным чтецам медальки в разных номинациях.
Ребятам очень нравятся такие мероприятия, они становятся раскрепощёнными, не боятся выступать перед аудиторией, проявляя свои артистические способности. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.
Включение родителей в процесс подготовки и проведения конкурсов чтецов является важнейшим показателем установления доверительного делового контакта между семьёй и детским садом. Родители сами становятся заинтересованными в участии детей в конкурсах, учат стихи, готовят рисунки, принимают участие в оформлении,ждут, когда будет конкурс, приходят поддержать своих детей.
Конкурсы чтецов способствуют социализации детей, расширяют границы общения, а также доставляют радость от участия в общем деле.
Конкурсы чтецов и литературные праздники являются красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
После проведённых мероприятий дети и родители ещё и ещё тянутся к книге, учат новые стихи, открывают для себя новое, ждут новых конкурсов
Форма проведения: конкурс чтецов.
Данное мероприятие является актуальным, так как Конкурс проводится, с целью повышения интереса к чтению, расширения читательского кругозора, повышения грамотности детей, поиска и поддержки талантливых детей. В рамках конкурса участникам предлагалось прочитать отрывок из выбранного ими прозаического произведения, которое не входит в школьную программу по литературе. Время выступления не более 5 минут. Участников было достаточно много - 11 человек, что говорит о том, что педагогам, да и самим учащимся интересно участвовать в таком конкурсе.
Выступления участников отслеживало жюри, в состав которого вошли: директор МДОУ №20 Афанасьева Т.В., заместитель директора по ВиМР Саргсян Т.Г., музыкальный руководитель Рабская Е.В., учитель- логопед Ситникова А.В. и учитель –логопед Зверева Н.Б.
Члены жюри оценивали уровень исполнения поэтического произведения по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:
- интонационная выразительность речи ( динамика, выражаемая в ударениях; мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты );
- темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах;
- эмоциональная окраска речи, определяющая характер;
- правильное литературное произношение;
- использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений);
Воспитателями детского сада велась работа с детьми над выразительность и эмоциональностью исполнения стиховорения Игоря Мазнина "Давайте будем дружить друг с другом".
Результат работы — чудесное исполнение их юными чтецами, покорившими всех гостей мероприятия искренностью прочтения, неподдельным чувством любви к природе. Дети становятся более раскрепощенными, не боятся публичных выступлений, знакомятся с литературным наследием нашей страны, показывающим красоту родной природы.
Все участники конкурса чтецов серьезно подготовились, блестяще выступили, показав свое мастерство и оригинальность исполнения.
При подведении итогов жюри пришлось нелегко. После длительного обсуждения жюри огласило результаты, все победители были награждены грамотами и призами.
Дипломом III-степени награждена —Бунина Анастасия
Диплом II-степени получили — Бикинин Денис и Вагнер Константин
Дипломом I-ой степени удостоены — Лагутина Милана и Зиброва Кира
От всей души поздравляем и благодарим всех детей за участие в конкурсе чтецов, за их огромный труд и талант, а также их родителей, воспитателей и гостей конкурса за участие!
Читайте также: